Научная статья на тему 'Воплощение идеи человеческого бессмертия в массовой культуре'

Воплощение идеи человеческого бессмертия в массовой культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССМЕРТИЕ / ЧЕЛОВЕК / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ФЕНОМЕН БЕССМЕРТИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красильников Владимир Анатольевич

В статье анализируется выражение идеи бессмертия человека в массовой культуре конца XIX начала ХХI в.в. Данный период, характеризуемый возникновением и развитием неклассического и постнеклассического научного знания, сопровождается появлением нового социально-культурного явления массовой культуры, трансформацией ее элементов в современную постнеклассическую научную эпоху. Результатом этой трансформации является актуализация проблемы человеческого бессмертия, в которой иррационалистическое начало массовой культуры под влиянием СМИ потеснило научное знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воплощение идеи человеческого бессмертия в массовой культуре»

творчество, культурные традиции с точки зрения энциклопедического свода правил, нравственных национальных и общечеловеческих принципов, норм, показавших успешный опыт в воспитании поколений [1]. Однако передача нравственных и эстетических норм плодотворна в том случае, когда она согласовано с основополагающими требованиями как общества в целом, так и потребностями молодого поколения. Для молодых людей актуальны потребности в самоутверждении, развитии творческих умений, общении. Педагог должен учитывать потребности учащихся, а также, пополняя багаж знаний и опыта, развивать новые, высокие потребности и идеалы.

Одним из эффективных инструментов развития и реализации потребностей молодого человека считается органичная взаимосвязь обучения с нравственными и эстетическими аспектами культуры. Потребность в чувственно предметном переживании бытия является врожденным свойством человека, а к деградации, духовной пассивности, эмоциональной черствости человека приводит именно неудовлетворение этой потребности. Мыслители Востока Абу Райхан Беруни [2], Мирзо-Улугбек, Аль-Фараби, и другие считали, что отсутствие правильного эмоционального развития обучаемого сводит к нулю любые старания педагога в передаче знаний и опыта.

В воспитании патриотизма, любви к Родине, социальной ответственности ключевую роль играет духовное богатство народов, проживающих на территории Узбекистана, их обычаи и традиции, знание истории, художественных произведений, памятников, письменности - всего, что обогатило мировую культурную сокровищницу, а также является свидетельством обширного духовного наследия нашего народа. Благодаря этим ценностям возникает любовь к родному краю, его историческому и художественному наследию. Особую роль играет устное творчество, которое по праву считается исторической памятью народа, передающейся из поколения в поколение и находящей свое отражение в эпосах, сказаниях, песнях, былинах [3].

По нашему мнению, необходимо возрождать национальные ценности естественным путем, через осознание национальной идентичности. Культурные традиции, духовное наследие народа на протяжении многих тысячелетий считались первоисточником духовного роста. И сегодня они являются важнейшим фактором воспитания молодого поколения в духе преданности своей стране и идеалам гуманизма.

Список литературы

1. Жалилов З. Воспитание студентов в духе национальных ценностей // International Scientific Review, 2016. № 2 (12). С. 237-240.

2. Умарова Р.Ш. Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44). С. 32-33.

3. Ахмедова Н.М., Хамидова Н.У., Алланазарова СХ, Бухорова МХ. Культурологический фактор в современном образовании // Проблемы современной науки и образования, 2018. № 5 (125). С. 90-93.

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССМЕРТИЯ В МАССОВОЙ

КУЛЬТУРЕ Красильников В.А.

Красильников Владимир Анатольевич - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, Набережночелнинский институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Набережные Челны

Аннотация: в статье анализируется выражение идеи бессмертия человека в массовой культуре конца XIX - начала XXI в.в. Данный период, характеризуемый возникновением и развитием неклассического и постнеклассического научного знания, сопровождается появлением нового социально-культурного явления - массовой культуры, трансформацией ее элементов в современную постнеклассическую научную эпоху. Результатом этой трансформации является актуализация проблемы человеческого бессмертия, в которой иррационалистическое начало массовой культуры под влиянием СМИ потеснило научное знание.

Ключевые слова: бессмертие, человек, массовая культура, феномен бессмертия, практическое бессмертие.

В неклассическую эпоху на фоне ослабления влияния религии, примиряющей людей с окружающей действительностью и отвечающей на основные мировоззренческие вопросы, стало очевидным, что с помощью рациональных методов познания не все проблемы бытия разрешимы. Наука предлагает обществу

различные, но часто взаимоисключающие гипотезы и теории. Они основываются на расчетах и подкрепляются доказательствами, но не претендуют на статус единственно верных и возможных [5, с. 18]. Не случайно У.Эко определил современную культуру как «Новое Средневековье» [11, с. 259]. В настоящее время стало очевидностью, что базирующийся на материализме рационализм, возможно, нуждается в логике мифа не меньше, чем архаическое сознание. В значительной степени, эта тенденция определяется неполнотой картины мира, предложенной сегодня наукой.

В культуре рубежа веков параллельно с процессами развития различных философских доктрин, обосновывающих или отвергающих идею бесконечного существования человека, весьма активно заявляют о себе исследования псевдонаучного плана. В конце 80-х годов XX века изучением «околосмертных переживаний» занимался врач и психолог Раймонд Моуди-мл. В центре его внимания оказалось сознание пациентов в моменты клинической смерти и комы. Психолог, в результате своих исследований пришел к умозаключению о наличии некой самостоятельной психической субстанции, продолжающей свое существование вслед за физической кончиной индивида. Иными словами, он полагает научно доказанным фактом существование жизни души после смерти [10, с. 47]. Американский психолог швейцарского происхождения Э. Кюблер-Росс также пришла к подобным выводам. Российский врач-психотерапевт С. Чупятова обосновывает идею переселения души, реинкарнации на основе энергетической природы духовных явлений [9, с. 163]. Исследователь Н.В. Ганина в своей работе делает вывод о том, что некоторое сходство переживаний людей, прошедших через клиническую смерть и взглядами на посмертное существование в религиозных учениях, не случайно [2, с. 7].

Однако официальная наука относится к подобным изысканиям довольно критично, указывая на тот факт, что «все исследователи описывают пограничное состояние, близкое к смерти, но никто - саму смерть» [8, с. 44]. Добавим, что в контексте постановки проблемы бессмертия справедливым является замечание П.С. Гуревича. Он высказывается о необходимости накопления материала для точных выводов, поэтому разные версии, в том числе и метемпсихоз, имеют право на научное обсуждение [3, с. 312].

Начиная с Х1Х-ХХ веков обширное распространение в зародившейся в данный период массовой культуре получают сонники, а хироманты, адепты черной и белой магии, колдуны, экстрасенсы, уфологии и астрологи пользуются большим доверием значительной части населения. Данные «деятели» довольно далеки от проблематики бессмертия, однако, в рамках нашего исследования представляют интерес, так как отражают общую картину готовности человека массового общества «кинуться в объятья» нового иррационалистического учения.

Алхимия, в ее классическом виде на фоне успехов химии, показала свою бесполезность, но сомнительные снадобья и эликсиры, распространяемые предприимчивыми дельцами, которые обещают крепкое здоровье и долголетие, по-прежнему имеют успех у рядового покупателя. Широкое распространение в современной массовой культуре получила т.н. «внутренняя алхимия». Химические вещества и сплавы, в отличие от классической алхимии, здесь трактуются по-другому. Внутренняя алхимия основывается на положении, что в результате специальных упражнений и медитаций поддерживаются некие установленные процессы в организме человека, за счет которых можно достичь долголетия или бессмертия. Это учение включает в себя компоненты йоги, дыхательной техники, цигуна, осознанный расход энергии, визуализации и ритуала - и, в целом, представляет собой интеграцию даосских и современных духовных практик. Приверженцы данного учения полагают, что «внутренняя алхимия» работает с внутренними веществами и невидимым миром, энергетическими меридианами и энергией, известной на Востоке как Ци.

На волне интереса к восточной культуре получают широкое признание в массах различные практики целительства - т.н. альтернативной и народной медицины, движений за здоровый образ жизни. Пожалуй, самой известной из них стала методика Поля Брэгга. Он выделял девять «докторов, которые ведут к долголетию»: свежий воздух, чистая вода, здоровое питание и т.д. Ключевым в его учении стала практика голодания, которой, по его словам, можно было вылечить практически все болезни и недуги. Но Брэгг был скорее бизнесменом от медицины, чем дипломированным медиком, а фальсификация с датой рождения, в результате которой он прибавил себе 14 лет, позволила привлечь больше приверженцев. Ярким пропагандистом его учений в современной России является всем известный телеведущий Геннадий Малахов, в рецептуру которого входят и такие сомнительные методы, как уринотерапия.

В СССР широкое признание получила система врача-кардиолога Николая Амосова, которую он воплощал и в собственной жизни. В основу его методики положены регулярные физические нагрузки, при болезни - вплоть до предельных, что противоречит рекомендациям современной официальной медицины. Известный хирург изучал их компенсаторские возможности и утверждал, что они оказывают омолаживающий эффект на организм.

ХХ век стал периодом создания и бурного развития псевдорелигиозных движений, сект и культов, имеющих на сегодняшний день сотни тысяч и даже миллионы адептов. До сих пор большая армия поклонников в нашей стране у такой неоднозначной фигуры, как Порфирий Иванов, который создал свою

50

школу-секту здоровья, в которой наряду со многими другими положениями, центральной утверждалась роль холода в лечении организма. Неошаманизм, саентология, учение Дона Хуана (К. Кастанеда), - лишь малая часть учений в составе массовой культуры. Многие из них мыслят себя в рамках альтернативы мировым религиям, а некоторым присущи собственные взгляды на проблемы достижения бессмертия.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что вера в иррациональные модели бессмертия необязательно является прямым следствием маргинализации и необразованности. Она представлена в разных социальных группах, в больших и малых городах, поселках [1, с. 82]. Как полагает Г.Л. Кертман, пристрастие к популярной астрологии является рационализированной стратегией в условиях непредсказуемости и высокого риска существования [4].

Сегодня средства массовой информации играют огромную роль в формировании мировоззрения населения. Они невольно способствуют распространению ненаучных мифов, укрепляя веру россиян в мистические учения и практики, - подчеркивает В.М. Рогозин [7, с. 45]. Востребованность изданий, освещающих мистические вопросы, сигнализирует о растущей мифологизации сознания современного человека. Сегодня практически каждая газета и журнал публикуют гороскопы, на их страницах часто встречаются объявления о приемах гадалок, шаманов и целителей, астрологов. Сетка вещания «первого мистического» ТВ-3 и РЕН ТО перенасыщена программами оккультного содержания и такого же рода художественным кино, постановочное шоу «Битва Экстрасенсов» на ТНТ, позиционирующее себя как серьезная заявка на освещение реальных событий, в самые рейтинговые дни собирает у экранов до трети телевизионной аудитории страны.

Не последнюю роль, особенно в мистификации массового сознания молодежи, играет интернет. В массовом тезаурусе значимое место начинают занимать жанры, где, по нашему мнению, пространство и время по оформлению подобно архаической культуре, явно разделяется на профанное и сакральное. В первом пространстве-времени - люди, в сакральном - герои, при этом человек сохраняет возможность вступить в вечность путем приобщения к сакральному через инициацию и включенность в виртуальный мир.

Конечно, можно все эти опусы считать неофольклором. Но есть существенное отличие. В массовой продукции отсутствуют оценочные суждения на тему бессмертия. Между тем, в классическом фольклоре к бессмертию стремятся и получают его преимущественно отрицательные персонажи. Зачастую подобные персонажи обретают его в результате сделки с силами зла. Они обращаются в такие непривлекательные образы, как: нежить, призраки, вампиры, живые мертвецы и т.п. Положительные герои, нередко, напротив, стремятся к бессмертию не для себя, а для других или получают его за заслуги в качестве награды.

Бессмертие как ниспосланное проклятие за прегрешения прослеживается в обликах прикованного Прометея, Сизифа, Каина и Агасфера. Феномен бессмертия порицается или высмеивается во многих знаменитых литературных произведениях: в фантастическом сатирическом романе «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», в произведении Оноре де Бальзака «Эликсир долголетия», пьесе К. Чапека «Средство Макропулоса». Все они показывают печальные результаты обретенного бессмертия. При этом ни у одного из этих авторов не идет речь о бессмертии или воскрешении усопших. Они рассматривают лишь возможность продления жизни до 300 лет и выше. Скорее, если воспользоваться терминологией отечественного исследователя И.В. Вишева, это версия вполне достижимого в будущем практического бессмертия. Постановка проблемы в таком ракурсе позволяет отнести авторов к направлению позитивизма и философского реализма.

Большой интерес вызывают взгляды польского фантаста С. Лема, который неоднократно во многих своих художественных произведениях ставил проблему достижения вечной жизни. Глубокие философские вопросы он поднимает в сатирическом романе «Звездные дневники Ийона Тихого». В одном из сюжетов он подвергает анализу проблему человеческого сознания, изолированного от своей телесной оболочки. По существу, этот вид бессмертия - убийство. Однако еще в большей степени главного героя ужасает перспектива отвратительного и непостижимого для человека бытия - сознания вне чувственности (способность видеть, ощущать, переживать и т.д.), «ибо нельзя представить себе ничего худшего, чем быть приговоренным к пустой, одинокой вечности» [6, с. 319]. В другом путешествии Ийона Тихого повествуется о том, как местные жители некой планеты - дихтонийцы, изобрели «обессмертор», который в целях бесперебойного метаболизма вводил в организм живого существа всю информацию, необходимую для жизни. Но, поскольку, конструкция весила в десятки раз больше, чем тот, кто желал бессмертия, то желающих жить в нем было немного. При этом непохоже, чтобы бессмертные персонажи этого фантастического произведения ощущали себя счастливыми.

С развитием кинематографии на широкий экран выходят фильмы с богатым спектром взглядов на тему бессмертия. Укажем лишь некоторые. Главный герой из фильма «Смерть ей к лицу» отказывается от бессмысленного вечного «прожигания жизни» и бессмертия в пользу обычных общечеловеческих ценностей: семьи, хобби и интересной работы. В фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона», являющейся вольной интерпретацией рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, персонаж проживает свою

51

жизнь наоборот: рождается 80-летним стариком, а умирает младенцем. К примеру, с любимой женщиной главный герой пересекся во времени лишь в тот короткий период, когда обоим было около 40 лет.

Таким образом, неотъемлемыми элементами массовой культуры становятся вера в духов и вероятность общения с миром мертвых, возможность «повышения качества жизни» посредством заключения «сделки с дьяволом», продления человеческого существования через различные магические практики и т.д. Среди наиболее ярких: спиритизм, ченнелинг, вера в вампиров, секты и эзотерические учения, движения ЗОЖ, игнорирующие официальную медицину, внутренняя алхимия. Необходимо отметить, что процессы мистификации сознания благополучно «перекочевали» из эпохи модерна в наше время, эволюционируя и принимая все более причудливые формы.

В народном творчестве, в мифах и религиях многих народов мира идеи бессмертия присутствуют тысячи лет. Однако лишь с развитием индустриального общества они в различных модификациях начинают проникать в массы. Большую роль сыграли в этом процессе печатная литература и кинематограф.

Результат подобной культурной диффузии не однозначен. Вопросы бессмертия мотивировали многих творческих деятелей к действию, т.к. предоставляли им возможность как ставить философские проблемы самого разнопланового характера, размышлять и мечтать о будущем человечества, так и добиваться серьезного коммерческого успеха. Исследования переживаний людей, переживших клиническую смерть, позволили по-новому взглянуть на традиционные религиозные представления и мифы, повествующие о смерти и посмертном существовании. В годы распространения и развития массовой культуры в странах Запада проблематика бессмертия сформировалась в комплексную научную междисциплинарную науку, а геронтология выделилась в отдельное направление. Концепции бессмертия начинают в этот период опираться на новейшие достижения науки и техники, обогащенные последними результатами геронтологии, генетики, трасплантологии, биоэтики и нейрологии.

Вместе с тем к середине ХХ века многообразные направления иррационализма и интуитивизма, мистики потеснили рационалистическое понимание мира, что нашло отражение и в массовой культуре. Сегодня под влиянием СМИ активно формируется новая квазинаучная мифология, питающая надежды и страхи многих наших современников.

Список литературы

1. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования, 1995. № 11. С. 81-91.

2. Ганина Н.В. Эволюция представлений о загробном мире (религиозно-мифологический аспект): автореферат дисс. канд. культурологи, 2005. 26 с.

3. Гуревич П.С. Размышления о жизни и смерти. Психология смерти и умирания; сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1998. 611 с.

4. Кертман Г.Л. Астрология в массах - между приколом и культом. База данных ФОМ. Данные опроса от 27-28 декабря 2003 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р:^. fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0401 МотЮ401 МотЮ401 _9М040117/ (дата обращения: 17.04.2017).

5. Костина А.Н. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»? // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 105. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2009. С. 17-33.

6. Лем С. Из воспоминаний Ийона Тихого. Собрание сочинений: в 10 т. М.: «Текст», 1993. 431 с.

7. Рогозин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность, 1997. № 3. С. 44-54.

8. Светланов А. Душа не умирает // Наука и религия, 2008. № 9. С. 44-46.

9. Чупятова В.С. Слезы твои - грезы вечности: жизнь до и после жизни. Киев: Печатные традиции, 2008. 256 с.

10. Ширяева Е.В. Онтологические основания идеи человеческого бессмертия: дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2015. 169 с.

11. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература, 1994. № 4. С. 258-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.