Щербаков Ю. В.
Опыт исторического анализа в решении политическим и военным руководством СССР проблемы мобилизационного планирования и дальнейшего повышения боевой готовности Красной армии (1921-1941)
Щербаков Юрий Вадимович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Аспирант кафедры истории и политологии
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с мобилизационным планированием, занимавшие важную роль в военном строительстве советского государства в межвоенный период.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
мобилизация, мобилизационное планирование, мобилизационный план, мобилизационное развертывание, система мобилизационной готовности, кадрово-милиционная система, боевая готовность, военное и политическое руководство, воинская обязанность
Scherbakov Y. V.
Experience of the Historical Analysis in a Solution of the Problem of Mobilization Planning and Further Increase of Combat Readiness of Red Army by Political and Military Management of the USSR (1921-1941)
Scherbakov Yury Vadimovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student of the Chair of History and Political Science [email protected]
ABSTRACT
In the article the problems connected with mobilization planning, occupying an important role in military construction of the Soviet State during the non-military period are considered.
KEYWORDS
mobilization, mobilization planning, mobilization plan, mobilization expansion, system of mobilization readiness, personnel and militia system, combat readiness, military and political management, conscription
Проблемы, связанные с мобилизационным планированием1, занимали и будут занимать в военном строительстве многих государств одно из доминирующих по-
1 Мобилизация (мобилизационное развертывание) — (фр. mobilisation, от mobiliser — приводить в движение) — комплекс мероприятий, направленных на перевод армии и государственной инфраструктуры на военное положение. Устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии. Мобилизация может быть общей, проводимой в масштабе всего государства с целью привести армию в полную боевую готовность и перевести промышленность и инфраструктуру государства на военное положение, и частной, которая может проводиться как на отдельной территории, так и с целью повышения боевой готовности армии или отдельных ее соединений.
ложений. Не избежала этого и молодая республика Советов, родившаяся на развалинах одной из крупнейших империй — Российской.
Актуальность этих проблем состоит в необходимости более глубокого, чем это имело место в прошлом, и комплексного изучения опыта и уроков военного строительства в первые после Гражданской войны мирные годы Советского государства, реорганизации вооруженных сил, решения вопросов их боевой готовности и творческого применения этого опыта в реформировании Вооруженных сил Российской Федерации в современных условиях.
Ценой огромных потерь от войны, эпидемий и голода, победив иностранную военную интервенцию и покончив с Гражданской войной, Советское государство приступило к мирному строительству и осуществлению тех огромных задач в социальной, экономической, культурной и других областях, которые перед ним стояли1. Решая эти задачи, политическое и военное руководство Советской страны осуществляло поиск новых форм и методов дальнейшего совершенствования боевой готовности вооруженных сил, укреплению обороноспособности государства. Это становилось особенно актуальным в условиях враждебного отношения к стране Советов ведущих капиталистических государств. Настоятельно возникла необходимость проведения военной реформы РККА.
Опыт исторического анализа и обобщения военно-теоретической мысли по проблеме мобилизационного планирования в контексте боеготовности Красной армии, связанного с отражением агрессии наших вероятных противников на Западе и на Востоке, свидетельствует о его сложности и поучительности для современных условий. Ознакомление с военными доктринами СССР и зарубежных государств показывает, что в новых исторических условиях столкновение Советского Союза с коалицией империалистических государств может приобрести не меньший размах, чем фронты Первой мировой войны (1914-1918). Опыт последней свидетельствовал о том, что вооруженную борьбу в новых условиях невозможно вести ранее накопленными мобилизационными запасами. Настоятельной и неотложной необходимостью становились заблаговременная разработка действий по поддержанию Красной Армии на соответствующем уровне боевой готовности, а также успешного решения многих задач, связанных с мобилизационным развертыванием соединений в приграничных районах, создания и накопления соответствующих резервов тыла.
Будущая война для СССР в межвоенные годы представлялась «комбинацией элементов» войны антиимпериалистической с войной гражданской. Другими словами, военное и политическое руководство страны не исключало возможные «элементы повстанчества, партизанства» и «малой войны» внутри страны. А потому считались необходимыми в интересах укрепления обороноспособности страны соответствующая подготовка, «военизация гражданского тыла» в целях обеспечения его военной безопасности2. И успешно решать эти вопросы без тщательного мобилизационного планирования не представлялось возможным.
Понимание неизбежности мобилизации всех экономических ресурсов страны и поэтапного развертывания перестройки народного хозяйства, а также всестороннего обеспечения военных действий обусловили принятие в середине 20-х гг. «военного пятилетнего плана» на 1926-1931 гг., ставшего, по сути, предшественником первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны [5, с. 2; 15, р. 30]. Расчеты Штаба РККА, связанные с промышленной мобилизацией и во-
1 Некоторые источники называют цифру в 8 млн чел. потерь непосредственно от войны, эпидемий и голода, включая неродившихся. (Например, см.: [12, с. 127-128].) РККА потеряла 939 755 чел. (См.: [3, с. 54].) Белая армия погибшими имела примерно то же количество, что и Красная. Согласно другой статистике и разным методикам вычисления — значительно меньшее.
2 Российский государственный военный архив (РГВА) Ф. 7. Оп. 20сс. Д. 230. Л. 123-124.
енными поставками, из-за невозможности опереться на долгосрочные народнохозяйственные планы работы экономики в военное время, оказались «построенными на песке»1. Здесь следует согласиться с выводами современного российского исследователя О. Н. Кена, который считает, что утверждение пятилетнего плана строительства РККА стало толчком к пересмотру системы планирования оборонных усилий в масштабе страны [6, с. 20].
Окончание восстановительного периода сопровождалось складыванием разветвленной системы подготовки государства к войне, приоритетное положение в которой занимали Народный комиссариат по военным и морским делам и Штаб РККА. При этом нельзя не отметить, что в ходе военной реформы середины 20-х гг. было установлено относительное равновесие составных элементов вооруженных сил мирного времени, определена структура и основные функции их руководящих органов.
Параллельно с решением задач военной реформы необходимо было наметить теоретические основы иммобилизации. И этим достаточно серьезно занимались не только в Генеральном штабе, но и на соответствующих кафедрах военно-учебных заведений2.
Особо важным в этом плане стали опытные мобилизации, проведенные Генеральным штабом РККА на основании постановления Совета Труда и Обороны (СТО) от 14 августа 1925 г. В соответствии с этим постановлением опытные мобилизации были проведены в сентябре 1925 г. в Московском, Украинском, Западном и Приволжском военных округах3.
Анализ и обобщение архивных документов свидетельствует о том, что в целом в 1930-х гг. система мобилизационной готовности в СССР была отработана и на основе этого продолжала совершенствоваться далее. Теоретические основы мобилизации функционировали до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. при незначительных изменениях в мобилизационном планировании исходя из опыта советско-японских вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке и войны с Финляндией4.
Советское мобилизационное планирование осуществлялось с учетом оценки внешних угроз, которые изучало IV (разведывательное, информационно-статистическое) управление Штаба РККА, разрабатывалось его I (оперативным) управлением, а направлялось совокупными усилиями военного ведомства и всех хозяйственных наркоматов и прежде всего решениями высших политических и государственных органов — Политбюро ЦК ВКП(б), Совета Труда и Обороны СССР и его Распорядительных заседаний (1927-1930), Комиссией обороны СССР (1930-1937) [7].
Теория и практика мобилизации позволили наметить основные направления развития системы советского мобилизационного планирования, между сегментами которого в вопросах планирования военных действий на начальном этапе войны имелись противоречия, в том числе и из-за внутренней борьбы в военном руководстве, «ибо понимание внутренних и внешних задач СССР, пронизанное идеологией, тяготело к беспредельно широкому определению потенциального противника» [6, с. 9].
Первое «Наставление по мобилизации» было разработано и введено в действие еще в 1922 г. В «Наставлении по мобилизации» в значительной степени использовался дореволюционной опыт органов государственного и военного управления бывшей Российской империи. Взяв его за основу, советские военные комиссариаты приступили к организации плановой мобилизационной работы. Первый опера-
1 Записка V Управления Штаба РККА, июнь 1927 (цит. по: [16, Р. 60]).
2 РГВА. Ф. 33989. Оп. 1. Д. 20. Л. 220.
3 РГВА. Ф. 33989. Оп. 1. Д. 20. Л. 261.
4 РГВА. Ф. 7. Оп. 20сс. Д. 63. Л. 17-18.
тивный план «О стратегическом развертывании Красной Армии на случай войны на Западе по варианту ПР» был принят в 1924 г. [9, с. 481].
8 августа 1923 г. Декретом ЦИК и СНК СССР «Об организации территориальных войсковых частей и проведения военной подготовки трудящихся» были заложены законодательные основы смешанной территориально-кадровой системы комплектования армии, просуществовавшей до середины 30-х гг.1.
Согласно декрету, воинская обязанность переменного состава территориальных частей складывалась из 4-летней военной службы в форме ежегодных краткосрочных (не более 2 мес.) сборов и состояния в запасе до 40-летнего возраста. Декретом предусматривались и другие формы выполнения воинской обязанности: предварительная военная подготовка (с юношами в возрасте от 16 до 18 лет); допризывная военная подготовка (с лицами, достигшими 19 лет); вневойсковая военная подготовка (с лицами, по различными причинам не проходившими действительную военную службу). Вопросами организации допризывной и вневойсковой подготовки, осуществления призывов военнообязанных на сборы и на службу в территориальных частях, а также налаживанию воинского учета на местах предписывалось заниматься военным комиссариатам. Территориальная система комплектования войск расширила функции окружного военкомата. Из аппарата, ведавшего, прежде всего, лишь учетно-мобилизаци-онными делами, он превратился в организатора всей военной работы на территории округа, а губернские военкоматы оказались лишь промежуточной инстанцией.
Переход на кадрово-милиционную систему устройства вооруженных сил страны позволил охватить боевой подготовкой большую часть населения, поддерживать на необходимом уровне боеспособность войск при минимальных экономических затратах на их содержание в обстановке, когда народное хозяйство страны только начало восстанавливаться.
9 января 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О реорганизации местных органов Народного комиссариата по военным и морским делам». В соответствии с ним в 1925 г. была произведена реорганизация органов местного военного управления в интересах развернувшегося территориально-милиционного строительства советских вооруженных сил [4, с. 141]. Административные функции возлагались на Главное управление РККА, которое должно было руководить учетом и призывом военнообязанных, штатным устройством, комплектованием частей, перемещением командного состава. Для более тесной связи с населением и местными органами власти в мае 1925 г. были созданы территориальные войска [8, с. 32, 33].
Большое значение в деле упорядочения деятельности по укомплектованию войск личным составом имел Закон об обязательной военной службе, принятый 18 сентября 1925 г., поскольку предусматривал прохождение службы призываемых в армию на должности рядового и младшего командного состава как в кадровых, так и в территориально-милиционных частях. Указанный закон определял задачи по допризывной подготовке молодежи, порядок проведения призыва граждан на действительную военную службу и предоставление льгот и отсрочек, прохождение действительной военной службы и пребывание в запасе, права и обязанности граждан, призванных на действительную военную службу и т. д. Основные принципы и формы реализации воинской обязанности были сохранены в последующих редакциях закона, изданных в 1928 и 1930 гг.
1 Этот нормативно-правовой документ действовал в течение пяти лет и утратил свою юридическую силу в связи с изданием Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 8 августа 1928 г.
В августе 1926 г. начальник Штаба РККА М. Н. Тухачевский представил в СТО обширный доклад «Оборона Союза Советских Социалистических республик»1, главный тезис которого был о примате немедленного перевооружения РККА и накоплении мобзапасов перед расширением экономического базиса мобилизации2. Тезисы своего доклада о военно-политическом положении страны, включающего анализ оборонительных ресурсов страны и состояние вооруженных сил СССР, М. Н. Тухачевский изложил 26 декабря 1926 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), после чего высшее политическое руководство страны приняло два важных решения:
1) заняться вопросами «об опасности войны и плане обороны на случай войны» и «о состоянии военной промышленности с точки зрения ее соответствия обороне»;
2) восстановить расформированные в 1926 г. мобилизационно-плановое управление НКВМ и мобилизационные отделы при управлениях начальников снабжений военных округов3.
Согласно мобилизационному плану (МР № «5-зе»), принятому в 1926 г. на случай войны, вооруженные силы возрастали с 610 тыс. чел. [10, с. 374] до 3313 тыс. чел.4 Важным шагом в дело укрепления обороноспособности страны явилось майское постановление Политбюро ЦК ВКП(б) 1927 г., в котором был подведен итог пятимесячных подготовительных работ. Решением Политбюро «...основные функции по координации оборонных приготовлений были переданы Распорядительному заседанию Совета Труда и Обороны. Создавались мобилизационные органы союзных и республиканских наркоматов, Мобилизационно-плановое управление ВСНХ как орган мобилизации промышленности и Сектор обороны Госплана — „специальный аппарат, который обязан при всяком планировании хозяйства учитывать нужды обороны". На Реввоенсовет СССР были возложены обязанности по составлению плана ведения войны, постановке перед всеми наркоматами задач по обеспечению мобилизации РККА и координации мобпланов административных и экономических ведомств Союза» [6, с. 22].
20 декабря 1927 г. начальник Штаба РККА М. Н. Тухачевский представил Наркому Ворошилову докладную записку «О радикальном перевооружении РККА», в которой впервые был конкретно поставлен вопрос о реконструкции и перевооружении РККА. По оценке отечественного исследователя С. Т. Минакова эта докладная записка являлась основой концепции развития страны и государства [9, с. 481].
В 1927 г. в обиход Красной Армии был введен «Показной мобилизационный план 18-го стрелкового полка», который впоследствии стал использоваться как образец разработки мобилизационных планов в войсках. Говоря о существовании оперативных планов, отметим наличие таковых под названием «Записка об обороне СССР» (1927) и «Оперативный план» (1927-1928) [14, с. 46-47].
Положительный опыт мобилизации людских ресурсов, накопленный к этому времени, лег в основу декрета «Об обязательной воинской повинности всех граждан
1 См.: Доклад начальника Штаба РККА в СТО. Август 1926 г. // РГВА. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 671. Л. 141.
2 Там же.
3 Протокол № 78 (особый) заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 13 января 1927 г. // Российский государственный архив социально-политической истории (РГА СПИ). Ф. 17. Оп. 162. Д. 4. Л. 42 ; Постановление РВС СССР по докладу начальника снабжения РККА от 16 января 1927 г. (копия) // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ) Ф. Р-1483. Оп.1. Д. 32. Л. 191.
4 См.: Доклад заместителя начальника штаба РККА Триандафиллова Председателю РВС СССР Ворошилову от 4 февраля 1929 г. № 8 «О состоянии разработки и материального обеспечения мобрасписания // РГВА. Ф.4. Оп. 1. Д. 929. Л. 1.
РСФСР мужского пола», изданного ВЦИК и СНК СССР 22 сентября 1927 г.1 Тем самым было положено начало персональной приписке к воинским частям лиц рядового и начальствующего составов. В 1930 г. было издано «Наставление по мобилизационной работе в воинских частях», где помимо образцов формализованных документов даются соответствующие рекомендации по организации и ведению мобилизационной работы [11]. В 1936 г. принимается «План стратегического распределения РККА и оперативного развертывания на Западе» [2, с. 55].
Обострение международной обстановки в 1930-х гг., рост военных бюджетов, гонка вооружения в крупнейших развитых странах, увеличение численности и технической оснащенности их армий, явная подготовка новой мировой войны — все это настоятельно требовало новых серьезных изменений в советском военном строительстве. В условиях нарастания угрозы войны территориально-милиционная система, на основе которой комплектовалась личным составом значительная часть соединений и частей Советского Союза, не отвечала складывавшейся обстановке и не обеспечивала решения оборонных задач. Назрела необходимость перехода на новый принцип комплектования войск с хорошо обученным личным составом. В связи с этим стали приниматься энергичные меры по постепенному переходу армии на кадровую основу путем постепенного уменьшения количества территориально-милиционных частей и соединений. К 1937 г. численность Красной Армии достигла 1 млн 433 тыс. чел., и в ее составе до 77% всех стрелковых дивизий уже были кадровыми, хотя еще год назад примерно такая же цифра характеризовала наличие территориальных дивизий.
С учетом нового административного деления территории СССР, принятого в 1938 г., были созданы военные комиссариаты во всех районах, областях, городах, краях, автономных и некоторых союзных республиках (Подр. см.: [13]). Это коренным образом изменяло порядок и качество учета людских ресурсов, транспортных средств и тягловой силы. В 1939 г. первичный учет военнообязанных запаса был передан в сельской местности — в сельские советы, а в городах — в отделения милиции. Таким образом, военнообязанные учитывались вместе с пропиской по месту жительства. В это же время были приняты нормативные правовые документы по бронированию рабочей силы за промышленными предприятиями.
В предвоенный период шел постоянный поиск наиболее рациональных форм, способов и методов воинского учета. В течение четырех месяцев 1940 г. на всей территории СССР в соответствии с «Руководством по учету» был проведен переучет мобилизационных ресурсов. В результате выполненной работы на общий учет было поставлено 20,3 млн чел. (младших командиров и рядовых) и 2,1 млн чел. — на специальный учет (забронированных) [11].
Теоретическим и практическим комплексным документом являлся Мобилизационный план № 22, или МП-39, введенный в действие в 1938 г. [2, с. 40]. МП-39 был достаточно реальным планом, однако по некоторым причинам (в частности, из-за излишней засекреченности) в войне с Финляндией он не был применен в полном объеме. Отмобилизование соединений и воинских частей проводилось в распорядительном порядке, выборочно, вне мобилизационного плана [11].
С учетом этого в апреле 1940 г. Генеральным штабом были отданы указания об уточнении Мобилизационного плана № 22 с присвоением ему наименования МП-40, который был принят (в 1940 г.) в условиях нарастания военной угрозы с готовностью к 1 января 1941 г. Одновременно с «МП-40» с августа 1940 г. в СССР разрабатывался новый план «МП-41», который был утвержден в феврале 1941 г. В процессе разработки плана была достигнута тесная связь войсковых частей с комплектующими их военными комиссариатами.
1 История государства и права СССР : учеб. материалы. Ч. 2. М., 1985. С. 62.
В связи с большими изменениями и немалым объемом организационных мероприятий в августе 1940 г. Главным военным советом было принято решение о разработке нового мобилизационного плана — МП-41, с расчетом его ввода в действие с мая 1941 г. Исходными руководящими документами для разработки МП-41 служили: «Наставление по мобилизационной работе войсковых частей, управлений и учреждений Красной Армии», введенное в действие в 1940 г.; «Временные указания по составлению мобилизационных планов военных комиссариатов»; «Наставление по мобилизационной работе для местных органов военного управления», введенное в действие в марте 1941 г.; «Инструкция о порядке оповещения о мобилизации».
В Генеральном штабе, в штабах видов вооруженных сил, родах войск, иных органах военного управления и в войсках военных округов было разработано большое количество методических рекомендаций и пособий, раскрывающих порядок и способы выполнения тех или иных мероприятий мобилизационных планов на разных уровнях. Проводилась научная и методическая работа по военно-сборовой подготовке. Был разработан большой объем научно-методической документации о порядке проведения различного вида сборов в тесной увязке с программами боевой подготовки. В частности, в 1941 г. планировалось призвать на военные сборы более 840 тыс. сержантов и солдат, а с учетом дополнительных решений правительства — 1,2 млн чел. В Генеральном штабе были проведены расчеты по внутриокружным и межокружным мобилизационным перевозкам с началом войны. При этом планировалось перевезти около 900 тыс. чел., автомашин — 78 тыс., тракторов — 16 тыс., лошадей — 46 тыс. ед.
Проведенные практические мероприятия на базе разработанных теоретических положений обеспечили внесение ряда особенностей в мобилизационный план МП-41. К основным из них относились:
• единственный способ комплектования армии военного времени — по персональной приписке военнообязанных, находящихся в запасе;
• по мобилизации войска комплектовались в основном обученными мобилизационными людскими ресурсами;
• военным округам разрешалось осуществлять небольшие переброски людских ресурсного призыва граждан на военную службу, однако она широкого применения в войсках не нашла.
Вместе с тем, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и нарастание пацифистских настроений, Генеральный штаб ВС СССР был вынужден сократить объемы призыва граждан на военные сборы.
Начало Второй мировой войны потребовало дальнейшего развития имеющейся системы, и в августе 1940 г. Главный Военный совет РККА (С. К. Тимошенко, Г. К. Жуков, Г. И. Кулик, Л. З. Мехлис и Г. А. Щаденко) принял решение о разработке единого мобилизационного плана, реализация которого намечалась с мая 1941 г. Ввиду задержки согласования с промышленностью календарный план работ был утвержден только в конце 1940 г., а план в целом, получивший шифр МП-41, представлен правительству и утвержден в феврале 1941 г. Разработка документации по плану началась немедленно и планировалась к завершению в первом полугодии 1941 г. Согласно плану намечалось развертывание 303 дивизий (из них: 198 стрелковых, 61 танковая, 31 моторизованная и 13 кавалерийских), 346 авиационных полков, 5 управлений воздушно-десантных корпусов, 10 отдельных противотанковых артиллерийских бригад, 94 корпусных артиллерийских полков и 72 артиллерийских полка РГК. Общая численность войск в перечисленных выше частях должна была составлять 8,9 млн чел. [1]. Реализация приведенных выше плановых цифр позволила бы СССР при традиционном начале войны (т. е. при ее объявлении) благополучно завершить начальный период войны.
Таким образом, анализ и обобщение исторического опыта свидетельствуют о том, что, во-первых, в СССР разветвленная система мобилизационной подготовки, включавшая мобилизационные планы вооруженных сил (ядром этих планов являлось мобилизационное расписание), мобилизационный план промышленности (основанный на мобилизационной заявке), мобилизационные планы союзных и республиканских ведомств начала складываться в середине 1920-х гт.
Во-вторых, объектом мобилизационного планирования становились практически все области народной жизни.
В-третьих, развитие мобилизационного планирования направлялось решениями высших политических и государственных органов — Политбюро ЦК ВКП(б), Совета Труда и Обороны СССР и его распорядительных заседаний (1927-1930), Комиссии обороны СССР (1930-1937). Вышеперечисленные обстоятельства обусловили изначально политический характер, подготовку и принятие мобилизационных решений, их органическую взаимосвязь с трансформацией советского общества и международной политикой.
В-четвертых, мобилизационное планирование в межвоенный период разрабатывалось с учетом мобилизационных возможностей государства, т. е. его способности использовать людские и материальные ресурсы для мобилизационного развертывания вооруженных сил и устойчивого обеспечения нужд фронта и тыла государства в результате перевода экономики страны с мирного на военное положение в соответствии с мобилизационным планом. Такими силами и средствами в СССР в межвоенный период явились огромные людские ресурсы, производственные мощности всех отраслей народного хозяйства, государственные запасы стратегического сырья и материалов, энергетические, финансовые и другие ресурсы, а также оптимальная структура вооруженных сил и их мобилизационная готовность, что в совокупности позволило обеспечить не только победу в войне, но и, в конечном итоге, после разгрома фашистской Германии и ее капитуляции, добиться выгодного для себя нового передела мира.
Литература
1. Герасимов Г. И. Мобилизация есть война...: мобилизационная готовность РККА и начальный период Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1999. № 3.
2. Горьков Ю. А. Кремль. Ставка. Генштаб. Тверь, 1995.
3. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах : статистическое исследование. М., 1993.
4. Егельский В. А. Полномочия территориальных военных комиссариатов в сфере организации и проведения призыва граждан Российской Федерации на военную службу // Образование и право. № 1(41)-2(42), 2013.
5. Захаров М. Коммунистическая партия и техническое перевооружение армии и флота в годы предвоенных пятилеток // Военно-исторический журнал. 1972. № 2.
6. Кен О. Н. Мобилизационное планирование и политические решения (конец 1920 — середина 1930-х годов). СПб., 2002.
7. Кен О. Н. Мобилизационное планирование в контексте внутренней политики и международного положения СССР (1927-1935) : дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2004. 588 с.
8. Корольков Н. Н. Развитие органов советского военного управления в период организационной и технической перестройки Вооруженных Сил (1929-1941 гг.). М., 1969.
9. Минаков С. Т. Советская военная элита 20-х годов (состав, эволюция, социокультурные особенности и политическая роль). Орел, 2000.
10. Минаков С. Т. Сталин и его маршалы. М., 2004.
11. Осетров А. В. Опыт развития системы мобилизационной подготовки и мобилизации отечественных вооруженных сил (с середины XIX до 90-х гг. XX в.) // Военно-исторический журнал. 2008. № 9. С. 19-22.
12. Поляков Ю. А. Советская страна после окончания гражданской войны. Территория и население. М., 1986.
13. Смирнов В. Военные комиссариаты: 90 лет на службе Отечеству // Российское военное обозрение. 2008. № 4. С. 14-18.
14. Соловьев Д. Н., Казаков А. В. Безопасность жизнедеятельности России (развитие системы мобилизации и мобилизационной подготовки) // Образование, экономика, общество. № 6(22), декабрь 2010.
15. Glantz D. M. The military strategy of the Soviet Union: A history. Ft. Leavenworth (KS), 1992.
16. Samuelson L. Soviet defence industry planning: Tukhachevskii and military-industrial mobilization. 1926-1937. Stocholm, 1996.
References
1. Gerasimov G. I. Mobilization is war...: Mobilization readiness of The Workers' and Peasants' Red
Army and initial stage of the Great Patriotic War ["Mobilizatsiya est' voina...": Mobilizatsionnaya gotovnost' RKKA i nachal'nyi period Velikoi Otechestvennoi voiny»] // Military and historical journal [Voenno-istoricheskii zhurnal]. 1999. N 3.
2. Gorkov Yu. A. Kremlin. General Headquarters. General Staff [Kreml'. Stavka. Genshtab.]. Tver,
1995.
3. The security classification is removed. Losses of armed forces of the USSR in wars, military
operations and the military conflicts [Grif sekretnosti snyat. Poteri vooruzhennykh sil SSSR v voinakh, boevykh deistviyakh i voennykh konfliktakh]. Statistical research. M., 1993.
4. Egelsky V. A. Powers of territorial military commissariats in the sphere of the organization and
carrying out an appeal of citizens of the Russian Federation on military service [Polnomochiya territorial'nykh voennykh komissariatov v sfere organizatsii i provedeniya prizyva grazhdan Rossiiskoi Federatsii na voennuyu sluzhbu] // Education and law [Obrazovanie i pravo]. N 1(41)— 2(42), 2013.
5. Zakharov M. Communist party and modernization of army and fleet in days of premilitary five-
years periods [Kommunisticheskaya partiya i tekhnicheskoe perevooruzhenie armii i flota v gody predvoennykh pyatiletok] // Military and historical journal [Voenno-istoricheskii zhurnal]. 1972. N 2.
6. Ken O. N. Mobilization planning and political decisions (the end 1920th — the middle of the
1930th years) [Mobilizatsionnoe planirovanie i politicheskie resheniya (konets 1920 — seredina 1930-kh godov)]. SPb, 2002.
7. Ken O. N. Mobilization planning in the context of domestic policy and world situation of the
USSR (1927-1935) [Mobilizatsionnoe planirovanie v kontekste vnutrennei politiki i mezhdun-arodnogo polozheniya SSSR (1927-1935)]: Doctiral Dissertation Abstract. SPb, 2004. 588 p.
8. Korolkov N. N. Development of bodies of the Soviet military of management during organiza-
tional and technical reorganization of Armed Forces (1929-1941) [Razvitie organov sovetskogo voennogo upravleniya v period organizatsionnoi i tekhnicheskoi perestroiki Vooruzhennykh Sil (1929-1941)]. M., 1969.
9. Minakov S. T. Soviet military elite of the 20th years (structure, evolution, sociocultural features
and political role) [Sovetskaya voennaya elita 20-kh godov (sostav, evolyutsiya, sotsiokul'turnye osobennosti i politicheskaya rol')]. Orel, 2000.
10. Minakov S. T. Stalin and his marshals [Stalin i ego marshaly]. M., 2004.
11.Osetrov A. V. Experience of development of system of mobilization processing of domestic armed forces (from the middle of XIX to the 90th of the XX century) [Opyt razvitiya sistemy mobilizatsionnoi podgotovki i mobilizatsii otechestvennykh vooruzhennykh sil (s serediny XIX do 90-kh gg. XX v.)] // Military and historical journal [Voenno-istoricheskii zhurnal]. 2008. N 9. P. 19-22.
12. Polyakov Yu. A. Soviet country after the end of civil war by. Territory and population [Sovetskaya strana posle okonchaniya grazhdankoi voiny. Territoriya i naselenie]. M., 1986.
13. Smirnov V. Military commissariats: 90 years on service to the Fatherland [Voennye komissari-aty: 90 let na sluzhbe Otechestvu] // Russian military review [Rossiiskoe voennoe obozrenie]. 2008. N 4. P. 14-18.
14. Soloviev D. N., Kazakov A. V. Health and safety of Russia (development of system of mobilization and mobilization processing) [Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti Rossii (razvitie sistemy mobilizatsii i mobilizatsionnoi podgotovki)] // Education, economy, society [Obrazovanie, eko-nomika, obshchestvo]. N 6(22), December, 2010.
15. Glantz D. M. The military strategy of the Soviet Union: A history. Ft. Leavenworth (KS), 1992.
16. Samuelson L. Soviet defence industry planning: Tukhachevskii and military-industrial mobilization. 1926-1937. Stocholm, 1996.