Научная статья на тему 'ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / военно-техническое сотрудничество / вызовы и угрозы / цифровизация права / защита информации / правовое регулирование / обеспечение безопасности

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубень А.К.

В статье автором проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в военно-технической сфере при правовом обеспечении информационной безопасности, а также рассмотрены отдельные проблемы информационной безопасности. Рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования информационных отношений, анализируются проблемы информационного обеспечения государственного управления, реализация информационных прав граждан, общества и государства. Делается вывод, что активное использование информационных технологий в настоящее время неизменно связано с вопросами информационной безопасности, при этом правовое обеспечение которой регулируются нормами военно-технического законодательства. Автором отдельно отмечено, что военно-техническое сотрудничество в сфере информационной безопасности развивается не только с помощью совершенствования национального законодательства, но и посредством заключения различных соглашений, затрагивающих вопросы взаимной защиты секретной информации, в рамках интеграционных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дубень А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

G^ ПОЛИТИКА И ПРАВО /®D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-11-16 NIION: 2018-0076-7/22-804 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1002

ДУБЕНЬ Андрей Кириллович,

научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, e-mail: k.duben@mail.ru

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье автором проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в военно-технической сфере при правовом обеспечении информационной безопасности, а также рассмотрены отдельные проблемы информационной безопасности. Рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования информационных отношений, анализируются проблемы информационного обеспечения государственного управления, реализация информационных прав граждан, общества и государства. Делается вывод, что активное использование информационных технологий в настоящее время неизменно связано с вопросами информационной безопасности, при этом правовое обеспечение которой регулируются нормами военно-технического законодательства. Автором отдельно отмечено, что военно-техническое сотрудничество в сфере информационной безопасности развивается не только с помощью совершенствования национального законодательства, но и посредством заключения различных соглашений, затрагивающих вопросы взаимной защиты секретной информации, в рамках интеграционных объединений.

Ключевые слова: информационная безопасность, военно-техническое сотрудничество, вызовы и угрозы, цифровизация права, защита информации, правовое регулирование, обеспечение безопасности.

Annotation. In the article, the author analyzes the current legislation of the Russian Federation in the military-technical sphere in the legal provision of information security, and also considers individual problems of information security. Certain aspects of the legal regulation of information relations are considered, the problems of information support of public administration, the implementation of information rights of citizens, society and the state are analyzed. It is concluded that the active use of information technologies at the present time is invariably associated with issues of information security, while the legal support of which is regulated by the norms of military-technical legislation. The author separately noted that military-technical cooperation in the field of information security is developing not only through the improvement of national legislation, but also through the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

DUBEN Andrey Kirillovich

research associate Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

MILITARY-TECHNICAL COOPERATION IN THE INFORMATION SECURITY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

conclusion of various agreements concerning the mutual protection of classified information within the framework of integration associations.

Key words: information security, military-technical cooperation, challenges and threats, digi-talization of law, information protection, legal regulation, security.

Правовое обеспечение информационной безопасности при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации, как и правовое обеспечение информационной безопасности в целом, носит системный характер и состоит из правовых источников различного уровня и юридической силы.

В настоящий момент геополитическая ситуация в мире характеризуется неуклонным повышением военных расходов, в том числе в силу наличия угроз информационного характера. Указанная тенденция становится возможной также благодаря снижению эффективности межчуна-родно-правовых способов разрешения конфликтов между странами. В подобных условиях и без того активная сфера военно-технического сотрудничества приобретает роль одной из движущих констант, благодаря которой становится возможным сохранение суверенитета и обеспечение национальной безопасности России от внутренних и внешних угроз.

Стоит обратить внимание, что первую строчку в числе стран по военным расходом за 2020 год занимает США с показателем 778 миллиардов долларов, что составляет 39% от общемировых военных расходов. Кроме США значительные средства на поддержание военно-технической мощи затрачивают следующие страны: Китай, Индия, Великобритания. По объему военных расходов Россия занимает четвертое место в мире с показателем 61,7 миллиардов долларов [1].

Для России военно-техническое сотрудничество играет особую роль в связи с наличием у России потенциальных возможностей. Военно-техническое сотрудничество в сфере информационной безопасности позволяет обеспечить национальные интересы с помощью изменения состояния баланса сил в области развития информационных технологий, сдерживания информационных угроз и кибератак со стороны иностранных государств, поддержания стабильности и защищенности информационной среды.

Военно-техническое сотрудничество в сфере информационной безопасности и в целом является одним из инструментов для реализации военно-политических и экономических интересов государства. Неразрывная связь военно-политических и экономических аспектов военно-технического сотрудничества обусловлена тем, что, с одной стороны, достигаются внешнеполитические

цели по укреплению военно-политических позиций России в области межгосударственных отношений, а с другой стороны, обеспечиваются экономические интересы государства в сфере внешнеторговой деятельности. Как справедливо отмечается в зарубежной литературе, «цели внешней политики не могут быть изолированы от экономического контекста», в том числе, если это касается международной продажи оружия [2, с. 26].

Однако в любом случае оба указанных аспекта упираются в единую целевую установку -достижение взаимовыгодного сотрудничества России с зарубежными странами. Именно взаимное достижение позитивных результатов и успешная реализация поставленных задач всеми участниками оборота продукции военного назначения в сфере военно-политического и внешнеторгового взаимодействия являются основой для повышения эффективности военно-технического сотрудничества.

Партнерские и союзнические отношения России с зарубежными странами в сфере оборота продукции военного назначения способствуют защите технологического суверенитета государства.

Юридическая наука в качестве одной из задач ставит перед собой формирование правового регулирования, способного обеспечить неуклонное повышение военно-технического статуса России на международной арене. Наличие внутренних и внешних информационных угроз в военной сфере еще более актуализирует потребность в решении данной задачи.

Между тем нельзя не отметить, что самое подробное изложение правовых норм в законодательных актах не способно решить всего многообразия проблем, возникающих в практической деятельности. Несмотря на это, как мы ранее отметили, совершенствование законодательства в сфере военно-технического сотрудничества все же остается одной из приоритетных задач юридической науки с учетом особенностей внешнеторговой деятельности.

Вопросам военно-технического сотрудничества в сфере информационной безопасности в правовой доктрине не уделено должного внимания. Как справедливо отмечается в правовой литературе, «информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности Российской Федерации» [3, с. 213].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Комплексный характер информационной безопасности, пронизывающий различные стороны общественного бытия, определяет ее важное теоретическое и практическое значение, в том числе применительно к теме военно-технического сотрудничества.

Само понятие «военно-техническое сотрудничество» прошло длительную эволюцию. Некоторые авторы определяют формулировку данного понятия в качестве «изящного эвфемизма», который заменил собой другое понятие - «поставки вооружения и военной техники иностранным государствам» [4, с. 10]. В настоящий момент содержание понятия «военно-техническое сотрудничество» раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее - Закон о ВТС) [5].

Военно-техническое сотрудничество представляет собой деятельность в области международных отношений, связанную с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. Таким образом, по смыслу данного определения военно-техническое сотрудничество осуществляется исключительно в сфере межгосударственного взаимодействия, что говорит о значительной регулятивной роли общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных соглашений и договоров, в том числе, принятых на основе участия РФ в интеграционных объединениях.

Как можно заметить центральным понятием в содержании понятия «военно-техническое сотрудничество» является «продукция военного назначения». Данный термин также находит свое закрепление в ст. 1 Закона о ВТС. Нельзя не обратить внимание на некорректность данного определения, так как согласно ст. 1225 ГК РФ к интеллектуальной собственности относятся сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, но не права на них. Таким образом исключительное право термином «интеллектуальная собственность» не охватывается, как это следует из легального определения продукции военного назначения. На это обстоятельство было обращено отдельное внимание Верховным Судом Российской Федерации [6]. Думается, что подобная формулировка должна подлежать корректировке со стороны отечественного законодателя, так как является пережитком прошлой недостаточно развитой доктрины права интеллектуальной собственности. Наличие подобных недостатков понятийного аппарата Закона о ВТС еще раз под-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

черкивает важность законодательного совершенствования, сопутствующего развитию правовой науки. Таким образом, развитие правовой доктрины зачастую требует переосмысления некоторых положений законодательных актов.

Немаловажным является также вопрос о субъектах военно-технического сотрудничества в сфере информационной безопасности. По общему правилу к таким субъектам относятся организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. В ст. 1 Закона о ВТС изложена специальная оговорка о том, что к подобным организациям могут относиться только российские юридические лица. В ст. 12 Закона о ВТС конкретизируется перечень субъектов военно-технического сотрудничества:

1)государственные посредники;

2) Государственная корпорация «Ростех»;

3) российские организации: а) разработчики и производители продукции военного назначения; б) управляющие компании интегрированных структур.

Государственными посредниками могут являться юридические лица, созданные в организационно-правовой форме унитарного предприятия либо акционерного общества. По смыслу п. 1 ст. 12 Закона о ВТС государственным посредником не может являться казенное предприятие, так как такая организация основывается на праве оперативного управления, а не хозяйственного ведения, при этом если государственный посредник создается в форме акционерного общества, то 100% его акций будут принадлежать РФ либо государственной корпорации. Однако в любом случае государственный посредник будет обладать не общей, а специальной правоспособностью и создаваться по решению Президента РФ. В настоящий момент функции государственного посредника возложены на АО «Рособоронэкспорт» [7] и АО «Национальная Авиационно-Сер-висная Компания» [8].

Между тем, Президент России сохраняет опосредованное влияние на деятельность государственного посредника, так как именно им формируются руководящие органы государственной корпорации «Ростех» согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» [9]. Таким образом, властные полномочия Президента РФ в сфере военно-технического сотрудничества реализуются не только посредством прямого воздействия на общественные отношения, возникающие в данной области, но и косвенного

(опосредованного) влияния на данные отношения через подотчетные ему организации.

Иные российские организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, подразделяются на две группы.

Во-первых, к данным субъектам относятся разработчики и производители продукции военного назначения, которые должны соответствовать следующим обязательным условиям: 1) контрольный пакет акций либо «контрольная» доля находится в федеральной собственности; 2) остальными акциями (долями) могут владеть только российские физические и юридические лица; 3) получение соответствующей лицензии. Разработчики продукции военного назначения должны обладать также научно-техническими кадрами и экспериментальной базой, так как по своей сути данные субъекты представляют собой научно-исследовательские организации. В свою очередь производители продукции военного назначения должны иметь производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения.

Во-вторых, к числу указанных субъектов можно отнести управляющие компании интегрированных структур, которые должны соответствовать следующим условиям: 1) контрольный пакет акций либо «контрольная» доля (не менее 51 процента) находится в федеральной собственности и (или) собственности государственной корпорации «Ростех»; 2) остальными акциями (долями) могут владеть только российские физические и юридические лица; 3) в уставном капитале данных субъектов (их дочерних обществ) находятся акции (доли) разработчиков и производителей продукции военного назначения.

Как можно заметить, указанные субъекты осуществляют свою деятельность в рамках экономических отношений, возникающих в процессе военно-технического сотрудничества. Следовательно, их роль состоит в обеспечении надлежащего имущественного оборота продукции военного назначения, который выражается в переходе военной продукции от одних субъектов к другим. Учитывая правовой статус организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, можно сделать вывод, что в силу стратегической важности сферы оборонного производства вся деятельность в области военно-технического сотрудничества, включая сферу информационной безопасности, монополизирована государством, что в свою очередь согласуется с принципом, установленным абз. 3 п. 1 ст. 4 Закона о ВТС.

Вместе с тем, существует еще одна группа субъектов, чья деятельность связана с государственным управлением в области военно-технического сотрудничества. Для указанных субъектов организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, являются объектом управления, несмотря на то что формально-юридически данные организации относятся не к объектам, а к субъектам права. Последние, по утверждению В.В. Кудашкина, относятся к управляемой подсистеме системы военно-технического сотрудничества в отличие от органов публичной власти, которые являются частью управляющей подсистемы [10, с. 77]. Разделение системы военно-технического сотрудничества на управляющую и управляемую подсистемы поддерживается также А.А. Моисеенковым, который подчеркивал прежде всего влияние управляемой подсистемы на развитие управляющей [11, с. 11]. К подобным управляющим субъектам, помимо Президента РФ и Правительства РФ, относится большое количество государственных органов (Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, Управление Президента Российской Федерации по внешней политике, Совет Безопасности Российской Федерации), включая федеральные органы исполнительной власти [12].

Среди вышеназванных федеральных органов исполнительной власти, применительно к сфере информационной безопасности, особое место занимают ФСТЭК России и ФСВТС России, подведомственные Минобороны России.

Для оценки состояния военно-технического сотрудничества в сфере информационной безопасности нельзя не затронуть вопрос о правовом режиме оборота информации в военно-технической области. Понятие «информация в военно-технической области» используется в определении понятия «продукция военного назначения», закрепленного в Законе о ВТС. Однако детально правовой режим информации в военно-технической области в законе не урегулирован.

Анализ российского законодательства позволяет сделать следующие выводы, касающиеся правового режима оборота информации в военно-технической области: наличие жесткого правового режима, предполагающего получение лицензии, а также обязательное вынесение соответствующего решения; оборот информации в зависимости от характера и содержания источника такой информации в некоторых случаях может быть осуществлен при наличии решения Президента РФ.

Таким образом, значение военно-технического сотрудничества в сфере информационной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

безопасности можно выразить следующим образом:

1) необходимость продвижения специальной техники, отвечающей за защиту информации, а также иных информационных технологий на мировой рынок, их модернизация для повышения эффективности их использования в военных целях;

2) повышение доходной базы федерального бюджета и экономического роста за счет продажи информационной продукции военного назначения;

3) укрепление интеграционных связей с иностранными государствами на основе общих подходов к защите секретной информации в сфере военно-технического сотрудничества;

4) формирование благоприятной информационной среды, исключающей риска использования информации ограниченного доступа в военно-технической области против интересов России.

В качестве общего вывода стоит заключить, что военно-техническое сотрудничество в сфере информационной безопасности развивается не только с помощью совершенствования национального законодательства, но и посредством заключения различных соглашений, затрагивающих вопросы взаимной защиты секретной информации, в рамках интеграционных объединений. Большое количество подобных соглашений, обладающих наднациональным статусом, а также наличие разветвленной системы государственных органов и субъектов военно-технического сотрудничества (управляющая и управляемая подсистемы), в перечень обязанностей которых входит обеспечение конфиденциальности информации, полученной в процессе военно-технического сотрудничества, позволяет сделать вывод об особом внимании государства к состоянию военно-технического сотрудничества в сфере информационной безопасности.

Список литературы:

[1] Diego Lopes Da Silva, Nan Tian, Alexandra Marksteiner Trends in world military expenditure // SIPRI Fact Sheet, April 2021. URL: https://sipri.org/ sites/default/files/2021 -04/fs_2104_milex_0.pdf (дата обращения: 28.05.2022).

[2] Bothe M., Marauhn T. The arms trade: comparative aspects of law // Revue belge de droit international. Bruxelles. Vol. XXVI. 1993. № 1. P. 20-42.

[3] Военное право: монография: в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина — Т. I : История и теория военного права (с предисловием). Москва: Центр правовых коммуникаций, 2021. - 560 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

[4] Макиенко К. Роль военно-технического сотрудничества в отношениях между Востоком и Западом // Экспорт обычных вооружений. 1996. № 6. С. 10-12.

[5] Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Российская газета. № 138. 1998.

[6] Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 96. 2019.

[7] Указ Президента РФ от 26 ноября 2007 г. № 1577 «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт» // Российская газета, № 270, 01.12.2007.

[8] Указ Президента РФ от 26 апреля 2021 г. № 249 «О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ. 2021, № 18. Ст. 3126.

[9] Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» // Российская газета. № 264п. 2007.

[10] Кудашкин В.В. Правовые основы военно-технического сотрудничества: в 3 т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1 : Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». -1120 с.

[11] Моисеенков A.A. Правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. - 26 с.

[12] Указ Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ. 2005. № 38. Ст. 3800.

Spisok literatury:

[1] Diego Lopes Da Silva, Nan Tian, Alexandra Marksteiner Trends in world military expenditure // SIPRI Fact Sheet, April 2021. URL: https://sipri.org/ sites/default/files/2021-04/fs_2104_milex_0.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).

[2] Bothe M., Marauhn T. The arms trade: comparative aspects of law // Revue belge de droit international. Bruxelles. Vol. XXVI. 1993. № 1. pp. 20-42.

[3] Voennoe pravo: monografiya: v 3 t. / pod obshch. red. A.N. Savenkova, A.V. Kudashkina — T. I : Istoriya i teoriya voennogo prava (s predisloviem). Moskva: Centr pravovyh kommunikacij, 2021. 560 p.

[4] Makienko K. Rol' voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v otnosheniyah mezhdu Vostokom i

Zapadom // Eksport obychnyh vooruzhenij. 1996. № 6. pp. 10-12.

[5] Federal'nyj zakon ot 19 iyulya 1998 g. № 114-FZ «O voenno-tekhnicheskom sotrudnichestve Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami» // Rossijskaya gazeta. № 138. 1998.

[6] Postanovleniya Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23 aprelya 2019 g. № 10 «O primenenii chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. № 96. 2019.

[7] Ukaz Prezidenta RF ot 26 noyabrya 2007 g. № 1577 «Ob otkrytom akcionernom obshchestve «Rosoboroneksport» // Rossijskaya gazeta, № 270, 01.12.2007.

[8] Ukaz Prezidenta RF ot 26 aprelya 2021 g. № 249 «O nekotoryh voprosah voenno-tekhnich-eskogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami» // SZ RF. 2021, № 18. St. 3126.

[9] Federal'nyj zakon ot 23 noyabrya 2007 g. № 270-FZ «O Gosudarstvennoj korporacii po sodejst-viyu razrabotke, proizvodstvu i eksportu vysokotekh-nologichnoj promyshlennoj produkcii «Rostekh» // Rossijskaya gazeta. № 264p. 2007.

[10] Kudashkin V.V. Pravovye osnovy voen-no-tekhnicheskogo sotrudnichestva: v 3 t. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Statut, 2018. T. 1: Nauchno-prak-ticheskij kommentarij k Federal'nomu zakonu «O voenno-tekhnicheskom sotrudnichestve Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami». 1120 p.

[11] Moiseenkov A.A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti sub"ektov voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. 26 p.

[12] Ukaz Prezidenta RF ot 10 sentyabrya 2005 g. № 1062 «Voprosy voenno-tekhnicheskogo sotrud-nichestva Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosu-darstvami» // SZ RF. 2005. № 38. St. 3800.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.