Научная статья на тему 'ВОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ'

ВОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ У ДЕТЕЙ / НАВЫКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПОВЕДЕНИЯ / НАВЫКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИ ОТСУТСТВИИ РЕЧИ / ИНСТРУМЕНТЫ РАБОТЫ С ВОЛЕЙ / ДЕТИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / МОЗГОВОЙ МЕХАНИЗМ ВОЛИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Клычкова А.А.

В статье представлен мозговой механизм волевых процессов и влияние его функционирования на коррекционный процесс логопеда, учителя-логопеда, дефектолога. Подробно разобраны причины нарушения волевых процессов, а также представлен набор инструментов воздействия в случаях нарушения различного генеза. Статья обозревает и роль саморегуляции в рамках формирования и развития речи, а также раскрывает способы воздействия на волевые процессы в случае нарушения функций лобных долей, нарушения работы первого энергетического блока мозга, снижения связи двух этих структур в течении жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Клычкова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILL AND SELF-REGULATION IN THE CORRECTIONAL PROCESS

The article presents the brain mechanism of volitional processes and the influence of its functioning on the correctional process of a speech therapist, speech therapist teacher, defectologist. The reasons for the violation of volitional processes are analyzed in detail, as well as a set of tools for influencing in cases of violation of various genesis. The article also reviews the role of self-regulation in the framework of the formation and development of speech, and also reveals ways to influence volitional processes in case of violation of the functions of the frontal lobes, disruption of the first energy block of the brain, and a decrease in the connection of these two structures during life.

Текст научной работы на тему «ВОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 376.37

Клычкова А.А. дефектолог

коррекционно-диагностический центр «Сенсомот»

Россия, Новочеркасск

ВОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье представлен мозговой механизм волевых процессов и влияние его функционирования на коррекционный процесс логопеда, учителя-логопеда, дефектолога. Подробно разобраны причины нарушения волевых процессов, а также представлен набор инструментов воздействия в случаях нарушения различного генеза. Статья обозревает и роль саморегуляции в рамках формирования и развития речи, а также раскрывает способы воздействия на волевые процессы в случае нарушения функций лобных долей, нарушения работы первого энергетического блока мозга, снижения связи двух этих структур в течении жизни.

Ключевые слова: волевые процессы у детей, навыки саморегуляции, коррекционная работа при нарушениях поведения, навыки саморегуляции при отсутствии речи, инструменты работы с волей, дети с речевыми нарушениями, дети с сенсорными нарушениями, мозговой механизм воли.

Klychkova A.A. defectologist

correctional and diagnostic center "Sensomot"

Russia, Novocherkassk

WILL AND SELF-REGULATION IN THE CORRECTIONAL PROCESS

Аbstract. The article presents the brain mechanism of volitional processes and the influence of its functioning on the correctional process of a speech therapist, speech therapist teacher, defectologist. The reasons for the violation of volitional processes are analyzed in detail, as well as a set of tools for influencing in cases of violation of various genesis. The article also reviews the role of self-regulation in the framework of the formation and development of speech, and also reveals ways to influence volitional processes in case of violation of the functions of the frontal lobes, disruption of the first energy block of the brain, and a decrease in the connection of these two structures during life.

Key words: volitional processes in children, self-regulation skills, corrective work with behavioral disorders, self-regulation skills in the absence of speech, tools for working with the will, children with speech disorders, children with sensory disorders, the brain mechanism of will.

На данный момент в рамках логопедической и дефектологической коррекции участились случаи нарушения поведения и саморегуляции. Подобная тенденция является отягчающим фактором как течения коррекции, так и самого коррекционного процесса. Способность к саморегуляции тесно связана с развитием речи. В этой неразрывной связи активную роль играет наличие внутренней речи. Внутренняя речь - вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения. В связи с этим и мышление является неотъемлемой частью осуществления речевой функции.

В вышеизложенных обстоятельствах работа логопеда, учителя-логопеда, дефектолога напрямую с речью может быть невозможна. Первичной деятельностью в коррекционной работе становится работа с волевыми процессами, навыками саморегуляции для налаживания контакта, выработки учебного поведения и минимизацию девиантных проявлений.

Воля может быть нарушена по трём причинам: дисфункция лобных долей, дисфункция стволовой части (первого блока), слабая связь между стволовой частью и лобными долями. Если у ребёнка нарушены функции лобных долей, то волевые процессы не осуществляются, экстероцептивная информация не анализируется, причино-следственные связи не формируются, поведение не программируется. Если ослабляется энергетический блок или функционирует неполноценно, то воля не может осуществляться в полной мере. Воля нарушается и в случае, если нет регулярной выработки связи лоб-ствол в течении жизни. В этой ситуации связь не будут достаточно прочной и человеку сложно выдержать ситуацию расстройства и применить волю, то есть лоб может запрашивать энергию, но запрос не доставляется в ствол. Давайте рассмотрим, что можно сделать в каждой ситуации.

Слабый лоб. Возьмём такие функции лобных долей, как управление, саморегуляция, самоконтроль - это именно та часть работы, которую выполняет лоб в осуществлении воли. Для начала хочу отметить важный факт: чтобы управлять чем-то нужно это «что-то» очень хорошо знать и ощущать. Например, если отлежать руку, которая в следствии этого онемеет, то до возвращения чувствительности будет невозможно понять, где она находится в пространстве и управление будет недоступно, но по мере возвращения чувствительности и управление будет постепенно возвращаться. Для осуществления контроля и саморегуляции наша задача помочь ребёнку в процессе коррекционной деятельности насытить сенсорные системы организма, помочь в формировании схемы тела и пространственных представлений. Для работы в этом направлении я предлагаю использовать методологию теории сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей

среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела. Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Э.Джин Айрес. Они активно используются специалистами с начала 1970-х годов. Сегодня теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.

Разумеется, логопед, учитель-логопед или дефектолог не может посвящать всё занятие сенсорной интеграции, но может внедрять упражнения и их элементы в коррекционный процесс, использовать упражнения в качестве переключения и отдыха - такие возможности сделают работу с ребёнком богаче и эффективнее. Так же особое внимание уделяю в процессе работы таким системам, как вестибулярная и проприоцепивная. Проприоцептивная система воспринимает сигналы от мышц, связок и суставов. Благодаря ей мозг получает информацию о том, когда и какие мышцы сокращаются или растягиваются, какие суставы сгибаются и распрямляются и в каком направлении. Развитие нормального мышечного тонуса - также один из ключевых факторов в освоении двигательных навыков. А, как известно, речь - это тоже движение и, чтобы требовать от ребёнка осуществление такого сложного двигательного акта, как речь, необходимо пройти непростой, но очень важный двигательный путь от общего к частному - достаточный крупномоторный уровень, кистевой и пальцевый праксисы и только затем можем «требовать» с ребёнка артикуляционный праксис.

И если мы убедились, что с ощущениями всё в порядке, воспринимающие системы принимают и обрабатывают информацию исправно, то можно параллельно внедрять в работу упражнения на формирование телесного образа «Я». По С.Л. Рубенштейну формирование происходит в 3 этапа - овладение телом и предметами, ходьба, речь (если не речь, то коммуникация; осознание процесса влияния коммуникацией на вещи, людей, действия). Для формирования телесного образа «Я» и в последствии волевых процессов у ребёнка - мы должны организовать работу в таких направлениях: сенсорная интеграция, проприоцептивная и вестибулярная нагрузка, работа с коммуникацией, формирование целенаправленного поведения, глазодвигательный контроль, моторное планирование.

Слабая связь. В случае, если нарушение именно в связи лоб-ствол, то есть лоб - работает отлично, ствол - работает отлично, а связь слабая, то

такому ребёнку необходимо сделать упор на работу с целенаправленным поведением, моторным программированием и мышлением - мы будем очень часто провоцировать лоб запрашивать нервную энергию на реализацию деятельности и тем самым формировать и укреплять связь лоб-ствол. В случае, если связь ослаблена не из-за органических поражений, то работа с таким ребёнком обязательно включает работу и с семьёй, так как нарушение связи может быть вызвано редкой необходимостью ребёнка действовать самостоятельно. Это является социально-опосредованным негативным фактором, часто вызванным гиперопекой и подразумевает работу с профильным специалистом.

Слабый ствол. В случае сниженной работы ствола, как уже говорилось выше, лоб сколько угодно может запрашивать энергию на исполнение своего «долга», но так её и не дополучать, следовательно, и воля осуществляться в полной мере не имеет возможности. Для участия коррекционного педагога в работе ствола очень важно рассмотреть стволовую часть, как механизм, а структуры, которые она включает, как шестерёнки. Все шестерёнки должны работать в одном темпе, если замедляется одна, то и остальные снижают скорость отвечая на её торможение. Вот какие шестерёнки стволовой части мы можем «подкрутить» в ходе коррекции: мозолистое тело, мозжечок, средний мозг, ретикулярная формация ствола, таламус. Далее я рассмотрю методы работы с каждой структурой.

Мозолистое тело - является связующим звеном между полушариями. Благодаря упражнениям на межполушарное взаимодействие мы сможем этой шестерёнки крутиться в нужном темпе. Сюда можно включить - игры на баланс, т.к. происходит урегулирование правой и левой стороны, двуручную деятельность, разноимённую работу рук и ног, игры с пересечением средней линии тела и др.

Мозжечок - основной функцией мозжечка является обеспечение точности целенаправленных движений, поддержание равновесия, координация взаимодействия мышц. Для выполнения этих задач мозжечок имеет разветвленные связи с самыми различными отделами мозга. Большую роль мозжечок играет и в координировании сложных речевых движений. В сложных из них мозжечок выступает как главный указатель точности движений органов речевого аппарата (объема, силы, направленности). Для этой структуры мы можем включить упражнения на баланс и проприоцептивную нагрузку. Хочу обратиться к системе предложенной А.В. Семенович в своём методе замещающего онтогенеза - лёжа, сидя, на четвереньках, стоя. Очень часто дети имеют гравитационную неуверенность и не могут сразу встать на балансировочную поверхность, поэтому эта система станет мягким способом ввести ребёнка в мир вестибулярной нагрузки.

Варолиев мост. В рамках коррекционного воздействия считаю

важным упомянуть не сам мост, а преддверно-улитковый нерв, который связывает его с ухом. Преддверно-улитковый нерв, образован чувствительными нервными волокнами, идущими от органа слуха и равновесия. Здесь логопед, учитель-логопед или дефектолог может снова обратиться к вестибулярной нагрузке и, конечно, к работе со слуховым восприятием с самых ранних периодов онтогенеза.

Ретикулярная формация - играет главную роль в корково-подкорковых взаимоотношениях и получает импульсы из мозжечка, подкорковых ядер и лимбической системы, а, следовательно, принимает участие в обеспечении поведенческих реакций в плане их эмоционального обеспечения и адаптации к различным жизненным ситуациям (из -за того, что входит в состав лимбической системы, которая запускается эмоциональными стимулами). Кроме того, ретикулярная формация принимает важнейшее участие в обеспечении мышечного тонуса, регулируя положения тела (связь с мозжечком), в обеспечении сердечного ритма и дыхания (связь с глубинными структурами), а также играет ведущую роль в осуществлении такой функции, как внимание. Для воли крайне важна мотивация, например, эмоции, не зря усваивается и воспринимается лучше то, что представляет для нас эмоциональную значимость.

Таламус - помимо того, что таламус шестерёнка энергетического блока, он так же является частью таламо-гипоталамического комплекса. Этот комплекс предназначен для адаптации основных процессов внутренней среды организма к условиям внешнего мира. Иначе говоря, этот комплекс поддерживает гомеостаз — равновесие внутренней и внешних сред организма. Помимо таламуса в состав этого комплекса входит гипоталамус. А к гипоталамусу плотно примыкает главная гормональная железа — гипофиз. Он также участвует непосредственно в регуляции деятельности вегетативной нервной системы (кровообращения, дыхания, обменных процессов и т.д.). По Н.А. Бернштейну, функциональная активность этой области мозга поддерживается простейшими (итеративными, т.е. равномерно повторяющимися) ритмическими импульсами. К ним относится дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника и кровеносных сосудов, акты сосания, ползания, ходьбы, бега. Не менее важны для здоровья ребенка простейшие ритмические действия, начиная с самых ранних периодов онтогенеза. В частности, чрезвычайно важно, чтобы акт сосания проходил активно и в течение 1 -го года жизни, чтобы осуществлялись активное ползание, ходьба и т.д. Недостаток ритмических «допингов» нередко приводит к извращенным способам их «добора». Так, всем известны дети которые долго сосут палец, пеленку, рукава одежды, грызут ногти, онанируют в младенчестве и прочее. Но определённые ритмы имеют свой период «полезности», переизбыток некоторых оказывает тормозящее воздействие на активность мозга. Например, такие как сосание или жевание. Поэтому специалист может

включить в структуру занятия ритмизацию - упражнения с метрономом, ритмичные пружинящие упражнения на фитболе, раскачивания, отстукивание ритмов и др.

В завершение хочется сказать, что всё в нашем мире развивается в своём естественном темпе, который заложен природой, у всего есть свои этапы формирования, свой онтогенез. Очень важно сформировать фундамент развития, а не пытаться приделать недостроенному дому крышу, где фундамент - это налаженные сенсорные системы, волевые и энергетические процессы, а речь - крыша. Я убеждена, что грамотная коррекционная работа, учитывающая особенности каждого ребёнка и специалист, обладающий гибким мышлением и достаточной базой знаний, способны достичь хорошей динамики во взаимодействии.

Использованные источники:

1. А.Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи // Детсво-Пресс, 2007 г.

2. А.Р. Лурия. Лекции по общей психологии // Питер, 2012 г.

3. Л.С. Выготский. Мышление и речь // Национальное образование, 2016 г.

4. А.В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза // Генезис, 2015 г.

5. Т.Г. Визель. Основы нейропсихологии // В. Секачев, 2019 г.

6. А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии // Питер, 2023 г.

7. В.М. Лисина. Общение, личность и психика ребёнка // НПО МОДЭК, 2007 г.

8. Е.А. Янушко. Помоги малышу заговорить // Эксмо, 2015 г.

9. Д.Б. Эльконин. Психология игры // Педагогика, 1978 г.

10. А. Банди. Сенсорная интеграция. Теория и практика // Теревинф, 2018 г.

11. И.Ю. Захарова. Игровая педагогика // Теревинф, 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.