Научная статья на тему 'Современные тенденции развития института волонтерства в России'

Современные тенденции развития института волонтерства в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4378
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРЫ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ / ИДЕОЛОГИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА / МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРОВ / ЦЕНТРЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ / VOLUNTEERS / VOLUNTEERSHIP MOVEMENT / VOLUNTEERSHIP MOVEMENT INFRASTRUCTURE / VOLUNTEER IDEOLOGY / YOUTH VOLUNTEERING / PROFESSIONALISATION OF VOLUNTEERS / VOLUNTEER TRAINING CENTRES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горлова Наталья Ивановна

В статье рассматриваются ключевые тенденции развития волонтерского движения. Выявлены условия, оказавшие решающее влияние на формирование идеологии и инфраструктуры института волонтерства. Автор показывает особенности развития современного института волонтерства в России и его историческую роль в современном обществе. Добровольчество, стартовав практически с нуля, сегодня активно заявляет о себе, увеличивая масштабы и расширяя границы своего участия во всех сферах российского общества. Оно оформляется в отдельную институциональную систему, включающую различные виды деятельности, формы и уровни организации добровольческого движения. По мнению автора, специфика организации добровольческой деятельности определяется ее социально-массовым и инструментальным характером, функционалом и содержанием структурных компонентов. Рассмотрен социально-демографический портрет современного волонтера. Сегодня основным представителем российского волонтерского движения выступает молодежь, формируя целое направление молодежного добровольчества. По мнению автора, добровольчество в России начинает приобретать свои характерные черты развития под влиянием исторических и культурных традиций, социально-экономических и политических факторов. Кроме того, изменение социально-профессиональной роли волонтера и его статуса в обществе привело к профессионализации предоставляемых им видов услуг и квалифицированной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends of the institute of volunteerism in Russia

The article examines key trends in the development of the volunteer movement. The conditions that had a decisive influence on the formation of the ideology and infrastructure of the Volunteer Institute were revealed. The author shows the features of the development of the modern institute of volunteerism in Russia and its historical role in modern society. Modern volunteerism, starting from scratch, is now actively asserting itself, increasing the scale and widening the limits of its participation in all spheres of Russian society. Voluntary practice is formalised in a separate institutional system, which includes various activities, forms and levels of organisation of the volunteer movement. In the opinion of the author, the specific character of the organisation of volunteer activity is determined by its social-mass and instrumental nature, functional and content of structural components. The socio-demographic portrait of the modern volunteer is considered. Today, the main representative of the Russian volunteer movement is the youth, forming a whole line of youth volunteering. According to the author, volunteerism in Russia begins to acquire its characteristic features of development, under the influence of historical and cultural traditions, socio-economic and political factors. In addition, the change in the social and professional role of the volunteer and his status in the society led to the professionalisation of the types of services and skilled assistance that they provide.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития института волонтерства в России»

УДК 061.2(470+571)

Горлова Наталья Ивановна

кандидат исторических наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Gorlovanat@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ

В статье рассматриваются ключевые тенденции развития волонтерского движения. Выявлены условия, оказавшие решающее влияние на формирование идеологии и инфраструктуры института волонтерства. Автор показывает особенности развития современного института волонтерства в России и его историческую роль в современном обществе. Добровольчество, стартовав практически с нуля, сегодня активно заявляет о себе, увеличивая масштабы и расширяя границы своего участия во всех сферах российского общества. Оно оформляется в отдельную институциональную систему, включающую различные виды деятельности, формы и уровни организации добровольческого движения. По мнению автора, специфика организации добровольческой деятельности определяется ее социально-массовым и инструментальным характером, функционалом и содержанием структурных компонентов. Рассмотрен социально-демографический портрет современного волонтера. Сегодня основным представителем российского волонтерского движения выступает молодежь, формируя целое направление молодежного добровольчества. По мнению автора, добровольчество в России начинает приобретать свои характерные черты развития под влиянием исторических и культурных традиций, социально-экономических и политических факторов. Кроме того, изменение социально-профессиональной роли волонтера и его статуса в обществе привело к профессионализации предоставляемых им видов услуг и квалифицированной помощи.

Ключевые слова: волонтеры, добровольческое движение, инфраструктура добровольческого движения, идеология добровольчества, молодежное волонтерство, профессионализация волонтеров, центры подготовки волонтеров.

В волонтерском движении последних десятилетий отмечаются некоторые существенные новшества. На современном этапе практика волонтерской деятельности, претерпевшая значительную эволюцию, характеризуется унификацией российской модели добровольчества, слиянием ранее отличных и порой противоречивых организационных и идеологических структур, обеспечивающих данную деятельность. Добровольчество в России, формируясь в результате экспансии успешных практик и тенденций международного волонтерского движения, начинает приобретать свои характерные черты развития под влиянием исторических и культурных традиций, социально-экономических и политических факторов. Качественно новые образования в сфере добровольчества определяют как масштабы, так и степень вовлеченности в практику добровольческой деятельности многочисленных участников - государства, регионов, множества различных групп (имеющих разнообразные формы организации), населения.

Во-первых, российское добровольчество пошло по пути формирования собственной инфраструктуры. Целенаправленная политика государства в отношении формирования и развития инфраструктуры поддержки добровольческого движения - довольно молодое явление для Российской Федерации, которое можно проследить лишь в течение последних 5-10 лет.

До 2010 года добровольческие инициативы студентов и сотрудников вузов отличалось локальным характером, за исключением массового участия молодежи в нескольких межрегиональных добровольческих акциях (Всероссийская неделя добра и др.).

По сути, активность и содержание волонтерской деятельности определялись сложившейся практикой в той или иной образовательной организации. Все мероприятия были интегрированы в учебно-воспитательную и социальную жизнь образовательных организаций и воспринимались исключительно как выполнение социальной роли образовательных организаций в регионе, а также как элементы нравственного воспитания студентов. В большинстве случаев связь добровольческого опыта студентов-волонтеров отсутствовала. В диапазоне добровольческих проектов преобладали донорство, помощь детским домам, уборка мусора с территории образовательных организаций и т. п. [2, с. 7].

Значительный скачок в формировании инфраструктуры поддержки добровольческого движения Россия сделала при реализации крупнейших спортивно-массовых мероприятий.

В 2010 году АНО «Оргкомитет "Сочи-2014"» предложил Минобрнауки России модель активизации добровольческого движения в стране за счет ее интеграции с системой образования (прежде всего - высшего образования) в рамках реализации волонтерской программы «Сочи-2014». В декабре 2010 года оргкомитетом «Сочи-2014» при поддержке Министерства образования России и Министерства спорта России была сформирована сеть центров привлечения волонтеров для обеспечения потребности в добровольцах на всех олимпийских объектах. Сеть включала в себя 17 городов, где названные центры были созданы на базе 25 вузов (включая один негосударственный вуз) и одного колледжа.

За период с 2011 по 2013 годы была создана необходимая эффективная инфраструктура поддерж-

© Горлова Н.И., 2017

Вестник КГУ .J № 3. 2017

77

ки и управления добровольческими ресурсами, нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности центров [8, с. 58]. Кроме того, была налажена эффективная коммуникация, организована проектная работа в сфере волонтерства, сформирован серьезный задел по взаимодействию с местным и профессиональным сообществом, налажены связи с представителями региональных органов исполнительной власти.

Стратегической целью развития добровольческого движения в стране явилось создание эффективных механизмом и благоприятных условий вовлечения граждан в практику добровольческой деятельности [1].

Во-вторых, добровольческое движение находится на пути своего идеологического оформления в формате ценностных и инструментальных императивов, в основе его лежит концепция социальной ответственности, успешно дополняемая деятель-ностно-активистской парадигмой. Идея участия населения в добровольческой деятельности становится одной из общепринятых основ коллективной практики общественного участия в социальных изменениях. Это связано с тем, что движение вышло за рамки понимания классической благотворительности, социального служения, филантропии.

В-третьих, сегодня мы наблюдаем процессы институализации российского добровольчества как следствие взаимодействия и интеграции интересов государства, «третьего сектора» и бизнеса, основной задачей которого является формирование действенного организационного базиса развития гражданских социально-значимых практик и поддержки добровольческих инициатив. Однако на национальном уровне ключевая роль отводится государственному регулированию по следующим направлениям: 1) в оформлении формата и содержания «рамочного» взаимодействия при помощи нормативно-правовых актов, сопровождающих деятельность волонтеров и организационных структур, ответственных за их реализацию; 2) в определении целевой аудитории государственной поддержки в сфере добровольчества; 3) в разработке государственных и муниципальных программ стимулирования добровольческой активности и вовлечения в сферу организации добровольческого труда.

Процесс институализации, стартовав на базе некоммерческой организации еще в начале 90-х, достиг своего апогея уже в середине 2000-х годов, когда государством был взят курс на развитие добровольческих практик и поддержку инициатив населения. С 2010 года этот курс был продолжен, о чем свидетельствует количество реализуемых добровольческих проектов и программ, инфраструктура добровольческих центров и агентств социальной помощи; элементы системы стимулирования, просвещения и вовлечения в добровольческую деятельность; специальные фонды поддержки добровольчества.

Основной задачей институционализации добровольчества явилось создание адекватного организационного базиса развития добровольчества и поддержки добровольческих инициатив.

В-четвертых, одной из отличительных особенностей развития российского добровольчества на современном этапе является привлечение к участию в добровольческой деятельности людей с инвалидностью и граждан пенсионного возраста, а также преобладание молодежи в качестве основного субъекта волонтерства. В России официальная статистика по волонтерству среди всех возрастных групп населения отсутствует.

Волонтерское движение граждан пожилого возраста (геронтоволонтерство) в России пока не имеет широкого распространения, однако у него очень большие перспективы, что связано с возрастанием количества активных пенсионеров на фоне увеличения общего их числа. В Российской Федерации, согласно данным государственной статистики, доля пожилых людей в населении страны в 2016 году составила 24,6 %, что на 4,1 % больше по сравнению с показателями 2006 года (20,5 %) [7].

Волонтеры пожилого возраста появились в современной России в ходе реализации программы подготовки волонтеров к Олимпийским зимние играм и Паралимпийским зимним играм в г. Сочи в 2014 году. На этапе официального старта набора волонтеров Игр было выявлено, что более 50 % людей пенсионного возраста заявили о своем желании присоединиться к добровольческому движению. Уже в 2012 году пожилые люди приобретают статус «серебряных волонтеров», принимая участие более чем в 150 различных социально значимых мероприятиях. В августе 2012 года 4 «серебряных» волонтера из России стали участниками летней Олимпиады-2012 в Лондоне, в 2014 году 928 «серебряных» волонтеров помогали в проведении Игр (см.: [1]). Каналами интеграции людей пожилого возраста в социальную практику выступили 26 волонтерских центров России «Сочи-2014», которые провели масштабную информационно-просветительскую работу со стратегическими партнерами в регионе: администрацией городов и краев, советами ветеранов и общественными организациями.

На основе обобщения опыта центров по работе с кандидатами в волонтеры из числа граждан пожилого возраста были оформлены методические рекомендации для специалистов в сфере управления добровольческими ресурсами при организации крупных мероприятий. Это позволило значительно оптимизировать работу оргкомитетов различных событий, устранить кадровый голод в сфере волонтерского менеджмента и избежать монополизации волонтерских ресурсов.

Сегодня основным представителем российского волонтерского движения выступает молодежь, формируя целое направление молодежного добро-

вольчества. Оно рассматривается в качестве эффективного способа повышения добровольческой активности российской молодежи с целью ее вовлечения в социальную практику через создание для молодых людей условий свободного доступа к добровольческой деятельности. В отечественной научной мысли исследовали (А.Н. Ершова, Х.Т. За-гладина, Л.Ф. Козодаева, УП. Косова, М.А. Новиков, Г.В. Оленина, Ю.В. Паршина) склонны рассматривать добровольческую деятельность как общественную практику, обеспечивающую успешность социализации и развития молодого поколения [3-7; 14-15]. У молодежи как социально-демографической группы потенциал участия в добровольческой деятельности гораздо выше, чем у остальных групп, дифференцированных по возрастному принципу.

Добровольческая активность молодежи формируется под влиянием целенаправленного воздействия внешней среды - презентаций социальных программ в вузах и сузах, кампаний общественных и некоммерческих организаций, ярмарок молодежных добровольческих вакансий, бирж волонтеров. Немаловажная роль принадлежит личной инициативе или групповой самоорганизации молодых людей.

В пятых, к отличительным чертам российского добровольчества относится выраженная гендерная диспропорция. Ряд авторских исследований свидетельствует о преобладании числа женщин (более 60 %) в социальной общности волонтеров и ее тендерной структуре (см., напр.: [6]).

В-шестых, в настоящее время добровольческая практика широко представлена волонтерской деятельностью в российских вузах. В настоящее время добровольчество рассматривается в качестве инструмента развития молодежи, обеспечивающего самосовершенствование, личностный рост непосредственных субъектов происходящих общественных трансформаций, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни населения страны с учетом нужд и потребностей молодых людей [17]. Сегодня российская молодежь представляет собой необходимый инициативный и самостоятельный ресурс, способный преобразовать современную действительность. Ключевая задача в подготовке соответствующего преобразовательного субъекта отводится образовательной среде высшей школы. В этом контексте актуальность приобретает волонтерская деятельность в качестве инструмента приобщения студенческой молодежи к наиболее инициативной и творческой социальной группе.

Особая роль в продвижении ценностей и принципов добровольчества связана с активным внедрением в образовательное пространство учреждения технологии «обучение через волонтерство» [12]. Образовательная модель «Service Learning» уни-

версальна по своей сути и может быть применена в рамках практически любой дисциплины, но в рамках освоения студентами учебной программы [9].

Отечественные авторы неоднократно рассматривали роль участия студенческой молодёжи в реализации добровольческих проектов, проведении акций и мероприятий, а также влияние волонтёрских студенческих объединений на развитие личности (см.: [11; 16]). Первостепенной задачей в деятельности высшего института образования является предложение оптимальных форм участия молодых людей в социальной практике добровольчества [19].

В-седьмых, российская модель добровольческого движения в процессе институализации преобразовалась в новый вид деятельности, общественных взаимоотношений, помогающий в решении многочисленных вопросов социальной проблематики, многие из которых не получают должного внимания со стороны государственных и общественных структур, а также в силу сложившихся ограничений доступа целевой группы к необходимым ресурсам. Подобная ситуация привела к оформлению разнообразных направлений приложения волонтерских усилий: в сфере социальной поддержки населения, здравоохранения, экологического просвещения, в области культуры и искусства, спорта и др.

Сегодня уместно говорить о профессионализации института волонтерства, формировании профессионально важных качеств и определенных компетенций, требуемых для исполнения функциональных обязанностей, исходя из особенностей предлагаемого рабочего места и направления сферы деятельности (см.: [10]).

За последние годы существенным образом меняется портрет российского волонтера, приобретающего черты профессионализации, ранее для него не характерные. Это связано с изменением социально-профессиональной роли волонтера и его статуса в обществе: его задача теперь уже не ограничивается минимальным набором непрофессиональных видов помощи и предоставляемых услуг.

Распространение практики добровольчества как особого вида активности позволяет нам рассматривать его в контексте профессиональной идентификации и, следовательно, анализировать волонтерство с точки зрения деятельности, имеющей как общие с любой профессиональной деятельности признаки, так и специфические черты, характерные только для данной формы общественной активности. За последние годы наметился процесс формирования квалифицированного кластера в среде добровольчества.

Библиографический список

1. Вячеславов В.Н. Занятость пожилых людей (на примере волонтерской деятельности) // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 10 (20)

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vtr. vscc.ac.ru/article/1459 (дата обращения: 2.02.2017).

2. Горлова Н.И. Развитие инфраструктуры поддержки добровольческих инициатив и создание организационных условий развития добровольческого движения // Волонтер: всерос. науч.-практ. журнал. - 2016. -№ 3 (19). - С. 6-20.

3. Ершов А.Н. Микросреда формирования лидерства // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 23. - С. 455-462.

4. Загладина Х.Т. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики // Образовательная политика. - 2014. - № 4 (66). -С. 57-73.

5. Козодаева Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи // Вестник ТГУ -Тамбов, 2010. - № 11 (91). - С. 121-126.

6. Колосова Р.П., Красновид (Трохина) А.В. Занятость волонтеров: возможности и ограничения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12/ ekonomika/trokhina.pdf (дата обращения: 18.01.2017).

7. Косова У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 12. - С. 63-67.

8. Кугушева А.Н. Концептуальные основы добровольчества // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века: материалы Всерос. науч.-практич. конф. / под общ. ред. М.В. Юдина; ФГБОУ ВПО «РГУТиС». - М., 2014. - С. 58-64.

9. Лаврентьев А.В., Шарахина Л.В., Юдина А.А. Внедрение волонтёрской практики в образовательный процесс: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 65 с.

10. Латюшин Я.В. Формирование профессионально важных качеств волонтеров-консультантов антинаркотических программ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2004.

11. Леднев В.А. Чтобы стать классным специалистом, нужно поработать волонтером // Качество образования. - 2011. - № 12. - С. 42-44.

12. Линович М.В. Внедрение образовательной практики «Обучение через волонтёрство» в систему академического образования в России // Волонтер: всерос. науч.-практ. журнал. - 2012. - № 1-2. - С. 34-37.

13. Новиков М.А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России // Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - № 6 (3). - С. 141-144.

14. Оленина Г.В. Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи. - Барнаул, 2011. - 311 с.

15. Паршина Ю.В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.oig/ text/78/017/19654.php (дата обращения: 17.01.2017).

16. Правдов М.А., Шипилов Р.М., Шишлова О.В., Матвеичев В.Н. Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России // Современные исследования социальных проблем: электрон. науч. журнал. - 2013. - № 1 (21). - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/ studencheskie-volontyorskie-organizatsii-v-sisteme-gps-mchs-rossii (дата обращения: 12.01.2017).

17. Соломин В.П., Лавренко А.В., Сморгуно-ва В.Ю. Государственная политика по созданию правовой основы деятельности волонтеров как эффективного инструмента социализации молодежи и формирования гражданских ценностей // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 3. - С. 15-24.

18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/generation/# (дата обращения: 1.02.2017).

19. Шарыпин А.В. Волонтерское движение студентов: истоки и современность // Современные исследования социальных проблем. - 2010. -№ 4 (04). - С. 214-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.