Научная статья на тему '«ВОЕВАТЬ БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО АРМИЯ, НО И ВСЯ СТРАНА». БРОНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЮЗА ССР НА СЛУЧАЙ ВОЙНЫ'

«ВОЕВАТЬ БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО АРМИЯ, НО И ВСЯ СТРАНА». БРОНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЮЗА ССР НА СЛУЧАЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЗАПАДНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛОСА / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО УКОМПЛЕКТОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ И РАБОЧЕЙ СИЛОЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО АППАРАТА СОЮЗА ССР НА ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Репухова Оксана Юрьевна

В статье предпринята попытка на основе документов о деятельности Центральной комиссии по укомплектованию технической и рабочей силой народного хозяйства и административного аппарата СССР на время войны проанализировать подходы к резервированию состава мобилизационных подразделений (мобилизационных органов и формирований) гражданских наркоматов и ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT WILL NOT BE JUST THE ARMY, BUT THE ENTIRE COUNTRY THAT WILL FIGHT». COMMANDEERING AS AN INSTRUMENT OF RESERVING SOVIET PERSONNEL POTENTIAL IN THE EVENT OF WAR

The paper attempts analysis of approaches to reserving the personnel of mobilization units (mobilization bodies and formations) of civilian people’s commissariats and departments stemming from documents on the work of the Central Commission for Staffing with Technicians and Workforce the USSR Economy and Administrative Apparatus in wartime.

Текст научной работы на тему ««ВОЕВАТЬ БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО АРМИЯ, НО И ВСЯ СТРАНА». БРОНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЮЗА ССР НА СЛУЧАЙ ВОЙНЫ»

в

и

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО • Ж

О.Ю. РЕПУХОВА

O.Yu. REPUKHOVA

«ВОЕВАТЬ БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО АРМИЯ, НО И ВСЯ СТРАНА»

Бронирование как инструмент резервирования кадрового потенциала

Союза ССР на случай войны

«IT WILL NOT BE JUST THE ARMY, BUT THE ENTIRE COUNTRY THAT WILL FIGHT»

Commandeering as an instrument of reserving Soviet personnel potential

in the event of war

Сведения об авторе. Репухова Оксана Юрьевна — доцент кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (г. Петрозаводск. E-mail: repukhova@yandex.ru).

Аннотация. В статье предпринята попытка на основе документов о деятельности Центральной комиссии по укомплектованию технической и рабочей силой народного хозяйства и административного аппарата СССР на время войны проанализировать подходы к резервированию состава мобилизационных подразделений (мобилизационных органов и формирований) гражданских наркоматов и ведомств.

Ключевые слова: СССР; западная пограничная полоса; мобилизационная подготовка; мобилизационные подразделения; Центральная комиссия по укомплектованию технической и рабочей силой народного хозяйства и административного аппарата Союза ССР на время войны.

Information about author. Oksana Repukhova — Assistant Professor of the Domestic History Department at the Institute of History, Political Science and Sociology of Petrozavodsk State University (city of Petrozavodsk. E-mail: repukhova@yandex.ru).

Summary. The paper attempts analysis of approaches to reserving the personnel of mobilization units (mobilization bodies and formations) of civilian people's commissariats and departments stemming ^ from documents on the work of the Central Commission for Staffing with Technicians and Workforce the USSR Economy and Administrative Apparatus in wartime.

Keywords: USSR; western frontier zone; mobilization training; mobilization units; Central Commission for Staffing with Technicians and Workforce the USSR Economy and Administrative Apparatus for wartime.

Победа в Великой Отечественной войне была результатом неимоверных усилий советского народа не только в годы лихолетья, но и в предшествовавший им короткий межвоенный период. В 1920—1930-е годы помимо зримых экономических, социальных, культурных и политических преобразований в стране была проведена масштабная мобилизационная подготовка. Она институционализировалась как система в ходе решения задач по обеспечению безопасности государства.

ОБИЛИЗАЦИОННАЯ под- квалифицированных кадров мо

М

I готовка реализовывалась

посредством пространственно-территориального структурирования приграничных тер-

риторий, военно-гражданского (в рамках создания дорожной, информационно-коммуникационной, лечебно-эвакуационной систем,военно-оборонительных сооружений), эвакуационного, военно-промышленного и войскового мобилизационного планирования. С момента осложнения международных отношений до начала военных действий эти мероприятия проводились главным образом на территории,которой угрожало вторжение противника1. Одной из ключевых задач мобилизационной подготовки было решение проблемы резервирования

билизационных подразделений, способных оперативно перевести в режим эвакуации оборонные предприятия и сооружения страны2 и обеспечить их бесперебойную работу в условиях ведения войны. Соответствующие функции в первом случае возлагались на мобилизационные ячейки(органы), во втором — на мобилизационные формирования.

История становления системы формирования мобилизационных подразделений для решения в отдалённой перспективе соответствующих стратегических задач остаётся малоисследованной. Во многом это связано как с недоступностью документов,так и со сложностью определения состава мобилизационных подраз-

делений. Документы из фондов Российского государственного военного архива позволяют исследовать сложный процесс отбора кадрового резерва мобилизационных подразделений гражданских наркоматов и ведомств сквозь призму принятия решений по вопросу об освобождении от явки к призыву при объявлении мобилизации и во время войны военнообязанных (бронирования).

Несмотря на рост интереса современных исследователей к истории мобилизационной политики Советского государства в межвоенный период3, анализ научной и открытой учебной литературы специализированных образовательных учреждений показывает, что историографической

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

М.В. Фрунзе

традиции изучения истории мобилизационных органов в целом

и мобилизационных формиро-

ваний в частности как кадрово-

го потенциала мобилизационной

подготовки не сложилось. Так, в учебном пособии специализиро-

ванного образовательного учреждения, в главе, соответствующей хронологии изучаемого вопроса,

речь идёт лишь о реорганизациях

военных комиссариатов и поряд-

ке воинского учёта4. В этом смысле важно отметить упоминание

роли моборганов в монографии А.А. Мелия, посвящённой изуче-

нию истории мобилизационной

подготовки в СССР5. В последние

годы предпринимаются попытки

изучить вопрос подготовки работников мобилизационных подразделений гражданских наркоматов и ведомств6, историю мобфор-мирований отдельных отраслей экономики7.

Проанализировав опыт проведения срочной эвакуации и ситуацию острого дефицита квалифицированных специалистов в военной промышленности, пережитых в условиях Первой мировой и Гражданской войн, неудачные попытки решить проблемы децентрализованно, отдельными предприятиями и учреждениями, советское военно-политическое руководство пришло к необходимости создания системы8, способной на постоянной основе резервировать квалифицированные кадры мобподготовки страны. Её формирование началось в 1920-х годах в процессе передачи граж-

данским наркоматам не свойственных военному ведомству функций и активизировалось в условиях разработки первого эвакуационного плана 1927 года9, поскольку встал вопрос о том, кто непосредственно будет способен его разрабатывать, корректировать и реализовывать на местах в условиях войны.

Революционный военный совет СССР (РВС), определяя основные направления общегосударственной мобилизационной подготовки («военизации») как «приспособление всей страны к выполнению задач обороны»10, считал, что в процесс выработки системы резервирования мобилизационных подразделений должны быть вовлечены все заинтересованные гражданские наркоматы и ведомства, поскольку в условиях реформирования и сокращения численности «армия не в силах разрешить внутри себя и своими средствами всех проблем, связанных с постановкой дела обороны на должную высоту. Всё, что может делаться вне армии силами и средствами гражданских ведомств, должно быть передано им. Воевать будет не только армия, но и вся страна»11.

По мнению М.В. Фрунзе, уже в начале 1925 года назрела необходимость создания при каждом наркомате особых мобилизационных ячеек (бюро, отдел или управление, в зависимости от значения и степени участия данного наркомата в деле подготовки страны)12. В гражданских наркоматах и на предприятиях начали организовывать мобилизационные подразделения, которые состояли из мобилизационных органов и специальных формирований (производственных, ремонтных, санитарных и т.д.). Мобилизационные органы гражданских наркоматов и предприятий отвечали за реализацию требований мобилизационного планирования (МП) на этапе подготовки к потенциальному военному столкновению. Специальные формирования были законсервированы в мирное время, но предназначались с объявлением мобилизации к развёртыванию. Квалифицированные кадры формирований должны были обеспечить работу предприятий, сооружений, инфраструктуры в условиях войны. Перечень должностей, включённых в моб-

подразделения, и их численный контингент были засекречены.

В 1925 году в структуре управления общегосударственной мобилизационной подготовкой была создана Межведомственная мобилизационная комиссия (ММК), действовавшая под председательством начальника Штаба РККА. ММК выполняла функции подготовительной комиссии распорядительных заседаний Совета Труда и Обороны (РЗ СТО СССР), осуществляла рассмотрение и согласование мобилизационных, эвакуационных планов народного хозяйства, опираясь на сведения моборганов гражданских наркоматов и предприятий. При ММК действовали две постоянные подкомиссии: по мобилизации автотранспорта и Центральная комиссия по укомплектованию технической и рабочей силой народного хозяйства и административного аппарата Союза ССР на время войны (ЦЕКУРТС)13. Начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский считал, что оптимальный кадровый состав мобилизационных подразделений возможно было сформировать участием «сил и средств всех наркоматов»14. Поэтому в состав комиссии входили представители мобилизационных управлений НКПС, НКТруда, ВСНХ, НКПиТ, Штаба РККА и Политического управления РККА. Председательствовал в комиссии начальник Управления войсковой мобилизации Главного управления РККА. На местах были учреждены местные комиссии, при штабах военных округов — военно-окружные комиссии, при окружных (уездных) военных комиссариатах — окружные (уездные) комиссии, подотчётные ЦЕКУРТС15. При рассмотрении вопросов, затрагивавших интересы наркоматов, не имевших в составе комиссий своих представителей, им предоставлялось право делегировать на заседания своих представителей с правом совещательного голоса16.

В 1925—1926 гг. ЦЕКУРТС «ещё оперировала с учётом наличных сил и их использованием»17. РВС СССР и Штаб РККА полагали, что планомерная подготовка научных, технических и квалифицированных рабочих сил будет возможна только по окончании разработки мобилизационного плана, который ММК рассчитывала сформировать к концу 1926 года18.

в

и

О.Ю. РЕПУХОВА. «Воевать будет не только армия, но и вся страна» • Яч

Перед ЦЕКУРТС стояла задача определить перечень должностей в структуре управления и рабочих профессий отрасли народного хозяйства, входивших в мобилизационные подразделения,и состав, категорию, определявшие отношение к воинскому учёту, в пределах которых военнообязанный соответствующей должности освобождался от явки к призыву при объявлении мобилизации и во время войны (бронировался). Бронирование рабочих и служащих проводилось с целью сохранения на производстве и в аппарате управления квалифицированных специалистов, необходимых для продолжения выполнения предприятиями и сооружениями мобилизационного задания, для обучения кадров, принимавшихся на замену призванных в армию19.

Освобождение от явки к призыву при объявлении мобилизации и во время войны рабочих и служащих осуществлялось тремя методами. В отношении оборонных предприятий и сооружений ЦЕКУРТС оформляла свои особые постановления20. Принимая решение, ЦЕКУРТС руководствовалась оценкой важного значения предприятия и сооружения для обороны страны или его особого значения для народного хозяйства, функциональных обязанностей, предписанных должности, их значения в условиях войны и предложений мобилизационных органов гражданских учреждений и ведомств21. В отношении рабочих и служащих других предприятий, сооружений, организаций местные комиссии по забронированию применяли групповой метод бронирования22, когда предоставлялось определённое количество отсрочек (в цифровом выражении) в зависимости от значения предприятия в военное время (мобилизационного задания) или экономического значения23. Комиссии по забронированию могли предоставить тому или иному военнообязанному и военнослужащему рядового или начальствующего состава персональную отсрочку призыва в зависимости от его личной значимости для работы в гражданском учреждении24. Моборганы выявляли целесообразность метода бронирования в отношении конкретного учреж-

дения и ведомства,инспектировали и докладывали в ЦЕКУРТС

0 реализации решений по бронированию кадров25. Списки забронированных должностей и рабочих профессий подразделялись на категории («литеры») «А», «Б», «В» и находились на специальном учёте26. Составленные списки обновлялись ежегодно к

1 марта с точки зрения подведомственности оборонного объекта, численности состоявших на специальном учёте27. В результате вынесения особых постановлений ЦЕКУРТС, группового метода и метода персонального порядка из действовавшего перечня мобилизационных подразделений определялся их оптимальный состав на случай войны.

В течение 1927 года ЦЕКУРТС апробировала методы бронирования, разработала, обновила действовавшие и приняла новые решения о бронировании кадров в структурах управления государством по всей вертикали власти, начиная с ВСНХ СССР28, и в ключевых отраслях народного хозяйства.

Прежде всего в апреле 1927 года был пересмотрен состав управленческих должностей, на которые распространялось бронирование: в Управделами СНК и СТО СССР, Управления СНК и ЭКОСО (Экономического совета) РСФСР, постоянных комиссий при СНК и СТО СССР и ЭКОСО РСФСР. Решением ЦЕКУРТС число должностей было сокращено, а в список литеры «А» было включено всего 19 наименований29. Было включено 60 наименований в список управленческих должностей ВСНХ СССР, с занятием которых военнообязанный освобождался от явки к призыву при объявлении мобилизации и во время войны30.

Затем в мае 1927 года ЦЕКУРТС выработала списки бронирования по должностям и рабочим профессиям, обеспечивавшим деятельность железнодорожного и водного транспорта страны. 9 мая 1927 года комиссия утвердила 10 списков наименований должностей, с занятием которых бронировались все военнообязанные рядового и младшего начальствующего состава и военнообязанные некоторых категорий среднего, старшего и высшего начсостава31. Перечень «А» включал в себя 10 наимено-

ваний, прежде всего диспетчеров (дежурных по эксплуатации), машинистов-наставников и машинистов-инструкторов, старших дорожных мастеров, дежурных по депо,ревизоров технических служб (пути и эксплуатации), начальников отделений,участков и дистанций, их помощников, начальников остановочных пунктов (III, IV, V классов), их помощников. Всего в списках было 42 наименования должностей32.

ЦЕКУРТС пересмотрела правила установления бронирования военнообязанных рядового и младшего начсостава за водным транспортом НКПС (Народного комиссариата путей сообщения). Были отменены правила, установленные «Временной инструкцией по особому учёту военнообязанных рабочих и служащих водного транспорта НКПС» от 28 ноября 1925 года, и введены новые основания бронирования военнообязанных рядового и младшего начсостава за водным транспортом НКПС33. Бронирование вводилось на должности служащих 14 ведомственных управляющих организаций водного транспорта (среди них «Мобилизационные части морских районов»34), на должности рабочих и рядовых служащих (фактически только тех работников, которые имели опыт работы на водном транспорте не менее двух лет)35, на все лица судового экипажа,рабочие и служащие — независимо от занимаемой должности, вошедшие в особые списки, сообщённые моборганами водного транспорта, моборганами морских сил морской или речной флотилии36. Всего список включал 245 наименований должностей и рабочих профессий, из них 75 наименований — заведующих различными подразделениями37.

В течение весны и лета 1927 года были сформированы списки должностей и рабочих профессий мобилизационных формирований гражданских оборонных предприятий и сооружений, определившие порядок бронирования мобформирований, призванных обеспечить производство на оборонных предприятиях и сооружениях, расположенных в тыловых районах СССР. Было проведено групповым методом бронирование должностей и рабочих профессий мобилизационных форми-

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

М.Н. Тухачевский

рований на предприятиях связи38,

в правоохранительных органах39,

в учреждениях науки40 и просве-

щения41, в торговле42 и органах

юстиции43. Так, перечень долж-

ностей НКЮ РСФСР, на которые

распространялось бронирование,

включал 40 должностей. Учитывая, что органы юстиции во второй половине 1920-х годов переживали своё становление, дефицит об-

разованных специалистов, значительную текучку кадров44, отсрочка от мобилизации и во время

войны была распространена на

военнообязанных в основном рядового и младшего начсостава.

В течение лета и осени 1927 года

местные комиссии по поручению

ЦЕКУРТС проводили учёт и пересмотр групповых отсрочек для работников предприятий, включён-

ных в I группу промышленности45,

и эта работа затянулась46.

В сентябре 1927 года по запросу штаба Белорусского военного округа ЦЕКУРТС дала указания

на предоставление отсрочек от

призыва по мобилизации и во время войны для мобформиро-ваний оборонных предприятий и сооружений,расположенных в угрожаемых зонах47. Положение об угрожаемых секторах Западной пограничной полосы СССР (Северо-Западного, Белорусского, Украинского, Крымского и Северо-Кавказского) было утверждено СТО СССР 29 апреля

1927 года48. Постановлением РВС СССР от 13 июня 1928 года

сектора Западной пограничной полосы СССР были разделены на 1-ю и 2-ю угрожаемые зоны по степени опасности вторжения со стороны потенциального противника49. Документы показывают, что деление на угрожаемые зоны применялось в течение года между этими решениями в ходе разработки эвакуационного плана 1928 года50 и регламента бронирования мобформирований оборонных предприятий и сооружений51. Связано это было с поиском наиболее рациональных подходов при организации эвакуации и развёртывания производств в тылу в условиях войны. Так, бронировались рабочие и служащие учреждений транспорта НКПС, НКПиТ и квалифицированные технические работники только оборонных предприятий, которые были запланированы к эвакуации из 1-й угрожаемой зоны для развёртывания и работы в тылу. Отдельным высококвалифицированным кадрам, в основном технического состава, работавшим на предприятиях, не предназначенных к работе на оборону на новом месте, предоставлялась отсрочка от призыва по мобилизации и во время войны только в случае привлечения их в металлургической, химической, электротехнической, горнодобывающей, текстильной и кожевенной отраслях промышленности52. В условиях дефицита вагонов на прифронтовых железнодорожных ветках, пролегавших в 1-й угрожаемой зоне53, численность мобформирований, подлежавших эвакуации, стремились сократить. Из всех секторов 1-й угрожаемой зоны, кроме Северо-Кавказского, предполагалось вывезти около 141 тыс. человек54.

Одновременно с резервированием состава мобилизационных формирований предприятий и учреждений шла работа по бронированию должностей мобилизационных органов, на которые возлагались не только ответственность за разработку мобилизационных планов на местах, но и контроль выполнения решений ЦЕКУРТС. В конце мая 1927 года комиссия утвердила бронирование военнообязанных работников мобилизационных органов гражданских народных комиссариатов СНК, СТО СССР55.

В НКФ (Народном комиссариате финансов) СССР — 4

наименования должностей, НКТруда СССР и союзных республик — по одному ответственному работнику (всего 6), выделенному для мобработы. В Мобилизационном управлении ВСНХ СССР: 4 — руководящие должности и 60 проц. от штатного состава инженеров и экономистов Мобуправления. В главных управлениях ВСНХ СССР: начальники моботделов главных управлений, помощники начальников (заведующие) моботделов или моббюро Главхима, Главметал-ла, Главэлектро, инженеры всех наименований56. Стремясь сократить число должностей, забронированных на время войны, и увеличить контингент, подлежавший призыву в случае мобилизации, представитель НКВМ (Народного комиссариата по военным и морским делам) настаивал на бронировании должностей инспектора моботдела НКТруда СССР не до старшего начсостава, а до среднего. Так, комиссией для ответственных работников, выделенных для мобработы в моббюро НКТруда ЗСФСР, Узбекской и Туркменской ССР, было установлено: бронированию подлежали мобра-ботники до среднего начальствующего состава армии, остальные подлежали призыву в случае мобилизации. Бронированию подлежали начальники (до высшего начсостава включительно) и их помощники (до старшего начсостава), экономисты (рядового и младшего начсостава) моббюро на оборонных предприятиях и сооружениях. Но по той же причине представители НКВМ настаивали на бронировании должностей помощников начальников мобот-делов Главхима, Главметалла и Главэлектро не до высшего, а до старшего начсостава, инженеров — не до старшего, а до среднего начсостава, начальников моббюро I и II разрядов в республиканских, губернских СНХ и отделах местного хозяйства — не до старшего, а до среднего начсостава57.

В то же время в моборганах предприятий и учреждений, расположенных в Западной пограничной полосе СССР, бронированию подлежало большее число должностей, чем в моборганах тыловых областей страны. Для ответственных работников, выделенных для мобработы в моббюро НКТруда РСФСР и УССР,

в

и

О.Ю. РЕПУХОВА. «Воевать будет не только армия, но и вся страна» • Яч

включённых в состав территорий Западной пограничной полосы, бронирование распространялось до старшего начсостава58. В моббюро военно-промышленных отделов ВСНХ РСФСР и УССР бронированию подлежали начальники и их помощники до высшего начсостава включительно, а в ЗСФСР начальники, их помощники — до старшего начсостава. Старший инспектор, инженер ВПО (военно-промышленного отдела) моббюро и другие должности — до старшего начсостава. Начальники моббюро ВСНХ Узбекской и Туркменской СССР — до среднего начсостава включительно59.

Отдельное заседание ЦЕКУРТС было посвящено решению вопроса о бронировании военнообязанных работников мобилизационных органов НКПС по водному и железнодорожному транспорту60. Бронированию подлежали должностные лица Центрального моботдела НКПС: начальник, его помощники, старший инспектор (до высшего начсостава), начальники частей и инженер технических занятий (до старшего начсостава), старший техник, техник и бухгалтер (до среднего начсостава) — всего 8 наименований должностей.

В этом случае также дислокация железной дороги в пределах Западной пограничной полосы приводила к большему числу должностей, подлежавших бронированию. В моботделах при Уполнаркомпути при СНК УССР и БССР и на железных дорогах бронированию подлежали начальники моботделов до высшего начсостава, а на железных дорогах азиатской части СССР — только до старшего (начальники и помощники начальника моботдела ж/д, начальник части плановых перевозок моботдела ж/д) и до среднего начсостава (начальники частей, помощник начальника части моботдела ж/д, инспектор отдела, ревизор, инструктор отдела, инженер отдела, техник отдела)61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичная ситуация сложилась в Наркомате почт и телеграфов (НКПиТ). Заведующие моббюро уполномоченного НКПиТ при СНК УССР и БССР и Южного, Юго-Западного, Белорусского и Северо-Западного управлений связи подлежали бронированию до старшего начальствующего состава (кроме того, бронировались военнообязанные, работавшие

на должностях консультанта, инструктора, делопроизводителя — до среднего начсостава). Тогда как в Верхне-Волжском, Северном, Волжско-Камском, Дальневосточном, Нижне-Волжском, Средне-Азиатском, Уральском, Средне-Волжском, Воронежском, Казанском, Восточно-Сибирском управлениях связи и в Управлении московской телефонной городской сети бронированию подлежали военнообязанные в должности мобилизационного инструктора до среднего начальствующего состава. Таким образом, в подразделениях отраслей, расположенных территориально в Западной пограничной полосе СССР, под бронирование попадало большее количество должностей и военнообязанных до высшего начальствующего состава включительно62.

Несмотря на то что далеко не все служащие моборганов НКПС в 1927 году состояли на воинском учёте(из 7 начальников мобча-стей по Центральному моботделу НКПС военнообязанным был только 1, из 26 помощников начальников моботделов — 363), решения, принятые комиссией, не удовлетворили представителей НКВМ и НКПС. В НКВМ стремились сократить число должностей, с замещением которых военнообязанные не подлежали призыву по мобилизации, и настаивали, например, на бронировании должности инженера для технических занятий в Центральном моботделе не до старшего начсостава, а до среднего. Представители гражданских ведомств, напротив, опасаясь дефицита кадров в отрасли в случае мобилизации, выступали за бронирование должностей моборганов до старшего и высшего начсоства64. Решения ЦЕКУРТС, принятые по отраслям, не удовлетворили представителей ни НКВМ, ни НКПиТ, ни НКПС65.

О серьёзности споров между представителями наркоматов в комиссии и несогласии НКВМ с мнением большинства свидетельствуют зафиксированные в протоколах заседаний особые мнения военного ведомства и неоднократные возвращения к пересмотру принятых решений по инициативе какого-либо ведомства. НКВМ считал чрезмерно широким предполагавшийся перечень военнообязанных, не

подлежавших призыву в случае войны, и предлагал ограничиться бронированием служащих в моборганах, военнообязанных среднего и младшего начальствующего состава. А военнообязанных высшего и старшего начальствующего состава, замещавших руководящие должности в моборганах, бронировать в крайних случаях и только в пограничных территориях РСФСР и УССР.

Таким образом, заметна существенная разница между принятием решений о бронировании должностей моборганов гражданских наркоматов и ведомств, расположенных в Западной пограничной полосе СССР и в других районах страны: в приграничье резервировали большее количество должностей и военнообязанных до высшего начальствующего состава включительно. В Западной пограничной полосе СССР бронирование распространялось на военнообязанных, занятых на должностях в моборганах, вплоть до высшего начальствующего состава, в остальных районах — как правило, только до старшего начальствующего состава.

В декабре 1927 года постановлением РЗ СТО ЦЕКУРТС была реорганизована66 и принято Положение о Центральной и местных комиссиях по забронированию рабочей силы за народным хозяйством и административным аппаратом СССР на время войны67. 29 апреля 1929 года было утверждено Наставление по забронированию рабочей силы68, включившее в себя апробированные подходы работы ЦЕКУРТС в 1925—1927 гг. Наставление сопровождалось бланками учёта69 и перечнем действовавших особых постановлений Центральной комиссии по забронированию70. Помимо выработки общего регламента Центральная комиссия по забронированию продолжала определять перечень должностей по отраслям народного хозяйства, которым предоставлялась отсрочка от призыва по мобилизации и во время войны. Начался новый этап работы по резервированию квалифицированных кадров мобилизационных подразделений.

В качестве выводов необходимо отметить, что формирование системы резервирования состава

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

мобилизационных подразделений гражданских наркоматов и ведомств началось в 1920-х годах в процессе передачи гражданским наркоматам не свойственных военному ведомству функций и активизировалось в условиях разработки первого эвакуационного плана 1927 года. Мобилизационные подразделения (мобилизационные органы и специальные формирования) в гражданских структурах начали создавать в 1925 году. Тогда же в структуре управления общегосударственной мобилизационной подготовкой под руководством Межведомственной мобилизационной комиссии была сформирована Центральная комиссия по укомплектованию технической и рабочей силой народного хозяйства и административного аппарата Союза ССР на время войны. В её работе в 1920-х годах можно определить следующие этапы: анализ опыта (с момента окончания Гражданской войны до 1925 г.), апробация подходов (с 1925 до декабря 1927 г.) и создание регламента (с декабря 1927 г). При формировании списков должностей, подлежавших бронированию, ЦЕКУРТС учитывала функциональное назначение мобилизационных подразделений (мобилизационных формирований или органов), значимость предприятий или сооружений, в которых они организовывались, для обороны страны, дислокацию предприятия или сооружения в условиях мирного времени (в угрожаемых зонах СССР или тыловых районах). В Западной пограничной полосе СССР мобформирования оборонных предприятий и сооружений резервировались, исходя из их отношения к 1-й или 2-й угрожаемым зонам ещё до принятия Постановления РВС СССР от 13 июня 1928 года с учётом возможностей эвакуации. В мобор-ганах предприятий и учреждений, расположенных в Западной пограничной полосе СССР, бронированию подлежало большее число должностей, чем в мобор-ганах тыловых областей страны. В ходе работы ЦЕКУРТС неоднократно разворачивались острые дискуссии о целесообразности освобождения от мобилизации в случае войны военнообязанного, замещавшего ту или иную должность. НКВМ выступал за

урезание числа должностей, с замещением которых военнообязанные не подлежали призыву по мобилизации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мелия А.А. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР (1921— 1941 гг.). М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 26—38; Репухова О.Ю. Военно-гражданская мобилизационная подготовка в Карелии в 1920—1930-х годах. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. 86 с.

2 Репухова О.Ю. Режимные ограничения на объектах Западной пограничной полосы СССР в 1930-е годы // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Т. 42. № 2. С. 2.

3 Сенявский А.С. Советская мобилизационная модель индустриальной модернизации: историко-теоретические проблемы // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 2. С. 3—12; Иванченко В. Мобилизационная модель индустриализации СССР как стратегический ответ на подготовку Второй мировой войны // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 2. С. 7—25.

4 Воинский учёт и бронирование граждан, пребывающих в запасе: специальный учебник. СПб.: СПбПУ, 2017. С. 13.

5 Мелия AA. Указ. соч.

6 Репухова О.Ю. Организация курсов подготовки мобилизационных работников гражданских наркоматов и учреждений Советского государства // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 8(185) С. 80—84.

7 МалышкоА.А. Мобилизационные формирования железнодорожной магистрали Ленинград — Мурманск второй половины 1920-х — начала 1930-х гг. // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых учёных ПетрГУ: материалы 72-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых учёных ПетрГУ. Петрозаводск, 2020.

8 Российский государственный военный архив (РГВА) Ф. 7. Оп. 10. Д. 734. Л. 92.

9 Репухова О.Ю. Эвакуационное планирование в Карелии в 1920-е годы // Воен.-истор. журнал. 2016. № 9. С. 52.

10 Она же. Военно-гражданская мобилизационная подготовка в Карелии в 1920—1930-х годах: научное электронное издание. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. С. 18.

11 Сообщение зам. председателя РВС СССР М.В. Фрунзе «К итогам пленума Реввоенсовета Союза ССР». № 68 // Реформа в Красной армии: документы и материалы, 1923—1928 гг. Интернет-ресурс: https://royallib.com.

12 Доклад председателя РВС СССР М.В. Фрунзе в Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости систематизации мобилизационной работы в стране. № 73 // Там же.

13 Доклад начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского председателю РВС СССР К.Е. Ворошилову о мероприятиях по со-

ставлению сводного мобилизационного плана. № 177 // Реформа в Красной армии: документы и материалы, 1923—1928 гг. Интернет-ресурс: https://history.wikireading.ru.

14 Тезисы начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского «Оборона СССР и военизация» // Там же.

15 РГВА. Ф. 7. Оп. 10. Д. 269. Л. 36, 122.

16 Там же. Л. 125.

17 Тезисы начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского «Оборона СССР и военизация», подготовленные к заседанию РВС СССР. № 127 // Реформа в Красной армии: документы и материалы, 1923—1928 гг. Интернет-ресурс: https:// royallib.com.

18 Там же.

19 РГВА. Ф. 7. Оп. 10. Д. 269. Л. 108—109.

20 Там же. Л. 117—118.

21 Репухова О.Ю. Организация курсов подготовки... С. 80, 81.

22 РГВА. Ф. 7. Оп. 10. Д. 734. Л. 8.

23 Там же. Л. 9.

24 Там же.

25 Там же. Д. 269. Л. 130.

26 Там же. Л. 115.

27 Там же. Л. 128.

28 Там же. Л. 32—49.

29 Там же. Л. 1.

30 Там же. Л. 32—49.

31 Там же. Л. 8.

32 Там же. Л. 75, 81—83.

33 Там же. Л. 3.

34 Там же.

35 Там же. Л. 4.

36 Там же.

37 Там же. Л. 3—7.

38 Там же. Л. 63.

39 Там же. Л. 46.

40 Там же. Л. 2.

41 Там же. Л. 18, 75, 81—83.

42 Там же. Л. 29, 31.

43 Там же.

44 Соломон П.Х. Советская юстиция при Сталине. М.: РОССПЭН, 1998. 462 с.

45 Симонов Н.С. ВПК СССР: темпы экономического роста, структура, организация производства, управление. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015. С. 48.

46 РГВА. Ф. 7. Оп. 10. Д. 269. Л. 49.

47 Там же. Л. 67.

48 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 8418. Оп. 1. Д. 83. Л. 6.

49 РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 13. Л. 233—236.

50 Мелия А.А. Указ. соч. С. 70.

51 РГВА. Ф. 7. Оп. 10. Д. 269. Л. 67.

52 Там же.

53 Репухова О.Ю. Эвакуационное планирование. С. 52.

54 Мелия А.А. Указ. соч. С. 72.

55 РГВА. Ф. 7. Оп. 10. Д. 269. Л. 1.

56 Там же. Л. 19.

57 Там же. Л. 22—24.

58 Там же. Л. 19.

59 Там же.

60 Там же. Л. 20—21.

61 Там же.

62 Там же. Л. 22.

63 Там же. Л. 52.

64 Там же. Л. 21.

65 Там же. Л. 23.

66 Там же. Ф. 4. Оп. 1. Д. 455. Л. 160.

67 Там же. Л. 157—159.

68 Там же. Д. 718. Л. 1—67.

69 Там же. Л. 74—75, 71, 79.

70 Там же. Л. 80—83. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.