Научная статья на тему 'ВОЕННЫЕ ХРАМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ В.: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ НУЖД ВОЙСК И ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ Ф.М. ВЕРЖБИЦКОГО'

ВОЕННЫЕ ХРАМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ В.: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ НУЖД ВОЙСК И ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ Ф.М. ВЕРЖБИЦКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военные храмы / русский стиль / русская церковная архитектура / «национальные окраины» Российской империи / базилики / полковые церкви / Ф.М. Вержбицкий / military churches / Russian architectural style / Russian church architecture / “national outskirts” of Russian Empire / basilicas / regimental churches / Fedor Verzhbitsky

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берташ Александр Витальевич, Линькова Ксения Владимировна

Военные церкви не только занимали значительное место в духовной жизни России Нового времени, но и представляют собой значимый культурный феномен. Воинские соборы в крупных городах, прежде всего в Санкт-Петербурге, выполняли мемориальную функцию (являлись храмами-памятниками, усыпальницами), на периферии — в местах размещения воинских частей (обычно на окраинах поселений) чаще всего использовались временные церкви, скромные по размеру. Начало XX в. характеризуется небывалой интенсификацией строительства полковых храмов: с 1900 до 1917 г. было возведено более 100 военных церквей. В первую очередь это было связано с учреждением военным министром А.Н. Куропаткиным специальной комиссии для удовлетворения религиозно-нравственных нужд войск и для выработки типа войсковых церквей. Она должна была добиться того, чтобы каждый полк на месте постоянной дислокации имел свою каменную церковь. Значительную роль в деле храмоздания сыграли энергичный протопресвитер военного и морского духовенства о. Александр Желобовский и генерал от инфантерии граф И.Д. Татищев, который 23 янв. 1901 г. и возглавил комиссию. Разработка образцового проекта церкви для воинских чинов была поручена члену комиссии по построению казарм при Военном совете гражданскому инженеру Ф.М. Вержбицкому. 13 апреля 1901 г. проект был утвержден императором Николаем II. Образцовый храм представлял собой однонефную базилику красного кирпича с высокой шатровой колокольней над притвором, увенчанную одной главой на большом световом барабане и обильно декорированную в духе «узорочья» XVII в. По этому проекту и возводилось на государственные средства большинство храмов (не менее 69). Еще один тип военного храма был представлен тремя трехнефными полковыми базиликами в Западном крае (гражданский инженер М.М. Прозоров). Строительство полковых церквей осуществлялось преимущественно на «национальных окраинах»: в Польше, Балтии, Средней Азии, Закавказье. Они не только символизировали собой присутствие российской имперской власти и армии, но и становились важными и новыми по стилистике архитектурными акцентами. Делопроизводство данной комиссии до сих пор не было включено в научный оборот. Нами были обнаружены и проанализированы документы вышеозначенной Комиссии (РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 1–8), представляющие собой обширную переписку с Военным министерством, Главным Инженерным управлением и штабами военных округов и гарнизонных частей. Кроме прошений священников и командиров полков о финансировании строительства, сопроводительных писем протопресвитера А.А. Желобовского и запросов И.Д. Татищева в Инженерное ведомство, дела содержат сметы расходов и планы строительства с 1901 по 1908 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY CHURCHES IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY: ACTIVITIES OF THE COMMISSION TO MEET THE RELIGIOUS AND MORAL NEEDS OF THE TROOPS AND THE MODEL PROJECT OF F.M. VERZHBITSKY

Military churches played a significant role in the spiritual life of Russia in the 19th century; they also represent an important cultural phenomenon. Military cathedrals in large cities, primarily in St. Petersburg, performed a memorial function (they served as monuments and sepulchres). On the outskirts of the Empire, in places where military units were located, mainly temporary churches, small in size, were used. The beginning of the 20th century is characterised by an unprecedented intensification of the construction of regimental churches: from 1900 to 1917 more than 100 military churches were built. Firstly, this was due to the creation of a special commission on the religious and moral needs of the troops which was instructed to develop a model for military churches and to ensure that each regiment had its own stone church. A significant role in the cause of church-building belonged to the energetic priest of the military and naval clergy Aleksandr Zhelobovsky and General of Infantry I.D. Tatishchev. The development of an exemplary project of a church for the military was entrusted to the civil engineer F.M. Verzhbitsky. On April 13, 1901, the project was approved by Emperor Nicholas II. The exemplary church was a one-nave redbrick basilica with a high hipped bell tower above the narthex, crowned with one dome and richly decorated in the spirit of the Russian ornamentation of the 17th century. In total, about 69 churches were built. The office work of this commission has not yet been described in academic literature. We have found and analysed the documents of this commission. They include extensive correspondence with the Military Ministry, the Main Engineering Directorate and the headquarters of military districts and garrison units. In addition to petitions of priests and regiment commanders for funding the construction, letters from Revd. A.A. Zhelobovsky and I.D. Tatishchev to the Engineering Department, the files contain cost estimates and construction plans from 1901 to 1908. Another type of military church was represented by three three-nave regimental basilicas in the Western Borderlands (civil engineer M.M. Prozorov). The construction of regimental churches was carried out mainly on the “national outskirts” of the Russian Empire: in Poland, the Baltic States, Central Asia, Transcaucasia. They symbolised the presence of the Russian imperial power and of the army, and also became notable buildings constructed in a new architectural style.

Текст научной работы на тему «ВОЕННЫЕ ХРАМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ В.: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ НУЖД ВОЙСК И ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ Ф.М. ВЕРЖБИЦКОГО»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 68-87 БОТ: 10.15382Мш^202352.68-87

Берташ Александр Витальевич, протоиерей, канд. искусствоведения, канд. богословия, настоятель церкви свв. Царственных Страстотерпцев

РПЦ МП в Бремене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии,

эксперт фонда Д. С. Лихачева

Германия, г. Бремен

[email protected].

https://orcid.org/0000-0003-3486-0490

Линькова Ксения Владимировна, магистр искусствоведения,

аспирант и приглашенный преподаватель

Школы исторических наук

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

Россия, г. Москва [email protected]. https://orcid.org/0009-0000-1135-1808

Военные храмы в Российской империи начала ХХ в.: деятельность комиссии для удовлетворения религиозно-нравственных нужд войск и образцовый проект Ф. М. Вержбицкого

Аннотация: Военные церкви не только занимали значительное место в духовной жизни России Нового времени, но и представляют собой значимый культурный феномен. Воинские соборы в крупных городах, прежде всего в Санкт-Петербурге, выполняли мемориальную функцию (являлись храмами-памятниками, усыпальницами), на периферии — в местах размещения воинских частей (обычно на окраинах поселений) чаще всего использовались временные церкви, скромные по размеру. Начало XX в. характеризуется небывалой интенсификацией строительства полковых храмов: с 1900 до 1917 г. было возведено более 100 военных церквей. В первую очередь это было связано с учреждением военным министром А. Н. Куропаткиным специальной комиссии для удовлетворения религиозно-нравственных нужд войск и для выработки типа войсковых церквей. Она должна была добиться того, чтобы каждый полк на месте постоянной дислокации имел свою каменную церковь. Значительную роль в деле храмоздания сыграли энергичный протопресвитер военного и морского духовенства о. Александр Желобовский и генерал от инфантерии граф И. Д. Татищев, который 23 янв. 1901 г. и возглавил комиссию. Разработка образцового проекта церкви для воинских чинов была поручена члену комиссии по построению казарм при Военном совете гражданскому инженеру Ф. М. Вержбицкому. 13 апреля 1901 г. проект был утвержден императором Николаем II. Образцовый

А. В. Берташ, К. В. Линькова

© Берташ А. В., Линькова К. В., 2023.

храм представлял собой однонефную базилику красного кирпича с высокой шатровой колокольней над притвором, увенчанную одной главой на большом световом барабане и обильно декорированную в духе «узорочья» XVII в. По этому проекту и возводилось на государственные средства большинство храмов (не менее 69). Еще один тип военного храма был представлен тремя трехнефны-ми полковыми базиликами в Западном крае (гражданский инженер М. М. Прозоров). Строительство полковых церквей осуществлялось преимущественно на «национальных окраинах»: в Польше, Балтии, Средней Азии, Закавказье. Они не только символизировали собой присутствие российской имперской власти и армии, но и становились важными и новыми по стилистике архитектурными акцентами. Делопроизводство данной комиссии до сих пор не было включено в научный оборот. Нами были обнаружены и проанализированы документы вышеозначенной Комиссии (РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 1—8), представляющие собой обширную переписку с Военным министерством, Главным Инженерным управлением и штабами военных округов и гарнизонных частей. Кроме прошений священников и командиров полков о финансировании строительства, сопроводительных писем протопресвитера А. А. Желобовского и запросов И. Д. Татищева в Инженерное ведомство, дела содержат сметы расходов и планы строительства с 1901 по 1908 г.

Ключевые слова: военные храмы, русский стиль, русская церковная архитектура, «национальные окраины» Российской империи, базилики, полковые церкви, Ф. М. Вержбицкий.

Военные церкви не только занимали значительное место в духовной жизни России Нового времени, но и представляют собой значимый культурный и архитектурный феномен. Однако в таком качестве — как особый феномен, они не становились объектом специального искусствоведческого исследования. В своей пятитомной монографии В. М. Котков1 ограничился краткой исторической справкой и перечнем построек со сведениями о них, без архитектурного описания. Ряд публикаций, преимущественно на сайте sobory.ru, в том числе основанных на данных из фонда протопресвитера военного и морского духовенства в РГИА (Ф. 806)2, посвятил военным храмам М. Ю. Мещанинов. Ряд статей затрагивают тему образцовых проектов воинских церквей, созданных комиссией Татищева, в частности, прот. А. Берташа «Строительство военных храмов при протопресвитере Александре Желобовском и их стилистика»3 и К. В. Линьковой «Полковые базилики и их место в русской архитектуре второй половины XIX — начале XX века4». В них впервые было включено в научный оборот делопро-

1 Котков В. М. Военные и морские храмы России в XIX — начале XX века: в 5 т. СПб., 2020. Т. 5.

2 См. также: Ивицкая А. Н. Материалы по истории военно-храмового строительства в фондах Российского государственного исторического архива // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 183. С. 165—171.

3 Берташ А., прот. Строительство военных храмов при протопресвитере Александре Желобовском и их стилистика // История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX — начале XX в. СПб., 2015. С. 62-84.

4 Линькова К. В. Полковые базилики и их место в русской архитектуре второй половины XIX — начале XX века // Искусствознание. 2022. № 2. С. 350-365.

изводство комиссии Татищева, наиболее значимое для раскрытия настоящей темы. В Российском государственном военно-историческом архиве авторами были обнаружены и проанализированы документы комиссии (РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 1—8), представляющие собой обширную переписку с Военным министерством, Главным Инженерным управлением и штабами военных округов и частей.

Целенаправленное строительство военных церквей развернулось при императоре Николае I. Полковые храмы столицы являются выдающимися произведениями позднего классицизма (Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, спроектированные В. П. Стасовым) и наиболее выразительными примерами творчества основоположника русского стиля К. А. Тона. Введенская церковь (собор), Благовещенская, Мироновская, Петропавловская Уланская церкви определили «архитектурную русификацию» Санкт-Петербурга5. Полковые церкви К. А. Тона — произведения героико-монументального жанра: для них характерен тип соборного храма с мемориальной функцией (храмы-памятники в честь военных побед, усыпальницы павших офицеров).

В конце XIX — начале ХХ в. военное храмостроительство приобрело максимальный размах. Такая интенсификация в первую очередь была связана с деятельностью военного министра А. Н. Куропаткина, одной из задач которой было «улучшение условий быта и службы»6 офицеров и низших чинов. В 1890 г. была осуществлена централизация управления военными и морскими церквями под началом протопресвитера. Следующей задачей стало обеспечение войск молитвенными помещениями. Куропаткин обратил внимание на состояние полковых церквей: в 1890—1900-х гг. большая их часть не имела специальных зданий или располагалась в деревянных постройках. По Высочайшему повелению от 23 января 1900 г. вследствие инициативы военного министра была создана специальная комиссия «для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия их религиозно-нравственного воспитания». Именно с отсутствием храмов связывали падение нравственного уровня военнослужащих. Например, Двинский (г. Даугавпилс) крепостной Христорож-дественский собор, как указывалось, «охотно посещается нижними чинами, по собственному их желанию, что объясняется его величественным видом и благолепием при торжественной службе, и что несомненно окажет большое значение для поддержания и развития нравственности среди нижних чинов»7.

С 23 января 1901 г. (и до 1909 г.) возглавлял комиссию генерал от инфантерии граф И. Д. Татищев (граф являлся также членом Военного совета). Значительную роль в делах комиссии играл также протопресвитер военного и морского духовенства о. Александр Желобовский8.

5 Подробнее см.: Берташ А. В. Тип военных храмов архитектора К. А. Тона в русском зодчестве середины — второй половины XIX века // Бомбардир: Военно-историческое приложение к журналу «Вооружение. Политика. Конверсия». 2001. № 14. С. 98—102.

6 Куропаткин А. И. Задачи русской армии: в 3 т. СПб., 1903. Т. 3: Задачи России и русской армии в XX столетии.

7 РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 8. Л. 377.

8 См.: Берташ А., прот. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский: Биографический очерк // История военного и морского духовенства в Российской

Комиссия по вопросу об удовлетворении религиозно-нравственных нужд войск сразу же приступила к разработке образцового проекта церкви для воинских чинов9. А. Н. Куропаткин в докладе на Высочайшее имя об улучшении быта нижних чинов (1900) писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, и для расширения существующих войсковых храмов, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды...»10 23 января 1900 г. император одобрил соответствующий доклад Главного штаба с резолюцией: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высокой степени важным»11. Разработка образцового (типового) проекта церкви для воинских чинов была поручена гражданскому инженеру надворному советнику Ф. М. Вержбицкому12. 11 августа 1891 г. он был определен техником комиссии по построению казарм при Военном совете13. Возможно, в разработке проекта принимал участие совещательный член комиссии по устройству казарм (с 1893 г.) известный столичный зодчий И. С. Китнер. 8 мая 1900 г. за труды в комиссии Вержбицкий получил монаршее благоволение. 13 апреля 1901 г. проект был утвержден императором

империи в конце XIX — начале XX в.: Сб. материалов церковно-исторической конференции / под ред. Д. А. Карпука. СПб., 2015. С. 4-20.

9 Возведением войсковых соборов продолжило заниматься Инженерное ведомство.

10 РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2550. Л. 6, 7; 100-летие военного министерства. 1802-1902. XIII / сост. протопресвитер А. А. Желобовский. СПб., 1902. С. 62; Цитович Г. А., свящ. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства). Пятигорск, 1913. С. 12-14.

11100-летие военного министерства. 1802-1902. XIII. С. 63.

12 Федор Михайлович Вержбицкий (19 мая 1846 — 6 марта 1919, Петроград), из дворян Царства Польского, окончил Нежинскую гимназию и С.-Петербургское строительное училище (1867-1871), преобразованное позднее в Институт гражданских инженеров, и занял должность техника в Виленском церковно-строительном присутствии и младшего инженера Виленского губернского правления (до 1875 г.). Им были составлены проекты и сметы на постройку Никольской церкви в Рудамине (1874-1877, Литва, после 1944 г. в руинах) и храма на 300 человек в Черневичах (ныне Беларусь), утвержденного 27 мая 1874 г. Основой для него послужил самый распространенный образцовый проект К. А. Тона — трехчастного одноглавого храма с шатровой колокольней над притвором из альбома 1838 г. — церкви в имении Сеняви-на. Работал в Полтаве (1882-1886), Чернигове (1886-1890), преподавал в Школе десятников по строительному делу (1900-е). В Петербурге был избран членом правления Общества гражданских инженеров, построил здание Городского архива (1914-1915; Большой Сампсониевский пр., 88). Вержбицкий получил известность как специалист по железнодорожному и казарменному строительству (см.: Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института. Вып. 1. СПб., 1892; 100-летие военного министерства. 1802-1902. III. Отд. V / сост. Н. М. Затворницкий. СПб., 1909. С. 677; Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: Справочник / под общ. ред. Б. М. Кири-кова. СПб., 1996; Bertash A. Verzbickij, Fedor Michajlovic // Allgemeines Künstlerlexikon (AKL). Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Band 115. Berlin; Boston, 2022. S. 496-497).

13 В 1881 г. при военном министре П. С. Ванновском был учрежден казарменный капитал, который позволил строить казармы земствам и городам (см.: 100-летие военного министерства. 1802-1902. III. Отд. VI / сост. Н. М. Затворницкий. СПб., 1911. С. 274).

Николаем II. За него Вержбицкий удостоился премии в 500 руб. Таким образом, комиссия «выработала особый тип военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения»14.

Образцовый храм представлял собой однонефную базилику красного кирпича с высокой шатровой колокольней над притвором, увенчанную одной главой на большом световом барабане и обильно декорированную в духе «узорочья» XVII в. Вероятно, основную идею плана и объемно-пространственной композиции храма архитектор заимствовал из проекта Л. Н. Бенуа 1891 г. — Георгиевской церкви — базилики (правда, трехнефной) в Гусе-Хрустальном (1892—1903; ил. 1)15. Особенностью этого типа базилик (в отличие от базилик Д. И. Гримма16) можно считать наличие шатровой колокольни с приделами, которые в свою очередь уравновешивают боковые алтари восточной части. Этот архитектурный тип можно считать отчасти преемственным по отношению и к церкви во имя св. вмч. Димитрия Солунского в Березовке, спроектированной А. Н. Померанцевым практически одновременно с базиликой Бенуа, и Николо-Александровской Путиловской церкви в Санкт-Петербурге (постройки Вас. А. Косякова)17.

Проект храма (вместимостью до 900 человек) был впервые осуществлен при постройке церкви 148-го пехотного Каспийского полка близ ст. Новый Петергоф стоимостью 40 тыс. руб. (1901—1903 гг., полностью перестроена, разрушается;

!

Ил. 1. Л. Н. Бенуа. Церковь (собор) св. вмч. Георгия Победоносца в Гусь-Хрустальном. 1892—1903. Источник: https://pastvu.eom/p/430752

14100-летие военного министерства. 1802—1902. XIII. С. 63. План и разрез войсковой церкви на 900 человек см.: ГНИМА Р 111-9258 (ОФ-4851/6).

15 См.: Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа. СПб., 2003. С. 106-110.

16 См.: Линькова К. В. Базиликальные храмы в творчестве Д. И. Гримма // Архитектурное наследство. 2020. № 72. С. 159.

17 См.: Кириченко Е. И. Архитектор Василий Косяков. М., 2016. С. 143.

ил. 2)18. Журнал «Нива» охарактеризовал ее как «красивую церковь в русском стиле...». «Изящную простоту форм и оригинальность стиля» отметил в данном проекте священник из Волынской губернии, который просил выслать ему образцовый проект, чтобы построить приходский храм19.

Типовой военный храм соединил од-нонефную базилику с открытой кирпичной кладкой (чаще красного кирпича) с трехчастным объемно-пространственным делением, особенно характерным для русских церквей XVII в. (высокая шатровая колокольня со слухами над притвором, центральная часть и алтарь, или трапезная и центральная часть). Необычно смещение массивной луковичной главы на световом барабане к восточной части храма (функционально обусловленное наличием боковых входов с северной и южной сторон, акцентированных крыльцами), устройство над притвором «постамента» для колокольни, над боковыми частями которого часто ставились две декоративные луковичные главки (деревянные, обшитые металлом). Часто используемая форма главы — крупная луковица с перехватом, увенчанная глухим барабанчинком с луковичной главкой, — несколько напоминает стилистику барокко. Массивная венчающая часть храма располагалась над примыкающим к основной базилике с востока близким к кубу четвериком — алтарным объемом. К последнему примыкают пониженные, прямоугольные, близкие в плане к квадрату боковые объемы и трапециевидный в плане «дополнительный» алтарный выступ.

Если базиликальная композиция храма с его вытянутым невысоким объемом (общая длина храма приближалась к 45 м при ширине менее 20 м) и имитированным коробовым сводом вызывает ассоциации и с западной церковной архитектурой, то отделка храма была выдержана в декларативно русском стиле «узорочья» XVII в., преимущественно из тесанного неоштукатуренного кирпича. Пластика фасада сформирована обильным декором, за которым почти не читается плоскость стены. Декор включает в себя такие элементы, как кокошники (часто полуциркульные или килевидные, тройные с подвышенным центральным), щипцы, городчатый орнамент, ширинки, профилированные тяги, полу-

18 См.: Цитович Г. А., свящ. Указ. соч. С. 12—14 и далее; Берташ А., прот. Строительство военных храмов... С. 62—84.

19 См.: Василенко А., Василенко Н. Не в силе Бог, а в правде. История храма святого благоверного великого князя Александра Невского. Псков, 2007.

Ил. 2. Ф. М. Вержбицкий (проект). Церковь св. Анастасии Узорешительни-цы 148-го пехотного Каспийского полка

в Санкт-Петербурге. 1901—1903. Источник: https://sobory.ru/photo/223997

колонки или трехчетвертные колонки, иногда перехваченные муфтами, с кубо-ватыми капителями, дентикулы, тяги. Оконные и дверные проемы чаще всего оформлены килевидными кокошниками, опирающимися на профилированные архитравы и полуколонки. Лопатки в оконных простенках венчаются также кокошниками, прорезающими фриз и карниз основного четверика. В интерьере храма, простом по форме, четко прослеживалась трехчастная композиция (притвор, основной объем, алтарь). Притвор в одну ось включает три квадратных в плане объема: центральный, куда ведет крыльцо главного входа, с выложенным в кирпиче парусным сводом, над которым возвышается колокольня, северный, в западной части которого находится пристенная лестница, ведущая на колокольню, и южный. Основной объем в пять осей имеет по центральной оси боковые входы с малыми крыльцами. Алтарная часть под световым барабаном центральной главы близка в плане к квадрату и соединена проходами с ризницей и дья-конником, южный объем (дьяконник) имеет с юга отдельный вход с крыльцом для священнослужителей. Оба боковых объема изолированы от солеи и имеют окна. К основному алтарному объему примыкает с востока дополнительный, трапециевидный объем абсиды, прорезанный тремя окнами, через которые освещается алтарь. Декор интерьера крайне скромен и представлен тянутыми штукатурными профилями и карнизами, в частности в уровне потолка, лепными зеркалами под оконными проемами, лепными розетками на сводах.

Вторым типом образцового проекта можно считать проект храма на 2 тыс. человек, разработанный в 1901 г. для инженерного управления Виленского военного округа гражданским инженером М. М. Прозоровым20. Небольшое запаздывание во времени его разработки, в сравнении с проектом Ф. М. Вержбицкого (проект Прозорова высочайше утвержден 9 мая 1901 г.), не позволяет уверенно говорить о заимствовании виленским зодчим основных мотивов базилики та-тищевской комиссии, но сходство проектов очевидно21. То, что строительство трех храмов по этому проекту — больших прямоугольных в плане трехнефных базилик — относится к более позднему времени (1904—1907), является дополнительным аргументом в пользу «первичности» проекта Вержбицкого. Это гарнизонная Борисоглебская церковь с приделом святителя Алексия, митрополита Московского в Двинске (ныне Даугавпилс, 1904—1905 гг., освящена 12 июня; ил. 322; в настоящее время кафедральный собор Даугавпилсской епархии, счита-

20 Подробнее о нем см.: Берташ А. В., прот. Православное храмостроительство на территории современной Литвы в начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2023. Апрель-июнь. Вып. 50. С. 90—116.

21 См.: Линькова К. В. Полковые базилики ... С. 362—363.

22 Впоследствии и в настоящее время — кафедральный собор (см.: Valstskulturas piemineklu aizsardzibas inspekcijas. Piemineklu dokumentacijas centrs (Riga). Даугавпилс. Собор святых Бориса и Глеба; Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Riga, 1939. С. 58-59; Тайван Л. Л. По Латгалии. М., 1988. С. 84-86; Kaminska R., Bistere A. Sakralas arhitekturas un makslas mantojums Daugavpils rajona. Riga, 2006. 46-49. lpp.; Bertash A. Architecture of Orthodox Churches in Daugavpils in the Context of Church Building in the Russian Empire of the Second Half of the 19th- the Beginning of the 20th century // Daugavpils Universitates 59. starptautiskas zinatniskas kon-ferences rakstu krajums = Proceedings of the 59th International Scientific Conference of Daugavpils University. Daugavpils, 2017. P. 49-56).

Ил. 3. М. М. Прозоров. Борисоглебская церковь в Даугавпилсе. 1904—1905. Фото свящ. А. Берташа, 2009

ется самым большим православным храмом Латвии), Покровская церковь (ныне кафедральный собор) в Гродно (1904—1907 гг.)23 и Александро-Невская церковь 5-й стрелковой бригады в Сувалках, Польша (1904—1907 гг., капитально перестроена под католический храм Святых Петра и Павла)24. Руководил строительством в Гродно и, возможно, в Даугавпилсе военный инженер И. Е. Савельев. Борисоглебский храм имеет размер 40x20x16 м и увенчан 10 главами. Функциональное назначение храмов продиктовало необходимость сооружения больших прямоугольных в плане трехнефных базилик. Средний неф храмов выше и шире двух боковых, отделен от них арками, опирающимися на шесть пилонов с каждой стороны, седьмая пара отделяет трехчастный объем алтаря. Боковые нефы имеют плоское перекрытие. Алтари с главными престолами выделены трапециевидными в плане апсидами, перекрытыми конхами. Над восточной частью каждого храма возвышается глухое луковичное пятиглавие, а над алтарями приделов и их притворами — шатры с главками. В центральной части западных фасадов над притворами воздвигнуты высокие (около 40 м) шатровые колокольни. С западного и бокового фасадов имеются по три портала. Храм обильно декорирован наличниками в московско-ярославском стиле с килевидным верхом, лопатками, филенками, щипцами с «романскими» ползучими арочками.

23 См.: Рой Георгий, прот. Гродненский Свято-Покровский собор. Гродно, 2018. С. 13—23.

24 См.: Januszkiewicz A. O nietypowej architekturze Swi^tyni typowej. Projekty prawosiawnych cerkwi w Suwaikach, Dyneburgu i Grodnie oraz ich przeksztaicenia po 1915 roku // Sztuka Europy Wschodniej (Искусство восточной Европы). Т. 6. Polscy i rosyjscy architekci w XIX i XX wieku (Польские и российские архитекторы в XIX и XX веках). Warszawa; Toruü, 2018. S. 105—117. Рассуждения автора о «евхаристическом центре», «взаимном обогащении» Католической и Православной Церквей в проекте военного храма лишены какого бы то ни было обоснования.

В 1908-1910 гг. стараниями свящ. Н. Пестмаля была выстроена Никольская церковь в Крустпилсе (Крейцбург) в московско-ярославском стиле25. Она в упрощенном виде воспроизводит тип военных храмов в Даугавпилсе и Гродно. Однонефный базиликальный краснокирпичный храм с выбеленными и оштукатуренными деталями, размером 20*11 м. Над притвором возвышается шатровая колокольня, которую фланкируют две луковичные главки на барабанах, такая же главка — над восточной частью здания, завершенной граненой апсидой.

Проект Вержбицкого существовал в трех вариантах: на 900, 600 и 400 человек. Церковь на 900 человек предписывалась для пехотного полка четырех-батальонного состава; на 600-630 человек — для пехотных и стрелковых полков двухбатальонного состава, кавалерийских и казачьих полков, артиллерийских бригад; на 400 — для пехотной резервной, стрелковой и саперной бригад, конно-артиллерийских дивизионов, артиллерийских резервных бригад и артиллерийских мортирных полков26. Размер постройки практически всегда был меньше реальной численности военнослужащих части. Так, в плане постройки на 1903 г. указано, что для 6-й саперной бригады, квартированной в Москве, численностью 2645 человек, намечалась к постройке церковь на 900 молящихся; а для 35-го драгунского Белгородского полка в г. Проскурове, численностью в 1088 человек, — на 630 молящихся27.

Комиссии Татищева было поручено добиться того, чтобы каждый полк на месте постоянной дислокации имел свою каменную церковь. При этом «было выражено полное неодобрение пристроек церквей к манежам, учебным залам и даже столовым, так как в представлении верующего с трудом укладывается понятие о Божием храме в соединении с помещением для повседневных занятий, в особенности, если принять во внимание присущие этим помещениям трудно устранимые специфические запахи. Поэтому комиссия пришла к заключению о необходимости постройки войсковых церквей только в виде отдельных зданий»28. 1 декабря 1901 г. «государь повелел (1) установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты, и (2) руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви и табелью внутренних размеров войсковых церквей, выработанными Высочайше учрежденной упомянутой выше комиссией»29.

Таким образом, церкви должны были возводиться исключительно по «Высочайше утвержденному» проекту Вержбицкого. Для этого было несколько причин. Во-первых, выбранная Вержбицким базиликальная композиция делала постройку достаточно дешевой. Дешевизна достигалась одновременно за счет вме-

25 См.: Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Riga, 1939. С. 78-80; Православные храмы и приходы на территории Латвии в XIII-XXI веках. Riga, 2017. С. 184-185. Церковь значительно пострадала в Первую мировую войну и восстановлена в 1921 г.

26 РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 2. Л. 37.

27 Там же. Л. 41-42.

28 Там же. Д. 3. Л. 51-52.

29 РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2550. Л. 38.

стительности (значительная вытянутость по продольной оси и отсутствие внутренних опор позволяло разместить большее количество молящихся) и простоты возведения30. Во-вторых, здание обладало всеми семантически значимыми элементами православного храма, включая главку над алтарем, что оговаривалось особо: «Постройка церквей, не имеющих вида православного храма, вообще не желательно и в особенности в местностях с иноверческим населением»31.

Средств, которые Комиссия выделяла на постройку, чаще всего не хватало: церковь на 900 человек была оценена в 44 тыс. руб., на 600 — в 40 тыс. руб., а на 400 — в 37 тыс. руб. При этом размер сумм, выделяемых Комиссией на постройку церквей, оставался неизменным в течение всего периода ее деятельности, однако имеются свидетельства командиров полков от 1905 г. и 1906 г. о существенном подорожании материалов и работ.

Показательна история постройки церкви в крепости Кушка (ныне Серхе-табад, Туркменистан). В 1902 г. была запланирована к постройке церковь32 для 15-го Туркестанского стрелкового полка на 630 человек33, а в 1903 г. были выделены средства34. Строительство началось в октябре 1904 г.35 Однако было выдано только 30 тыс. руб., в связи с чем было выдвинуто предложение отказаться от возведения «башни над алтарем». Но Татищев резко высказался против этого предложения, апеллируя к «виду православного храма»36.

В первую очередь сооружались церкви, необходимость постройки которых была признана «особо неотложной37», прежде всего церкви «на иноверческих окраинах»: особенно Варшавском, Туркестанском и Кавказском военном округах. С одной стороны, на этих территориях было мало православных храмов и военным негде было молиться, с другой — вид храма должен был укреплять авторитет государственной церкви.

Как и при постройке приходских храмов, в еще большей степени в аргументации заказчиков присутствовало сопоставление, исходя из внешнего вида храмов, «приниженного положения» господствующего Православия в сравнении с другими конфессиями. В 1903 г. в комиссию поступило прошение от Ви-ленского, Ковенского и Гродненского генерал-губернатора П. Д. Святополка-Мирского, в котором он сообщал, что в городе Поневеже Ковенской губернии (ныне Паневежис, Литва) 15409 человек населения, из которых 2180 — православных, 6555 — евреев. При этом город был местом дислокации 179-го Усть-Двинского пехотного полка. Храм полка в 1847 г. был переделан из костела и «в настоящее время достиг высшей степени разрушения и убожества. По своему внешнему виду и внутренней обстановке он не соответствует представлению о церкви господствующей религии и наряду с инославными храмами не выдержи-

30 Подробнее о преимуществах базиликальной композиции см.: Линькова К. В. Полковые базилики ... С. 353.

31 РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 5. Л. 21.

32 Там же. Д. 2. Л. 78-80.

33 Там же. Л. 42.

34 Там же. Д. 4. Л. 24.

35 Там же. Л. 258.

36 Там же. Д. 5. Л. 79.

37 Там же. Д. 2. Л. 41-42.

вает никакого сравнения»38. Полковой священник отмечал, что «рядом с этой забытой и запущенной нашей святыней в одном из лучших уездных городов северо-западного края красуется величественный католический костел»39. Татищев предложил снести здание перестроенного костела и вместо него построить церковь по типовому проекту Вержбицкого. В 1905 г. было получено разрешение на возведение храма, однако в 1906 г. поступили сведения о грядущем перемещении полка. После этого необходимость в полковой церкви в Поневеже пропала, и средства были переданы на строительство церкви 104-го пехотного Устюжского полка в г. Августове (Польша). Казанская церковь в Паневежисе в 1910-е гг. была реконструирована, а в независимой Литве — вновь перестроена под католический храм. За 10-летие с 1902 по 1914 г. военно-инженерным ведомством были сооружены не менее 69 храмов «по типу военной церкви», из которых на территории Северо-Запада России находятся четыре, в Украине — 12, в Латвии, Литве и Финляндии — по две, в Беларуси — одна, по аналогичному проекту — по одной в Латвии, Литве, Беларуси, Молдове.

Из построенных по проекту Вержбицкого восстановлены церкви в России во имя Благовещения 6-й саперной бригады в Москве (1903—1906), Владимирской иконы Божией Матери при 1-м лейб-драгунском Московском полку в Твери (1903—1904, строитель И. И. Бондарев, 1907); свт. Николая, Сибирского резервного горного артиллерийского дивизиона в Барнауле (1904—1906, руководил строительством И. Ф. Носович), Рождества Богородицы в Самодуровке Воронежской обл. (1905—1915), св. Александра Невского Омского полка во Пскове (1907—1908 гг.; строитель военный инженер Д. К. Костомаров, ил. 4), Казанская церковь в Раздольном Приморского края (1913—1914), в Украине — св. Александра Невского в Могилев-Подольском, свт. Николая в Жмеринке; свт. Николая в Хмельницком, Вознесенская (ныне Свято-Андреевская) в Староконстантинове (с изменениями во внешнем виде); в Финляндии — Крестовоздвижен-ская церковь 2-го Финляндского стрелкового полка в Коувола (ныне свт. Николая, 1913—1915; ил. 5).

Каменная Михаило-Архангель-ская церковь 206-го пехотного Са-льянского полка в Баку, сооруженная по образцовому проекту (1908— 1909), ныне является кафедральным собором Бакинской епархии во имя свв. Жен Мироносиц. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ере-

Ил. 4. Ф. М. Вержбицкий (проект). Церковь св. Александра Невского Омского полка во Пскове. 1907—1908. Источник: Википедия

38 РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. Л. 376-377.

39 Там же. Л. 378.

Ил. 5. Ф. М. Вержбицкий (проект). Крестовоздвиженская церковь 2-го Финляндского стрелкового полка в Коуволе. 1913—1915. Фото свящ. А. Берташа, 2009

ване (бывшая церковь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска в Канакере, 1913—1916) возведена из красного туфа. Как и церковь Богоявления 153-го пехотного Бакинского полка в Александрополе/Гюмри (1910 г., ныне свт. Арсения Сербского), она также построена по проекту Вержбицкого и восстановлена как соборный храм без сохранения исторического вида.

На территории современной Латвии образцовый проект военного храма реализован в Лиепае — Покровская крепостная церковь (1905 г., с 1910 г. — церковь 113-го пехотного Старорусского полка, не сохр.) и в Риге — Никольская церковь 177-го пехотного Изборского полка на 900 человек (1907—1911 гг., стоимость 44 тыс. руб.) с незначительными изменениями проекта. Участие в строительстве архитектора М. О. Эйзенштейна, о чем встречаются упоминания в СМИ, не подтверждается документально. С 1911 г. церковь принадлежала 115-му Вяземскому полку и была переосвящена в честь Иверской иконы Богородицы (капитально перестроена)40. По данному проекту в 1903 г. предполагалась постройка церкви 29-й артиллерийской бригады в Риге на 630 человек. Руководство строительством безвозмездно первоначально принял на себя военный инженер капитан С. А. Рашевский41.

40 См.: Цитович Г., свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Гурин А. Здание Иверской церкви Вяземского полка в Риге // Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-1910). Riga, 2010. URL: http://port-alexandra3.livejournal.com/38528.html.

41 РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 2. Л. 138-144, 212-216. Вероятно, речь идет о военном инженере, подполковнике Сергее Александровиче Рашевском (1866-1904), который служил при Усть-Двинской крепости. Героически погиб в Русско-японскую войну, посмертно удостоен чина полковника.

Отличительной особенностью более интенсивного, чем на других землях Балтии, военного храмостроительства в Литве было преобладание индивидуального проектирования храмов в московско-ярославских формах (Каунас, Алитус, Калвария, Мариямполе) или фольклорной стилистике для деревянных церквей (Каунас, Варена)42. Единственным сохранившимся в Балтии храмом, который соответствует типу военного, является бывшая Никольская церковь в Шавли (Шауляй, 1906-1908 гг.; ил. 6). Она первоначально предназначалась для 113-го пехотного Старорусского полка. В 1906 г. на сооружение храма на 900 человек Военным министерством было выделено 44 тыс. руб. С 1910 г. с переводом полка в Либаву церковь была передана в епархиальное ведомство, с 1919 г. — гарнизонная католическая церковь Св. Юргиса43. На территории современной Польши было построено 13 церквей по проекту Вержбицкого (Белосток, ил. 7; Люблин, Пулавы, Сташув и др.), однако ни одна из них не действует как православная и не сохранилась в первоначальном виде44.

В Узбекистане непосредственно по проекту Вержбицкого построены, в частности, Никольская церковь в Фергане при 7-м Туркестанском стрелковом полку (1904-1907 гг., не сохр.) и Александро-Невская церковь в Термезе (Патта-Гиссар, бывший храм св. Алексия, человека Божия 9-го Туркестанского стрелкового полка, 1904-1905) из светло-серого жженого кирпича, в Туркменистане — Никольская церковь 6-го Туркестанского стрелкового полка в Чарджоу (ныне

Ил. 6. Ф. М. Вержбицкий (проект). Никольская военная церковь в Шауляе. 1906—1908. Фото прот. А. Берташа, 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 Подробнее см.: Берташ А. В., прот. Православное храмостроительство... С. 90—116.

43 См.: Laukaitytfe R. StaCiatiki^ BaznyCia Lietuvoje XX amziuje. Vilnius, 2003.

44 Подробнее см.: Sokoi K., Sosna A. Cerkwie w centralnej Polsce. 1815-1915. Biaiystok, 2011. S. 131-132; Cynalewska-Kuczma P. Architektura cerkiewna Kr6lestwa Polskiego narzQdziem inte-gracji z Imperium Rosyjskim. Poznari, 2004.

Ил. 7. Ф. М. Вержбицкий (проект). Церковь Успения Пресвятой Богородицы при 64-ом Казанском пехотном полку в Белостоке. 1904. Перестроена в католический храм св. Сердца Иисуса. Источник: https://sobory.ru/photo/318359

Туркменабад, 1912—1914) и Александро-Невская церковь 16-го Туркестанского стрелкового полка в Кушке (совр. Серхетабад, 1911, не сохр.). На территории Средней Азии условно сохранилось еще два храма, построенных по образцовому проекту: Никольский собор в Зайсане (современный Казахстан, 1902—1905) и церковь св. Михаила Архангела в Оше (Кыргызстан, 1904—1910).

Практически все построенные по образцовым проектам храмы отличаются друг от друга деталями отделки (формы глав, оформление порталов, деталей отделки — прежде всего, кокошников, выложенных в кирпиче на фасадах крестов), композицией и, по всей видимости, отделкой интерьеров и иконостасов, о чем мы имеем минимальное представление по причине уничтожения всех интерьеров. Например, отличны по деталям почти одновременно построенные церкви Покровская 24-й артиллерийской бригады в г. Луге и Александро-Невская церковь 96-го Омского полка во Пскове (модификацию образцового проекта здесь осуществил военный инженер полковник Д. К. Костомаров). При этом оба храма были сооружены одной и той же Псковской войсковой строительной комиссией. Другую модификацию проекта осуществил военный инженер Ф. В. Смирнов. Так, церковь (собор) во имя свт. Алексия митрополита в Самарканде (1910— 1912) была завершена массивным четвериком со скошенными углами, каждый фасад которого был прорезан парными «венецианскими» окнами, двумя ярусами килевидных кокошников и луковичной главкой. Значительно отличаются от прототипа церкви свв. Хрисанфа и Дарии лейб-гвардии Драгунского полка (1903—1904) в Петергофе и Покрова Пресвятой Богородицы 25-го пехотного Смоленского полка (1908—1909) в Козенице (Польша), церковь св. Архистратига Михаила лейб-гвардии Московского полка в Санкт-Петербурге, спроектированная А. Г. Успенским (1905—1906) и имевшая шлемовидный купол (ил. 8).

Церкви по проекту Вержбицкого строили вплоть до 1914 г. Несмотря на активное сооружение военных храмов по образцовому или индивидуальным проектам (например, на 1910-е гг. приходится интенсификация оригинального военного храмостроительства в Царском Селе, в котором, в частности, участвовали такие мастера архитектуры, как С. А. Данини, В. Н. Курицын, В. Н. Максимов, В. А. Покровский, С. Ю. Сидорчук и др.), перед Первой мировой войной значительная часть из них по-прежнему были временными, домовыми, располагавшимися при казармах, военных столовых, залах, в приходских или при приходских церквях.

Тем не менее строительство военных церквей в начале ХХ в. представляет собой уникальный по своему масштабу ф еномен, не имевший равных не только в русском, но и в европейском храмостроительстве. Военные храмы, в большинстве своем строившиеся на бывших «национальных окраинах», являлись там зачастую единственными «форпостами» православия как с духовной, так и с архитектурной стороны. Образцовый проект воинского храма отвечал прогрессивным тенденциям в строительстве XX века — с минимумом средств достигать максимальной функциональности и художественной выразительности — и продолжал, таким образом, традицию сооружения храмов по образцовым проектам, прежде всего К. А. Тона, хотя и в формах другой, более поздней модификации русского стиля — «московско-ярославской», который символизировал русское присутствие на западных рубежах империи. Как и увражи Тона, образцовый проект воинской церкви, хоть и существовал в данном случае в единственном варианте, давал возможность разнообразить не только декор, но и композиционные решения. Показательно разнообразие форм церквей, построенных как вариации всего лишь одного типа военного храма. Их нетипичная для русских православных храмов базиликальная форма являлась единственно возможной для размещения большого числа молящихся солдат и офицеров, а фасадный декор соответствовал главному направлению в позднем церковном зодчестве Российской империи.

Ил. 8. Ф. М. Вержбицкий (проект), А. Г. Успенский. Церковь св. Архистратига Михаила лейб-гвардии Московского полка в Санкт-Петербурге. 1905—1906. Источник: https://sobory.ru/photo/266447

Список источников

РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 2, 3, 4, 5, 6, 8.

РГИА, С.-Петербург. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2550.

Lietuvos valstybes istorijos archyvas (LVIA), f. 1286, ap. 1, b. 1.

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (ГНИМА). Р III -9258 (ОФ-4851/6).

Valstskulturas pieminekju aizsardzlbas inspekcjj as. Pieminekju dokumentacij as centrs (Riga). Даугавпилс.

Список литературы

Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: Справочник / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996.

Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института. Вып. 1. СПб., 1892

Берташ А. В. Тип военных храмов архитектора К. А. Тона в русском зодчестве середины — второй половины XIX века // Бомбардир. 2001. № 14. С. 98—102.

Берташ А., прот. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобов-ский: Биографический очерк // История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX — начале XX в.: Сб. материалов церковно-исторической конференции / под ред. Д. А. Карпука. СПб., 2015. С. 4-20.

Берташ А., прот. Строительство военных храмов при протопресвитере Александре Же-лобовском и их стилистика // История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX — начале XX в. СПб., 2015. С. 62-84.

Берташ А., прот. Основные тенденции в развитии церковной архитектуры Северо-Запада России 1830— 1910-хгг. и их значение для русского храмостроительства: дис. ... канд. богословия / СПбДА. СПб., 2016.

Берташ А., прот. Православное храмостроительство на территории современной Литвы в начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2023. Вып. 50. С. 90—116.

Василенко А., Василенко Н. Не в силе Бог, а в правде: История храма святого благоверного великого князя Александра Невского. Псков, 2007.

Гурин А. Здание Иверской церкви Вяземского полка в Риге // Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710—1910). Riga, 2010.

Ивицкая А. Н. Материалы по истории военно-храмового строительства в фондах Российского государственного исторического архива // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов, 2019. Т. 24. № 183. С. 165—183.

Керсновский А. А. История русской армии: в 3 ч. Белград, 1933—1935. Ч. 3: 1881—1917 гг.

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1982. 400 с.

Котков В. М. Военные и морские храмы России в XIX — начале XX века: в 5 т. СПб., 2020. Т. 5.

Куропаткин А. И. Задачи русской армии: в 3 т. СПб., 1903. Т. 3: Задачи России и русской армии в XX столетии.

Линькова К. В. Базиликальные храмы в творчестве Д. И. Гримма // Архитектурное наследство. 2020. № 72. С. 158—169.

Линькова К. В. Полковые базилики и их место в русской архитектуре второй половины XIX — начале XX века // Искусствознание. 2022. № 2. С. 350—365.

Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа. СПб., 2003.

Рой Г., прот. Гродненский Свято-Покровский собор. Гродно, 2018.

Православные храмы и приходы на территории Латвии в XIII—XXI веках. Riga, 2017.

Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Riga, 1939.

100-летие военного министерства. 1802—1902. III. Отд. V / сост. Н. М. Затворницкий. СПб., 1909.

100-летие военного министерства. 1802—1902. XIII / сост. протопресвитер А. А. Желобов-ский. СПб., 1902.

100-летие Военного министерства. 1802—1902. III. Отд. VI / сост. Н. М. Затворницкий. СПб., 1911.

Тайван Л. Л. По Латгалии. М., 1988.

Цитович Г. А., свящ. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства). Пятигорск, 1913.

Bertash A. Architecture of Orthodox Churches in Daugavpils in the Context of Church Building in the Russian Empire of the Second Half of the 19th — the Beginning of the 20th Century // Daugavpils Universitates 59. starptautiskas zinatniskas konferences rakstu krajums = Proceedings of the 59th International Scientific Conference of Daugavpils University (Труды 59-й Международной научной конференции Даугавпилсского университета). Daugavpils, 2017. P. 49-56.

Bertash A. Verzbickij, Fedor Michajlovic // Allgemeines Künstlerlexikon (AKL). Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Band 115. Berlin; Boston, 2022. S. 496-497.

Cynalewska-Kuczma P. Architektura cerkiewna Krölestwa Polskiego narzQdziem integracji z Imperium Rosyjskim. Poznaü, 2004.

Januszkiewicz A. O nietypowej architekturze Swiatyni typowej. Projekty prawosiawnych cerkwi w Suwaikach, Dyneburgu I Grodnie oraz ich przeksztaicenia po 1915 roku // Sztuka Europy Wschodniej (Искусство восточной Европы. Т. 6). Polscy i rosyjscy architekci w XIX i XX wieku (Польские и российские архитекторы в XIX и XX веках). Warszawa;Toruü, 2018.

Kaminska R., Bistere A. Sakralas arhitektüras un makslas mantojums Daugavpils rajona. Riga, 2006.

Laukaityte R. Staciatikiu Baznycia Lietuvoje XX amziuje. Vilnius, 2003.

Sokoi K., Sosna A. Cerkwie w centralnej Polsce. 1815-1915. Biaiystok, 2011.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Rector of the Church of the Holy Royal Martyrs in Bremen, Keeper of Antiques of Berlin-German Diocese; Leading Art Expert at the Architectural Bureau

Alexander Bertash, Archpriest, Candidate of Sciences in Art Criticism,

Doctor of Theology,

2023. Vol. 52. P. 68-87

DOI: 10.15382/sturV202352.68-87

"Liteynaya chast-91" St. Petersburg, Russia,

Bremen, Germany

alexanderbertash-gmail.com https://orcid.org/0000-0003-3486-0490

Ksenia Lin'kova, Graduate Student and Visiting Lecturer,

School of Historical Sciences, National Research University "Higher School of Economics"

Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0009-0000-1135-1808

Military Churches in the Russian Empire at the Beginning of the 20th Century: Activities of the Commission to Meet the Religious and Moral Needs of the Troops and the Model Project of F. M. Verzhbitsky

Abstract: Military churches played a significant role in the spiritual life of Russia in the 19th century; they also represent an important cultural phenomenon. Military cathedrals in large cities, primarily in St. Petersburg, performed a memorial function (they served as monuments and sepulchres). On the outskirts of the Empire, in places where military units were located, mainly temporary churches, small in size, were used. The beginning of the 20th century is characterised by an unprecedented intensification of the construction of regimental churches: from 1900 to 1917 more than 100 military churches were built. Firstly, this was due to the creation of a special commission on the religious and moral needs of the troops which was instructed to develop a model for military churches and to ensure that each regiment had its own stone church. A significant role in the cause of church-building belonged to the energetic priest of the military and naval clergy Aleksandr Zhelobovsky and General of Infantry I. D. Tatishchev. The development of an exemplary project of a church for the military was entrusted to the civil engineer F. M. Verzhbitsky. On April 13, 1901, the project was approved by Emperor Nicholas II. The exemplary church was a one-nave redbrick basilica with a high hipped bell tower above the narthex, crowned with one dome and richly decorated in the spirit of the Russian ornamentation of the 17th century. In total, about 69 churches were built. The office work of this commission has not yet been

A. Bertash, K. Lin'kova

described in academic literature. We have found and analysed the documents of this commission. They include extensive correspondence with the Military Ministry, the Main Engineering Directorate and the headquarters of military districts and garrison units. In addition to petitions of priests and regiment commanders for funding the construction, letters from Revd. A. A. Zhelobovsky and I. D. Tatishchev to the Engineering Department, the files contain cost estimates and construction plans from 1901 to 1908. Another type of military church was represented by three three-nave regimental basilicas in the Western Borderlands (civil engineer M. M. Prozorov). The construction of regimental churches was carried out mainly on the "national outskirts" of the Russian Empire: in Poland, the Baltic States, Central Asia, Transcaucasia. They symbolised the presence of the Russian imperial power and of the army, and also became notable buildings constructed in a new architectural style.

Keywords: military churches, Russian architectural style, Russian church architecture, "national outskirts" of Russian Empire, basilicas, regimental churches, Fedor Verzh-bitsky.

References

Bertash A. (2001) "Tip voennykh khramov arkhitektora K. A. Tona v russkom zodchestve sered-iny — vtoroi poloviny XIX veka", in Bombardir. Voenno-istoricheskoe prilozhenie k zhurnalu "Vooruzhenie. Politika. Konversiia", vol. 4, pp. 98—102 (in Russian).

Bertash A. (2015) "Protopresviter voennogo i morskogo dukhovenstva Aleksandr Zhelobovskii. Biograficheskii ocherk", in Istoriia voennogo i morskogo dukhovenstva v Rossiiskoi imperii v kontse XIX — nachale XX vv., St. Petersburg, pp. 4—20 (in Russian).

Bertash A. (2015) "Stroitel'stvo voennykh khramov pri protopresvitere Aleksandre Zhelobovskom i ikh stilistika", in Istoriia voennogo i morskogo dukhovenstva v Rossiiskoi imperii v kontse XIX— nachale XX vv., St. Petersburg, pp. 62—84 (in Russian).

Bertash A. (2017) "Architecture of Orthodox Churches in Daugavpils in the Context of Church Building in the Russian Empire of the Second Half of the 19th — Beginning of the 20th Century", in Daugavpils Universitates 59. starptautiskas zinatniskas konferences rakstu krajums (Proceedings of the 59th International Scientific Conference of Daugavpils University), Daugavpils, pp. 49—56 (in English).

Bertash A. (2022) "Verzbickij, Fedor Michajlovic", in Allgemeines Künstlerlexikon. Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Berlin; Boston, vol. 115, pp. 496—497 (in German).

Cynalewska-Kuczma P. (2004) Architektura cerkiewna Krolestwa Polskiego narzqdziem integracji z Imperium Rosyjskim. Poznan (in Polish).

Ivitskaia A. (2019) "Materialy po istorii voenno-khramovogo stroitel'stva v fondakh Rossiiskogo gosudarstvennogo istoricheskogo arkhiva", in Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: gumanitarnye nauki, vol. 24, pp. 165—183 (in Russian).

Januszkiewicz A. (2018) "O nietypowej architekturze Swiatyni typowej. Projekty prawosfewnych cerkwi w Suwaikach, Dyneburgu I Grodnie oraz ich przeksztaicenia po 1915 roku", in Sztuka Europy Wschodniej. Vol. 6. Polscy i rosyjscy architekci wXIXiXXwieku. Warsaw; Toruri (in Polish).

Kaminska R., Bistere A. (2006) Sakralas arhitekturas un makslas mantojums Daugavpils rajona. Riga (in Latvian).

Kirichenko E. (1982) Russkaia arkhitektura 1830—1910-kh godov. Moscow (in Russian).

Kotkov V. (2020) Voennye i morskie khramy Rossii v XIX — nachale XX veka. St. Petersburg (in Russian).

Laukaityte R. (2003) Staciatikiq Baznycia LietuvojeXXamziuje. Vilnius (in Lithuanian).

Lin'kova Ks. (2020) "Bazilikal'nye khramy v tvorchestve D. I. Grimma". Arkhitekturnoe nasled-

stvo, 2020, vol. 72, pp. 158-169 (in Russian). Lin'kova Ks. (2022) "Polkovye baziliki i ikh mesto v russkoi arkhitekture vtoroi poloviny XIX —

nachale XX veka". Iskusstvoznanie, 2022, no. 2, pp. 350-365 (in Russian). Lisovskii V. (2003). Leonty Benois. Saint Petersburg (in Russian). Sokoi K., Sosna A. (2011) Cerkwie w centralnejPolsce. 1815—1915. Biaiystok (in Polish).

Статья поступила в редакцию 24.08.2023 The article was submitted 24.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.