Библиографический список
1. Ильиных В. А. Соотношение форм классовой борьбы в сибирской деревне в условиях нэпа (1924-1927 гг.) // Актуальные проблемы истории советской Сибири: сб. науч. тр. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990. С. 92-107.
2. Ильиных В. А. Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка Сибири в условиях НЭПА, (19211928 гг.). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 282 с.
3. Ильиных В. А. Хроники хлебного фронта. Заготовительные кампании конца 1920-х гг. в Сибири. М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2010. 342 с.
4. Россия нэповская / С. А. Павлюченков и др. М.: Новый хронограф, 2002. 468 с. URL: https://bookscafe.net/read/pavlyuchenkov_sergey-rossiya_nepovskaya-201200.html#p50 (дата обращения: 25.09.2022).
5. Письма во власть в годы новой экономической политики (апрель 1921-декабрь 1929 г.): сб. док-тов / сост.: Т. И. Морозова, В. И. Шишкин; отв. ред. В. И. Шишкин. Новосибирск: Автограф, 2020. 496 с.
6. Отчёт о работе Енисейского губернского комитета РКП(б). К 1-й Красноярской окрконференции. Красноярск, 1925. 58 с.
7. Очерки истории Красноярской партийной организации. Т. II. Героическая борьба за построение социализма и постепенный переход к коммунизму (с 1921 по 1969 годы). Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1970. 390 с.
8. Ильиных В. А. Хлебозаготовки середины 1920-х гг. в енисейской деревне // Исторический опыт освоения Сибири: сб. мат-лов по итогам науч.-практ. конф. Красноярск, 1989. С. 142-145.
9. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Док-ты и мат-лы. В 4-х т. ОГПУ. Т. 2. 1923-1929. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. 1168 с.
10. Шекшеев А. П. Кооперация на Енисее в 1920-е годы // Мартьяновские краеведческие чтения (2018-2019 гг.): сб. докл. и сообщ. Вып. XII. Минусинск, 2019. С. 166-187.
11. Шекшеев А. П. Как коммунисты завоёвывали енисейскую деревню (1920-е годы) // Учёные записки Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. Вып. 3. Минусинск, 2021. С. 116-160.
© Шекшеев А. П., 2022
УДК 94(47):355.2" 1979/1989"
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СССР ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ
(1979-1989 ГГ.)
Юданов Сергей Георгиевич,
студент
Научный руководитель — М. Г. Степанов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье проанализирован общий уровень боевой готовности Советских Вооружённых сил в локальном конфликте на примере Афганистана. Также охарактеризованы основные боевые операции Советской Армии на территории ДРА.
Ключевые слова: Афганистан, Афганская война, ОКСВА, боевые действия, тактика, война, Советская Армия, подразделения специального назначения.
THE MILITARY POTENTIAL OF THE USSR DURING THE WAR IN AFGHANISTAN
(1979-1989)
Yudanov Sergey Georgievich,
student
Scientific supervisor—M. G. Stepanov, Ph.D. in History, Associate Professor of the History Department Katanov Khakass State University (Abakan)
The article analyzes the general level of combat readiness of the Soviet Armed Forces in a local conflict on the example of Afghanistan. The main combat operations of the Soviet Army on the territory of the DRA are also characterized.
Key words: Afghanistan, Afghan war, OKSVA, military operations, tactics, war, Soviet Army, Special Forces units.
В 1979 г. высшее руководство СССР приняло решение о вводе войск в Демократическую Республику Афганистан (далее - ДРА), сформировав для этого специальную группу войск - Ограниченный контингент советских войск в Афганистане (далее - ОКСВА) Подразделения 40-й Общевойсковой армии (далее - 40 ОА) на протяжении 10-ти лет вели боевые действия против различных групп афганских моджахедов с переменным успехом. Однако, советская военная доктрина столкнулась с непривычными для себя условиями ведения боя, подобно армии США во Вьетнаме. Многие западные историки и ряд отечественных исследователей военных конфликтов называют Афганскую войну «Советским Вьетнамом» [1, с. 17].
На момент ввода частей 40-й армии в Афганистан в декабре 1979 г. подразделения Советской армии были самыми многочисленными в Европе. Теоретически Вооружённые силы СССР можно разделить на три эшелона [1, с. 39]:
- первый эшелон - ГСВГ (группа советских войск в Германии) и группа советских войск в Польше - «Северная группа войск». Эти подразделения представляли из себя наиболее боеспособные и хорошо обученные подразделения, оснащённые самыми современными на тот момент образцами вооружения и техники;
- второй эшелон - это части приграничных военных округов, на оснащении которых так же находились многочисленные и боеспособные войсковые подразделения, которые в случае войны должны были оперативно передислоцироваться к местам боёв и вступить в бой с противником;
- третий эшелон - части «глубинных округов» [1 с. 41], имевшие на вооружении штатную материальную базу и в подчинении личный состав для обслуживания техники и поддержания оной в состоянии полной боевой готовности. Зачастую боевая подготовка здесь велась не так усиленно, как в приграничных
округах и группах войск в Германии и Польше.
Вся эта грозная сила представляла собой армию, хорошо слаженную и умеющую наступать и обороняться в местах условных боёв -Центральной и Западной Европе. Постоянные учения ГСВГ и Северной группы войск - прямое тому подтверждение [2]. Сценарий в случае войны был во многом похож на грандиозные наступательные операции СССР времён Великой Отечественной войны - вклинения в оборону противника, выходы на оперативные просторы, окружения крупных войсковых соединений стран НАТО и взятие ключевых магистралей с городами.
Однако вместо третьей мировой войны Советский Союз втянулся в затяжную войну со страной третьего мира, а у противников Советской Армии (далее - СА - Советская армия) здесь не было ни ядерного оружия, ни танковых соединений, против которых действовали бы силы СА. В Афганистане всё было намного сложнее: постоянные засады в горах, зачистки и штурмы кишлаков ограниченными силами, рейдовые и постоянные контрпартизанские операции [3].
В 1979 г. в Туркестанском военном округе создаётся 40 ОА из частей, которые были собраны с различных соединений СА, которые в декабре этого же года пересекли реку Амуда-рья и вошли на территорию Афганистана.
С 1980 по 1985 гг. советские войска проводили крупные войсковые операции с участием большого количества соединений. К таковым следует отнести Панджерскую и Кунарскую операции. Эти операции проводились на фоне формирования и оснащения армии ДРА, которые были завершены примерно к концу 1984 г.
Основная тактика заключалась в том, что подразделения ОКСВА громили моджахедов и отдавали под контроль афганской армии очищенные от боевиков районы. Однако, такая тактика не оправдала себя, система коммуникаций моджахедов позволяла им успешно
скрываться и уходить на перегруппировку в специально оборудованные базы [3, с. 36]. Накопив силы и перегруппировавшись, моджахеды вновь возвращались в районы и кишлаки, выбивая оттуда правительственные войска Афганистана. Вячеслав Клепиков в своей книге «Имперец» вспоминал: «Порой нам приходилось восстанавливать законную власть по пять раз», также он говорил о том, что к 1985 г. война в Афганистане полностью свелась к контрпартизанской борьбе, вычислению и уничтожению баз снабжения моджахедов [4, с. 98]. В этих операциях советским подразделениям приходилось применять незаурядные тактики по выявлению и уничтожению схронов, складов, пунктов временной дислокации и баз пребывания прямо в населённых пунктах или же в пещерах под ними.
В связи с переходом мятежников к постоянной тактике диверсий, террора, обстрелов войск, захвата сторожевых застав соединения и части 40 ОА вынуждены были вести оборону важнейших коммуникаций, связывающих Афганистан с территорией СССР: Термез-Кабул-Джелалабад; Кушка-Герат-Кандагар; Мазари-Шариф-Кундуз-Файзабад, общей протяженностью более 2 тыс. км. Оборона коммуникаций представляла из себя разгром группировок моджахедов вдоль дорог, срыв их диверсий, обеспечение беспрепятственного движения советских и афганских транспортных колонн. Оборона велась дивизиями, полками, батальонами и ротами. На протяжении 1985-1989 гг. ОКСВА придерживались именно такой тактики. Проводились контрпартизанские операции, осуществлялся контроль за территориями, занятыми подразделениями афганской армии и советскими войсками, отражались наступления моджахедов. Выполнялись операции по освобождению и деблокированию районов, занятых или окружённых боевиками. Одной из таких операций является операция «Магистраль», проводимая с осени 1987 по январь 1988 гг., в ходе которой произошёл легендар-
ный бой 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка (ЦДЛ).
Особую роль в Афганской войне сыграли подразделения специального назначения. Начиная с 1980 г. США и страны НАТО, а также Пакистан и Китай оказывали различную военную помощь афганским моджахедам посредством предоставления снаряжения, оружия и боеприпасов. Появилась необходимость пресекать подобные действия. Этой задачей стал заниматься спецназ Главного разведывательного управления при Министерстве обороны СССР (ГРУ) [5, с. 108]. Проводились различные операции по обнаружению перевалочных пунктов моджахедов, баз снабжения. Спецназовцы перекрывали пути поставок, идущие в Афганистан из Пакистана.
За время Афганской войны части спецназа ГРУ разрослись в очень крупные по численности подразделения. Появились целые бригады спецназа, такие как 15-я Отдельная бригада специального назначения и 22-я гвардейская Отдельная бригада специального назначения, а также различные отдельные отряды - Отдельные отряды специального назначения ГРУ [5, с. 301].
Анализируя действия ОКСВА, можно сказать, что советские войска на начальных этапах не были в достаточной степени подготовлены к условиям ведения боевых действий в Афганистане. Армия, учившаяся воевать против технически оснащённого противника, оказалась недостаточно подготовленной к действиям против иррегулярных партизанских формирований. Подготовка подразделений оказалась недостаточной, ввиду чего открывались так называемые «афганские» учебки, в которых учёба личного состава происходила с учётом опыта ведения войны в Афганистане.
Офицерам «на местах» пришлось вырабатывать различные тактики ведения боя в новых условиях, которые попросту не изучались в училищах до войны в Афганистане, порой этот опыт приходил через немалые потери
солдат и самих офицеров. Опыт ведения боёв показал, что успешное выполнение задач обеспечивалось принятием решений, которые соответствовали конкретной обстановке [6].
Война также вскрыла множество проблем с материальным обеспечением советского солдата, начиная от архаичности используемой униформы до индивидуального снаряжения. Всё это приходилось решать путём личной инициативы и смекалки. Афганистан стал «родиной» кустарного снаряжения, военнослужащие СА изготавливали, упрощали и улучшали экипировку. Особенно остро стояла проблема с разгрузочными жилетами и бронежилетами, которая по мере продолжения войны постепенно решалась [6]. В срочном порядке в СССР разрабатывались новые виды бронеза-щиты. За короткий промежуток времени на вооружение Советской армии было принято целое семейство бронежилетов под кодовым названием «Улей», а также появились разгрузочные жилеты отечественного производства -БВД (боевая выкладка десантника) и «Пояс-А» - копия китайского жилета «СЫ-Сот» (назва-
ние «Chi-Com» появилось из-за словосочетания Chinese Communist - англ. - Китайский Коммунист), прозванного советскими солдатами «Лифчиком».
Подводя итог, можно сказать, что Афганская война стала новым и бесценным опытом для Советской армии, которой пришлось вести боевые действия в непривычных и крайне некомфортных условиях. Увеличивалась индивидуальная роль каждого бойца подразделения, потому что нередко войскам приходилось действовать автономно. На местах внедрялись новые методики ведения боя, офицеры начали действовать нестандартно, проявляя инициативу, в особенности это касалось отрядов спецназа ГРУ [5, с. 700].
Таким образом, Афганская война дала бесценный опыт будущим Вооружённым силам РФ. К сожалению, никакого систематического анализа после завершения войны и вывода войск из ДРА проведено не было, и в будущем Россия столкнулась с двумя чеченскими военными кампаниями, которые проходили по «афганскому сценарию».
Библиографический список
1. Фейфер Г. Большая игра. Война СССР в Афганистане. М.: Эксмо, 2013. 336 с.
2. Такой солдат непобедим / Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов. Москва. 1981. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qMFJ6BHZ8I4 (дата обращения: 10.12.2022).
3. Аптерейкин. С. Н. Особенности ведения боевых действий советских войск в горно-пустынной местности (по опыту боевого применения подразделений воздушно-десантных войск в Республике Афганистан): учебное пособие / Кафедра тактики РВВДКДКУ имени генерала армии В. Ф. Маргелова. Рязань: РВВДКДКУ, 1999. С 63.
4. Клепиков В. В. Имперец: документальная повесть. Новосибирск: Академиздат, 2021. 352 с.
5. Козлов С. В. и др. Спецназ ГРУ. Очерки истории. Афганистан - Звёздный час спецназа. 1979-1989 гг. 2-е изд. Москва. Русская панорама, 2013. 736 с.
6. Никитенко Е. Г. Опыт ведения боевых действий 40-й А. Эволюция форм и способов ведения боевых действий // 70 ОМСБр: [сайт]. 2022. URL: http://www.kandagar.su/index/opyt_vedenija_boevykh_dejstvij_40_j_a/0-174 (дата обращения: 10.12.2022).
© Юданов С. Г., 2022