Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЛОНТЕРЫ / ВОЛОНТЕРСТВО / СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ / ПОРТРЕТ ВОЛОНТЕРА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ВОЛОНТЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Ольга Святославна, Ларина Ольга Данииловна, Королева Елизавета Александровна, Чарыева Айгозел

В статье освещены основные аспекты развития волонтерской деятельности в современном и историческом плане, рассмотрены законодательные акты, регламентирующие деятельность добровольцев и волонтерских организаций. Приведены результаты исследования, обобщающие опыт работы волонтеров в ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» (ФЦМН) Федерального медико - биологического агентства России в период перепрофилирования Центра в инфекционный стационар для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и в настоящее время. Цель исследования - проанализировать волонтерскую деятельность в ФЦМН и оценить перспективы добровольческого движения. Исследование осуществлялось в три этапа, включающих интервью с директором Центра, проведение анкетирования волонтеров с дальнейшим количественным и качественным анализом полученных ответов, формулирование перспектив совершенствования добровольческого движения. Проанализированы ответы 23 респондентов различного возраста и профессионального статуса. В результате исследования были предоставлены данные о вовлеченности различных категорий людей в добровольческую деятельность, дана личностная характеристика опрошенных, раскрыты основные направления развития волонтерства в Центре. Полученные сведения могут быть применены волонтерскими штабами медицинских, социальных, образовательных учреждений, а также для определения путей активного привлечения студентов вузов к добровольческому движению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орлова Ольга Святославна, Ларина Ольга Данииловна, Королева Елизавета Александровна, Чарыева Айгозел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER MOVEMENT THROUGH THE EYES OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

The article highlights the main aspects of the development of volunteer activities in the modern and historical terms and considers the legislative acts regulating the activities of volunteers and volunteer organizations. The article presents the results of a study summarizing the experience of volunteers at the FSBI “Federal Brain and Neurotechnologies Centre” of the Federal Medical-Biological Agency of Russia during the re - profiling of the Center into an infectious diseases hospital for the treatment of patients with the new coronavirus infection COVID-19 and at the present time. The aim of the study is to analyze volunteer activities at the Federal Brain and Neurotechnologies Centre and assess the prospects for volunteer movement. The study was carried out in three stages, including interviews with the director of the Center, conducting a survey of volunteers with further quantitative and qualitative analysis of the responses received, and formulating the prospects for improving the volunteer movement. The answers of 23 respondents of different ages and professional statuses were analyzed. As a result of the study, data were provided on the involvement of various categories of people in volunteering, personal characteristics of the respondents were given, and the main directions of the development of volunteering at the Center were revealed. The information obtained can be used by volunteer headquarters of medical, social, and educational institutions, as well as to determine ways of active involvement of university students in the volunteer movement.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 378.18 DOI 10.26170/1999-6993_2021_03_12

ББК Ч448.987 ГСНТИ 14.35.19 Код ВАК 13.00.03

О. С. Орлова, О. Д. Ларина, O. S. Orlova, O. D. Larina, Е. А. Королева, А. Чарыева E. A. Koroleva, A. Charyyeva Москва, Россия Moscow, Russia

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ VOLUNTEER MOVEMENT

ГЛАЗАМИ THROUGH THE EYES

СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ OF STUDENTS-

DEFECTOLOGISTS

Аннотация. В статье освещены основные аспекты развития волонтерской деятельности в современном и историческом плане, рассмотрены законодательные акты, регламентирующие деятельность добровольцев и волонтерских организаций. Приведены результаты исследования, обобщающие опыт работы волонтеров в ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротех-нологий» (ФЦМН) Федерального медико-биологического агентства России в период перепрофилирования Центра в инфекционный стационар для лечения пациентов с новой коронави-русной инфекцией COVID-19 и в настоящее время. Цель исследования — проанализировать волонтерскую деятельность в ФЦМН и оценить перспективы добровольческого движения. Исследование осуществлялось в три этапа, включающих интервью с директором Центра, проведение анкетирования волонтеров с дальнейшим количественным и качественным анализом полученных ответов, формулирование перспектив совершенствования добровольческого

Abstract. The article highlights the main aspects of the development of volunteer activities in the modern and historical terms and considers the legislative acts regulating the activities of volunteers and volunteer organizations. The article presents the results of a study summarizing the experience of volunteers at the FSBI "Federal Brain and Neurotechnologies Centre" of the Federal Medical-Biological Agency of Russia during the re-profiling of the Center into an infectious diseases hospital for the treatment of patients with the new coronavirus infection COVID-19 and at the present time. The aim of the study is to analyze volunteer activities at the Federal Brain and Neurotechnologies Centre and assess the prospects for volunteer movement. The study was carried out in three stages, including interviews with the director of the Center, conducting a survey of volunteers with further quantitative and qualitative analysis of the responses received, and formulating the prospects for improving the volunteer movement. The answers of 23 respondents of different ages and profes-

движения. Проанализированы ответы 23 респондентов различного возраста и профессионального статуса. В результате исследования были предоставлены данные о вовлеченности различных категорий людей в добровольческую деятельность, дана личностная характеристика опрошенных, раскрыты основные направления развития волонтерства в Центре. Полученные сведения могут быть применены волонтерскими штабами медицинских, социальных, образовательных учреждений, а также для определения путей активного привлечения студентов вузов к добровольческому движению.

Ключевые слова: волонтерская деятельность; волонтерское движение; волонтеры; волонтерство; сту-денты-дефектологи; портрет волонтера; Международный день волонтера.

Сведения об авторе: Орлова Ольга Святославна, профессор, доктор педагогических наук.

Место работы: профессор кафедры логопедии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ); ведущий научный сотрудник отдела медицинской реабилитации ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехноло-гий Федерального медико-биологического агентства»; главный научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУ НМИЦО ФМБА России).

Сведения об авторе: Ларина Ольга Данииловна, доцент.

Место работы: доцент кафедры логопедии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный

sional statuses were analyzed. As a result of the study, data were provided on the involvement of various categories of people in volunteering, personal characteristics of the respondents were given, and the main directions of the development of volunteering at the Center were revealed. The information obtained can be used by volunteer headquarters of medical, social, and educational institutions, as well as to determine ways of active involvement of university students in the volunteer movement.

Keywords: volunteer activity; volunteer movement; volunteers; volunteering; students-defectologists; characteristics of a volunteer; International Volunteer Day.

About the author: Orlova Ol'ga Svyatoslavna, Professor, Doctor of Pedagogy.

Place of employment: Leading Researcher, "The National Medical Research Centre for Otorhinolaryngology of the Federal Medical-Biological Agency of Russia"; Leading Researcher of the Science centre for medical rehabilitation "Federal Brain and Neurotechnologies Centre", Federal Medical-Biological Agency of Russia; Professor of Department of Logopedics, Moscow State Pedagogical University.

About the author: Larina Ol'ga Daniilovna, Associate Professor.

Place of employment: Associate Professor of Department of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical Universi-

университет» (МПГУ); старший научный сотрудник отдела медицинской реабилитации ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехноло-гий Федерального медико-биологического агентства».

ty (MPGU); Senior Researcher at the Department of Medical Rehabilitation of the "Federal Center for Brain Research and Neurotechnologies of the Federal Medical Biological Agency".

Сведения об авторе: Королева Елизавета Александровна.

Место работы: магистрант, кафедра логопедии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).

About the author: Koroleva Elizaveta Aleksandrovna.

Place of employment: Master's Degree Student, Department of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical University (MPGU), Moscow, Russia.

Сведения об авторе: Чарыева Ай-гозел.

Место работы: магистрант, кафедра логопедии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МШУ).

Контактная информация: 119571, ауд. 741.

E-mail: os_orlova@mail.ru; od.la: ayacharieva@gmail. com.

About the author: Charyyeva Aygozel.

Place of employment: Master's Degree Student, Department of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical University (MPGU), Moscow, Russia. Россия, Москва, пр-т Вернадского, 88,

ina@mpgu.su; elizak11th@gmail.com;

Волонтерство как общественное движение имеет широкое распространение во всем мире. В России ежегодно с 2017 г. по настоящее время 5 декабря отмечается День добровольца (волонтера). Этот праздник своими корнями уходит в 1985 г., когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) предложила проводить социально значимое мероприятие — Международный день волонтеров (International Volunteer Day). В этот день волонтеры и добровольческие организации всего мира могут представить резуль-© Орлова О. С., Ларина О. Д., Королева Е. А..

таты своей деятельности, планы на будущее и привлечь к этому движению правительственные организации, частных лиц, благотворителей.

В условиях пандемии новой ко-ронавирусной инфекции С0УЮ-19 добровольцы остаются на передовой медицинских, общественных и социальных ответных мер. В разработанном Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) стратегическом плане по обеспечению готовности и реагирования (СПГР) в отношении ТО'УГО-^ в 2021 г. добровольцы определены как ключевые заинтересованные Чарыева А., 2021

лица для взаимодействия с общественностью и информирования о рисках [15].

Определяя значение волонтеров в обществе, Международная ассоциация добровольцев (IAVE) выбрала следующий девиз Международного дня волонтеров 2020 г.: «Вместе мы сможем это преодолеть через волонтерство» (Together We Can Through Volunteering), считая, что послание достигнет всех уголков земного шара.

Слово «волонтер» происходит от латинского voluntarius и в дословном переводе означает «доброволец, желающий» [2]. В XVIII—XIX вв. волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Современное значение волонтер-ство приобрело после Первой мировой войны, когда были необходимы ресурсы для восстановления разрушенных зданий, помощи населению.

Первым законодательным актом, регламентирующим деятельность волонтера Российской Федерации (РФ), являлся Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве)». В соответствии с данным Законом добровольцем считалось «физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ,

оказания услуг» [12]. 1 мая 2018 г. в силу вступил Федеральный закон от 05.02.2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)», который позволил волонтерским организациям получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иную поддержку, предусмотренную законодательством [13].

На данный момент в России добровольческое движение осуществляется во всех сферах человеческой жизни: социальной, медицинской, образовательной и т. д. Особенную актуальность волонтерское движение приобрело в активной борьбе с COV[D-19.

Цель исследования — проанализировать волонтерскую деятельность в ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России (далее Центр) и оценить перспективы добровольческого движения.

В соответствии с целью были сформулированы задачи:

1) изучить оценку волонтерской деятельности руководством Центра;

2)составить «портрет» волонтера Центра;

3) определить перспективы волонтерского движения в Центре.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

I. На первом этапе было проведено интервью с директо-

ром Центра доктором биологических наук, профессором РАН Всеволодом Вадимовичем Бело-усовым, который подробно осветил деятельность волонтеров в Центре. В ходе беседы выяснилось, что решение привлечь волонтеров было принято во время перепрофилирования Центра в инфекционный стационар для борьбы с новой коронавирусной инфекцией. «В тот момент мы поняли, что нам не справиться без помощи волонтеров», — прокомментировал В. В. Белоусов, пояснив, что считает одной из основных задач волонтеров организацию питания и спальных мест для врачей и медперсонала.

Во время интервью Всеволод Вадимович отметил, что планируется дальнейшее расширение штата волонтеров, преимущественно за счет студентов РНИ-МУ им. Пирогова, которые будут привлекаться для работы с пациентами, например проведения занятий, творческих мероприятий, оказания психологической поддержки.

Среди качеств, необходимых добровольцу, В. В. Белоусов особо выделил профессионализм. По его мнению, волонтер должен делать то, что он умеет. «У нас есть волонтер, которая занимается арт-терапией с пациентами, потому что у нее есть образование психотерапевта по арт-технологиям. Люди, занятые в пи-

щеблоке, должны быть выносливыми как физически, так и морально, так как им необходимо переставлять коробки, организовывать питание, договариваться с поставщиками, а смены достаточно долгие».

По его мнению, объединяет всех добровольцев одно — желание помогать людям. «Если он волонтер, то это в нем уже заложено», — утверждал Всеволод Вадимович. Причины обращения к волонтерскому движению, по мнению директора Центра, могут быть разные: интерес, сострадание, желание проявить себя и другие.

В. В. Белоусов отмечал: «Волонтеры не нужны там, где все хорошо, они нужны там, где плохо. У нас есть совершенно разные волонтеры: от студентов до бизнесменов и известных музыкантов. У них в жизни все хорошо, им всего хватает. Для них волон-терство — это способ реализовать свою потребность в оказании помощи».

Особо ценным напутствием для волонтеров от директора Центра явилось пожелание не боятся пробовать новое: «...если возникло желание помочь, но есть сомнения, обязательно стоит попробовать».

II. Второй этап заключался в составлении «портрета» волонтера. С целью исследования качества волонтерской деятельности

и ее основных направлений была разработана анкета для добровольцев, оказывавших помощь специалистам Центра в период пандемии и после спада пика заболеваемости. Анкета содержала 35 вопросов, распределенных по разделам:

1 раздел — личная информация (возраст, образование, профессия);

2 раздел — социально-культурологическая характеристика волонтеров;

3 раздел — данные о волонтерской деятельности в Центре;

4 раздел — оценка результатов волонтерской деятельности в Центре.

Анкета была оформлена с помощью «Google-форм» и разослана респондентам по сети Интернет (на рассылку с анкетой откликнулось 23 человека).

В исследовании приняли участие 23 респондента ^ = 23), которые осуществляли волонтерскую деятельность в Центре в период с 2019 по 2021 г. Среди опрошенных было 2 мужчин (М1, М2) и 21 женщина — F21). Распределение волонтеров по возрасту представлено на рисунке 1. Анализ данных показывает, что наиболее часто добровольческой деятельностью занимаются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.

Рис. 1. Возраст волонтеров Центра ^ = 23)

Пояснения

A — МПГУ

B — ФГБУ ФЦМН ФМБА России C — РНИМУ

D — другое (ДК «Планета детства», ИП, ООО «Джи Ти Консалтинг», детский хоспис «Дом с маяком», АО СберТех, Мультимедийный информационный центр, Центр лечебной педагогики);

E — не работаю Рис. 2. Место работы/учебы волонтеров ^ = 23)

Пояснения

A — логопед B — психолог C — инженер D — врач

E — другое (учитель математики, фотограф, экономист, специалист по международным отношениям, инструктор ЛФК)

Рис. 3. Специальность волонтеров по образованию (Ы = 23)

Профессиональная деятельность волонтеров Центра мозга достаточно разнообразна: медицина, дефектология, 1Т-технологии, кулинарная сфера и др. Результаты опроса об области деятельности добровольцев показали, что большая часть (44 %) респондентов является студента-

ми ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), которые обучаются на дефектологическом факультете по программе магистратуры «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации». Сведения о месте работы/учебы

волонтеров представлены на рисунке 2.

Образование респондентов охватывает широкий спектр специальностей. Большая часть волонтеров (61 %) обучалась по направлению «Специальное дефектологическое образование», и 74 % всех опрошенных принимали участие в волонтерской деятельности по своей специальности (рисунок 3).

Изучение данных о навыках респондентов показало, что 10 из 23 опрошенных выделили у себя способность к выстраиванию коммуникации, как наиболее развитую, 6 из 23 опрошенных ука-

зали высокий уровень профессиональных навыков, необходимый для проведения занятий с пациентами.

Личные интересы волонтеров Центра разнообразны и затрагивают разные сферы деятельности: чтение, спорт, искусство во всем многообразии, изучение языков, научную среду и др. Важно отметить, что опрашиваемые добровольцы указывали несколько видов увлечений, что свидетельствует о разносторонности их личности и перспективах в задействовании волонтеров в разных областях деятельности (рисунки 5, 6).

Самооценка респондентов ^ 23)

■ 5 баллов ■ 6 баллов ■ 7 баллов ■ К баллов 9 баллов ■ 10 баллов 14

А В С Б Е Е

Рис. 4. Анализ самооценки респондентов по заданным параметрам

Прим. А — ответственность, B — стрессоустойчивость, C — коммуникабельность, Б — дипломатичность, Е — гибкость, F — креативность

Пояснения A — выстраивание коммуникации B — организаторские способности C — проведение занятий D — творчество, оформление E — разнонаправленная деятельность

Рис. 5. Навыки волонтеров Центра ^ = 23)

5%

Рис. 6. Увлечения волонтеров Центра (Ы =

О возможности участия в волонтерской деятельности респонденты узнавали из разных источников: от преподавателей или сокурсников, из сети Интернет (сайт «Добро.ру»). Наиболее при-

Пояснения

A — изучение иностранных языков B — творчество C — наука

D — профессиональная деятельность E — спорт F — чтение

23)

влекательным моментом в волонтерском движении участники находили возможность попробовать себя в новом деле, а также рассматривали добровольчество как возможность дальнейшего

профессионального совершенствования и трудоустройства.

Волонтерское движение объединяет людей, которые ищут возможность бескорыстно помочь окружающим, открыть для себя новые виды деятельности, познакомиться с единомышленниками и многое другое. Участникам необходимо было выбрать один или несколько вариантов ответов, которыми они руководствовались, начиная волонтерскую работу (рисунок 7). Так, 21 из 23 опрошенных указали, что их главным мотивом являлось желание помочь другим людям. Большую часть респондентов также привлекало получение нового опыта и возможность открыть для себя новые сферы деятельности.

Особое внимание уделялось вопросу о привлечении волонтеров в период пандемии новой коронавирусной инфекции: именно во время перепрофилирования Центра под инфекционный стационар для приема пациентов с СОУГО-19 с 13 апреля по 2 июля 2020 г. развернулась деятельность волонтерского штаба Центра. Анализ полученных данных показал, что 57 % респондентов работали волонтерами во время борьбы с ТО\ТО-19 (рисунок 8). Преобладающей являлась организационная помощь добровольцев, например: обработка масок, очков, перчаток; работа в кафетерии, термометрия, прием передач и другое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

-- 10

_ 4

9

0 5 10 15 20 25

Рис. 7. Ответ на вопрос «Что именно привлекает Вас в волонтерской деятельности? (отметьте нужное)»

Прим. А — вклад в общее дело; В — новые интересы; С — желание познакомиться с пациентами; D — личный интерес (родственники, перенесшие поражение мозга); Е — открытие для себя новых сфер деятельности; F — возможность помочь; О — встречи со специалистами; Н — получение нового опыта

Участие в волонтерской деятельности во время борьбы с COVID-19 ^ = 23)

■ принимали

■ не принимали

Рис. 8. Участие в волонтерской работе в период пандемии новой коронавирусной инфекции

Виды работы волонтеров в Центре

термометрия, сопровождение пациентов

работа в кафетерии

участие в организационных работах

проведение логопедических занятий

О 5 10 15

Рис. 9. Виды работ добровольцев

Основной деятельностью, ко- оказывать волонтеры в Центре, торую оказывали и продолжают является проведение логопедиче-

ских занятий (рисунок 9). Важно указать, что данную деятельность выполняют студенты-логопеды, имеющие высшее образование по направлению «Специальное дефектологическое образование» или прошедшие программу переподготовки.

Добровольческая деятельность открыла многим перспективы для профессионального роста и возможность дальнейшего трудоустройства. Так, в Центр по результатам волонтерства были приняты на работу 27 % участников (рисунок 10).

Оценка респондентами результатов волонтерской деятельности в Центре свидетельствует о хорошо организованном процессе. Низкие баллы в категориях «углубление и расширение знаний» и «применение полученных умений и навыков в своей работе», а также «комфортность рабо-

ты» указывают на пути совершенствования волонтерского движения в Центре (рисунок 11).

Анализ ответов респондентов позволяет составить «портрет» волонтеров Центра:

1) люди разных возрастов (с преобладанием молодежи), которые имеют разное образование и заняты в разных профессиональных областях;

2) респонденты имеют общие взгляды на волонтерскую деятельность, основу которой, по данным анкетирования, составляет альтруистическая настроенность на восприятие мира;

3) волонтеры — разносторонне развитые личности с адекватной самооценкой тех качеств, которые необходимы в добровольческой деятельности;

4) участники опроса положительно оценивают результаты волонтерского опыта.

Рис. 10. Трудоустройство волонтеров Центра (ответ на вопрос «Предложили ли Вам работу в ФГБУ „ФЦМН" ФМБА России и приняли ли Вас за время волонтерства?», N = 23)

А — взаимодействие с руководством В — взаимодействие с сотрудниками С — помощь наставников Э — взаимодействие с другими волонтерами Е — взимодействие с пациентами Б — комфортность работы

0 — углубление и расширение знаний

Н — применение полученных умений и навыков в своей работе

1 — удовлетворенность своей работой

Рис. 11. Оценка результатов волонтерской работы (N = 23)

III этап заключался в определении перспектив волонтерского движения в Центре. На основе интервью и анкетирования можно выделить такие пути совершенствования добровольческой деятельности:

1. Привлечение студентов медицинских, педагогических вузов; людей с музыкальными, художественными способностями.

2. Организация режима добровольцев в волонтерском штабе (графики работы в разных отделениях); разработка и оформление информационных стендов.

3. Организация образовательных курсов по работе с пациентами.

4. Проведение открытых занятий специалистами Центра.

Данное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Руководство Центра удовлетворено работой добровольцев и настроено на расширение штаба волонтеров с регламентацией работы.

2. В социально-культурологических характеристиках волонтеров Центра выделяется альтруизм, эм-патия, желание самосовершенствоваться, разносторонность интересов, профессионализм.

3. Перспективы совершенствования волонтерского движения в

Центре включают рассмотрение структурно-содержательного компонента организации деятельности добровольцев.

4. Отдельного изучения требует не только индивидуальная, но и корпоративная волонтерская деятельность.

Литература

1. Айзенштейн, А. Д. Особенности оказания психологической помощи родственникам пациентов в условиях инфекционного стационара при работе с COVID-19 / А. Д. Айзенштейн, Д. Д. Воловик, Р. А. Абдурахманов, И. А. Кирова, А. А. Корнева, М. Н. Гордеев, Ю. В. Микадзе, Г. Е. Иванова. — Текст : непосредственный // Вестник восстановительной медицины. — 2020. — № 6 (100). — С. 4—13.

2. Беленцов, С. И. Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени : сб. науч. ст. 1-й Между-нар. студенческой науч.-практ. конф., 26—28 окт. 2016 г., Курск / отв. ред. С. И. Беленцов. — Курск : Юго-Зап. гос. ун-т. — 540 с. — Текст : непосредственный.

3. Бодренкова, Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике : учеб.-метод. пособие. — Москва : АНО «СПО СОТИС», 2013. — 320 с.

4. Жевелик, О. Д. Добровольчество как одно из направлений деятельности медицинских организаций / О. Д. Жевелик, Е. М. Дзюман, Т. А. Чижевич. — Текст : непосредственный // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. — 2019. — № 1. — С. 16—19.

5. Зачиняева, Е. Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов) : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зачиняева Е. Ф. — Владивосток, 2012. — 24 с. — Текст : непосредственный.

6. Иванова, А. С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Социологические исследования. — 2005. — № 5. — С. 15—22.

7. Мартынова, Е. В. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е. В. Мартынова, Е. Г. Попова. — Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004. — 111 с. — Текст : непосредственный.

8. Орлова, О. С. Дистанционное образование глазами студентов-дефектологов / О. С. Орлова, Г. Е. Иванова, Е. Б. Крыжа-новская, Е. Л. Кудрявцева, О. Д. Ларина, О. В. Миркина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2020. — № 3 (59). — С. 158—177.

9. Сычева, А. В. Перспективы развития добровольческого движения в современном российском обществе / А. В. Сычева. — Текст : непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2018. — № 4. — С. 93—99.

10. Темкин, В. Л. Развитие волонтерского движения в современной России / В. Л. Тем-кин. — Текст : непосредственный // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2019. — № 3. — С. 78— 83.

11. Титова, Т. И. История волонтерства в медицине / Т. И. Титова. — Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. — 2019. — № 12-3 (52). — С. 87—89.

12. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве)». — URL: https://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-11081995-п-135-£г-с/. — Текст : электронный.

13. Федеральный закон от 05.02.2018 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». — URL: https:// bazanpa.ru/ gd-rf-zakon-n 15^^05022018-11 3939459/. — Текст : электронный.

14. Шекова, Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения / Е. Шекова. — Текст : непосредственный // Человек и труд. — 2003. — № 4. — С. 6—7.

15. COVID-19: стратегический план по обеспечению готовности и реагирования. Руководство по оперативному планированию. — Копенгаген : Европейское региональное бюро ВОЗ, 2021. — С. 8. — Текст : непосредственный.

16. Kim, E. S. Volunteering is prospectively associated with health care use among older adults / E. S. Kim, S. H. Konrath. — Text : unmediated // Soc. Sci. Med. — 2016. — No 149. — P. 122—129. — DOI: 10.1016/j. socscimed.2015.11.043.

17. Nelson, M. L. A. Volunteers as members of the stroke rehabilitation team: a qualitative case study / M. L. A. Nelson, R. Thombs, J. Yi. — Text : unmediated // BMJ Open. — 2020. — No 10 (4): e032473. — 2020. — Apr 9. — DOI 10.1136/bmjopen-2019-032473.

References

1. Ayzenshteyn, A. D. Osobennosti okaza-niya psikhologicheskoy pomoshchi rodstven-nikam patsientov v usloviyakh infektsion-nogo statsionara pri rabote s COVID-19 / A. D. Ayzenshteyn, D. D. Volovik, R. A. Ab-durakhmanov, I. A. Kirova, A. A. Korneva, M. N. Gordeev, Yu. V. Mikadze, G. E. Ivanova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik vosstanovitel'noy meditsiny. — 2020. — № 6 (100). — S. 4—13.

2. Belentsov, S. I. Dobrovol'chestvo v sovremennom mire: nravstvennyy ideal nashego vremeni : sb. nauch. st. I-y Mezhdu-nar. studencheskoy nauch.-prakt. konf., 26— 28 okt. 2016 g., Kursk / otv. red. S. I. Be-lentsov. — Kursk : Yugo-Zap. gos. un-t. — 540 s. — Tekst : neposredstvennyy.

3. Bodrenkova, G. P. Sistemnoe razvitie dobrovol'chestva v Rossii: ot teorii k praktike : ucheb.-metod. posobie. — Moskva : ANO «SPO SOTIS», 2013. — 320 s.

4. Zhevelik, O. D. Dobrovol'chestvo kak odno iz napravleniy deyatel'nosti meditsin-skikh organizatsiy / O. D. Zhevelik, E. M. Dzyuman, T. A. Chizhevich. — Tekst : neposredstvennyy // Zdravookhra-

nenie Yugry: opyt i innovatsii. — 2019. — № 1. — S. 16—19.

5. Zachinyaeva, E. F. Obrazovatel'nye volon-terskie praktiki kak faktor professional'noy identifikatsii studentov (na primere podgotovki budushchikh logopedov) : spetsial'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» : avtaref. dis. ... kand. ped. nauk / Zachinyaeva E. F. — Vladivostok, 2012. — 24 s. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Ivanova, A. S. Dobrovol'cheskiy trud: sushchnost', funktsii, spetsifika / A. S. Ivanova. — Tekst : neposredstvennyy // Sotsiologicheskie issledovaniya. — 2005. — № 5. — S. 15—22.

7. Martynova, E. V. Volonterskoe dvizhe-nie: organizatsionnye, tselevye, tsennostno-smyslovye, informatsionno-metodicheskie osnovy / E. V. Martynova, E. G. Popova. — Ekaterenburg: GOU VPO «UGTU-UPI», 2004. — 111 s. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Orlova, O. S. Distantsionnoe obrazo-vanie glazami studentov-defektologov / O. S. Orlova, G. E. Ivanova, E. B. Kryzha-novskaya, E. L. Kudryavtseva, O. D. Larina, O. V. Mirkina. — Tekst : neposredstven-nyy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2020. — № 3 (59). — S. 158—177.

9. Sycheva, A. V. Perspektivy razvitiya dobrovol'cheskogo dvizheniya v sovremen-nom rossiyskom obshchestve / A. V. Sy-cheva. — Tekst : neposredstvennyy // Izves-tiya Tul'skogo gosudarstvennogo universi-teta. Gumanitarnye nauki. — 2018. — № 4. — S. 93—99.

10. Temkin, V. L. Razvitie volonterskogo dvizheniya v sovremennoy Rossii / V. L. Tem-kin. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Povolzhskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby. — 2019. — № 3. — S. 78—83.

11. Titova, T. I. Istoriya volonterstva v me-ditsine / T. I. Titova. — Tekst : neposred-stvennyy // Vestnik nauchnykh konferen-tsiy. — 2019. — № 12-3 (52). — S. 87—89.

12. Federal'nyy zakon ot 11 avgusta 1995 g. N 135-FZ «O blagotvoritel'noy deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve)». — URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11 081995-n-135-fz-o/. — Tekst : elektronnyy.

13. Federal'nyy zakon ot 05.02.2018 N 15-

FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva)». — URL: https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n15-fz-ot05022018-h3939459/. — Tekst : el-ektronnyy.

14. Shekova, E. Dobrovol'cheskie trudovye otnosheniya: osnovnye opredeleniya / E. Shekova. — Tekst : neposredstvennyy // Chelovek i trud. — 2003. — № 4. — S. 6—7.

15. COVID-19: strategicheskiy plan po obespecheniyu gotovnosti i reagirovaniya. Rukovodstvo po operativnomu planirova-niyu. — Kopengagen : Evropeyskoe region-al'noe byuro VOZ, 2021. — S. 8. — Tekst :

neposredstvennyy.

16. Kim, E. S. Volunteering is prospectively associated with health care use among older adults / E. S. Kim, S. H. Konrath. — Text : unmediated // Soc. Sci. Med. — 2016. — No 149. — P. 122—129. — DOI: 10.1016/j. socscimed.2015.11.043.

17. Nelson, M. L. A. Volunteers as members of the stroke rehabilitation team: a qualitative case study / M. L. A. Nelson, R. Thombs, J. Yi. — Text : unmediated // BMJ Open. — 2020. — No 10 (4): e032473. — 2020. — Apr 9. — DOI 10.1136/bmjopen-2019-032473.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.