Научная статья на тему 'Воплощение национальной идеи в авторской песне'

Воплощение национальной идеи в авторской песне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ / ЮРОДСТВО / ОБЛИЧИТЕЛЬСТВО / БАРД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Янковская Оксана Вячеславовна

В данной статье автор пытается осмыслить идейные корни авторской песни общественно-культурного феномена советской действительности 50-70-х гг. XX века. Национальный стиль «борьбы» за справедливость, обличение зла является тем духовным исканием, которое объединяет авторскую пеню и юродство как культурно-исторический тип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воплощение национальной идеи в авторской песне»

УДК 374.7

Янковская Оксана Вячеславовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

ВОПЛОЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ

В данной статье автор пытается осмыслить идейные корни авторской песни — общественно-культурного феномена советской действительности 50-70-х гг. XXвека. Национальный стиль «борьбы» за справедливость, обличение зла является тем духовным исканием, которое объединяет авторскую пеню и юродство как культурно-исторический тип.

Ключевые слова: авторская песня, юродство, обличительство, бард.

Авторская песня - общественно-культурный феномен советской действительности 50-70-х гг. XX века, который продолжает традиции русской национальной культуры. Факты бытования авторской песни (охват многомиллионной молодёжной аудитории в эти годы, например) свидетельствуют о глубоких генетических корнях. Эти корни, на наш взгляд, нужно искать в традициях особой русской духовности, связанных с русским стилем жизни, отличающимся от западного.

Если попробовать определить общее, что могло бы связать, объединить авторскую песню с неким явлением или идеей из далёкого прошлого, вырисовывается специфический национальный стиль «борьбы» за справедливость, обличение зла. Бард Юлий Ким пишет: « В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно возникла мощная потребность в правде. Эта потребность в какой-то очень значительной степени была удовлетворена XX съездом партии и всем, что с ним было связано: не только разоблачением культа личности, но и некоторой свободой, которую получили все виды творчества и песенного - в том числе» [1].

Обратимся к юродству как жизненной идее, которая господствовала уже в Древней Руси. Юродство - уникальная духовная направленность в обществе, особый культурно-исторический типаж. Факт, что православная церковь чествует 28 юродивых, первым из которых был Исаакий Печерский, говорит о том, что идея продолжает жить в русском обществе.

В чём заключаются предпосылки объединения столь отдалённых во времени и несовместимых, на первый взгляд, явлений: юродства и авторской песни? Их объединяет идея, свойственная русскому обществу, - обличительство. Действительно, активная сторона юродства заключа-

ется в обязанности «ругаться миру», обличая грехи сильных мира («ты не князь, а грязь»), не обращая внимания на общественные приличия. Презрение к общественным приличиям, пишет А.М. Панченко [2, с. 87], составляет нечто вроде привилегии и непременного условия юродства, причём юродивый не считается с условиями места и времени, «ругаясь миру» даже в божьем храме во время службы.

Различают как бы две стороны юродства: пассивная и активная. Пассивная его сторона, «самопроизвольное мученичество», обращена на себя. Это аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти. Активная часть юродства - это, как мы уже говорили, обличительство. Две стороны юродства, активная и пассивная, как бы уравновешивают и обусловливают одна другую: добровольное подвижничество даёт юродивому право «ругаться горделивому и суетному миру». Но как только обличения «Христа ради юродивого» затрагивали интересы сильных людей или, что ещё хуже, «устои», положение юродивого становилось двусмысленным: теперь только от богобоязненности власть придержащих зависела его свобода и даже жизнь. Часто пускалась в ход уловка: обличитель объявлялся мнимоюродивым, лже-прорицателем, и его жизнь находилась в опасности. В.О. Ключевский на этот счёт имеет следующее мнение: «Духовная нищета в лице юродивого являлась ходячей мирской совестью, «лицевым» в живом образе обличением людских страстей и пороков, и пользовалась в обществе большими правами, полной свободой слова: сильные мира сего, вельможи и цари, сам Грозный терпеливо выслушивали смелые, насмешливые или бранчливые речи блаженного уличного бродяги, не смея дотронуться до него пальцем» [3]. Тем не менее, как отмечает А.М. Панченко, многих юродивых лишали жизни. Исследователь их под-

© Янковская О.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

47

вижничества указывает на юродивых Фёдора и Киприяна, последователей Аввакума, которых казнили. (1670 г, 1675г.)

Размышляя о природе этого уникального явления, А.М. Панченко предполагает, что юродство - одна из форм проявления интеллигентного и интеллектуального критицизма, поскольку тяготы подвига более или менее обеспечивали свободу высказывания. Исследователь объединяет по принципу типологических параллелей юродство - старинную традицию античного кинизма и, может быть, мусульманских дервишей.

Жизнь юродивого, как и жизнь киника, - это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, своего рода инверсия эстетических смыслов (прекрасного-безобразного). Это - возвращение к раннехристианским идеалам, согласно которым плотская красота - от дьявола. Несмотря на различия, оба феномена, на наш взгляд, близки в философском осмыслении жизни. Действительно, и киник, и юродивый стремятся достичь духовной свободы, их цель - благо, а благо не может зависеть от плотской красоты. Действительно, противоречивость образа юродивого выражается в обличении греха и в то же время - в опровержении общепринятого идеала прекрасного.

Тяготы юродства, его «безобразие» - это одновременно и плата за позволение обличать. В этом отношении юродивые могут быть сопоставлены с институтом шутов. Однако, шут лечит пороки смехом, юродивый провоцирует к смеху аудиторию, перед которой разыгрывает свой спектакль. Панченко обозначает тип общения юродивого с аудиторией как «спектакль одного актёра» [2, с. 89]. Но не смеяться надо зрителям, а плакать, рыдать - вот эффект, к которому стремится юродивый.

Если вспомнить песни Высоцкого, то многие исследователи склоняются к мысли, что он играл свои песни как актёр. Его песни отличались обличительным правдивым тоном, сатиричностью и даже жёсткостью: «Он был непримиримым противником какого бы то ни было застоя: социального, духовного, нравственного, творческого... Он высвечивал тёмные стороны человеческого бытия, заставляя увидеть в своих отрицательных персонажах «сильных мира сего» [4].

Отметим необычную черту в обличительстве юродивых. Панченко приводит некоторые эпизоды из жизни юродивого Саввы: этот человек умуд-

рялся совмещать «крайнее молчание» и обличи-тельство; он пользовался «языком жестов». Эта специфическая черта подчёркивает театральность юродства - качество, чрезвычайно важное при рассмотрении его в культурно-историческом контексте.

Момент лицедейства в подвиге юродства отразил протопоп Аввакум, когда рассказывает о споре со вселенскими патриархами на заседании церковного собора 17 июня 1667 г. Выражая презрение к церковному собору, Аввакум в то же время даёт понять, что праведность достигается не через «внешнюю мудрость», что совершенное богосознание может быть присуще «простецам» - в том числе и юродивым [2, с. 90-91].

Черты обличения общественных устоев наиболее ярко отразил бард Александр Галич. Е.Ев-тушенко называет песни Г алича «горькими, подчас ядовито саркастическими.» [1, с. 53]. Говоря о творчестве этого талантливого человека, необходимо остановиться на его трагичной судьбе. Одно из первых публичных выступлений Галича перед массовой аудиторией в Новосибирске с антисталинскими песнями привело к тому, что его исключили из Союза писателей. Все контакты Г алича с издателями, с театрами, с киностудиями были разорваны; бард оказался в общественной изоляции и вынужден был эмигрировать на Запад. Г алич противопоставил либеральным официальным позициям обличительную линию в творчестве.

Возвращаясь к идейным истокам явления, следует подчеркнуть, что многие юродивые были грамотными людьми. Например, книжным человеком был Серапион Синдронит, который побеждал в диспутах афинских философов. Андрей Цареградский любил читать и хорошо выучил чужой для него греческий язык. Был образованным Авраамий Смоленский, в монашестве инок Ав-раамий.

В нашем исследовании важно проследить логическую цепь, осознание которой необходимо для выявления национальных истоков интересующей нас проблемы. Основные звенья её таковы: юродство - пострижение - писательство. Таков путь юродивого Афанасия - инока Авраа-мия. Ставши монахом, Авраамий получил возможность сочинять. Последние годы его жизни заполнены неустанным литературным трудом. Обширность его наследия поразительна. Авраа-мий творил главным образом в прозе, но его ин-

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

тересовала и поэзия. Итак, Авраамий принадлежал к типу не только душевно здоровых, но и интеллигентных юродивых.

Связь юродства как идеи с обличительным пафосом русской литературы XIX века обнаружил А.М. Панченко в своих исследованиях. В своей последней статье «Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема» учёный подводит итог: «Итак, от царей нация отвернулась, святых меньше приобрела, чем потеряла. Остались поэты. И нация выбрала Пушкина» [5].

Таким образом, национальный стиль «борьбы» за правду, обличение несправедливости, зла характерны и для юродивых, и для русской литературы XIX, и для советской авторской песни XX века.

Библиографический список

1. Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сборник / Сост. Р. А. Шипов. - М.: Прейскурант-издат, 1991. - С. 5.

2. Инок Авраамий, он же юродивый Афанасий // Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. - Л.: Наука, 1973.

3. Ключевский В.О. Сочинения. Т. III: Курс русской истории. Ч. 3. - М., 1957. - С. 19.

4. Макарова Б.А. Литература. Высоцкий в школе: Материалы к урокам и внеклассной работе. 5-11 классы. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. -С. 46-47.

5. Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. - СПб.: ЗАО «Журнал «Звезда», 2008. - С. 3.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.