Научная статья на тему 'ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
237
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТУРЦИЯ / США / НАТО / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шангараев Р. Н.

Военно-техническое сотрудничество является частью внешней политики государства. Отличительной особенностью турции является то, что она довольно часто принимает на региональном уровне относительно независимые от Североатлантического альянса решения. Часто попытки Анкары ставить национальные интересы выше блоковой солидарности приводят к политическим разногласиям с ее традиционными союзниками, прежде всего США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-TECHNICAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND TURKEY IN THE CONTEXT OF US-TURKISH RELATIONS

Military-technical cooperation is part of the state’s foreign policy. A distinctive feature is that quite often deals are made on a decision independent of the alliance at a high level. Often there is Ankara that put higher the interests of bloc solidarity, leading to massive disagreement with the association and allies, primarily with the United States.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Научная статья

УДК 327

DOI 10.52070/2500-347X_2022_1_846_60

Военно-техническое сотрудничество россии и турции в контексте американо-турецких отношений

Р. Н. Шангараев

Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия

ruslan.shanagaraev@dipacademy.ru

Аннотация. Военно-техническое сотрудничество является частью внешней политики государства. Отличи-

тельной особенностью Турции является то, что она довольно часто принимает на региональном уровне относительно независимые от Североатлантического альянса решения. Часто попытки Анкары ставить национальные интересы выше блоковой солидарности приводят к политическим разногласиям с ее традиционными союзниками, прежде всего США.

Ключевые слова: Россия, Турция, США, НАТО, военно-техническое сотрудничество, стратегические интересы

Для цитирования: Шангараев Р. Н. Военно-техническое сотрудничество России и Турции в контексте американо-турецких отношений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 1(846). С. 60-66. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_60

Original article

Military-Technical Cooperation Between Russia and Turkey in the Context of US-Turkish Relations

R. N. Shangaraev

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

ruslan.shanagaraev@dipacademy.ru

Abstract. Military-technical cooperation is part of the state's foreign policy. A distinctive feature is that quite

often deals are made on a decision independent of the alliance at a high level. Often there is Ankara that put higher the interests of bloc solidarity, leading to massive disagreement with the association and allies, primarily with the United States.

Keywords: Russia, Turkey, USA, NATO, military-technical cooperation, strategic interests

For citation: Shangaraev, R. N. (2022). Military-technical cooperation between Russia and Turkey in the context of

US-Turkish relations. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(846), 60-66. 10.52070/2500-347X_2022_1_846_60

введение

В ходе данного исследования было исследовано военно-техническое взаимодействие России и Турции в контексте проводимой геополитической линии США в отношении своих союзников. Поставленная цель была достигнута путем рассмотрения двусторонних отношений и концептуальных подходов США к вопросам геополитики и международной безопасности.

концептуальные подходы сша к вопросам геополитики и безопасности

В настоящее время в сфере геополитики главная задача США сводится к тому, чтобы стать лидером в новом миропорядке XXI века и не допустить усиления и развития новых центров силы, способных составить эффективную конкуренцию американскому влиянию на мировой арене. В сфере экономики - гарантировать для себя наиболее благоприятные конкурентные позиции, поддержанные беспрепятственным доступом к рынкам сбыта и источникам сырья. В сфере военной безопасности - обеспечить гарантированный уровень национальной безопасности. Долгосрочная цель американской стратегии в XXI веке - закрепить свое лидерство в многополярном мире в условиях военного, технологического, информационного и ресурсного превосходства над остальными участниками международных отношений.

В новой геополитической обстановке военно-политическая элита США произвела глубокую переоценку концептуальных оснований традиционного подхода к безопасности и перешла к последовательной реализации стратегии превентивной обороны. Сегодня превентивная оборона проявляет себя в подготовке и ведении гибридных войн, которые позволяют снизить не только уровень настоящих (актуальных) угроз, но и уровень потенциальных угроз и опасностей. Превентивная оборона направлена на профилактическое блокирование потенциальных угроз до того, как они смогут превратиться в настоящие угрозы национальным интересам США. В этом заключается сущностное отличие превентивной обороны от сдерживания, которое предполагает силовое равновесие - традиционный принцип обеспечения безопасности в многополярной системе.

Стремление к абсолютной безопасности является главным фактором, приводящим в движение американскую философию безопасности. Отметим, что США располагают государственной мощью

для устранения настоящих угроз (представленных, например, терроризмом и странами «оси зла») и профилактического нивелирования угроз потенциальных, прежде всего стратегических.

США двигаются к своей цели по двум направлениям:

1) применяют стратегию «мягкой силы», которая ярко фокусируется в подготовке и проведении цветных революций. Цель-минимум - удержание России в рамках контролируемого стратегического партнерства, максимум - распад России на десяток мелких государств;

2) постоянно ведут работы, направленные на изменение военно-стратегического баланса в свою пользу за счет наращивания контрсилового потенциала и обретения возможности нанести по России превентивный обезоруживающий удар (оперативного глобального удара).

Проведенные исследования показали следующее:

1) СшА последовательно осуществляют демонтаж существующих моделей сдерживания и стратегической стабильности, построенных на принципе взаимно гарантированного уничтожения и лишающего каждую из сторон мотивации к нанесению первого удара. Это привело к дестабилизации международных отношений, подрыву стратегической стабильности и разрушению партнерских российско-американских отношений;

2) СшА не устраивает настоящая система международной безопасности, в которой работает принцип сдерживания через возмездие (deterrence by punishment). Новая система должна обеспечить США монополию на применение силы. Другими словами, США стремятся сформировать такую систему международной безопасности, в которой они смогут практиковать принцип сдерживания через отрицание (deterrence by denial) угроз своим интересам;

3) сдерживание через отрицание обеспечивает наличие у США мощного контрсилового потенциала, а также сил и средств для нанесения оперативного глобального удара. Комбинации оборонительных и наступательных вооружений должны обеспечить уничтожение военного потенциала любого противника через нанесение безнаказанного превентивного обезоруживающего удара. Посредством высокоточного оружия (ВТО) США создали мощный контрсиловой потенциал, чем обеспечивают себе возможность первыми подавлять ядерные силы всех государств высокоточными ударными средствами, а с помощью системы ПРО поставить заслон значительно ослабленному (из-за воздействия ВтО) ответному ядерному удару со стороны любого противника [Анненков, Кононов, 2004];

4) поставленным целям отвечает стратегия национальной безопасности США, которая обеспечивает концептуальную легитимацию расширенного толкования безопасности и средств ее обеспечения через превентивные действия, подготовку и ведение гибридных войн, превращение космоса в новый театр военных действий, модернизацию СНС;

5) контроль над вооружениями в современных условиях США рассматривают не как инструмент обеспечения международной безопасности (т. е. эффективного исключения возможности войны между крупными государствами), а как средство удержания и наращивания американского военного доминирования в глобальном масштабе. Через контроль над вооружениями США решают две взаимосвязанные задачи: во-первых, устранение помех реформе стратегических сил США; во-вторых, ослабление - в той степени, в какой это возможно - военного потенциала вероятных противников (прежде всего России).

Многополярный мир, развитие науки и современные технологии указывают на то, что понятие абсолютной национальной безопасности сегодня не более чем миф, сегодня полная безопасность и тотальная оборона недостижимы.

Выстраивая свою международную политику в XXI веке, Россия должна опираться на четкое понимание, что ее статус крупной ядерной державы с потенциалом нанесения неприемлемого ущерба США несовместим с американскими представлениями о собственной безопасности. В обозримой перспективе от США будет исходить системная угроза нивелирования российского ядерного потенциала и окончательного слома стратегической стабильности, основанной на паритете уязвимости. Это определяет основания и мотивы американской политики: Карфаген (Россия и ее ядерный потенциал) должен быть разрушен.

Российское военно-политическое руководство демонстрирует высокую степень внимания к проблеме сохранения стратегической стабильности на высоком уровне - одной из самых существенных гарантий прочного мира и независимости России в проведении внутренней и внешней политики. Происходит отказ от паллиативного языка «стратегического партнерства» в вопросах международной безопасности и переход к открытому признанию дестабилизирующей роли США в международных отношениях.

Отметим, что понятие абсолютной национальной безопасности сегодня не более чем миф. В XXI веке полная безопасность и тотальная оборона недостижимы. Однако американцы считают, что США - единственная сверхдержава, которая будет последовательно двигаться от устранения

стратегических угроз за счет формирования такого мира, в котором безопасность означает не совокупность мер для ее обеспечения, а не угрожаемое состояние. Здесь взаимодействие с Анкарой, в частности и в военно-технической сфере, является для российской стороны весьма прагматичным.

развитие российско-турецкого экономического сотрудничества на современном этапе

К началу 2000-х годов российско-турецкие отношения в области экономики достигли нового уровня в своем развитии. Причиной такой трансформации послужил финансовый кризис в Турции. Девальвация турецкой лиры способствовала созданию конкурентной среды для компаний-экспортеров данной страны. Поэтому, несмотря на сложившуюся тогда обстановку, турецкий экспорт в Россию продолжал расти. Если в 2000 году его показатель увеличился более чем на 9,3 %, то в 2001 году он составил 43,3 % [Arafat, ALnuaimy, 2011]. По другим данным, российско-турецкий товарооборот в том же году составил около 3,8 млрд долл. США, а в 2005 году он вырос до 15,2 млрд долл. США [Бдоян, 2017].

Переход России и Турции к многоплановому партнерству позволил им активно развивать сотрудничество в экономической сфере на протяжении первого десятилетия XXI века. В этот период Турция находилась на третьем месте по поставкам российских энергоресурсов, уступая Германии и Италии. Потребность Турции в природном российском газе составила 68 %, в нефти - 20 %. Кроме того, в 2011 году между двумя странами был заключен ряд соглашений о поставках газа в объеме 30 млрд м3 в год [Кудряшова, 2012].

Активному российско-турецкому дипломатическому содействию в развитии экономики также способствовали визиты представителей двух стран на высоком и высшем уровне, которые носили экономическую направленность.

В целом в современной науке проблеме дипломатического содействия России и Турции развитию экономического сотрудничества в первом десятилетии XXI века уделяется большое внимание. Доказательством является статья В. Оздемира, в которой основной акцент делается на том, что рост и последующий спад российско-турецкого товарооборота в связи с мировым финансовым кризисом 2008 года не просто оказывают существенное влияние на развитие двусторонних экономических отношений, а требуют пристального внимания. Анализируя экономическое состояние России и Турции

на основе меняющихся показателей до 2016 года, В. Оздемир приходит к выводу о том, что данным странам для устойчивого повышения товарооборота необходимо создать особую зону свободной торговли с целью удовлетворения основных потребностей друг друга [Оздемир, 2018].

Используя данный подход к рассмотрению российско-турецких отношений в области экономики, можно провести анализ развития торговых связей двух стран. Как можно заметить из содержания рассмотренных встреч, как на высоком, так и на высшем уровне, динамика экономического сотрудничества России и турции начиная с визита премьер-министра М. М. Касьянова в 2000 году постепенно растает. Проведение встречи главы российского внешнеполитического ведомства (МИД России) И. С. Иванова и премьер-министра Турции Б. Эджевита в июне 2001 года послужило основой не только в развитии российско-турецких контактов в сфере торговли, но и в реализации крупнейших энергетических проектов на современном этапе. Последующие визиты лидеров двух стран, апогеем которых стали официальные встречи В. В. Путина с А. Н. Сезером в 2004 году и Р. Т. Эрдогана с Д. А. Медведевым в Анкаре в 2010 году, наглядно продемонстрировали нарастающую динамику их взаимодействия и определили новые подходы по решению возникающих проблем.

В то же время можно отметить, что достигнутый на современном этапе прогресс между Россией и Турцией в экономическом сотрудничестве не означает полного отсутствия проблем и противоречий. Основная причина заключается в том, что начиная примерно с 2018 года наметилась неблагоприятная тенденция по поставкам российского газа в Турцию в связи с наличием на рынке больших партий дешевого сжиженного природного газа (СПГ) из США, Катара и других стран. Если в начале XXI века Турция занимала второе-третье место среди крупнейших потребителей «Газпрома», то в середине 2020 года она заняла 20 место и приобрела около 193 млн кубометров газа (Finanz.ru, 19.05.2020). Однако страны, как представляется, смогут найти компромисс по разрешению проблем в сфере экономики и предложить альтернативные варианты, отвечающие интересам России и Турции. Поэтому, используя метод синтеза, можно определить, что если Россия и Турция будут придерживаться общих подходов к поставкам природного газа, то у них в связи с началом эксплуатации в 2020 году газопровода «Турецкий поток» есть отличная возможность стать крупнейшими игроками, имеющими значительное влияние на мировую экономику.

Таким образом, можно сделать вывод, что дипломатические отношения между Россией и Турцией в политической сфере в начале XXI века получили заметное развитие, о чем свидетельствовали многочисленные визиты лидеров и глав внешнеполитических ведомств двух стран и что способствовало расширению конструктивного и взаимовыгодного диалога с целью решения возникших проблем как в Евразии, так и на Ближнем Востоке. Это демонстрирует тот факт, что дружба и добрососедство не только способны активизировать двустороннее сотрудничество на ближайшую перспективу, но и укрепить позиции на международной арене посредством проведения регулярных встреч официальных представителей России и Турции. Также необходимо принимать во внимание российско-турецкие отношения в экономической сфере, которые на протяжении первой четверти XXI века сыграли роль локомотива в развитии сотрудничества в других областях, прежде всего в политике. При этом важным и перспективным направлением являются торгово-экономические связи, основа которых заключается во внутреннем потреблении энергоресурсов самой Турцией и их транспортировке на европейские рынки. Укрепление взаимодействия в области экономики посредством проведения регулярных встреч официальных представителей России и Турции, в свою очередь, позволит в полной мере учитывать национальные интересы друг друга.

особенности военно-технического сотрудничества россии и Турции на современном этапе

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) можно представить как долгосрочный процесс, который в тесной взаимосвязи с военно-политическими интересами России, с учетом экономических и финансовых возможностей его субъектов, представляет собой осуществление сотрудничества в области поставок вооружения и военной техники [Ивашов, 1997]. Есть мнение, что под ВТС следует понимать особую форму деятельности государства, уполномоченных органов и хозяйствующих субъектов, связанную с разработкой, производством и продвижением товаров и услуг военного назначения на мировой рынок в политических и коммерческих интересах [Колесников, 2004].

Возможности военно-технического сотрудничества между Россией и Турцией имеют объективные ограничения. К ним следует отнести применение в Турции стандартов НАТО и испытываемые сторонами финансовые трудности [Россия

и Турция в новой мировой политической среде, 2015]. К этому добавляется весьма жесткая конкуренция со стороны США и других западных государств, располагающих прочными позициями в военных и политических кругах Турции. Тем не менее очевидны перспективы и высокая политическая значимость продвижения сотрудничества с Турцией на этом направлении.

Турецкая Республика предпочитает устраивать тендеры по военно-промышленному сотрудничеству. Именно этот факт останавливает Российское государство от полномасштабного сотрудничества. Россия предпочитает работать в рамках Смешанной комиссии, где в основном стороны заинтересованы в долговых поставках. Турецкое правительство проявляет заинтересованность к закупкам технологий для производства боевых катеров и быстроходных судов. Оно проявляло заинтересованность, в частности, по причине списания долга частично, если на межправительственном уровне страны договорятся.

Другой стороной возможного взаимодействия России и Турции в рамках военно-технического сотрудничества является космическая сфера. Космическая сфера на данный момент является одной из инновационных, в которую вкладываются большие средства. Турецкие предприятия и производство военно-технического оборудования заинтересованы в сотрудничестве в этой сфере, так как планируют разработку военных спутников. При всех условиях, турецкое правительство согласно на участие лишь в незначительной доле, предложенной Россией. Турция также заинтересована в подготовке персонала, а именно космонавтов и других специалистов в этой области.

Россия является эксклюзивным поставщиком технологий в области авиации, космоса, ПВО и флота. Большинством видом вооружения, интересующих Турцию, Запад не обладает. Сумма заказанного Турцией в РФ вооружения давно превысила 1 млрд долл. США даже без учета сделки по зенитным ракетным комплексам С-400 (Военное обозрение, 02.06.2020).

В сентябре 2019 года Турция заинтересовалась возможностью приобретения российских самолетов-амфибий Бе-200. Одной из причин интереса к ним стала возможность использования самолетов для тушения пожаров. Министр сельского и лесного хозяйства Турции Бекир Пак-демирли заявил, что по поручению президента Реджепа Тайипа Эрдогана турецкая делегация уже побывала в Таганроге, где провела предварительные переговоры по условиям возможной поставки самолетов-амфибий и окончательное решение по данному вопросу будет принято после того,

как турецкие специалисты изучат все технические характеристики и оценят пригодность Бе-200 к географии Турции. В 2020 году Россия передала Турции в аренду два самолета Бе-200, которые в течение четырех месяцев занимались тушением пожаров на территории страны.

Анкара продолжала свое противостояние с Вашингтоном в сфере оборонной самостоятельности, всё больше принимая самостоятельные решения и отдаляясь от блока НАТО. После того, как Турция решила приобрести российский ЗРК С-400, США приняли решение найти способ воздействовать на турецкую сторону и отказались поставлять Анкаре приобретенные самолеты.

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чеме-зов заявил в июле 2019 года, что в случае интереса с турецкой стороны, Россия готова поставить ей российские истребители поколения 4++ Су-35. Исходя из этих слов, переговоры по вопросам поставки данных самолетов стали возможны.

Бывший посол Израиля в России Цви Маген обратился к россиянам с просьбой не доверять туркам. Речь идет о расширении военно-технического сотрудничества с Анкарой. Как известно, РФ поставила в Турцию ЗРК С-400. После срыва контракта с США по F-35 Эрдоган задумывается о покупке российских истребителей Су-35. В свою очередь, израильтяне через лоббистов в США старательно срывали контракт по поставках F-35, планируя воспрепятствовать осуществлению покупки истребителей Су-35 у РФ.

Среди других важных сделок следует отметить приобретение около 20 вертолетов семейства Ми-17 для жандармерии и трех Ка-32А11ВС для пожарных. Средний многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС предназначен для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, транспортировке груза внутри фюзеляжа и на внешней подвеске (до 5 т), трелевки леса, эвакуации больных и пострадавших, сложнейших мероприятий по пожаротушению, а также патрулирования и поддержки специальных операций. Информация о поставках многоцелевых вертолетов Ка-32 в Турцию появилась летом 2017 года. В 2019 году Турция получила первый вертолет Ка-32 по контракту на поставку трех машин, заявил А. И. Богинский в ходе выставки вооружений ЮЕХ-2019, проходившей в эти дни в Абу-Даби. Он пояснил,что контракт с Турцией, скорей всего, тремя вертолетами не ограничится, поэтому на конец марта - начало апреля запланированы переговоры о расширении поставок Ка-32 в эту страну. Предполагается, что Анкара закажет еще пять таких винтокрылых машин.

заключение

Российско-турецкие отношения претерпели и продолжают претерпевать значительные изменения. Многочисленные визиты не только лидеров, но и официальных представителей двух стран в последние несколько лет демонстрируют их готовность к дальнейшему плодотворному сотрудничеству в политической и экономической сферах, включая сферу военно-технического сотрудничества. Главная задача, стоящая в настоящее время перед Анкарой и Москвой, заключается в том, чтобы укреплять многоуровневое партнерство, в рамках которого они смогут найти общие подходы к решению актуальных проблем, в том числе по позиции США. Другими словами, если руководство двух стран приложат определенные усилия по разрешению существующих в настоящее время противоречий и будут проводить скоординированный внешнеполитический курс, то у них появится отличная возможность реализовать национальные интересы на основе компромисса. Это позволит Турции и России выйти на новый уровень взаимодействия и, соответственно, играть основополагающую роль на международной арене.

Отметим, что руководство Турции продолжает проведение комплекса мероприятий по техническому переоснащению воинских частей и подразделений, осуществляя военно-техническое сотрудничество со многими странами альянса НАТО. Наиболее крупные контракты заключаются с Италией, Испанией, Францией, Германией, США. Основные экспортные объемы поставок приходятся на регион Ближнего и Среднего Востока. Крупнейшими потребителями турецких ВВТ являются Туркменистан, ОАЭ и Саудовская Аравия. Бахрейн, Грузия, Казахстан, Бангладеш и некоторые другие страны также относятся к списку получателей турецкого вооружения.

В настоящее время в военно-технических отношениях с США наблюдается кризис, поводом к которому стало военно-техническое сотрудничество Турции и США по вопросам поставки зе-нитно-ракетных комплексов С-400. В результате этого США начали ограничивать сотрудничество с Турцией, крупнейшим фактором которого стал отказ Вашингтона передавать истребители пятого поколения F-35A, в число которых вошли уже

собранные и готовые к отправке машины. Факты сворачивания других оборонных программ скрываются по Р1Я-соображениям.

Россия в нынешних условиях представляется Анкаре наиболее подходящим партнером для расширения и углубления отношений в области разработки и производства военной техники. Причем выбора нет: другие страны либо не идут на сближение с Турцией по политическим причинам, либо не обладают тем, что ей необходимо [Карпович, 2014].

В то же время возможности военно-технического сотрудничества между Россией и Турцией ограничено из-за того, что Турецкая Республика предпочитает устраивать тендеры по военно-промышленному сотрудничеству. Именно этот факт останавливает Российское государство от полномасштабного сотрудничества. В то же время сумма заказанного Турцией в РФ вооружения давно превысила несколько миллиардов долларов. На данном этапе самым крупным в истории ВТС между нашими странами является контракт на сумму в 2,5 млрд долл. США на зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф», уже завершены поставки всех четырех дивизионов. Среди других заключенных сделок стоит отметить приобретение около 20 вертолетов семейства Ми-17 для жандармерии, трех Ка-32А11ВС, двух самолетовамфибий БЕ-200. Большой потенциал российскотурецкого сотрудничества кроется в области самолетостроения, Турция проявляет большой интерес к истребителям Су-30СМ, Су-35С и МиГ-35С.

Развитие военно-технического сотрудничества традиционно имеет для официальной Анкары существенную политическую специфику [Шангараев, Ногмова, 2016]. Закупки российских комплексов ПВО С-400 продемонстрировали диверсифициро-ванность военно-технических турецких контактов, причем в сфере новейшей техники. Возможно, что Турция надеется в перспективе использовать этот фактор для подталкивания своих партнеров по НАТО к более глубокому военно-технологическому сотрудничеству, ведь вероятность выхода Турции из НАТО невелика. Рост этой вероятности возможен при дальнейшем углублении кризиса отношений с США, а также контрмерами стран-партнеров по альянсу в отношении действий Турции на Ближнем Востоке - особенно в Сирии и Ираке.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Анненков В. И., Кононов Л. А. Россия и ядерный мир: аспекты национальной безопасности. М. : Научная книга, 2004.

2. Arafat M., Alnuaimy L. The Turkish-Russian relations in the era of AKP // Afyon Kocatepe Universitesi Iktisadi ve Idari Bilimler FakQltesi Dergisi. 2011. № 2. Vol. 13. Pp. 103-133.

3. Бдоян Д. Г. Периоды трансформации в российско-турецких отношениях // Вестник МГИМО (У). 2017. № 4(55). С. 165-182.

4. Кудряшова Ю. С. Активизация российско-турецких отношений: сущность и перспективы // Вестник МГИМО (У). 2012. № 5(26). С. 38-44.

5. Оздемир В. Торговые отношения России и Турции на современном этапе // Россия и Азия. 2018. № 1(2). С. 46-51.

6. Ивашов Л. Г. Безопасность через сотрудничество // Военный парад. 1997. № 3. С. 92-93.

7. Колесников А. В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук. М., 2004.

8. Россия и Турция в новой мировой политической среде / гл. ред. А.А. Орлов : отв. ред. В.А.Аватков, С. Б. Дружи-ловский, А. В. Федорченко: материалы Третьей Международной конференции экспертов-тюркологов, Москва, 27 марта 2015 г. М. : МГИМО МИД России, 2015.

9. Карпович О. Г. Конфликты цивилизаций: актуальные проблемы // Международные отношения. 2014. № 1. С. 62-67.

10. Шангараев Р. Н., Ногмова А. Ш. Политизация торгово-экономического сотрудничества России и Турции // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2016. № 3(314). С. 42-51.

references

1. Annenkov, V. I., Kononov, L. A. (2014). Rossija i jadernyj mir: aspekty nacional'noj bezopasnosti = Russia and nuclear peace: national security aspects. Moscow: Nauchnaya kniga. (In Russ.)

2. Arafat, M., Alnuaimy, L. (2011). The Turkish-Russian relations in the era of AKP. Afyon Kocatepe Universitesi Iktisadi ve Idari Bilimler FakQltesi Dergisi, 2(13), 103-133.

3. Bdoyan, D. G. (2017). Russian-turkey relationship transformation periods. Vestnik MGIMO-Universiteta, 4(55), 165-182.

4. Kudryashova, Yu. S. (2012). Aktivizaciya rossijsko-tureckih otnoshenij: sushchnost' i perspektivy = Activation of Russian-Turkish Relations: Essence and Prospects. Vestnik MGIMO-Universiteta, 5(26), 38-44. (In Russ.)

5. Ozdemir, V. (2018). Trade relations between Russia and Turkey at the present stage. Rossiya i Aziya, 1(2), 46-51. (In Russ.)

6. Ivashov, L. G. (1997). Bezopasnost' cherez sotrudnichestvo = Security throe cooperation. Voennyj parad, 3, 92-93.

7. Kolesnikov, A.V. (2004). Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossijskoj Federacii v sovremennyh usloviyah = Military-technical cooperation of the Russian Federation in modern conditions: PhD in Economy. Moscow. (In Russ.)

8. Orlov, A. A., Avatkov, V. A., Druzhilovskii S. B., Fedorchenko A. V. (2015). Rossiya i Turciya v novoj mirovoj politicheskoj srede = Russia and Turkey in the new world political environment: Materials of the Third International Conference of Turkic Experts. M. : IMI MGIMO MID Rossii. (In Russ.)

9. Karpovich, O. G. (2014). Conflicts of Civilizations: Actual Problems. Mezhdunarodnye otnosheniya, 1, 62-67. (In Russ.)

10. Shangaraev, R. N., Nogmova, A. Sh. (2016). Politizaciya torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva Rossii i Turcii = Politicization of trade and economic cooperation between Russia and Turkey. Obozrevatel' - Observer, 3(314), 42-51. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

шангараев руслан насимович

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД России

information about the author

Shangaraev Ruslan Nasimovich

PhD (Economics), Associate Professor at the Department of Public Administration in Foreign Policy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию 28.12.2021 одобрена после рецензирования 03.02.2022 принята к публикации 07.02.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 28.12.2021 approved after reviewing 03.02.2022 accepted for publication 07.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.