Научная статья на тему 'ВОИСЛАВ КОШТУНИЦА – ПОСЛЕДНИЙ ПРЕЗИДЕНТ ЮГОСЛАВИИ'

ВОИСЛАВ КОШТУНИЦА – ПОСЛЕДНИЙ ПРЕЗИДЕНТ ЮГОСЛАВИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОИСЛАВ КОШТУНИЦА – ПОСЛЕДНИЙ ПРЕЗИДЕНТ ЮГОСЛАВИИ»

Е.Ю. Гуськова

ВОИСЛАВ КОШТУНИЦА - ПОСЛЕДНИЙ ПРЕЗИДЕНТ ЮГОСЛАВИИ

Воислав Коштуница родился в марте 1944 г. в Белграде в семье юриста, пошел по стопам отца и закончил юридический факультет в 1966 г. В 1970 г. защитил кандидатскую, а уже в 1974 г. - докторскую диссертацию. Работал на юридическом факультете университета, в Институте общественных наук, Институте философии и общественной теории. Его работы посвящены вопросам конституционного права, политической теории и философии. В. Коштуница активно занимался наукой, был членом редколлегий и главным редактором ряда научных журналов, таких как: «Философия и общество», «Теория» и др. Никогда не был членом Союза коммунистов Югославии. В 80-е годы вместе с другими оппозиционерами (Добрицей Чосичем, Костой Чавошким) входил в Комитет защиты свободы мысли и высказываний.

Начало политической деятельности. В 1989 г. участвовал в создании Демократической партии (ДП), был депутатом парламента в Скупщине Сербии с 1990 по 1997 г. В 1992 г. среди лидеров партии возникли разногласия по вопросу объединения в оппозиционном блоке. В. Коштуница тогда был одержим идеей создания демократического движения, которое могло бы сменить власть. Поскольку лидеры ДП Драголюб Мичунович и Зоран Джинджич были категорически против вхождения в оппозиционный блок, В. Коштуница вышел из партии и создал Демократическую партию Сербии (ДПС), став ее председателем.

Партию В. Коштуницы отличало присутствие в программе «национального элемента»: в условиях кризиса, блокады, войны в БиГ и Хорватии ДПС не настаивала на создании гражданского общества, а выступала за неприемлемость плана Вэнса-Оуэна для БиГ, за объединение сербского народа. Но решать этот вопрос должен был, по мнению В. Коштуницы, сам сербский народ. Самым благоприятным решением для Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, по мнению В. Коштуницы, является разделение БиГ на две части, скорейшее открытие дорог, а для Республики Сербской Краины в Хорватии - сохранение status quo, т.е. защищенных зон (кипрский сценарий) на ближайшие 10-20 лет.

Идея объединения оппозиционных сил была осуществлена В. Коштуницей в 1992 г. 16 мая 1992 г. перед декабрьскими выборами в Скупщину был сформирован новый блок оппозиционных партий ДЕПОС, в который вошли Сербское движение обновления (СДО), Новая демократия и ряд мелкх партий (всего 14). Однако блок так и не смог стать ведущей политической силой. ДЕПОС опирался на трех «китов»: религию, антикоммунизм и монархизм. Но ни одно из этих мировоззрений не могло тогда получить большой поддержки у сербского народа. Вук Драшкович (лидер СДО), заняв в оппозиции ведущее место, считал ДЕПОС расширенным вариантом своей партии, чем вызывал недовольство других партий (7).

Не оставив идею создания сильной оппозиции, В. Коштуница откликнулся в январе 1995 г. на призыв лидера радикалов В. Шешеля договориться о совместных действиях на местных и республиканских выборах, о создании объединенной оппозиции. 13 февраля 1995 г. представители трех партий - Сербской радикальной партии (СРП), ДП и ДПС - подписали договор о межпартийном сотрудничестве на уровне местных органов власти. В 1996 г. была еще одна попытка создать оппозиционный блок - В. Коштуница, правда, с меньшим пылом, вошел в коалицию «Вместе». Накануне выборов в Союзную Скупщину 3 ноября 1996 г. оппозиция в лице трех крупных и одной мелкой партии объединилась в блок под символическим названием «Вместе» (ДП, ДПС, СДО, Гражданский союз Сербии.) Оппозиция неожиданно для центра одержала убедительную победу во втором круге выборов в местные органы власти в ряде крупных городов и общин - Белграде, Нише, Крагуеваце, Новом-Саде, Чачаке, Ужице и других. Хотя для сохранения позиций правящей элиты Сербии политическая окраска власти в общинах и городах принципиального значения не имела, ибо реальная власть находилась в рес-

публиканской и союзной скупщинах, было сделано все, чтобы отменить по просьбе ДПС результаты второго тура в 352 избирательных участках (3,5%) из 10 076 по всей Сербии. Формальными причинами для этого были: продолжение агитации непосредственно на выборах, расхождения в количестве опущенных бюллетеней и списках избирателей, размещение агитационных плакатов на расстоянии меньше, чем 20 м от избирательного участка и т.д. Именно в это время В. Коштуница впервые вышел вместе с оппозицией на митинги протеста, которые постоянно возникали на протяжении нескольких месяцев. Сам В. Коштуница не был активным участником движения протеста. Тогда в прессе отмечалось, что он, «хотя и вместе, но все-таки врозь» (11). В. Коштуница заявил, что участие ДПС в коалиции «Вместе» не принесло партии успеха. Больше всего его разочаровала позиция партнеров по коалиции по сербскому национальному вопросу.

Изнурительное политическое противостояние было наполнено ожиданием компромисса. Первого шага ждали от властей. Побывавшая в Белграде делегация ОБСЕ высказала рекомендации политическим структурам Сербии признать результаты выборов в тех округах, где победила оппозиция. 11 февраля Скупщина Сербии одобрила законопроект, подтверждающий победу оппозиции на муниципальных выборах в 14 городах, включая Белград.

Избрание президентом. На выборах в сентябре 2000 г.

B. Коштуница был избрал Президентом СР Югославии. Баллотируясь в президенты, В. Коштуница говорил: «Я выступаю кандидатом для того, чтобы до конца вести борьбу за победу идеи демократического разделения властей над идеей тоталитарного единства власти, где все сконцентрировано в руках одного человека»(2).

Выступая на предвыборном митинге, В. Коштуница обвинял

C. Милошевича в том, что тот ведет себя как король, который не думает о государстве и народе. Именно тогда В. Коштуница создавал себе имидж обычного, среднего человека, который не рвется к власти, а лишь хочет жить в демократическом европейском государстве, свободном во всех отношениях (4). Он даже подчеркивал, что это должна быть страна среднего уровня во всем - в экономике, в банковской системе, в торговле, в сотрудничестве с международными организациями. В своих оценках он старался уходить от бурных и драматических событий и настраивать народ на спокойную жизнь (4).

«С момента переворота 5 октября Коштуница добился ряда внешне неброских, но крайне важных успехов на пути формирования новой политической инфраструктуры Сербии. К числу таких достижений, несомненно, относятся взятие под контроль революционной стихии и удержание процесса перехода власти в мирных и конституционных рамках» (10). Первые дни после прихода к власти В. Коштуница следовал своим теоретическим установкам. Он достиг компромисса со сторонниками Милошевича в федеральном и сербском руководстве, а также в верхушке армии и спецслужб. Президент сумел противодействовать давлению наиболее активных деятелей оппозиции, выступавших за радикальную чистку властных и силовых структур. Формирование переходного правительства Сербии и назначение досрочных выборов в республиканскую Скупщину на 23 декабря позволили максимально сократить переходный период и способствовали стабилизации обстановки в стране.

Американская администрация поддержала В. Коштуницу, хотя вначале его взгляды были не совсем ясны, в отличие от Милошевича, которого считали «скрытым русофилом», сильным и хитрым (13). После внимательного изучения досье югославского президента ЦРУ пришло к выводу, что В. Коштуница представлет собой такого лидера, которого Запад десятилетиями искал в Восточной Европе: он не состоял в компартии, был религиозен и придерживался радикально-демократических взглядов. Югославская пресса приводила следующую характеристику этого политика, ссылаясь на досье ЦРУ: «Нетипичный серб, нетипичный государственник из страны Восточной Европы, который не укладывается в схему о бывшем коммунисте, который стал демократом» (13). Американцы восприняли В. Коштуницу как политика новой формации. Их только озадачивали такие черты в его характере, как самостоятельность и независимость, нежелание поступаться своими убежденими, достаточно сдержанное отношение к США. Хотя позже США удалось найти рычаги давления на В. Коштуницу и склонить его к компромиссам.

От других политиков новой волны, пришедших к власти осенью 2000 г., В. Коштуницу отличала достаточно четкая правовая программа, которая разрабатывалась на долгую перспективу и основывалась на строительстве правовых институтов. В. Коштуница настаивал на том, что главная проблема распада Югославии заключалась в отсутствии закона права. Поэтому он так настаивал на создании правового государства.

Проблема Косова была важным элементом национальной программы президента СРЮ. Но за время президентства ее решить так и не удалось. Глава югославского государства оценивал косовскую проблему как «крупнейшую европейскую проблему», отмечая, что события в Кос-мете предупреждают о том, что «старая балканская история о насилии и этнической чистке все еще не закончена». По мнению Воислава Коштуницы, Европейский союз и европейские государства должны были внести существенный вклад в последовательное выполнение резолюции 1244 СБ ООН по Косову и Метохии, потому что «без выполнения этой резолюции до последней запятой, не будет мира ни в Косове, ни на Балканах, ни в Европе» (1, с. 1). Он полагал, что основная политическая цель этой резолюции - сохранение многоэтнического характера края и безопасности для всех его граждан - не реализована, поскольку там все еще «господствуют террор необузданных политических аппетитов и изгнание одного коренного народа, а насилие, переступая границу Косова, распространяется на остальную часть Южной Сербии» (1, с. 1).

Позже, в конце своего президентства, когда проблема Косова обострилась до предела, В. Коштуница подчеркивал, что говорить о необходимости признания независимости Косова абсолютно невозможно. «Такие заявления, особенно когда их делают представители международно -го сообщества, а не только албанские политические лидеры, преждевременны и опасны, потому что вносят дополнительное беспокойство в и без того хаотичную ситуацию, в которой гражданская миссия ООН и международные миротворческие силы далеко не все держат под контролем» (8). Он считал необходимым прежде всего выполнение положений резолюции 1244, касающихся безопасности, соблюдения прав человека и нацио-нальных меньшинств, свободы передвижения, возвращения изгнанных сербов и других неалбанцев.

В. Коштуница - верующий человек. Сразу после выборов он поставил вопрос о преподавании вероучения в школе, что, по его мнению, стало бы отражением свободы вероисповедания в новой Югославии.

В вопросах внешней политики В. Коштуница ориентировался на стандарты ЕС, определяя его как «всемирный центр мира и процветания». Президент СРЮ полагал, что Балканские страны хотят «на своем миниевропейском просторе повторить историю европейской интеграции

по примеру ЕС» (1). «Содействие Евросоюза лишь укрепило бы и ускорило наши начальные... и нерешительные шаги», - считал Котуница, полагая, что «после демократических преобразований. страна выражает полную готовность включиться в европейские интеграционные процессы» (1).

Первым официальным международным контактом В. Коштуницы на высшем уровне были встречи с российским руководством в октябре 2000 г. Коштуница приезжал в Россию за поддержкой, которая была необходима президенту Югославии для уравновешивания западного давления на Белград как по вопросу Косова и Боснии, так и во внутриполитической жизни Сербии (10). В своем совместном заявлении стороны подтвердили традиционные принципы «дружбы, уважения и сотрудничества» России и Югославии во всех сферах, а также положения резолюции 1244 ООН. Особо было отмечено и стремление сторон к скорейшему восстановлению демократической СРЮ во всех международных организациях (9).

Его первый визит в Москву ознаменовался сближением отношений православных церквей двух государств В. Коштуницу сопровождали Патриарх Сербский Павел, а также два наиболее уважаемых и авторитетных сербских иерарха - митрополиты Черногорско-Приморский Ам-филохий и Шумадийский Савва. По завершении переговоров в Кремле Воислав Коштуница участвовал во встрече иерархов Русской и Сербской церквей в официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Даниловском монастыре (5).

Касаясь церковных аспектов московских встреч В. Коштуницы, президент России Владимир Путин охарактеризовал их как «существенный элемент поддержания особого отношения между нашими государствами», отметив, что «это не нуждается в объяснении, это можно только приветствовать» (цит. по: 5). В этом совместном визите отражалась как поддержка президента Сербской православной церковью, так и внимательное отношение самого президента к церкви. Сербская ПЦ поддерживала В. Коштуницу с самых ранних этапов его политической деятельности. Несомненно, что поддержка Патриархом Павлом и сербской монашеской общиной Афона сыграла огромную роль в принятии нового президента сербским народом (5).

Одной из основных тем на переговорах в Москве стали расчеты за поставки российского газа. Плачевное состояние югославской экономики после многолетних санкций, натовских бомбежек, а также в резуль-

тате экономической политики прежнего режима заставляли Белград искать взаимоприемлемые варианты реструктуризации газовой задолженности и продолжения поставок российского газа. С приближением зимы вопрос этот приобретал для Сербии первостепенное значение, и от того, насколько успешно Воиславу Коштунице удалось бы решить газовую проблему, во многом зависел исход досрочных выборов 23 декабря (10).

Во время переговоров он охарактеризовал необходимость российского присутствия на Балканах как стабилизирующего фактора: «Необходимо, чтобы во всех перекрещивающихся стратегических и геополитических влияниях на Балканах существовал элемент, означающий российское присутствие». При этом, однако, президент СРЮ подчеркнул, что не только российское, но также европейское и американское присутствие в совокупности должно гарантировать на Балканах, прежде всего в Боснии и Косове, баланс этих влияний. Это в какой-то степени подтверждает прежние слова Коштуницы, что у Сербии не может быть друзей среди великих держав - все они так или иначе попытаются установить свой контроль в стратегически важной точке Балкан (9).

Позже президент Коштуница говорил: «Может сложиться впечатление, что наши межгосударственные отношения после первого взлета несколько застыли. Но лучше всего пусть оценку этому даст время... Напомню вам, что все существенные решения, которые касались нашей судьбы, сопровождались русским участием - шла ли речь о Дейтонской конференции, или об интенсивной работе Контактной группы, о Косове и о решении кризиса там. Я уверен - необходимо, чтобы так было и дальше. Я уверен, что необходимо равновесие между Россией, одной из самых влиятельных стран в мире, которая здесь присутствует. и Америкой на Балканах, которые являются частью Европы, чтобы здесь было меньше споров, столкновений и всего, что угрожает стабильности, жизни и миру.

Я уверен, что если и существует известный застой в отношениях между нашими двумя государствами, то из более широкой перспективы факты говорят о другом. Они показывают, что отношения между Россией и Югославией константны, неизменны. Югославия принадлежит к тем странам на этом пространстве, а правильнее сказать, выделяется как страна, которая считает, что в какой-то степени русское присутствие -это альфа и омега стабильности и равновесия на Балканах и на Юго-Востоке Европы» (3).

Позиция по вопросу о будущем Югославии. В. Коштуница выступал за мирное решение споров между Сербией и Черногорией. Подчеркивая, что Югославия продолжит предпринимать «решительные шаги в направлении обеспечения печатных демократических процессов и в построении новых политических институтов», Коштуница полагал, что в последующей «внимательной» и «терпеливой» реконструкции нынешнего федерального государства «важнее всего обеспечить общепринятую демократическую процедуру изменения союзных институтов, а тем самым и нынешней Конституции СРЮ».

Глава югославского государства полагал, что для граждан Сербии и Черногории «хуже всего было бы, если бы эта процедура была сведена к одностороннему принятию мер исполнительными органами власти либо одной, либо другой федеральной единицы, без высказывания Союзной Скупщины и скупщин федеральных единиц» (8).

Он под держал идею создания нового государства Сербии и Черно -гории. По его мнению, создание нового государственного образования -не лучшее решение, однако «в политике редко бывают идеальные решения. Если подходить рационально, то предложенный документ - лучшее, что можно было сделать с учетом унаследованного балласта сложных, не решаемых годами проблем» (8). Поэтому он полагал, что с любой точки зрения - исторической, экономической, социальной - решение Сербии и Черногории остаться вместе - самое лучшее и целесообразное. Однако жизнеспособности нового государства не может помочь ни одно решение на бумаге. Жизненность нового государственного объединения зависит от воли и терпения не только главных политических сил, но и в большой степени - от воли граждан, которые через три года смогут решить судьбу общего государства. Для В. Коштуницы было ясно, что решение, которое предлагается в Конституционной хартии, хотя и минимально по содержанию, может служить основой для позитивного начала. «Это государство может быть достаточно стабильным и гармоничным для того, чтобы с относительной легкостью включиться в европейские интеграционные процессы, хотя и с большим опозданием» (8).

Список литературы

1. Коштуница В. Космет - крупнейшая европейская проблема // Информационный бюллетень посольства Союзной Республики Югославия. - М., 2000. - 25 нояб. - № 30. - 2 с.

2. Коштуница В. Интервью 11 дец. 2002 г. — Режим доступа: http:// www.znasrbija.org

3. Коштуница: мы все еще находимся под давлением и шантажом // Общая газета. — М., 2002. - 8 февр. - С. 7.

4. Коштуница В. Речь на митинге 20 сентября 2000 г. — Режим доступа: http://www.dss.org.yu

5. Крымин А., Энгельгардт Г. Религиозный аспект визита Коштуницы в Москву // Независимая газета. — М., 2000. — 1 нояб. — С. 6.

6. Основна порука — у|единити се, народи ^гослав^е // Политика. — Београд, 1990. — 25 дец. — С. 1, 8.

7. ПавловиЙ Р. Да ли су се Коштуница и ДрашковиЙ коначно разишли // Политика. — Београд, 1994. — 19 ма|. — С. 10.

8. Слабынько А. Воислав Коштуница: «Независимость Косова абсолютно нереальна» // Независимая газета. — М., 2003. — 13 янв. — С. 6.

9. Фокина К. На встрече в Кремле с Воиславом Коштуницей Владимир Путин обещал возобновить поставки энергоносителей в Югославию // Независимая газета. — М., 2000. — 28 окт. — С. 6.

10. Энгельгардт Г. Новые югославские власти заинтересованы в масштабном сотрудничестве с Москвой // Там же. — М., 2000. — 27 окт. — С. 6.

11. Ko je dr Vojislav Kostunica? — Режим доступа: http: www.nedeljnitegraf.co.yu. — 2000. — № 224.

12. Kostunica V.Intervju // NIN. — Beograd, 2001. — 21 febt. — Режим доступа: www.nin.co.yu

13. Sta SAD misle o novom jugoslovenskom predsedniku // Blic. — Beograd, 2000. — 25 dec. — S. 1.

14. Vladavina prava — primarni nacionalni interes Srbije // Danas. — Beograd, 2001. — 21—22 apr. — Режим доступа: http: www.danas.co

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.