Научная статья на тему 'Военно-учебные заведения для подготовки офицерских и унтер-офицерских кадров, созданные и действовавшие в России в конце XVIII в'

Военно-учебные заведения для подготовки офицерских и унтер-офицерских кадров, созданные и действовавшие в России в конце XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКАТЕРИНА II / ПАВЕЛ I / ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII В / НАЧАЛО XIX В / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / ШКЛОВСКОЕ БЛАГОРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / ВОЕННО-СИРОТСКИЙ ДОМ / CATHERINE II / PAUL I / LAST QUARTER OF 18TH CENTURY / EARLY 19TH CENTURY / MILITARY SCHOOLS / MILITARY PERSONNEL / SHKLOW NOBLE SCHOOL / MILITARY ORPHANAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда Владимир Николаевич

Для истории создания и развития на протяжении XVIII столетия отечественной системы военно-учебных заведений Российской империи, в которых велась подготовка военных кадров для сухопутных и специальных войск русской армии, значительный интерес представляют учебные заведения, которые были созданы в последней четверти XVIII в. Автор прослеживает историю создания и развития Шкловского благородного училища и Сиротского дома, в последующем переименованного в Императорский военно-сиротский дом. Автор приходит к выводу о том, что Шкловское благородное училище по составу воспитанников было многонациональным и многоконфессиональным учебным заведением. Учреждение Военно-сиротского дома было одним из средств для возникновения вновь образовавшегося сословия солдатских детей. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, в научный оборот вводятся ранее не опубликованные источники и литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military schools for training officers and noncommissioned officers created and operated in Russia in the late 18th century

Which are of considerable interest or the 18th century history of the creation and development of the Russian system of military schools of the Russian Empire conducting courses for military personnel for land and special forces of the Russian army, are the schools that were created in the last quarter of the 18th century. The author traces the history of the creation and development of Shklow noble school and the Orphanage, later renamed the Imperial Military orphanage. The author comes to the conclusion that Shklow noble school was a multinational and multi-confessional educational institution. The establishment of the Military orphanage was one of the means for the formation of the newly formed estate of soldiers' children. The article summarises the new material on the topic under study, previously unpublished sources and literature are introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Военно-учебные заведения для подготовки офицерских и унтер-офицерских кадров, созданные и действовавшие в России в конце XVIII в»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-18-22 УДК 94(470)"18" ; 355.23

Бенда Владимир Николаевич

доктор исторических наук Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Пушкин

[email protected]

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ И УНТЕР-ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ, СОЗДАННЫЕ И ДЕЙСТВОВАВШИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII В.

Для истории создания и развития на протяжении XVIII столетия отечественной системы военно-учебных заведений Российской империи, в которых велась подготовка военных кадров для сухопутных и специальных войск русской армии, значительный интерес представляют учебные заведения, которые были созданы в последней четверти XVIII в. Автор прослеживает историю создания и развития Шкловского благородного училища и Сиротского дома, в последующем переименованного в Императорский военно-сиротский дом. Автор приходит к выводу о том, что Шкловское благородное училище по составу воспитанников было многонациональным и многоконфессиональным учебным заведением. Учреждение Военно-сиротского дома было одним из средств для возникновения вновь образовавшегося сословия солдатских детей. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, в научный оборот вводятся ранее не опубликованные источники и литература.

Ключевые слова: Екатерина II, Павел I, последняя четверть XVIII в., начало XIX в., военно-учебные заведения, военные кадры, Шкловское благородное училище, Военно-сиротский дом.

Основателем Шкловского благородного училища является Семён Гаврилович Зорич, который по происхождению был сербом из рода Наранджичей. Он был усыновлен русским офицером Максимом Зоричем и вместе с ним прибыл в Россию. При императрице Елизавете Петровне в 1754 г., в возрасте 11 лет, был зачислен на службу в один из вновь сформированных гусарских полков. В дальнейшем С.Г. Зорич принимал активное участие в Семилетней войне (1756-1763) и Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. В 1770 г., будучи трижды раненым, в столкновении с турками у Рябой Могилы был взят турками в плен, из которого вернулся в Россию только после заключения в июле 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора [5, с. 2]. Будучи адъютантом Г.А. Потемкина, в 1775 г. был представлен императрице. С июня 1777 г. считался официальным фаворитом Екатерины II. Однако примерно через год, то есть в начале лета 1778 г., из-за своего поведения и поступков, не всегда нравившихся Екатерине II, а также из-за ссоры с князем Г. А. Потемкиным был уволен в отставку и выслан из Санкт-Петербурга. Екатерина II наградила своего бывшего фаворита обширными населенными поместьями в Лифляндии и Белоруссии. Осенью 1778 г. С.Г. Зорич поселился в подаренном ему Екатериной II местечке Шклов (ныне Могилевская область Республики Беларусь). В первый год своего пребывания в Шклове Зорич решил отметить день именин (тезоимства) императрицы, который приходился на 24 ноября, благородным поступком и взял к себе на воспитание двух бедных малолетних дворян - Георгия Кислякова и Василия Райковича. В последующие два года С.Г. Зорич принял под свою опеку еще по пять воспитанников. С дальнейшим увеличением количества воспитанников возникла необходимость устройства для них специальной школы, что и было сделано Зоричем,

назвавшим вновь образованное учебное заведение Шкловским благородным училищем, датой основания которого считалось 24 ноября 1778 г. [13, с. 47].

Первоначально вновь образованное училище было размещено в небольшом по размеру флигеле, находившемся возле дома С.Г. Зорича. Национальный состав учащихся был самый разнообразный: русские, украинцы, белорусы, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, шведы, поляки и др. [4, с. 53]. В первые годы существования этого учебного заведения воспитателями и учителями в нем, как правило, были иностранцы, приглашаемые С.Г. Зоричем из европейских стран. С каждым годом число воспитанников училища возрастало. К 1783 г. их было уже 50 человек, через 10 лет после основания училища -более 100. Со временем число учеников в училище стало более 200 человек, в связи с этим в 1793 г. Зо-ричу пришлось построить в Шклове новое каменное здание и деревянные флигели, в которых размещались лазарет и музыкальная команда. 22 сентября 1793 г., в годовщину коронации Екатерины II, при большом стечении приглашенных гостей состоялось торжественное переселение учащихся в новое здание [7, с. 125]. Для организации управления училищем был разработан устав, основой которого являлись «учреждения военных училищ, заведенных в России». В соответствии с уставом в училище поддерживался воинский порядок и дисциплина по образцу пехотных и конных полков. В первое время училище делилось на два взвода кавалерии - кирасирский и гусарский - и на две пешие роты - гренадерскую и егерскую [13, с. 47]. Курс обучения распределялся на 5 классов с годичным сроком обучения в каждом из трех младших классов, в четвертом классе надо было проучиться два года и, наконец, в пятом классе - три года [3, с. 60].

Таким образом, каждый воспитанник училища обучался не менее восьми лет, что было практически

18

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

© Бенда В.Н., 2019

в два раза меньше срока, установленного для прохождения обучения в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, рассчитанного на 15 лет. Хотя Шклов-ское училище не имело названия военного, но по учебной программе и по своей организации его в полной мере можно было считать военно-учебным заведением. Учебная программа была составлена очень продуманно и максимально приближена к военной [5, с. 9]. Она предусматривала обучение воспитанников таким предметам, как: чтение и письмо по-русски, по-французски и по-немецки, арифметика, геометрия, высшая математика, закон божий, рисование, грамматика русского, французского и немецкого языков, история и география, российское красноречие, артиллерия, тактика и др. [3, с. 87].

Первый выпуск из Шкловского благородного училища в количестве 7 человек был произведен в 1785 г. В период с момента основания училища и до 1800 г. полный курс обучения в училище (кадетском корпусе) прошли 665 учеников, из которых 470 выпускников по ходатайству С.Г. Зорича были назначены для прохождения службы в артиллерийские и армейские подразделения в первичных обер-офицерских чинах [6, с. 84]. Дальнейшую службу выпускники Шкловского благородного училища (кадетского корпуса) проходили в армейских и гарнизонных полках, в артиллерии и в Черноморских батальонах.

В соответствии с именным указом Павла I, данном Сенату 28 марта 1797 г., Шкловское благородное училище, выражаясь современным языком, получило статус государственного, и на его ежегодное содержание было предписано выделять из государственной казны 43 670 р. 50 к. [10, с. 516-517]. После воцарения Павла I С.Г. Зорич был возвращен на военную службу, был произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром Изюмского гусарского полка. Генерал-лейтенант С.Г. Зорич командовал указанным полком недолго, так как из-за финансовых нарушений в 1997 г. он снова был отправлен в отставку. Финансовые проблемы и случившийся в Шклове пожар, который практически полностью уничтожил училище, ускорили кончину С.Г. Зорича, который умер 6 ноября 1799 г. 28 ноября 1799 г

Шкловский кадетский корпус был переведен в подчинение белорусского губернатора П.И. Северина [5, с. 16]. В начале марта 1800 г. Павел I получил доклад от временно исполнявшего обязанности управляющего Шкловским кадетским корпусом подполковника Фливерка, в котором сообщалось о значительных трудностях с размещением учащихся кадетского корпуса. Уже 16 марта 1800 г. Фливерк получил указ императора о передислокации корпуса из Шклова в Гродно, где предполагалось его разместить во дворце польских королей. Однако 2 апреля подполковник Фливерк был отстранен от управления корпусом и вместо него начальником был назначен полковник В.К. Кетлер, под руководством кото-

рого и было завершено перемещение в Гродно [5, с. 17-18]. 20 мая 1800 г. кадеты в количестве 211 человек с обозом на 106 лошадях выдвинулись из Шклова в сторону Гродно, куда они прибыли спустя три недели [5, с. 20]. С 16 октября 1800 г., в соответствии с приказом императора, Шкловский кадетский корпус стал именоваться Отделением Гродненского кадетского корпуса [11, с. 347]. Под этим названием учебное заведение играло роль запасного отделения Первого кадетского корпуса (бывший Сухопутный шляхетный кадетский корпус). Однако отделение Гродненского кадетского корпуса с Первым кадетским корпусом никакой связи не имело, так как его воспитанники после окончания курса обучения не переводились для дальнейшего обучения в Первый кадетский корпус, а выпускались для дальнейшего прохождения службы в офицерских чинах. Отделение Гродненского кадетского корпуса просуществовало до конца 1806 г. В соответствии с указом императора Александра I все кадеты Гродненского отделения были переведены в Смоленск, а учебное заведение стало именоваться Смоленским кадетским корпусом. Оно действовало в Смоленске вплоть до 1812 г., когда в ходе Отечественной войны кадетский корпус вынужден был передислоцироваться сначала в Тверь, затем в Ярославль и, наконец, в Кострому [5, с. 29].

Параллельно с развитием сети военно-учебных заведений для подготовки офицерских и унтер-офицерских кадров для армии и флота в царствование Екатерины II продолжала существовать и развиваться система гарнизонных школ. Число обучавшихся в них солдатских детей постоянно увеличивалось. Так, в 1765 г. в 108 гарнизонных школах числилось 4 533 штатных учеников и 6 260 заштатных, что в целом составило 10 793 школьников [8, с. 160]. После первой турецкой войны (1768-1774) кроме солдатский сыновей в гарнизонные школы было предписано принимать во всех губерниях по просьбе отцов и других родственников и «неимущих дворянских детей, хотя бы число их до 1000 случилось» [9, с. 894]. Предполагалось, что после достижения совершеннолетия дворянские дети будут определены на военную службу. К концу царствования Екатерины II количество учащихся в гарнизонных школах достигло 12 000 [6, с. 79]. Но и такое количество вакансий в гарнизонных школах было недостаточным для, выражаясь современным языком, социального обеспечения всех солдатских детей и детей-сирот, так как число осиротевших детей вследствие войн, которые вела Россия в последней четверти XVIII столетия, было значительно выше штатного количества учеников военных образовательных учреждений. Вследствие этого наследник престола Павел Петрович в 1793 г. в одном из флигелей Каменноостровского дворца учредил школу для сыновей погибших и бедных инвалидов. Вскоре аналогичная школа была создана и в Гатчи-

Вестник КГУ № 3. 2019

19

не, располагавшейся недалеко от Гатчинского дворца. В 1795 г. обе школы были объединены в одно заведение под названием Сиротского дома, в котором могли проходить обучение дети бедных офицеров и дворцовых служителей [7, с. 119-120]. В сентябре 1797 г. император Павел I приказал перевести образованный им еще в бытность наследником «сиротский дом» в Санкт-Петербург. Рассмотрев доклад Военной коллегии о положении солдатских школ при гарнизонных полках, Павел I наложил резолюцию, в которой указывалось на необходимость разработки коллегией положения для солдатских детей при гвардии, близкого по устройству к сиротскому дому [10, с. 743-746].

Во исполнение этого повеления Военная коллегия рассмотрела это положение, и на основе собранных необходимых сведений из Адмиралтейской коллегии, а также в соответствии со штатом Военного сиротского дома внесла некоторые изменения в свои постановления о гарнизонных школах, дабы согласовать их с положением о Военном сиротском доме. На основе этого и были разработаны положение и штаты Императорского военного сиротского дома и его отделений при гарнизонных полках, которые и были представлены на утверждение Павлу I. Соответствующая комиссия, занимавшаяся разработкой положения и штатов Императорского военного сиротского дома и его отделений, в своем докладе отмечала, что «.. .в одних сиротских отделениях будут пристойно воспитываемы и к воинской службе приготовляемы 16 400 солдатских сыновей. и по достижении Высочайше назначенного 18-летнего возраста в службу определены будут.» [2, л. 1]. На годовое содержание этих заведений предусматривались следующие суммы: 1) на Военный сиротский дом - 12 6467 р. 31,5 к., в том числе «.на жалование, на мундирные и прочие вещи» 110 767 р. 41 и % к., на питание 15 699 р. 89 и % к.; 2) на все отделения Военного сиротского дома при гарнизонных полках полагалась сумма в 520 076 р. 21 к., в том числе на жалование, на одежду и на прочие вещи 281 393 р. 89 к., на питание - 238 682 р. 32 к. [2, л. 1].

В соответствии с положением [2, л. 2 - 5 об.] об Императорском военном сиротском доме он имел два отделения: первое отделение, численностью 250 воспитанников и 50 воспитанниц, комплектовалось детьми «.как дворянскими, так равно штаб и обер-офицерскими без телесных недостатков, не входя при том в разбирательство религии, но только не старее 11 лет...» [2, л. 2]. Их называли кадетами. При приеме в Императорский военный сиротский дом преимущество отдавалось тем детям, чьи родители умерли или погибли «.служа отечеству», а также тем, родители которых хотя и были живы, но были бедны. В число кадетов, как было сказано выше, зачислялись также юноши, отцы которых действительно служили в штаб и обер-офицерских чинах. Таких воспитанников содержали и обучали

за счет государства, а учебная программа включала следующие предметы: 1) закон божий по рождению их родителей; 2) российский язык; 3) немецкий язык, то есть «читать, писать, говорить сии наречия»; 4) грамматика и перевод тех языков; 5) арифметика; 6) геометрия; 7) артиллерия; 8) фортификация и тактика; 9) рисование; 10) история; 11) география. Объем знаний, которые должны были получить кадеты по указанным предметам, предполагал, чтобы они не могли обучать других, но «.чтоб сими познаниями пользоваться умели» [2, л. 2]. Благородные воспитанники Императорского военного сиротского дома по окончании математических наук, успешно выдержавшие также генеральный экзамен, выпускались в зависимости от способностей, проявленных в ходе обучения, в армию портупей-прапорщиками, эстандарт-юн-керами, фанен-юнкерами и юнкерами, а особо отличившиеся по представлению начальства по выпуску производились прямо в офицеры.

Во второе отделение, штат которого предусматривал содержание 800 детей солдатских и разночинцев и 50 воспитанниц, принимались без ограничения количества солдатские дети из гвардейских и полевых кавалерийских и пехотных полков и из артиллерийских батальонов «. без разбору религий и не ограничивая возраст их, а особливо сирот. Числа им не полагается, а принимать, сколько таковых найдется и принять возможно будет». Воспитанникам второго отделения преподавались Закон Божий, русский язык и арифметика - «. сколько нужно, чтоб уметь обыкновенные делать выкладки». После окончания изучения арифметики они поступали в специальный «ремесленный класс», в котором их обучали «всему, что к пользе войск служить может», а именно различным ремеслам: портновскому, сапожному, седельному, кузнечному, слесарному, столярному, ружейному, каретному, токарному и малярному. Музыкально одаренных ребят определяли в музыкальный класс, где их обучали игре на духовых и ударных музыкальных инструментах [2, л. 2 об. - 3 об.].

В положении также предусматривалось, что из солдатских воспитанников, которые отмечались отличным поведением и успехами в обучении, а также проявивших способность к продолжению обучения по более сложным предметам, делался отбор в количестве до 50 человек. Они помещались «. вместе в одних классах с благородными для продолжения всех тех наук, к которым имеют способность» с целью, что ими в дальнейшем можно будет заполнять места помощников, а в последующем определять на учительские вакансии с умеренной положенной им платой, «. как при сем Императорском военном сиротском доме, так и при гарнизонных училищах.» [2, л. 2]. Каждый из солдатских детей, достигнув одиннадцатилетнего возраста, отсылался для определения в полк по

назначению главного начальства. Причем соблюдалось правило, чтобы солдатские дети, смотря по их способностям, определялись в те же полки, где служили их отцы или родственники. В барабанщики и флейтщики по требованию полков могли отсылать воспитанников и моложе 11 лет.

Предусматривалось, что, согласно штату отделений Императорского военного сиротского дома [2, л. 7-9], при гарнизонных полках во всех сиротских отделениях число так называемых служителей определялось в зависимости от числа солдатских детей, обучающихся в них. Было также определено, что все назначенное для снабжения сиротских отделений в соответствии с данным штатом ежегодно отпускалось в гарнизонные полки на наличное число учеников из комиссариатского и провиантского департаментов с таким расчетом, чтобы излишки в довольствии, образовавшиеся из-за некомплекта учеников в одних отделениях, шли на содержание сверхкомплектных учеников в других отделениях. Что же до сиротских отделений при гарнизонных полках, то было определено, что для надзора за ними определялись штаб- или обер-офицеры, находившиеся в отставке или же бывшие инвалидами. В каждом из сиротских отделений их было разное количество. Например, в сиротских отделениях, располагавшихся в Санкт-Петербурге и Москве, в которых предусматривалось до 1 500 человек, полагался старший надзиратель из обер-офицеров на отделение (то есть и в Санкт-Петербург, и в Москву), с окладом годового денежного содержания по 600 р. Для оказания им помощи штат предусматривал наличие шести офицеров в каждом отделении, с окладом каждому по 200 р. в год. В Кронштадте, Риге и Николаеве на 1 000 человек имелись: 1 старший надзирателей из штаб-офицеров, с окладом каждому в год по 500 р., а в помощь им - по 4 офицера на отделение, с окладом каждому по 200 р. в год. В средних 16 отделениях, где полагается от 200 до 400 учеников, штат был следующий: 1 старший надзиратель из штаб- или обер-офицеров на отделение, с окладом годового денежного содержания каждому по 300 р., и по 1 помощнику на отделение с окладом по 150 р. в год. В последних 41 отделении, содержащих от 50 до 150 учеников, при каждом из них полагалось по одному надзирателю из обер-офицеров с окладом в год по 200 р. Всего на содержание всех учеников сиротских отделений при гарнизонных полках, общим числом 16 400 учеников, необходима была в год сумма 520 076 р. 21 к. [2, л. 6].

В заключение отметим, что во всех отделениях Императорского военно-сиротского дома постоянно осуществлялся контроль за дисциплиной кадетов, воспитанников и воспитанниц, а также за поддержанием порядка в спальных помещениях и столовых. Каждое отделение имело в столовых особые обеденные столы, рядом с которыми обязаны были находиться дежурные: при кадетах -

смотрители, при воспитанниках - живущие вместе с ними в спальных помещениях учителя или их помощники, а при воспитанницах - надзирательницы. В целях поддержания порядка и дисциплины в столовых предписывалось их посещение директором и «инспектриссой» [7, с. 132]. Для контроля дисциплины и порядка в учебных классах и добросовестного исполнения своих обязанностей учителями был назначен соответствующий инспектор с помощниками и четырьмя смотрителями. В смотрители (надзиратели) во все отделения назначались Военной коллегией штаб- или обер-офицеры из отставных или инвалидов, характеризующиеся безупречным поведением и добросовестной службой по представлению экспедиции о военных сиротских учреждениях. Еще одним условием для назначения отставных офицеров смотрителями было знание ими немецкого языка. Помимо контрольных функций на смотрителей возлагались еще обязанности по проведению с кадетами занятий по военной подготовке. Родственники кадетов, воспитанников и воспитанниц имели право навещать своих детей в Военно-сиротском доме по воскресеньям и в праздничные дни с 16 до 18 часов дня [7, с. 133].

Таким образом, по вероисповеданию и национальности контингент воспитанников Шкловского благородного училища был самый разнообразный. Возраст учащихся был также неоднородным. Наряду с 7-8-летними детьми в училище обучались юноши в возрасте 17-18 лет.

О роли и значении деятельности С.Г. Зори-ча для развития системы военного образования российского государства в последней четверти XVIII столетия говорит значительное количество выпускников Шкловского благородного училища, которые после его окончания достигли высоких постов в военной и гражданской службе.

Существовавшие с 1732 г. гарнизонные школы при Павле I преобразовались в отделения Императорского военно-сиротского дома. По состоянию на конец 1799 г. в России существовали следующие 54 Военно-сиротских дома: Азовский, Архангельский, Астраханский, Ахтиярский, Бахмутский, Бийский, Верхне-Уральский, Витебский, Владимирский, Воронежский, Выборгский, Дмитриевский, Динамидский, Звериноголовской, Иркутский, Императорский, Казанский, Киевский, Кизильский, Кронштадтский, Могилевский, Моздокский, Московский, Нарвский, Нижегородский, Новгородский, Ораниембаумский, Оренбургский, Омский, Орский, Перновский, Петербургский, Петровский, Псковский, Ревельский, Рижский, Саратовский, Севастопольский, Селенгинский, Семипалатинский, Симбирский, Смоленский, Ставропольский, Таганрогский, Тамбовский, Тверской, Тобольский, Томский, Троицкий, Фридрихсгамский, Херсонский, Царицинский, Ямышевский, Аренсбургский [12, л. 23-24 об.]. За время царствования Павла I из Во-

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

21

енно-сиротского дома 43 его выпускника были произведены в офицеры [1, с. 617].

В начале XIX в. Военно-сиротские дома подверглись реорганизации, в ходе которой солдатское отделение было расформировано, а воспитанники этого отделения были направлены для дальнейшего прохождения военной службы в различные полки. В 1806 г. отделение для воспитанниц было реорганизовано в самостоятельное девичье училище и переведено в другое здание. Из Военно-сиротских домов также были отселены инвалиды, проживавшие на их территории. В феврале 1829 г. организационно-штатная структура Военно-сиротского дома была приведена в соответствие с организацией других кадетских корпусов, и Военно-сиротский дом был переименован в Павловский кадетский корпус.

Библиографический список

1. Анучин Д.Г. К истории Императорского военно-сиротского дома и Павловского кадетского корпуса // Исторический вестник. - 1890. - Т. 41. -№ 9. - С. 613-620.

2. Архив военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). - Ф. 24. - Оп. 97/20. - Д. 2.

3. Бригадин П.И., Лукашевич А.М. Военная школа в Беларуси. - Минск: Издательский центр БГУ, 2004. - 120 с.

4. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. - М.: Русский мир, 1993. - 223 с.

5. Исторический очерк образования и развития Первого Московского кадетского корпуса, что ныне Первая Московская военная гимназия, 17781878. - СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1878. - 209 с.

6. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению: От основания в России воен. школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования государя имп. Александра Николаевича, 1700-1880. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1880-1892. - Ч. 1-3. - 305 с.

7. Мельницкий Н.Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). - СПб.: Тип. Главного штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям, 1857. - Т. 1. -Ч. 1. - 143 с.

8. Полное собрание законов Российской Империи. Первое собрание (ПСЗ. 1-е собр.). - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 17 (1765-1766). - 1115 с.

9. ПСЗ. 1-е собр. - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 19 (17701774). - 1081 с.

10. ПСЗ. 1-е собр. - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 24 (6 ноября 1796-1797). - 869 с.

11. ПСЗ. 1-е собр. - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 26 (18001801). - 873 с.

12. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Ф. 7 (Экспедиция Военно-сиротских учреждений Военной коллегии). -Оп. 1/105. - Д. 16.

13. Столетие военного министерства, 18021902: Главное управление военно-учебных заведений: исторический очерк. - СПб.: Тип. М.О. Вольф, 1902. - Кн. 1. - 370 с.

References

1. Anuchin D.G. K istorii Imperatorskogo voenno-sirotskogo doma i Pavlovskogo kadetskogo korpusa // Istoricheskij vestnik. - 1890. - T. 41. - № 9. - S. 613620.

2. Arhiv voenno-istoricheskogo muzeya artillerii, inzhenernyh vojsk i vojsk svyazi (Arhiv VIMAIV i VS). - F. 24. - Op. 97/20. - D. 2.

3. Brigadin P.I., Lukashevich A.M. Voennaya shkola v Belarusi. - Minsk: Izdatel'skij centr BGU, 2004. - 120 s.

4. Galushko YU.A., Kolesnikov A.A. SHkola rossijskogo oficerstva. - M.: Russkij mir, 1993. - 223 s.

5. Istoricheskij ocherk obrazovaniya i razvitiya Pervogo Moskovskogo kadetskogo korpusa, chto nyne Pervaya Moskovskaya voennaya gimnaziya, 17781878. - SPb.: Tip. M. Stasyulevicha, 1878. - 209 s.

6. Lalaev M.S. Istoricheskij ocherk voenno-uchebnyh zavedenij, podvedomstvennyh Glavnomu ih upravleniyu: Ot osnovaniya v Rossii voen. shkol do iskhoda pervogo dvadcatipyatiletiya blagopoluchnogo carstvovaniya gosudarya imp. Aleksandra Nikolaevicha, 1700-1880. - SPb.: Tip. M.M. Stasyulevicha, 1880-1892. - CH. 1-3. - 305 s.

7. Mel'nickij N.N. Sbornik svedenij o voenno-uchebnyh zavedeniyah v Rossii (Suhoputnogo vedomstva). - SPb.: Tip. Glavnogo shtaba Ego Imperatorskogo Velichestva po voenno-uchebnym zavedeniyam, 1857. - T. 1. -CH. 1. - 143 s.

8. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Pervoe sobranie (PSZ. 1-e sobr.). - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. -T. 17 (1765-1766). - 1115 s.

9. PSZ. 1-e sobr. - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 19 (17701774). - 1081 s.

10. PSZ. 1-e sobr. - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 24 (6 noyabrya 1796-1797). - 869 s.

11. PSZ. 1-e sobr. - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 26 (18001801). - 873 s.

12. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv (RGVIA). - F. 7 (Ekspediciya Voenno-sirotskih uchrezhdenij Voennoj kollegii). - Op. 1/105. - D. 16.

13. Stoletie voennogo ministerstva, 1802-1902: Glavnoe upravlenie voenno-uchebnyh zavedenij: istoricheskij ocherk. - SPb.: Tip. M.O. Vol'f, 1902. -Kn. 1. - 370 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.