Научная статья на тему 'НАТО и арабские монархии Персидского залива: развитие военного сотрудничества'

НАТО и арабские монархии Персидского залива: развитие военного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
319
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / NATO / ССАГЗ / GCC / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / СОТРУДНИЧЕСТВО / РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ / WIDENING INFLUENCE / COORDINATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудряшов Антон Владимирович

Заинтересованность США и Евросоюза в сохранении своих геополитических позиций на Ближнем Востоке способствует усилению влияния Запада на ключевые арабские государства экспортеры энергоресурсов. Особое внимание при этом уделяется военно-техническому сотрудничеству и втягиванию лояльных арабских режимов в единое трансрегиональное военно-политическое и экономическое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The NATO and Arab monarchies of Persian Gulf: military cooperation development

The USA and the EU are interested in preserving their geopolitical status in the Middle East. That contributes to increasing the influence of the West upon the key Arab states energy exporters. Special attention in this case is paid to the military and technical cooperation and to the retraction of loyal Arab regimes into a united trans-regional military-political and economic space.

Текст научной работы на тему «НАТО и арабские монархии Персидского залива: развитие военного сотрудничества»

А.В. Кудряшов

НАТО И АРАБСКИЕ МОНАРХИИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА: РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Заинтересованность США и Евросоюза в сохранении своих геополитических позиций на Ближнем Востоке способствует усилению влияния Запада на ключевые арабские государства - экспортеры энергоресурсов. Особое внимание при этом уделяется военно-техническому сотрудничеству и втягиванию лояльных арабских режимов в единое трансрегиональное военно-политическое и экономическое пространство.

Ключевые слова: НАТО, ССАГЗ, взаимодействие, сотрудничество, расширение влияния.

В XXI веке Ближний Восток и, в большей мере, зона Персидского залива продолжают оставаться важнейшей «кладовой» энергоресурсов планеты. На территории стран Персидского залива располагаются крупнейшие запасы углеводородов, значительное количество объектов топливно-энергетической инфраструктуры и морские пути транспортировки нефти и газа в Европу, Северную Америку и Азию. Как демонстрирует политический кризис на Украине, Евросоюз выражает обеспокоенность своей возросшей энергозависимостью от России и все более внимательно рассматривает ближневосточные энергоносители как наиболее приемлемую и приоритетную альтернативу российскому сырью.

В связи с непрекращающимся на протяжении последнего десятилетия ухудшением военно-политической обстановки на Ближнем Востоке, ростом активности террористических организаций и развитием иранской ядерной программы США и объединенная Европа остаются заинтересованными в сохранении стабильности ситуации как в зоне Персидского залива в целом, так и в ряде стран -поставщиков энергоресурсов в частности. Власти ряда арабских государств Персидского залива, со своей стороны, ежегодно увели-

© Кудряшов А.В., 2015

чивая бюджетные траты на национальную оборону и безопасность, пока предпочитают полагаться на своих западных партнеров, в частности на США и НАТО.

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты военного сотрудничества (и перспективы его развития) между Северо-Атлантическим альянсом и странами-участницами Совета сотрудничества арабских государств (Персидского) залива (ССАГЗ)1, которые исторически, с момента обретения независимости в середине ХХ в., стремятся к укреплению суверенитета и в первую очередь собственной безопасности.

ССАГЗ зародился на волне хаоса, возникшего на Ближнем Востоке в 1979 г. после исламской революции в Иране. Создание ССАГЗ предполагало не столько обеспечение коллективной обороны государств-членов, сколько развитие всесторонней кооперации между Саудовской Аравией (СА), Оманом, Кувейтом, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Бахрейном. Другими словами, упор был сделан на политическую и экономическую составляющие в многосторонних отношениях и лишь затем на сотрудничество в области безопасности. Военно-техническая кооперация между арабскими монархиями Залива развивалась «постольку поскольку», и в большей мере за счет инициатив СА, продолжающей и сегодня выступать «локомотивом» на данном направлении. Подчеркнутое в итоговом коммюнике первого саммита (1981 г.) стран-участниц ССАГЗ намерение защищать свою независимость, поддерживать должный уровень безопасности и препятствовать возникновению вооруженных конфликтов на территории региона было одобрено всеми участниками саммита, однако за прошедший почти тридцатилетний период существенного прогресса в этой сфере арабские монархии практически не добились. В этой связи руководство вышеуказанных монархий отвело особую роль в деле обеспечения своего суверенитета своим бывшим европейским метрополиям.

Активизация террористических организаций на Ближнем Востоке, набравшая обороты в 2003 г. с вторжением в Ирак международной коалиции, и усиление региональных позиций шиитского Ирана стали факторами, придавшими импульс очередному витку развития диалога между Западом и монархиями Залива - межблоковому сотрудничеству между НАТО и ССАГЗ в области безопасности. Перспектива получения Тегераном технологий для создания ядерного оружия ставила бы под угрозу существование арабских монархий Персидского залива, и данный фактор был использован Вашингтоном и его союзниками по НАТО для укрепления взаим-

ного доверия с членами Совета. Усиление же позиций террористических и джихадистских организаций в регионе, согласно информации, попадавшей из высоких политико-дипломатических кругов Совета в местные СМИ, стало даже более приоритетной угрозой для ССАГЗ, поскольку терроризм как явление, имеющее наднациональный характер, рассматривается властями арабских монархий в качестве угрозы государственности, политической стабильности и государственным границам. При этом следует отметить одну особенность, что в Эр-Рияде, Абу-Даби, Дохе и Эль-Кувейте достаточно своеобразно «классифицируют» организации по террористическому признаку - террористами не являются те люди, которые борются за независимость. В частности под это определение подпадают члены движения ХАМАС, ведущего «освободительную» борьбу против Израиля.

Для эффективного решения стоящих перед ССАГЗ задач по обеспечению собственной безопасности, противодействию внешним угрозам и борьбе с терроризмом, как на Ближнем Востоке в целом, так и в зоне Персидского залива в частности, руководство НАТО предложило свою помощь странам-участницам Совета. Так, начальным этапом в развитии сотрудничества в оборонной сфере между Северо-Атлантическим альянсом и ССАГЗ в Персидском заливе можно считать состоявшийся в 2004 г. в Стамбуле очередной саммит НАТО, на котором стороны приняли программу, направленную на развитие и укрепление двустороннего взаимодействия - Стамбульскую инициативу о сотрудничестве (СИС).

Ключевыми положениями СИС являются укрепление региональной безопасности и стабильности посредством нового трансатлантического соглашения, предусматривающего помощь в проведении реформ в сферах безопасности, планирования расходов на оборону, военного планирования и взаимодействия между военным и гражданским компонентами; содействие в развитии двустороннего военного сотрудничества по повышению уровня оперативно-технической совместимости в борьбе с терроризмом и пиратством (посредством обмена разведданными и военно-морского сотрудничества); противодействие распространению оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки; борьба с незаконной торговлей запрещенными товарами2.

При этом следует отметить, что, хотя основным «адресатом» данной программы является именно ССАГЗ, только четыре государства из состава Совета - Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ - в 2005 г. приняли «приглашение» Альянса и стали полноправными участниками СИС. Саудовская Аравия и Оман же до настоящего

времени остаются в статусе наблюдателя. В числе причин, из-за которых Эр-Рияд и Оман не желают принимать полноценное участие в работе СИС, можно отметить нежелание оманского руководства менять свой традиционный внешнеполитический вектор - относительно независимая региональная политика и поддержание баланса в международных отношениях как с соседями по Аравийскому полуострову, так и с шиитским Ираном. Что же касается саудовской стороны, то Эр-Рияд в рамках военно-технического сотрудничества предпочитает поддерживать двусторонний формат отношений и нетерпимо относится к присутствию на своей территории подразделений вооруженных сил немусульманских иностранных государств.

Внимательно рассмотрев некоторые аспекты Стамбульской инициативы о сотрудничестве, можно сделать вывод, что она стала своего рода дополнением к программе Средиземноморского диалога (СД), разработанной и принятой НАТО в 1994 г. Данная инициатива предполагает развитие сотрудничества между НАТО и государствами средиземноморского бассейна - Алжиром, Египтом, Марокко, Мавританией, Тунисом, Израилем, Иорданией. Что же касается СИС, то она, в свою очередь, обладает собственными характерными чертами. В частности ее отличие от СД заключается в том, что в рамках СИС значительное внимание уделяется именно развитию военно-технического сотрудничества и укреплению взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом, а также налаживанию оперативно-технического взаимодействия между подразделениями вооруженных сил стран-участниц НАТО и ССАГЗ.

В настоящее время диалог НАТО - ССАГЗ развивается по следующим направлениям: борьба с терроризмом и обмен разведданными; оказание экспертной помощи со стороны Альянса в реформировании оборонного сектора стран-участниц Совета (военное планирование, финансирование силовых структур, оборонное планирование); проведение совместных военных учений под эгидой НАТО, в том числе и в операциях в рамках программы «Партнерство ради мира»3; противодействие распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки; борьба с контрабандой оружия; планирование на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, а также проведение совместных учений по преодолению последствий стихийных действий4. Также особое внимание придается созданию и расширению военных баз стран-участниц НАТО на территории государств ССАГЗ. Кроме того, делается упор на развитие военно-технического сотрудничества и унификацию, т. е. «привязку» вооруженных сил иностранных государств к военным

стандартам НАТО и образцам современных вооружений Северо-Атлантического альянса, что в значительной степени способствует укреплению коллективной обороноспособности арабских государств-партнеров Альянса и одновременно усложняет использование вооружений и военной техники, разработанных и произведенных другими глобальными игроками на рынке вооружений.

В 2008 г., по данным Колледжа исследований НАТО, Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ вместе с представителями Северо-Атлантического альянса приняли участие в 57 совместных разноплановых учениях, что, по сравнению с начальным этапом (2005-2006 гг.), стало существенным прорывом в сфере двустороннего сотрудничества. Однако участие государств-членов ССАГЗ в совместных учениях с НАТО поначалу не было столь активным. Так, в том же 2008 г. ССАГЗ было предложено принять участие примерно в 560 совместных учениях (более 450 из них носили военный характер и содержали антитеррористический компонент).

Низкий уровень взаимодействия между двумя организациями на тот момент можно объяснить тем, что, во-первых, в рамках СИС отсутствовала практика «сверки часов» между представителями высшего военного командования стран-участниц инициативы. Во-вторых, в рамках СИС отсутствовала проработанная программа индивидуального военного сотрудничества для стран-участниц инициативы, которая могла бы оказать положительный эффект на укрепление диалога ССАГЗ - НАТО. В-третьих, необходимо подчеркнуть, что в сравнении с НАТО или даже прекратившей свое существование Организацией Варшавского договора второстепенное значение пункта, предусматривающего усиление оборонного взаимодействия в «списке ключевых задач Совета» позволяет говорить о том, что ССАГЗ, по своей сути, вряд ли можно квалифицировать как межгосударственный институт, обеспечивающий региональную безопасность. Именно по этой причине развитие сотрудничества между НАТО и ССАГЗ, в рамках Стамбульской инициативы сотрудничества следует рассматривать не в многостороннем формате «28 + 4», а скорее в «двустороннем», когда арабские участники СИС, выстраивая диалог с Альянсом, отдают предпочтение не региональной, а индивидуальной повестке дня в сфере безопасности.

Невысокий уровень вовлеченности стран-участниц ССАГЗ в совместные с НАТО военные и антитеррористические учения можно объяснить и малым количеством личного состава в рядах вооруженных сил этих арабских государств, которого попросту не хватает для проведения множества совместных мероприятий. Так, численность вооруженных сил ОАЭ составляет (примерно) 51 тыс.

человек, Кувейта - 15 тыс., Катара - 12 тыс., а Бахрейна - и вовсе порядка 8 тыс.

В целом, несмотря на определенные успехи в выстраивании продуктивного диалога НАТО - ССАГЗ, в международном экспертном сообществе считают, что существуют несколько факторов, которые «тормозят» процесс полноценной реализации потенциала Стамбульской инициативы о сотрудничестве. Во-первых, нежелание властей КСА и Омана принимать активное участие в совместных с НАТО мероприятиях, т. е. стремление Эр-Рияда и Маската дистанцироваться от прямой «опеки» Альянса. Во-вторых, двусторонняя, а не многосторонняя природа взаимодействия между странами-участницами ССАГЗ в рамках реализации курса общей политики безопасности. Причем второй фактор в международных экспертных кругах характеризуют «как недостаток практического взаимодействия среди членов Совета в области обеспечения безопасности», который руководство Северо-Атлантического альянса так и не смогло «разглядеть» за прошедшие годы5. Более того, именно это обстоятельство препятствует развитию эффективного сотрудничества между двумя организациями. В этой связи бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил в феврале 2011 г., спустя 6 лет с момента начала действия СИС, на конференции в Катаре, посвященной реализации СИС: «Откровенно говоря, мы (в рамках СИС. - А. К.) не смогли реализовать все потенциальные возможности нашего партнерства. Пришло время его активизировать, поскольку необходимость в нашем сотрудничестве только усилилась»6.

Массовые социальные волнения в ряде ближневосточных государств, получившие название «арабской весны», придали серьезный импульс развитию двустороннего сотрудничества в рамках боевых операций и в сфере борьбы с терроризмом. Так, воинский контингент Катара, ОАЭ и Бахрейна был активно вовлечен в боевые операции НАТО, проведенные Альянсом за последние несколько лет. В частности Манама направила своих военнослужащих в состав Международных сил содействию безопасности в Афганистане, а Доха и Абу-Даби приняли непосредственное участие в свержении режима Каддафи в Ливии (операция НАТО «Объединенный защитник»). При этом нельзя не отметить то обстоятельство, что привлечение НАТО государств-членов ССАГЗ к участию в военной операции против другого арабского государства стало серьезным «шагом вперед» в рамках СИС. Кроме того, НАТО заключило двусторонние соглашения с вышеназванными странами-участницами Совета в области обмена разведданными. Катар также разместил на своей территории центр управления со-

вместными действиями авиации и ПВО НАТО для контроля воздушного пространства и в 2011 г. открыл филиал французского военного колледжа Сен-Сир - высшего военного учебного заведения, основанного во Франции в 1802 г. Наполеоном Бонапартом. С 2007 г. катарские офицеры проходят обучение на ближневосточном факультете военного колледжа НАТО в Риме. В 2011 г. Объединенные Арабские Эмираты первыми из ССАГЗ достигли договоренности с руководством НАТО об открытии при штаб-квартире Альянса в Брюсселе постоянного представительства этой арабской страны. В этой связи глава МИД Польши Сикорский заявил: «Мы очень счастливы, что ОАЭ станут первой арабской страной, которая откроет посольство при штаб-квартире НАТО»7.

На сегодняшний день на Ближнем Востоке складывается сложная и напряженная военно-политическая обстановка, что обусловлено возросшей угрозой со стороны радикальной террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). Действия США и Европы, как это было отмечено в сентябре 2014 г. на очередном саммите НАТО в Великобритании, будут направлены на формирование антитеррористической коалиции, о присоединении к которой уже заявили члены ССАГЗ. Вашингтон и Брюссель весьма успешно используют различные политико-дипломатические и экономические инструменты для расширения сферы влияния на Ближнем Востоке. Иными словами, они стремятся «втянуть» в свое политическое и экономическое пространство ключевых ближневосточных партнеров, являющихся в то же время значимыми поставщиками энергоресурсов - Саудовскую Аравию, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Катар.

В этой связи представляется вероятным, что относительно налаженное в рамках Стамбульской инициативы о сотрудничестве взаимодействие между ССАГЗ и НАТО определенно даст положительные результаты в деле борьбы с терроризмом. Однако укрепление собственной обороноспособности при непосредственном участии западных партнеров из Северо-Атлантического альянса может затормозиться ввиду обострения разногласий внутри организации или возникновения социально-экономической нестабильности в любой из стран-участниц Совета.

Примечания

1 В состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива входят Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия.

2 NATO elevates Mediterranean Dialogue to a genuine partnership, launches Istanbul Cooperation Initiative [Электронный ресурс] / North Atlantic Treaty Organization. URL: http://www.nato.int/docu/update/2004/06-june/e0629d.htm (дата обращения: 20.09.2014).

3 «Партнерство ради мира» - программа двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, благодаря которой эти страны могут развивать индивидуальные отношения с НАТО, самостоятельно определяя приоритетные направления сотрудничества.

4 Istanbul Cooperation Initiative [Электронный ресурс] / North Atlantic Treaty Organization. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_58787.htm (дата обращения: 01.10.2014).

5 Samaan J.-L. NATO in the Gulf: Partnership Without a Cause? (NATO Defense College: Research paper. 2012 № 83. Oct. P. 4) [Электронный ресурс] / NATO Defense College. URL: http://www.ndc.nato.int/news/current_news.php?icode=438 (дата обращения: 12.07.2014).

6 Rasmussen A.F. NATO seeks Gulf security partners // Gulf News [Электронный ресурс]. URL: http://m.gulfnews.com/opinion/nato-seeks-gulf-security-part-ners-1.762160 (дата обращения: 14.05.2014).

7 Маяков Д. ОАЭ станут первой арабской страной, открывшей постпредство при НАТО // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ world/20110520/377545736.html (дата обращения: 28.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.