Научная статья на тему 'Вооруженные силы России во внутренних этнополитических конфликтах'

Вооруженные силы России во внутренних этнополитических конфликтах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / УГРОЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ЗАКОН / TERRORISM / THREAT / SECURITY / ETHNO-POLITICAL CONFLICT / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулмаджидов Шамиль Саидбегович

В статье анализируются причины возникновения вооруженных конфликтов на территории России. Рассматривается политико-правовая основа участия Вооруженных сил России в военных операциях по противодействию террористической угрозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S ARMED FORCES IN THE DOMESTIC ETHNO-POLITICAL CONFLICTS

The article analyzes the causes behind the emergence of armed conflicts in the territory of Russia. It reflects recent cases of terrorist attacks in the Russian regions. It explores the political and legal basis behind involving Russia's Armed Forces in the military operations aimed to counteract the terrorist threat.

Текст научной работы на тему «Вооруженные силы России во внутренних этнополитических конфликтах»

Ш.С. Абдулмаджидов

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ ВО ВНУТРЕННИХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ

АБДУЛМАДЖИДОВ Шамиль Саидбегович - аспирант кафедры национальных и федеративных отношений РАГС (e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье анализируются причины возникновения вооруженных конфликтов на территории России. Рассматривается политико-правовая основа участия Вооруженных сил России в военных операциях по противодействию террористической угрозе.

Ключевые слова: терроризм, угроза, безопасность, этнополитический конфликт, закон.

Главными причинами возникновения вооруженных конфликтов в Российской Федерации являются социальные, экономические, политические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия. Некоторые политические силы пытаются решить эти проблемы путем вооруженной борьбы. Особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве агрессивного национализма, религиозной нетерпимости и этнополитических притязаний1.

Одной из новых и особо остро стоящих внутренних угроз национальной безопасности и российской государственности в ее военном аспекте является активизация деятельности радикальных политических организаций, прибегающих к террористическим методам борьбы. Их смыкание с экстремистскими этническими группами становится все более очевидным.

Основная тяжесть борьбы в России с экстремистскими структурами лежит на спецслужбах и правоохранительных органах. Однако события на Северном Кавказе показывают, что в ряде случаев при появлении многочисленных незаконных вооруженных формирований на национальной территории требуется привлечение к восстановлению конституционного порядка Вооруженных сил. Необходимость подключения Вооруженных сил для нейтрализации террористических организации в ближайшем будущем сохранится, так как усилий только спецслужб и Внутренних войск МВД оказывается порой недостаточно.

Борьба с террористическими структурами, имеющими международные связи, также требует нового уровня взаимодействия между армией и спецслужбами, комплексных межведомственных усилий в противодействии

1 См.: Возжеников, А.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. - М., 2005. - С. 89-191.

экстремистам (сочетание военных и невоенных средств). В Российской Федерации подразделениями и частями специального назначения располагают ФСБ, Внутренние войска МВД и Министерство обороны. Части специального назначения Вооруженных сил изначально создавались, исходя из представлений о приоритетности подготовки к широкомасштабной войне и действиям на территории противника с разведывательными и диверсионными целями. Однако жизнь вносит свои коррективы.

Необходимость обеспечения скрытного характера специальных операций по борьбе с террористическими структурами, выступающими под флагом национализма, в том числе уничтожение их учебных центров и тренировочных баз на иностранной территории, создает для демократического государства определенные правовые проблемы. Это, прежде всего, вопрос о механизме принятия решения на проведение операции спецназа на территории иностранного государства и проблемы обеспечения процедуры контроля за использованием этих подразделений по их функциональному предназначению. Необходимость создания соответствующей правовой базы ведения нетрадиционных боевых действий, включая спецоперации против участников незаконных вооруженных формирований и радикальных политических организаций, использующих террористические методы борьбы, и их баз в стране и за рубежом сегодня не вызывает сомнений1.

В современной научной литературе терроризм определяется как использование насилия или угрозы насилия на государственном уровне для того, чтобы посеять панику в обществе, ослабить позиции или свергнуть руководителей или добиться политических перемен. Руководство террористических групп сознает бесперспективность открытого вооруженного противостояния регулярным правительственным армиям. Именно поэтому террористическая деятельность нередко переходит в партизанскую войну (хотя, в отличие от партизан, террористы не хотят или не могут захватывать и удерживать большие территории) и даже принимает форму войны между государствами.

За свою долгую историю терроризм представал в разных обличиях. Сегодня общество имеет дело не с одним, а со многими видами терроризма. С конца прошлого столетия мотивы, стратегия и оружие террористов претерпели некоторые изменения. Однако в большинстве своих проявлений международный и внутригосударственный терроризм возникает чаще всего на почве этнического сепаратизма. Этнический терроризм в мире более живуч, чем терроризм идеологический, поскольку имеет более широкую общественную поддержку2.

1 См.: Ефимов, Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. М., 2006. - С.185.

2 См.: Журавель, В. Терроризм. Экстремизм. Сепаратизм. - М., 2006. - С. 71-122.

Сегодня в террористических организациях появились такие понятия, как политическое и военное крыло. Политическое крыло этих организаций стремится работать в социальной сфере, влиять на образование, имеет свои предприятия и даже ведет предвыборную борьбу, в то время как военное занимается подрывной деятельностью, устраивает засады и организует убийства. Такое разделение труда имеет определенное преимущество. Политическое руководство может официально отмежеваться от террористов, когда те совершают особо наглые и вызывающие антигосударственные акции.

Заявления политических руководителей о том, что они не контролируют военное крыло, порой может соответствовать истине, поскольку вооруженное крыло часто преследует свои цели. Вооруженные люди нередко теряют из вида более широкие перспективы движения, и в конечном счете их деятельность приносит более ощутимый вред.

Изменился и характер террористических операций. Нынешняя тенденция их видоизменения состоит в том, чтобы пытаться захватить конкретные цели или осуществить террористические акции против государственных работников, а не совершать массовые убийства без разбора. Зачастую невозможно отличить политический терроризм от акций национальных и международных криминальных структур1.

Принципиальное отличие международной преступности от терроризма состоит в том, что мафия не стремится к свержению правительства и резкому ослаблению общества. Более того, фактически мафия заинтересована в процветающей экономики. Происходит другое: под флагом национализма может осуществляться сращивание террористических групп и даже некоторых средств массовой информации или отдельных их работников. Порой речь идет не только о появлении растущего числа групп и лиц, занимающихся терроризмом или склоняющихся к такой деятельности, но даже о их потенциальной возможности искать доступ к оружию массового уничтожения (биологическим и иным видам отравляющих веществ), что невероятно на практике. Такие попытки, по мнению автора, заслуживают все большего внимания. Эти виды оружия распространялись все шире, а доступ к ним с каждым годом становился все легче. И это приходится принимать в расчет при анализе деятельности экстремистских кругов.

Сегодня террористические группы пока не обладают ни финансовыми, ни техническими ресурсами, необходимыми для приобретения ядерного оружия, но могут накопить достаточно материалов для изготовления некоторых опасных биологических и химических веществ. Если террористы в своих атаках до сих пор не использовали ядерные материалы, то причина эта во многом технического свойства2.

1 См.: Потапов, П.П. Борьба с незаконными вооруженными формированиями. - Минск, 2007. - С. 55-90.

2 См.: Салимое, К.Н. Современные проблемы терроризма. - М., 1999. - С. 36.

Становится ясным, что объектом террористических действий все чаще становится государственная система. Автор исходит из того, что национальная безопасность - это управленческая деятельность, осуществляемая правоохранительными органами, силовыми структурами, которые обязаны находиться в полном взаимодействии с другими органами государственной власти и общественными организациями. Их задача в этнопо-литической сфере - обеспечивать создание общественной обстановки государственного спокойствия и условий для функционирования государственных механизмов и общественных организаций путем действий упреждающего характера, направленных на выявление зарождающихся этнополитических конфликтов и устранение внутренних и внешних угроз. Для этнополитической сферы важно задолго лишать экстремизм возможности для дальнейшего саморазвития. Решению именно этой задачи призван служить комплекс мер противодействия внешним угрозам, но современная практика свидетельствует о том, что внешние угрозы, стоящие перед Россией, меркнут по сравнению с внутренними угрозами терроризма и экстремизма в Российской Федерации. В этих словах автор усматривает важнейшее методологическое указание для дальнейшего анализа.

Доказательством правоты приведенного вывода служат многолетние военные события в Чеченской Республики, захват школы в Беслане, беспрецедентный в мировой практике случай широкомасштабного наступления незаконных вооруженных формирований и их нападение на Горный Дагестан, нападение и захват здания МВД в Нальчике, нападение на Республику Ингушетия, череда террористических атак в Волгодонске, Буйнакске, Каспийске, Пятигорске и в сердце России - в Москве. Эти события стали зловещим знаком мутации терроризма, его ставки на разрушения и многочисленные жертвы среди мирного населения. Лик терроризма, его повадки, его цели становятся иными. Поэтому адекватными должны быть и действия силовых структур, их оперативность, согласованность и упреждающий характер

Основу правового противодействия терроризму составляет Конституция Российской Федерации. Во-первых, потому что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Во-вторых, она применяется на всей территории России. Решению этой же задачи служит и Уголовный кодекс Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, принятые Российской Федерацией международные документы, а также международные договоры, федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты правительства. Применительно к отдельным сферам они конкретизируются в нормативных правовых актах других федеральных органов государственной власти.

Свое место в этой деятельности занимает блок федеральных законов. Так, Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государствен-

ной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны. Законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О радиационной безопасности населения» определяют основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья; «О гражданской обороне» - регламентирует систему мероприятий по подготовке к защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определяет мероприятия по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения; «О борьбе с терроризмом» - правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, а также законы «О милиции Российской Федерации» и «О чрезвычайном положении».

Свое место в реализации общепризнанных принципов и норм международного права занимает ряд важнейших документов: Всеобщая декларация прав человека; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Конвенция о борьбе с захватом заложников; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; Международный пакт о гражданских и политических правах. В итоге создана надежная политико-правовая основа для регулирования участия Вооруженных сил в регулировании эт-нополитических конфликтов.

Блок нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, изданных по вопросам применения законов и указов Президента России в части организационного обеспечения деятельности государственных органов, включая МВД России, в особых условиях этнополитических конфликтов, позволяет надежно регулировать обеспечение органов Внутренних дел и Внутренних войск специальными средствами, оружием и боевой специальной техникой, а также перечнем правил их применения. К этим документам следует отнести постановления Правительства Российской Федерации: «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти и другие федеральные законы.

Благодаря совокупности указанных документов, которыми руководствуются Вооруженные силы для регулирования этнополитических конфликтов и борьбы против экстремизма, сложились надежные и во многом новые внутренние ориентиры для наших военных, МВД и других силовых структур.

Особо важно отметить, что данные законы и подзаконные акты в качестве объекта своего воздействия определяют и используют такие понятия,

Формирование конкурентных механизмов инвестиционной деятельности.

173

как «терроризм» и «экстремистская деятельность». Иначе быть не могло, поскольку эти два явления с начала XX в. приобрели широкое распространение в своих проявлениях и заставили обратить на себя самое пристальное внимание не только законодательных, исполнительных органов государственной власти, но и самую широкую общественность разных государств.

Список литературы

Возжеников, А.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. - М., 2005.

Ефимов, Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. - М., 2006.

Журавель, В. Терроризм. Экстремизм. Сепаратизм. - М., 2006.

Потапов, П.П. Борьба с незаконными вооруженными формированиями. - Минск, 2007.

Салимов, К.Н. Современные проблемы терроризма. - М., 1999.

© Абдулмаджидов Ш.С., 2009

Н.Е. Калашникова

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ МЕХАНИзМОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ земельных УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ

КАЛАШНИКОВА Наталья Евгеньевна - главный специалист префектуры Юго-Западного административного округа Москвы (e-mail: Kalashnikovane@ rambler.ru)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы предоставления земельных участков для строительства объектов нежилого назначения и их нормативное регулирование. Изложены основные принципы формирования конкурентных механизмов в данной сфере. Анализируются механизм предоставления земельных участков, существующие правовые пробелы и административные барьеры.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, сфера строительства объектов нежилого назначения, формирование конкурентных механизмов, предоставление земельных участков.

В Москве сложилась тяжелая ситуация в области привлечения инвестиционных средств в городской бюджет не только в связи с экономиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.