Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность учащейся молодежи в современных условиях'

Волонтерская деятельность учащейся молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEERING / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / MODERN FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадян А.К.

В статье рассматривается волонтерская деятельность учащейся молодежи в современных условиях. Сегодня применительно учащаяся молодежь предполагает участвовать в отдельных культурно-досуговых программах. Участие в культурно-досуговой деятельности связано с определенными трудностями, а порой и невозможностью выполнить необходимую работу усилиями одних добровольцев, необходима компетентная помощь со стороны профессионалов учреждений культуры. Спектр форм волонтерской деятельности в учреждениях культуры настолько широк, что каждый может найти себе практическое применение на основе потребностей, мотивов, интересов, знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer students in modern conditions

In the article the volunteering students in modern conditions. Today, in relation young students planning to participate in some cultural and entertainment programs. Participation in cultural and leisure activities is associated with certain difficulties, and sometimes impossible to perform the required work effort of some volunteers need competent help from the professionals of cultural institutions. The range of forms of voluntary activities in cultural institutions is so wide that everyone can find a practical application based on the needs, motivations, interests, knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность учащейся молодежи в современных условиях»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 3, 2016: 384-390

Волонтерская деятельность учащейся молодежи в современных условиях

А.К. Мурадян

Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: 9100026402@mail.ru

Ключевые слова: волонтерская деятельность, учащаяся молодежь, современные условия.

Key words: volunteering, students, modern facilities.

Резюме: В статье рассматривается волонтерская деятельность учащейся молодежи в современных условиях. Сегодня применительно учащаяся молодежь предполагает участвовать в отдельных культурно-досуговых программах. Участие в культурно-досуговой деятельности связано с определенными трудностями, а порой и невозможностью выполнить необходимую работу усилиями одних добровольцев, необходима компетентная помощь со стороны профессионалов учреждений культуры. Спектр форм волонтерской деятельности в учреждениях культуры настолько широк, что каждый может найти себе практическое применение на основе потребностей, мотивов, интересов, знаний, умений и навыков. Abstract: In the article the volunteering students in modern conditions. Today, in relation young students planning to participate in some cultural and entertainment programs. Participation in cultural and leisure activities is associated with certain difficulties, and sometimes impossible to perform the required work effort of some volunteers need competent help from the professionals of cultural institutions. The range of forms of voluntary activities in cultural institutions is so wide that everyone can find a practical application based on the needs, motivations, interests, knowledge and skills.

[Muradyan A.K. Volunteer students in modern conditions]

Волонтерская деятельность учащейся молодежи является важнейшей педагогической проблемой. Как считает Г.Б. Корнетов вся «История педагогики, и теория педагогики свидетельствуют о том, что целенаправленно организованный процесс воспитания человека может базироваться на различных педагогических основаниях. Это находит своё выражение и в многообразии форм конкретных педагогических действий и отношений, и в практически необозримом множестве воспитательных систем, концепций, теорий, технологий и

методик» (Корнетов, 2004: 90).

Согласно полученным данным, 85 % волонтеров -учащаяся молодежь, пришедшая в учреждения культуры. Опыт волонтерской деятельности приобретается через участие молодежи в волонтерских акциях или постоянном волонтерском труде.

Проведенный опрос в учреждениях культуры Московской области в Красногорском, Химкинском и Долгопруднинском районах показал, что только у 22 % волонтерский труд превратился в регулярное занятие, став частью их повседневной жизни.

Сегодня применительно учащаяся молодежь предполагает участвовать в отдельных культурно-досуговых программах. Участие в культурно-досуговой деятельности связано с определенными трудностями, а порой и невозможностью выполнить необходимую работу усилиями одних добровольцев, необходима компетентная помощь со стороны профессионалов учреждений культуры.

Как показал проведенный нами опрос, лишь 18 % опрошенных ответили, что мнения учащейся молодежи разделились на три категории. Самая большая часть учащейся молодежи (46 %) отнеслась к данной форме добровольчества без одобрения. Почти 34% опрошенных считают, что организация культурно-досуговых программ по волонтерской деятельности должна осуществляться без помощи профессионалов. И только 19 % учащейся молодежи отметили свое недовольство, заявив о принудительном характере организации волонтерской деятельности в современных условиях.

Если рассматривать с позиции тендерного подхода, то можно отметить, что 74% девушек настроены лояльнее к использованию в отдельных случаях элемента принуждения. Среди юношей негативное отношение продемонстрировал каждый пятый.

Среди студентов четвертого курса отмечена самая высокая доля опрошенных, выразивших положительное отношение к добровольному характеру организации культурно-досуговых программ посвященных данной проблематике.

Молодежь, которой уже приходилось участвовать в

волонтерской деятельности, в целом позитивнее относится и к добровольно-принудительной организации данных

мероприятий.

При этом 26 % учащейся молодежи - активистов учреждения культуры, регулярно занимающиеся волонтерской деятельностью, выразили гораздо меньше поддержки административным методам. Они считают, что волонтерский труд - это дело исключительно добровольное.

Участие учащейся молодежи в волонтерской деятельности может принимать различные формы. Сегодня в стране наиболее распространенными формами волонтерской деятельности считаются экологические: уборка мусора и загрязнений, позиционирование здорового образа жизни; практическое участие в жизни социально не защищенных групп (лица с ограниченными возможностями, беженцы и дети, пожилые люди и др.). Во МГИКе каждый четвертый студент безвозмездно сдавал кровь или ухаживал за бездомными животными. Набирает популярность среди студенческой молодежи сдача крови. В качестве доноров выступает почти 20% студентов. В вузах созданы страницы в социальных сетях, сайты для оказания помощи нуждающимся студентам.

Одной из актуальных проблем является изучение мотивации волонтерской деятельности. Существуют различные классификации, мотивы волонтерской деятельности. Среди мотивов волонтеров есть генетическая потребность в эмпатии. Потребность приносить пользу нуждающимся людям, изменять себя и общество, бескорыстие, солидарность и ответственность за проблемы в обществе - мотив личной карьеры.

Посетителей учреждений культуры спросили: «Какие мотивы стимулировали Ваше желание участвовать в волонтерской деятельности?». Затем предлагалось 3 варианта ответов, и была указана возможность самостоятельно расширить варианты ответов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее популярные мотивы это: потребность помочь другим людям, потребность творить доброе людям. Затем большое внимание студенты уделили знакомствам, общению с увлеченными людьми. Мотив личностной самореализации

вышел на третье место. Последнее место досталось мотиву личной карьеры, то есть, налаживание полезных связей. Данные полученные в ходе опроса изложены в данной таблице._

Мотивы %

-потребность помочь другим людям -потребность творить добро 23 20

- желание общения, знакомства с увлеченными людьми 19

- потребность в личной самореализации 19

- потребность в карьерном росте 18

Потребность участия учащейся молодежи в волонтерской деятельности у молодых людей, имеющих опыт на 18% больше, чем тех, у кого не было участия. Уровень мотивированности первых выше по всем мотивам.

Особого внимания заслуживает комплекс мотивов у учащейся молодежи, регулярно участвующей в волонтерской деятельности. Желание участвовать в волонтерской деятельности наиболее высокое у учащихся молодых людей имеющих потребность творить добро, способствовать позитивным изменениям в обществе. Для чего необходимы соответствующие качества личности: эмпатия, активная жизненная позиция, способность сопереживания, доброта, ум, сила и т.д.

Поэтому волонтером может быть учащийся молодой человек способный осуществлять безвозмездный труд. Участники волонтерской деятельности не рассчитывают на материальное вознаграждение. Здесь студенты скорее рассчитывают на поощрения в виде грамот и благодарностей, которые им необходимы для формирования портфолио в новой балльно-рейтинговой системе обучения. Введение портфолио для студентов стало их документальным подтверждением добровогольного участия в волонтерской работе. Подобный отбор докуменовт может сыграть положительное значение при устройстве студента по профессии. Волонтерская деятельность необходима в любой профессии. Даже при поступлении на государственную службу, учитываются человеческие качества безвозмездного служения людям.

Затем студентам был задан еще такой вопрос,

позволяющий определить степень их заинтересованности в волонтерской деятельности. «Какое вознаграждение вы хотели бы получить за успехи в волонтерской деятельности?". Ответы показали, что главный мотив - это приобретение опыта. Но, около 30% выразили высокую степень заинтересованности в фиксации этой деятельности.

Желание получить документ, свидетельствует о том, что многие молодые люди, учитывая реалии, хотят зафиксировать выполненную ими волонтерскую работу.

Желание документально фиксировать участие в волонтерской деятельности в большей степени выражено у студентов первого и второго курсов, поскольку требования обязательного формирования портфолио и создания личного кабинета в интернете появились два года назад. Поэтому в жизни студентов возникли проблемы создания нового имиджа посредством позиционирования, позволит по окончанию вуза успешно найти себе понравившуюся работу, после окончания вуза.

Поэтому возросла степень заинтересованности у студентов и старших вузов в документальном подтверждении участия в волонтерской деятельности, из них студенты первого и второго курсов.

- Заинтересованы - 72 %;

- Безразлично - 10 %;

- Не заинтересованы - 17 %

Из 72% заинтересованных, почти 52% опрошенных изъявили готовность участвовать в волонтерской деятельности, в учреждениях культуры постоянно. Систематическое участие в социально-культурных программах позволяет максимально использовать волонтерскую деятельность как способ самореализации личности.

Студенты третьего и четвертого курса факультета социально- культурной деятельности отвечая на вопрос: «Как часто Вы готовы принимать участие в волонтерской деятельности?» Пришли к такому результату . 17% считают, что могли бы более серьезно быть вовлечены в волонтерскую деятельность; 28% из них выразили готовность безвозмездно трудиться на благо Родины. Остальные могут регулярно

посвящать свободное время волонтерскому труду в учреждениях культуры.

Поскольку волонтерская деятельность вызывает больший интерес у учащейся молодежи, регулярно посещающей учреждения культуры, то просматривается общая тенденция, которая состоит в том, чтобы найти место волонтерской деятельности в социально- культурной деятельности. На вопрос: «Как часто Вы готовы принимать участие в волонтерской деятельности в учреждениях культуры?» - были получены следующие ответы: «Не желаю заниматься волонтерской деятельностью, ибо оно не влияет на успеваемость» - 8% отличников, 12 % тех, кто учится на «хорошо» и 22 % с удовлетворительной успеваемостью. Как видим, самая высокая доля студентов, готовых к регулярной волонтерской деятельности - это те, кто учился на «хорошо».

Важным моментом, влияющим на отношение к волонтерской деятельности учащиеся молодежи в учреждениях культуры, является совмещение учебы с волонтерской деятельностью. Полученные данные, свидетельствуют о том, что участвуют в волонтерской деятельности 12% тех, кто совмещает учебу с подработкой. Самый низкий процент желающих. Это значит, что у работающих студентов намного ниже мотивация участия в волонтерской деятельности.

В тоже время доля учащейся молодежи ощущающей в себе потребность к регулярной социально-культурной деятельности оказалась выше предполагаемой автором статьи среди подрабатывающей молодежи. Это значит, что стремление учащейся молодежи творить добро находится на генетическом уровне.

Спектр форм волонтерской деятельности в учреждениях культуры настолько широк, что каждый может найти себе практическое применение на основе потребностей, мотивов, интересов, знаний, умений и навыков. Для определения предпочтений студентам был задан вопрос: «В каких формах волонтерской деятельности Вы готовы принять участие в работе учреждений культуры?».

И так, как показал проведенный опрос, большей популярностью пользуется стремление помочь детям-сиротам,

участникам коллективов художественной самодеятельности или детям из бедных семей - 72%. Большой популярностью в ходе подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи пользовалось физкультурное волонтерство. Около 68% активистов учреждений культуры готовы оказывать волонтерскую помощь пожилым людям. В принципе более 82% учащейся молодежи не устраивает состояние территории вуза, учреждения культуры. И здесь по благоустройству этих территорий подавляющее большинство учащейся молодежи готово принять участие. В период подготовки и проведения социально-культурных программ, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. Опрос студенческой молодежи выявил немалый потенциал их участия в подготовке и проведения празднования Победы в Великой Отечественной войне.

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. 2015. Методологические основания развития социально-культурной деятельности в России в современный период. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 3: 273-281.

Корнетов Г.Б. 2004. Парадигмально-педагогические основания разработки стратегии воспитания (историческая ретроспектива). - В сб. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Под ред. проф. И.А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис». с. 90-109.

Получена/Received: 22.04.2016 Принята/Accepted: 30.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.