Научная статья на тему 'Воинские памятники XIX – начала XX в. в Берлине, посвященные Освободительной войне'

Воинские памятники XIX – начала XX в. в Берлине, посвященные Освободительной войне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство Германии XIX – начала XX в. / Освободительная война / воинский памятник / Берлин / Пруссия. / German art of XIX – early XX century / Wars of Liberation / military monument / Berlin / Prussia.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любин Дмитрий Владимирович

Тема войны против Наполеона (1813-1814) нашла в немецком искусстве XIX - начала XX в. достаточно широкое воплощение. Одной из наиболее распространенных форм сохранения памяти о героических событиях прошлого стали произведения монументальной скульптуры. Объединенные военной темой, они могут быть названы воинскими памятниками. Наиболее ценные в художественном отношении монументы такого рода были установлены в столице Пруссии Берлине. Над их созданием трудились выдающиеся мастера немецкого искусства: Х.-Д. Раух, К.-Ф. Шинкель и другие. В статье рассматриваются архитектурные и скульптурные памятники, а также некоторые нереализованные проекты, проводятся аналогии с искусством других стран, в частности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Любин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military Monuments Dedicated to the Wars of Liberation in Berlin in XIX – Early XX Century

The theme of war against Napoleon (1813–1814) found in German art of XIX – early XX century sufficiently broad embodiment. One of the most common forms of preserving the memory of the heroic events of the past became works of monumental sculpture. Combined by the military theme they can be termed military monuments. The most artistically valuable monuments of this 185 kind were established in the capital of Prussia Berlin. They were created by outstanding masters of German art: C. D. Rauch, K. F. Schinkel and others. The article considers the architectural and sculptural monuments, and some of the projects which were not realized, reveals, analogies with the art of other countries, in particular that of Russia.

Текст научной работы на тему «Воинские памятники XIX – начала XX в. в Берлине, посвященные Освободительной войне»

Д. В. Любин

Воинские памятники XIX - начала XX в. в Берлине, посвященные Освободительной войне

Тема войны против Наполеона (1813-1814) нашла в немецком искусстве XIX - начала XX в. достаточно широкое воплощение. Одной из наиболее распространенных форм сохранения памяти о героических событиях прошлого стали произведения монументальной скульптуры. Объединенные военной темой, они могут быть названы воинскими памятниками. Наиболее ценные в художественном отношении монументы такого рода были установлены в столице Пруссии Берлине. Над их созданием трудились выдающиеся мастера немецкого искусства: Х.-Д. Раух, К.-Ф. Шинкель и другие. В статье рассматриваются архитектурные и скульптурные памятники, а также некоторые нереализованные проекты, проводятся аналогии с искусством других стран, в частности России.

Ключевые слова: искусство Германии XIX - начала XX в.; Освободительная война; воинский памятник; Берлин; Пруссия.

D. V. Lyubin

Military Monuments Dedicated to the Wars of Liberation in Berlin in XIX - Early XX Century

The theme of war against Napoleon (1813-1814) found in German art of XIX - early XX century sufficiently broad embodiment. One of the most common forms of preserving the memory of the heroic events of the past became works of monumental sculpture. Combined by the military theme they can be termed military monuments. The most artistically valuable monuments of this

kind were established in the capital of Prussia Berlin. They were created by outstanding masters of German art: C. D. Rauch, K. F. Schinkel and others. The article considers the architectural and sculptural monuments, and some of the projects which were not realized, reveals, analogies with the art of other countries, in particular that of Russia.

Key words: German art of XIX - early XX century; Wars of Liberation; military monument; Berlin; Prussia.

«Берлин - пышный город солдатской культуры, в который надлежит входить не с ученическим посохом в руках, а на коне и с винтовкой за плечами», - писал в «Записках кавалериста» Н. С. Гумилев [1]. Действительно, облик прусской столицы определили в XIX в. не только творения К.-Ф. Шинкеля, К.-Г. Лангханса и их современников, благодаря которым город называли «Афинами на Шпрее», но и многочисленные архитектурные и скульптурные памятники военного и мемориального характера.

Главным образом берлинские военные памятники посвящены двум историческим событиям: войне с Наполеоном 1813-1815 гг., которая в немецкой историографии носит название «Освободительной», а также войнам, предшествовавшим созданию Германской империи: с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (18701871) - их принято называть «войнами за объединение» (Германии). Помимо этого, в середине столетия в прусской столице появились или были запланированы несколько монументов Фридриху II - прославленному королю-полководцу, в которых военное начало играет важнейшую роль. Мы остановимся на монументах, посвященных Освободительной войне.

XIX в. не был временем создания первых воинских памятников в Берлине: они появились несколько раньше, в последней трети XVIII столетия. К 1800 г. прусскую столицу украшали несколько монументов военного характера. В центре города, на площади Вильгельмплатц, ныне не существующей, был создан оригинальный скульптурный ансамбль. Он был посвящен прусским полководцам Семилетней войны. Первоначально его составили четыре памятника: генерал-фельдмаршалам К.-К. графу Шверинскому (скульпторы Ф. Адам и С. Мишель, год установки 1769) и Д. Кейту (1781)

и генералам Г.-К. Винтерфельдту (братья И.-Д. и И.-Л.-В. Ренц, год установки 1777)1 и В. фон Зейдлиц (1786, оба памятника работы Ж.-П.-А. Тассерта). В последнее десятилетие века ученик Тассерта и основатель берлинской скульптурной школы И.-Г. Шадов создал памятники Фридриху II в Шарлоттенбурге (1792), гусарскому генералу Г.-И. Цитену (1794) и Леопольду I, князю Ангальт-Дессау (1800). Последние два были установлены на Вильгельмплатц2, расширив существовавший скульптурный ансамбль. Выполненные из мрамора и помещенные на высоких пьедесталах, монументы прусским генералам сформировали на площади своего рода галерею славы эпохи «Старого Фрица»3 и пользовались большой популярностью у жителей Берлина. Кроме того, нельзя не учитывать, что Вильгель-мплатц была в те годы местом, где проводились военные смотры и занятия - и великие полководцы прошлых лет представали перед глазами офицеров и солдат как символы воинской славы Пруссии [4, с. 166]. Примечательно, что конный памятник Фридриху II в Берлине был установлен значительно позже - в середине XIX в.4

Главный столичный памятник, в чьем характере доминирует идея воинской славы, - знаменитая квадрига Бранденбургских ворот. В судьбе этого творения И.-Г. Шадова как нельзя более полно нашел отражение сам дух эпохи рубежа ХУШ-ХК столетий: для Пруссии времени трагедии, глубокого национального унижения и последовавшего затем триумфа. Как известно, в 1793 г. квадрига была установлена на воротах, построенных по проекту архитектора К.-Г. Лангханса взамен старых, служивших таможенным пунктом при въезде в город. В течение более двух столетий Бранденбургские ворота - пожалуй, наиболее узнаваемый символ Берлина. «Одного этого творения было достаточно для того, чтобы обессмертить имя его создателя», - писал Г. Паули [7, с. 44]. Скульптура Шадова своими размерами и очертаниями прекрасно соотносится с силуэтом ворот и, наряду со строгими формами дорической архитектуры, играет важнейшую роль в формировании их монументального облика. После катастрофических для Пруссии поражений при Иене и Ауэрштедте (1806) по распоряжению Наполеона берлинскую скульптуру демонтировали и направили в Париж, где, к слову, уже

находилась другая знаменитая квадрига - кони с фасада собора Святого Марка в Венеции5. Берлинская квадрига, которая после завершения кампаний французского императора должна была наряду с другими трофейными произведениями искусства свидетельствовать о его победах, даже не была распакована: в 1814 г. прусские солдаты обнаружили ее в ящиках.

Возвращение квадриги в Берлин стало настоящим праздником для горожан. Вскоре К.-Ф. Шинкель внес изменения в облик богини. Вместо трофея, украшенного лавровым венком, она держит копье, которое венчает заключенное в венок из дубовых веток изображение прусского ордена Железного креста и одноглавого прусского орла под короной6. Изначально созданный Шадовым облик богини носил более миролюбивый характер7.

После завершения войн с Наполеоном и новых символов, которые получила скульптура Шадова, ее характер принципиально изменился: теперь это определенно памятник военного характера, изображение триумфально возвращающейся в город богини Победы. Идея военного торжества оказалась воплощенной настолько мощно, что вскоре после окончания Второй мировой войны орел и крест были удалены с квадриги как символы прусского милитаризма8 и возвращены только после объединения Германии. Изменение содержания скульптуры Бранденбургских ворот было частью «наполнения» Берлина знаками памяти Освободительной войны. В 1814-1815 гг. были переименованы три площади в центре прусской столицы: их новые названия - площадь Бель-Альянс, Лейпцигская и Парижская. Тогда же Шинкель получил указание разработать программу переустройства цейхгауза в Зал военной славы Пруссии, разместив в нем, в том числе, многочисленные военные трофеи9.

Первым памятником военного характера в Берлине, созданным после завершения Освободительной войны, стал довольно скромный монумент павшим в 1813-1815 гг. в Шпандау (К.-Ф. Шинкель, 1816). Он представляет символическую скульптурную композицию, состоящую из копий и зажженной гранаты и украшенную изображением знака ордена Железного креста и памятными надписями.

Вскоре после победы над Наполеоном прусскую столицу украсил ряд архитектурных сооружений и произведений монументальной скульптуры, связанных с темой Освободительной войны. Их значение в формировании облика Берлина первой половины XIX в. велико. Среди столичных памятников архитектуры особое место занимает здание Новой вахты, расположенное напротив замка. Новая вахта построена в 1816-1818 гг. по проекту К.-Ф. Шинкеля и была изначально задумана как место для размещения караула, обеспечивавшего охрану короля, а также как памятник прусским военным, павшим в сражениях Освободительной войны. Справа и слева от главного входа в здание, фронтон которого украсил рельеф с изображением богини победы, останавливающей битву, в 1822 г. были установлены на высоких постаментах10 мраморные фигуры генералов Г. Шарнхорста и Ф.-В. Бюлова (оба - Х.-Д. Раух, 1816-1822). В настоящее время эти скульптуры перенесены и находятся в сквере напротив здания Новой вахты.

Там же располагаются и еще три памятника прусским фельдмаршалам - героям Освободительной войны. Это установленная в 1826 г. статуя Г.-Л. Блюхера и появившиеся лишь через три десятилетия по обеим сторонам от нее фигуры Л. Йорка и А. Гнейзенау. Автором всех трех памятников также стал Х.-Д. Раух. Памятник Блюхеру возник вскоре после смерти военачальника (1819). В берлинском памятнике, открытом в годовщину битвы при Ватерлоо, маршал изображен в спокойной позе, лишенной драматического пафоса11. Внешне спокойная фигура фельдмаршала наполнена, однако, мощной, неукротимой внутренней энергией, проявляющейся, прежде всего, во взгляде и в повороте головы12. Запахнутый плащ скрывает почти всю фигуру, он придает ей особую монументальность и становится чем-то вроде рыцарского доспеха. Плащ не скрывает только правую руку, которой нужна свобода и нестесненность движений в бою - а обнаженная сабля ясно указывает на близость схватки. Мелкие детали: шитье на воротнике мундира, шнуры аксельбанта, складки рукава контрастируют с монументальностью фигуры и придают ей живость. Как и в других работах Рауха, конкретные приметы времени соединяются в этой скульптуре с клас-

сицистической возвышенностью образа фельдмаршала. Постамент памятника богато украшен геральдическими и символическими изображениями, а также рельефными композициями, в которых отражены события 1813-1814 годов13. После того, как памятник был изготовлен, Раух создал уменьшенную копию фигуры, впоследствии многократно воспроизведенную в бронзе14.

Автором еще одного важного комплексного проекта, посвященного памяти Освободительной войны, был Шинкель. Речь идет о скульптурном убранстве Замкового моста, состоящем из восьми скульптурных групп. Проект Шинкеля появился в 1813-1815 гг., однако сами скульптуры были выполнены лишь в середине XIX в. Их создали берлинские художники - ученики И.-Г. Шадова и Х.-Д. Рауха15. Каждая группа состоит из двух фигур: богини16 и воина, а вместе они представляют историю воспитания героя Никой и ратный путь героя вплоть до его гибели в битве и вознесения на Олимп17.

Среди архитектурных сооружений, которые стали важными акцентами в городской застройке, нельзя не упомянуть колонну Мира, открытую в 1843 г. на площади Бель-Альянс (ныне - Меринг-платц) и увенчанную изображением Виктории с пальмовой ветвью и венком в руках18. С темой Освободительной войны был связан еще один проект архитектурного памятника: речь идет о созданной в 1837-1838 гг. модели колонны, посвященной памяти добровольцев, принимавших участие в боевых действиях против Наполеона19. Выполнить колонну предполагалось из трофейных французских орудий. Этот проект не был осуществлен.

Наиболее значительный монумент, посвященный Освободительной войне, был установлен за пределами городских стен Берлина, на холме Темпельхоф20. Он был задуман как главный среди целого ряда монументов в память об Освободительной войне, которые впоследствии были установлены на полях сражений. Идея создания серии монументов принадлежит Фридриху-Вильгельму III и была высказана им в 1815 г., архитектором стал Шинкель. Памятники надлежало выполнить в «средневековом стиле». Идея обращения к формам готической архитектуры имеет романтические корни и была весьма распространена в Германии

начала XIX в. Известно, что в 1814 г. К. Сивекинг, в будущем -сенатор в Гамбурге, писал о необходимости построить «Немецкий собор» на поле битвы при Лейпциге. Собор должен был стать «церковью для всех немцев» [9, с. 21]. Шинкель в 1814-1815 гг. выполнил эскиз готического «национального прусского» собора [9, с. 22], который служил бы памятником Освободительной войне. Предполагаемым местом для строительства была определена Лейпцигская площадь в Берлине.

Изначально Шинкель предполагал увековечить память Освободительной войны триумфальной колонной. Затем, однако, было решено возвести монумент в готическом стиле: табернакль на основании в форме креста. Выбор стиля был обусловлен тем, что: «в противоположность черте характера романских народов -прославлять самих себя, подлинное немецкое чувство (которое с неизменной силой до наших дней сохраняется в правящем доме Гогенцоллернов) заключается в том, чтобы не приписывать победы на поле брани собственным силам, а возблагодарить за это Господа» [5, с. 144]. В провозглашенном «национальном» характере монумента Шинкеля присутствует важная оговорка: «национальный» означает «прусский». А общегерманский национальный памятник - величественный «Зал Освобождения»21, созданный по заказу баварского короля Людвига I близ города Кельхейм - будет открыт в 1863 г., в год полувекового юбилея Битвы народов.

Закладка памятника на Темпельхоф состоялась 19 сентября 1818 г. в присутствии Фридриха-Вильгельма III и российского императора Александра I и сопровождалась военным парадом. В августе 1820 г. была завершена его архитектурная часть, спустя несколько месяцев установлены скульптуры и ровно спустя семь лет после торжественного входа союзных армий в Париж, 30 марта 1821 г., монумент, вознесшийся над холмом почти на девятнадцать метров, был открыт22. Благодаря изображению знака ордена Железного креста, увенчавшего памятник, с этого времени холм Темпельхоф получил новое название: Кройцберг. Как известно, после нескольких лет войн Пруссия испытывала

затруднения с материалом для возведения монументов: бронза предназначалась для отливки пушек. Поэтому памятник на Темпельхофе, как и малые монументы на полях сражений, изготовлен из железа23.

Национальный характер памятника определило не только его архитектурное решение. Важную роль играет скульптурное убранство, а также посвятительная надпись: «Король - народу, который по его зову благородно принес в жертву Отечеству свое имущество и кровь. В память о павших, в знак признательности живущим, для подражания грядущим поколениям».

Монумент украшают двенадцать фигур крылатых гениев, так же, как и табернакль, отлитых из железа в Берлине24. Они символизируют наиболее важные события Освободительной войны. Каждая фигура помещена на постаменте, чью лицевую сторону украшает знак Железного креста в венке из дубовых листьев, название места сражения и его дата. Статуи созданы берлинскими скульпторами-классицистами Х.-Д. Раухом, Л.-В. Вихманом и Х.-Ф. Тиком. Таким образом, в памятнике на Кройцберге отсутствует стилевое единство архитектуры и скульптуры. Монумент, однако, не утрачивает из-за этого свою внутреннюю цельность и художественную выразительность и представляет оригинальное объединение этих двух, казалось бы, взаимоисключающих стилей.

Лица фигур имеют портретный характер. В образах гениев запечатлены король Фридрих-Вильгельм III, члены дома Гогенцол-лернов (в том числе королева Луиза, супруга Николая I Александра Федоровна - дочь Фридриха-Вильгельма III, его младший брат принц Вильгельм (дважды), а также дети: будущие король Фридрих-Вильгельм IV и король и император Вильгельм I) и прославленные прусские военачальники: генерал-фельдмаршалы Блюхер (дважды) и Йорк фон Вартенбург, а также генерал Бюлов.

Из двенадцати фигур, украсивших памятник на Кройцбер-ге, десять мужских и две женские. Мужские фигуры - назовем их гениями битв - символизируют сражения Освободительной войны и носят «военный» характер: они облачены в доспехи или униформу, держат в руках оружие - в большинстве случаев

меч или копье (одна из фигур опирается на палицу) и символы победы - лавровый венок или ветвь лавра. Примечательно, что гениям битв приданы черты воинов разных эпох и регионов: некоторые изображены в антикизированных доспехах (большинство), некоторые - в средневековых. В художественном облике скульптур нашли отражение и черты современной истории: две фигуры облачены в форму солдата ландвера25.

Наиболее торжественный характер имеет фигура гения «Битвы народов» - сражения под Лейпцигом 16-19 октября 1813 г., в которой войска союзных держав - России, Пруссии и Австрии, а также Швеции - нанесли решающее поражение армии Наполеона. Лицу гения приданы черты младшего брата Фридриха-Вильгельма III, принца Вильгельма (1783-1851), его чело венчает лавровый венок и многолучевая корона. Спокойно стоящая фигура обеими руками опирается на мощный щит, который украшают изображения гербов Пруссии, России и Австрии. Из всех скульптур памятника эта, отдаленно напоминающая знаменитого «Святого Георгия» Донателло во флорентийской церкви Ор Сан Микеле, выглядит наиболее величественной и полностью соответствует значению победы, которую она олицетворяет. В то же время именно в случае с ней особенно заметно некоторое несоответствие размеров фигур нишам монумента: некоторым крылатым гениям тесно в них. В ряде случаев это впечатление сглаживается благодаря движению, приданному фигуре, ее несколько выступающему из ниши положению. Гению Битвы народов же требуется место, чтобы установить на постаменте массивный щит, и поэтому он оказывается настолько «задвинутым» в отведенную ему нишу, что ее стены ощутимо «давят» на сложенные за спиной крылья и почти что стесняют исполненный уверенной гордости и силы разворот широких плеч.

Две женские фигуры олицетворяют мир. Первая, лицу которой приданы черты королевы Луизы, символизирует взятие союзными войсками Парижа в 1814 г., за которым последовало отречение Наполеона от власти, заключение Парижского мира и ссылка императора французов на остров Эльба. Вторая фигура

также представляет собой «мирный» символ, несмотря на то, что она обозначает битву при Ватерлоо, в которой Наполеон был окончательно повержен после своего знаменитого возвращения с острова Эльба и Ста дней. Она - завершающий образ в контексте скульптурного оформления памятника и по смыслу, и по хронологии изображенных событий. Подчеркивая это, Х.-Д. Раух поместил на широком ниспадающем поясе гения одиннадцать изображений, воспроизводящих предыдущие одиннадцать украсивших памятник фигур.

Памятник на Кройцберг стал главным и завершающим в ряду монументов Освободительной войне. Памятники «второго класса», также выполненные в форме табернакля, но меньших размеров и без скульптурного убранства, были установлены на полях семи сражений26. В каждом случае памятник украсила посвятительная надпись: «Король и отечество с благодарностью чествуют павших героев. Они покоятся с миром», ниже которой указывались место и дата битвы.

Программа по увековечению памяти Освободительной войны, разработанная Шинкелем по указанию Фридриха-Вильгельма III, имеет аналог в русском искусстве XIX в. Памятниками, исполненными в единой стилевой манере и разделенными на три класса в зависимости от степени важности события, император Николай I повелел украсить поля сражений Отечественной войны 1812 года. Важной чертой, отличающей и прусский, и российский проект, стало обращение к «национальным» формам архитектуры, которые были призваны воплотить идею о благодарении Всевышнего за военные победы и избавление отечества от врага. В прусском варианте понятию «национального» отвечали формы готической архитектуры, в России архитектор А. Адамини, помощник Монфер-рана на строительстве Александровской колонны, создал памятники в форме колонны, увенчанной луковичным куполом с крестом [3, с. 208-209].

Столетний юбилей Освободительной войны в берлинской монументальной скульптуре отражен весьма скромно: главный монумент - грандиозный памятник Битве народов - был торжественно

открыт в 1913 г. Лейпциге. В то же время в Берлине установили памятник барону А. Бломбергу27. Архитектор О. Кульман воздвиг стелу из ракушечника, увенчанную античным шлемом. На ее лицевой грани помещены цифры «1813» и надпись, посвященная обстоятельствам гибели Бломберга. Памятник выполнен в неоклассической манере, его отличает ясность силуэта и сдержанная гармония. Этот скромный монумент стал последним в ряду установленных в Берлине XIX - начала XX в. памятников, посвященных событиям Освободительной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Распоряжение о создании памятников павшим в 1757 г. генералам К.-Х. фон Шверину и Г.-К. фон Винтерфельду Фридрих II дал в 1759 г. -в разгар Семилетней войны, что свидетельствует о его особом отношении к идее увековечения памяти погибшим за отечество.

2 Монумент «Старому дессауйцу» изначально был установлен в Луст-гартене и перенесен на Вильгельмсплатц в 1828 г.

3 Князь Леопольд фон Ангальт-Дессау (1676-1747) прославился воинскими подвигами не в Семилетней войне, а в более раннее время и получил звание генерал-фельдмаршала от первого прусского короля Фридриха I в 1712 г.

4 Известно, что король ответил отказом на предложение об установке монумента в его честь, последовавшее в 1779 г. от столичного губернатора генерала Мёллендорфа. Фридрих II сослался на то, что, «по принятому обычаю, живому полководцу памятники не возводятся» [6, с. 46].

5 Они были вывезены в Париж в 1797 г. и впоследствии некоторое время украшали арку на площади Карузель.

6 Шинкель был автором эскиза знака ордена Железного креста, выполненного с собственноручного рисунка короля Фридриха-Вильгельма III. Как известно, король учредил этот орден для награждения за военные заслуги в 1813 г.

7 Исследователи отмечают, что скульптор воплотил, скорее, образ древнегреческой богини мира Эйрены. Это не удивительно: как говорилось выше, в конце XVIII столетия Бранденбургские ворота были одним из пропускных пунктов в город и назывались «Ворота мира».

8 Как известно, в 1947 г. сама Пруссия была ликвидирована как государство.

9 Этот проект не был осуществлен и получил воплощение много позже - после франко-прусской войны 1870-1871 гг. и провозглашения Германской империи.

10 Постаменты статуй выполнены по проекту К.-Ф. Шинкеля.

11 Известно три варианта подготовительных моделей памятника. Фридрих-Вильгельм III утвердил третью.

12 В 1815 г. Раух исполнил бюст Блюхера. Заказчиком мраморного портрета был баварский кронпринц Людвиг (в будущем - король Людвиг I), предполагавший поместить бюст в «Валгалле» - зале Славы выдающихся немцев. Оплечное изображение фельдмаршала пользовалось чрезвычайной популярностью и было повторено в различных материалах: бронзе, металле, гипсе и т. д.

13 «Выступление из Бреслау», «Путь через Германию», «Путь через Францию» и «Вступление в Париж».

14 Копию постамента выполнил медальер А.-Ф. Брандт, общая высота уменьшенного воспроизведения памятника составляет 140 см.

15 Э. Вольф, А. Вольф, К.-Г. Мёллер, Ф. Драке, Г. Шивельбайн, Л. Вих-ман, Г. Блезер и А. Вредов.

16 В четырех случаях это Ника, в остальных четырех - Афина. Архитектор Ф.-А. Штюлер, которому было поручено вернуться к проекту своего предшественника, внес в него некоторые изменения: на одной из сторон моста вместо крылатой Ники героя сопровождает Афина.

17 Сюжеты скульптур, украсивших Замковый мост, таковы (в порядке создания групп): «Ника читает мальчику героические саги» (1847, скульптор Э. Вольф), «Афина вооружает воина» (К.-Г. Мёллер, 1851), «Афина обучает юношу обращению с оружием» (1853, Г. Шивельбайн), «Ника коронует победителя» (Ф. Драке, 1853), «Ника поднимает раненого воина» (1853, Л.-В. Вихман), «Афина сопровождает юношу на новую битву» (1853, А. Вольф), «Афина оберегает юного героя» (Г. Блезер, 1854), «Ника возносит погибшего героя на Олимп» (1857, А. Вредов).

18 Эта скульптура представляет собой увеличенное воспроизведение одной из крылатых богинь работы Рауха, установленных на колоннах в парке Шарлоттенбург.

19 Модель представлена на экспозиции в Немецком историческом музее в Берлине.

20 Памятник на Кройцберге был изготовлен из железа на королевском железолитейном предприятии потому, что в Пруссии в то время техника бронзового литья по выплавляемым восковым моделям не использовалась довольно долгое время.

21 Подробнее о «Зале освобождения» смотри, например: Fischer M. (Bearb.). Befreiungshalle in Kelheim. Amtlicher Führer. München, 1971 (издавалось в разные годы общим тиражом более полумиллиона экземпляров); Wagner Ch. (Hrsg.): Die Befreiungshalle Kelheim. Geschichte - Mythos -Gegenwart. Regensburg : Schnell&Steiner, 2012.

22 К дате открытия две статуи не были отлиты и вместо них установили модели, окрашенные черной краской «под железо».

23 Из железа изготавливались, например, также знаки ордена Железного креста, именно благодаря этому обстоятельству получившего свое название.

24 Некоторые части скульптур - символические атрибуты, которые держат в руках гении, выполнены из бронзы. Например, в статуях «Взятие Парижа» и «Победа при Ватерлоо» из бронзы изготовлены соответственно квадрига и завершение скипетра с изображением знака ордена Железного креста в венке и прусского орла под короной («Взятие Парижа») и ветвь оливы («Победа при Ватерлоо»).

25 Ландвер - немецкая армия, формировавшаяся в военное время по призыву и дополнявшая регулярные войска. В Пруссии ландвер был сформирован в марте 1813 г. Существовал он и в других германских государствах.

26 При Гросгёршен, Ханау, Кацбахе, Гросберен, Кульме, Денневице и Ватерлоо.

27 Бломберг стал первой жертвой Освободительной войны: он пал 20 февраля 1813 г. при попытке штурма Берлина, занятого французскими войсками.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. ГумилевН. С. Записки кавалериста // Военная литература. [Сайт]. [URL]: http://militera.lib.ru/db/gumilyov_ns/01.html (дата обращения 28.12.2013).

2. Кириченко Е. И. Запечатленная история России. М. : Издательство «Жираф», 2001.

3. Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи : Каталог. М. : Вагриус Плюс, 2006.

4. Arndt K. Denkmaltopographie als Programm und Politik. Skizze einer Forschungsaufgabe // Kunstverwaltung, Bau- und Denkmal-Politik im Kaiserreich. Hrsg. von Ekkehard Mai und Stephan Waetzold. Berlin : Gebr. Mann Verlag, 1981.

5. Bloch P. Das Kreuzberg-Denkmal und die patriotische Kunst // Jahrbuch preussischer Kulturbesitz. Band 11. Berlin : Gebr. Mann Verlag, 1974.

6. Bloch P. Denkmäler in Berlin. Rehabilitierung und Restaurierung // Jahrbuch Preussischer Kulturbesitz. Band XIII. Berlin : Gebr. Mann Verlag, 1976.

7. Dehio G. (Hrsg.). Geschichte der Deutschen Kunst. Bd. IV: Pauli G. Das neunzehnte Jahrhundert. Berlin ; Leipzig, 1934.

8. Fischer M. (Bearb.). Befreiungshalle in Kelheim. Amtlicher Führer. München, 1971.

9. Hansen W. Nationaldenkmäler und Nationalfeste im 19. Jahrhundert. Lüneberg, 1976.

10. Wagner Ch. (Hrsg.): Die Befreiungshalle Kelheim. Geschichte ; Mythos ; Gegenwart ; Regensburg : Schnell&Steiner, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.