Научная статья на тему 'ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ XVIII-XIX ВВ.: ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ XVIII-XIX ВВ.: ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГВАРДИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОТЕЧЕСТВО / ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Власова Ирина Владимировна

В статье рассмотрена структура военной культуры, особое внимание уделено ее духовной сфере и ценностно-нормативному аспекту. Проанализирована роль отражения в искусстве побед российской Гвардии. На примере культурного пространства Санкт-Петербурга (архитектурные памятники, храмы, музеи) раскрывается историческое значение отображения подвигов российских воинов XVIII-XIX вв. в деле сохранения культурного наследия и формирования военной и гражданской элиты России. В Российской Империи военное образование являлось особой сферой внутренней политики. Выпускники военных заведений становились надежными защитниками Отечества, профессионалами, заслуженно получали ответственные должности в армии, на флоте и дипломатической службе. Наряду с религиозной составляющей, социальным положением, национальностью, образование, являлась фактором и социальным лифтом мобильности в России XVIII-XIX столетия. Благодаря система военного образования осуществляется военная социализация и инкультурация молодого поколения. Духовная сфера культуры, включающая военное образование, является детерминантой развития государства, важной составляющей в процессе формирования военной и гражданской элиты страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE 18TH-19TH CENTURIES: REFLECTION IN THE ART OF THE CULTURAL SPACE OF ST. PETERSBURG

The article considers the structure of military culture, special attention is paid to its spiritual sphere and value-normative aspect. The role of reflection in the art of the victories of the Russian Guards is analyzed. On the example of the cultural space of St. Petersburg (architectural monuments, temples, museums), the historical significance of displaying the exploits of Russian soldiers of the 18th-19th centuries is revealed. in the preservation of cultural heritage and the formation of the military and civilian elite of Russia. In the Russian Empire, military education was a special area of domestic policy. Graduates of military institutions became reliable defenders of the Fatherland, professionals, deservedly received responsible positions in the army, navy and diplomatic service. Along with the religious component, social status, nationality, education was a factor and social lift of mobility in Russia in the 18th-19th centuries. Thanks to the system of military education, military socialization and inculturation of the younger generation is carried out. The spiritual sphere of culture, including military education, is a determinant of the development of the state, an important component in the process of formation of the country's military and civilian elite.

Текст научной работы на тему «ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ XVIII-XIX ВВ.: ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

87,8% не знали кто создатель игры ЖИПТО, 93,3% никогда не играли в ИБ, но 1,5% есть когда-то игравшие в эту игру. 53,2% участников опроса хотели бы участвовать в мастер-классе по ЖИПТО и 54,9% приняли бы участие на МК.

ВЫВОДЫ

Таким образом, исследование показало о заинтересованности студентов интеллектуальным биатлоном. Для достижения большего эффекта была проведена апробация использования этой игры в учебно-тренировочном процессе, по результатам апробации можно сделать вывод:

1. ИБ - это игра с элементами стрельбы, поэтому для начинающих стрелков можно применить в учебно-тренировочном процессе как один из способов повышения интереса обучающихся.

2. В процессе игры легко усваиваются все элементы техники стрельбы: изготовка, прицеливание, управление дыханием, обработка спуска.

3. Так же во время игры четче раскрывается характер обучающегося, чем при обычном тренировочном процессе, что позволяет быстрее найти индивидуальный подход к нему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голиков А.И. Жипто: все начиналось с мечты / А.И. Голиков // Конкорд.- 2019. - № 2 -С. 88-100.

2. Михайлов И.И. Интеллектуальный биатлон как средство развития и воспитания школьников / И. И. Михайлов, Л. М. Коколова // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: Мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 марта 2016 г.). - Чебоксары, 2016. - С. 66-68.

3. О перспективах использования интеллектуального биатлона при обучении кадет стрельбе из пневматического оружия / О.Г. Румба, А.В. Кузьменко, Б.Д. Болотов, И.С. Кузьменко // Сб. науч. Статей и докладов итоговой науч. конф. слушателей, курсантов и соиск. института за 2016 г. / под ред. д-ра пед. наук, проф. В. Л. Пашуты. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 75-80.

REFERENCES

1. Golikov, A. I. (2019), "Jipto: everything started from a dream", Concorde, No. 2, pp. 88-100.

2. Mikhailov, I. I. and Kokolova, L.M. (2016), "The intellectual biathlon as a means for developing and educating schoolchildren", Education in modern Russia and abroad: theory, methods and practice, proceedings of a conference, Cheboksary, Russia, 4 March 2016, Cheboksary, pp. 66-68.

3. Rumba, O.G., Kuzmenko A.V., Bolotov B.D. and Kuzmenko I.S. (2017), "On prospects of using the intellectual biathlon in teaching cadets shooting from pneumatic weapons", 2016 proceedings of a conference of the institute students, St. Petersburg, pp. 75-80.

Контактная информация: diana2000174@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 37

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ XVIII-XIX ВВ.: ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Ирина Владимировна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена структура военной культуры, особое внимание уделено ее духовной сфере и ценностно-нормативному аспекту Проанализирована роль отражения в искусстве побед

российской Гвардии. На примере культурного пространства Санкт-Петербурга (архитектурные памятники, храмы, музеи) раскрывается историческое значение отображения подвигов российских воинов XVIII-XIX вв. в деле сохранения культурного наследия и формирования военной и гражданской элиты России. В Российской Империи военное образование являлось особой сферой внутренней политики. Выпускники военных заведений становились надежными защитниками Отечества, профессионалами, заслуженно получали ответственные должности в армии, на флоте и дипломатической службе. Наряду с религиозной составляющей, социальным положением, национальностью, образование, являлась фактором и социальным лифтом мобильности в России XVIII-XIX столетия. Благодаря система военного образования осуществляется военная социализация и инкультурация молодого поколения. Духовная сфера культуры, включающая военное образование, является детерминантой развития государства, важной составляющей в процессе формирования военной и гражданской элиты страны.

Ключевые слова: военное образование, военная культура, гвардия, культурное наследие, Отечество, искусство, традиции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p84-88

MILITARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE 18TH-19TH CENTURIES: REFLECTION IN THE ART OF THE CULTURAL SPACE OF ST. PETERSBURG Irina Vladimirovna Vlasova, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg Military Institute of the Russian National Guard Troops, Saint-Petersburg

Abstract

The article considers the structure of military culture, special attention is paid to its spiritual sphere and value-normative aspect. The role of reflection in the art of the victories of the Russian Guards is analyzed. On the example of the cultural space of St. Petersburg (architectural monuments, temples, museums), the historical significance of displaying the exploits of Russian soldiers of the 18th-19th centuries is revealed. in the preservation of cultural heritage and the formation of the military and civilian elite of Russia. In the Russian Empire, military education was a special area of domestic policy. Graduates of military institutions became reliable defenders of the Fatherland, professionals, deservedly received responsible positions in the army, navy and diplomatic service. Along with the religious component, social status, nationality, education was a factor and social lift of mobility in Russia in the 18th-19th centuries. Thanks to the system of military education, military socialization and inculturation of the younger generation is carried out. The spiritual sphere of culture, including military education, is a determinant of the development of the state, an important component in the process of formation of the country's military and civilian elite.

Keywords: military education, military culture, guards, cultural heritage, Fatherland, art, traditions.

С Древних времен люди хотят жить в мире, но этого не происходит - проблема, над которой бьются философы, историки, политики, дипломаты много веков. Это прежде всего вопрос осмысления, отражения, сохранения и передачи накопленных знаний о войне. Приближение к разрешению данного вопроса обусловлено изучением господствующего мировоззрения той или иной исторической эпохи, национальных традиций, ментальных особенностей, формирующих ценности общемирового, государственного и личностного уровня в данный хронологический период.

Понятие «военная культура» в России начинает разрабатываться в 90-е годы XX века А.Б. Григорьевым. Согласно исследованиям автора, основными сферами проявления военной культуры являются: военная культура общества, военная культура государства, военная культура армии (вооруженных сил) и военная культура личности [2].

В начале XXI века в динамике исследования проблемы определяются несколько основных направлений:

1. Рассматривается исторический аспект развития военной культуры (Ю.Я. Кир-

шин).

2 Активно раскрываются особенности и специфика ментальности военной компоненты российской культуры (В.Д. Грачева, В.Н. Гребенькова и В.В. Лысенко).

В структуре военной культуры ученые выделяют материальную, духовную и ценностно-нормативную подсистемы [2].

Духовная подсистема культуры отражает совокупность идей, убеждений, взглядов, верований и других элементов общественного сознания, отношения к войне и военному делу. Она воплощается в военной идеологии, военной науке, военной доктрине, военных традициях [2].

Ярким проявлением духовной сферы военной культуры является военное образование и механизмы сохранения, передачи традиций, их воплощение в искусстве. В рамках нашего исследования особое значение приобретает ценностно-нормативный аспект военной культуры, а именно, его регулирующее воздействие на военную деятельность, воплощение и отражение в искусстве.

В истории России военное образование имеет богатые традиции и играет определяющую роль в русской культуре вообще, и в военной культуре в частности.

Исследованиями духовной сферы военной культуры занимаются представители разных областей гуманитарного знания: историки, философы, культурологи, искусствоведы, правоведы, социологи, педагоги и др.

Формирование и развитие духовной сферы военной культуры теснейшим образом связано с генезисом военной культуры. Как важная составляющая русской культуры она разделила сложный, самобытный путь и историю формирования великой русской культуры.

История развития России — это история войн: в XVIII веке Россия вела и участвовала в 19 войнах и походах [1, с. 504]. В XIX веке Россия принимала участие в 18 войнах и кампаниях [1, с. 511]. Помогая союзникам по военным коалициям, Российская Империя провела 7 войн и 2 похода [1, с. 515].

В подавляющем большинстве эти войны были для русского оружия победоносными. Героическим победы, мужество и стойкость, проявленная нашими предками на полях сражений, а также профессионализм русских офицеров, во многом связаны с развитием системы военного образования, умением сохранять и передавать традиции, создавая новые. Сохранению памяти героев, в том числе, способствовали разные виды и жанры искусства (литература, архитектура, живопись).

Представители военной культуры России, всегда бережно относились к своему наследию, сохраняли и передавали его потомкам. Например, к 100-летнему юбилею военного министерства, в Санкт-Петербурге 1914 году выпустили научное обозрение военного образования за 100 лет. «Столетие военного министерства 1802-1902 г. Главный штаб. Исторический опыт. Образование (обучение) войск. Часть I. Книга II. Отдел III. Уставы и наставления» [4]. Духовная сфера военной культуры XIX вв. сохранялась, передавалась и отражалась в периодических изданиях. Например, в XIX веке активно издавались: «Артиллерийский журнал», «Военный сборник», «Русский инвалид», «Кавалерийский журнал», «Разведчик», «Военный журнал», «Военная библиотека», «Инженерный журнал», «Оружейный сборник», «Варшавский военный журнал» и др. [4, с. 111].

Наставления составлялись, разрабатывались и выпускались как для военных заведений, так и для представителей Генерального штаба [5].

В Российской Империи военное образование являлось особой сферой внутренней политики. Выпускники военных заведений становились надежными защитниками Отечества, профессионалами, заслуженно получали ответственные должности в армии, на флоте и дипломатической службе.

Наряду с религиозной составляющей, социальным положением, национальностью, образование, являлась фактором и социальным лифтом мобильности в России XVШ-XIX столетия.

Хорошее образование являлось привилегией дворянского сословия. С середины XVIII в. до второй половины XIX вв. военно-учебные заведения принимали только по-

томков дворянских родов. Дворяне были надежной опорой государственной власти. В недрах дворянского сословия исторически складывается особое отношение к служению Отечеству Главным нравственно-психологическим регулятором взаимодействия между дворянами высшего круга служило «чувство чести» [3, с. 39].

Самой престижной военной службой считалась служба в гвардейских полках.

История Гвардия для России — это история элитных воинских частей, покрывших себя славой ратных подвигов как в России, так и по всей Европе. Любовь к Отечеству, служение и его защита в сложный момент представителей славного российского воинства проявлялись в различных направлениях их деятельности: в сражениях, в области управления государством, в искусстве (поэзия, музыка, живопись, архитектура).

Первые гвардейские формирования были созданы по указу Петра Первого и стали надежной опорой во всех начинаниях великого реформатора: на поле брани, строительстве мирной жизни.

Героические и трагические страницы истории нашего государства неразрывно связаны с историей развития и деятельностью Императорской Российской Гвардией (войны, государственные перевороты и т. п.).

Августейшие особы Российской империи были шефами - покровителями гвардейских полков и рассматривали Гвардию как носителя и продолжателя славных традиций прошедших войн. Представители Императорской Российской Гвардией проявляли величайшее государственное качество российского подданного - способность пожертвовать жизнью ради общего дела, ради Отчизны. Особое отношение к служению Отечеству в России основано на своеобразии русской культуры, идее национального сознания. Последняя в научном мире определяется как государственный патриотизм с элементами автократии, территориального величия и православия.

Гвардейская жизнь оживляла и определяла быт многих столичных городов нач. XVIII - кон. XIX вв. (парады, ландшафт города, архитектурные памятники). Она создавала архитектурный облик и особую атмосферу пространства города, навсегда увековеченную в его топонимике. Исторически формировалась культурная среда, способствующая развитию любви к Отечеству, что традиционно было связанно с изучением истории и культуры Отечества, приобщением индивида к богатому философскому и литературному наследию России. Проявления любви к Отечеству представителей Русской Гвардии отражались в памятниках культуры, ставшими национальным достоянием России и признанными мировыми шедеврами. Культурное наследие бережно, часто ценой своей жизни, сохраняли работники культуры последующих поколений. К ним следует отнести:

- полковые храмы и музеи;

- памятники знаменитым полководцам России;

- триумфальные арки и колонны в честь доблестных побед русской гвардии;

Особенно эта закономерность проявляется в столичных городах. Например, в

Санкт-Петербурге: полковые храмы и соборы - воплощение подвига русской гвардии (Спасо-Преображенский собор, Троице-Измайловский собор). Николо-Богоявленский Морской собор олицетворяет морскую славу России и т. п.

С начала XIX века кроме основного предназначения Полковые соборы выполняли функцию музея полка и являлись мемориальными комплексами, посвященными полковой истории, памяти гвардейцев. В большинстве из них хранились боевые трофеи, на стенах размещали памятные доски с именами погибших гвардейцев.

Триумфальные арки - яркий пример отражения доблести, героизма и мужества русского народа, воинских традиций в искусстве (Нарвские и Московские ворота).

Самый известный музей полководцу в Санкт-Петербурге, созданный на пожертвования военных и гражданских лиц - музей А.В. Суворову. Император Николай II, являлся покровителем и основным жертвователем для строительства музея. «Храм-Памятник» А.В. Суворову. Он был открыт в 1904 году, на выделенном Лейб-гвардии Преображен-

ским полком участке земли.

Также следует отметить, что в Санкт-Петербурге благодарными потомками в XIX веке, особо увековечена память героев Отечественной войны 1812 г. Это выражается не только в архитектуре, скульптуре, но и в живописи: в Эрмитаже, по указу императора Николая I, в 1836 году создана Военная галерея 1812 года. Великолепно оформленный, по проекту К. Росси зал, содержит 332 портрета русских генералов, участвующих в Отечественной войне 1812 года. Галерею украшают батальные сцены, основных битв этой великой войны.

Таким образом, отражение любви к Отечеству в произведениях искусства (архитектура, скульптура, живопись) происходит по следующим направлениям:

- сохранение памяти о героических и трагических событиях русской истории;

- сохранение традиций гвардейских полков, и распространение значительной части военной культуры России в мировом пространстве;

- увековечивание памяти воинов, ценой своей жизни, сохранивших и восстанавливающих наследие и символы доблести и героизма предков;

- укрепление влияния и значимости России в мировом пространстве.

Следовательно, отображение феномена служения Отечеству Русской Гвардии в искусстве содействует сохранению и передаче богатейшего культурного наследия, особой среды, способствующей развитию любви к Отечеству у последующих поколений.

Система военного образования регулирует социальное взаимодействие членов общества в военной сфере. Благодаря ей осуществляется военная социализация и инкульту-рация молодого поколения. Духовная сфера культуры, включающая военное образование, является детерминантой развития государства, важной составляющей в процессе формирования военной и гражданской элиты страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю.А. 300 лет военной истории Санкт-Петербурга / Ю.А. Алексеев, А.А. Буд-ко, М.М. Галанов - Санкт-Петербур г: Славия, 2003. - 575 с.

2. Бажуков В.И. Понятие военной культуры: проблемы становления / В.И. Бажуков // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 1 - С. 284-296.

3. Бачинин, В.А. Этика: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин, - Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 287 с.

4. Наставление для руководства господ офицеров Генерального штаба 1 Армии при выборе лагерей и позиций. / главный редактор, генерал -квартирмейстер И.И Батурлин. - Санкт-Петербург: Типография Генерального Штаба.1828. - 32 с.

5. Столетие Военного министерства. 1802-1902 / главный редактор, генерал от кавалерии Д. А. Скалон. - Санкт-Петербург : тип. т-ва М.О. Вольф, 1902-1914. - см

REFERENCES

1. Alekseev, Yu.A., Budko, A.A., Galanov, M.M. (2003), 300 years of the military history of St. Petersburg, Slavia, St. Petersburg.

2. Bazhukov, V. (2009), "The concept of military culture: problems of formation", Social and humanitarian knowledge, No. 1, pp. 284-296.

3. Bachinin, VA (2005), Ethics. Encyclopedic Dictionary, publishing house Mikhailovsky V.A., St. Petersburg.

4. Instruction for the leadership of gentlemen officers of the General Staff of the 1st Quartermaster General I.I. Baturlin (1828), Army in the selection of camps and positions, Printing house of the General Staff, St. Petersburg.

5. Cavalry General Skalon D.A. (1902-1914), Centenary of the War Office. 1802-1902, printing house. partnership M.O. Wolf, St. Petersburg.

Контактная информация: Vlasova_irhen@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.