Научная статья на тему 'ВООРУЖЕННАЯ ЗАЩИТА РОДИНЫ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СПАСАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ'

ВООРУЖЕННАЯ ЗАЩИТА РОДИНЫ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СПАСАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ВОЕННАЯ УГРОЗА / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ПОЖАРНАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / СТРЕЛКОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ОБЩЕВОЙСКОВАЯ ТАКТИКА / ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Субботин Михаил Николаевич, Цинкевич Ольга Ивановна, Ольха Николай Михайлович

Цель. Определение способов применения подразделений пожарной аварийно-спасательной службы в военное время в вооруженной защите Отечества. Методы. Использованы общенаучные методы дедукции, индукции, анализа и синтеза. Результаты. Предложены варианты возможного применения в условиях военного времени формируемых подразделений пожарной аварийно-спасательной службы, их структура, вооружение, порядок подготовки. Область применения исследований. Результаты исследования используются в образовательном процессе в Университете гражданской защиты и могут быть использованы в практической деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Субботин Михаил Николаевич, Цинкевич Ольга Ивановна, Ольха Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMED DEFENSE OF THE MOTHERLAND AS ONE OF THE FUNCTIONS OF RESCUERS IN WARTIME

Purpose. Determination of the ways of using the divisions of the fire rescue service in wartime in the armed defense of the Fatherland. Methods. General scientific methods are used: deduction, induction, analysis and synthesis. Findings. Variants of the possible use in wartime conditions of the formed units of the fire emergency rescue service, their structure, armament, training procedure are proposed. Application field of research. The results of the study are used in the educational process at the University of Civil Protection, and can be used in the practical activities of bodies and departments for emergency situations.

Текст научной работы на тему «ВООРУЖЕННАЯ ЗАЩИТА РОДИНЫ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СПАСАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

ББ№ https://elibrary.ru/WBYHOO Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-2.222

УДК 342.742:351.86

ВООРУЖЕННАЯ ЗАЩИТА РОДИНЫ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СПАСАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Субботин М.Н., Цинкевич О.И., Ольха Н.М.

Цель. Определение способов применения подразделений пожарной аварийно-спасательной службы в военное время в вооруженной защите Отечества.

Методы. Использованы общенаучные методы дедукции, индукции, анализа и синтеза.

Результаты. Предложены варианты возможного применения в условиях военного времени формируемых подразделений пожарной аварийно-спасательной службы, их структура, вооружение, порядок подготовки.

Область применения исследований. Результаты исследования используются в образовательном процессе в Университете гражданской защиты и могут быть использованы в практической деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Ключевые слова: военный конфликт, военная угроза, военная организация государства, пожарная аварийно-спасательная служба, гражданская оборона, стрелковое отделение, общевойсковая тактика, вооруженная борьба.

(Поступила в редакцию 27 февраля 2023 г.)

Введение

События, происходящие у границ Республики Беларусь на протяжении последних лет, заставляют все чаще и настороженнее задумываться о нашей безопасности, о защищенности интересов страны от всякого рода санкций, информационных вбросов, нападок со стороны воинствующих западных соседей, разжигающих вражду между славянскими народами. Прежде всего речь идет о милитаризации Польши и ее агрессивных намерениях, о военной риторике, которая звучит с запада. Средства массовой информации стран НАТО наперебой вещают о нависшей угрозе развязывания крупномасштабной войны, выставляя в роли агрессора наше союзное государство. Страны объединенного Запада превратили военный блок НАТО в орган возмездия для всех несогласных с их политикой «демократизации по-американски». При этом все чаще и громче звучит призыв к решению этого вопроса насильственным, военным путем. Изменились их подходы и к применению военной силы, наглядно свидетельствующие о серьезных изменениях в стратегии и тактике, суть которых состоит в стремлении на начальном периоде развития конфликта нарушить важнейшие элементы государственной и военной инфраструктуры противника. При этом непосредственному началу боевых действий могут предшествовать особые периоды деятельности в целях формирования негативного мирового общественного мнения в отношении государства-жертвы, осуществления его политической и экономической изоляции с привлечением ресурса международных институтов и обоснования в конечном счете легитимности применения против него военной силы. Все эти действия направлены на создание необходимой базы для достижения определенных целей, среди которых - дестабилизация внутриполитической обстановки, дезинтеграция системы государственного и военного управления, разрушение экономического потенциала противостоящей стороны.

Особенность современной военной стратегии США и всего коллективного Запада состоит в том, что она «одета» не в форму агрессора, а в форму якобы освободителя и миротворца. Наглядным примером этого являются события в Украине, где многомиллиардные поставки оружия преступному режиму укронацистов натовские ястребы считают основным условием достижения мира, применяя при этом различные способы в обход действующих норм международного права, чем сильно дестабилизирует международную

обстановку. При этом использование дипломатических методов урегулирования конфликтов, соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права не становятся доминирующими правилами в решении проблем поддержания международного мира и безопасности. В качестве главных геополитических соперников Соединенные Штаты рассматривают прежде всего Россию и Китай. Во внешнеполитической деятельности американская администрация исходит из того, что США являются ведущей державой мира, имеющей моральное право и материальные возможности диктовать свои условия и устанавливать в различных регионах земного шара «порядок по-американски».

Находясь в союзном государстве с Россией, Республика Беларусь в полной мере испытывает на себе вводимые санкции и давление, оказываемое коллективным Западом на союзное государство. Мы последовательно выступаем за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Проводимая Россией специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины показала сущность объединенного запада по эскалации напряженности в этом регионе. Обострение ситуации у наших границ как на западном, так и на южном направлении заставляет всерьез задумываться над вопросами национальной безопасности. На фоне складывающейся обстановки сегодня, как никогда, остро встает вопрос защиты суверенитета и территориальной целостности не только Республики Беларусь, но и всего союзного государства. Наши западные соседи открыто заявляют о своих территориальных претензиях и к Республике Беларусь, и к Российской Федерации, и даже к Украине, которую продолжают накачивать оружием и боеприпасами. Именно поэтому необходима всесторонняя и заблаговременная подготовка страны для обеспечения безопасности, способности дать решительный отпор любому агрессору.

Вопросам участия работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - ОПЧС) в обеспечении безопасности нашего государства (в таком контексте, который ранее не рассматривался) посредством участия их в вооруженной защите Отечества в случае крайней необходимости и пойдет речь в статье.

На совещании у Президента Республики Беларусь 7 февраля 2022 г. Главнокомандующим был обозначен перед Министром по ЧС важный проблемный вопрос применения подразделений пожарной аварийно-спасательной службы и поставлена конкретная задача реформирования и модернизации МЧС. Глава государства заявил: «Не можем же мы в компактной небольшой стране иметь численность Вооруженных Сил 200-300 тысяч. Не можем. Постоянно действующих. Мы договорились, что численность наших Вооруженных Сил, армии нашей - 65 тысяч. На этом остановились. Но если произойдет какой-то конфликт, не дай бог, война, у нас что, в МЧС - крепкие, надежные сотрудники будут в стороне? Нет. Они не только пожар будут тушить. Все, пожарники, пожарники, это ушло в прошлое. Никакие не пожарники, это спасатели. И вторая функция - вооруженные люди, которые в случае момента, времени "Ч", встанут на защиту нашей родины. А для этого надо владеть оружием. Каким? Пистолеты, автоматы, пулеметы, гранатометы. Или мы их будем вооружать еще какой-то техникой? Думаю, да. Это серьезный актив и подспорье для нашей армии на случай, если вдруг. Может быть, и в мирное время модернизируем МЧС. Мы найдем им работу. Работу как вооруженных людей. Это очень важно при реформировании. А не то что мы там клеточки начертим, этого человека туда, этого сюда, какую-то клеточку, типа функцию, уберем, это само собой. Но должна быть существенная модернизация...»1

1 Лукашенко о вооружении спасателей: «Не дай бог, война, у нас что, в МЧС - крепкие, надежные сотрудники будут в стороне? Нет» [Электронный ресурс] / Новости Беларуси и мира сегодня - СТВ: су.ьу. - Режим доступа: https://ctv.by/lukashenko-o-vooruzhenii-spasateley-ne-day-bog-voyna-u-nas-chto-v-mchs-krepkie-nadyozhnye-sotrudniki. - Дата доступа: 27.02.2023.

Основная часть

В Концепции национальной безопасности нашего государства дано определение военной безопасности как состояния защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз и перечислены возможные угрозы [1]. Одной из этих угроз, очень ярко выраженной сегодня, является концентрация вооруженных сил блока НАТО вдоль Государственной границы Республики Беларусь и Российской Федерации и стремительное увеличение численности армии Польши, указывающие на реальное намерение применить военную силу против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь и союзного государства.

Военная доктрина Республики Беларусь определяет, что для обеспечения своей военной безопасности и вооруженной защиты государство вправе применить свою военную организацию, другие необходимые силы и средства, а также принять помощь других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в военной сфере [2].

Там же определено предназначение военной организации государства:

в мирное время, в том числе в период нарастания военной угрозы, - для решения задач обеспечения военной безопасности, минимизации рисков и вызовов военной безопасности, предотвращения военной угрозы, недопущения дестабилизации обстановки или разрешения внутреннего вооруженного конфликта в Республике Беларусь;

в военное время - для обеспечения вооруженной защиты Республики Беларусь, сохранения независимости, территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя Республики Беларусь и прекращения военных действий на условиях, не противоречащих национальным интересам Республики Беларусь.

Исходя из определения военной организации государства как совокупности военно-политических органов управления, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, военизированных организаций Республики Беларусь, оборонного сектора экономики с его органами управления, других государственных органов и организаций, совместная деятельность которых направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности, следует, что органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, являясь военизированной организацией в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 251 «О некоторых вопросах деятельности воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь», входят в состав военной организации государства и также обязаны решать задачи по обеспечению военной безопасности [3].

Это прописано и в Законе «Об обороне», где оборона отнесена к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для обороны наше государство имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, территориальные войска и иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает органы внутренних дел, Следственный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям [4].

В решении задач по обеспечению военной безопасности важное место отводится гражданской обороне (далее - ГО), которая рассматривается как составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом совершенствования средств вооруженной борьбы и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

Ведение гражданской обороны осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны, которые вводятся в действие на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях полностью или частично с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения [5].

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2008 г. № 1151 «О службах гражданской обороны» предписывает создание в особый период на базе МЧС республиканской пожарной аварийно-спасательной службы (далее - ПАСС) гражданской обороны с возложением на нее задачи создания на ее базе органов управления ГО (штабов ГО) [6]. Таким образом, в соответствии с законодательством нашего государства ОПЧС в особый период и в военное время являются ПАСС, одной из служб ГО.

Нормативными правовыми актами в области ГО определены задачи ГО, задачи каждой из ее служб, в том числе ПАСС. Однако в них нет положений, регламентирующих деятельность по вооруженной защите государства как ГО в целом, так и ПАСС, как составной части ГО и военной организации государства.

Что же необходимо сделать в ближайшее время и в кратчайшие сроки для выполнения поручения Президента?

Исходить целесообразно из тех задач, которые могут быть поставлены перед подразделениями, сформированными на базе ПАСС. А спектр задач, решаемых в особый период и в военное время, очень разнообразен. Достаточно перечислить те задачи, которые возложены на силы Территориальной обороны (далее - ТерО), создаваемой для повышения уровня обороноспособности государства:

охрана и оборона объектов территориальной обороны;

выполнение отдельных боевых задач совместно с соединениями и воинскими частями Вооруженных Сил при отражении акта вооруженной агрессии;

борьба с десантно-диверсионными силами противника и незаконными вооруженными формированиями;

ведение вооруженной борьбы на временно захваченной (оккупированной) противником территории;

участие в усилении охраны участков Государственной границы Республики Беларусь;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия;

участие в выполнении мероприятий по обеспечению поддержания военного положения.

Эти задачи важно знать представителям ПАСС хотя бы по той причине, что начальником и территориальной, и гражданской обороны является одно и то же должностное лицо - председатель районного (городского) исполнительного комитета. Почему рассматривается нижний, тактический уровень управления? Потому что и в той, и в другой обороне основные силы находятся под этим управлением и взаимодействие этих сил будет организовываться именно на этом уровне.

Возникает ряд важных вопросов: а смогут ли ОПЧС выполнять такие же задачи, как силы ТерО или надо готовиться к чему-то другому? В каком объеме и в какое время? В какой организационно-штатной структуре? С каким вооружением? Под чьим управлением? В какое время осуществлять подготовку ОПЧС (ПАСС) для участия в вооруженной защите? Какую правовую основу под это создать? И другие «как» и «почему».

По мнению авторов, можно предположить, что выполнение задач, подобных задачам ТерО, силами подразделений, сформированных на базе ПАСС, возможно, но не целесообразно, ведь суть большинства задач ТерО заключается в создании и поддержании условий для нормального функционирования государственных органов, предприятий

и организаций в период нарастания военной угрозы и в военное время. Нет необходимости дублирования ТерО. Однако изучать ряд из них надо хотя бы по той причине, что, как показали события 2020 г., участие ОПЧС в поддержании общественного порядка, блокировании протестных движений на улицах городов сыграло роль. Да и взаимодействие между территориальной и гражданской обороной будет наиболее существенно.

В основу применения сил ПАСС целесообразнее изначально закладывать выполнение отдельных задач совместно с частями и подразделениями Вооруженных Сил в общевойсковом бою, как и указал Президент, в случае тяжелого часа для нашей Родины, в случае крайней необходимости. Когда, в какой момент может наступить эта крайняя необходимость - будет определено Генеральным штабом Вооруженных Сил, который выполняет функции исполнительного органа Совета Безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами и другими войсками под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами. Что это могут быть за задачи и какие совместные действия - тема дальнейших дискуссий не только в среде спасателей, но и совместно с представителями Вооруженных Сил.

На наш взгляд, это может быть и совместное применение подразделений ПАСС в оборонительном бою с танковыми подразделениями, для которых важно иметь рядом с боевыми машинами пехоту, и действия в боевых порядках обороняющихся мотострелковых подразделений, усиливая их огонь по живой силе противника, и участие в подготовленной заблаговременно круговой обороне населенных пунктов совместно с силами ТерО, и действия в районах засадных действий по нанесению внезапного огня по выдвигающимся колоннам противника, и другие действия в соответствии с обстановкой. Общее управление, по мнению авторов, в этом случае будет осуществлять, конечно же, общевойсковой командир, в чьем подчинении окажутся подразделения ПАСС. Непосредственное управление может осуществляться командирами отделений, командирами взводов из состава формируемых подразделений спасателей.

Возникает вопрос: в какой организационно-штатной структуре целесообразно применять эти подразделения и с каким вооружением? И здесь можно использовать наработанный опыт территориальных войск ТерО, где основные тактические подразделения -отдельный стрелковый батальон, отдельная стрелковая рота, состоящая из стрелковых взводов, имеющих в составе три стрелковых отделения. В каждом отделении по штату предусмотрены командир отделения, гранатометчик, 1-2 пулеметчика и 4-5 стрелков, один из которых старший. В отличие от территориальных войск, где основной принцип построения ТерО зонально-территориальный, применение стрелковых подразделений спасателей возможно как по территориальному принципу, так и централизованно, исходя из поставленных задач. Вид формируемого подразделения и его количественный состав будут зависеть от категории РОЧС, на который возложены задачи по формированию. На вооружении -стрелковое оружие в соответствии с должностью по штату.

Важным остается вопрос подготовки работников ОПЧС к выполнению задачи по вооруженной защите Отечества. С учетом исторического опыта, а также опыта современной подготовки территориальных войск ТерО главным, по мнению авторов, является подготовка командиров взводов, рот, т.е. офицерского состава. Во время подготовки будущих сотрудников МЧС Беларуси в Университете гражданской защиты это не составит большого труда - достаточно в программу обучения курсантов старшего курса ввести курс общей тактики, чтобы на заключительном этапе подготовки будущих офицеров дать знания и сформировать простейшие умения и навыки в организации и ведении общевойскового боя. Причем изучать надо как оборонительные действия, так и наступательные, т.к. они тесно взаимосвязаны. Остальные действия - специальные войсковые, охранные и другие -это производные от этих основных видов боя.

Гораздо труднее придется в ОПЧС, где из-за отсутствия специалистов в военном деле изучать и обучаться основам общевойскового боя офицерам придется в основном

самостоятельно. Но это не должно стать проблемой. Боевые уставы Вооруженных Сил, учебники по тактике и учебные пособия до батальона включительно несекретны и могут быть предоставлены по первому требованию как в печатном, так и в электронном виде. Как вариант решения вопроса - проведение курсов в Университете гражданской защиты и его филиале «Институт переподготовки и повышения квалификации» для представителей РОЧС, которые в дальнейшем смогут самостоятельно обучать офицеров своего отдела. Кроме того, в рамках взаимодействия с районными военными комиссариатами (РВК) можно для этой цели по договоренности (или решением председателя районного (городского) исполнительного комитета) организовать подготовку офицеров РОЧС с помощью представителей РВК. Важно, чтобы в случае наступления времени «Ч», о котором говорил Президент, в каждом отделе были офицеры, способные быстро обучить подчиненных основам военного дела. Конечно же, это потребует затрат как временных, так и материальных, но цена вопроса несоизмерима с затратами. Обучение офицеров должно осуществляться постоянно в системе служебной подготовки циклично, с повышением из года в год уровня и глубины знаний.

Обучение рядового и сержантского состава целесообразно осуществлять заблаговременно в период нарастания военной угрозы исходя из складывающейся обстановки. По опыту проведения боевого слаживания с подразделениями территориальных войск из военнообязанного, никогда ранее не знакомого с вопросами военной подготовки, за 6-8 учебных дней можно подготовить бойца, защитника Отечества. Поэтому тратить время и средства на подготовку рядового состава в повседневной профессиональной подготовке необходимости нет.

Заключение

Таким образом, необходимо отметить: чтобы предложенные варианты возможного применения формируемых подразделений ПАСС, их структура, вооружение, порядок подготовки могли быть реализованы, нужно выработать предложения по внесению изменений в нормативную правовую базу, определяющую деятельность ПАСС в особый период и в военное время. И вопросы участия в вооруженной защите отечества в составе военной организации государства в случае необходимости должны найти там отражение. С этой целью целесообразно создание рабочей группы, способной выработать предложения, применение которых позволит комплексно решить этот проблемный вопрос, устранить существующие разногласия. И исходить надо из того, что основной закон нашего государства, Конституция Республики Беларусь, определяет и требует, что защита Республики Беларусь -обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь [7]. Каждого гражданина. А тем более гражданина в погонах.

Авторы приглашают всех заинтересованных к обсуждению рассмотренных в работе вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=P31000575. - Дата доступа: 22.02.2022.

2. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 г., № 412-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?gшd=3871&p0=Ш 1600412. - Дата доступа: 22.02.2022.

3. О некоторых вопросах деятельности воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 июня 2007 г., № 251 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/ document/?guid=3961 &p0=P30700251. - Дата доступа: 22.02.2022.

4. Об обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1902-Х11 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961 &p0=V19201902. - Дата доступа: 22.02.2022.

5. О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/ ?guid=3961&p0=H10600183. - Дата доступа: 22.02.2022.

6. О службах гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 авг. 2008 г., № 1151 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. -Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=C20801151. - Дата доступа: 22.02.2022.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. - 80 с.

Вооруженная защита Родины как одна из функций спасателей в военное время Armed defense of the Motherland as one of the functions of rescuers in wartime

Субботин Михаил Николаевич

кандидат военных наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, профессор Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: gz@ucp.by ORCID: 0000-0003-0071-8867

Цинкевич Ольга Ивановна

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра управления защитой от чрезвычайных ситуаций, старший преподаватель

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: cinkevich71 @mail. ru ORCID: 0009-0000-8729-8978

Mikhail N. Subbotin

PhD in Military Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Associate Professor

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: gz@ucp.by ORCID: 0000-0003-0071-8867

Ol'ga I. Tsinkevich

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Emergency Management, Senior Lecturer

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email : cinkevich71 @mail .ru ORCID: 0009-0000-8729-8978

Ольха Николай Михайлович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», факультет подготовки руководящих кадров, магистрант

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: olha.nikolai@mail.ru ORCID: 0009-0001-7447-7499

Nikolay M. Ol'kha

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Administration Training Faculty, graduate student

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: olha.nikolai@mail.ru ORCID: 0009-0001-7447-7499

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-2.222 EDN: https://elibrary.ru/WBYHOO

ARMED DEFENSE OF THE MOTHERLAND AS ONE OF THE FUNCTIONS

OF RESCUERS IN WARTIME

Subbotin M.N., Tsinkevich O.I., Ol'kha N.M.

Purpose. Determination of the ways of using the divisions of the fire rescue service in wartime in the armed defense of the Fatherland.

Methods. General scientific methods are used: deduction, induction, analysis and synthesis.

Findings. Variants of the possible use in wartime conditions of the formed units of the fire emergency rescue service, their structure, armament, training procedure are proposed.

Application field of research. The results of the study are used in the educational process at the University of Civil Protection, and can be used in the practical activities of bodies and departments for emergency situations.

Keywords: military conflict, military threat, military organization of the state, fire rescue service, civil defense, rifle department, combined arms tactics, armed struggle.

(The date of submitting: February 27, 2023) REFERENCES

1. Ob utverzhdenii kontseptsii natsional'noy bezopasnosti Respubliki Belarus' [On approval of the concept of national security of the Republic of Belarus]: Decree of the President of the Republic of Belarus, November 9, 2010, No. 575. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, available at: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=P31000575 (accessed: February 2, 2022). (rus)

2. Ob utverzhdenii voennoy doktriny Respubliki Belarus' [On approval of the military doctrine of the Republic of Belarus]: Law of the Republic of Belarus, July 20, 2016, No. 412-Z. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11600412 (accessed: February 2, 2022). (rus)

3. O nekotorykh voprosakh deyatel'nosti voinskikh formirovaniy i voenizirovannykh organizatsiy Respubliki Belarus' [On some issues of the activities of military formations and militarized organizations of the Republic of Belarus]: Decree of the President of the Republic of Belarus, June 1, 2007, No. 251. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, available at: https://pravo.by/document/ ?guid=3961&p0=P30700251 (accessed: February 2, 2022). (rus)

4. Ob oborone [On Defense]: Law of the Republic of Belarus, November 3, 1992, No. 1902-XII. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, available at: https://pravo.by/document/?guid=3961 &p0=V19201902 (accessed: February 2, 2022). (rus)

5. O grazhdanskoy oborone [On civil defense]: Law of the Republic of Belarus, November 27, 2006, No. 183-Z. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, available at: https://pravo.by/ document/?guid=3961&p0=H10600183 (accessed: February 2, 2022). (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. O sluzhbakh grazhdanskoy oborony [On civil defense services]: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, August 12, 2008, No. 1151. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, available at: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=C20801151 (accessed: February 2, 2022). (rus)

7. Konstitutsiya Respubliki Belarus' 1994 goda [The Constitution of the Republic of Belarus of 1994]: with amendments and additions adopted at the republican referenda on November 24, 1996, October 17, 2004 and February 27, 2022. Minsk: National Center of Legal Information of the Republic of Belarus, 2022. 80 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.