УДК 061.2(470+571)
Горлова Наталья Ивановна
кандидат исторических наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ
В статье рассматриваются ключевые тенденции развития волонтерского движения. Выявлены условия, оказавшие решающее влияние на формирование идеологии и инфраструктуры института волонтерства. Автор показывает особенности развития современного института волонтерства в России и его историческую роль в современном обществе. Добровольчество, стартовав практически с нуля, сегодня активно заявляет о себе, увеличивая масштабы и расширяя границы своего участия во всех сферах российского общества. Оно оформляется в отдельную институциональную систему, включающую различные виды деятельности, формы и уровни организации добровольческого движения. По мнению автора, специфика организации добровольческой деятельности определяется ее социально-массовым и инструментальным характером, функционалом и содержанием структурных компонентов. Рассмотрен социально-демографический портрет современного волонтера. Сегодня основным представителем российского волонтерского движения выступает молодежь, формируя целое направление молодежного добровольчества. По мнению автора, добровольчество в России начинает приобретать свои характерные черты развития под влиянием исторических и культурных традиций, социально-экономических и политических факторов. Кроме того, изменение социально-профессиональной роли волонтера и его статуса в обществе привело к профессионализации предоставляемых им видов услуг и квалифицированной помощи.
Ключевые слова: волонтеры, добровольческое движение, инфраструктура добровольческого движения, идеология добровольчества, молодежное волонтерство, профессионализация волонтеров, центры подготовки волонтеров.
В волонтерском движении последних десятилетий отмечаются некоторые существенные новшества. На современном этапе практика волонтерской деятельности, претерпевшая значительную эволюцию, характеризуется унификацией российской модели добровольчества, слиянием ранее отличных и порой противоречивых организационных и идеологических структур, обеспечивающих данную деятельность. Добровольчество в России, формируясь в результате экспансии успешных практик и тенденций международного волонтерского движения, начинает приобретать свои характерные черты развития под влиянием исторических и культурных традиций, социально-экономических и политических факторов. Качественно новые образования в сфере добровольчества определяют как масштабы, так и степень вовлеченности в практику добровольческой деятельности многочисленных участников - государства, регионов, множества различных групп (имеющих разнообразные формы организации), населения.
Во-первых, российское добровольчество пошло по пути формирования собственной инфраструктуры. Целенаправленная политика государства в отношении формирования и развития инфраструктуры поддержки добровольческого движения - довольно молодое явление для Российской Федерации, которое можно проследить лишь в течение последних 5-10 лет.
До 2010 года добровольческие инициативы студентов и сотрудников вузов отличалось локальным характером, за исключением массового участия молодежи в нескольких межрегиональных добровольческих акциях (Всероссийская неделя добра и др.).
По сути, активность и содержание волонтерской деятельности определялись сложившейся практикой в той или иной образовательной организации. Все мероприятия были интегрированы в учебно-воспитательную и социальную жизнь образовательных организаций и воспринимались исключительно как выполнение социальной роли образовательных организаций в регионе, а также как элементы нравственного воспитания студентов. В большинстве случаев связь добровольческого опыта студентов-волонтеров отсутствовала. В диапазоне добровольческих проектов преобладали донорство, помощь детским домам, уборка мусора с территории образовательных организаций и т. п. [2, с. 7].
Значительный скачок в формировании инфраструктуры поддержки добровольческого движения Россия сделала при реализации крупнейших спортивно-массовых мероприятий.
В 2010 году АНО «Оргкомитет "Сочи-2014"» предложил Минобрнауки России модель активизации добровольческого движения в стране за счет ее интеграции с системой образования (прежде всего - высшего образования) в рамках реализации волонтерской программы «Сочи-2014». В декабре 2010 года оргкомитетом «Сочи-2014» при поддержке Министерства образования России и Министерства спорта России была сформирована сеть центров привлечения волонтеров для обеспечения потребности в добровольцах на всех олимпийских объектах. Сеть включала в себя 17 городов, где названные центры были созданы на базе 25 вузов (включая один негосударственный вуз) и одного колледжа.
За период с 2011 по 2013 годы была создана необходимая эффективная инфраструктура поддерж-
© Горлова Н.И., 2017
Вестник КГУ .J № 3. 2017
77
ки и управления добровольческими ресурсами, нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности центров [8, с. 58]. Кроме того, была налажена эффективная коммуникация, организована проектная работа в сфере волонтерства, сформирован серьезный задел по взаимодействию с местным и профессиональным сообществом, налажены связи с представителями региональных органов исполнительной власти.
Стратегической целью развития добровольческого движения в стране явилось создание эффективных механизмом и благоприятных условий вовлечения граждан в практику добровольческой деятельности [1].
Во-вторых, добровольческое движение находится на пути своего идеологического оформления в формате ценностных и инструментальных императивов, в основе его лежит концепция социальной ответственности, успешно дополняемая деятель-ностно-активистской парадигмой. Идея участия населения в добровольческой деятельности становится одной из общепринятых основ коллективной практики общественного участия в социальных изменениях. Это связано с тем, что движение вышло за рамки понимания классической благотворительности, социального служения, филантропии.
В-третьих, сегодня мы наблюдаем процессы институализации российского добровольчества как следствие взаимодействия и интеграции интересов государства, «третьего сектора» и бизнеса, основной задачей которого является формирование действенного организационного базиса развития гражданских социально-значимых практик и поддержки добровольческих инициатив. Однако на национальном уровне ключевая роль отводится государственному регулированию по следующим направлениям: 1) в оформлении формата и содержания «рамочного» взаимодействия при помощи нормативно-правовых актов, сопровождающих деятельность волонтеров и организационных структур, ответственных за их реализацию; 2) в определении целевой аудитории государственной поддержки в сфере добровольчества; 3) в разработке государственных и муниципальных программ стимулирования добровольческой активности и вовлечения в сферу организации добровольческого труда.
Процесс институализации, стартовав на базе некоммерческой организации еще в начале 90-х, достиг своего апогея уже в середине 2000-х годов, когда государством был взят курс на развитие добровольческих практик и поддержку инициатив населения. С 2010 года этот курс был продолжен, о чем свидетельствует количество реализуемых добровольческих проектов и программ, инфраструктура добровольческих центров и агентств социальной помощи; элементы системы стимулирования, просвещения и вовлечения в добровольческую деятельность; специальные фонды поддержки добровольчества.
Основной задачей институционализации добровольчества явилось создание адекватного организационного базиса развития добровольчества и поддержки добровольческих инициатив.
В-четвертых, одной из отличительных особенностей развития российского добровольчества на современном этапе является привлечение к участию в добровольческой деятельности людей с инвалидностью и граждан пенсионного возраста, а также преобладание молодежи в качестве основного субъекта волонтерства. В России официальная статистика по волонтерству среди всех возрастных групп населения отсутствует.
Волонтерское движение граждан пожилого возраста (геронтоволонтерство) в России пока не имеет широкого распространения, однако у него очень большие перспективы, что связано с возрастанием количества активных пенсионеров на фоне увеличения общего их числа. В Российской Федерации, согласно данным государственной статистики, доля пожилых людей в населении страны в 2016 году составила 24,6 %, что на 4,1 % больше по сравнению с показателями 2006 года (20,5 %) [7].
Волонтеры пожилого возраста появились в современной России в ходе реализации программы подготовки волонтеров к Олимпийским зимние играм и Паралимпийским зимним играм в г. Сочи в 2014 году. На этапе официального старта набора волонтеров Игр было выявлено, что более 50 % людей пенсионного возраста заявили о своем желании присоединиться к добровольческому движению. Уже в 2012 году пожилые люди приобретают статус «серебряных волонтеров», принимая участие более чем в 150 различных социально значимых мероприятиях. В августе 2012 года 4 «серебряных» волонтера из России стали участниками летней Олимпиады-2012 в Лондоне, в 2014 году 928 «серебряных» волонтеров помогали в проведении Игр (см.: [1]). Каналами интеграции людей пожилого возраста в социальную практику выступили 26 волонтерских центров России «Сочи-2014», которые провели масштабную информационно-просветительскую работу со стратегическими партнерами в регионе: администрацией городов и краев, советами ветеранов и общественными организациями.
На основе обобщения опыта центров по работе с кандидатами в волонтеры из числа граждан пожилого возраста были оформлены методические рекомендации для специалистов в сфере управления добровольческими ресурсами при организации крупных мероприятий. Это позволило значительно оптимизировать работу оргкомитетов различных событий, устранить кадровый голод в сфере волонтерского менеджмента и избежать монополизации волонтерских ресурсов.
Сегодня основным представителем российского волонтерского движения выступает молодежь, формируя целое направление молодежного добро-
вольчества. Оно рассматривается в качестве эффективного способа повышения добровольческой активности российской молодежи с целью ее вовлечения в социальную практику через создание для молодых людей условий свободного доступа к добровольческой деятельности. В отечественной научной мысли исследовали (А.Н. Ершова, Х.Т. За-гладина, Л.Ф. Козодаева, УП. Косова, М.А. Новиков, Г.В. Оленина, Ю.В. Паршина) склонны рассматривать добровольческую деятельность как общественную практику, обеспечивающую успешность социализации и развития молодого поколения [3-7; 14-15]. У молодежи как социально-демографической группы потенциал участия в добровольческой деятельности гораздо выше, чем у остальных групп, дифференцированных по возрастному принципу.
Добровольческая активность молодежи формируется под влиянием целенаправленного воздействия внешней среды - презентаций социальных программ в вузах и сузах, кампаний общественных и некоммерческих организаций, ярмарок молодежных добровольческих вакансий, бирж волонтеров. Немаловажная роль принадлежит личной инициативе или групповой самоорганизации молодых людей.
В пятых, к отличительным чертам российского добровольчества относится выраженная гендерная диспропорция. Ряд авторских исследований свидетельствует о преобладании числа женщин (более 60 %) в социальной общности волонтеров и ее тендерной структуре (см., напр.: [6]).
В-шестых, в настоящее время добровольческая практика широко представлена волонтерской деятельностью в российских вузах. В настоящее время добровольчество рассматривается в качестве инструмента развития молодежи, обеспечивающего самосовершенствование, личностный рост непосредственных субъектов происходящих общественных трансформаций, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни населения страны с учетом нужд и потребностей молодых людей [17]. Сегодня российская молодежь представляет собой необходимый инициативный и самостоятельный ресурс, способный преобразовать современную действительность. Ключевая задача в подготовке соответствующего преобразовательного субъекта отводится образовательной среде высшей школы. В этом контексте актуальность приобретает волонтерская деятельность в качестве инструмента приобщения студенческой молодежи к наиболее инициативной и творческой социальной группе.
Особая роль в продвижении ценностей и принципов добровольчества связана с активным внедрением в образовательное пространство учреждения технологии «обучение через волонтерство» [12]. Образовательная модель «Service Learning» уни-
версальна по своей сути и может быть применена в рамках практически любой дисциплины, но в рамках освоения студентами учебной программы [9].
Отечественные авторы неоднократно рассматривали роль участия студенческой молодёжи в реализации добровольческих проектов, проведении акций и мероприятий, а также влияние волонтёрских студенческих объединений на развитие личности (см.: [11; 16]). Первостепенной задачей в деятельности высшего института образования является предложение оптимальных форм участия молодых людей в социальной практике добровольчества [19].
В-седьмых, российская модель добровольческого движения в процессе институализации преобразовалась в новый вид деятельности, общественных взаимоотношений, помогающий в решении многочисленных вопросов социальной проблематики, многие из которых не получают должного внимания со стороны государственных и общественных структур, а также в силу сложившихся ограничений доступа целевой группы к необходимым ресурсам. Подобная ситуация привела к оформлению разнообразных направлений приложения волонтерских усилий: в сфере социальной поддержки населения, здравоохранения, экологического просвещения, в области культуры и искусства, спорта и др.
Сегодня уместно говорить о профессионализации института волонтерства, формировании профессионально важных качеств и определенных компетенций, требуемых для исполнения функциональных обязанностей, исходя из особенностей предлагаемого рабочего места и направления сферы деятельности (см.: [10]).
За последние годы существенным образом меняется портрет российского волонтера, приобретающего черты профессионализации, ранее для него не характерные. Это связано с изменением социально-профессиональной роли волонтера и его статуса в обществе: его задача теперь уже не ограничивается минимальным набором непрофессиональных видов помощи и предоставляемых услуг.
Распространение практики добровольчества как особого вида активности позволяет нам рассматривать его в контексте профессиональной идентификации и, следовательно, анализировать волонтерство с точки зрения деятельности, имеющей как общие с любой профессиональной деятельности признаки, так и специфические черты, характерные только для данной формы общественной активности. За последние годы наметился процесс формирования квалифицированного кластера в среде добровольчества.
Библиографический список
1. Вячеславов В.Н. Занятость пожилых людей (на примере волонтерской деятельности) // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 10 (20)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vtr. vscc.ac.ru/article/1459 (дата обращения: 2.02.2017).
2. Горлова Н.И. Развитие инфраструктуры поддержки добровольческих инициатив и создание организационных условий развития добровольческого движения // Волонтер: всерос. науч.-практ. журнал. - 2016. -№ 3 (19). - С. 6-20.
3. Ершов А.Н. Микросреда формирования лидерства // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 23. - С. 455-462.
4. Загладина Х.Т. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики // Образовательная политика. - 2014. - № 4 (66). -С. 57-73.
5. Козодаева Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи // Вестник ТГУ -Тамбов, 2010. - № 11 (91). - С. 121-126.
6. Колосова Р.П., Красновид (Трохина) А.В. Занятость волонтеров: возможности и ограничения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12/ ekonomika/trokhina.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
7. Косова У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 12. - С. 63-67.
8. Кугушева А.Н. Концептуальные основы добровольчества // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века: материалы Всерос. науч.-практич. конф. / под общ. ред. М.В. Юдина; ФГБОУ ВПО «РГУТиС». - М., 2014. - С. 58-64.
9. Лаврентьев А.В., Шарахина Л.В., Юдина А.А. Внедрение волонтёрской практики в образовательный процесс: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 65 с.
10. Латюшин Я.В. Формирование профессионально важных качеств волонтеров-консультантов антинаркотических программ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2004.
11. Леднев В.А. Чтобы стать классным специалистом, нужно поработать волонтером // Качество образования. - 2011. - № 12. - С. 42-44.
12. Линович М.В. Внедрение образовательной практики «Обучение через волонтёрство» в систему академического образования в России // Волонтер: всерос. науч.-практ. журнал. - 2012. - № 1-2. - С. 34-37.
13. Новиков М.А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России // Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - № 6 (3). - С. 141-144.
14. Оленина Г.В. Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи. - Барнаул, 2011. - 311 с.
15. Паршина Ю.В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.oig/ text/78/017/19654.php (дата обращения: 17.01.2017).
16. Правдов М.А., Шипилов Р.М., Шишлова О.В., Матвеичев В.Н. Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России // Современные исследования социальных проблем: электрон. науч. журнал. - 2013. - № 1 (21). - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/ studencheskie-volontyorskie-organizatsii-v-sisteme-gps-mchs-rossii (дата обращения: 12.01.2017).
17. Соломин В.П., Лавренко А.В., Сморгуно-ва В.Ю. Государственная политика по созданию правовой основы деятельности волонтеров как эффективного инструмента социализации молодежи и формирования гражданских ценностей // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 3. - С. 15-24.
18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/generation/# (дата обращения: 1.02.2017).
19. Шарыпин А.В. Волонтерское движение студентов: истоки и современность // Современные исследования социальных проблем. - 2010. -№ 4 (04). - С. 214-220.