Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВНИКОМ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВНИКОМ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ПРИНЦИПЫ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ / ЗАКОНЫ ВОЙНЫ (ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бордак Сергей Сергеевич, Карпиленя Николай Васильевич, Субботин Михаил Николаевич

Цель. Обосновать специальные принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, а также внести уточнения в терминологический аппарат данной предметной области. Методы. В качестве теоретической базы использовались метод аналогии, а также общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза. Результаты. На основе общих законов развития, известных законов (закономерностей) войны (вооруженной борьбы) и с учетом общих законов и принципов управления установлена диалектическая связь с принципами военного управления и конкретизирован механизм их проявления относительно особенностей управления гражданской обороной. Разработаны специальные принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, а также внесены уточнения в терминологический аппарат. Область применения исследований. Результаты исследования могут быть использованы в научных исследованиях, связанных с аспектами подготовки и ведения гражданской обороны, а также в практической деятельности начальников и штабов гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бордак Сергей Сергеевич, Карпиленя Николай Васильевич, Субботин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF USING MEANS OF DESTRUCTION BY THE ENEMY: SPECIAL PRINCIPLES AND TERMINOLOGICAL APPARATUS

Purpose. To substantiate special principles for organizing the forces of civilian civil defense formations to eliminate the consequences of the use of weapons by the enemy, and also to clarify the terminological apparatus of this subject area. Methods. As a theoretical basis, the method of analogy was used, as well as general scientific methods of induction, deduction, analysis and synthesis. Findings. On the basis of general laws of development, well-known laws (regularities) of war (armed struggle) and taking into account general laws and principles of management, a dialectical connection with the principles of military management has been established and the mechanism of their manifestation regarding the specifics of management of civil defense has been concretized. Special principles have been developed for organizing the forces of civilian formations of civil defense to eliminate the consequences of the use of weapons by the enemy, and clarifications have been made in the terminological apparatus. Application field of research. The research results can be used in scientific studies related to the aspects of preparation and conduct of civil defense, as well as in the practical activities of chiefs and staffs of civil defense.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВНИКОМ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-2.231 УДК. 351.861

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВНИКОМ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Бордак С.С., Карпиленя Н.В., Субботин М.Н.

Цель. Обосновать специальные принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, а также внести уточнения в терминологический аппарат данной предметной области.

Методы. В качестве теоретической базы использовались метод аналогии, а также общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза.

Результаты. На основе общих законов развития, известных законов (закономерностей) войны (вооруженной борьбы) и с учетом общих законов и принципов управления установлена диалектическая связь с принципами военного управления и конкретизирован механизм их проявления относительно особенностей управления гражданской обороной. Разработаны специальные принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, а также внесены уточнения в терминологический аппарат.

Область применения исследований. Результаты исследования могут быть использованы в научных исследованиях, связанных с аспектами подготовки и ведения гражданской обороны, а также в практической деятельности начальников и штабов гражданской обороны.

Ключевые слова: организация гражданской обороны, принципы, терминологический аппарат, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, законы войны (вооруженной борьбы).

(Поступила в редакцию 25 февраля 2021 г.)

Введение

На гражданскую оборону (ГО) согласно действующему законодательству возложен ряд задач. Одна из самых объемных и трудоемких - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) по ликвидации последствий применения противником средств поражения. В составе сил гражданской обороны наиболее многочисленной составляющей являются гражданские формирования гражданской обороны. На уровне района (города) эти формирования - основная частью сил ГО, которые выполняют наибольший объем задач по проведению АСДНР. Вместе с тем в настоящее время в национальном законодательстве, определяющем порядок действий органов управления и сил гражданской обороны, в полной мере не освещены принципы управления гражданской обороной, принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, требует доработки терминологический аппарат. Принимая во внимание, что органы управления и силы гражданской обороны являются элементами военной организации государства, представляется, что указанные категории могут быть разработаны за счет военно-теоретического обоснования.

Содержание мероприятий гражданской обороны в значительной степени зависит от возможных форм и содержания вооруженного противоборства, сил и средств возможного противника, которые могут применяться в войне, характера возможных последствий. Несмотря на то что решение задач гражданской обороны осуществляется невооруженным способом, в ходе исследований в данной области неизбежно возникает необходимость исследования войны, вооруженной борьбы, которые являются основным предметом военной науки.

В связи с этим правомерно, что исследования в области гражданской обороны должны осуществляться с учетом законов войны (вооруженной борьбы), которые, несмотря на большое количество неопределенностей, случайностей [1-3], позволяют прогнозировать ход и исход военных конфликтов [4-5], а значит, позволят планировать приемы и способы защиты населения и территорий от возникающих при этом опасностей.

В теории познания под сущностью любого предмета (явления, процесса) понимается внутренняя, относительно устойчивая основа, определяющая его смысл, функционирование и развитие [1, с. 15]. Сущность же, как правило, проявляется через многообразные внешние связи и действия, характеризующие ту или иную сторону данного предмета (явления). Поэтому целью данной статьи является на основе общих законов развития, известных законов (закономерностей) войны (вооруженной борьбы), общих законов управления, познания сущности этих явлений, учитывая общие принципы управления и установив диалектическую связь с принципами военного управления, вначале установить механизм их проявления относительно особенностей управления гражданской обороной, а в последующем обосновать специальные принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, совершенствуя сам терминологический аппарат.

Основная часть

Общеизвестно, что в основу любого научного исследования должны быть положены законы диалектики: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания. При этом под диалектикой авторами понимается философская теория о внутренней противоречивости всего существующего и мыслимого, считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.

Законы диалектики носят универсальный характер: им подчиняется развитие человека, общества и природы. Их познание позволяет вскрыть и разумно использовать механизмы проявления объективных законов (закономерностей) в различных областях, в том числе применительно к организации выполнения мероприятий гражданской обороны. Знание же законов войны (вооруженной борьбы), всесторонний учет их действия и проявления в конкретных условиях позволяют правильно определять главные, наиболее существенные тенденции в развитии военного искусства и военного строительства, верно оценивать обстановку, ее возможные изменения и главное - принимать целесообразные решения для наиболее эффективного управления гражданской обороной, успешного выполнения поставленных задач.

Под законами войны (вооруженной борьбы) понимаются существенные, необходимые повторяющиеся связи и отношения между различными сторонами и явлениями войны как процесса, обуславливающие ее зарождение, функционирование, развитие, ход и исход [6, с. 23-24]. Представляется, что учет этих объективных законов (закономерностей) позволит уточнить общие принципы управления гражданской обороной, разработать принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, выработать научно обоснованные практические рекомендации должностным лицам органов управления гражданской обороны.

Общие законы войны выражают наиболее существенные связи и отношения между войной и другими явлениями общественной жизни:

зависимость войны от политических целей правительства;

зависимость хода и исхода войны от соотношения экономических, научных, моральных и собственно военных потенциалов противодействующих сторон.

Из общих законов войны вытекают законы вооруженной борьбы, которые их конкретизируют применительно к основному предмету военной науки:

зависимость форм и способов вооруженной борьбы от военно-политических целей

войны;

зависимость форм и способов ведения вооруженной борьбы от количества и качества оружия, боевой и специальной техники;

зависимость боевых действий от соответствия форм и способов действий целям и условиям обстановки;

зависимость хода и исхода вооруженной борьбы от соотношения сил и средств сторон, состояния личного состава войск, уровня подготовки командования, штабов, войск и т.п.

С учетом того что гражданская оборона является составной частью оборонных мероприятий государства, на нее действуют как общие законы войны и вооруженной борьбы, так и специфические законы военного управления.

Специфические законы военного управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления, военного управления как между собой, так и с внешней средой. Развивая законы военного управления, изложенные в работе [1, с. 35], можно сформулировать специфические законы военного управления применительно к гражданской обороне:

закон зависимости организационных форм и методов управления от структуры Вооруженных сил, гражданской обороны, материально-технической базы и условий управления;

закон единства организационно-методологических основ на всех уровнях управления; закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих сил, формирований и войск;

закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых при управлении войсками и гражданской обороной;

закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

закон зависимости эффективности решения задач управления от объема используемой информации;

закон совместимости систем и средств управления гражданской обороны. Связующим звеном между законами войны, законами вооруженной борьбы и практической деятельностью органов управления гражданской обороны в ходе организации ее мероприятий являются общие принципы управления и прежде всего принципы военного управления.

Следует подчеркнуть, что принципы военного управления, как наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности органов управления гражданской обороны, не являются продуктом оторванного от жизни мыслительного процесса, а черпаются из жизни путем познания наиболее существенных связей и отношений различных сторон управления, научного обобщения длительной практической работы [1, с. 53]. Поэтому принципы, вытекая из законов, должны сознательно формироваться в интересах практики и применяться в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы, вытекая из общих законов, законов войны (вооруженной борьбы), законов управления, законов военного управления, являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой деятельностью органов управления гражданской обороны.

В настоящее время в Республике Беларусь в нормативных правовых актах и литературе нет явного описания принципов управления гражданской обороной. Вместе с тем существуют основополагающие принципы военного управления [1, с. 56-64], к которым относятся:

единство политического, государственного и военного руководства;

единоначалие;

централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

твердость и настойчивость в реализации принятых решений и планов;

оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;

личная ответственность командующих (командиров) за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения поставленных задач.

Относительно гражданской обороны указанные принципы на основе применения метода аналогии могут быть конкретизированы следующим образом:

Принцип единства государственного и военного руководства гражданской обороной заключается в объединении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, населения в интересах наиболее эффективного решения задач гражданской обороны как в мирное, так и в военное время. Этот принцип создает возможность четкого планирования и твердого руководства проведением мероприятий ГО, позволяет наиболее целесообразно распределять и использовать людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, обеспечивает необходимые условия для осуществления организованного перевода гражданской обороны на работу в условиях военного времени. Принцип обеспечивает условия для согласованной работы органов управления гражданской обороны различных уровней, органов военного управления по применению имеющихся сил и средств при совместном выполнении задач.

Принцип единоначалия должен заключаться в том, что начальники гражданской обороны различных уровней должны обладать необходимыми полномочиями и нести персональную ответственность за выполнение на соответствующих территориях (в отраслях, организациях) задач гражданской обороны, организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Сущность данного принципа выражается в осуществлении распорядительных функций при проведении мероприятий гражданской обороны. На основе принимаемого начальником гражданской обороны решения организуется взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление.

Принцип единоначалия имеет особое значение в ходе организации и проведения АСДНР, когда резко повышается роль оперативности управления в условиях ограниченного времени. Данный принцип обеспечивает твердое управление действиями гражданских формирований гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач заключается в том, что старший начальник ГО в зависимости от обстановки может в короткие сроки объединить в своих руках руководство всеми подчиненными ему силами и средствами вне зависимости от их ведомственной принадлежности и направить усилия по единому замыслу для выполнения главной задачи в соответствии с принятым решением.

Данный принцип позволяет наиболее эффективно и экономно использовать имеющиеся силы и средства для выполнения задач, быстро переносить их усилия с одного направления на другое. В то же время централизация управления предполагает широкое проявление разумной инициативы и творчества, быстроты и самостоятельности действий подчиненных, особенно при выборе способов выполнения поставленных задач с учетом конкретной обстановки.

В некоторых условиях большое значение может иметь и определенная децентрализация управления силами ГО, особенно с началом нападения противника, нарушения управления, а также при проведении АСДНР на объектах поражения. В условиях сильных разрушений, образования обширных зон заражения (загрязнения), нарушения транспортных связей, в случае выхода из строя элементов средств управления может возникнуть необходимость в автономном управлении системой гражданской обороны в течение времени, необходимого для восстановления централизованного управления.

Принцип твердости и настойчивости в реализации принятых решений и планов заключается в способности начальников ГО принимать обоснованные решения на проведение мероприятий ГО, решительно и настойчиво проводить их в жизнь; добиваться своевременного выполнения мероприятий, предусмотренных планами ГО, и сохранять в своих руках руководство подчиненными силами в любой сложной обстановке. Для этого руководящий состав ГО должен иметь глубокие знания и практические навыки, обладать мужеством, решительностью, выдержкой, способностью пойти на обоснованный риск и оказать мобилизующее и организующее воздействие на людей.

Соблюдение этого принципа предполагает жесткий контроль и проверку исполнения принятых ранее решений и планов, высокую требовательность к подчиненным органам управления, а также оказания им необходимой практической помощи в решении возложенных на них задач.

Принцип оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки обеспечивается за счет знания обстановки, умения быстро ее анализировать, выделять из нее главное, первостепенное, своевременно реагировать на все ее изменения путем быстрого принятия целесообразных и обоснованных решений и немедленного доведения их до исполнителей. В то же время начальник ГО должен быть готов с учетом изменившихся условий обстановки своевременно уточнять или принимать новое решение, ставить подчиненным дополнительные задачи, принимать меры по поддержанию непрерывного взаимодействия сил ГО.

Принцип личной ответственности начальника ГО за принимаемые решения, применение подчиненных сил и результаты выполнения поставленных задач заключается в персональной ответственности начальника ГО за состояние гражданской обороны и успешное выполнение ее задач, которая определяется характером возложенных на него обязанностей и предоставленных полномочий.

Рассмотренные принципы тесно связаны и находятся в диалектическом единстве. Постоянный учет этих принципов позволит начальникам и органам управления ГО применять наиболее целесообразные методы работы при решении задач гражданской обороны.

На основе познания законов войны и вооруженной борьбы, руководствуясь общими принципами управления гражданской обороны, могут быть сформулированы специальные принципы, отражающие основополагающие правила организации ликвидации последствий применения противником средств поражения:

1. Принцип учета прогнозируемой обстановки. Данный принцип определяет необходимость прогнозирования обстановки на соответствующей территории в случае применения противником средств поражения и с учетом полученных результатов определение объемов и содержания мероприятий по ликвидации последствий применения противником средств поражения, определения состава и формирований гражданской обороны, необходимых для проведения прогнозируемого объема аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Реализация данного принципа предполагает, что принятие решения начальником гражданской обороны на проведение АСДНР должно осуществляться с учетом оценки средств поражения противника, результатов прогнозирования и тщательного анализа возможной обстановки, которая может сложиться на соответствующей территории. Наличие достоверных прогнозных данных по обстановке обеспечивает повышение уровня информированности начальника ГО, позволяет ему принимать наиболее обоснованные решения, а штабам и службам ГО полно и своевременно планировать и осуществлять все мероприятия гражданской обороны.

2. Принцип заблаговременной подготовки к проведению работ по ликвидации последствий применения противником средств поражения.

Данный принцип определяет необходимость проведения в мирное время ряда мероприятий: определения состава и численности гражданских формирований гражданской обороны, их обучения, оснащения, поддержания их готовности к применению; принятие начальником гражданской обороны решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постановку задач органам управления и силам гражданской обороны; планирования мероприятий по ликвидации последствий применения противником средств поражения; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

Данный принцип обеспечивает организованность и целенаправленность в подготовке мероприятий гражданской обороны по ликвидации последствий применения противником средств поражения, позволяет осуществить ряд мероприятий до начала ведения военных действий, тем самым повышая оперативность приведения в готовность и применения формирований гражданской обороны для решения задач по предназначению.

3. Принцип рационального сочетания необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств гражданских формирований гражданской обороны с учетом возможностей организаций.

Реализация данного принципа заключается в том, что определение потребности сил и средств гражданской обороны, обеспечивающих проведение прогнозируемого с заданной вероятностью объема АСДНР по ликвидации последствий применения противником средств поражения, проводится с учетом возможностей организаций по созданию формирований.

Принцип устанавливает необходимость при определении количества персонала и перечня средств, выделяемых от организаций для создания формирований ГО, сохранения возможности устойчивого функционирования этих организаций.

4. Принцип сосредоточения основных усилий сил гражданской обороны в ходе проведения АСДНР с учетом наличия угрозы жизни и здоровью людей, объектам, имеющим важное оборонное и (или) экономическое значение, причинения ущерба окружающей среде.

Данный принцип определяет решающее направление, на котором сосредоточиваются основные усилия сил и средств гражданских формирований гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий применения противником средств поражения:

если в результате применения противником средств поражения возникли поражающие факторы, которые угрожают жизни и здоровью людей, - основные силы и средства сосредоточиваются для обеспечения спасательных работ;

если противником применяются средства поражения в отношении нескольких объектов - основные силы и средства сосредоточиваются и вводятся на наиболее важных в оборонном и (или) экономическом значении объектах;

если противником применяются средства поражения в отношении нескольких нека-тегорированных объектов - основные силы и средства сосредоточиваются и вводятся на тех объектах, где дальнейшее распространение поражающих факторов может привести к наибольшему ущербу.

АСДНР должны быть направлены прежде всего на максимально возможное снижение людских и материальных потерь, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения в условиях применения противником средств поражения, защиту важных в оборонном и (или) экономическом значении объектов, снижение материального ущерба и ущерба окружающей среде.

Принцип позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся силы и средства гражданской обороны для выполнения задач в ходе ликвидации последствий применения противником средств поражения.

5. Принцип определения приоритета проведения АСДНР.

Данный принцип вытекает из принципа сосредоточения основных усилий сил гражданской обороны в ходе проведения АСДНР и находится с ним в неразрывной связи. Он определяет решающие правила определения приоритета и выбора объекта проведения АСДНР в случае поражения противником группы объектов:

в первую очередь АСДНР проводятся на объектах, где дальнейшее распространение поражающих факторов может привести к наибольшему количеству потерь среди персонала и населения;

приоритетность проведения АСДНР определяется категорией объекта по гражданской обороне.

Данный принцип позволяет начальнику гражданской обороны выбрать наиболее целесообразный вариант организации ликвидации последствий применения противником средств поражения в ходе принятия решения на проведение АСДНР.

Показателем научной разработки любой теории является наличие своего терминологического аппарата - понятий, категорий, принципов. Особое значение при этом имеют понятия, от правильности и единообразной трактовки которых зависит выполнение задач гражданской обороны, жизнь и здоровье людей. Неправильное понимание и интерпретация того или иного термина может снизить эффективность работы органов управления и сил гражданской обороны, оказать негативное влияние на выполнение научно-исследовательских работ в данной области.

В настоящее время в сфере гражданской обороны сформирован перечень основных терминов и определений, используемых как в практической деятельности органов управления и сил гражданской обороны, так и в образовательной и научной деятельности.

Понятийный аппарат гражданской обороны формируется на основе большого количества международных и национальных нормативных правовых (технических) актов, в которые регулярно вносятся изменения. Подобные изменения периодически затрагивают термины и определения. Это обусловливает необходимость их постоянного совершенствования.

Большой вклад в научно-методическое сопровождение понятийного аппарата в области гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах внес Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России. На данный момент в наиболее полном виде термины и определения в области гражданской обороны систематизированы в энциклопедии «Гражданская защита» под общей редакцией С.К. Шойгу. Вместе с тем необходимо отметить, что в указанном издании перечень терминов и определений не является исчерпывающим, и в целом понятийный аппарат гражданской обороны до конца не сложился.

Поскольку в настоящее время в Республике Беларусь понятия «последствия применения противником средств поражения», «ликвидация последствий применения противником средств», «организация ликвидации последствий применения противником средств поражения» нормативными правовыми актами четко не регламентированы, не имеют однозначного общепризнанного определения и обычно не упоминаются в энциклопедических изданиях, с учетом вышеизложенных теоретических аспектов и положений в статье предлагается их изложить следующим образом.

Последствия применения противником средств поражения - последовательность взаимосвязанных событий, возникающих в результате воздействия поражающих факторов средств поражения, которые повлекли причинение вреда жизни и здоровью людей, нарушение условий их жизнедеятельности, ущерб окружающей среде, объектам экономики и инфраструктуры.

Ликвидация последствий применения противником средств поражения - комплекс мероприятий, направленных на прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия на население, объекты экономики и инфраструктуры опасных факторов, возникающих вследствие применения противником средств поражения.

Организация ликвидации последствий применения противником средств поражения - совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления гражданской обороны и других должностных лиц, определяющих порядок проведения работ по ликвидации последствий применения противником средств поражения.

С учетом проведенного анализа существующих подходов к организации ликвидации последствий применения противником средств поражения установлено, что эти мероприятия на этапе заблаговременной подготовки гражданской обороны включают:

принятие решения на проведение АСДНР на основе прогнозных данных; постановку задач подчиненным силам; планирование проведения работ;

организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления. Заключение

В статье изложены наиболее общие законы войны (вооруженной борьбы), общие законы и принципы военного управления и вытекающие из них принципы управления гражданской обороны, которые возможны к применению в современных условиях всего комплекса практики реализации организации управленческой деятельности ГО. На основе познания сущности этих явлений, установления диалектической связи между ними разработаны специальные принципы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения силами гражданских формирований гражданской обороны, а также усовершенствован терминологический аппарат в этой области.

Предложенные правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности руководящего состава и должностных лиц органов управления гражданской обороны, что позволит им применять наиболее целесообразные методы работы в ходе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ силами гражданских формирований гражданской обороны. Представленные понятия дают единое толкование терминов по организации ликвидации последствий применения противником средств поражения, систематизируют знания в данной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухов, П.К. Основы теории управления войсками / П.К. Алтухов [и др.]; под общ. ред. П.К. Алтухова. - М.: Воениздат, 1984. - 221 с.

2. Клаузевиц, К. О войне / К. Клаузевиц. - М.: Госвоениздат, 1934.; переизд.: М.: Эксмо, 2007. - 437 с.

3. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. - 2002. - № 6. -С.46-57.

4. Круглов, В.В. Законы войны и их математическое представление / В.В. Круглов. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1997. - 72 с.

5. Урманцев, Ю. Эволюционика, или Общая теория развития систем природы, общества и мышления / Ю. Урманцев. - М.: ОНТИ НЦБИ АН СССР, 2003. - 279 с.

6. Карпиленя, Н.В. Теоретические основы многополярного мира: евразийский взгляд из Союзного государства: монография / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2020. - 425 с.

Теоретические основы организации ликвидации последствий применения противником средств поражения: специальные принципы и терминологический аппарат организации

Theoretical foundations of the organization of elimination of consequences of using means of destruction by the enemy: special principles and terminological apparatus

Бордак Сергей Сергеевич

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, старший преподаватель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: bordak.ucp@gmail.com ORCID: 0000-0001-9157-3899

Sergey S. Bordak

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Senior Lecturer

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus e-mail: bordak.ucp@gmail.com ORCID: 0000-0001-9157-3899

Карпиленя Николай Васильевич

действительный член Академии военных наук, доктор военных наук, профессор

Учреждение образования «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации», кафедра информатики и управления, профессор

Адрес: ул. Большая Садовая, 14,

125047, Москва, Россия e-mail: karpilenyanv@mail.ru

Субботин Михаил Николаевич

кандидат военных наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, профессор

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь ОЯСГО: 0000-0003-0071-8867

Nikolay V. Karpilenya

Full member of the Academy of Military Sciences, Grand PhD in Military Sciences, Professor

Educational Establishment «Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation», Chair of Informatics and Management, Professor Address: Bolshaya Sadovaya str., 14,

125047, Moscow, Russia e-mail: karpilenyanv@mail.ru

Mikhail N. Subbotin

PhD in Military Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Professor

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus ORCID: 0000-0003-0071-8867

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-2.231

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF USING MEANS OF DESTRUCTION BY THE ENEMY: SPECIAL PRINCIPLES AND TERMINOLOGICAL APPARATUS

Bordak S.S., Karpilenya N.V., Subbotin M.N.

Purpose. To substantiate special principles for organizing the forces of civilian civil defense formations to eliminate the consequences of the use of weapons by the enemy, and also to clarify the terminological apparatus of this subject area.

Methods. As a theoretical basis, the method of analogy was used, as well as general scientific methods of induction, deduction, analysis and synthesis.

Findings. On the basis of general laws of development, well-known laws (regularities) of war (armed struggle) and taking into account general laws and principles of management, a dialectical connection with the principles of military management has been established and the mechanism of their manifestation regarding the specifics of management of civil defense has been concretized. Special principles have been developed for organizing the forces of civilian formations of civil defense to eliminate the consequences of the use of weapons by the enemy, and clarifications have been made in the terminological apparatus.

Application field of research. The research results can be used in scientific studies related to the aspects of preparation and conduct of civil defense, as well as in the practical activities of chiefs and staffs of civil defense.

Keywords: civil defense, principles, terminology, organization of civil defense, organization of rescue and other urgent work, elimination of the consequences of the use of weapons, laws of war (armed struggle).

(The date of submitting: February 25, 2021)

REFERENCES

1. Altuhov P.K., Afonskiy I.A., Rybolovskiy I.V., Tatarchenko A.E. Osnovy teorii upravleniya voyskami [Fundamentals of the theory of command and control]. Moscow: Voenizdat, 1984. 221 p. (rus)

2. Klauzevits K. O voyne [About war]. Moscow: Gosvoenizdat, 1934. Moscow: Eksmo, 2007. 437 p. (rus)

3. Prigozhin I. Filosofiya nestabil'nosti [The philosophy of instability]. Voprosy filosofii, 2002. No. 6. Pp. 46-57. (rus)

4. Kruglov V.V. Zakony voyny i ikh matematicheskoepredstavlenie [The laws of war and their mathematical representation]. Moscow: Military Academy named after F.E. Dzerzhinsky, 1997. 72 p. (rus)

5. Urmantsev Yu. Evolyutsionika, ili Obshchaya teoriya razvitiya sistem prirody, obshchestva i myshleniya [Evolutionism or general theory of the development of systems of nature, society and thinking]. Moscow: ONTI NTsBI AN SSSR, 2003. 279 p. (rus)

6. Karpilenya N.V. Teoreticheskie osnovy mnogopolyarnogo mira: evraziyskiy vzglyad iz Soyuznogo gosu-darstva [Theoretical Foundations of a Multipolar World: A Eurasian View from the Union State]: monograph. Moscow: Arkhont, 2020. 425 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.