Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТВЫ В НАЧАЛЕ ХХ В.'

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТВЫ В НАЧАЛЕ ХХ В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православное церковное зодчество Российской империи начала ХХ в. / русский стиль / сакральная архитектура Литвы / Виленская епархия / церкви для крестьян-переселенцев / военные церкви / епархиальные архитекторы М.М. Прозоров и А.А. Шпаковский / Orthodox church architecture of Russian Empire at the beginning of the 20th century / Russian style / sacred architecture of Lithuania / Vilna diocese / churches for peasant settlers / military churches / diocesan architects M.M. Prozorov and A.A. Shpakovsky

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Витальевич Берташ

Статья посвящена неизученной ранее теме — позднему православному церковному строительству на территории современной Литвы — и основана на неопубликованных материалах из Литовского государственного исторического архива, а также Российского государственного военно-исторического архива, Каунасского регионального государственного архива и местной периодики. В ней содержится значительное число новых атрибуций, большинство храмов и имен архитекторов впервые введены в научный оборот. Приведены биографии крупнейших храмостроителей Литвы начала ХХ в. — епархиальных архитекторов М.М. Прозорова и А.А. Шпаковского, установлены имена других архитекторов Виленской епархии. Рассмотрены механизмы финансирования постройки церквей, преимущественно государственного, при поддержке Крестьянского поземельного банка, а также состав прихожан: в сельской местности — православных крестьян-переселенцев, в городах — русских чиновников, военных, торговцев. Отмечено особое значение переселенческих (на конфискованных у католиков землях), военных, пристанционных церквей. Стилистика храмостроительства в пределах Литвы соответствовала общеимперской: доминирование русского стиля — тоновского, московско-ярославского, неорусского — и присутствие стиля византийского. Отмечены длительное использование в проектировании стилистики К.А. Тона, отсутствие местных средств для строительства, близость предпосылок сооружения церквей и их стилистики в Литве и Белоруссии и отличия от ситуации на территории современных Латвии (кроме Латгалии) и Эстонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александр Витальевич Берташ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX CHURCH BUILDING OF THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY IN THE TERRITORY OF THE PRESENT-DAY LITHUANIA

The article studies a previously unexplored topic, the late Orthodox church building in the territory of the present-day Lithuania. It is based on unpublished materials from the Lithuanian State Historical Archives, as well as from the Russian State Military Historical Archive, Kaunas Regional State Archives, and from local periodicals. The article contains a significant number of new attributions, a large majority of churches and the names of architects have been made public for the first time. The biographies of the prominent builders of Lithuanian churches in the early 20th century are given. These are diocesan architects M.M. Prozorov and A.A. Shpakovsky, the names of other architects of the Vilna diocese are also established. The article also describes mechanisms of financing the construction of churches, mainly state-owned, with the support of the Peasant Land Bank, it identifies the social statuses of parishioners; in rural areas they were Orthodox peasant settlers, in cities they were Russian officials, military men, merchants. It highlights the importance of resettlement churches (on the lands confiscated from Catholics), of military churches, and churches at stations. The stylistic features of church building in Lithuania corresponded to the general imperial features: the dominance of the Russian style (Thon, Moscow-Yaroslavl, Neo-Russian) and the presence of the Byzantine style. One can see the long-term use of the style of K. A. Thon, the lack of local funds for construction, the proximity of the prerequisites for the construction of churches and their style in Lithuania and Belarus, and the difference from the situation in the territory of present-dday Latvia (except Latgale) and Estonia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТВЫ В НАЧАЛЕ ХХ В.»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 50. С. 90-116 БОТ: 10.15382МшгУ202350.90-116

Протоиерей Александр Витальевич Берташ, канд. искусствоведения, канд. богословия, настоятель церкви во имя Святых Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене и прихода в г. Бремерхафене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии

(Германия),

вед. искусствовед Архитектурного бюро «Литейная часть-91» Россия, г. Санкт-Петербург [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3486-0490

Православное храмостроительство

НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТВЫ В НАЧАЛЕ ХХ В.

А. В. Берташ

Аннотация: Статья посвящена неизученной ранее теме — позднему православному церковному строительству на территории современной Литвы — и основана на неопубликованных материалах из Литовского государственного исторического архива, а также Российского государственного военно-исторического архива, Каунасского регионального государственного архива и местной периодики. В ней содержится значительное число новых атрибуций, большинство храмов и имен архитекторов впервые введены в научный оборот. Приведены биографии крупнейших храмостроителей Литвы начала ХХ в. — епархиальных архитекторов М. М. Прозорова и А. А. Шпаковского, установлены имена других архитекторов Виленской епархии. Рассмотрены механизмы финансирования постройки церквей, преимущественно государственного, при поддержке Крестьянского поземельного банка, а также состав прихожан: в сельской местности — православных крестьян-переселенцев, в городах — русских чиновников, военных, торговцев. Отмечено особое значение переселенческих (на конфискованных у католиков землях), военных, пристанционных церквей. Стилистика храмостроительства в пределах Литвы соответствовала общеимперской: доминирование русского стиля — тоновского, московско-ярославского, неорусского — и присутствие стиля византийского. Отмечены длительное использование в проектировании стилистики К. А. Тона, отсутствие местных средств для строительства, близость предпосылок сооружения церквей и их стилистики в Литве и Белоруссии и отличия от ситуации на территории современных Латвии (кроме Латгалии) и Эстонии.

Ключевые слова: православное церковное зодчество Российской империи начала ХХ в., русский стиль, сакральная архитектура Литвы, Виленская епархия, церкви для крестьян-переселенцев, военные церкви, епархиальные архитекторы М. М. Прозоров и А. А. Шпаковский.

© Берташ А. В., 2023.

Изучение позднего православного храмостроительства Литвы практически не осуществлялось. Единственная научная монография на данную тему с акцентом на историко-социологический аспект, в которой, однако, архитектура храмов не рассматривалась — «Православные церкви Литвы ХХ века» Р. Лаукай-тите (2003)1. Популярное краеведческое издание «Православные храмы Литвы» Г. Шлевиса (Вильнюс, 2005) посвящено истории действующих храмов. Данная статья подготовлена на основе материалов Литовского государственного исторического архива (LVIA), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Каунасского регионального государственного архива (KRVA) и региональной периодики и включает множество новых атрибуций, значительное большинство храмов и имен архитекторов впервые введены в научный оборот.

Основную часть территории современной Литовской республики образуют значительно большая часть Ковенской губернии, большая часть Сувалкской губернии и часть Виленской губернии (все находились в составе Российской империи). Такой многосоставный характер территории стал причиной участия различных архитекторов в постройке церквей (при их относительной немногочисленности) и затрудняет поиск источников. Православные Литвы относились к Полоцкой и Виленской епархии, кафедра с 1845 г. располагалась в Вильно (Вильнюсе)2. В 1843 г. было учреждено Ковенское викариатство Виленской епархии, одной из задач епископа Ковенского было наблюдение за постройкой церквей во всей епархии. К началу ХХ в. прекратило свое существование губернское церковно-строительное присутствие (с 1863 г. до второй половины 1860-хгг. — комитет об устройстве православных церквей в Виленской губернии)3.

На рубеже веков крупнейшим храмостроителем Литвы был Михаил Михайлович Прозоров (30 октября 1860, Вюрцбург — 1914) — гражданский инженер (как и большинство литовских архитекторов), общественный деятель. Только до 1892 г. он составил проекты шести церквей, всего построил или перестроил около 40 церквей на землях современных Литвы и Беларуси. Прозоров окончил виленское реальное училище и институт гражданских инженеров (1878 — 15 июня 1883) с чином Х класса, с 23 августа 1883 г. служил младшим инженером в Строительном отделении Виленского губернского правления4. 30 июля 1890 г. Прозоров одновременно занял и должность епархиального архитектора Литовской епархии (до 1906 г.), с 15 апреля 1901 г. — губернского инженера (также до 1906 г.) в чине коллежского советника, являлся членом императорского Технического общества, Виленского общества друзей художеств. В конце XIX в. он спроектировал в Вильнюсе Александро-Невскую (1896) и Знаменскую (1899) церкви, соответственно, в московско-ярославском и византийском стилях. В своих провинциальных работах зодчий ориентировался на несложный и самый распространенный в церковном зодчестве империи образцовый проект К. А. Тона (1839) — церкви в имении Синявина, который к тому времени устарел, но был по-прежнему востребован вследствие своей традиционности, экономичности и

1 Laukaityte R. Staciatikiu Baznycia Lietuvoje XX amziuje. Vilnius, 2003.

2 См.: Новинский Василий, прот. Очерк истории православия в Литве. Вильнюс, 2005.

3 См.: Памятная книжка Виленской губернии на 1866 г. Вильна, 1866. С. 19—20.

4 LVIA, f. 382, ap. 1, b. 2307.

эстетической привлекательности. В 1902 г. он составил смету и проект церкви в местечке Ширвинтах5 и деревянной «Кердеево-Ильинской» церкви святителя Николая в имении «Побень» близ границы с Белоруссией; в 1904 г. — проект и смету на переустройство сводчатого потолка и купола кладбищенской церкви во имя прп. Евфросинии в Вильнюсе (1837—1838)6. Побенская церковь была сооружена помещицей Ольгой Шепуриной (закрыта в 1963 г. и разрушена)7.

Каменная Никольская церковь в местечке Ширвинты (совр. Ширвинтос) была построена попечительством церкви в местечке Гельваны (ныне Гельвонай)8 по замыслу священника Иоанна Давидовича, «в память дня Ангела великого провозвестника всеобщего мира, возлюбленного нашего Государя Императора Всероссийского Николая II» и освящена 27 декабря 1909 г. Храм, по замыслу строителей, стал уникальным памятником 2-й Гаагской мирной конференции. Председатель попечительства по постройке надворный советник Т. Н. Лавровский в начале 1902 г. объяснял управляющему государственными имуществами Виленской и Ковенской губерний необходимость увеличения ассигнований на постройку и оборудование церкви тем, что «рядом стоит великолепный костел... Своей пышностью он будет подавлять бедный православный храм и сильнее оттенять убожество его самого и его причта, в лице которых будет унижено православие»9. М. М. Прозоров составил проект в июне 1902 г. на основе чертежей церкви в местечке Желядзь (ныне Жукойни-Желядские, Беларусь). Лавровскому удалось добиться изменения первоначального плана: храм был увеличен, устроены «купол со сводами», колокольня и ризница. Крупнейшими жертвователями выступили К. П. Победоносцев (1000 руб.) и св. Иоанн Кронштадт-ский10. В архитектуре здания прослеживалась композиция церкви в имении Си-нявина. Но, в отличие от образцового проекта, трехчастный храм имел вытянутые пропорции, высокую шатровую колокольню над притвором (восьмерик на двух четвериках). Главный четверик завершала декоративная луковичная глава. В 1930-е гг. церковь была продана с торгов и в 1935 г. разрушена.

Тот же тоновский трехчастный тип представлял собой проект М. М. Прозорова по постройке каменной церкви в местечке Швекшни (Зуёкзпа-Швекшна, 1903 г.). Основной кубический объем должна была завершать высокая 4-скатная кровля и глухой барабан с луковицей, треугольный фронтон по проекту венчал центральные прясла боковых фасадов. Узкий переход соединял основной объем с прямоугольным в плане притвором, с востока к нему примыкала трапециевидная в плане апсида. Четверик звона колокольни над притвором венчал шатер (ил. 1)11. Землевладелец граф Ад. Плятер умышленно выделил под строительство

5 ЦДЛ, £ 382, ар. 2, Ь. 889.

6 Там же. В. 1089.

7 ЦУ1Л, Г 382, ар. 11, Ь. 893; Цаикайу^ё К. Ор. еИ.

8 Деревянная церковь Рождества Богородицы была построена в 1874 г. на казенные средства, разрушена.

9 ЦДЛ, Г. 605, ар. 9, Ь. 450, 1. 163-164, 173-175, 237.

10 См.: Хроника церковно-общественной жизни // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1910. № 2. С. 42-43.

11 ККУЛ, Г 1-473, ар. 2, Ь. 183а.

Ил. 1. Швекшни. Проект церкви (ККУЛ)

неудобный заболоченный участок земли, и, несмотря на приезд в местечко ко-венского архиерея в 1909 г., храм так и не был сооружен.

Московско-ярославский стиль появился в Литве поздно, в самом конце XIX в., и не получил широкого распространения. Композиция большинства церквей с московско-ярославской отделкой восходила к тоновским образцам. Каменная приходская Николаевская церковь в бывшем уездном г. Волковыш-ки Сувалкской губернии (ныне Вилкавишкис) была сооружена в 1899—1903 гг. на средства Синода и частные пожертвования. Участок городской земли для нее был безвозмездно выделен еще 20 марта 1870 г. Проект и смета на постройку были составлены в 1898 г. варшавским епархиальным архитектором В. Н. Покровским — известным мастером русского стиля12. Композиция храма в наибольшей степени из работ Покровского основана на проекте церкви в имении Синявина, однако он отличается живописным и разнообразным декором в духе «московско-ярославского» узорочья XVII в.: наборные колонки и полуколонки с кубоватыми капителями, килевидные трехчастные кокошники, сухарики, кронштейны, ниши различных очертаний и ширинки. К кубическому основному объему, завершенному декоративной луковичной главкой на барабане, примыкают трехчастная, прямоугольная в плане апсида, трапезная в две оси и

12 См.: Е. Ск. Объезд губернии в июле 1903 года // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1904 г. Сувалки, 1904. Приложения. С. 54. Покровский Владимир Николаевич (1863/1864—1924) — выпускник Академии художеств, архитектор Холмско-Варшавской епархии (до 1905 г.) и Харьковской епархии (с 1907 г.), профессор Харьковских художественного училища и технологического института, автор многочисленных церквей в Польше и в Украине. Об архитекторе см.: Берташ Александр, прот. Покровский В. Н., архитектор // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 1УП. С. 90-95.

притвор с шатровой колокольней по типу «восьмерик на четверике» (ил. 2). В 1919 г. церковь вместе с имуществом конфискована МВД и передана католическому приходу, были заменены кресты и «уплощен» шатер колокольни. Освящена как костел Обретения св. Креста в 1922 г. Три иконы из иконостаса и киоты в русском стиле использованы для оформления католического алтаря.

Среди выразительных образцов московско-ярославского стиля в Литве можно назвать в первую очередь военные церкви: стиль подчеркивал русское присутствие на западных рубежах империи. Николаевская церковь в г. Мариямполе (тогда уездный город Сувалкской губернии Мариамполь) была заложена в октябре 1900 г., освящена 2 сентября 1901 г. Она построена на участке, приобретенном военным министерством для нужд расположенного рядом военного гарнизона — 111-го пехотного Донского полка и 9-го драгунского Елисаветградского полка, с престольным праздником св. Троицы. Командир Донского полка полковник (затем генерал-майор) А. С. Безсонов руководил постройкой с помощником капитаном И. С. Михайловским. «Внешний вид и внутренняя отделка» возводимой церкви должны были «соответствовать подобающему благолепию Православного храма, столь необходимого в этом крае»13. Средства пожертвовали воинские чины России, 7 тыс. руб. передала Комиссия для удовлетворения религиозно-нравственных нужд войск (по постройке военных церквей), 5 тыс. руб. — император Николай II (всего 25 тыс. руб.). Храм вместимостью до 1000 человек стал памятником царю-миротворцу Александру III14. По своей архитектуре он также представляет собой тип, переходный от тоновской архитектуры к московско-ярославскому стилю, и сохраняет композицию, характерную для образцовых проектов. Трехчастная церковь в плане близка к кресту, ранее завершалась декоративным пятиглавием и шатровой колокольней со слухами. Сочетание кладки из красного кирпича и деталей оформления портала, карнизов, оконных наличников из белого кирпича (кресты, кронштейны, сухарики, щипцы, дентикулы, арочные элементы), сам набор деталей свойственны «московско-ярославскому стилю» царствования Александра III. Во всю длину боковых фасадов к ним пристроены прямоугольные в плане ризалиты, боковые пристройки имеются также к большой, трапециевидной в плане апсиде (ил. 3). Церковь имела хоры и ико-

13 РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 1. Л. 3-4, 57-59, 193-197.

14 См.: Хроника // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1902 г. Сувалки, 1902. Приложения. С. 16-17.

Ил. 2. Вилкавишкис. Бывшая Николаевская церковь. Фото автора

ностас резного полированного дуба. В 1919 г. храм с приходским домом были конфискованы в пользу Католической Церкви, утрачены боковые главы, киле-видные навершия наличников и изменено на «готический шпиль» завершение колокольни. Ныне это костел св. Винсента де Поля15.

Оригинальной архитектурой отличалась военно-местная (гарнизонная) Покровская церковь в Алитусе (посад Олита Виленской губернии) (1903-1904 гг., освящена 30 ноября 1904 г.). Храм на 800 человек был построен для 43-й Артиллерийской бригады и нескольких рот 112-го пехотного Уральского полка на средства Военного министерства (90 тыс. руб.)16. Он был близок к разработанному М. М. Прозоровым типу военного храма, использованному для Даугавпил-са, Гродно и Сувалок, и особенно к военным храмам в Беларуси: Николаевской церкви (после восстановления — Георгиевская) в г. Бобруйске (1902-1905) и Георгиевской церкви в г. Гомеле (1904-1905, разрушена в 1961 г.)17. Производителем работ был военный инженер, помощник начальника виленской инженерной дистанции, подполковник Вс. В. Сахаров. Большая прямоугольная в плане трехнефная базилика имела более высокий средний неф со сдвоенными полуциркульными окнами второго света и два боковых одноэтажных нефа. Кровлю среднего нефа над восточной частью храма завершало глухое луковичное пя-тиглавие над кровлей (центральная главка возвышалась на шатре), над западной — высокая шатровая колокольня. По центральной оси с востока находится трапециевидная в плане апсида. Храм имел ковровый декор в «древнеярослав-

15 См.: Цитович Г. А., свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Laukaitytè R. Op. cit.

16 См.: Цитович Г. А., свящ. Указ. соч. С. 170—171.

17 См. подробнее: Линькова К. В. Полковые базилики и их место в русской архитектуре второй половины XIX — начале XX века // Искусствознание. 2022. № 2. С. 350—365.

Ил. 3. Мариямполе. Бывшая Троицкая церковь. Фото автора

ском стиле»: с арочными и килевидными элементами, щипцами, колонками, ширинками. Трехъярусный резной дубовый иконостас был также исполнен в московско-ярославском стиле, иконы были написаны в московской мастерской Оловянишникова. После передачи здания католикам под военный храм св. Казимира здание дважды перестраивалось, при капитальной реконструкции 1990-х гг. был уничтожен весь остававшийся фасадный декор.

В рамках деятельности комиссии для удовлетворения религиозно-нравственных нужд войск строились церкви как по специально составленным проектам (Алитус, Мариямполь и др.), так и по образцовому проекту, разработанному по заданию комиссии гражданским инженером Ф. М. Вержбицким (1901). Единственным внешне сохранившимся в Литве храмом, который ему соответствует, является бывшая Никольская церковь в Шавли (Шауляй, 1906-1908 гг.). Она первоначально предназначалась для 113-го пехотного Старорусского полка. В 1906 г. на сооружение храма на 900 человек Военным министерством было выделено 44 тыс. руб. Церковь представляет собой однонефную базилику красного кирпича с высокой шатровой колокольней над притвором, увенчанную на восточной части одной главой барочного типа на большом световом барабане. Среди элементов обильного декора в духе узорочья XVII в., выделенных белым цветом, — колонки с кубоватыми капителями и муфтами, килевидные кокошники, дентикулы, тяги (ил. 4). С 1910 г. с переводом полка в Либаву церковь была передана в епархиальное ведомство. С 1919 г. это гарнизонная католическая церковь св. Юргиса (Георгия).

Особый интерес представляла церковь св. преподобного Агафона в бывшем уездном городе Сувалкской губернии Калварии (Кальварии) как спроектированная известным мастером эклектики, гражданским инженером, архитектором

Гатчинского дворцового управления Н. Вс. Дмитриевым (1856 — между 1937 и 1942). Одноглавый, трехчастный, с шатровой колокольней над притвором большой храм был обильно декорирован узорочьем в духе XVII в. и напоминал более ранние постройки зодчего — кладбищенскую Всесвятскую церковь в Гатчине и Ильинскую церковь в Орше. Храм был посвящен памяти уроженца соседних Ки-барт (Кибартай) бомбардира-наводчика Агафона Никитина, взятого в плен текинцами 30 декабря 1880 г. и погибшего там. В церковно-строительном комитете председательствовал генерал-лейтенант В. И. Кардашевский, написавший икону «Моление о чаше». Постройка обошлась в 40 тыс. руб., из которых в 1896 г. 3 или 5 тыс. руб. выделил император Николай II. Храм был заложен 7 июля 1901 г., освящен 28 сентября 1903 г., его прихожанами были гражданские жители и войска Кальварийского гарнизона — 112-го пехотного Уральского и 5-го лейб-гвардии Курляндского императора Александра III полков18. Церковь разобрана в 1984 г.

Преображенская церковь 3-го драгунского Новороссийского полка в Каунасе (1904) — краснокирпичное здание с оригинальным выложенным в кирпиче декором (кресты, ступенчатые элементы, кронштейны, ширинки), несущим черты модерна, была соединена со столовой и вмещала 200 человек. В настоящее время находится в руинированном состоянии.

Построенная в 1907 г. в Мариямполе кладбищенская Свято-Троицкая часовня после 1919 г. стала исполнять функции приходской церкви. Скромная по архитектуре краснокирпичная церковь включает основной призматический объем с трапециевидной в плане апсидой. Над небольшим притвором возвышается четверик колокольни с шатровой кровлей и луковичной главкой. Декор включает кладку наличников арочных окон и портала, многопрофильный орнаментированный карниз, руст угловых частей здания (ил. 5).

Примером позднего архаичного храма в тоновской стилистике является проект новой каменной Андреевской церкви в Ковно (Каунасе). 28 мая 1913 г. его утвердило строительное отделение Ковенского губернского правления. Пятиглавый трехчастный храм, с шатровой колокольней над притвором и декором в виде килевидных кокошников, лопаток, аркатурно-колончатых поясов соответствовал тоновским образцам19. Сопоставление дела из Каунасского архива (северный фасад новой Андреевской церкви в Каунасе с утверждающей резолюцией и копия полного комплекта проекта, включая ситуационные планы, два фасада, план, разрез, ил. 6) и дела с неатрибутированным проектом храма в Литовском историческом архиве в Вильнюсе (западный фасад, фрагмент разреза (ил. 7))20 показывает, что речь идет о двух дополняющих друг друга частях одного проекта. Фрагмент анонимного чертежа в Каунасе датирован 1913 г., а фрагмент в Вильнюсе — подписан «А. Скр...». Поиск работавших в то время в Вильно и Ковно архитекторов по памятным книжкам губерний позволил атрибутировать автора. Им является гражданский инженер А. П. Скрынников, губернский секретарь, младший архи-

18 См.: Волковский В. Ф. Исторический очерк Сувалкской губернии и ее городов // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1903 г. Сувалки, 1903. Приложения. С. 33-35; Хроника // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1904 г. Сувалки, 1904. Приложения. С. 80-81.

19 ККУЛ, Г Г-473, ар. 2, Ь. 37а.

20 ЦЛЛ, Г. 382, ар. 2, Ь. 2455.

Ил. 5. Мариямполе. Кладбищенская Троицкая церковь. Фото автора

Ил. 6. Каунас. Проект Андреевской церкви (КЯЩ) 98

тектор Строительного отделения Ковенского губернского правления, возглавлявший также отдел огнестойкого строительства губернской землеустроительной комиссии, член губернской ученой архивной комиссии21. Построить новый храм, однако, не успели, старая деревянная церковь была разрушена во времена «хрущевских гонений».

Поздние деревянные храмы Литвы чаще всего строились в упрощенных формах, с обозначением их конфессиональной принадлежности через завершения луковичными главами либо следовали тоновской традиции. Простой архитектурой, характерной для временных храмов, отличается Петропавловская церковь в Новой Вильне (г. Вильнюс). Она была построена для железнодорожных служащих образованным в 1903 г. комитетом во главе с супругой губернатора С. А. Верев-киной и освящена 30 марта 1908 г. архиепископом Литовским и Виленским Никандром (Молчановым)22. Вытянутый по оси «запад-восток» деревянный храм над западной частью увенчан луковичной главой на двухъярусном барабане (ил. 8).

К тому же типу принадлежит церковь в г. Пасвалис (бывший Посволь). Первоначальная церковь в арендованном доме (1870) была приписана к Биржайской Михаило-Архангельской церкви. В 1903 г. на казенные средства сооружена новая деревянная церковь, посвященная Покрову Богородицы (закрыта в 1948 г., официально — в 1959 г.). Сохранился основной прямоугольный в плане объем, лишенный завершений, с граненым алтарным прирубом. Частично уцелели карнизы и оконные наличники, оформленные пропильной резьбой в русском стиле. Здание не используется.

Еще два проекта начала ХХ в. более оригинальны. Деревянная церковь в посаде Виштынец (Выштынец, ныне пос. Виштитис) была построена для служащих таможенной заставы и пограничников, а также украинских поселенцев на приобретаемых при помощи Крестьянского поземельного банка участках по инициативе командира 2-го отдела Вержболовской бригады пограничной стра-

21 См.: Памятная книжка Ковенской губернии на ... 1914 год. Ковно, 1913. С. 2, 65, 156.

22 Архиепископ Никандр (Молчанов, 1 апреля 1852 — 5 июня 1910) — с 1885 г. ректор Тамбовской духовной семинарии в сане архимандрита. 10 февраля 1891 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1893 г. — ректор Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1895 г. — епископ Симбирский и Сызран-ский, с 24 апреля 1904 г. — на Литовской кафедре. При нем начал издаваться «Вестник Вилен-ского Свято-Духовского братства». Похоронен в приделе святых Константина и Елены собора Свято-Духова монастыря.

Ил. 7. Каунас. Проект неизвестной церкви (ЬУЫ)

Ил. 8. Вильнюс. Петропавловская церковь в Новой Вильне. Фото автора

жи подполковника В. С. Степанова. Церковь была заложена 15 марта 1912 г., строилась по проекту местного помещика М. А. Робиновича, 17 октября того же года освящена в честь св. равноапостольного князя Владимира — небесного покровителя Степанова. Постройка церкви, рассчитанной на 250 человек, обошлась в 5 тыс. руб., из которых 1600 пришлось на пожертвования, остальную часть покрыли средства Строительного комитета во главе со Степановым23. Достаточно высокий храм в виде равноконечного креста имел притвор, над сре-докрестием возвышался четверик и над ним — барабан с крупной луковичной главой. В 1924 г. храм был закрыт и через три года уничтожен.

В 1915—1921 гг. в д. Михново, ныне Микнишкес, знаменитой общиной прот. Понтия Рупышева, помещиками Корецкими была построена деревянная, на булыжном основании церковь во имя икон Божией Матери «Всех Скорбящих радость» и «Спорительница хлебов». Церковь трехчастная, со сложной композицией, основной кубический объем завершен плоским шатром со слухами и главкой. Низкая трапезная соединяет его с массивным высоким четвериком колокольни с аналогичным шатром. Сохранился резной иконостас темного дерева в неорусском стиле.

В 1906 г. на должности виленского епархиального архитектора М. М. Прозорова сменил (до 1912 г.) А. А. Шпаковский, ставший наиболее значительным храмостроителем Литвы начала ХХ в.24 Последними виленскими епархиаль-

23 См.: Волковский В. Ф. Постройка православной церкви в пос. Виштынце Волковыш-ского уезда // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1913 г. Сувалки, 1913. Приложения. С. 312-316.

24 Александр Александрович Шпаковский происходил из смоленских дворян, сын полковника, изобретателя, педагога А. И. Шпаковского, крестник императора Александра II.

ными архитекторами были губернские секретари Владимир Сергеев (с 1913 г.) и Станислав Волонсевич (с 1914 г.), ковенскими губернскими инженерами — гражданские инженеры Федор Николаевич Малиновский (на службе с 1887 г., в должности в 1911-1913 гг.) и Вильгельм Августович Срока (с 1914 г., автор Симео-новской церкви в г. Каменец Брестской обл. в московско-ярославском стиле, 1906 г.), губернским архитектором — гражданский инженер Павел Васильевич Гофман (на службе с 1902 г., в должности с 1908 г.).

В 1908 г. присутствие Литовской духовной консистории обратилось к А. А. Шпаковскому с предложением «взять на свою ответственность постройку церквей на 300 человек за пожертвованные частными лицами ... на каждую из них 5000 руб.». В письме от 15 декабря 1908 г. архитектор соглашался на это предложение при соблюдении нескольких условий: создание местных строительных комитетов, бесплатная доставка прихожанами леса и булыжного камня, возможность поставлять на стройку своих рабочих и мастеров. Постройку он обязывался закончить «в течение 7 месяцев со дня получения лесорубочного билета». Архитектор просил оставлять в его распоряжении в качестве вознаграждения только сэкономленную от ассигнованных 5 тыс. руб. сумму и обязывался возместить недостачу при условии превышения сметы25. Консистория предложила включить в договор необходимость составления для каждого храма проекта и сметы, одобренных епархиальным начальством и утвержденных Строительным отделением, стоимость же леса и булыжного камня включить в данную смету. Кроме того, она не соглашалась с порядком оплаты работ архитектора26. 6 марта 1909 г. консистория сообщила, что литовский генерал-губернатор (эту должность занимал генерал от инфантерии К. Ф. Кршивицкий) «в заботах об устроении земельного быта и благосостояния русских поселенцев Ковенской губернии» обратил внимание на «необходимость полного удовлетворения и церковно-религиозных их нужд в духе веры и народности»: «как показал опыт, устройство маленьких островков русской народности без одновременного удовлетворения их религиозных нужд обрекает их на полное поглощение инородческой средой». Генерал-губернатор указал на необходимость устройства православных церквей в деревнях Лебенишки Поневежского уезда, Датнове Ковенского уезда, Дубя-

Окончил 2-й Санкт-Петербургский кадетский корпус и ИГИ по 1-му разряду (1900), гражданский инженер. Со студенческих лет работал для Морского министерства. В октябре 1901 г. поступил в МВД на должность младшего архитектора Волынского губернского правления. С января 1902 г. — ковенский губернский архитектор. В 1905-1906 гг. спроектировал здание Браславльской сельской лечебницы, послужившей образцом для постройки лечебниц в Ко-венской губ., произвел ремонт храмов Пожайского Успенского монастыря, Ковенской Крестовой церкви, построил Петропавловский храм в м. Дрисвятах (Беларусь). С 1906 г. — вилен-ский губернский архитектор в чине титулярного советника (затем коллежский асессор). Автор проектов церквей в с. Узле Вилейского уезда (?), селах Блошники, Иказни, Прозороках, Го-лубичах, Заборье, Ситцах, произвел перестройку Свято-Духова монастыря в Вильне. В 1913 г. построил церкви в местечке Жемайчю-Науместис (Александровское, не сохр.) и в имении Племянниковой «Провоже» Лидского уезда. Около 40 проектов новых храмов им были представлены в Синод (см.: А. А. Шпаковский // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1913. № 13/14. С. 266-268).

25 ЦДЛ, Г. 605, ар. 9, Ь. 894, 1. 3-4.

26 Там же. 1. 8-13.

ны — Убесы (Алексеевка) Шавельского уезда. Следует учесть, что в его распоряжении находился кредит «на устройство русских людей в северо-западном крае». Под руководством Шпаковского были построены и реконструированы 24 храма Виленской епархии, включая церкви в Дукштасе, Лебенишкес, Швенченеляй, Шарковщине (1912 г., по проекту 1907 г.).

Шпаковский опять-таки отдал дань самой значимой для православного храмостроительства в Литве тоновской традиции. Это проявилось в архитектуре церквей в г. Швенченеляй (бывшее местечко Ново-Свенцяны, Новые Свенця-ны), дер. Лебенишкес27, в г. Дукштасе (местечко Дукшты, 1907). По «тоновской» схеме после 1906 г. была сооружена деревянная Казанская церковь в Швенченеляй. Над центральной частью главного объема возвышался барабан-четверик, завершенный шатром с луковичной главкой. Примыкающий к основному объему прямоугольный в плане притвор венчал столпообразный четверик колокольни с таким же завершением. Боковые фасады главного четверика были декорированы фронтонами, основания шатров — щипцами. Здание отличалось сложной формой кровли. Церковь закрыта в 1962 г. и снесена в 1980-е гг.

Трехчастная одноглавая деревянная церковь в Лебенишкес (Лебенишкяй), куда в 1864 г. переселили 50 русских семей, посвящена священномученику Никандру, епископу Мирскому, — небесному покровителю архиепископа Ни-кандра (Молчанова). В 1908 г. мелекесский купеческий сын И. А. Марков пожертвовал 5 тыс. руб. на нужды храмостроительства в Северо-Западном крае через знакомого владыки, действительного статского советника А. Л. Векшина из Москвы. Архиепископ Никандр благословил употребить эти деньги на постройку церкви в Лебенишках, сосновый лес выделили власти Ковенской губернии. 8 января 1909 г. Шпаковский представил в консисторию проект храма на 330 человек (ил. 9, 10) и смету на 8960 руб. 14 коп., утвержденные Строительным отделением 2 марта 1909 г. Вертикально ориентированный храм включает два больших объема — прямоугольную в плане трапезную, завершенную в западной части четвериком колокольни с шатровым верхом и луковицей, и главный четверик, прорезанный тройными окнами с трапециевидным в плане алтарным прирубом. Шатровую кровлю завершает световой четверик, над которым — цилиндрический барабан с луковичной главкой. В описании церкви зодчий указывал, что «свесы» с карниза украшают доски с «русскими порезками» и сандрики «из досок с порезками»28. Оригинальный орнаментальный резной декор и убранство храма несут черты модерна. Одноярусный белый с позолотой иконостас в русском стиле завершен крупным кокошником (ил. 11). «Иконостас, если не отличается художественностью своей отделки, то зато своей прочностью и соразмерностью своих частей. В общем, получился храм красивый, прочный и благоустроенный», — рапортовал архиерею наместник Свято-Духовского монастыря иеромонах Серафим, осматривавший постройку в августе 1909 г.29 Жители Лебенишек, дождавшиеся «осуществления их заветной мечты», просили произвести освящение «с возможно большей торжественностью и полнотой религиозного настрое-

27 См.: Шлевис Г. Православные храмы Литвы. С. 539-548.

28 ВЛЛ, Г 605, ар. 9, Ь. 894, 1. 6.

29 Там же. 1. 87.

Ил. 9. Лебенишкес. Никандровская церковь. Проект. Южный фасад

^Ш)

Ил. 10. Лебенишкес. Никандровская церковь. Проект. План (ЬУМ)

103

Ил. 11. Лебенишкес. Никандровская церковь. Интерьер.

Фото автора

ния». Риторика в их письме от 28 августа 1909 г. вполне традиционно для этого края соответствует образу «осажденной крепости»: «Эти высокие чувства должны быть особенно возвышенны и патриотичны на нашей окраине. Мы со всех сторон окружены латынством, лютеранством и еврейством. Противники нашей религии, в особенности паписты, всеми силами стараются переманить в свою паству наш православный народ... Они, католики, знают, что на простую, бесхитростную душу христианина имеет большое влияние всякое церковное торжество, всякая религиозная пышность, не удивительно поэтому, что слабые в православии массами переходят в католицизм. К глубокому нашему горю, мы не видим стремления нашего духовенства к упрочению православия на наших окраинах тем же путем. В некоторых центрах существуют церковные братства, заботящиеся о храмах Божиих, о благолепии их, а в нашем захолустье и целых уездах даже и этого отрадного явления нет, как нет единения и общения». Они просили, чтобы храм в честь «Ангела и хранителя нашего владыки, твердо и неуклонно отстаивающего наши чисто русские права в северо-западном крае», освятил бы сам епископ Никандр. Церковь была освящена 18 октября 1909 г., но не архиереем, а вилкомирским благочинным прот. Павлом Левиковым: епископ Ковенский Владимир (Филантропов) «не был вполне уверен в том, что все там готово к освящению». Сверх сметы Шпаковский поставил бревенчатую сторожку и ограду, сделал два киота с иконами на цинке в стиле иконостаса, была написана и помещена в раму запрестольная икона, приобретено паникадило и часть облачений, всего на 337 руб. Это, однако, не избавило архитектора от финансовых претензий прихожан, переписка со взаимными обвинениями длилась по 1911 г.30

30 ЕУ1А, £ 605, ар. 9, Ь. 894, 1. 125, 133, 174-179.

104

Троицкая церковь в Дукштасе (1907) представляет собой поздний вариант церкви в имении Синявина. Трехчастный храм, спроектированный Шпаков-ским, напоминает по своей архитектуре церкви в Меркине и Зарасае. Главный четверик близок к кубу, завершен декоративной луковицей на барабане и соединен миниатюрной трапезной с высокой шатровой колокольней. Центральные из трех прясел боковых фасадов четверика были оформлены большими нишами-филенками с завершениями в виде трехчастных кокошников, прорезанными крупномасштабными полуциркульными окнами, и завершены щипцами. Ярус звона колокольни со срезанными углами и главный портал завершались щипцами. Алтарная часть — с полуциркульной апсидой и угловыми компартиментами. Храм дважды закрывали: в 1948 и 1963 гг. — под склад и заводской цех, в 1989 г. он был передан Успенской старообрядческой общине и освящен летом 1990 г.

Еще один поздний храм того же тоновского типа — каменная Александро-Невская церковь в местечке Шкуды (совр. Скуодас), авторство проекта которой не установлено. Еще в 1872 г. предполагалось устройство храма в местечке, чтобы белорусы, говорящие по-польски, не перешли в католичество. Переписка затянулась, и приход был учрежден только в 1886 г. 29 апреля 1887 г. была освящена временная домовая церковь при казармах 9-го драгунского Елисаветградского королевы Вюртембергской полка. В 1887 г. была составлена смета на новую постройку. Тогда же архитектор У. Н. Голиневич представил проект причтовых помещений. В ходатайствах подчеркивалось наличие в местечке прекрасного большого костела, лютеранской кирхи и двух синагог, а также то, что к 1889 г. помещение требовало капитального ремонта. Передача 1,08 десятин земли произошла в 1891 г.31 Постоянная церковь была построена в 1904-1905 гг., освящена 2 сентября 1905 г. Трехчастный храм в русском стиле включает основной, близкий к кубу, объем, с полуциркульным в плане крупным алтарем, низкий притвор в одну ось и высокую шатровую колокольню над ним по типу «восьмерик на четверике». Четырехскатную кровлю венчало декоративное луковичное пятиглавие. Тройные окна на боковых фасадах оформляли пластичные профилированные наличники с килевидными навершиями, проемы разделены парными полуколонками с кубоватыми капителями. Угловые части основного объема в 1-м ярусе оформлены ширинками, во 2-м ярусе — пучками полуколонок. Церковь окончательно закрыта и повреждена в 1944 г. К 1953 г. уничтожены завершения и декор 2-го яруса, в том числе навершия наличников, церковь перестроена.

Неорусский стиль в Литве, как и в Остзейских губерниях, представлен единичными постройками. Храм-памятник свв. Константина и Михаила в Вильнюсе был посвящен 300-летию Дома Романовых и 300-летию со дня кончины князя Константина Острожского. Закладка храма состоялась 14 мая 1911 г., освящение — 9 мая 1913 г. Его история заслуживает особого рассмотрения32. Первоначальный эскиз проекта храма по предложению жертвователя — действительного статского советника И. А. Колесникова — составил московский архитектор В. Д. Адамович, фактическим автором проекта и строителем был епархиальный

31 ЦЛА, Г. 605, ар. 8, Ь. 491.

32 1У1А, Г. 605, ар. 6, Ь. 10; ар. 9, Ь. 895; Храм святых Константина и Михаила: История в документах / сост. иерей Владимир Ринкевич, Л. Смодлева. Вильнюс, 2013.

архитектор А. А. Шпаковский. Историк А. И. Миловидов отмечал, что «это в Вильне первый храм, построенный в ростово-суздальском стиле, и вместе с тем первый по своему величию и красоте не только в Вильне, но, пожалуй, и во всем Северо-Западном крае»33. Стилистика храма близка к неорусскому стилю, но архитектор использовал почти исключительно мотивы владимиро-суздальского зодчества, в отличие от большинства сооружений в этом стиле, ориентированных на «псковско-новгородскую» архитектуру. Пятиглавый храм имеет план, близкий к крестообразному. Центральный высокий четверик завершен закомарами, над средокрестием возвышается мощный цилиндрический барабан с луковичной главой, угловые части имеют аналогичное завершение меньшего масштаба. Над притвором в высоту храма — восьмерик звона и цилиндрический барабан с луковицей, аналогичный боковым главам основного объема. С востока — трех-частная алтарная апсида под конхами, в плане — полукруглых очертаний. Фасады оформлены многочисленными и разнообразными арочными элементами, включая арочные окна и трифории, аркатурно-колончатые пояса, полуциркульные кокошники, а также пучками вытянутых колонок и орнаментами, в том числе бегунцом. Колонки и венчающие арки главного перспективного портала декорированы жгутами и орнаментами (ил. 12). Храм бесстолпный, своды опираются на четыре перекрещивающиеся бетонные арки, идущие от стен храма, наподобие проектов Вас. А. Косякова. Трехъярусный резной золоченый иконостас в неорусском стиле выполнен из дуба московским мастером С. А. Соколовым.

Церковь во имя великомученика Пантелеймона в Пабраде (бывшее Подбродье — Побродзье) построена в 1910 г. по проекту А. А. Шпаковского на средства работников железной дороги Санкт-Петербург — Варшава. 5 тыс. руб. было выделено из государственной казны. Церковь из желтого кирпича, ба-зиликальная, с боковыми ризалитами, над притвором — восьмерик шатровой колокольни. Фасадная отделка храма сочетает черты русско-романского стиля (арочные элементы), модерна и неоклассицизма (лучковые окна с замковыми камнями, сухарики). В 1927 г. храм передан католической церкви, лишен завершений, в 2009 г. возвращен православной общине и освящен во имя преподобного Сергия Радонежского.

Эволюция творчества Шпаковского была направлена в сторону приближения к неорусской стилистике. Значитель-

Ил. 12. Вильнюс. Константино-Михайловская церковь. Фото автора

33 Миловидов А. И. Виленский храм-памятник в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых и в память князя К. К. Острожского. Вильна, 1913. С. 27, 30.

ный интерес представляли два утраченных провинциальных храма34, сооруженных, судя по стилю, одним архитектором, предположительно тем же Шпаков-ским. Церковь в г. Владиславове Сувалкской губ. (совр. Кудиркос-Науместис) была сооружена в 1913 г. и посвящена свт. Алексию и святителям Московским. Оригинальный по композиции и отделке, храм сочетал черты неорусского и «московско-ярославского» стилей и отличался удачно найденными пропорциями. Высокий, вертикально ориентированный четверик основного объема завершало декоративное луковичное пятиглавие на фигурных ступенчатых постаментах. К боковым фасадам четверика примыкали ризалиты под щипцами, с запада — притвор с четвериком колокольни, увенчанным аналогичной главкой, с востока — трапециевидная в плане апсида. Декор был представлен арочными элементами и тягами. Церковь разрушена в 1930 г.

Петропавловский храм у местечка Датново (Дотнува) Ковенской губ. строился с 1914 г. при Ковенском среднем сельскохозяйственном училище имени статс-секретаря П. А. Столыпина для украинских и русских колонистов. В пользу авторства Шпаковского говорит предписание от 27 октября 1908 г. епархиальному архитектору «немедленно составить проекты и сметы на постройку церквей в Датново и в Дубяны-Убесы, в первом, согласно с выраженным генерал-губернатором мнения о необходимости постройки здесь храма, не уступающего благолепию и архитектуре имеющегося костела каменной церкви в сумме не менее 15000 руб., а во втором, т.е. в Дубяны-Убесы, деревянной церкви в сумме до 9000 руб.» (в этом месте только в 1912 г. была устроена домовая часовня, приписанная к церкви в с. Благовещенском)35. Вызывает вопрос лишь разница во времени составления, утверждения проекта и его реализации. Задержку можно объяснить длительным поиском средств и места для постройки. В марте 1909 г. было решено ограничиться устройством часовни в школьном здании. В октябре 1909 г., по ходатайству Я. М. Демидова, из сумм земелеустроительного кредита начальника края была устроена Покровская церковь-школа в фольварке Еве-линово в двух верстах от Датново в каменном одноэтажном здании «для религиозных и просветительных нужд русских поселенцев-колонистов», приписная к Кейданской церкви. Ее освятили 14 ноября 1909 г. Колонисты-«малоруссы», уроженцы Полтавской, Киевской и Черниговской губерний, проживали в близлежащих хуторах на землях, приобретенных Крестьянским поземельным банком. Вскоре наступила очередь отдельно стоящего каменного храма при училище по проекту, утвержденному 29 марта 1910 г. строительным отделением Ковен-ского губернского правления и затем 13 июня 1911 г. главным управлением землеустройства и земледелия. Последнее выделило средства на постройку36. Храм в Датново представлял собой редкий для Балтии образец неорусского стиля, ориентированного на псковско-новгородское зодчество. Устремленный ввысь главный четверик завершала четырехскатная кровля со щипцами и ступенчатый барабан с арочками и вытянутой луковичной главкой. Боковые ризалиты завершали «бочки» с луковичными главками. Трапезная в одну ось соединяла четве-

34 См.: Laukaitytè R. Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 LVIA, f. 605, ap. 9, b. 892, l. 2, 31.

36 Там же. B. 891.

рик с призматическим, равным ему по высоте объемом притвора — пятипролет-ной звонницы. Декор (бегунец, килевидные элементы) не нарушал целостность массивных выбеленных стен37.

В ноябре 1909 г. было учреждено временное попечительство о построении церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в железнодорожном поселке Рейслерово Вильно-Сарненского участка, рассчитанном на 500 человек (ныне Юодшиляй — Черный Бор) под председательством чиновника контроля Полесских железных дорог А. С. Кудерского. В уставе в духе уваровской триады указывалось, что «означенная церковь, удовлетворяя насущной потребности служащих и их семейств, соберет под сень свою православных христиан и образует здесь коренной Русский православный элемент, который бы создал в этой окраине надежный оплот Православию, Престолу и Русскому отечеству». Строительство предполагалось на пожертвования и оценивалось в 12—15 тыс. руб. с передачей участка не в духовное ведомство, а в ведение Министерства путей сообщения, наподобие церквей в Минске и Гомеле38. Война и гибель империи не дали возможности реализовать этот проект.

Единственным классическим образцом неорусского псковско-новгородс-кого стиля, сохранившимся в Литве, является бывшая церковь для Нововилей-ской колонии малолетних преступников в пос. Велюченис (Вилюцяны), освященная 17 августа 1914 г. архиепископом свт. Тихоном (Беллавиным)39. Следует полагать, что по-другому храм именовался церковью Виленской воспитательно-исправительной земледельческой колонии и был посвящен Нерукотворенно-му Образцу Спасителя, на его нужды И. А. Колесниковым было пожертвовано 500 руб.40 Каменный храм на 500 человек был возведен на холме, стоимость постройки составила 12 тыс. руб. После закрытия в советское время храм использовался как магазин, в настоящее время — это католическая капелла Спасителя — Доброго Пастыря. Фасады основного, близкого к кубу объема завершены трехчастными профилированными кокошниками плавных очертаний и прорезаны с севера и юга трифориями, разделенными полуколонками с кубоватыми капителями. С востока к нему примыкает трапециевидная в плане апсида, с запада — двусветные объемы: узкая трапезная в одну ось и более высокий притвор с высокой кровлей волнистых очертаний, их освещают разнообразные по форме окна. Венчала здание главка на цилиндрическом барабане и ступенчатом постаменте (ил. 13). Традиции неорусского стиля получили развитие в единичных храмовых постройках Литвы 1930-х гг. (Благовещенский собор в Каунасе, 1932— 1935, архит. Е. А. Фрик; часовня Всех Святых на кладбище в Вевисе, 1936).

В отличие от Остзейских губерний, на последнем этапе храмостроительства Литвы значительное место занимал византийский стиль, в котором были соору-

37 В 1925 г. церковь была обращена в костел, звонницу заменили на две башни с неоготическими шатрами, такой же шатер был поставлен на место купола четверика, порталы и ризалиты получили упрощенное фронтонное завершение, были сбиты оконные наличники. В 1950-е гг. храм снесли (см.: Laukaitytè R. Op. cit.).

38 LVIA, f. 605, ap. 9, b. 1029.

39 См.: Освящение нового храма // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1914. № 17. С. 370. Храм выявлен и атрибутирован автором.

40 См.: Щедрые пожертвования // Там же. 1913. № 22. С. 406.

Ил. 13. Величюнис. Спасская церковь. Фото автора

жены Михаило-Архангельская (1892—1895), Знаменская (1903), тюремная Никольская (1904) церкви в Вильнюсе, Михаило-Архангельская (первоначально Петропавловская) крепостная соборная церковь в Каунасе (1891—1895), Троицкая церковь в Швенченисе (ЗуепсюпуБ, Швянчонис, бывшее местечко Свенця-ны, 1898).

Композиция Михаило-Архангельской церкви получила дальнейшее развитие в архитектуре церквей во имя Пресвятой Троицы в г. Швенченисе и в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вильнюсе (Зверинце — Александрии), спроектированных М. М. Прозоровым. Участок земли под Знаменский храм пожертвовал владелец Зверинца почетный гражданин В. В. Мартинсон. 12 октября 1899 г. Строительное отделение Виленского губернского правления одобрило проект Прозорова (октябрь 1899 г.) (ил. 14). Около 40 тыс. руб. передали москвичи — домовладелец И. В. Васильев и профессор-технолог А. А. Крюков, вклады в строительство внесли архиепископы Иероним (Экземплярский) и Ювеналий (Половцев)41. Последний подарил храмовую икону (утрачена), 14 октября 1899 г. освятил закладку храма, а 1 июня 1903 г. — сам храм. 24 сентября 1903 г. готовое здание было освидетельствовано. Постройка обошлась в 62643 руб. 49 коп.,

41 Архиепископ Ювеналий (Половцев, 21 октября 1826 — 12 апреля 1904) — духовный писатель, из дворян, выпускник Михайловской артиллерийской академии. С 1847 г. — в Введенской Оптиной пустыни, ученик преподобного Макария (Иванова). С 1857 г. служил в Русской Духовной миссии в Иерусалиме настоятелем Глинской, Коренной пустыни, наместником Александро-Невской и Киево-Печерской лавр. 25 октября 1892 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, с 1893 г. — епископ Курский и Белгородский, с 7 марта 1898 г. — архиепископ Литовский и Виленский. При нем в 1900 г. из Литовской епархии была выделена Гродненская епархия, что приблизительно в три раза сократило количество паствы. Похоронен в соборе Свято-Духова монастыря (см.: На память о Высокопреосвященном Ювеналии, архиепископе Литовском и Виленском. Вильно, 1904).

внутренняя отделка — в 22 тыс. руб. Возведением храма руководили председатель строительного комитета соборный протоиерей Иоанн Котович и подрядчик Николай Маврикин, иконостас резного дуба выполнил виленский резчик и живописец Иван Молокин42. Приделы храма посвящены св. Иоанну Предтече и св. преподобномученице Евдокии. Шестистолпный центрический храм из желтого кирпича с тремя полуциркульными в плане апсидами (центральная имеет наружную галерею) и колокольней, соединенной с храмом переходом, имеет сложное объемно-пространственное построение и вертикально ориентированную композицию. Колокольня ниже центрального купола, фланкирована трапециевидными в плане объемами и образует ступенча-Ил. 14. Вильнюс. Знаменская церковь. тую композицию, аналогичную церкви Проект (ГУМ) св. Михаила. Венчающая часть храма —

тетраконх, нижний ярус представлен разновысотными объемами. Декор достаточно сдержан: полуциркульные окна и трифории, профили, колонки с кубоватыми капителями, имитация византийской «полосатой» кладки. Сохранился резной двухъярусный иконостас темного дерева. Сходство архитектурного решения колокольни и завершений храма подтверждают авторство Прозорова для Михаило-Архангельской церкви. Троицкая и Знаменская церкви являются более зрелыми его произведениями.

Тюремный замок для краткосрочного заключения «на Лукишках» (Лукиш-кес) в Вильнюсе был построен «по последнему слову техники» в 1901—1904 гг. Главное тюремное управление поручило составить его проект состоявшему в его распоряжении академику, профессору Академии художеств А. Г. Трамбицкому (1860—1922), разработку проекта и руководство работами осуществил начальник Виленской инженерной дистанции (с 1895 г.), военный инженер полковник К. П. Кельчевский43. Крестообразная в плане, Никольская церковь имеет симметричную композицию, увенчана пятью цилиндрическими барабанами со шлемовидным покрытием. Большой центральный световой барабан возвышается над малыми угловыми. Храм выстроен из желтого кирпича, отличается большими арочными окнами, обрамленными колонками, западный фасад и центральные прясла боковых фасадов завершены крупными полуциркульными кокошниками (ил. 15).

42 ГУ1А, Г. 382, ар. 1, Ь. 2089; Г. 605, ар. 9, Ь. 486; Шлевис Г. Православные храмы Литвы. С. 47-53.

43 Материалы по постройке церкви и тюремных зданий содержатся в 1У1А (Г. 1222).

Ил. 15. Вильнюс. Никольская тюремная церковь в Лукишках. Фото автора

Некоторая интенсификация православного храмостроительства в начале ХХ в. связана с возобновлением переселенческой политики после 1901 г., особенно в «столыпинский» период. К 1909 г. только в семи уездах Ковенской губ. насчитывалось 206 отдельных русских поселений44, преимущественно в имениях, приобретенных Ковенским отделением Крестьянского поземельного банка (управляющий Я. М. Демидов). Банк в ряде случаев безвозмездно уступал участки земли под постройку православных церквей. Например, 7 апреля 1912 г. банк сообщил архиепископу Агафангелу, что при ликвидации земель имение «Глебово-Лауксодзе» близ местечка Жеймели (ныне Жеймялис) он готов предоставить для прихода землю в фольварке Лауксодзе. Об этом православные поселенцы Фигурины просили еще в июле 1910 г. Однако само епархиальное начальство не проявило инициативы в устройстве прихода. Только в апреле 1913 г. «переписка по настоящему предмету епархиального начальства, губернского начальства и названного банка выяснила», что постройка церкви с учреждением при ней прихода будет полезной и необходимой, имеется достаточное число прихожан и земля от банка, а управление земледелия и государственных имуществ готово отвести причту «оброчные статьи» — мельницы и озера. На переписке о возможностях обеспечения причта и строительства дело заглохло45.

В начале ХХ в. на территории Литвы предполагались к постройке ряд храмов, сочетавших функции приходских и ведомственных, прежде всего в новых пристанционных поселках. Еще одной тенденцией было разукрупнение приходов с

44 См.: Виленский временник. Кн. IV: Русские поселения Ковенской губернии. Вильна, 1909.

45 ЦЛЛ, 5 605, ар. 9, Ь. 1270.

устройством новых приписных церквей в отдаленных их частях. Чаще всего для постройки последних материальные возможности отсутствовали. Так, например, в 1909 г. в ходатайстве об устройстве церкви в местечке Линково Поневежского уезда (ныне Линкува) на 150-200 человек, приписной к Никольской, для «служащего элемента окрестных местечек», прямо говорилось, что «местных средств на постройку церкви никаких не имеется». Предлагалось разместить приход в каменном здании хлебозапасного магазина или в имении Клаваны генерала Соболева, ходатайствовать о пособии на постройку перед хозяйственным управлением при Синоде и о выделении леса из казенной лесной дачи. Смету составил архит. В. Сергеев. Переписка длилась до декабря 1914 г.46

Заключение. Изучение особенностей распространения православия и хра-мостроительства на территории современной Литвы в начале ХХ в. показывает, что предпосылки строительства церквей и их архитектурные стилевые особенности в рассматриваемый период, как и сама история Православной Церкви в Литве, значительно отличаются от других стран Балтии — Латвии и Эстонии и близки к ситуации в Белоруссии, а также в части Латвии — Латгалии. В сельской местности церковное строительство осуществлялось для православных русских, белорусских, украинских крестьян-колонистов, которых размещали на землях, конфискованных у польского дворянства и духовенства (в связи с обвинениями в поддержке восстания 1863 г.), а также в усадьбах русских помещиков. Содействовал строительству Крестьянский поземельный банк. В соседних Остзейских губерниях церкви строились преимущественно для нужд местных крестьян и в больших масштабах47. В Литве, особенно на севере, не было распространено в той степени, как в Остзейских губерниях, строительство из булыжного камня, а также комплексное сооружение вместе с храмами домов причта и школ. В городах Литвы основную категорию прихожан составляли русские чиновники, торговцы, военные и таможенники, а также курортники. В связи с приграничным положением Литвы в регионе была значительной роль военных и таможенных церквей (всего 18). Общее число церквей (110 к 1917 г.) и количество православных (22925 на 1923 г.)48 было значительно меньше, чем на землях современных Латвии и Эстонии.

46 LVIA, f. 605, ap. 9, b. 1030.

47 См.: Берташ Александр, прот. Православная Церковь в Эстонии в 1880—1905 гг. // Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии. Таллинн, 2021. С. 134—169. Об архитектурных особенностях храмов Эстонии данного периода см., в частности, предшествующие публикации автора: Берташ Александр, прот. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 132—152; Он же. Архитектурный ансамбль Пюхтицкого Успенского монастыря — памятник русского стиля // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 122—154; Он же. Александро-Невский собор в Таллинне — памятник русского стиля в Эстонии // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 48. С. 96-114.

48 Laukaitytè R. Op. cit. P. 11-12.

Доминирование русского стиля в храмостроительстве Литвы и смена стилистики соответствовали общероссийским тенденциям (тоновский, или «русско-византийский», соответствующий ранней эклектике; собственно русский, или московско-ярославский: стиль зрелой эклектики; неорусский (псковско-новгородский) стиль, соответствующий распространению модерна; ретроспек-тивизм). Анализ архитектуры новых церквей показывает, что и в начале ХХ в. использовались несложные, но декларативно русские «тоновские» формы: луковичные главы, шатровые колокольни, килевидные кокошники, лопатки. То-новская стилистика доминировала до 1900-х гг. Как каменные, так и деревянные храмы «кораблем» тоновского типа с шатровой колокольней над притвором строились на территории Литвы до обретения ею независимости и, несмотря на общность композиции, отличались разнообразием пропорций и характера завершений. Сохранились и ряд памятников византийского стиля. Несомненно, что, несмотря на более значительные, чем в других странах Балтии, утраты, православные храмы составляют достаточно важную часть историко-художественного сакрального наследия Литвы и представляют интерес для историков и исследователей архитектуры Российской империи.

Источники

Литовский государственный исторический архив ^еШтов уаЫуЬез 181огцо8 агсИууаз, ЕУ1Л) £ 382, ар. 1, Ь. 2089, 2307; ар. 2, Ь. 889, 1089, 2455; ар. 11, Ь. 893; £ 605, ар. 6, Ь. 10; ар. 8, Ь. 491; ар. 9, Ь. 450, 486, 891, 892, 894, 895, 1029, 1030, 1270; £ 1222, ар. 1, Ь. 1-11. Каунасский региональный государственный архив (Каипо regioninis уаМуЬез агсИууаз,

ККУЛ) £ 1-473, ар. 2, Ь. 37а; Ь. 183а. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 400. Оп. 36.

Д. 1.

Список литературы

Берташ Александр, прот. Александро-Невский собор в Таллинне — памятник русского стиля в Эстонии // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2022. Октябрь-декабрь. Вып. 48. С. 96-114. Берташ Александр, прот. Архитектурный ансамбль Пюхтицкого Успенского монастыря — памятник русского стиля // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2021. Октябрь-декабрь. Вып. 44. С. 122-154. Берташ Александр, прот. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2021. Январь-март. Вып. 41. С. 132-152. Берташ Александр, прот. Покровский В. Н., архитектор // Православная энциклопедия.

М., 2020. Т. 1УП. С. 90-95. Берташ Александр, прот. Православная Церковь в Эстонии в 1880-1905 гг. // Эстонская

Православная Церковь: 100 лет автономии. Таллинн, 2021. С. 134-169. Виленский временник. Кн. IV: Русские поселения Ковенской губернии. Вильна, 1909. Волковский В. Ф. Исторический очерк Сувалкской губернии и ее городов // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1903 г. Сувалки, 1903. Приложения. С. 33-35.

Волковский В. Ф. Постройка православной церкви в пос. Виштынце Волковышского уезда // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1913 г. Сувалки, 1913. Приложения. С. 312-316.

Лаукайтите Р. Православные церкви Литвы ХХ века. Вильнюс, 2003.

Линькова К. В. Полковые базилики и их место в русской архитектуре второй половины

XIX — начале XX века // Искусствознание. 2022. № 2. С. 350-365. Миловидов А. И. Виленский храм-памятник в ознаменование 300-летия царствования

Дома Романовых и в память князя К. К. Острожского. Вильна, 1913. На память о Высокопреосвященном Ювеналии, архиепископе Литовском и Виленском. Вильно, 1904.

Новинский Василий, прот. Очерк истории православия в Литве. Вильнюс, 2005.

[Е. Ск.] Объезд губернии в июле 1903 года // Памятная книжка Сувалкской губернии на

1904 г. Сувалки, 1904. Приложения. С. 54. Освящение нового храма // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1914. № 17. С. 370.

Памятная книжка Виленской губернии на 1866 г. Вильна, 1866. Памятная книжка Ковенской губернии на ... 1914 год. Ковно, 1913. С. 2, 65, 156. Хроника // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1902 г. Сувалки, 1902. Приложения. С. 16-17.

Хроника // Памятная книжка Сувалкской губернии на 1904 г. Сувалки, 1904. Приложения. С. 80-81.

Храм святых Константина и Михаила: История в документах / сост. иерей Владимир

Ринкевич, Л. Смодлева. Вильнюс, 2013. Хроника церковно-общественной жизни // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1910. № 2. С. 42-43. Цитович Г. А., свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913. Шлевис Г. Православные храмы Литвы. Вильнюс, 2006.

А. А. Шпаковский // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1913. № 13/14. С. 266-268.

Щедрые пожертвования // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1913. № 22. С. 406.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Alexander Bertash, Candidate of Sciences in Art Criticism, Doctor of Theology, Rector of the Church of the Holy Royal Passion-Bearers in Bremen, Keeper of Antiques of Berlin-German Diocese; Leading Art Expert at the Architectural Bureau

2023. Vol. 50. P. 90-116

DOI: 10.15382/sturV202350.90-116

"Liteynaya chast-91". St. Petersburg, Russia, Bremen, Germany alexanderbertash-gmail.com

https://orcid.org/0000-0003-3486-0490

Orthodox Church Building of the Beginning of the 20th Century in the Territory of the Present-Day Lithuania

Abstract: The article studies a previously unexplored topic, the late Orthodox church building in the territory of the present-day Lithuania. It is based on unpublished materials from the Lithuanian State Historical Archives, as well as from the Russian State Military Historical Archive, Kaunas Regional State Archives, and from local periodicals. The article contains a significant number of new attributions, a large majority of churches and the names of architects have been made public for the first time. The biographies of the prominent builders of Lithuanian churches in the early 20th century are given. These are diocesan architects M. M. Prozorov and A. A. Shpakovsky, the names of other architects of the Vilna diocese are also established. The article also describes mechanisms of financing the construction of churches, mainly state-owned, with the support of the Peasant Land Bank, it identifies the social statuses of parishioners; in rural areas they were Orthodox peasant settlers, in cities they were Russian officials, military men, merchants. It highlights the importance of resettlement churches (on the lands confiscated from Catholics), of military churches, and churches at stations. The stylistic features of church building in Lithuania corresponded to the general imperial features: the dominance of the Russian style (Thon, Moscow-Yaroslavl, Neo-Russian) and the presence of the Byzantine style. One can see the long-term use of the style of K. A. Thon, the lack of local funds for construction, the proximity of the prerequisites for the construction of churches and their style in Lithuania and Belarus, and the difference from the situation in the territory of present-dday Latvia (except Latgale) and Estonia.

Keywords: Orthodox church architecture of Russian Empire at the beginning of the 20th century, Russian style, sacred architecture of Lithuania, Vilna diocese, churches for peasant settlers, military churches, diocesan architects M. M. Prozorov and A. A. Shpakovsky.

A. Bertash

References

Bertash A. (archpriest) (2020) "Pokrovsky V.N.", in Pravoslavnaia entsiklopediia , vol. 57, Moscow, pp. 90-95 (in Russian).

Bertash A. (archpriest) (2021) "Pravoslavnaia Tserkov' v Estonii v 1880-1905 gg.", in Estonskaia Pravoslavnaia Tserkov': 100 let avtonomii, Tallinn, pp. 134-169 (in Russian).

Laukaityte R. (2003) Staciatikiq Baznycia Lietuvoje XXamziuje. Vilnius.

Lin'kova K. (2022) "Polkovye baziliki i ikh mesto v russkoi arkhitekture vtoroi poloviny XIX — nachale XX veka". Iskusstvoznanie, no. 2, pp. 350-365 (in Russian).

Novinsky V. (archpriest) (2005) Ocherk istoriipravoslaviia v Litve. Vilnius (in Russian).

Rinkevich V. (priest), Smodeleva L. (eds) (2013) Khram sviatykh Konstantina i Mikhaila. Istoriia v dokumentakh. Vilnius (in Russian).

Shlevis G. (2006) Pravoslavnye khramy Litvy. Vilnius (in Russian).

Статья поступила в редакцию 28.03.2023

The article was submitted 28.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.