Научная статья на тему 'Военное взаимодействие России и Ближнего Востока в XXI В. В контексте военного сотрудничества США со странами региона'

Военное взаимодействие России и Ближнего Востока в XXI В. В контексте военного сотрудничества США со странами региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
428
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / США / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ / FOREIGN POLICY OF RUSSIA / MILITARY COOPERATION / MILITARY-POLITICAL COOPERATION / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / USA / MIDDLE EAST / PERSIAN GULF

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дуброва Евгения Евгеньевна

Военное взаимодействие играет важную роль во внешней политике России, поэтому внимание уделяется странам, с которыми оно осуществляется. Особый исследовательский интерес представляют страны Ближнего Востока. Существенное значение имеет взаимодействие с этим регионом США, которые с начала 2000-х гг. стремятся увеличить военное сотрудничество. Результаты исследования показали, как события второй половины ХХ в., их развитие, а также сложившееся под их влиянием межгосударственное взаимодействие в регионе способствовало формированию факторов американо-израильского и американо-иракского военного взаимодействия. Эти факторы определяют военное взаимодействие или его отсутствие не только для США и стран региона, но также обозначают динамику и особенности содержания военного взаимодействия России и стран Ближнего Востока, а предложенные в исследовании схемы позволяют наглядно показать влияние этих факторов. Военное взаимодействие включает два больших направления (формы) - военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. В результате анализа содержания военного взаимодействия России и США со странами Ближнего Востока были выделены страны, с которыми осуществляется как военно-политическое, так и военно-техническое сотрудничество, а также страны, с которыми налажено только военно-техническое сотрудничество. При этом военное взаимодействие США со странами региона выстраивается в обоих направлениях с каждой из стран, а интенсивность такого взаимодействия существенно выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE MIDDLE EAST IN THE 21ST CENTURY IN THE CONTEXT OF THE COOPERATION BETWEEN THE UNITED STATES AND THE COUNTRIES OF THE REGION

Military cooperation plays an important role in Russia’s foreign policy, so countries involved in this interaction are of interest for researchers. The countries of the Middle East require particular attention as there is an active cooperation between this region and the United States. The latter has sought to expand military cooperation since the early 2000s. The region and the fight for influence and cooperation with it have been important for Russia and the United States for many decades. In this research, the author suggests that in the 21st century military cooperation between the United States and the Middle East affects the dynamics and content of Russia's military cooperation with the countries of this region. The events of the second half of the 20th century and the international cooperation that had developed contributed to the formation of the factors of US-Israeli and US-Iraqi military cooperation. These factors determine not only US military cooperation with the countries of the Middle East but also the dynamics and content of military cooperation between Russia and the countries of the region. Military cooperation includes two major areas such as military-political and military-technical cooperation. As a result of analyzing the cooperation between Russia and the countries of the Middle East, as well as between the United States and the countries, there have been identified the countries with which both military-political and military-technical cooperation has been developed, and those with which only military-technical cooperation takes place. It appears that military cooperation between the United States and these countries includes both areas, and the intensity of this cooperation is significantly higher.

Текст научной работы на тему «Военное взаимодействие России и Ближнего Востока в XXI В. В контексте военного сотрудничества США со странами региона»

УДК-327(470+571)

DOI: 10.17072/2218-1067-2019-3-25-35

ВОЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В XXI В.

В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА США СО СТРАНАМИ РЕГИОНА

Евгения Дуброва

ФКУ "ГБ МСЭ по Пермскому краю "

Аннотация

Военное взаимодействие играет важную роль во внешней политике России, поэтому внимание уделяется странам, с которыми оно осуществляется. Особый исследовательский интерес представляют страны Ближнего Востока. Существенное значение имеет взаимодействие с этим регионом США, которые с начала 2000-х гг. стремятся увеличить военное сотрудничество. Результаты исследования показали, как события второй половины ХХ в., их развитие, а также сложившееся под их влиянием межгосударственное взаимодействие в регионе способствовало формированию факторов американо-израильского и американо-иракского военного взаимодействия. Эти факторы определяют военное взаимодействие или его отсутствие не только для США и стран региона, но также обозначают динамику и особенности содержания военного взаимодействия России и стран Ближнего Востока, а предложенные в исследовании схемы позволяют наглядно показать влияние этих факторов. Военное взаимодействие включает два больших направления (формы) - военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. В результате анализа содержания военного взаимодействия России и США со странами Ближнего Востока были выделены страны, с которыми осуществляется как военно-политическое, так и военно-техническое сотрудничество, а также страны, с которыми налажено только военно-техническое сотрудничество. При этом военное взаимодействие США со странами региона выстраивается в обоих направлениях с каждой из стран, а интенсивность такого взаимодействия существенно выше.

Ключевые слова: внешняя политика России; военное сотрудничество; военно-политическое взаимодействие; военно-техническое взаимодействие; США; Ближний Восток; Персидский залив.

На протяжении многих десятилетий Ближний Восток имеет существенное значение для мировой политики. Начиная со второй половины ХХ в. регион, стал той территорией, на которой сталкивались интересы СССР и США. Внешнеполитическая стратегия Соединенных Штатов заключалась в увеличении военного сотрудничества со странами Ближнего Востока, что позволяло США уменьшать военное взаимодействие СССР с этими странами, увеличивая свое влияние в регионе (Киссинджер, 1997: 672-673). После распада СССР США заняли лидирующее положение, а с началом 2000-х гг. значительно увеличили свое военное присутствие в регионе (Костюхин, 2012: 5), которое, предположительно, будет препятствием для развития военного взаимодействия России с регионом. Несмотря на пристальное внимание к Ближнему Востоку, вопрос о том, как военное сотрудничество США и стран Ближнего Востока влияет на динамику и содержание военного взаимодействия России с этими странами, остается неисследованным. На основе анализа содержания военного взаимодействия России и США и 10 стран Ближнего Востока (Израиль, Иран, Турция, Египет, Сирия, Ливия, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ) стало возможным выявить факторы, которые позволяют объяснить, как военное сотрудничество США и Ближневосточных стран влияет на динамику военного взаимодействия с Россией и определяет его содержание.

Военное взаимодействие в международных отношениях

Для ответа на исследовательский вопрос наиболее продуктивным будет использование теоретической рамки политического реализма и неореализма. Согласно основным положениям, «национальный интерес» и «сила государства» являются ключевыми для объяснения взаимодействия государств. В глобальном балансе международной среды любая страна, стремящаяся улучшить свои по-

© Дуброва Е. Е., 2019

зиции, делает это за счет других государств, которые теряют власть и влияние (Mearsheimer, 2010: 74-75). Такое соперничество может заключаться в стратегии сотрудничества, как «методике осуществления геополитического соперничества» (Киссинджер, 1997: 672-673). Военное взаимодействие отражает национальный интерес государства и определяется стремлением расширить свое международное влияние (Подберезкин, 2016: 46). На сегодняшний день межгосударственное военное взаимодействие может осуществляться в форме военно-политического и военно-технического сотрудничества, а каждая из этих форм включает несколько направлений.

Важным направлением военно-политического взаимодействия является сотрудничество в сфере миротворчества, которое понимается как урегулирование кризисов и участие в международных миротворческих операциях (Романчук, 2014: 37). Проведение таких операций позволяет стране быть активным участником международных отношений. Так, для США активное участие в миротворческих операциях значительно увеличило их военное присутствие в регионах мира (Reveron, 2010: 106107; Холмогоров, 2004: 15). Наряду с вооруженными конфликтами угрозой международной безопасности стал международный терроризм, который представляет собой технику, используемую для достижения различного рода политических и военных результатов (Franke, 2005; Калдор, 2015: 214). Международный терроризм начал развиваться именно на Ближнем Востоке, но со временем приобрел транснациональный характер, что способствовало выстраиванию военного сотрудничества в направлении противодействия террористическим угрозам (Щегловин, 2015: 121-122). Продуктивность такой совместной деятельности обеспечивается благодаря развитию третьего направления военно-политического сотрудничества - совместных военных учений, которые представляют собой совместный поиск решений и выполнение боевых задач в условиях, приближенных к реальным боевым действиям. Для России, как и для США, военные учения являются важной составляющей внешней политики и военного присутствия в регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке (Носов, 2010: 12).

Другой формой военного взаимодействия является военно-техническое сотрудничество. В настоящее время в общемировой практике военно-технического сотрудничества выделяется несколько направлений: подготовка иностранного военного персонала, военная помощь, передача излишков вооружения, финансирование экспорта вооружения, а также экспортные продажи продукции военного назначения1. Основным направлением, отражающим военно-техническое сотрудничество, являются экспортные продажи продукции военного назначения. Начиная с 2000-х гг. Россия возвращается на мировой рынок вооружения, а существенный рост экспорта вооружения из России позволяет расширить географию и рассматривать его как инструмент своего участия и влияния в регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке. При этом регион является одним из основных импортеров вооружения из США. При таком интересе России и США к военному взаимодействию со странами Ближнего Востока существует вероятность возникновения соперничества за интересы и влияние в регионе.

Факторы, определяющие военное сотрудничество США и стран Ближнего Востока и его влияние на военное взаимодействие России со странами региона

Военное сотрудничество России и стран Ближнего Востока началось в период существования СССР, что впоследствии во многом определило взаимодействие России со странами региона, а также сложившуюся региональную систему межгосударственного взаимодействия. После распада СССР и войн в Персидском заливе сотрудничество США и ближневосточных стран в значительной степени увеличилось. С началом 2000-х гг. Россия вновь развивает военное сотрудничество, а события 11 сентября 2001 г. способствовали увеличению такого сотрудничества не только для США (Kamrava, 2013: 195-196). Однако существенное значение все же имели события, происходившие на Ближнем Востоке во второй половине ХХ в. Эти события, их последствия, а также процессы в целом сформировались в факторы, определяющие военное взаимодействие со странами Ближнего Востока и позволяющие говорить о влиянии США.

Одним из таких факторов является американо-израильское взаимодействие, которое обозначилось после образования государства Израиль в 1948 г. Несмотря на то, что дипломатическая поддержка и признание СССР способствовали образованию Израиля, игнорирование многих проблем и поддержка арабских государств способствовали переориентации Израиля на военное и экономическое сотрудничество с США. Это существенно изменило военное взаимодействие с СССР (впослед-

1 Юрченко, В. П. (2008) Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами. URL: http://www.iimes.ru/?p=6806 (дата обращения: 25.01.2018).

ствии с Россией) как до конца ХХ в., так и в XXI в. Американский политолог Дж. Миршаймер, рассматривая внешнюю политику США, выделяет группы интересов, оказывающие влияние на принятие решений, включая решения о военном сотрудничестве и ведении военных действий. Одной из таких групп интересов является «израильское лобби», которое во многом определяет позицию США по отношению к Израилю, что, в свою очередь, определяет военное взаимодействие США и некоторых стран Ближнего Востока (Mearsheimer & Walt, 2007: 113, 129-130), а также влияет на военное сотрудничество России с частью стран региона (Сирией, Ираном и Египтом).

Схема 1. Влияние американо-израильского военного взаимодействия на военное взаимодействие России и Израиля, Сирии, Египта и Ирана

На схеме 1 представлены характер и направление влияния американо-израильского военного взаимодействия. Военное сотрудничество США и Израиля, а также арабо-израильский конфликт отразились на военном взаимодействии США и Сирии. Потеря Голанских высот в результате «Шестидневной войны» с Израилем, поддержка Палестины со стороны Сирии в арабо-израильском конфликте и военная поддержка Штатами Израиля - все это осложняет американо-сирийские межгосударственные отношения1, а военное сотрудничество с Россией стало для Сирии основным. Что касается Египта, то военное взаимодействие с США в значительной мере превосходит сотрудничество с Россией. Заинтересованность Египта обусловлена Кэмп-Дэвидскими соглашениями, благодаря которым военное взаимодействие США и Египта осуществляется по многим направлениям. Это позволяет Штатам влиять на курс, проводимый Египтом в отношении Израиля, а также обеспечивает проход американской армии через Суэцкий канал. Для Израиля такое сотрудничество позволяет избегать конфронтации с Египтом, имеющим самую многочисленную армию в регионе, а Египту военное сотрудничество с США позволяет качественно изменить свою армию2.

Фактор американо-израильского военного взаимодействия имеет существенное значение для межгосударственного сотрудничества Ирана. США не приемлет поддержки Ираном движения «ХАМАС», которое Израиль признает террористической организацией, а также иранскую программу по обогащению урана из-за опасений попадания ядерного оружия в террористические организации и угрозы безопасности, как самих США, так и других стран на Ближнем Востоке. Важное значение также имеют взаимодействие США и Израиля и антиизраильские настроения Ирана, которые про-

1 "Шестидневная" арабо-израильская война. URL: https://ria.ru/spravka/20170605/1495713408.html (дата обращения: 25.03. 2018).

2 США — Египет: печальные итоги десятилетий подчинения (2017). URL: https://eadaily.com/rn/news/2017/04/14/ssha-egipet-pechalnye-itogi-desyatiletiy podchineniya (дата обращения: 18.03.2018).

слеживаются в вопросах о непрекращающемся конфликте Израиля и Палестины (Рогов, 2012: 10). Поэтому в политических кругах Ирана прослеживается мнение, что Израиль всегда был и остается врагом Ирана и ислама (Menashri, 2006). Санкции США в отношении Ирана способствовали развитию военного сотрудничества Ирана с Россией. Что касается российско-израильского взаимодействия, то, несмотря на начавшийся с 2000-х гг. курс на сближение России и Израиля, оно существенно уступает американо-израильскому военному взаимодействию.

Другим фактором, отражающим интересы США, является американо-иракское военное взаимодействие. Оно имеет существенное значение во взаимодействии России и США со странами Персидского залива (Ираком, Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, Ираном) и Египтом. На схеме 2 представлена схема влияния США и американо-иракского сотрудничества на военное сотрудничество России.

^Уд,1мм:,|м знаком обозначено влияние, уменьшающее военное взаимодействие ^Данным знаком обозначено влияние, увеличивающее военное взаимодействие

Схема 2. Влияние США и американо-иракского взаимодействия на военное сотрудничество

России и стран Персидского залива и Египта

Агрессия Ирака против Кувейта определила национальные интересы США в области безопасности во взаимодействии со странами Персидского залива1. Существенное влияние на американо-иракское взаимодействие оказали события 11 сентября 2001 г. и способствовали началу военной операции в 2003 г. Поддержка США оказывалась Кувейтом, на территорию которого был введен военный контингент. Военная операция продолжалась до 2011 г. и сыграла важную роль в борьбе с терроризмом, а также существенно повлияла на военное взаимодействие России со странами Персидского залива. После снятия эмбарго на поставки вооружения в Ирак Россия стала одним из экспортеров вооружения, однако военное сотрудничество США и Ирака значительно превосходит взаимодействие с Россией.

На военное взаимодействие России с Саудовской Аравией военное сотрудничество США и Ирака также оказало влияние: являясь основными союзниками США, Саудовская Аравия и Кувейт принимали участие в военной кампании в Ираке. После появления на территории Ирака новых террористических организаций сотрудничество Саудовской Аравии и США в направлении противодействия терроризму значительно увеличилось, и, начиная с 2014 г., Саудовская Аравия вместе с ОАЭ принимает участие в военной операции против ИГИЛ. Несмотря на общий интерес к проблеме безопасности и борьбе с международным терроризмом, подобные совместные операции России и Саудовской Аравии не проводятся. При этом Саудовская Аравия и ОАЭ являются крупнейшими экспортерами американской военной техники, что в значительной степени увеличивает участие США в обес-

1 Буря на четверть века: в 1991 г. началось освобождение Кувейта от иракской оккупации. URL: http://tass.ru/spec/desert-storm (дата обращения: 14.01.2018).

печении безопасности региона. Существенное значение имеют межгосударственные отношения Саудовской Аравии и Ирана. Опасаясь усиления влияния Ирана на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия стремится увеличить военное сотрудничество с США, а Иран увеличивает военное сотрудничество с Россией. Для России такое сотрудничество необходимо для сохранения своего присутствия в Персидском заливе, где оно достаточно ограничено за счет военного сотрудничества США со странами залива (Pollack, 2003: 72-73). Существенная роль в военном сотрудничестве США и стран Персидского залива отводится военному взаимодействию США и Египта. Оно обусловлено контролем Египта морских путей и воздушного пространства Суэцкого канала. Благодаря тесному военному сотрудничеству США и Египта, Египет обеспечивает США свободный проход их флота и военной авиации через Суэцкий канал в Персидский залив для проведения военных операций с целью обеспечения безопасности, как самих Штатов, так и стран в Персидском заливе.

Описанные особенности в межгосударственном взаимодействии и сформировавшиеся на их основе факторы определяют военное взаимодействие США со странами Ближнего Востока и способствуют пониманию того, как США влияют на динамику и содержание военного сотрудничества России.

Содержание военного взаимодействия России и стран Ближнего Востока

Приведенные выше схемы, показывающие влияние США и их военного сотрудничества со странами Ближнего Востока, способствуют пониманию неоднородности военного сотрудничества России со странами региона. Анализ военного взаимодействия России со странами Ближнего Востока позволил выявить особенности его содержания и разделить страны региона на две группы. Первая группа включает страны, с которыми осуществляются направления военно-политического и военно-технического взаимодействия. К этой группе относятся Израиль, Иран, Египет, Сирия и Турция. В таблице 1 представлены основные направления военного взаимодействия России и США с данной группой стран региона.

Таблица 1

Направления военного взаимодействия России и США со странами Ближнего Востока

(Израиль, Иран, Египет, Сирия и Турция)

Страна Направления военного взаимодействия России с соответствующей страной Направления военного взаимодействия США с соответствующей страной

Израиль • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом; • Экспортные продажи продукции военного назначения (заинтересованность со стороны России) • Совместная разработка вооружения • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Совместные военные учения • Сотрудничество в сфере миротворчества • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместная разработка вооружения • Военная помощь

Иран • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместные военные учения

Турция • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместные военные учения • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Совместные военные учения • Сотрудничество в сфере миротворчества • Экспортные продажи продукции военного назначения

Египет • Совместная деятельность двух стран в борьбе с международным терроризмом; • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместные военные учения • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Совместные военные учения • Сотрудничество в сфере миротворчества • Экспортные продажи продукции военного назначения • Иностранное военное финансирование • Подготовка иностранного военного персонала

Сирия • Совместная деятельность двух стран

в борьбе с международным терро-

ризмом;

• Экспортные продажи продукции во-

енного назначения

• Совместные военные учения

В военно-политическом взаимодействии России с Израилем и Сирией основным направлением является борьба с международным терроризмом. В 2015 г. Россией и Израилем был создан центр для обеспечения взаимодействия российских и израильских военных в борьбе с террористической организацией «ИГИЛ»1. Для Сирии такое сотрудничество с Россией в борьбе с терроризмом осуществляется с начала 2000-х гг. в вопросе борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе и движением «ХАМАС» (Шоповаленко, 2016: 21). Распространение террористической организации ИГИЛ способствовало увеличению сотрудничества. Проведение в 2015 г. Россией антитеррористической операции на территории Сирии помогло правительственным силам взять под контроль около половины страны, а Россия получила возможность военного присутствия на Ближнем Востоке2. В военном взаимодействии России с Ираном, Египтом и Турцией основным направлением является проведение совместных военных учений. Лидером в этом направлении является Иран, для которого военное сотрудничество с Россией - основное в условиях действия санкций США. В отличие от Ирана, для Турции и Египта характерно сотрудничество с США, с которыми военные учения осуществляются значительно чаще, чем с Россией.

Военно-техническое сотрудничество с данной группой стран осуществляется в направлении экспортных продаж продукции военного назначения. Исключением является военно-техническое сотрудничество России и Израиля, которое осуществляется в направлении совместной разработки и производства самолета типа АВАКС, что объясняется научным потенциалом Израиля в области производства вооружения3. В период 2000-2016 гг. лидером в импорте вооружения российского производства в данной группе стран является Иран (2040 млн долл). Второе место занимает Египет - общая сумма от поставок вооружения составила 1 589 млн долл. Третье место по объему импортируемого российского вооружения занимает Сирия (1 428 млн долл)4. Важно отметить, что для Ирана и Сирии Россия является основным экспортером вооружения, при отсутствии военного взаимодействия с США.

Вторую группу стран составляют Ливия, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Военное взаимодействие с этими странами осуществляется только в форме военно-технического сотрудничества. В таблице 2 представлены направления военного взаимодействия России и данной группы стран, а также представлены направления взаимодействия США.

1 Российско-израильские отношения. Досье (2016). URL: http://tass.ru/info/3228338 (дата обращения: 09.03.2018).

2 Операция ВС РФ в Сирии. Досье (2017). URL: http://tass.ru/info/4603727 (дата обращения: 06.03.2018).

3 Кожеуров С., Эпштейн А.Д. (2010). Россия и Израиль: Изменяющиеся векторы двусторонних отношений. URL: http://www.iimes.ru/?p=11660 (дата обращения: 10.03.2018).

4 SIPRI Arms Transfers Database (2018). Available at: URL: https://www.sipri.org/databases/armstransfers. (Accessed: May 3, 2018).

Таблица 2

Направления военного взаимодействия России и США со странами Ближнего Востока (Ливия, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ)

Страна Направления военного взаимодействия России с соответствующей страной Направления военного взаимодействия США с соответствующей страной

Ливия • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Экспортные продажи продукции военного назначения

Ирак • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Экспортные продажи продукции военного назначения

Саудовская Аравия • Подготовка иностранного военного персонала • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Совместные военные учения • Экспортные продажи продукции военного назначения

Кувейт • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Совместные военные учения • Экспортные продажи продукции военного назначения

ОАЭ • Экспортные продажи продукции военного назначения • Совместная разработка вооружениея • Совместное участие двух стран в борьбе с международным терроризмом • Совместные военные учения • Экспортные продажи продукции военного назначения

Договоренности о военном сотрудничестве России и Ливии приходятся на период нахождения у власти М. Каддафи1, а наибольшие поставки вооружения приходятся на 2008 и 2010 гг. В 2011 г. поставки были прекращены2, а лидером в экспорте вооружения в Ливию стали США. Что касается Ирака, то до 1990-го г. главным экспортером вооружения в Ирак был СССР, однако, агрессия против Кувейта способствовала введению эмбарго на поставки вооружения, которое было снято после 2003 г. В последующие годы были заключены контракты на поставку 22 многоцелевых вертолетов Ми-17, а в 2013 г. началась поставка боевых вертолетов Ми-35 и Ми-28Н. Весной 2014 г. Ирак заключил с Россией контракт на срочные поставки самолетов Су-25, а также начались поставки зенитных комплексов «Панцирь-С1»3.

Важную роль в межгосударственном взаимодействии в Персидском заливе играет Кувейт. Рост экспорта вооружения из России начинается с 2010 г. за счет поставок в войска Кувейта партии из семидесяти модернизированных БМП-3М, а в 2015 г. зенитно-ракетных систем С-300 и истребителей Су-354. Интерес к российскому оружию, в том числе к истребителям Су-35 в военном сотрудничестве есть также у ОАЭ. С 2015 г. Россия и Эмираты вели переговоры о поставках самолетов Су-35, а в 2017 г. стороны достигли соглашения5. Немаловажно, что ОАЭ стали первым иностранным заказ-

1 Фроловский, Д. (2018) На что рассчитывает Россия в Ливии? URL: https://carnegie.ru/commentary/75494 (дата обращения: 20.03.2018).

2 Беленькая, М. (2017) Готова ли Россия открыть еще один фронт в Ливии. URL: https://carnegie.ru/commentary/68658 (дата обращения: 20.02.2018).

3 Сотрудничество с Ираком. URL: http://roe.ru/export/irak/ (дата обращения: 04.04.2018); Ирак попросил Россию поставить Су-25 из-за задержки Вашингтоном истребителей F-16. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1287799 (дата обращения: 01.04.2018); Военно-техническое сотрудничество России и Ирака. Досье (2015). URL: http://tass.ru/info/1981871 (дата обращения: 02.04.2018).

4 Россия и Кувейт подписали меморандум о намерениях. URL: https://ria.ru/defense_safety/20151110/1318054982.html (дата обращения: 15.03.2018).

5 Россия и Эмираты продолжают переговоры о поставках истребителей Су-35. URL: https://ria.ru/defense_safety/20171115/1508834890.html (дата обращения: 02.04.2018).

чиком зенитно-ракетного комплекса «Панцирь-С1», поставки которого ведутся с 2000 г. Комплекс является одним из наиболее востребованных образцов вооружения, поставляемых Россией. Также обозначено направление совместных разработок продукции военного назначения. Примером служит совместная разработка Россией и ОАЭ самолета МС-211.

Военное взаимодействие России с Саудовской Аравией включает два направления - экспортные продажи продукции военного назначения и подготовка иностранного военного персонала. Так, в конце 2017 г. Саудовская Аравия проявила интерес к поставкам ракетного комплекса С-400, а в марте 2018 г. контракт был подписан2. Также подписан контракт на поставку тяжелой огнеметной системы ТОС-1А «Буратино»3. Подготовка иностранного военного персонала заключается в обучении военного контингента Саудовской Аравии в военных учебных заведениях России. Несмотря на заключенные контракты и обозначенные перспективы военно-технического сотрудничества, в период с 2000 по 2016 гг. крупнейшим поставщиком вооружения в Саудовскую Аравию, как и во многие другие страны Ближнего Востока, является США.

Военное взаимодействие США и стран Ближнего Востока

Несмотря на возрастающее военное взаимодействие России со странами Ближнего Востока, для США регион представляет огромный интерес. Этому способствует геостратегическое положения Ближнего Востока и возникающие очаги нестабильности, которые являются для США угрозой их безопасности и безопасности союзников в регионе. В таблицах 1 и 2 представлены направления военного взаимодействия США со странами региона. Характерной особенностью военного взаимодействия США и стран Ближнего Востока является высокая интенсивность. Взаимодействие осуществляется как в форме военного-политического, так и военно-технического сотрудничества с каждой из стран (исключением являются Иран и Сирия, с которыми военное взаимодействие полностью отсутствует).

Основным направлением военно-политического взаимодействия является борьба с международным терроризмом, которая стала особенно актуальной после событий 11 сентября 2001 г. и осуществляется со всеми странами. Существенное значение имеет взаимодействие США и Ирака. С 2003 г. США осуществляли военную антитеррористическую операцию в Ираке, на территории которого распространялась террористическая организация «Аль-Каида»4. Поддержку США в этой операции оказывали Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ5. Появление в последующие годы террористической организации ИГИЛ способствовало развитию совместной борьбы с международным терроризмом в военном сотрудничестве и с Ливией, которое осуществлялось при участии Саудовской Аравии и ОАЭ6, а также способствовало увеличению военного сотрудничества с Египтом и Израилем из-за возникающих очагов нестабильности на Синайском полуострове7.

Существенное значение в военном взаимодействии США и Ближнего Востока имеет совместное участие в миротворческих операциях. Сотрудничество в этом направлении в большей степени осуществляется с Израилем и Египтом. Взаимодействие в миротворческой деятельности США и Израиля заключается в урегулировании арабо-израильского конфликта, который не прекращается с самого образования Израиля. Для Египта примером такого сотрудничества с США является действующая с 1981 г. международная миротворческая группа «Многонациональные силы и наблюдатели -

1 Межгосударственные отношения России и Объединенных Арабских Эмиратов. URL: https://ria.ru/spravka/

20160324/1395685099.html (дата обращения: 19.04.2018).

2

Carey, G. (2018). Saudis Want to Make Their Own Weapons. Russia Is Eager to Help. [Online]. Available at: URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-03-02/saudis-want-to-make-their-own-weapons-russia-is-eager-to-help (Accessed: May 2018).

3

Оружейный импорт Эр-Рияда: Москва добилась успехов в продвижении ПВО С-400. URL: https://ria.ru/defense_safety/20171009/1506498325.html?inj=1 (дата обращения: 13.03.2018).

4 Калиев, Т. (2009) Военная операция США против Ирака в 2003 году. Справка. URL: https://ria.ru/ politics/20090320/165480935.html (дата обращения: 25.03.2018).

5 Документ: присутствие возглавляемой США коалиции в Ираке будет зависеть от обстоятельств. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4932062 (дата обращения: 02.04.2018).

6 США — ОАЭ: зеркало терроризма на Ближнем Востоке (2017). URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/03/28/ssha-oae-zerkalo-terrorizma-na-blizhnem-vostoke (дата обращения: 05.04.2018); Исламская коалиция против ИГ: Саудовская Аравия как борец с терроризмом? (2018). URL: http://www.dw.com/ru (дата обращения: 10.04.2018).

7 Исаенко, А. (2015) Миротворчество на Синае. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2015-02-27/12_sinai.html (дата обращения: 01.04.2018).

МСН», которая успешно осуществляет деятельность по поддержанию стабильности на границе Израиля и Египта1.

В военно-техническом сотрудничестве США и стран Ближнего Востока основным направлением являются экспортные продажи продукции военного назначения. В период 2004-2008 гг. доля США в мировом экспорте продукции военного назначения составила около 31 %, из которых 37 % приходилось на страны Ближнего Востока (Веземан, С. Т. и др., 2010: 351), а в период 2012-2016 гг. крупнейшим импортером американской военной техники и оборудования стала Саудовская Аравия -на нее пришлось 12,9 % экспорта вооружений США. Далее следуют ОАЭ (8,7 %) и Ирак (5,4 %). В целом, при анализе экспорта вооружения из США за период 2000-2016 гг. выявлено, что лидерами в импорте американского вооружения стали ОАЭ (9 402 млн долл), Саудовская Аравия (8 255 млн долл), Египет (6 851 млн долл), Израиль (6 486 млн долл), Турция (5 185 млн долл) и Ирак (4 156 млн долл)2.

Военно-техническое сотрудничество с Израилем и Египтом представлено не только экспортными продажами продукции военного назначения. Военно-техническое сотрудничество США и Израиля включает военную помощь, значения которой с 2001 г. периодически повышались. Также осуществляется сотрудничество в совместной разработке вооружения, например системы ПРО «Железный купол». Для Египта военно-техническое сотрудничество представлено военной помощью США, финансированием экспорта вооружений и подготовкой иностранного военного персонала. Такая заинтересованность США в военном сотрудничестве с Египтом обусловлена контролем Египта над Суэцким каналом и наличием у него самой крупной армии, а также расположение административного центра Лиги Арабских Государств, что играет существенную роль в военном сотрудничестве США и арабских стран3.

Исследование военного взаимодействия России и стран Ближнего Востока в период с 2000 г. показало стремление России развивать военное взаимодействие со странами региона. Интерес США и выявленное существенное превосходство по интенсивности и содержанию в военном сотрудничестве Штатов со странами региона еще раз доказывает, что регион имеет геостратегическое значение для США. Это подтверждается в исследованиях российских (Е.М. Примакова, В.Н. Носова, С.М. Рогова и др.), а также зарубежных авторов (М. Камравы, Дж. Миршаймера, Р. Сокольски, и др.). Исследование позволило выявить, как США и их военное сотрудничество со странами региона влияют на военное сотрудничество России. Описанные Дж. Миршаймером с соавторами особенности внешней политики США в отношении Израиля позволили выявить американо-израильский фактор, который определяет не только военное сотрудничество США и части стран Ближнего Востока, но также позволяет объяснить противоречия и отсутствие взаимодействия с Сирией и Ираном, для которых поддержка Соединенными Штатами Израиля неприемлема. Выявленные особенности взаимодействия США и Ирака, связанные с событиями 11 сентября 2001 г., а также войнами в Персидском заливе, способствовали формированию фактора американо-иракского военного взаимодействия. Этот фактор, по мнению многих авторов (М. Камравы, Дж. Миршаймера, Р. Сокольски, и К. Поллака и др.), определяет содержание и интенсивность военного взаимодействия США и Ближнего Востока (особенно стран Персидского залива) и способствует постоянному увеличению такого сотрудничества, которое обусловлено проблемами в области безопасности. При этом оба фактора определяют отсутствие военного взаимодействия США с Сирией и Ираном. Это способствует интенсивному военному взаимодействию этих стран с Россией. Для России такое сотрудничество позволяет сохранить свое военное присутствие на Ближнем Востоке в целом, а сотрудничество с Ираном позволяет России сохранить свое присутствие в Персидском заливе, где оно ограничено.

1 Amidror, Y. (2006). The Risks of Foreign Peacekeeping Forces in the West Bank. [Online]

Available at: URL: http://jcpa.org/foreign_peacekeeping_forces/ (Accessed 12 March 2018). Билан, В.Н., 2009. Миротворческая деятельность Египта. URL: http://www.iimes.ru/?p=9369 (дата обращения: 04.03.2018).

2 SIPRI Arms Transfers Database. [Online] Available at: URL: https://www.sipri.org/databases/armstransfers (Accessed: 1 May 2018).

3 США — Египет: печальные итоги десятилетий подчинения (2017). URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/04/14/ssha-egipet-pechalnye-itogi-desyatiletiy-podchineniya (дата обращения: 18.03.2018).

Библиографический список

Веземан, С. Т., Бромли, М., Веземан, П. Д. (2010) Международные поставки оружия: Ежегодник СИПРИ. Москва: ИМЕМО РАН. [Wezeman, S. T., Bromley, M., Weseman, P. D., Holtom, P. (2010) 'International arms transerfs' [Mezhdunarodnye postavki oruzhiya] in: SIPRI Yearbook 2010. Moscow: IMEMO RAS Publ. (In Russ.)].

Калдор, М. (2015) Новые и старые войны: организованное насилие в глобальную эпоху. Москва: Изд-во Института Гайдара. [Kaldor, M. (2015) New and old wars: organized violence in a global era [Novye i starye voiny: organizovannoe nasilie v global'nuyu epokhu]. Moscow: Gaidar Institute Publ. (In Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киссинджер, Г. (1997) Дипломатия. Москва: Ла-домир. [Kissinger, G. (1997) Diplomacy [Diplomatiya]. Moscow: Ladomir Publ. (In Russ.)].

Костюхин, А. А. (2012) Взаимоотношения стран НАТО с государствами Центральной Азии и их влияние на военную безопасность России: 1991-2010: дисс. ... канд. полит. наук. Москва. [Kostyukhin, A. A. (2012) Relations of NATO countries with the states of Central Asia and their influence on the military security of Russia: 1991-2010 [Vzaimootnosheniya stran NATO s gosu-darstvami Tsentral'noi Azii i ikh vliyanie na voennuyu bezopasnost' Rossii: 1991-2010]. Cand. Diss. (Polit.). Moscow. (In Russ.)].

Носов, В. Н. (2010) Военное присутствие как инструмент внешней политике России и США: дисс. ... канд. полит. наук. Бишкек. [Nosov, V. N. (2010) Military presence as an instrument of foreign policy of Russia and the USA [Voennoe prisutstvie kak instrument vneshney politiki Rossii i SShA]. Cand. Diss. (Polit.). Bishkek. (In Russ.)].

Подберезкин, А. И. (2016) Стратегическое прогнозирование международных отношений. Москва: МГИМО-Университет. [Podberezkin, A. I. (2016) Strategic Forecasting of International Relations [Strategi-cheskoe prognozirovanie mezhdunarodnykh otnoshenii]. Moscow: MGIMO University Publ. (In Russ.)].

Рогов, С. (2012) 'Роль Ирана в политике США на Ближнем Востоке', Азия и Африка сегодня, 8, cc. 8-10. [Rogov, S. (2012) 'Iran's role in US policy in the Middle East' [Rol' Irana v obespechenii SShA na Blizhnem Vostoke], АSIA and AFRICA Today, 8, pp. 8-10. (In Russ.)].

Романчук, С. И. (2014) Миротворческие операции на постсоветском

пространстве: концептуальные подходы: дисс. ... канд. полит. наук. Москва. [Romanchuk, S. I. (2014) Peacekeeping operations in the post-Soviet space: conceptual approaches [Mirotvorcheskie operatsii na postsovetskom prostranstve: kontseptual'nye podkhody]. Cand. Diss. (Polit). Moscow. (In Russ.)].

Холмогоров, А. (2004) 'О некоторых подходах США к миротворчеству', Зарубежное военное обозрение, ноябрь. [Kholmogorov, A. (2004) 'On some approaches of the USA to peacemaking' [O nekotorykh podkhodakh SShA k mirotvorchestvu], Zarubezhnoe voennoe obozrenie, 11, pp. 15-18. (In Russ.)].

Шоп овал енко, М. Ю. (2016) Сирийский рубеж. Москва: Центр анализа стратегий и технологий. [Shopovalenko, M. Yu. (2016) Syrian frontier [Siriiskii rubezh]. Moscow: Centre for Analysis of Strategies and Technologies Publ. (In Russ.)].

Щегловин, Ю. (2015) Размышления о борьбе с терроризмом. Москва: Институт Ближнего Востока. [Shcheglovin, Yu. (2015) Reflections on the fight against terrorism [Razmyshleniya o bor'be s terrorizmom]. Moscow: Institute of the Middle East Publ. (In Russ.)].

Franke, V. C. (2005) Terrorism and Peacekeeping: New Security Challenges. s.l.: Praeger.

Kamrava, M. (2013) The Modern Middle East: A Political History since the First World War. Berkeley: University of California Press.

Mearsheimer, J. (2010) 'Structural realism' in: International Relations Theories: Discipline and Diversity. s.l.: Oxford University Press.

Mearsheimer, J., Walt, S. M. (2007) The Israel lobby and U.S. foreign policy. Farrar, Straus and Giroux: New Jork.

Menashri, D. (2006) 'Iran, Israel and the Middle East Conflict', Israel Affairs, 12, pp. 107-122.

Pollack, K. (2003) 'The Regional Military' in: The United States and the Persian Gulf: Reshaping Security Strategy for the PostContainment Era. Washington: National Defense University Press.

Reveron, D. S. (2010) Exporting Security: International Engagement, Security Cooperation, and the Changing Face of the U.S. Military. Washington: Georgetown University Press.

Информация об авторе

Дуброва Евгения Евгеньевна - магистр направления «Политология» кафедры политических наук ПГНИУ, ФКУ "ГБ МСЭ по Пермскому краю". E-mail: eva28101992@gmail.com (ORCID: 00000003-2211-8379. ResearcherlD: G-5887-2019).

Статья принята к печати: 15.06.2019

MILITARY COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE MIDDLE EAST IN THE 21st CENTURY IN THE CONTEXT OF THE COOPERATION BETWEEN THE UNITED STATES AND THE COUNTRIES OF THE REGION

E. E. Dubrova

Main Bureau of Medical and Social Assessment in Perm Krai

Abstract

Military cooperation plays an important role in Russia's foreign policy, so countries involved in this interaction are of interest for researchers. The countries of the Middle East require particular attention as there is an active cooperation between this region and the United States. The latter has sought to expand military cooperation since the early 2000s. The region and the fight for influence and cooperation with it have been important for Russia and the United States for many decades. In this research, the author suggests that in the 21st century military cooperation between the United States and the Middle East affects the dynamics and content of Russia's military cooperation with the countries of this region. The events of the second half of the 20th century and the international cooperation that had developed contributed to the formation of the factors of US-Israeli and US-Iraqi military cooperation. These factors determine not only US military cooperation with the countries of the Middle East but also the dynamics and content of military cooperation between Russia and the countries of the region. Military cooperation includes two major areas such as military-political and military-technical cooperation. As a result of analyzing the cooperation between Russia and the countries of the Middle East, as well as between the United States and the countries, there have been identified the countries with which both military-political and military-technical cooperation has been developed, and those with which only military-technical cooperation takes place. It appears that military cooperation between the United States and these countries includes both areas, and the intensity of this cooperation is significantly higher.

Keywords: foreign policy of Russia; military cooperation; military-political cooperation; military-technical cooperation; USA; Middle East; Persian Gulf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.