РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-18-22 УДК 94(470)"18" ; 355.23
Бенда Владимир Николаевич
доктор исторических наук Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Пушкин
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ И УНТЕР-ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ, СОЗДАННЫЕ И ДЕЙСТВОВАВШИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII В.
Для истории создания и развития на протяжении XVIII столетия отечественной системы военно-учебных заведений Российской империи, в которых велась подготовка военных кадров для сухопутных и специальных войск русской армии, значительный интерес представляют учебные заведения, которые были созданы в последней четверти XVIII в. Автор прослеживает историю создания и развития Шкловского благородного училища и Сиротского дома, в последующем переименованного в Императорский военно-сиротский дом. Автор приходит к выводу о том, что Шкловское благородное училище по составу воспитанников было многонациональным и многоконфессиональным учебным заведением. Учреждение Военно-сиротского дома было одним из средств для возникновения вновь образовавшегося сословия солдатских детей. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, в научный оборот вводятся ранее не опубликованные источники и литература.
Ключевые слова: Екатерина II, Павел I, последняя четверть XVIII в., начало XIX в., военно-учебные заведения, военные кадры, Шкловское благородное училище, Военно-сиротский дом.
Основателем Шкловского благородного училища является Семён Гаврилович Зорич, который по происхождению был сербом из рода Наранджичей. Он был усыновлен русским офицером Максимом Зоричем и вместе с ним прибыл в Россию. При императрице Елизавете Петровне в 1754 г., в возрасте 11 лет, был зачислен на службу в один из вновь сформированных гусарских полков. В дальнейшем С.Г. Зорич принимал активное участие в Семилетней войне (1756-1763) и Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. В 1770 г., будучи трижды раненым, в столкновении с турками у Рябой Могилы был взят турками в плен, из которого вернулся в Россию только после заключения в июле 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора [5, с. 2]. Будучи адъютантом Г.А. Потемкина, в 1775 г. был представлен императрице. С июня 1777 г. считался официальным фаворитом Екатерины II. Однако примерно через год, то есть в начале лета 1778 г., из-за своего поведения и поступков, не всегда нравившихся Екатерине II, а также из-за ссоры с князем Г. А. Потемкиным был уволен в отставку и выслан из Санкт-Петербурга. Екатерина II наградила своего бывшего фаворита обширными населенными поместьями в Лифляндии и Белоруссии. Осенью 1778 г. С.Г. Зорич поселился в подаренном ему Екатериной II местечке Шклов (ныне Могилевская область Республики Беларусь). В первый год своего пребывания в Шклове Зорич решил отметить день именин (тезоимства) императрицы, который приходился на 24 ноября, благородным поступком и взял к себе на воспитание двух бедных малолетних дворян - Георгия Кислякова и Василия Райковича. В последующие два года С.Г. Зорич принял под свою опеку еще по пять воспитанников. С дальнейшим увеличением количества воспитанников возникла необходимость устройства для них специальной школы, что и было сделано Зоричем,
назвавшим вновь образованное учебное заведение Шкловским благородным училищем, датой основания которого считалось 24 ноября 1778 г. [13, с. 47].
Первоначально вновь образованное училище было размещено в небольшом по размеру флигеле, находившемся возле дома С.Г. Зорича. Национальный состав учащихся был самый разнообразный: русские, украинцы, белорусы, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, шведы, поляки и др. [4, с. 53]. В первые годы существования этого учебного заведения воспитателями и учителями в нем, как правило, были иностранцы, приглашаемые С.Г. Зоричем из европейских стран. С каждым годом число воспитанников училища возрастало. К 1783 г. их было уже 50 человек, через 10 лет после основания училища -более 100. Со временем число учеников в училище стало более 200 человек, в связи с этим в 1793 г. Зо-ричу пришлось построить в Шклове новое каменное здание и деревянные флигели, в которых размещались лазарет и музыкальная команда. 22 сентября 1793 г., в годовщину коронации Екатерины II, при большом стечении приглашенных гостей состоялось торжественное переселение учащихся в новое здание [7, с. 125]. Для организации управления училищем был разработан устав, основой которого являлись «учреждения военных училищ, заведенных в России». В соответствии с уставом в училище поддерживался воинский порядок и дисциплина по образцу пехотных и конных полков. В первое время училище делилось на два взвода кавалерии - кирасирский и гусарский - и на две пешие роты - гренадерскую и егерскую [13, с. 47]. Курс обучения распределялся на 5 классов с годичным сроком обучения в каждом из трех младших классов, в четвертом классе надо было проучиться два года и, наконец, в пятом классе - три года [3, с. 60].
Таким образом, каждый воспитанник училища обучался не менее восьми лет, что было практически
18
Вестник КГУ ^ № 3. 2019
© Бенда В.Н., 2019
в два раза меньше срока, установленного для прохождения обучения в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, рассчитанного на 15 лет. Хотя Шклов-ское училище не имело названия военного, но по учебной программе и по своей организации его в полной мере можно было считать военно-учебным заведением. Учебная программа была составлена очень продуманно и максимально приближена к военной [5, с. 9]. Она предусматривала обучение воспитанников таким предметам, как: чтение и письмо по-русски, по-французски и по-немецки, арифметика, геометрия, высшая математика, закон божий, рисование, грамматика русского, французского и немецкого языков, история и география, российское красноречие, артиллерия, тактика и др. [3, с. 87].
Первый выпуск из Шкловского благородного училища в количестве 7 человек был произведен в 1785 г. В период с момента основания училища и до 1800 г. полный курс обучения в училище (кадетском корпусе) прошли 665 учеников, из которых 470 выпускников по ходатайству С.Г. Зорича были назначены для прохождения службы в артиллерийские и армейские подразделения в первичных обер-офицерских чинах [6, с. 84]. Дальнейшую службу выпускники Шкловского благородного училища (кадетского корпуса) проходили в армейских и гарнизонных полках, в артиллерии и в Черноморских батальонах.
В соответствии с именным указом Павла I, данном Сенату 28 марта 1797 г., Шкловское благородное училище, выражаясь современным языком, получило статус государственного, и на его ежегодное содержание было предписано выделять из государственной казны 43 670 р. 50 к. [10, с. 516-517]. После воцарения Павла I С.Г. Зорич был возвращен на военную службу, был произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром Изюмского гусарского полка. Генерал-лейтенант С.Г. Зорич командовал указанным полком недолго, так как из-за финансовых нарушений в 1997 г. он снова был отправлен в отставку. Финансовые проблемы и случившийся в Шклове пожар, который практически полностью уничтожил училище, ускорили кончину С.Г. Зорича, который умер 6 ноября 1799 г. 28 ноября 1799 г
Шкловский кадетский корпус был переведен в подчинение белорусского губернатора П.И. Северина [5, с. 16]. В начале марта 1800 г. Павел I получил доклад от временно исполнявшего обязанности управляющего Шкловским кадетским корпусом подполковника Фливерка, в котором сообщалось о значительных трудностях с размещением учащихся кадетского корпуса. Уже 16 марта 1800 г. Фливерк получил указ императора о передислокации корпуса из Шклова в Гродно, где предполагалось его разместить во дворце польских королей. Однако 2 апреля подполковник Фливерк был отстранен от управления корпусом и вместо него начальником был назначен полковник В.К. Кетлер, под руководством кото-
рого и было завершено перемещение в Гродно [5, с. 17-18]. 20 мая 1800 г. кадеты в количестве 211 человек с обозом на 106 лошадях выдвинулись из Шклова в сторону Гродно, куда они прибыли спустя три недели [5, с. 20]. С 16 октября 1800 г., в соответствии с приказом императора, Шкловский кадетский корпус стал именоваться Отделением Гродненского кадетского корпуса [11, с. 347]. Под этим названием учебное заведение играло роль запасного отделения Первого кадетского корпуса (бывший Сухопутный шляхетный кадетский корпус). Однако отделение Гродненского кадетского корпуса с Первым кадетским корпусом никакой связи не имело, так как его воспитанники после окончания курса обучения не переводились для дальнейшего обучения в Первый кадетский корпус, а выпускались для дальнейшего прохождения службы в офицерских чинах. Отделение Гродненского кадетского корпуса просуществовало до конца 1806 г. В соответствии с указом императора Александра I все кадеты Гродненского отделения были переведены в Смоленск, а учебное заведение стало именоваться Смоленским кадетским корпусом. Оно действовало в Смоленске вплоть до 1812 г., когда в ходе Отечественной войны кадетский корпус вынужден был передислоцироваться сначала в Тверь, затем в Ярославль и, наконец, в Кострому [5, с. 29].
Параллельно с развитием сети военно-учебных заведений для подготовки офицерских и унтер-офицерских кадров для армии и флота в царствование Екатерины II продолжала существовать и развиваться система гарнизонных школ. Число обучавшихся в них солдатских детей постоянно увеличивалось. Так, в 1765 г. в 108 гарнизонных школах числилось 4 533 штатных учеников и 6 260 заштатных, что в целом составило 10 793 школьников [8, с. 160]. После первой турецкой войны (1768-1774) кроме солдатский сыновей в гарнизонные школы было предписано принимать во всех губерниях по просьбе отцов и других родственников и «неимущих дворянских детей, хотя бы число их до 1000 случилось» [9, с. 894]. Предполагалось, что после достижения совершеннолетия дворянские дети будут определены на военную службу. К концу царствования Екатерины II количество учащихся в гарнизонных школах достигло 12 000 [6, с. 79]. Но и такое количество вакансий в гарнизонных школах было недостаточным для, выражаясь современным языком, социального обеспечения всех солдатских детей и детей-сирот, так как число осиротевших детей вследствие войн, которые вела Россия в последней четверти XVIII столетия, было значительно выше штатного количества учеников военных образовательных учреждений. Вследствие этого наследник престола Павел Петрович в 1793 г. в одном из флигелей Каменноостровского дворца учредил школу для сыновей погибших и бедных инвалидов. Вскоре аналогичная школа была создана и в Гатчи-
Вестник КГУ № 3. 2019
19
не, располагавшейся недалеко от Гатчинского дворца. В 1795 г. обе школы были объединены в одно заведение под названием Сиротского дома, в котором могли проходить обучение дети бедных офицеров и дворцовых служителей [7, с. 119-120]. В сентябре 1797 г. император Павел I приказал перевести образованный им еще в бытность наследником «сиротский дом» в Санкт-Петербург. Рассмотрев доклад Военной коллегии о положении солдатских школ при гарнизонных полках, Павел I наложил резолюцию, в которой указывалось на необходимость разработки коллегией положения для солдатских детей при гвардии, близкого по устройству к сиротскому дому [10, с. 743-746].
Во исполнение этого повеления Военная коллегия рассмотрела это положение, и на основе собранных необходимых сведений из Адмиралтейской коллегии, а также в соответствии со штатом Военного сиротского дома внесла некоторые изменения в свои постановления о гарнизонных школах, дабы согласовать их с положением о Военном сиротском доме. На основе этого и были разработаны положение и штаты Императорского военного сиротского дома и его отделений при гарнизонных полках, которые и были представлены на утверждение Павлу I. Соответствующая комиссия, занимавшаяся разработкой положения и штатов Императорского военного сиротского дома и его отделений, в своем докладе отмечала, что «.. .в одних сиротских отделениях будут пристойно воспитываемы и к воинской службе приготовляемы 16 400 солдатских сыновей. и по достижении Высочайше назначенного 18-летнего возраста в службу определены будут.» [2, л. 1]. На годовое содержание этих заведений предусматривались следующие суммы: 1) на Военный сиротский дом - 12 6467 р. 31,5 к., в том числе «.на жалование, на мундирные и прочие вещи» 110 767 р. 41 и % к., на питание 15 699 р. 89 и % к.; 2) на все отделения Военного сиротского дома при гарнизонных полках полагалась сумма в 520 076 р. 21 к., в том числе на жалование, на одежду и на прочие вещи 281 393 р. 89 к., на питание - 238 682 р. 32 к. [2, л. 1].
В соответствии с положением [2, л. 2 - 5 об.] об Императорском военном сиротском доме он имел два отделения: первое отделение, численностью 250 воспитанников и 50 воспитанниц, комплектовалось детьми «.как дворянскими, так равно штаб и обер-офицерскими без телесных недостатков, не входя при том в разбирательство религии, но только не старее 11 лет...» [2, л. 2]. Их называли кадетами. При приеме в Императорский военный сиротский дом преимущество отдавалось тем детям, чьи родители умерли или погибли «.служа отечеству», а также тем, родители которых хотя и были живы, но были бедны. В число кадетов, как было сказано выше, зачислялись также юноши, отцы которых действительно служили в штаб и обер-офицерских чинах. Таких воспитанников содержали и обучали
за счет государства, а учебная программа включала следующие предметы: 1) закон божий по рождению их родителей; 2) российский язык; 3) немецкий язык, то есть «читать, писать, говорить сии наречия»; 4) грамматика и перевод тех языков; 5) арифметика; 6) геометрия; 7) артиллерия; 8) фортификация и тактика; 9) рисование; 10) история; 11) география. Объем знаний, которые должны были получить кадеты по указанным предметам, предполагал, чтобы они не могли обучать других, но «.чтоб сими познаниями пользоваться умели» [2, л. 2]. Благородные воспитанники Императорского военного сиротского дома по окончании математических наук, успешно выдержавшие также генеральный экзамен, выпускались в зависимости от способностей, проявленных в ходе обучения, в армию портупей-прапорщиками, эстандарт-юн-керами, фанен-юнкерами и юнкерами, а особо отличившиеся по представлению начальства по выпуску производились прямо в офицеры.
Во второе отделение, штат которого предусматривал содержание 800 детей солдатских и разночинцев и 50 воспитанниц, принимались без ограничения количества солдатские дети из гвардейских и полевых кавалерийских и пехотных полков и из артиллерийских батальонов «. без разбору религий и не ограничивая возраст их, а особливо сирот. Числа им не полагается, а принимать, сколько таковых найдется и принять возможно будет». Воспитанникам второго отделения преподавались Закон Божий, русский язык и арифметика - «. сколько нужно, чтоб уметь обыкновенные делать выкладки». После окончания изучения арифметики они поступали в специальный «ремесленный класс», в котором их обучали «всему, что к пользе войск служить может», а именно различным ремеслам: портновскому, сапожному, седельному, кузнечному, слесарному, столярному, ружейному, каретному, токарному и малярному. Музыкально одаренных ребят определяли в музыкальный класс, где их обучали игре на духовых и ударных музыкальных инструментах [2, л. 2 об. - 3 об.].
В положении также предусматривалось, что из солдатских воспитанников, которые отмечались отличным поведением и успехами в обучении, а также проявивших способность к продолжению обучения по более сложным предметам, делался отбор в количестве до 50 человек. Они помещались «. вместе в одних классах с благородными для продолжения всех тех наук, к которым имеют способность» с целью, что ими в дальнейшем можно будет заполнять места помощников, а в последующем определять на учительские вакансии с умеренной положенной им платой, «. как при сем Императорском военном сиротском доме, так и при гарнизонных училищах.» [2, л. 2]. Каждый из солдатских детей, достигнув одиннадцатилетнего возраста, отсылался для определения в полк по
назначению главного начальства. Причем соблюдалось правило, чтобы солдатские дети, смотря по их способностям, определялись в те же полки, где служили их отцы или родственники. В барабанщики и флейтщики по требованию полков могли отсылать воспитанников и моложе 11 лет.
Предусматривалось, что, согласно штату отделений Императорского военного сиротского дома [2, л. 7-9], при гарнизонных полках во всех сиротских отделениях число так называемых служителей определялось в зависимости от числа солдатских детей, обучающихся в них. Было также определено, что все назначенное для снабжения сиротских отделений в соответствии с данным штатом ежегодно отпускалось в гарнизонные полки на наличное число учеников из комиссариатского и провиантского департаментов с таким расчетом, чтобы излишки в довольствии, образовавшиеся из-за некомплекта учеников в одних отделениях, шли на содержание сверхкомплектных учеников в других отделениях. Что же до сиротских отделений при гарнизонных полках, то было определено, что для надзора за ними определялись штаб- или обер-офицеры, находившиеся в отставке или же бывшие инвалидами. В каждом из сиротских отделений их было разное количество. Например, в сиротских отделениях, располагавшихся в Санкт-Петербурге и Москве, в которых предусматривалось до 1 500 человек, полагался старший надзиратель из обер-офицеров на отделение (то есть и в Санкт-Петербург, и в Москву), с окладом годового денежного содержания по 600 р. Для оказания им помощи штат предусматривал наличие шести офицеров в каждом отделении, с окладом каждому по 200 р. в год. В Кронштадте, Риге и Николаеве на 1 000 человек имелись: 1 старший надзирателей из штаб-офицеров, с окладом каждому в год по 500 р., а в помощь им - по 4 офицера на отделение, с окладом каждому по 200 р. в год. В средних 16 отделениях, где полагается от 200 до 400 учеников, штат был следующий: 1 старший надзиратель из штаб- или обер-офицеров на отделение, с окладом годового денежного содержания каждому по 300 р., и по 1 помощнику на отделение с окладом по 150 р. в год. В последних 41 отделении, содержащих от 50 до 150 учеников, при каждом из них полагалось по одному надзирателю из обер-офицеров с окладом в год по 200 р. Всего на содержание всех учеников сиротских отделений при гарнизонных полках, общим числом 16 400 учеников, необходима была в год сумма 520 076 р. 21 к. [2, л. 6].
В заключение отметим, что во всех отделениях Императорского военно-сиротского дома постоянно осуществлялся контроль за дисциплиной кадетов, воспитанников и воспитанниц, а также за поддержанием порядка в спальных помещениях и столовых. Каждое отделение имело в столовых особые обеденные столы, рядом с которыми обязаны были находиться дежурные: при кадетах -
смотрители, при воспитанниках - живущие вместе с ними в спальных помещениях учителя или их помощники, а при воспитанницах - надзирательницы. В целях поддержания порядка и дисциплины в столовых предписывалось их посещение директором и «инспектриссой» [7, с. 132]. Для контроля дисциплины и порядка в учебных классах и добросовестного исполнения своих обязанностей учителями был назначен соответствующий инспектор с помощниками и четырьмя смотрителями. В смотрители (надзиратели) во все отделения назначались Военной коллегией штаб- или обер-офицеры из отставных или инвалидов, характеризующиеся безупречным поведением и добросовестной службой по представлению экспедиции о военных сиротских учреждениях. Еще одним условием для назначения отставных офицеров смотрителями было знание ими немецкого языка. Помимо контрольных функций на смотрителей возлагались еще обязанности по проведению с кадетами занятий по военной подготовке. Родственники кадетов, воспитанников и воспитанниц имели право навещать своих детей в Военно-сиротском доме по воскресеньям и в праздничные дни с 16 до 18 часов дня [7, с. 133].
Таким образом, по вероисповеданию и национальности контингент воспитанников Шкловского благородного училища был самый разнообразный. Возраст учащихся был также неоднородным. Наряду с 7-8-летними детьми в училище обучались юноши в возрасте 17-18 лет.
О роли и значении деятельности С.Г. Зори-ча для развития системы военного образования российского государства в последней четверти XVIII столетия говорит значительное количество выпускников Шкловского благородного училища, которые после его окончания достигли высоких постов в военной и гражданской службе.
Существовавшие с 1732 г. гарнизонные школы при Павле I преобразовались в отделения Императорского военно-сиротского дома. По состоянию на конец 1799 г. в России существовали следующие 54 Военно-сиротских дома: Азовский, Архангельский, Астраханский, Ахтиярский, Бахмутский, Бийский, Верхне-Уральский, Витебский, Владимирский, Воронежский, Выборгский, Дмитриевский, Динамидский, Звериноголовской, Иркутский, Императорский, Казанский, Киевский, Кизильский, Кронштадтский, Могилевский, Моздокский, Московский, Нарвский, Нижегородский, Новгородский, Ораниембаумский, Оренбургский, Омский, Орский, Перновский, Петербургский, Петровский, Псковский, Ревельский, Рижский, Саратовский, Севастопольский, Селенгинский, Семипалатинский, Симбирский, Смоленский, Ставропольский, Таганрогский, Тамбовский, Тверской, Тобольский, Томский, Троицкий, Фридрихсгамский, Херсонский, Царицинский, Ямышевский, Аренсбургский [12, л. 23-24 об.]. За время царствования Павла I из Во-
Вестник КГУ ^ № 3. 2019
21
енно-сиротского дома 43 его выпускника были произведены в офицеры [1, с. 617].
В начале XIX в. Военно-сиротские дома подверглись реорганизации, в ходе которой солдатское отделение было расформировано, а воспитанники этого отделения были направлены для дальнейшего прохождения военной службы в различные полки. В 1806 г. отделение для воспитанниц было реорганизовано в самостоятельное девичье училище и переведено в другое здание. Из Военно-сиротских домов также были отселены инвалиды, проживавшие на их территории. В феврале 1829 г. организационно-штатная структура Военно-сиротского дома была приведена в соответствие с организацией других кадетских корпусов, и Военно-сиротский дом был переименован в Павловский кадетский корпус.
Библиографический список
1. Анучин Д.Г. К истории Императорского военно-сиротского дома и Павловского кадетского корпуса // Исторический вестник. - 1890. - Т. 41. -№ 9. - С. 613-620.
2. Архив военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). - Ф. 24. - Оп. 97/20. - Д. 2.
3. Бригадин П.И., Лукашевич А.М. Военная школа в Беларуси. - Минск: Издательский центр БГУ, 2004. - 120 с.
4. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. - М.: Русский мир, 1993. - 223 с.
5. Исторический очерк образования и развития Первого Московского кадетского корпуса, что ныне Первая Московская военная гимназия, 17781878. - СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1878. - 209 с.
6. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению: От основания в России воен. школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования государя имп. Александра Николаевича, 1700-1880. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1880-1892. - Ч. 1-3. - 305 с.
7. Мельницкий Н.Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). - СПб.: Тип. Главного штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям, 1857. - Т. 1. -Ч. 1. - 143 с.
8. Полное собрание законов Российской Империи. Первое собрание (ПСЗ. 1-е собр.). - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 17 (1765-1766). - 1115 с.
9. ПСЗ. 1-е собр. - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 19 (17701774). - 1081 с.
10. ПСЗ. 1-е собр. - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 24 (6 ноября 1796-1797). - 869 с.
11. ПСЗ. 1-е собр. - СПб.: Тип. II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. - Т. 26 (18001801). - 873 с.
12. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Ф. 7 (Экспедиция Военно-сиротских учреждений Военной коллегии). -Оп. 1/105. - Д. 16.
13. Столетие военного министерства, 18021902: Главное управление военно-учебных заведений: исторический очерк. - СПб.: Тип. М.О. Вольф, 1902. - Кн. 1. - 370 с.
References
1. Anuchin D.G. K istorii Imperatorskogo voenno-sirotskogo doma i Pavlovskogo kadetskogo korpusa // Istoricheskij vestnik. - 1890. - T. 41. - № 9. - S. 613620.
2. Arhiv voenno-istoricheskogo muzeya artillerii, inzhenernyh vojsk i vojsk svyazi (Arhiv VIMAIV i VS). - F. 24. - Op. 97/20. - D. 2.
3. Brigadin P.I., Lukashevich A.M. Voennaya shkola v Belarusi. - Minsk: Izdatel'skij centr BGU, 2004. - 120 s.
4. Galushko YU.A., Kolesnikov A.A. SHkola rossijskogo oficerstva. - M.: Russkij mir, 1993. - 223 s.
5. Istoricheskij ocherk obrazovaniya i razvitiya Pervogo Moskovskogo kadetskogo korpusa, chto nyne Pervaya Moskovskaya voennaya gimnaziya, 17781878. - SPb.: Tip. M. Stasyulevicha, 1878. - 209 s.
6. Lalaev M.S. Istoricheskij ocherk voenno-uchebnyh zavedenij, podvedomstvennyh Glavnomu ih upravleniyu: Ot osnovaniya v Rossii voen. shkol do iskhoda pervogo dvadcatipyatiletiya blagopoluchnogo carstvovaniya gosudarya imp. Aleksandra Nikolaevicha, 1700-1880. - SPb.: Tip. M.M. Stasyulevicha, 1880-1892. - CH. 1-3. - 305 s.
7. Mel'nickij N.N. Sbornik svedenij o voenno-uchebnyh zavedeniyah v Rossii (Suhoputnogo vedomstva). - SPb.: Tip. Glavnogo shtaba Ego Imperatorskogo Velichestva po voenno-uchebnym zavedeniyam, 1857. - T. 1. -CH. 1. - 143 s.
8. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Pervoe sobranie (PSZ. 1-e sobr.). - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. -T. 17 (1765-1766). - 1115 s.
9. PSZ. 1-e sobr. - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 19 (17701774). - 1081 s.
10. PSZ. 1-e sobr. - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 24 (6 noyabrya 1796-1797). - 869 s.
11. PSZ. 1-e sobr. - SPb.: Tip. II otdeleniya sobstvennoj EIV kancelyarii, 1830. - T. 26 (18001801). - 873 s.
12. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv (RGVIA). - F. 7 (Ekspediciya Voenno-sirotskih uchrezhdenij Voennoj kollegii). - Op. 1/105. - D. 16.
13. Stoletie voennogo ministerstva, 1802-1902: Glavnoe upravlenie voenno-uchebnyh zavedenij: istoricheskij ocherk. - SPb.: Tip. M.O. Vol'f, 1902. -Kn. 1. - 370 s.