Научная статья на тему 'ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коноплева Нина Алексеевна, Волков Максим Юрьевич

В современной российской культуре волонтёрство и добровольчество становятся значимыми тенденциями в развитии общественной деятельности молодежи. Увеличивается численность субъектов волонтерской деятельности, совершенствуются формы ее функционирования. В частности, эта деятельность является сегодня не только элементом общественной системы, но и механизмом образования, социального и профессионального становления, саморазвития и самореализации молодежи. В статье представлен опыт добровольчества, обусловленный стремлением автора реализовать на практике полученные в рамках дисциплины «Технология саморазвития» знания графических методов диагностики, приобрести навыки исследовательской деятельности и удовлетворить запрос родителей дошкольников детского сада № 78 г. Владивостока по выявлению восприятия их детьми семейных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AND VOLUNTEERISM AS TYPES OF PUBLIC ACTIVITIES AND SOCIAL ACTIVITY

In modern Russian culture, volunteering and volunteerism are becoming significant trends in the development of social activities of young people. The number of subjects of volunteer activity is increasing, the forms of its functioning are being improved, in particular, today this activity is not only an element of the social system, but also a mechanism of education, social and professional formation, self-development and self-realization of young people. The article presents the experience of volunteering, due the author’s desire to put into practice the knowledge of graphic diagnostic methods obtained within the discipline Technology of self-development, acquire research skills and satisfy the request of parents of preschool children of kindergarten №78 of Vladivostok to identify their children’s perception of family relationships.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Гуманитарные науки

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 2. С. 207-216 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol. 14, № 2. Р. 207-216

Научная статья УДК 008 379.828

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/207-216

Волонтерство и добровольчество как виды общественной деятельности и социальной активности

Коноплева Нина Алексеевна Волков Максим Юрьевич

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Аннотация. В современной российской культуре волонтерство и добровольчество становятся значимыми тенденциями в развитии общественной деятельности молодежи. Увеличивается численность субъектов волонтерской деятельности, совершенствуются формы ее функционирования. В частности, эта деятельность является сегодня не только элементом общественной системы, но и механизмом образования, социального и профессионального становления, саморазвития и самореализации молодежи. В статье представлен опыт добровольчества, обусловленный стремлением автора реализовать на практике полученные в рамках дисциплины «Технология саморазвития» знания графических методов диагностики, приобрести навыки исследовательской деятельности и удовлетворить запрос родителей дошкольников детского сада № 78 г. Владивостока по выявлению восприятия их детьми семейных взаимоотношений.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, графические методы диагностики, воспитание, проблемы, семья.

Для цитирования: Коноплева Н. А., Волков М.Ю. Волонтерство и добровольчество как виды общественной деятельности и социальной активности (на примере инициативности в исследовании восприятия семейных взаимоотношений и личностных особенностей дошкольников) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 2. С. 207-216. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/207-216.

Humanities sciences

Original article

Volunteering and volunteerism as types of public activities and social activity Nina A. Konopleva Maxim Yu. Volkov

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Abstract. In modern Russian culture, volunteering and volunteerism are becoming significant trends in the development of social activities of young people. The number of subjects of volunteer activity is increasing, the forms of its functioning are being improved, in particular, to-

© Коноплева Н. А., 2022 © Волков М. Ю., 2022

207

day this activity is not only an element of the social system, but also a mechanism of education, social and professional formation, self-development and self-realization of young people. The article presents the experience of volunteering, due the author's desire to put into practice the knowledge of graphic diagnostic methods obtained within the discipline Technology of self-development, acquire research skills and satisfy the request of parents of preschool children of kindergarten №78 of Vladivostok to identify their children 's perception of family relationships.

Keywords: volunteering, volunteerism, graphic diagnostic methods, upbringing, family.

For citation: Konopleva N. A., Volkov M. Yu. Volunteering and volunteerism as types of public activities and social activity // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol. 14, № 2. P. 207-216. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/207-216.

Введение

Термин «волонтерство» обозначает деятельность отдельного человека или ряда социальных групп, осуществляемую на добровольной основе и не предполагающую вознаграждение. Изначально подобным образом (волонтёр) обозначали в XVII веке в Европе тех, кто добровольно отправлялся на военную службу. В России зарождение волонтерства изначально связывают с деятельностью Екатерины II, когда в связи с необходимостью в добровольной помощи незаконнорождённым детям воспитательных домов для сирот была создана сеть воспитательных учреждений, привлекавших для этой работы добровольцев. В свою очередь, в XIX веке по инициативе Александра I были организованы Императорское человеколюбивое общество, участковые попечительства и ряд других благотворительных организаций, чья безвозмездная деятельность осуществлялась в народных начальных школах, сельских больницах, на фронте во время войн, в частности Русско-турецкой (1877-1878) и др. В дальнейшем формы добровольной деятельности значительно расширились, и в настоящее время эта деятельность выражается не только во взаимопомощи, но и в массовых движениях по урегулированию различного рода конфликтов, спасению миллионов людей, попавших в бедственное положение из-за влияния природных или социальных процессов.

В России к 1902 г. функционировало 11 040 благотворительных учреждений (4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений) [2, с. 74]. «Большое число благотворительных учреждений и общественных организаций в дореволюционной России порождало разнообразие добровольческих практик - от социальной поддержки и предоставления услуг уязвимой части населения до отстаивания прав и защиты животных» [2, с. 75].

Анализ исследуемой проблематики продемонстрировал ряд научных подходов к исследованию волонтерства и позволил выделить его характеристики:

- во-первых, как социального института [2; 6, с. 15-22; 8, с. 8];

- во-вторых, как фактора решения различных социально-экономических проблем накопления и реализации социального капитала на территориальном и государственном уровнях [6, с. 15-22; 1, с. 56-63];

208

- в-третьих, как способа личностного роста, самореализации и профессионального становления молодёжи [10];

- в-четвёртых, как вида благотворительности [13, с. 51-54].

Следует отметить, что в советские, первые постсоветские времена добровольческая деятельность приобрела новые формы. Это было обусловлено установками Кодекса строителя коммунизма. В связи с чем добровольческий труд на благо всего общества начинает в стране провозглашаться как эмоционально-привлекательная форма коммунистического труда, то есть бесплатного труда на благо общества. В стране организовывались различные добровольные общества: любителей книги, охраны природы, памятников истории и культуры, трезвости, пропаганды, здорового образа жизни, содействия армии, авиации и флоту; организации: просветительские, спортивные, экологические, спасательные и проч.

В вопросах регламентации добровольчества не было инициативности, хотя, несомненно, этот вид деятельности в вышеуказанных формах существовал и был нацелен преимущественно на воспитание молодёжи и контроль за соблюдением в городах и других населённых пунктах страны моральных поведенческих принципов строителя коммунистического общества. В вышеуказанные времена существовала административно-командная система хозяйствования, и все возникающие вопросы в государстве и обществе решались на государственном уровне. Инициатива не приветствовалась, и без специального указания не принято было заниматься подобной деятельностью.

В наше время обстановка изменилась, и всё больше в волонтёрстве играют роль различные гражданские движения. В первое время это было на уровне самодеятельности - никак не регулировалось, но сегодня добровольчество заняло свою нишу в обществе и значительно активизировалось. Волонтёрство осуществляется добровольно, безвозмездно. В Российской Федерации активно развивается и популяризуется молодёжное волонтёрство. Во всех образовательных учреждениях имеются специалисты или отделы, занимающиеся развитием волонтёрского движения. У многих наших граждан возникла необходимость почувствовать собственную значимость, повысить самооценку, так как приятно осознавать, что ты что-то можешь, что-то сделал не по чьему-то указанию, а по собственной инициативе [9; 11, с. 38; 7, с. 267-269].

Сегодня этот вопрос отражён в Конституции. Например, в статье 39 поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительная деятельность. Вопрос благотворительности регулируется и Гражданским кодексом. Например, в нём говорится о пожертвованиях, безвозмездных сделках, безвозмездном выполнении работ и т. д. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135 о благотворительной деятельности, добровольчестве, волонтёрстве регулирует вопросы добровольчества. Если кто-то захочет заняться созданием какой-либо волонтёрской организации или принять участие в этой деятельности, ему необходимо будет ознакомиться с данным законом, где все основные вопросы урегулированы [3; 4; 5, с. 16; 6]. Согласно этому закону под благотворительной деятельностью понимается добро-

209

вольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (статья 1 Закона) [12].

В свою очередь, волонтёрская деятельность предполагает безвозмездное выполнение различных работ: помощь пострадавшим от аварий, катастроф, охрана окружающей среды, уборка различных объектов и др. В общем то, что несёт в себе общеполезные цели, называется волонтёрством [9].

Основная часть

В настоящее время волонтёрская деятельность регламентируется правами участников добровольческого движения. Волонтёр имеет право:

- знать, что он делает, для каких целей он этим занимается, для кого он это делает и кто организатор;

- получать специальную форму, соответствующую деятельности организации, в которой он состоит. Ему может быть предоставлено питание, проживание по месту работы, переезд, медицинское страхование, психологическая помощь, содействие в случае необходимости в психологической реабилитации;

- получать от организатора добровольческой организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объёмах и формах, которые установлены указанными организациями;

- получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ;

- заключать гражданско-правовой договор с организаторами о благотворительных обществах [12].

Волонтёрство служит основой формирования высоконравственных ценностей индивидуума, таких как: доброжелательность, сопереживание, активная гражданская позиция, социальная гражданская ответственность, сопричастность к проблемам других и окружающего мира в целом.

Волонтёрская деятельность авторов данного исследования выразилась в активности и инициативности при удовлетворении запроса ряда родителей детского сада № 78 г. Владивостока на анализ некоторых рисунков детей дошкольного возраста.

Предметом исследования стали личностные особенности дошкольников и их восприятие семейных взаимоотношений. Для этого использовались графические методы диагностики. Психологи считают, что рисунок - один из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Цель подобной диагностики - забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребёнка. Работы в области психодиагностики, проведённые западными и российскими исследователями, показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы и проч.

Методы графической диагностики наиболее точно подходят в работе с детьми, так как им трудно выразить свои чувства и эмоции словами. Изобрази-

210

тельная работа - безопасный и естественный для ребёнка вид деятельности. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

С помощью графических методов психодиагностики можно определить как внутриличностные, так и семейные проблемы детей. Используемая методика показывает, через какие сложности проходит ребёнок в своей жизни. Владея информацией, родителям проще действовать в дальнейшем воспитании своего ребёнка. От того, как родители воспитывают ребенка, зависит его будущее, так как именно в период детства формируется множество качеств человека.

Рисунок «Дом, дерево, человек» (в дальнейшем ДДЧ) необходим для того, чтобы узнать об особенностях развития, социальном взаимодействии и основных чертах ребенка.

Рисунок семьи даёт возможность получить информацию о трудностях и особенностях в семейных отношениях.

Рисунок дерева показывает личностные черты творца и отображает ситуации прошлого.

Результаты осуществленного авторами анализа продемонстрировали следующее.

Анализ рисунков дома. В большинстве рисунков присутствуют закрытые двери (75 %). Это свидетельствует о тенденции к отступлению, отрешённости, избеганию. Лишь на двух рисунках они открыты, что говорит о сильной потребности в тепле извне или стремлении демонстрировать доступность (откровенность). На всех рисунках в домах есть окна, что трактуется как признак доступности, открытости и контактности. На 50 % рисунков количество окон относительно размера дома избыточно. Это ещё более доказывает активность, общительность, открытость и готовность к контактам. Почти у всех домов крыша с острым концом. Это говорит о том, что авторы рисунков с сильным суперэго и выраженным чувством вины. 25 % детей нарисовали трубу на доме. На остальных рисунках она отсутствует, что говорит о нехватке психологической теплоты в доме. В рисунке дома только 6 % детей использовали больше 5 цветов. Они являются очень лабильными. Остальные дети хорошо адаптированы и эмоционально не обделены. 38 % детей расположили дом слева - акцентирование на прошлом, импульсивность; 25 % справа - склонность субъекта искать наслаждения в интеллектуальных сферах, стремление к адаптации в социуме и контролируемости своего поведения, акцентирование на будущем. У остальных детей дом находится в центре листа, что свидетельствует о поведенческой ригидности, но при этом о чувстве незащищенности, потребности в заботливом контроле ради сохранения психологического равновесия.

Анализ рисунков человека. На рисунках человека у 56 % ступни отсутствуют. Это подтверждает замкнутость детей, выявленную в рисунке дома. Ни на одном рисунке у человека нет ушей. Это показывает, что у всех детей присутствует стремление не принимать никакой критики, заглушить её.

211

Анализ рисунков семьи. На 6 % рисунков семьи отсутствует один из родителей (по объяснению автора, он находится на работе). Это свидетельствует о том, что у респондентов недостаточно эмоционального контакта с этим членом семьи. 6 % детей вовсе отказались рисовать семью. Это признак того, что у них с семьёй связаны неприятные чувства. Отец на всех рисунках либо выше остальных членов семьи, либо на одном уровне с ними. Это значит, что, по мнению авторов, отец является не менее, а то и более влиятельным в семье, чем мать. На 69 % рисунков авторы ставят к себе ближе маму, чем других родственников. Это говорит о том, что для большинства детей с ней сложились эмоционально более близкие контакты.

Анализ рисунков деревьев. Что касается рисунков деревьев, то корни везде отсутствуют. Это свидетельствует о сложностях взаимоотношений в семье, об отсутствии у детей чувства основы, на которую можно опираться. На 62 % рисунков крона изображена в виде круга, что означает экзальтированность, эмоциональность авторов рисунков. Лишь на 6 % рисунков ствол не заштрихован. Штриховка на стволе у 94 % детей свидетельствует о чувстве внутренней тревоги, подозрительности, боязни быть покинутым, скрытой агрессивности. 50 % детей поместили дерево на 2/4 листа. Этот признак указывает на зависимость, застенчивость. 31 % детей поместили дерево на 3/4 листа. У них хорошая адаптация к среде. 6 % авторов расположили дерево на 1/4 части листа (ребячество, недоверие к себе, мечты о могуществе) и 13 % на 4/4 части листа, что говорит о стремлении быть замеченным. 25 % детей нарисовали берёзу. Эти дети ранимые, эмоциональные и чувствительные. 56 % детей нарисовали дуб. Авторы честны и прямолинейны, относятся к независимым и достаточно стойким натурам. 13 % детей нарисовали пальму. Они склонны к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Они любят приключения, при которых получают массу новых впечатлений. 6 % детей нарисовали ель. Их отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время по характеру они могут быть эмоционально неуравновешенны и испытывать чувство отверженности. Лишь на 19 % рисунках деревья изображены слева, что указывает на привязанность авторов к матери и прошлому. В 12 % случаев деревья изображены справа. Это значит, что авторы имеют сильную потребность опереться на чей-то авторитет. В остальных случаях деревья изображены по центру, что свидетельствует о потребности в систематизации жизненного опыта этих детей. 12 % детей повернули лист горизонтально. Это указывает на их рассудительность и независимый характер. Большинство детей (75 %) дополнительно к своему рисунку дерева изобразило пейзаж. Все, кто это сделал, сентиментальны и чувствительны. 19 % детей нарисовали плоды, что свидетельствует о стремлении к результативной деятельности и достижению целей. Все, кто нарисовал дуб, изобразили листву в виде круга, что означает экзальтированность и эмоциональность детей. На всех рисунках с берёзой ствол дерева сужается к верху. Эти дети ищут устойчивого и стабильного положения в окружающем мире. Все остальные изобразили ствол ровным на всем протяжении. Все дети изобразили дерево таким образом,

212

что высота ствола получилась больше величины кроны, что свидетельствует о преобладании у них интереса к конкретным вещам, их умении жить в настоящем моменте.

На половине рисунков присутствует солнце. Значит, у авторов имеется потребность в получении дополнительного тепла в семье. Вместе с тем все рисунки выполнены в ярких, светлых цветах. Это указывает на высокий жизненный тонус детей и их оптимизм.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что многие из детей достаточно активны, общительны, оптимистичны, заинтересованы в изучении окружающего их мира; они эмоциональны и чувствительны, но не в состоянии принимать критику в свою сторону. Если смотреть с точки зрения семейных отношений, то среди всех результатов выделяется только то, что мама является самым близким родственником, который находится в наиболее тесном психологическом контакте с ребенком. Отец, по результатам диагностики, является для детей более авторитетным среди других родных людей. Вместе с тем в 12 % случаев выявлены серьезные проблемы в семейных взаимоотношениях. Несомненно, что такой результат требует внимания к этим детям и необходимости дополнительной работы психолога с ними.

Кроме того, важно отметить, что графические методы - это работа с невербальным материалом. Для испытуемых детей данные методики оказались достаточно интересными. С их помощью было достаточно просто наладить коммуникативные контакты с детьми и получить результаты. Это связано также с тем, что в связи с проективной направленностью многих графических методик их результаты не зависят от сознания испытуемых, а это весомое основание в пользу их применения.

По нашему мнению, к волонтерству необходимо мотивировать молодежь, так как это, с одной стороны, позволяет ей практически освоить знания, полученные в учебных заведениях, повысить в результате свою самооценку, а с другой - приобщиться к социальной деятельности, а значит, стать социально активной личностью.

Список источников

1. Волонтёрство в системе социально-экономических отношений: коллективная монография / Г. Ф. Биглова, Ю. А. Кузнецов, В. В. Климук [и др.] под ред. д-ра эконом. наук, доцента Г. Ф. Бигловой. Уфа: ООО «Аэтерна», 2018. 107 с.

2. Горлова Н. И. Становление и развитие института волонтёрства в России: история и современность. Москва: Ин-т Наследия, 2019. 290 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп. от 06.08.2021). URL: http: //www.consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_5142/.

213

5. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. Москва: Омега-Л, 2021. 39 с.

6. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социоло-

гические исследования. 2006. № 5.

7. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтёрства в России // Мо-

лодой учёный. 2012. № 8 (43). С. 267-269. URL: https://moluch.ru/archive/43/5210/.

8. Луговая Е. А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: ав-

тореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Саратов, 2012.

9. Моя профессия - волонтёр! Организационный аспект деятельности добровольческого

поведения: учебно-методическое пособие: в 2 ч. Чита: ЗабГУ, 2013.

10. Петошина С. И., Рыжкова И. В., Тегалева Т. Д. Международная проектная деятельность в сфере укрепления и сохранения здоровья и благополучия детей и подростков Баренцева Евро-арктического региона (на примере реализации международного научно-исследовательского проекта «Дети Арктики»): коллективная монография // науч. ред. И.В. Рыжкова. Мурманск: МАГУ, 2017. 177 с.

11. «Профессия - волонтёр»: организация добровольцев в учебном заведении: инструктивно-методическое издание / авт.-сост.: А. В. Волочаева, Н. В. Щербакова. Чита: ЗабГГПУ, 2009. 147 с.

12. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-тёрстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.-consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/.

13. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности // Социальная работа. 2003. № 3.

14. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/420340006.

15. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.10. 2021 № 2765-р, с изм. от 24.12.2021). Доля граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edlnyy_plan_po_dostlzhenlyu_naclonaln yh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_perio d_do_2030_goda.html.

16. Письмо Минобрнауки России от 02.08.2017 № ТС-512/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления», «Методическими рекомендациями по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания», «Рекомендациями по расчету качественных и количественных показателей эффективности реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р»). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-02082017-n-ts-51209-o-napravlenii/

214

References

1. Volunteering in the system of socio-economic relation: a collective monograph /

G. F. Biglova, Ya. A. Kuznetsov, V. V. Klimuk [etc. edited] by Dr. ec. Associate Professor G. F. Biglova. Ufa: Aeterna LLC; 2018. 107 p.

2. Gorlova N. I. Formation and development of the Institute of Volunteering in Russia: history

and modernity. Moscow: Heritage Institute; 2019. 290 p.

3. The Civil Code of the Russian Federation (Part two) of 26.01.1996 № 14-FZ (ed. of

28.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/.

4. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) of 30.11.1994 № 51-FZ (ed. of

29.12.2020) (with amendments and additions. from 06.08.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

5. The Constitution of the Russian Federation. Moscow: Omega-L; 2021. 39 p.

6. Kudrinskaya L. A. Volunteer work: essence, functions, specifics. Sociological research.

2006; (5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Loktionova T. A. The history of the emergence and formation of volunteering in Russia.

Young scientist. 2012; 8 (43). URL: https://moluch.ru/archive/43/5210/.

8. Lugovaya E.A. The phenomenon of volunteerism on the socio-cultural space of Russia:

autoref. Dis. cand. Cultural Studies: 24.00.01. Saratov; 2012.

9. My profession is a volunteer! Organizational aspect of the activity of the volunteer associa-

tion: educational and methodological manual: [in 2 p.]. Chita: ZabGU; 2013.

10. Petoshina S.I., Ryzhkova I.V., Tegaleva T.D. Pedagogical volunteering in educational insti-

tutions as a factor in the development of social and professional competencies of students. Modern problem of science and education. 2015; (6). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23397&.

11. "Profession - volunteer": organization of volunteer work in an educational institution: instructional and methodological publication / auth.-comp.: A.V. Volochaeva, N.V. Shcher-bakova. Chita: ZabGGPU; 2009. 147 p.

12. Federal Law "On Charitable Activities and Volunteerism (Volunteering)" dated 11.08.1995 № 135-FZ (latest edition). URL: http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_7495/.

13. Khulin A. A. Volunteerism as a type of charity. Social work. 2003; (3).

14. Decree of the Government of the Russian Federation of 29.02.2016 № 326-r (ed. of 30.03.2018) "On approval of the Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030". URL: https://docs.cntd.ru/document/420340006.

15. Unified plan for achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024 and for the planning period up to 2030 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 01.10. 2021 № 2765-r (with amendments from 12/24/2021). The share of citizens engaged in volunteer (volunteer) activities or involved in the activities of volunteer (volunteer) organizations. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacional nyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_peri od_do_2030_goda. html.

16. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 02.08.2017 № TS-512/09 «On the direction of methodological recommendations» (together with «Methodological recommendations on organizational and methodological support for the activities of children's social movements and student self-government», «Methodological recommendations for improving network interaction in the education system», «Recom-mendations for calculating qualitative and quantitative indicators of the effectiveness of

215

the implementation of the development strategy education in the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 № 996-r»). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-02082017-n-ts-51209-o-napravlenii/.

Информация об авторах:

Коноплева Нина Алексеевна, д-р культурологии, профессор кафедры дизайна и технологий ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: nika.Konopleva@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000 0002 5969 3193

Волков Максим Юрьевич, бакалавр кафедры дизайна и технологий ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: gaulon@edu.vvsu.ru.

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/207-216

Дата поступления: 17.05.2022

Одобрена после рецензирования: 23.05.2022

Принята к публикации: 24.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.