Научная статья на тему 'Волонтерское (добровольческое) студенческое движение в психиатрии направление психосоциальной помощи душевнобольным'

Волонтерское (добровольческое) студенческое движение в психиатрии направление психосоциальной помощи душевнобольным Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
842
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLUNTEERS' MOVEMENT / MENTAL HEALTH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антохин Евгений Юрьевич, Будза Владимир Георгиевич, Горбунова Марина Владиславовна

В статье обозначена актуальность развития в России малораспространенного направления психосоциальной помощи душевнобольным, осуществляемого добровольцами студенческого движения «Радуга». За 4 года его существования в нем приняли участие более 250 студентов, из них 58 на регулярной основе, добровольческой деятельностью было охвачено более 500 душевнобольных. Обозначена структурированная система подготовки волонтеров (Школа молодого волонтера). Показана взаимная польза волонтерства как для пациентов, так и для студентов, большая часть из которых в дальнейшем выбирает специальность в области психического здоровья. Кроме того, добровольческая деятельность через апробацию и внедрение новых методов психосоциальной помощи (например, «организованная дружба») расширяет доступность социальных сетей душевнобольным, способствуя их социальной интеграции и дестигматизации общества в отношении психиатрии. Тем самым, волонтерская деятельность является неотъемлемой составляющей формирования «психиатрии с опорой на сообщество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антохин Евгений Юрьевич, Будза Владимир Георгиевич, Горбунова Марина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS VOLUNTEER MOVEMENT IN PSYCHIATRY AS A DIRECTION OF PSYCHOSOCIAL CARE FOR MENTAL PATIENTS

The article emphasizes the importance of involving volunteers in psychosocial care for mental patients and reports the experience of a student volunteers movement Radouga (Rainbow) in psychosocial care for mental patients. During recent four years, 250 students have taken part in the activities of this movement, and 58 of them worked on regular basis, and the activities of the movement have covered more than 500 mental patients. The authors briefly describe the structured system of training for volunteers (The Young Volunteer School) and show mutual advantages for patients and students, the majority of which afterwards make choice for mental health sphere. Besides, voluntary work with involvement of new methods of psychosocial care (for instance, organized friendship) make social nets more accessible to mental patients and help in their social integration, and also, in a global sense, contributes to destigmatization of psychiatry in society. These voluntary activities happen to be an essential part of the developing community-based psychiatry.

Текст научной работы на тему «Волонтерское (добровольческое) студенческое движение в психиатрии направление психосоциальной помощи душевнобольным»

НАБЛЮДЕНИЯ ИЗ ПРАКТИКИ

УДК 616.89-362.2

ВОЛОНТЕРСКОЕ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ) СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПСИХИАТРИИ - НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ

Е. Ю. Антохин, В. Г. Будза, М. В. Горбунова

Оренбургская государственная медицинская академия Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница №1

Постепенный переход оказания психиатрической помощи от стационарной к внебольничной с продолжающимся сокращением числа коек требует одновременного развития новых организационных форм психосоциальных воздействий [3, 4]. С учетом формирования нового взгляда на психиатрию как на «психиатрию с опорой на сообщество» с максимальным приближением помощи душевнобольным и ее оказанием в наименее ограничительных условиях [3, 11], особенно актуальным представляется развитие волонтерства в психиатрии. Понятия «волонтер» и «волонтерство» происходят от французского volontair - добровольный, а оно, в свою очередь, от латинского voluntarius, voluntas -добрая воля, и равнозначны таким славяноязычным понятиям как «доброволец» и «добровольчество» [9, 12, 13]. Если ранее данный термин в большей степени употреблялся в отношении военной деятельности [9], то с середины XX века он стал все чаще применяться в отношении людей, которые безвозмездно, используя свое личное время, оказывают разностороннюю помощь нуждающимся в ней различным социальным группам населения [1, 9, 10, 12, 22-24, 28]. В настоящее время волонтерская деятельность получила широкое развитие, особенно в индустриально развитых странах [8-10, 16, 20, 22-28]. Например, в США более 75% взрослых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу [9]. Из взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях 19%, из них 60% на регулярной основе, отдавая добровольческой деятельности более 20 часов в месяц. Волонтерами являются более 30% населения Германии, 26% японцев, 33% ирландцев, 33% канадцев [12]. В указанных странах добровольческая деятельность носит организованный характер вне государственных или коммерческих рамок [8, 15, 16, 22, 28]. В России, по данным неправительственных источников, в добровольческой деятельности участвуют около 1,5-5% работоспособного населения страны [2, 12, 14]. Но,

несмотря на эти довольно низкие цифры, по опросам ВЦИОМ (1999, 2003, 2007) более 40% российских граждан желали бы участвовать в общественно полезной деятельности на добровольных началах [12, 14, 17]. Помимо огромного социально-нравственного источника развития общества большое значение имеет и экономическая составляющая волонтерства. Создание экономических условий, позволяющих вовлечь 10% российского населения в добровольческую деятельность, позволило бы ежегодно инвестировать в социальную сферу ресурсы, эквивалентные сумме до 3 млрд. долларов США [12]. На сегодняшний момент большинство организаторов добровольческой деятельности в России и Казахстане (одно из близких к России, как по социально-экономическому развитию, так и по территориальности государств) отмечают ее спонтанность, малую структурированность, нередко локальный, одноразовый характер, а также низкий уровень материального обеспечения. Социальная структура волонтеров имеет определенные отличия. Так, если в развитых странах большинство волонтеров состоятельные граждане (часто, пенсионеры, располагающие свободным временем, для которых волонтерство - хобби), то в странах постсоветского пространства волонтерами, в основном, является молодежь [1, 2, 5, 7, 10, 12-15, 18-20]. Именно молодое поколение россиян является основным источником добровольческой деятельности, в том числе и в области психосоциальной помощи. Кроме того, в добровольчестве в области психического здоровья активное участие принимают и члены семей душевнобольных, и сами пациенты, которые представляют в данный момент одну из наиболее организованных групп в России - общественная организация «Новые возможности» (руководитель - Н.Б.Левина) [3, 11]. Основные задачи развития всесторонней внебольничной гражданской помощи душевнобольным («оказание помощи с опорой на сообщество») - взаимная поддержка, выработка и сохранение социальных навыков, под-

готовка к трудовой занятости, развитие источников помощи для тяжело больных, направленных на усиление социальной активности этих больных, а также влияние пациента на форму оказания помощи и ее результат [3, 4, 6, 11, 23, 26, 28].

В Оренбурге организованное волонтерское движение в психиатрии берет начало с 2006 года и является продолжением развития сети общественных организаций, работающих в области психического здоровья. При поддержке некоммерческих организаций «ПроПси» г.Ставрополь (Россия) и «Псикопп» г. Ставангер (Норвегия) в Оренбурге была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «ОренПроПси» («Оренбург, просвещение, психиатрия») [21, 27]. Организация была создана с целью содействия увеличению доступности информации и услуг в сфере психического здоровья. Основные задачи организации: способствовать распространению адекватной информации о природе, способах лечения и реабилитации психических заболеваний; содействовать повышению профессионального мастерства специалистов, пропаганде и популяризации услуг в сфере психического здоровья; способствовать широкому привлечению ресурсов для решения вопросов в области психического здоровья.

С этого же времени силами студентов, являющихся членами студенческого научного общества (СНО), под руководством кафедры психиатрии и медицинской психологии Оренбургской государственной медицинской академии (ОрГМА) и специалистов Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №1 (ОКПБ №1) были организованы досуговые группы для пациентов, находящихся на режиме дневного стационара. Вначале постоянного помещения для работы не было, поэтому использовались такие формы досуга как прогулки в парках, посещение музеев, выставок и кинотеатров. В 2007 году силами администрации ОКПБ №1, ОрГМА и АНО «ОренПроПси» открыт реабилитационный клуб для амбулаторных и стационарных больных, которому было выделено отдельное благоустроенное помещение. В 2007 году в структуре АНО «ОренПроПси» создано волонтерское движение студентов «Радуга» («Развитие, душа, гармония»). На занятиях СНО преподаватели кафедры уделяли много внимания вопросам стигматизации душевнобольных и организации волонтерского движения за рубежом, значимости данного типа психосоциальной помощи для формирования «психиатрии с опорой на сообщество». Результатом этого стало появление большого количества студентов, желающих работать с душевнобольными в свободное от учебы время. Мы организовали систему подготовки волонтеров (Школа молодого волонтера) куда включаются, главным образом, студенты 2-5 курсов, которые имеют базисные знания по общей и медицинской психологии. В план обучения в Школе входят дополнительные (помимо курсовых на 5 курсе) занятия по общей психопато-

логии и диагностике психических расстройств с подготовкой реферативных сообщений, в том числе по формам и методам психосоциальной помощи. Будущие волонтеры участвуют в клинических разборах больных, посещают клинические конференции, регулярно проводящиеся в больнице. Затем психологи и психотерапевты больницы знакомят студентов с основными навыками индивидуальной и групповой работы с пациентами, студенты посещают психообразовательные и тренинговые занятия. В последующем волонтеры представляют собственные проекты работы с пациентами, которые обсуждаются, утверждаются, а затем апробируются под наблюдением специалистов больницы. В случае успешной подготовки по результатам собеседования с преподавателем и специалистом по социальной работе волонтеры допускаются к самостоятельной деятельности с больными, в процессе которой они продолжают посещать СНО и раз в месяц - супервизиорскую группу. В настоящее время волонтеры активно работают в реабилитационном клубе «Радуга» ОКПБ №1 и в клубе «Эдельвейс» Областного психотерапевтического центра ОКПБ №2. Известно, что одной из основных причин дезадаптации при психических заболеваниях является нарушение социальных связей. Волонтеры способствуют активному вовлечению в социум (реадаптации) больных, особенно утративших социальные связи. При более частом взаимодействии студенты получают и закрепляют навык установления контакта, ведения беседы с душевнобольным, раскрытия его внутренней картины болезни. Последующее обсуждение в группе волонтеров под руководством специалиста способствует не только закреплению знаний, полученных по учебной программе, но и расширению понимания психологического состояния пациента. Опытные волонтеры проводят занятия с вновь пришедшими сту-дентами-волонтерами, тем самым, передавая собственные навыки, формируя преемственность клубной работы и систематизируя собственные знания. В настоящее время в реабилитационном клубе существует 7 кружков пациентов, пять из которых ведут студенты-волонтеры с опытом групповой досуговой работы с пациентами от 1 до 4 лет.

Основной целью работы реабилитационного клуба является создание среды для возможности межличностного общения, продуктивной занятости, творческого развития, а также общего укрепления организма и поддержания хорошей физической формы пациентов. Для этого в клубе организованы разные кружки по интересам: творческие, развлекательно-познавательные, спортивные.

Большое внимание уделяется потребности пациентов в творческом саморазвитии. Например, кружок «Мир в цвете» не только дает пациентам элементарные навыки рисования и позволяет выразить свои чувства на бумаге, но и знакомит с искусством живописи на примере знаменитых художников разных школ и направлений.

В «Кружке творчества» пациенты лепят, рисуют, работают с фотографиями, разыгрывают сценки, пишут небольшие сочинения.

В литературном кружке [19] проходит обсуждение поэтических произведений, рассказов, романов и пр. Пациентов знакомят с биографией известных писателей и поэтов, с классическими и современными литературными произведениями. Критериями отбора произведений являются оптимистичность, жизнеутверждающее содержание. Занятия проводятся раз в неделю с группой 7-8 человек и имеют четкую структуру. В первой части занятия ведущие рассказывают о биографии писателя, об основных этапах его творческого пути, ведущем литературном направлении. Вторая часть занятия -чтение и/или обсуждение произведения. Пациенты высказывают свою точку зрения, делятся впечатлениями. Занятия имеют и образовательную направленность (например, совладание с жизненными трудностями, их преодоление героями произведений), способствуют эмоциональному обогащению пациентов в процессе диалога между собой. Важной частью является самостоятельная подготовка пациентов к занятиям: чтение произведений, составление собственного сочинения, эссе, стихотворения с последующим обсуждением, что создает чувство востребованности, пробуждает интерес к творчеству.

Кружок «Художественной и музыкальной самодеятельности» позволяет пациентам готовиться к различным творческим мероприятиям - утренникам, концертам, конкурсам. Здесь же пишутся сценарии и проводятся репетиции для общебольничных мероприятий, в которых активно участвуют выписанные пациенты.

В клубе есть кружок, имеющий развлекательнопознавательный характер. В нем проводятся беседы на различные темы по запросам пациентов, экскурсии в парк, посещения музея и кинотеатра с последующим обменом впечатлениями. Некоторые пациенты впервые в жизни через участие в этом кружке побывали в красивых местах и посетили культурные заведения города.

Среди части пациентов большой популярностью пользуется танцевальный кружок. Занятия начинаются с физической разминки, затем выполняются отдельные танцевальные позиции, движения и сам танец. Наряду с современными танцами (брэйк), разучиваются и элементы классических (вальс, танго), латино-американских («ча-ча-ча», «румба») танцев.

Большое значение для душевнобольных пациентов имеет физкультура и спортивные игры. В реабилитационном клубе организован кружок спортивной аэробики. Целью его является физическое развитие, поддержание хорошей физической формы, общее укрепление организма и улучшение настроения. Имеется шахматно-шашечный кружок и кружок настольного тенниса. Пациенты, посещающие эти кружки, не раз принимали участие в

межбольничных соревнованиях, где занимали призовые места.

Творческая работа студентов реализуется в отсутствии жестких ограничений по предложению собственных программ. В разработке досуговой программы студенты опираются и на свои интересы. Основные формы работы с душевнобольными, такие как литературный, танцевальный, спортивный, художественный кружки, предложены студен-тами-волонтерами. В планах организация обучения пациентов основам компьютерной грамотности и пользования Интернетом.

Волонтерская работа способствует внедрению новых для России методов психосоциальной реабилитации, в частности, апробирован новый метод, основанный на голландской модели - «организованная дружба» [25]. Многие пациенты за время пребывания в психиатрической клинике теряют контакты с друзьями и знакомыми. Выйдя из нее, они нередко оказываются в изоляции от широкого круга социального взаимодействия, ограничиваясь только членами семьи. В этом случае может быть полезна служба содействия образованию дружеских союзов, которые предоставляют таким людям возможность сформировать новые отношения. Метод заключается в следующем - пациента, обратившегося за помощью либо по собственной инициативе, либо по совету врача, знакомили с добровольцем. Руководитель проекта проводил вступительные беседы с потенциальными участниками. У пациентов выясняли их интересы, увлечения и возможные предпочтения в отношении потенциального добровольца (например, его пол, возраст, культурные ценности, отношение к курению и др.). На основе полученной информации и сопоставимых данных о добровольцах руководитель проекта принимал решение, кого с кем знакомить. Если по окончании испытательного срока доброволец и подопечный высказывали пожелание продолжить совместную работу, тогда, как правило, они встречались не чаще одного раза в неделю, либо в две недели. Частые встречи способствовали установлению доверительных отношений между добровольцем и подопечным. Однако излишне частые контакты могли поставить подопечного в слишком большую зависимость от них. Обычной практикой является помощь в поддержании отношений в течение одного года, по прошествии которого стороны должны принять решение относительно того, хотят ли они продолжать контактировать друг с другом. Стандартный срок в один год был выбран исходя из прагматических устремлений: он достаточно долог для установления полноценных отношений, но, в то же время, стороны имеют четкое представление о том, когда отношения могут быть прекращены.

Во время встреч пациент и волонтеры вместе посещали магазины, рынки, делали покупки, оплачивали коммунальные услуги, ходили в кино, в театры, музеи, гуляли, общались с другими людьми. Отношения с добровольцами являлись образцом,

по которому пациенты в дальнейшем могли реконструировать социальные и практические навыки, необходимые члену сообщества (например, умение договариваться о встречах, налаживать контакты, планировать какую-либо деятельность, посещать общественные учреждения, самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя). Всего в проекте принимали участие 12 пациентов и 7 волонтеров. Первым результатом явилось активное включение амбулаторных пациентов в групповую работу в качестве соведущих групп, причем не только в реабилитационном клубе, но и в других городских организациях для инвалидов. Участие в проекте положительно сказалось на коммуникативных возможностях пациентов - большинство стали общительнее, приобрели новых друзей, улучшили отношения с родителями, а двое нашли себе партнеров для совместной жизни.

Другое направление волонтерского движения -психопросветительская работа в организациях города. Идея данного направления возникла в 2008 году, когда в больницу обратился представитель одной из школ города с просьбой провести несколько занятий со школьниками среднего и старшего звена на тему «Суициды в подростковом возрасте». Мотивом этого обращения послужили попытки суицидов у подростков, что создавало напряжение у других учащихся и учителей. Наиболее опытные волонтеры совместно с психологами психиатрической больницы провели психопросветительские занятия (хотя эта область требует особой подготовки и знаний), за что получили от школы благодарственное письмо. В связи с таким опытом в 2009 году потребность в подобных просветительных лекциях возросла, и к нам обратились представители уже нескольких организаций. Запрошенные ими темы занятий были весьма разнообразны: алкоголизм, наркомания, табакокурение, личностные расстройства, шизофрения, психические расстройства в пожилом возрасте, при беременности и другие. Подготовлен пилотный проект-программа для ведения психопросветительской деятельности в школах Оренбурга на регулярной основе.

В рамках волонтерской деятельности студенты проводят научные исследования, осваивая новые методики диагностики различных сфер психической деятельности, получая навык статистической обработки данных и формулировки выводов и заключений. Результаты научных исследований представляются на региональных и международных студенческих конференциях. В 2009 году доклад о волонтерской работе [19] был отмечен Дипломом III степени на IV Международной Пиро-

говской научно-медицинской конференции студентов и молодых ученых.

За годы волонтерского движения, в котором приняли участие более 250 студентов, из них 58 на регулярной основе, добровольческой деятельностью было охвачено более 500 душевнобольных. Все волонтеры по окончании ВУЗа избрали своей специальностью направления, оказывающие помощь душевнобольным и работают не только в Оренбурге, но и за пределами области. Часть из них активно продолжают научно-исследовательскую работу.

Подводя итоги опыта взаимодействия с волонтерами, можно отметить значительную пользу подобной работы как для пациентов, так и для самих сту-дентов-волонтеров: 1) в процессе волонтерской деятельности студенты делают выбор своей будущей профессии, приобретая первые навыки работы с душевнобольными уже со студенческой скамьи, тем самым решается проблема пополнения психиатрической службы молодыми кадрами; 2) несмотря на то, что волонтерство в психиатрии в России -относительно новый вид психосоциальной помощи, развитие этого движения является одной из составляющих формирования «психиатрии с опорой на сообщество»; 3) активное участие волонтеров создает возможность применения новых форм и методов психосоциальной работы, которые осваивают студенты; 4) расширение социальных связей пациентов через возможность организации их продуктивного досуга улучшает социальное функционирование и качество жизни больных, повышая адаптивность копинг-поведения; 5) благодаря таким занятиям снижается уровень самостиг-матизации пациентов, а поскольку волонтеры несут психиатрическую культуру в общество, то они тем самым способствуют снижению стигматизации психиатрии в социуме в целом; 6) улучшается ком-плайентность пациентов не только к психофармакотерапии, но и к различным формам психосоциальной реабилитации, в результате чего повышается эффективность лечения.

В заключение следует отметить, что в июне 2010 года на базе Областного психотерапевтического центра ОКПБ №2, возглавляемого д.м.н. С.М.Баби-ным, состоялось учредительное заседание Общественного Совета по психическому здоровью Оренбургской области, который призван объединить усилия общественных организаций нашего региона, работающих в области психического здоровья. Одной из приоритетных задач Совета и является активная поддержка развития волонтерского движения в психиатрии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вартанова К.А., Камалдинов Д.О. Клиники, дружественные к молодёжи (пособие для Организатора). Новосибирск: Олден-поли-графия, 2002. 266 с.

2. Глухова О., Дашин А., Орачевский А. и соавт. Каковы особен-

ности волонтёрского движения в России? Прибегаете ли вы к волонтёрской помощи? http:/www.infob1ago.m^vents/v_centre/artic-

1е^Ьр?агйс1е.

3. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2004. 492 с.

4. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Уткин А.А. и соавт. Новая организационная форма психиатрической помощи: отделение внеболь-ничной реабилитации // Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи / Под. ред. И.Я.Гуровича, О.Г.Нью-

фельдта. М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2007. С. 217-225.

5. Данилова Д.Н. Волонтёрское движение в контексте современного Российского образования // Материалы II Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества -будущему России». Т. 2. Общественные науки. Ставрополь: Сев-КавГТУ, 2008. http://www.ncstu.ru.

6. Друес Й. Эффективность психосоциальной реабилитации // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 16, № 1. С. 100-104.

7. Зайкина О. Чудо волонтёрства (опыт, наблюдения, пожелания). http://www.roboi.ru/cont/vo1ont.

8. Закон Республики Польша от 24 апреля 2003 г. об общественно полезной деятельности и волонтёрстве. http://rus.ngo.p1/x/302380.

9. Казакевич Л.И. К вопросу об эволюции термина «волонтёрство» // Социальная работа в России: образование и практика: Сб. научных трудов / Под ред. Н.А.Грика. Томск: ТГУСУР, 2009. С. 64-73.

10. Лебедева Е.А. Психологические аспекты волонтёрства // Седьмая волна психологии. Вып. 6 / Под ред. В.В.Козлова, Н.А.Качано-вой. Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2009. С. 176-179.

11. Левина Н.Б., Любов Е.Б. Организация самопомощи в системе реформируемой психиатрической службы с опорой на сообщество // Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи / Под ред. И.Я.Гуровича, О.Г.Ньюфельдта. М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2007. С. 318-332.

12. Логинова Н.В. Феномен добровольчества как инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста общества http://www.ssa-rss.ru/fi1es/Fi1e/pub1/Part 2.pdf. С. 149-15.

13. Магазинников С., Смирнова Я., Иванова У.В., Соколова Е.В. Участие в волонтёрском движении - ступень профессионального становления психолога // Модели сопровождения семьи и детства. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании» (20-21 ноября 2008 г.). Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. С. 196-205.

14. Матюкова Н. Заметки с ток-шоу «Волонтёрство: за и против». http:/www.dp.ru/a/2008/09/19/Zametki_s_tok-shou_Vo1ont.

15. Микуш К.А. Волонтёрство в школах // Социально-психологические и медицинские аспекты жестокости. 2007. № 1-2 (7-8). С. 134-143.

16. Ньюфельдт О., Тейвз Дж. Система оказания психиатрической

помощи в Канаде на примере региона Калгари // Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи / Под ред. И.Я.Гуровича, О.Г.Ньюфельдта. М.:МЕДПРАКТИКА-М, 2007. С. 27-43.

17. Онищенко Е.В. Гражданское общество в условиях общественной модернизации // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2007. № 2. С. 332-343.

18. Певнева А.Н. Волонтёрство в профессиональном становлении студентов. http:/www.psychololgy.spb.ru/snopsy.doc/xxi09.pdf.

19. Стрелецкая Е.Л., Михалевская В.Е., Меркушин Д.Е. Волонтёрская деятельность. Литературный кружок // Вестник Российского Государственного медицинского университета. 2009. № 3. С. 67.

20. Хансен Дж., Аскарбекова Д., Ерофеева И., Курганская В. Волонтёрство в Казахстане (основные результаты национального исследования, 2001). Казахстан: Алматы, 2002. 45 с.

21. Antokhin E.Yu., Kryukova E.M., Gorbunova M.V. “Orenpropsy” -Orenburg, promotion, psychiatry // Eur. Psychiatry. 2008. Vol. 23, N S2. Р 403.

22. Barton S. Psychosocial rehabilitation services in community support systems: A review of outcomes and police recommendations // Psychiatr. Serv. 1999. Vol. 50. P. 525-534.

23. Carling PJ. Создание благоприятных условий для социальной интеграции // Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжёлых психических заболеваниях. Пер. с англ. J.V.We-eghel. Киев: Сфера, 2002. С. 358-371.

24. Gray J. Вовлечение горожан в реабилитационный процесс // Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжёлых психических заболеваниях. Пер. с англ. J.V.Weeghel. Киев: Сфера, 2002. С. 136-149.

25. Erp N.V., Geelen K. Организованная дружба: службы содействия образованию дружеских союзов в системе психиатрической помощи // Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжёлых психических заболеваниях. Пер. с англ. J.V.Weeghel. Киев: Сфера, 2002. С. 372-384.

26. Rhoads R.A. In the service of citizenship: A study of student involvement in community service // J. Higher Education. Columbus, 1998. Vol. 69, N 3.

27. Skogen E. OrenProPsy // Psykoppnytt. 2006. Vol. 13. S. 48.

28. Thoits L.N., Hewitt Е. Volunteer work and well-being // J. Health Soc. Behav. 2001. Vol. 42. P. 115-131.

ВОЛОНТЕРСКОЕ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ) СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПСИХИАТРИИ -НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ

Е. Ю. Антохин, В. Г. Будза, М. В. Горбунова

В статье обозначена актуальность развития в России малораспространенного направления психосоциальной помощи душевнобольным, осуществляемого добровольцами студенческого движения «Радуга». За 4 года его существования в нем приняли участие более 250 студентов, из них 58 на регулярной основе, добровольческой деятельностью было охвачено более 500 душевнобольных. Обозначена структурированная система подготовки волонтеров (Школа молодого волонтера). Показана взаимная польза волонтерства как для пациентов, так и для студентов, большая часть из которых в дальнейшем

выбирает специальность в области психического здоровья. Кроме того, добровольческая деятельность через апробацию и внедрение новых методов психосоциальной помощи (например, «организованная дружба») расширяет доступность социальных сетей душевнобольным, способствуя их социальной интеграции и дестигматизации общества в отношении психиатрии. Тем самым, волонтерская деятельность является неотъемлемой составляющей формирования «психиатрии с опорой на сообщество».

Ключевые слова: волонтерство, психическое здоровье, студенчество.

STUDENTS’ VOLUNTEER MOVEMENT IN PSYCHIATRY AS A DIRECTION OF PSYCHOSOCIAL CARE

FOR MENTAL PATIENTS

E. Yu. Antokhin, V. G. Boudza, M. V. Gorbounova

The article emphasizes the importance of involving volunteers’ in psychosocial care for mental patients and reports the experience of a student volunteers’ movement ‘Radouga’ (Rainbow) in psychosocial care for mental patients. During recent four years, 250 students have taken part in the activities of this movement, and 58 of them worked on regular basis, and the activities of the movement have covered more than 500 mental patients. The authors briefly describe the structured system of training for volunteers (The Young Volunteer School) and show mutual advantages

for patients and students, the majority of which afterwards make choice for mental health sphere. Besides, voluntary work with involvement of new methods of psychosocial care (for instance, ‘organized friendship’) make social nets more accessible to mental patients and help in their social integration, and also, in a global sense, contributes to destigmatization of psychiatry in society. These voluntary activities happen to be an essential part of the developing ‘community-based psychiatry’.

Key words: volunteers’ movement, mental health, students.

Антохин Евгений Юрьевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава», председатель Совета АНО «ОренПроПси»; e-mail: antioh73@rambler.ru

Будза Владимир Георгиевич - заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава»

Горбунова Марина Владиславовна - заместитель главного врача по психосоциальной работе ГУЗ «Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница №1», член Совета АНО «ОренПроПси»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.