Список литературы
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная психология», 2007. С. 72-73.
2. Шокурова Н.Ю. Развитие тактильных ощущений у детей // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международная научная конференция, 2015. С. 84-86.
3. ИгнатьевЕ.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения, 1956. С. 254.
4. Выгодский Л. С. Собрание сочинений // Воображение и его развитие в детском возрасте. С. 436-455.
5. ИваницкийМ.Ф. Школа изобразительного искусства. С. 114-115.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Имомов М.П.
ИмомовМусурмон Пирназарович - начальник отдела, отдел по внедрению в практику образовательных программ и передового опыта, Отраслевой центр по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена раскрытию вопросов и проблем, связанных с формированием профессиональной культуры у учащихся средних специальных профессиональных колледжей. Названы принципы, функции формирования профессиональной культуры у учащихся колледжей и показатели уровней их культурной воспитанности.
Ключевые слова: учащийся, преподаватель, колледж, специальность, культура, образование.
Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни является необходимым условием модернизации системы непрерывного образования, особенно среднего специального, профессионального образования. Именно возраст учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев является наиболее важным в становлении каждой личности, поэтому формирование профессиональной культуры у учащихся данных образовательных учреждений является актуальным.
Развитие и формирование культуры у учащихся необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами:
1) динамичности - создания эффективной практики передвижения учащихся в образовательном пространстве, включая признание периодов обучения в колледжах;
2) научности - усиления научной составляющей мобильности и привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;
3) гуманизации - психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессиональной культуры у учащихся;
4) культуросообразности - обусловленности обучения и воспитания учеников колледжей контекстом культур (мировой, региональной и национальной);
5) изучение учениками дисциплин, содержащих значимую информацию, с использованием современных методов и средств обучения и корректировки учебной программы;
6) функциональности - согласованности управленческих функций на всех этапах организации формирования профессиональной культуры у учащихся.
К функциям формирования профессиональной культуры у учащихся средних специальных профессиональных колледжей относятся:
1. Наднациональные функции:
- развитие интеграционных процессов в среднем специальном профессиональном образовании;
- поддержка и развитие международного рынка подготовки компетентных специалистов различных профилей;
- повышение эффективности трудоустройства выпускников колледжей в условиях глобализации международного рынка труда.
2. Национальные функции: повышение качества образования и конкурентоспособности республики в сфере образовательных услуг.
3. Институциональные функции, выделяемые на уровне конкретных образовательных учреждений: повышение престижности каждого учебного заведения; развитие информационно-
образовательной среды среднего специального учебного заведения; расширение учебных планов за счет включения в них дисциплин международного профиля, раскрывающих специфические черты профессиональной деятельности.
4. Персонализированные функции, выделяемые на уровне развития отдельно взятой личности: формирование индивидуальной образовательной траектории, новых знаний и компетенций; совершенствование уровня владения иностранным языком; ознакомление с зарубежной культурой и историей.
Показателями разных уровней культурной воспитанности являются: убежденность в достаточности своих знаний и умений; стремление к получению новых знаний на общем фоне достаточно сформированных умений; высокая культура, хорошие знания и умения [1, с. 9], что способствует повышению качества подготовки квалифицированных специалистов, владеющих профессиональной культурой.
Список литературы
1. ИльясовД.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров //
Вестник ТГПУ. Ташкент, 2010. Выпуск 2 (92). С. 30-34.
ВОПРОС КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Варга В.В.
Варга Велта Владимировна — старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются варианты использования вопросов на уроках усвоения новых знаний и закрепления умений.
Ключевые слова: вопрос - ответная форма обучения, активизация познавательной деятельности.
При всем разнообразии используемых на уроке приемов трудно себе представить обучение без почти обязательного компонента: вопрос - ответ. Вопросы ставятся и разрешаются самим преподавателем при объяснении учебного, материала, вопросы занимают центральное место в беседе, постановка вопросов сопровождает многие виды самостоятельных работ учащихся. Вопросы на уроке служат двум целям: проверить, насколько учащиеся усвоили знания, и побудить учащихся мыслить [1].
Поскольку обучение можно представить как постоянное решение учебных задач (в широком понимании этого слова), то вопрос можно рассматривать как почти обязательный структурный элемент любой учебной задачи. Это справедливо и в том случае, когда условие задачи «свернуто» и выступает неявно, в виде своеобразного «фона» (ранее изученный учебный материал, личный жизненный опыт и т.п.) к вопросу.
В дидактике известна классификация вопросов по сложности и характеру действий, которые выполняются при ответах на эти вопросы. Это могут быть, например, вопросы к задачам, в которых требуется:
1. определение понятий; формулирование законов и правил;
2. применение понятий, правил, законов с иллюстрацией на конкретных примерах;
3. раскрытие взаимозависимостей между явлениями;
4. изложение доказательств и вывод формул;
5. описание приемов расчета, испытаний;
6. описание приемов практических действий, и др.
В то же время целесообразно представить себе и несколько иную классификацию вопросов в зависимости от той психологической ситуации, которая возникает у учащихся в результате их постановки. Такая классификация представляет особый интерес, если учесть, что компонент обучения «вопрос - ответ» не должен рассматриваться лишь только в качестве контрольного инструмента, он должен играть основную роль и на стадии образования у учащихся системы представлений и понятий, при приобретении знаний и формировании умений.
Если на стадии контроля перед учащимися должны ставиться вопросы и решаться задачи разной сложности, разнообразного характера, способные вызвать различные ситуации, то на стадии