Волонтерство как форма участия молодежи в общественной жизни: по материалам экспертных интервью
Зубова Оксана Геннадьевна,
кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Филипова Александра Геннадьевна,
доктор социологических наук, доцент, зав. лабораторией комплексных исследований детства ВГУЭС, старший научный сотрудник РГПУ им. А.И. Герцена E-mail: [email protected]
В статье волонтерство рассматривается как способ участия молодых людей в решении социально значимых вопросов. Возможность влиять на решение социальных проблем проявляется через выражение собственного мнения волонтером (разные варианты обратной связи), выбор формы социально полезной деятельности и степени вовлеченности. Экспертное интервью, используемое в качестве метода сбора данных, позволило получить профессиональный взгляд на во-лонтерство в современном обществе, выявить тренды в его развитии. Волонтерство в современном обществе стало массовым явлением благодаря государственной поддержке и широкой популяризации. Преемственность школьного и вузовского волонтерства помогает развивать формы участия, вплоть до профессионализации. Однако продвижению молодого человека по «лестнице» участия Р. Харта (от мнимого до реального участия) мешают бюрократические сложности, коммуникативные барьеры в общении молодых людей-волонтеров со взрослыми организаторами, в некоторых случаях - недостаточная информированность молодежи, а также отсутствие опыта выражения и продвижения своего мнения, в том числе на уровне школьных волонтерских организаций.
Ключевые слова: молодежь, волонтерство, участие в решении социально значимых вопросов, экспертное интервью.
Введение
В современном российском обществе волонтерство становится значимым социальным лифтом и возможностью привлечения подростков и молодых граждан к участию в принятии решений в различных отраслях. Это стало возможно, так как, во-первых, сформировалась необходимая правовая база, волонтерство получает поддержку со стороны государства, во-вторых, возросла роль волонтер-ства как социально одобряемой деятельности, что повлияло на формирование культуры социального активизма и популяризации постматериалистических ценностей по классификации Р. Инглхар-та, связанных с активным включением в жизнь социума и участием в преобразовании на разных уровнях [4]. Кроме того, в пандемию стала осознаваться необходимость волонтерства как деятельности для многих социальных групп, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Такие образовательные учреждения, как школа и высшая школа способствуют процессу институционали-зации волонтерства, формируя его основную социальную базу. Поэтому при изучении волонтерства как канала для формирования культуры участия подростков и молодежи в обществе необходимо рассмотреть, как происходит развитие волонтерской деятельности в школе и высших учебных заведениях, какие формы участия, согласно теории «лестницы участия» Р. Харта развиваются, связаны ли они с симулякрами или реальным участием [9].
Согласно данным Минэкономразвития России, за последние семь лет, с 2013 по 2020 год, добровольцев в России стало на 13% больше. Пандемия вывела волонтерское движение на новый уровень. Только в рамках акции «Мы Вместе» волонтерами стали около 119 тысяч человек [6].
87
По данным Росмолодежи, озвученным на заседании проектного комитета по нацпроекту «Образование», в рамках федерального проекта «Социальная активность» по итогам 2020 года было создано 435 добровольческих и волонтёрских центров. 37 субъектов получили софинансирование на реализацию практик по развитию добровольчества в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Регион добрых дел». Более 18 тысяч добровольцев прошли обучение как в очном, так и в онлайн-формате. К концу 2020 года на портале «Добро.ру» зарегистрировалось около 2 миллионов пользователей [1].
Самыми популярными в России сегодня остаются такие направления волонтерства, как социальное, событийное, культурное, военно-патриотическое, экологическое [2].
Волонтерские организации активно развиваются на базе высших учебных заведений, иногда работая в связке «вуз-школа» и реализуя преемственность при переходе молодого человека с одной ступени образовательной системы на другую. Волонтерство в высшей школе отличается более осознанным выбором, профессионализацией деятельности, расширением социальных контактов, в т.ч. с потенциальными работодателями.
Исследовательскими вопросами, на которые мы попытаемся найти ответ в рамках настоящего исследования, стали следующие: 1) Меняется ли степень вовлечения молодых людей в решение социально значимых вопросов при переходе из школьных в волонтерские организации вузов 2) Каковы формы реализации участия молодых людей в решении социально значимых вопросов?
Методология и методы исследования
Методами сбора данных стали экспертные интервью с организаторами и участниками волонтерских движений, в том числе осуществляющими работу со школьниками. Выбор экспертов осуществлялся по следующим критериям:
• уровень компетентности и грамотности;
• степень заинтересованности и объективности;
• обладание необходимыми коммуникативными навыками. Использовались следующие методы
подбора экспертов:
• документальный подбор на основе социально-демографических данных;
• экспериментальный подбор на основе самооценки экспертом своего уровня компетенции по трем параметрам: опыт практической работы, уровень теоретической подготовки, возможность построения прогноза. Это позволило определить 8 предполагаемых ключевых экспертов, обладающих следующим набором характеристик: опыт работы в волонтерском движении; руководящие функции; опыт работы со школьниками, молодежью; теоретические и практические исследования в данной области.
Полевой этап подтвердил предполагаемый уровень компетенции и грамотности экспертов, а также их идеальную модель по набору характеристик до полевого этапа, описанную в технологии восьмиоконной выборки [11].
Метод полуформализованного интервью позволил получить экспертные оценки по следующим проблемным вопросам: роль волонтерства в современном мире; волонтерство в период пандемии; волонтерство в школе и высших учебных заведениях; волонтерство и видеоблогосфера; проблемы и тренды развития волонтерства.
При анализе полученных экспертных данных применялся метод осевого кодирования.
Теоретической рамкой исследования стала «лестница участия» Р. Хар-та, в основе которой особенности взаимодействия детей/молодых людей и взрослых в процессе принятия решений [12]. Лестница включает восемь ступеней и продвижение по ней символизирует возрастание вовлеченности молодежи в решение разных вопросов, усиление ее социальных компетенций,
88
а также постепенный переход от манипулирования подростковым мнением к сотрудничеству со взрослыми.
Результаты исследования и их обсуждение
Волонтерство в современном мире
Для современной молодежи волонтерство становится данью моде, ресурсом социального развития, способом самовыражения, вариантом профессионализации навыков: «...они действительно просто хотели внести свой вклад в общественное развитие, для них это было важно, получение энергообмена, контактов каких-то полезных, более того, многие ребята на основе посещения волонтерских мероприятий и конференций могли получить большой опыт и также какие-то полезные связи и дальнейшее трудоустройство» (руководитель Волонтерского центра МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).
Также волонтерство - это возможность найти единомышленников и друзей, сформировав свой социальный круг общения. «Это большая сеть контактов, это дружба, у нас многие вышли замуж, женились, действительно, познакомились просто на мероприятии, и таких историй много, у многих уже семьи, дети, это очень хороший канал социализации, где ребята знакомятся, общаются» (руководитель Волонтерского центра МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).
В современном обществе волонтер-ство - это та деятельность, которая объединяет людей по интересам, ее можно рассматривать как канал для социализации молодежи, через который также происходит формирование гражданского общества.
Во время пандемии в мире и российском обществе изменилось отношение к волонтерству. Волонтеров стали замечать, их деятельность получила широкое социальное одобрение. На волонтеров легла особая роль в сохранении стабильности, обеспечении социальной защиты лиц старшего возраста и инвалидов: «более 2,3 тысяч волон-
теров акции в регионе и свыше 100 тысяч в стране в целом подарили надежду и уверенность в том, что даже самые социально незащищенные граждане не останутся одни в разгар кризиса из-за коронавируса» (ведущий специалист отдела молодежных проектов, мониторинга и анализа процессов в молодежной среде департамента молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, г. Екатеринбург).
С конца марта 2020 года началась общероссийская акция взаимопомощи #МыВместе, участники которой стали принимать и обеспечивать реализацию заявок населения - лиц старшего возраста и инвалидов, а в некоторых случаях и изолированных граждан, по приобретению лекарств, продуктов питания, оплате различных услуг и т.д.
Событийное направление волонтёрской деятельности ушло на задний план, уступив место социальному: «неравнодушные люди стали больше уделять внимание поистине важным вещам и проявили свою силу, несмотря на страх заболеть» (специалист Центра волонтёров ВГУЭС, г. Владивосток); «в пандемию, те, у кого раньше не было времени, когда оно появилось, смогли реализовать себя в волонтерской деятельности, что также важно, они сами этого захотели, выполнять свой долг, а не смотреть телевизор или зависать в сетях» (руководитель ЭкоГильдии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).
Формы участия
Участие в нашей интерпретации складывается из выражения мнения детьми/ подростками/молодыми людьми и учета этого мнения взрослыми при принятии социально значимых решений [8].
Одной из форм выражения мнения в деятельности волонтерских организаций выступают разные варианты получения обратной связи - через сайты, анкеты, личное обращение, электронные формы и прочее: «все инициативы, исходящие снизу, в любом случае, выслушиваются, у нас есть форма обратной
89
связи, после каждого мероприятия ребята заполняли формы обратной связи: что понравилось, что не понравилось, что было хорошо, что было плохо, что изменилось, это очень важно, если даже один человек не доволен, руководство будет реагировать, в этом плане у нас это быстро и отлаженная система работает» (руководитель Волонтерского центра МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). Такие популярные сайты, как Мосволонтер, Росмолодежь, РДШ предоставляют возможности обращения в специальной электронной форме, отправки письма на электронную почту, а также личной коммуникации.
Участие проявляется посредством самой добровольческой деятельности, уже с выбора стать или не стать волонтером, а дальше идет выбор в каких акциях/мероприятиях участвовать и т.д. Об этом же говорит один из экспертов, иллюстрируя ситуацию с информацией, размещенной на сайте Мосволон-тер: «указывается мероприятие, в чем состоит суть мероприятия, и какая помощь требуется, чаще всего это навигация, сопровождение, помощь организаторам, вот, но все-таки все зависит от специфики мероприятия, т.е. да, здесь спрашивается мнение волонтера, что бы он хотел делать, но иногда бывает так, что людей просто не хватает, поэтому приходится хвататься за все, делать все одновременно и сразу» (специалист Центра волонтёров ВГУЭС, г. Владивосток).
То есть для вовлечения молодежи в добровольчество, для совершения ею осознанного выбора необходима соответствующая информационная и финансовая поддержка. Сегодня в России реализуется довольно большое количество программ по поддержке волонтёрских идей и инициатив. Разработаны конкурсы, благодаря которым происходит всесторонняя поддержка молодежных инициатив (в том числе грантовая поддержка проектов). К числу таких конкурсов можно отнести конкурс грантов от Росмоло-дежи, Ассоциации волонтерских центров, Президентские гранты, но прав-
да для каждого конкурса есть возрастные ограничения.
Через волонтёрскую деятельность возможно выстраивание индивидуальной траектории развития. Сейчас многие волонтерские организации предлагают разные варианты включения в проекты: начиная от волонтёра, заканчивая лидером, менеджером, с возможностью дальнейшего трудоустройства. Важно, чтобы молодые люди больше узнавали про такой опыт: «когда человек, который принял участие в спортивных международных мероприятиях, он потом может показать на своём примере, как он достиг таких высот и, например, трудоустроиться на работу... сказать: я достиг этого благодаря волон-тёрству - показать это на своём примере» (глава центра «Волонтёры Урала», г. Екатеринбург).
Волонтерство: школа-вуз
Распространение добровольческих практик в школе дает возможность сформировать позитивное отношение к волон-терству с юных лет, а также расширить лидерский кадровый ресурс для взрослого волонтерства У подростков появляется опыт, формируется гражданская сознательность, культура участия, взрослея, они могут продолжать свою деятельность, кто-то связывает с этим и свою будущую профессию. [3, 5, 10].
Поэтому связка «школа-вуз» обеспечивает постепенное наращивание социальных навыков, преемственность участия в решении социально значимых вопросов.
Эксперты в ходе интервью констатировали многие проблемы школьного волонтерства: начиная с доминирования взрослого и заканчивая «заоргани-зованностью» волонтерства, игнорированием принципа добровольности.
Очень хорошо проблему «заглушения» мнения детей мнением взрослых выразил один из экспертов: «у меня был однажды такой момент, когда я хотела продвинуть свою инициативу по хокотону, я стою, рассказываю на собрании и понимаю, что никакого отклика нет, и пришлось заглушить
90
свои идеи. Поэтому первично, это идеи ребят. Первичная задача - это реали-зовывать личные инициативы ребят». (руководитель ЭкоГильдии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). И в продолжение собственной мысли эксперт рассуждает о качествах хороших педагогов: «...слушают своих учеников и дают возможность участия в лабораториях, пытаются инвестировать их жизненный ресурс, в хорошие социальные проекты» (руководитель ЭкоГильдии МГУ, г. Москва).
То есть для реального детско-подростково-молодежного участия важно, с одной стороны, научить молодежь формам выражения собственного мнения. И здесь важно еще решить задачу преодоления страха ребенка перед более опытным, компетентным взрослым. С другой стороны, не менее важно научить взрослых слушать и слышать ребенка, воспринимать его идеи всерьез, помогать ребенку в их реализации.
Экспертам предлагалось разместить современного волонтера - молодого человека/подростка на лестнице Р. Харта. В целом можно заметить, что волонтер размещался посередине или даже выше, что должно свидетельствовать в пользу всестороннего и полного вовлечения молодых людей в решение социально значимых вопросов. Однако комментарии экспертов зачастую говорили об обратном. Так, один из экспертов объясняет, что волонтеры низового звена редко выступают с инициативой, а потому неспособны оказывать влияние на принятие социально значимых решений, этим занимаются волонтеры среднего звена и руководители.
Другой эксперт показал участие через разницу между волонтерством и активизмом, сдвигая акценты в сторону активизма как самостоятельно и осознанно планируемой деятельности по изменению окружающей социальной реальности: «если волонтерство - уже существующая система, то активизм -тот опыт, который ты хочешь сама наработать, ты можешь научиться от куратора, ликвидировав свои пробелы... волонтер может всегда уйти, отказать-
ся от выполнения сложной задачи, активист может взять на себя решение сложных задач: поговорить с трудными информантами, организовать новую площадку и т.д., для него это вызов, внутреннее испытание» (руководитель ЭкоГильдии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).
На современном этапе волонтер-ство институциализировалось - это и хорошо, и плохо. Плюсы заключаются в государственной поддержке, развитии организационных и информационных основ волонтерства, методической работе. Но при этом главный минус -регламентация волонтерской деятельности, когда не остается возможности для творчества, инициативы и приходится «все заучивать, строиться, отчеты сдавать определенные...» (руководитель ЭкоГильдии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).
В вузах волонтерская деятельность начиналась с административного ресурса и до сих пор продолжает его использовать: «на самом деле набирают людей, тех, кто хочет, а не тех, которых сняли с пар, и заставляли приходить на мероприятия» (руководитель Волонтерского центра МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).)
То есть существующие в школе барьеры на пути вовлечения детей в решение социально значимых вопросов переходят в вуз, в том числе игнорирование принципа добровольности, манипулирование мнением детей и молодых людей.
Когда о волонтерстве стали говорить на правительственном уровне, а Президент Владимир Путин в 2018 году подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)» [7], конечно, с одной стороны, как считают эксперты, это была победа для представителей волонтерского движения, которые много лет лоббировали этот законопроект с помощью Общественной Палаты РФ, но, с другой, - поражение, с точки зрения ущерба имиджа мероприятий. «Очень много стало рекламироваться волонтерское движение и из-за такой
91
массовости туда пошли просто все люди, которые не всегда понимали, какие задачи решают волонтеры. В движение пришло много не замотивированных людей, не заинтересованных помогать по какой-то своей доброй воле, их интересовала, например, униформа, получение раздаточного материала, еще что-то, это стало так распространено среди людей, которые не являлись целевой аудиторией в целом» (руководитель Волонтерского центра МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).
Была решена задача массовости, но не качества работы волонтера, распространение получили формы псевдоучастия.
Для молодежи и подростков волонтерство может стать одним из возможных каналов вовлечения в социально-значимую деятельность при условии реальных форм участия и помощи в осуществлении разрабатываемых проектов. Приведем примеры из интервью: «большинство молодых людей не занимаются этим, потому что не верят, что их проект будет рассмотрен обществом, в будущем эту проблему нужно решить» (Высшая школа телевидения, лауреат третьей степени в номинации «Видеоблог»); «через 10 лет мы имеем все шансы считать Ассоциацию волонтерских центров едва ли не главной общественной организацией в стране за счет все возрастающего влияния» (ведущий специалист отдела молодежных проектов, мониторинга и анализа процессов в молодежной среде департамента молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, г. Екатеринбург).
Меняется и сам характер движения, мотивация участников от массовости до осознанного включения. Из экспертного интервью: «когда говоришь: приходите, все-то и придут, а когда надо заполнить форму или пройти испытание -то останется только 5%, которые дойдут до конца. Сейчас нужна массовость, чтобы вывесить красивые фотографии, но, когда делаешь конкретные проекты, все зависит от людей, которые рядом,
от команды, чем больше у них интереса, креативных идей, тем более качественно все получается». (руководитель ЭкоГильдии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).
Заключение
Можно констатировать общероссийский тренд активного вовлечения в волонтерство молодежи и людей других возрастных групп. Этому в значительной степени способствует правовая регламентация волонтерской деятельности, поддержка подростково-молодежного волонтер-ства через общероссийские организации (к примеру, Общероссийское движение школьников) и информационную поддержку.
Все эксперты говорили о том, что, анализируя историю становления и востребованность волонтерства в настоящее время, а также высокую степень популяризации этого вида деятельности, можно предположить, что волон-терство в будущем станет более распространённым. Отмечается, гибкость движения, его быстрая перестройка под текучие задачи, как это было в пандемию. Появляются новые направления и инициативы, которые будут в дальнейшем развиваться и главный тренд -это экологическое направление.
Все эксперты говорили об изменении волонтерской деятельности благодаря информационным технологиям. Отмечается более активное развитие медиа-волонтерства и освещение деятельности в социальных сетях, переход в онлайн форматы, где это возможно. Эксперты считают, что именно видео-блогинг способствует популяризации волонтерства, мотивированию молодых людей к занятию социально полезной деятельностью. Молодежь и подростки уходят в онлайн, подкасты, прямые эфиры, записи, видеотрансляции набирают популярность. Этот ресурс необходимо использовать, чтобы привлечь молодую аудиторию, правильно информировать и обучать.
Таким образом, всеми экспертами отмечены положительные тренды в развитии волонтерства. Однако для
92
того, чтобы эта деятельность смогла стать одной из форм участия подростков и молодежи в решении актуальных социально значимых задач важно развивать саму культуру участия. Для культуры участия необходимы доверительные отношения взрослых и подростков, молодых людей, транслирующиеся на отношения организатор - волонтер. Руководителям волонтерских организаций важно поощрять высказывание мнения по социально значимой деятельности, поскольку именно снизу можно не только лучше разглядеть многие проблемы, но и предложить пути их решения.
Литература
1. В России создано 435 добровольческих и волонтерских центров по итогам 2020 года [Электронный ресурс] http://government.ru/news/41893/ (дата обращения: 14.09.2021)
2. Добровольчество и волонтер-ство // Педагогическое обозрение -2018. - № 8. - С. 2-7.
3. Загладина Х.Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российских школах / Х.Т. Загладина, Т.Н. Арсеньева // Воспитание школьников. - 2016. -№ 3. - С. 3-8.
4. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С.Л. Лопатиной, под ред. М.А. Завадской, В.В. Косенко, А.А. Ши-рокановой, научн. ред. Э.Д. Пана-рин. - Москва: Мысль, 2018.
5. Ковалева Е.В. Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности / Е.В. Ковалева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. -2014. - № 2(24). - С. 83-90.
6. Помощь рядом. Все больше россиян выбирают для себя волонтер-ство // Российская газета. Спецвыпуск № 129(8480) от 05 июня 2021 [Электронный ресурс] https://rg.ru/ gazeta/rg-spec/2021/06/15/5.html (дата обращения: 14.09.2021)
7. Указ Президента РФ от 27.11.2017 N 572 «О Дне добровольца (волонтера)» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_283564/ (дата обращения: 14.09.2021)
8. Филипова А.Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их жизнь // Детство XXI века: со-циогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] [Электронный ресурс] / Отв. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. М.: Изд-во РОС, 2018. С. 411-419
9. Филипова А.Г., Зубова О.Г. Особенности молодежного волонтер-ства в современной России: на пути к участию в принятии социально значимых решений // Социодинами-ка. - 2020. - № 12. - С. 123-134.
10. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 71-73
11. Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиокон-ная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2014. - № 38. -С. 38-71.
12. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Centre: Florence, 1999.
VOLUNTEERING AS A FORM OF YOUTH PARTICIPATION IN PUBLIC LIFE: BASED ON EXPERT INTERVIEWS
Zubova O.G., Filipova A.G.
Moscow State University M.V. Lomonosov, Herzen State Pedagogical University of Russia
The article considers volunteering as a way for young people to participate in solving socially significant issues. The ability to influence the solution of social problems is manifested through the expression of their own opinion by the volunteer (different options for feedback), the choice of the form of socially useful activity and the degree of involvement. The expert interview, used as a data collection method, made it possible to obtain a professional view of volun-
93
teering in modern society and identify trends in its development.
Volunteering in modern society has become a mass phenomenon thanks to government support and widespread popularization. The continuity of school and university volunteering helps to develop forms of participation, up to profes-sionalization. However, the progress of a young person up the "ladder" of R. Hart's participation (from imaginary to real participation) is hindered by bureaucratic difficulties, communication barriers in communication between young volunteers and adult organizers, in some cases - insufficient awareness of young people, as well as lack of experience in expression and promotion their opinion, incl. at the level of school volunteer organizations.
Keywords: youth, volunteering, participation in solving socially significant issues, expert inter-
References
1. In Russia, 435 volunteer and volunteer centers were created at the end of 2020 [Electronic resource] http://government.ru/ news/41893/ (date of access: 09/14/2021)
2. Volunteering and volunteering // Pedagogical Review - 2018. - No. 8. - P. 2-7.
3. Zagladina Kh.T. Where does the Motherland begin, or Education by volunteering in Russian schools / H.T. Zagladina, T.N. Ar-senyeva // Education of schoolchildren. -2016. - No. 3. - P. 3-8.
4. Inglehart R. Cultural evolution: how human motivations change and how it changes the world / Ronald Inglehart; per. from English S.L. Lopatina, ed. M.A. Zavadskoy, V.V. Kosenko, A.A. Shirokanova, scientific. ed. E.D. Panarin. - Moscow: Thought, 2018.
5. Kovaleva EV Formation of social competence of adolescents through volunteer activities / EV Kovaleva // Bulletin of KRAUNTS. Humanitarian sciences. -2014. - No. 2 (24). - S. 83-90.
6. Help is near. More and more Russians are choosing volunteering for themselves // Rossiyskaya Gazeta. Special issue No. 129 (8480) dated June 05, 2021 [Electronic resource] https://rg.ru/gazeta/rg-spec/2021/06/15/5.html (date of access: 09/14/2021)
7. Decree of the President of the Russian Federation of November 27, 2017 N 572 "On the Day of the Volunteer (Volunteer)" [Electronic resource] http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_283564/ (date of access: 09/14/2021)
8. Filipova A.G. Participation of children in solving issues affecting their lives // Childhood of the XXI century: socio-humanitarian thesaurus: [thematic dictionary-reference book] [Electronic resource] / Otv. ed. S.N. Mayorov-Shcheglova. M.: Publishing house ROS, 2018.S. 411-419
9. Filipova A.G., Zubova O.G. Features of youth volunteering in modern Russia: on the way to participation in making socially significant decisions // Sociodynamics. - 2020. -No. 12. - S. 123-134.
10. Kholina OI Volunteering as a social phenomenon of modern Russian society // Theory and practice of social development. -2011. - No. 8. - P. 71-73
11. Steinberg I.E. Logical schemes for substantiating the sample for qualitative interviews: the "eight-window" model // Sociology: methodology, methods, mathematical modeling. - 2014. - No. 38. - S. 38-71.
12. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Center: Florence, 1999.
94