Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОЖАРНОЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОЖАРНОЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ПОЖАРНАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ / ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хроколов Виталий Александрович, Ерёмин Алексей Петрович

Цель. Определение видов аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), выполняемых пожарной аварийно-спасательной службой гражданской обороны Республики Беларусь (далее - ПАСС ГО) при ликвидации ЧС в военное время. Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Определены виды АСДНР, выполняемые ПАСС ГО при ликвидации ЧС в военное время. Область применения исследований. Результаты работы могут быть использованы при планировании мероприятий гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хроколов Виталий Александрович, Ерёмин Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE TYPES OF RESCUE AND OTHER URGENT WORK PERFORMED BY THE FIRE RESCUE SERVICE OF CIVIL DEFENSE

Purpose. Determination of the types of rescue and other urgent work performed by the fire rescue service of civil defense of the Republic of Belarus during the elimination of emergencies in wartime. Methods. General scientific research methods: analysis and synthesis, comparison and generalization. Findings. Clarified the types of rescue and other urgent work performed by the fire rescue service of civil defense of the Republic of Belarus during the elimination of emergencies in wartime. Application field of research. The results can be used in planning civil defense activities.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОЖАРНОЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-1.95 УДК: 614.8:355.58/364

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОЖАРНОЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Хроколов В.А., Еремин А.П.

Цель. Определение видов аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), выполняемых пожарной аварийно-спасательной службой гражданской обороны Республики Беларусь (далее - ПАСС ГО) при ликвидации ЧС в военное время.

Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Результаты. Определены виды АСДНР, выполняемые ПАСС ГО при ликвидации ЧС в военное время.

Область применения исследований. Результаты работы могут быть использованы при планировании мероприятий гражданской обороны.

Ключевые слова: военно-политическая обстановка, гражданская оборона, пожарная аварийно-спасательная служба, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обычные средства поражения.

(Поступила в редакцию 3 января 2022 г.)

Введение

Оценка военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь показывает, что на современном этапе ее состояние характеризуется постоянным возрастанием интенсивности и динамичности происходящих процессов. Наблюдается обострение борьбы, прежде всего, за контроль над рынками и управление движением сырьевых ресурсов, а также за лидирующие позиции отдельных государств либо коалиций государств в мире. В результате возникают очаги напряженности и усиливаются межгосударственные противоречия, при этом наблюдается применение отдельными государствами военной силы в обход действующего международного законодательства, что дестабилизирует международную обстановку. Кроме того, стремление государств либо их коалиций, а также ряда негосударственных субъектов к приобретению экономических и ресурсных преимуществ в продвижении своих интересов приводит к провоцированию внутригосударственных противоречий. В результате вмешательства во внутренние дела отдельных государств, в том числе европейских, спровоцирован ряд внутренних вооруженных конфликтов с масштабным комплексным применением военной силы как в традиционных формах и традиционными способами, так и с использованием диверсионных и террористических методов ведения боевых действий1.

Не трудно заметить, что сегодня основные геополитические притязания Запада направлены на Россию, а с учетом того, что Беларусь является членом Союзного государства, а также членом ОДКБ, несомненно, в таких условиях Беларусь будет рассматриваться Западом как вероятный противник [1]. И это не скрывается.

Исследование военных конфликтов последних лет показывает, что, по взглядам военных специалистов НАТО, главным способом достижения целей становится бесконтактное воздействие на противника за счет применения высокоточного оружия (далее - ВТО)

1 Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 г., № 412-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь pravo.by. - Минск, 2020. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11600412 - Дата доступа: 04.12.2021.

и дальнобойных средств поражения с воздуха, моря и из космоса. При этом, вероятнее всего, в современных военных конфликтах первоначальные усилия будут сосредоточены на поражении инфраструктуры управления (политического, военного, экономического), систем связи и радиоэлектронной борьбы, оборонного потенциала противника, а лишь затем на поражение или нанесение существенного ущерба наземной группировке войск.

При таком подходе вероятными целями поражения, скорее всего, наряду с объектами управления, будут и промышленные объекты, причем потенциально опасные (далее -ПОО), которые находятся как в непосредственной близости от населенных пунктов, так и непосредственно на их территории. Нанесение ударов по данным объектам способно привести не только к разрушению либо повреждению самого объекта, но и к возникновению различных ЧС, опасные факторы которых могут распространяться далеко за пределы объекта поражения, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью большого количества гражданского населения.

Как следствие, в результате применения обычных средств поражения (далее - ОСП), в том числе высокоточных, на территории Республики Беларусь или в отдельной ее местности может сложиться сложная обстановка, связанная с нарушением управления силами и средствами, нарушением грузопотоков на отдельных участках железнодорожной и автомобильной сети, разрушением трубопроводных систем и временным прекращением поставок газа и нефти, нарушением экономических связей, потерями промышленного производства, дезорганизацией межсистемных связей энергосистем и прекращением снабжения потребителей, а также многократным увеличением ЧС. Все это потребует не только восстановления управления отдельными отраслями или регионами, но и проведения большого объема АСДНР.

В этих условиях защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении или в результате ведения военных действий, является одной их важнейших задач государства, которая возложена на гражданскую оборону Республики Беларусь.

Основная часть

Изучение военных конфликтов конца XX - начала XXI в. показывает, что с каждым новым конфликтом увеличивался спектр задач, решаемых с помощью высокоточного оружия, а также возрастала интенсивность его применения по мере выявления преимуществ перед другими видами вооружения. Так, если в ходе проведения операции «Буря в пустыне» (1991) в течение 43 суток было нанесено 282 удара крылатыми ракетами по объектам на территории Ирака, то за 73 часа проведения операции «Лис пустыни» (1998) Вооруженные силы США и Великобритании нанесли уже 415 ударов, а в операции «Свобода Ирака» (2003) за первые 15 суток применено около 700 крылатых ракет [2; 3].

Военные действия НАТО против Югославии (1999) начались с 2 массированных ра-кетно-авиационных ударов, затем последовали выборочные одиночные и групповые удары с интенсивностью 50-70 самолетовылетов в сутки. Для нанесения ударов по объектам югославской экономики НАТО применили 1200-1500 высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования. В результате было разрушено только объектов экономики более 500 (табл.). Кроме того, были поражены объекты транспортной инфраструктуры (мосты, аэропорты, дорожные развязки и др.), объекты соцкультбыта. В общей сложности более 700 объектов. Как следствие, полностью разрушена нефтяная промышленность Югославии, 50 % индустрии боеприпасов, 40 % танковой и автомобильной промышленности, 40 % нефтехранилищ, 100 % стратегических мостов через Дунай [4]. Количество погибших по данным различных источников составило от 1,2 до 2 тыс. человек, раненых около 10 тыс. человек.

В случае возникновения вооруженного конфликта и нанесения ударов вероятным противником по территории нашей страны наряду с органами управления, объектами Во-

оруженных Сил Республики Беларусь вероятными целями поражения будут и объекты экономики, в том числе ПОО.

Таблица. - Объекты экономики, пораженные ударами НАТО на территории Югославии_

№ п/п Наименование объектов Количество уничтоженных гражданских объектов в Югославии

1 Нефтеочистительные заводы 2

2 Нефтехимические заводы 3

3 Азотные заводы 1

4 Нефтехранилища 60

5 Газовые узлы и хранилища 15

6 Крупные критические промышленные предприятия 14

7 Крупные критические узлы электроэнергетики 8

8 Критические заводы и фабрики промышленности 89

9 Объекты связи, телевидения и радиовещания 118

10 Объекты энергетики 120

15 Дамбы, гидросооружения 15

16 Объекты водоснабжения 60

Отметим, что поражение объектов экономики, наиболее вероятно, будет осуществляться нанесением точечных ударов по критически важным элементам объекта, а не сплошным «накрытием» их площадей, что позволит вывести объект из строя, используя минимальное количество ресурса. Следует подчеркнуть, что нанесение ударов по объектам химической промышленности, энергетики, иным ПОО может привести к возникновению не только первичных, но и вторичных поражающих факторов, которые по своим последствиям могут быть гораздо более масштабны, чем непосредственное воздействие средств поражения на объект.

Так, нанесение ударов по химически опасным объектам, вероятнее всего, приведет к возникновению очагов химического заражения местности, при этом их площадь будет зависеть от количества, вида и агрегатного состояния химического вещества на объекте; по пожаровзрывоопасным объектам спровоцирует возникновение пожаров и взрывов; по объектам энергетики приведет к нарушению работы систем энергоснабжения и жизнеобеспечения, возникновению пожаров и взрывов. Поскольку большинство объектов экономики находятся в населенных пунктах либо вблизи них, очевидно, что нанесение по ним ударов и, прежде всего, по ПОО может привести к разрушению не только самого объекта поражения, но и других объектов различного назначения, а также к возникновению ЧС как на самих объектах, так и в селитебной зоне. Очевидно, что это может привести не только к возникновению различных чрезвычайных ситуаций, но и к увеличению пострадавшего населения.

В связи с этим не вызывает сомнений тот факт, что для спасения пострадавшего населения и минимизации воздействия на него опасных факторов, возникающих в результате ведения боевых действий или вследствие их, потребуется проведение АСДНР в очагах поражения, причем в гораздо больших объемах, чем в мирное время.

Изучение положений нормативных правовых актов2, 3 4 5 6 показывает, что проведение АСДНР в военное время будет осуществляться силами ГО, в состав которых входят:

2 О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 ноября 2006 г., № 183-3 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex. - Минск, 2021. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by - Дата доступа: 05.12.2021

3 Об утверждении положения о порядке создания и деятельности гражданских формирований гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 марта 2008 г., № 413 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex. - Минск, 2021. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by -Дата доступа: 04.12.2021

службы ГО, гражданские формирования ГО (далее - ГФ ГО), сеть наблюдения и лабораторного контроля. При этом основу сил для проведения АСДНР будут составлять службы ГО и ГФ ГО.

Состав сил ГО, привлекаемых для проведения АСДНР, должен не только обеспечивать возможность их быстрого приведения в готовность и осуществления АСДНР в самых сложных условиях и обстановке, но и их максимальную эффективность. А это возможно только при условии обеспечения рационального состава сил ГО, привлекаемых к ведению АСДНР.

Анализ существующего научно-методического аппарата7, 8 9 10 показал, что разработанные в настоящее время теоретические положения и практические рекомендации создают необходимую, но вместе с тем недостаточную основу для определения рационального состава сил ГО, привлекаемых для проведения АСДНР в военное время, поскольку не учитывают ряд факторов, в частности: определение видов АСДНР, выполняемых каждой из служб ГО; распределение их объемов между силами ГО.

Так, существующие в Республике Беларусь методики позволяют определить вероятную обстановку, которая может сложиться на отдельном объекте или территории в результате применения противником ОСП, общий объем АСДНР, а также общее количество сил ГО, необходимых для их проведения. Вместе с тем полученные результаты при применении существующих методик не позволяют обосновать рациональный состав этих сил ГО.

Таким образом, очевидно, что в настоящее время требуется совершенствование научно-методического аппарата в части, касающейся определения рационального состава сил ГО, привлекаемых для ликвидации ЧС в военное время, что представляет собой актуальную научную задачу.

По мнению авторов, для решения данной задачи необходимо:

- на основе анализа задач, возложенных на каждую из служб ГО, имеющихся у нее сил и средств определить АСДНР, выполнение которых будет возложено на конкретную службу и которые она в состоянии будет выполнить (для ГФ ГО выполняемые АСДНР определены11);

- с учетом существующего научно-методического аппарата определить прогнозируемый объем по каждому виду АСДНР;

- распределить прогнозируемый объем АСДНР по каждому виду работ между конкретными исполнителями;

- на основе оценки возможностей служб и ГФ ГО определить рациональный состав сил ГО, участвующих в ликвидации ЧС.

4 Об утверждении Положения о республиканской пожарной аварийно-спасательной службе гражданской обороны: приказ Мин-ва по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 20 марта 2018 г., № 103.

5 Методические рекомендации по порядку функционирования служб гражданской обороны: утв. Министром по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 29 дек. 2014 г. - Минск: Мин-во по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 2014. - 20 с.

6 Методические рекомендации по созданию и применению гражданских формирований гражданской обороны: утв. Министром по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 27 июня 2019 г. - Минск: Мин-во по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 2019. - 44 с.

7 См. сноску 3.

8 Пожарная безопасность зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования = Пажарная бяспека будынкау i збудаванняу. Будаушчыя нормы праектавання: ТКП 45-2.02-315-2018 (33020) - Введ. 14.02.18. -Минск: Мин-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2018. - 51 с.

9 Противопожарное водоснабжение. Строительные нормы. = Супрацьпажарнае водозабеспячэнне. Будаунiчыя нормы: СН 2.02.02-2019. - Минск: Мин-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2020. - 28 с.

10 Порядок определения необходимого количества сил и средств подразделений по чрезвычайным ситуациям для тушения пожаров: НПБ 64-2017 - Введ. 27.09.17. - Минск: Мин-во по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 2017. - 27 с.

11 См. сноску 3.

Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ПАСС ГО, показало, что на нее возлагается выполнение следующих задач:

- организация и проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с республиканскими службами ГО;

- организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций12.

Там же определены основные функции ПАСС ГО при ликвидации ЧС:

- оказание первой помощи пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации;

- десантирование спасателей и грузов;

- проведение работ по укреплению или обрушению поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений;

- проведение радиационного, химического контроля личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, аварийно-спасательных средств;

- ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений;

- проведение работ по разборке завалов, расчистке маршрутов и устройства проездов в завалах;

- проведение поисково-спасательных работ;

- проведение работ по дезактивации, дегазации, дезинфекции, демеркуризации;

- проведение аварийных подводно-технических (водолазных) работ;

- проведение взрывных, взрывотехнических работ для ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации;

- спасение людей и имущества, тушение пожаров и ликвидация иных чрезвычайных ситуаций.

В то же время в методических рекомендациях13 определено, что на ПАСС ГО в ходе проведения АСДНР возлагается проведение поисково-спасательных работ, локализация и тушение пожаров в зонах ЧС, очагах поражений. На службу гражданской обороны защиты сельскохозяйственных животных и растений возлагается проведение дезинфекционных мероприятий в очагах поражения. На инженерно-техническую службу - выполнение задач по прокладке маршрутов (проездов) в завалах для движения аварийно-спасательной техники, путей к защитным сооружениям. На коммунально-техническую службу - подготовка специальной техники, коммунально-бытовых предприятий и сооружений, предназначенных для проведения дегазации, дезактивации и дезинфекции транспортных средств, санитарной обработки людей, обеззараживания одежды, территорий и сооружений.

Анализ изученных НПА показал противоречивость в определении видов АСДНР, выполняемых службами ГО при ликвидации ЧС в военное время.

Изучение организационно-штатной структуры подразделений, входящих в состав ПАСС ГО, показало, что служба обладает:

- кадровым ресурсом, подготовленным для проведения АСДНР, в том числе в непригодной для дыхания среде, в условиях химического и радиационного загрязнения;

- пожарной аварийно-спасательной техникой и оборудованием, предназначенным для проведения аварийно-спасательных работ. На вооружении службы состоят: пожарные автомобили (пожарные автоцистерны, автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного тушения и др.), специальные пожарные аварийно-спасательные автомобили (автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили рукавные, связи и оповещения и др.), инженерная техника (краны, бульдозеры, экскаваторы, большие артиллерийские тягачи, инженерные машины разграждения и др.), воздушные суда (самолеты, вертолеты), плавательные средства (катера, лодки), а также вспомогательные технические средства (автобусы, грузовые автомобили, тракторы и т.д.). Кроме того, подразделения службы укомплектованы

12 См. сноску 4.

13 См. сноску 5.

аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, приборами радиационной и химической разведки, средствами защиты органов дыхания и т.д.14, 15

Проведенный анализ сил и средств ПАСС ГО позволяет утверждать, что служба в состоянии выполнять широкий спектр АСДНР. Однако учитывая задачи службы и ее возможности, по мнению авторов, на нее целесообразно возложить выполнение в военное время следующих АСДНР:

- проведение разведки (инженерной, химической, радиационной и пожарной);

- поиск пострадавших в завалах разрушенных зданий и сооружений;

- разборка завалов разрушенных зданий и сооружений для извлечения пострадавших и оказание им первой помощи;

-устройство проездов в завалах разрушенных зданий и сооружений, расчистка маршрутов для ввода сил ГО в очаги поражения;

- локализация и тушение пожаров;

- укрепление либо обрушение поврежденных или грозящих обвалом конструкций зданий и сооружений;

- эвакуация пострадавшего населения из очагов поражения;

- оказание первой помощи пострадавшим в очагах поражения;

- проведение взрывотехнических работ для ликвидации ЧС;

- проведение водолазных работ.

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) в действующих НПА:

- сформулированы только общие задачи и функции службы;

- существуют определенные противоречия, не позволяющие однозначно определить, какие виды АСДНР должна выполнять ПАСС ГО;

2) определение видов АСДНР, выполняемых ПАСС ГО, является необходимым условием, выполнение которого позволит, с одной стороны, определить рациональный состав сил и средств службы, а с другой - место службы в ходе проведения АСДНР в военное время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хроколов, В.А. Военно-политическая обстановка в Балтийском регионе как один из факторов, влияющих на подготовку и ведение гражданской обороны / В.А. Хроколов, И.К. Мурзич, Н.Е. Бузин / Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2020. - Т. 4, № 2. -С. 220-228. DOI: 10.33408/2519-237Х.2020.4-2.220.

2. Малышев, В.П. Анализ военных угроз национальной безопасности России и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны [Электронный ресурс] / В.П. Малышев, Э.Я. Богатырев / Стратегии гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - С. 283-302. - Режим доступа: https://cyberleшnka.m/artide/n/anaПz-voennyh-ugroz-natsюnalnoy-bezopasnosti-rossii-i-ih-vПyaшe-na-plaшrovaшe-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony. - Дата доступа: 23.06.2020.

3. Кутищев, В. Операция «Лис пустыни» (1998) [Электронный ресурс] / В. Кутищев / Современная армия: оружие, тактика, боевой опыт. - Режим доступа: http://www.modernarmy.ru/article/277/ operaciya-lis-pustiny. - Дата доступа: 12.12.2021.

4. Печуров, С.Л. Война в Югославии 1991-1995, 1998-1999 гг. - межэтническая война в Югославии и агрессия НАТО против союзной Республики Югославия [Электронный ресурс] / С.Л. Пе-чуров / Межрегиональный общественный фонд содействия стратегической безопасности. - Режим доступа: http://www.fssb.su/monitor-wars/814-voyna-v-yugoslavii-1991-1995-1998-1999-gg-mezhetnicheskaya-voyna-v-yugoslavii-i-agressiya-nato-protiv-soyuznoy-respubliki-yugoslaviya.html. -Дата доступа: 08.12.2021.

Об обеспечении вспомогательными и инженерными техническими средствами: приказ Мин-ва по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 5 нояб. 2018 г., № 336.

15 Об утверждении норм обеспечения пожарной, аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим, аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением, имуществом: приказ Мин-ва по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 6 дек. 2016 г., № 289.

Определение аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполняемых пожарной аварийно-спасательной службой гражданской обороны

Determining the types of rescue and other urgent work performed by the fire rescue service of civil defense

Хроколов Виталий Александрович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра управления защитой от чрезвычайных ситуаций, старший преподаватель

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: xrvavit2604@gmail.com ORCID: 0000-0002-6577-4061

Vitaliy A. Khrokolov

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Emergency Management, Senior Lecturer

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: xrvavit2604@gmail.com ORCID: 0000-0002-6577-4061

Еремин Алексей Петрович кандидат технических наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, доцент

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: 58eremin@mail.ru ORCID: 0000-0001-6283-6629

Aleksey P. Eremin

PhD in Technical Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Associate Professor

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: 58eremin@mail.ru ORCID: 0000-0001-6283-6629

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-1.95

DETERMINING THE TYPES OF RESCUE AND OTHER URGENT WORK PERFORMED BY THE FIRE RESCUE SERVICE OF CIVIL DEFENSE

Khrokolov V.A., Eremin A.P.

Purpose. Determination of the types of rescue and other urgent work performed by the fire rescue service of civil defense of the Republic of Belarus during the elimination of emergencies in wartime.

Methods. General scientific research methods: analysis and synthesis, comparison and generalization.

Findings. Clarified the types of rescue and other urgent work performed by the fire rescue service of civil defense of the Republic of Belarus during the elimination of emergencies in wartime.

Application field of research. The results can be used in planning civil defense activities.

Keywords: military-political situation, emergencies, civil defense, fire rescue service, rescue and other urgent work, conventional means of destruction.

(The date of submitting: January 3, 2022) REFERENCES

1. Khrokolov V.A., Murzich I.K., Buzin N.E. Voenno-politicheskaya obstanovka v Baltiyskom regione kak odin iz faktorov, vliyayushchikh na podgotovku i vedenie grazhdanskoy oborony [Military-political situation in the Baltic region, as one of the factors influencing the preparation and management of civil defense]. Journal of Civil Protection, 2020. Vol. 1, No 2. Pp. 220-228. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-2.220.

2. Malyshev V.P., Bogatyrev E.Ya. Analiz voennykh ugroz natsional'noy bezopasnosti Rossii i ikh vliyanie na planirovanie meropriyatiy grazhdanskoy oborony [Analysis of military threats to Russia's national security and their impact on the planning of civil defense measures]. Strategii grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2014. Pp. 283-302, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-voennyh-ugroz-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-ih-vliyanie-na-planirovanie-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony (accessed: June 23, 2020). (rus)

3. Kutishchev V. Operatsiya «Lis pustyni» [Operation Desert Fox] (1998). Sovremennaya armiya: oru-zhie, taktika, boevoy opyt, available at: http://www.modernarmy.ru/article/277/operaciya-lis-pustiny (accessed: December 12, 2021). (rus)

4. Pechurov S.L. Voyna v Yugoslavii 1991-1995, 1998-1999 gg. - mezhetnicheskaya voyna v Yugoslavii i agressiya NATO protiv soyuznoy Respubliki Yugoslaviya [War in Yugoslavia 1991-1995, 1998-1999 -interethnic war in Yugoslavia and NATO aggression against the Federal Republic of Yugoslavia]. Mezhregional'nyy obshchestvennyy fond sodeystviya strategicheskoy bezopas-nosti available at: http://www.fssb.su/monitor-wars/814-voyna-v-yugoslavii-1991-1995-1998-1999-gg-mezhetnicheskaya-voyna-v-yugoslavii-i-agressiya-nato-protiv-soyuznoy-respubliki-yugoslaviya.html. (accessed: December 8, 2021). (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.