DOI: 10.48137/2074-2975_2021_7_70 УДК 327.(560)
«Армия Турана» - проект Турции по военной интеграции тюркского мира
Угрозы и перспективы
Руслан ШАНГАРАЕВ
Реджеп Тайип Эрдоган, пантюркизм и «Армия Турана»
Президент Турции Реджеп Эрдоган в своих выступлениях нередко заявляет об идее пантюркизма и создании так называемой «Армии Турана» [ 1, 2]. Эти заявления в связи с обострением ситуации в Нагорном Карабахе всё чаще в экспертной среде воспринимаются как намере-
ния турецкой стороны воссоздать Османскую империю 2.0.
Вполне справедливо и то, что такие громкие заявление могут быть направлены не только на внешнеполитическую аудиторию, но и прежде всего на внутреннюю, т. е. это внутриполитический фактор [ 3, 4].
ШАНГАРАЕВ Руслан Насимович - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД России. E-maü: [email protected]
Ключевые слова: Россия, Турция, Средняя Азия, Кавказ, «Армия Турана», постсоветское пространство.
1 Türk Konseyi'nden Türk Birligi'ne // URL: https://www.aa.com.tr/tr/analiz/turk-konseyi-nden-turk-birligi-ne/2205857
2 Cumhurba§kam Recep Tayyip Erdogan'dan gagri: Vakti geldi // https://www.sozcu.com. tr/2021/gundem/cumhurbaskani-recep-tayyip-erdogan-vakti-geldi-6345745/
3 Гаджиев А. Г. Отношения между Турцией и ЕС накануне и после досрочных парламентских и президентских выборов в Турции // Нестабильность геостратегического пространства на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке: актуальные проблемы. 2019. № 1.
4 Гаджиев А. Г. Отношения между Турцией и ЕС после смены руководства европейского союза 1 декабря 2019 г // Восточная аналитика. 2020. № 4.
Возможно, что таким образом турецкий лидер пытается отвлечь внимание своих граждан от внутренних проблем, таких как: затяжной экономический кризис, галопирующая инфляция, падение курса турецкой лиры, переключая внимание на амбициозные проекты во внутренней и внешней политике Анкары. Однако некоторые действия и внешнеполитические решения, какими бы ни были причины, которые осуществляет турецкая сторона, в долгосрочной перспективе могут таить в себе угрозы для стратегических интересов Российской Федерации.
Речь идёт прежде всего о перспективе создания «Армии Турана» -военного блока, объединяющего тюркоязычные страны. Это проект создания единой армии тюркских государств, в основе которого лежит идея политической консолида-
ции государств с тюркоязычным населением на базе этнической и культурной общности. Потенциальные кандидаты в членство -постсоветские страны: Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Туркмения. Прежде всего речь идёт об их военной интеграции [5, 6]. Важно понимать, что Казахстан и Киргизия - члены ОДКБ, в которую помимо России входит Армения, находящаяся в состоянии замороженного конфликта с Азербайджаном [7]. Участие Казахстана и Киргизии (!) одновременно ещё в одном военно-политическом блоке во главе с Турцией несомненно создаст дополнительные точки напряжённости на постсоветском пространстве.
Более того, возникает логичный вопрос: с кем Анкара собирается воевать? С Россией и её ближайшими союзниками по ЕАЭС и ОДКБ? [ 8]
Генезис центральноазиатского вектора внешней политики Турции
Центральная Азия не играла важной роли во внешней политике Турции до начала 90-х годов и обрела её только после заявления турецкой стороны о родстве с центрально-азиатскими общинами. В годы холодной войны Центральная Азия рассматривалась турецкими политическими деятелями только в кон-
тексте политики СССР, проводимой в отношении проживающих там народов, связи с которыми у Анкары были минимальными.
Стоит отметить, что концептуальные основы внешнеполитических действий Турецкой Республики в Центрально-Азиатском регионе были заложены в период правления
5 Косое Г. В., Шангараев Р.Н. Пересечение стратегических интересов России и Турции на постсоветском пространстве // Современная наука и инновации. 2020. № 3.
6 Надеин-Раевский В. Политика Турции на Ближнем Востоке // Пути к миру и безопасности. 2020. № 1.
7 Надеин-Раевский В. А. Турция: непростой союзник // Год планеты. Ежегодник. 2019.
8 Шойгу оценил идею создания Армии Турана // URL: https://lenta.ru/news/2021/03/17/ turk_army/
президента Тургута Озала (19891993 гг.), что было связано с серьёзными изменениями на международной арене. Турция должна была выстроить новую линию поведения сразу по двум направлениям своей внешней политики:
- во-первых, необходимо было сохранить и по возможности нарастить сотрудничество с её ближайшим союзником - США, которые стали во главе новой однополярной системы международных отношений;
- во-вторых, образование новых государств вследствие распада СССР предоставляло Турции возможность укрепления позиций на международной арене. Поэтому, используя общность исторических и культурных корней, Турецкая Республика намеревалась распространить своё влияние на новообразованные цент-ральноазиатские республики, перед которыми, в свою очередь, встала задача определения национальных интересов и политических предпочтений. Немаловажным было и стремление Турции взять на себя. с одной стороны, роль проводника США и Европейского союза в регионе, а с другой - роль защитника молодых республик перед Западом.
Дипломатический визит президента Озала в СССР в 1991 г. включал посещение не только России, но и Азербайджана, Казахстана и других союзных республик. Эти визиты показали растущий интерес Турции этим территориям советского Юга. 8 декабря 1991 г. было создано Со-
дружество Независимых Государств, и Турция стала первой страной, которая признала новые независимые тюркские республики [ 9].
Интересно отметить, что, несмотря на состоявшийся визит в СССР, в программе 49-го правительства Турции (21 ноября 1991 г.- 25 июня 1993 г.) не содержалось отдельных положений о развитии отношений с республиками вне контекста отношений с СССР.
В частности, в данном документе имелись следующие установки: «Наше правительство придаёт большое значение дружественным отношениям и сотрудничеству с Советским Союзом, который находится в процессе исторической реструктуризации. Мы искренне хотим завершить этот процесс в условиях демократии и мира. В развитии отношений с республиками этот подход будет основываться на базовом подходе. Тот же подход будет доминировать в наших отношениях с республиками на Кавказе и в республиках, с которыми у нас есть общие язык и культура» [ 10].
Эти положения можно охарактеризовать как осуществление осторожных шагов по направлению формирования отдельного вектора внешней политики Турции в Центральной Азии.
Первое же упоминание о Центральной Азии как о самостоятельном субъекте можно увидеть в программе 50-го правительства Чил-лера (25 июня 1993 г.- 5 октября 1995 г.) [7].
Этот документ представляет собой конвенциональный ответ турецкой внешней политики на фунда-
9 Шангараев Р. Н. Формирование концептуального подхода турецкой внешней политики в Центральной Азии // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 2.
10 VII. Demirel Hükümeti Programi (21.11.1991-25.06.1993) // URL: https://www.turkcebilgi. com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
ментальные перемены, происходившие в международных отношениях того периода. Здесь впервые появляется обозначение такого региона, как Евразия, а именно: укрепление мира и сотрудничества в треугольнике Европа - Евразия - Ближний Восток объявляется одной из основных целей Турецкой Республики. Кроме того, подчёркивая «важность политического и экономического сотрудничества и солидарности» с Россией, достигшими независимости соседними странами и другими государствами, новое правительство говорит о стремлении развивать более близкое сотрудничество во всех областях с постсоветскими странами.
«В этом контексте мы будем уделять особое внимание укреплению наших связей с Азербайджаном и республиками Центральной Азии, которые имеют общие языковые, религиозные и культурные связи»,- говорится в программе правительства.
В последующих правительственных установках постоянно подчёркивается необходимость укрепления экономических и культурных связей с центральноазиатскими республиками, а также определяется место Турции как ключевого государства в процессе «евразизма» [ 11].
Итак, Турция была первой страной, признавшей независимость новых государств Средней Азии. В те
годы турецкие политики восторженно обсуждали возможности для «восстановления тюркского единства», а в СМИ появлялись новые термины: «узбекские турки», «киргизские турки», «татарские турки» или просто - «внешние турки» [9, 12].
Для таких «внешних турок» активно создавались образовательные программы, где молодым выходцам из Средней Азии и Азербайджана рассказывали о преимуществах турецкого пути развития. Турки также предоставляли стипендии для тюркоязычных студентов как на территории самой Турции, так и в местных филиалах её образовательных учреждений. Кроме того, во всех тюркоязычных республиках на постсоветском пространстве с тех пор активно действуют турецкие спутниковые каналы [13, 14].
В начале 90-х годов экс-премьер-министр Турции Сулейман Деми-рель говорил, что у его страны появилась уникальная перспектива «определять политическое будущее мусульманских республик СНГ». Для реализации этой цели значительную роль играло Агентство тюркского сотрудничества и развития (ТТКА), созданное при турецком МИД, цель которого - развитие отношений с тюркоязычными постсоветскими странами [13].
Примечательно, что в программе первого правительства Партии справедливости и развития, находя-
11 IV. Ecevit Hukumeti Programi (11.01.1999-28.05.1999) // URL: https://www.turkcebilgi. com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
12 Gadzhiev A. G. Geopolitical, Trade and Economic Interests of Turkey and Iran in the Southern Caucasus // Turkish-Russian academics. A historical study on the Caucasus. Ankara. 2016.
13 Шангараев Р. Н. Идеологические аспекты внешней политики Турции // Обозреватель-Observer. 2017. № 11.
14 Shlykov P. The secularization and desecularization nexus in the turkish context: what is behind? // Politics and Religion Journal. 2019. Vol. 13. № 2.
щейся у власти в Турции с ноября 2002 г. по настоящее время, Центральная Азия упоминается только как зона общих интересов Турции и России.
«Будут поддерживаться добрососедские, основанные на сотрудничестве, не причиняющие ущерб взаимным интересам в культурно близких нам странах Центральной Азии и Кавказа отношения с РФ»,- подчёркивается в документе [ 15].
Между тем этот регион упоминается как адресат «политики помощи» [ 16] наряду с Балканами, Ближним Востоком, Африкой. В последующих же программах развитие сотрудничества со странами региона характеризуется как одно из основных стратегических целей [ 17].
Концептуально оформленное расширение сотрудничества с новыми независимыми государствами региона Центральной Азии было залогом повышения значимости Турции для западных партнёров, находящихся слишком далеко от региона, чтобы напрямую участвовать
в процессах, развернувшихся на постсоветском пространстве. Неслучайно США выступили главным спонсором продвижения так называемой турецкой модели в регионе. Светская модель в мусульманском обществе, которая характеризуется демократическими традициями и приверженностью правилам свободного рынка, по мнению Запада, помогла бы укрепить западные ценности и, что наиболее важно, была бы идеальным антиподом потенциального распространения иранской модели и возвращения русской гегемонии. С этой точки зрения проецирование влияния Анкары на Центральную Азию помогло решить основную проблему, с которой столкнулись лица, принимающие решения в Турции в условиях господства постбиполярной системы, т. е. необходимость подтвердить позицию страны для евро-атлантических партнёров и в то же время продвинуть собственные национальные интересы в быстро меняющейся региональной среде.
Тюркский совет: от диалога культур до политической
интеграции
Первым шагом в направлении интеграции тюркских республик было создание 3 октября 2009 г. в Нахичевани (азербайджанском городе на границе с Турцией) Совета сотрудничества тюркоязычных го-
сударств, в который вошли Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан.
Данному объединению предшествовали другие тюркские организации, деятельность которых находи-
15 GШ НйкйтеИ Ргс^ат1 (18.11.2002-14.03.2003) // URL: https://www.turkcebilgi.com/ та^етте1^°/оС30/оВСк0/оС3%ВСтеа
16 II. Е^о|ап Нйкйтеи Рге^аш (29.08.2007-06.07.2011) // URL: https://www.turkcebilgi. сот/та^етте1_И/оС3о/оВСко/оС3о/оВСтеа
17 III. ЕМо|ап Нйкйтеи Ргс^гат1 (06.07.2011-29.08.2014) // URL: https://www.turkcebilgi. com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
лась по большей части вне политики и геополитики, а, скорее, в культуре и филологии.
Так, с 1992 г. проводился саммит государств тюркских языков, в том же 1992 г. в Алматы была образована Объединённая администрация тюркских искусств и языков, а в 1998 г. в Баку начала действовать Парламентская ассамблея тюркоязычных стран.
Последние две организации и вошли в состав Тюркского совета [ 18].
Основная координация действия объединения происходит на саммитах Тюркского совета, на которых присутствуют главы государств-участников.
22 августа 2012 г. четыре крупнейших тюркоязычных государства, объединившихся в рамках рассматриваемой организации (Турция, Казахстан, Киргизия и Азербайджан), приняли единый флаг, а в конце 2014 г. стараниями азербайджанской диаспоры первое региональное диа-спорское представительство Тюркского совета открылось в Киеве [18].
Нахичеванские соглашения, которые легли в основу совета, закрепляют множество целей и задач, в частности, связанные с политической и экономической сферами:
- поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в рамках международных организаций и на международных форумах;
- координация действий в борьбе с международным терроризмом и сепаратизмом, экстремизмом, торговлей людьми, наркобизнесом, а также содействие международной политике по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- поощрение эффективного регионального и двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, военно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
- создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, дальнейшее упрощение таможенных и транзитных процедур в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий и упрощения финансовых и банковских операций [18].
Таким образом, Тюркский совет можно считать достаточно полноценным интеграционным проектом, который не только координирует действия стран-участниц на международной арене, но и ставит цель -упрощение таможенных и транзитных процедур, а также объединение усилий силовых органов в борьбе с международным терроризмом, что выглядит довольно интересно в связи с участием Астаны и Бишкека в Таможенном союзе со странами ЕАЭС.
В октябре 2019 г. Эрдоган после очередного заседания совета сказал: «До сегодняшнего дня мы говорили "Одна нация - два государства"... а теперь мы стали одной нацией, пятью государствами. Дай Бог, Туркменистан тоже примкнёт к нам, и таким образом мы станем одной нацией, шестью государствами, усилим совместное сотрудничество в регионе» [ 19].
Анкара давно осознала необходимость быть влиятельным игро-
18 Озимко К. Геополитические амбиции Турции в Средней Азии // URL: https://www. sonar2050.org/pubUcations/geopoUticheskie-ambiai-turcii-v-sredney-azii/
19 Армейская дружба: как Турция ищет союзников в Средней Азии // URL: https://www. gazeta.ru/politics/2020/10/28_a_13337641.shtml
ком в стратегическом регионе с более чем 200-миллионным молодым населением, совокупным ВВП, достигающим 2 трлн долл., и лидерами, стремящимися стряхнуть с себя старую советскую кожу, создать независимую национальную идентичность и проводить либеральную экономическую политику. Турецкая сторона стремится расширить своё дипломатическое, политическое и экономическое присутствие на
данной территории, используя в своих интересах общие этнические корни, историю и культурные связи. Наконец, данный регион имеет большое значение для Турции, что связано с её энергетической безопасностью, не говоря уже об огромном количестве общих политических проблем и вызовов в области безопасности, подталкивающих обе стороны к тесному сотрудничеству [20].
На пути к «Армии Турана»: укрепление военной интеграции тюркского мира
Для ситуационного анализа значимым фактом является то, что в 2018 г. было подписано соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве между Турцией и Казахстаном*, в рамках которого 200 офицеров армии Казахстана прошли обучение в военных вузах Турции [21], и, соответственно, такое же обучение прошли турецкие офицеры в Нур-Султане [22].
Привлекают внимание военные специальности, по которым шло обучение: разведка, спецназ, пропаганда, высшее командование Генерального штаба.
Цель обучения - глубокое изучение постсоветских военных уставов и моделей поведения, а также практическая работа в русскоязычной среде [23].
Более того, в последние несколько лет Анкара продолжает наращивать своё присутствие в Средней Азии через активизацию политико-дипломатического диалога и достижение стратегически важных договорённостей.
Министр обороны Турции Хусули Акар (2020 г.) совершил небольшое турне по странам Средней Азии.
Один из итогов этой поездки - подписание в Ташкенте соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве Узбекистана и Турции.
В этот же день турецкий министр обороны, по информации источников агентства Апаёо1и, встречался с секретарём Совета национальной безопасности Узбекистана Виктором Махмудо-
20 Мирфат Ауф. Мягкая сила Турции: как Анкара бросила вызов Кремлю в Центральной Азии? // Al Jazeera // URL: https://www.aljazeera.net/midan/reality/politics/2021/3/16/
21 200 военнослужащих Казахстана прошли обучение в Турции // URL: https: //total.kz/ru/ news/vneshnyaya_politika/200_voennosluzhashchih_kazahstana_proshli_obuchenie_v_turtsii_ date_2019_12_05_11_14_13
22 Университет РК // URL: https://nuo.kz/
23 Армия Великого Турана против ОДКБ // URL: https://topwar.ru/181423-armija-velikogo-turana-protiv-odkb.html
* Похожее соглашение подписано в самый разгар карабахского кризиса (26-27 октября 2020 г.) между Анкарой и Ташкентом.
вым, а также президентом среднеазиатской республики Шавкатом Мирзиёевым.
На всех этих встречах стороны обсуждали состояние своего военного сотрудничества, а также уделяли особое внимание вопросам совместной подготовки военных кадров и налаживанию контактов между вузами.
За день до этого Хусули Акар ещё совершил визит и в Казахстан.
Здесь у турецкого министра обороны была та же цель, что и в Узбекистане: укрепить двустороннее сотрудничество в военной сфере и в области оборонной промышленности.
По итогам переговоров с министром обороны Казахстана Нурланом Ермекбаевым турецкий министр отметил, что диалог сторон прошёл «достаточно легко, поскольку между главами государств на уровне президентов имеются очень тесный диалог и сотрудничество» [19].
Президенты Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в онлайн-режиме (31 марта 2021 г.) приняли участие в неформальном саммите Тюркского совета. Кроме них на заседании присутствовали президент не входящей в организацию Туркмении, премьер-министр Венгрии, имеющей статус страны-наблюдателя, Виктор Орбан, и экс-глава Казахстана Нурсултан Назарбаев.
На саммите прозвучал ряд довольно громких политических заявлений.
Как отмечается, все лидеры приветствовали «освобождение азербайджанских территорий от военной оккупации».
Участники встречи одобрили переформатирование Тюркского совета в Союз тюркских государств. В предыдущие годы с таким предложением выступал Назарбаев. Окончательное название планировалось утвердить к восьмому саммиту в конце 2021 г. в Турции.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своём выступлении призвал начать модернизацию тюркской цивилизации.
Лидер Узбекистана Ш. Мирзиёев и вовсе объявил о новом этапе в истории объединения. Тюркские страны, по его словам, готовы вместе проходить любые испытания и угрозы [ 24].
Страны Тюркского совета помимо договоренностей о военном обмене на переговорах также добились прогресса и в экономическом сотрудничестве. На повестке дня - создание Тюркского инвестиционно-интеграционного фонда. Кроме того, страны разрабатывают документ «Видение тюркского мира - 2040».
Токаев предложил создать в Туркестане совместную специальную экономическую зону тюркских стран. Это должно помочь увеличению внутреннего товарооборота, который снизился в 2020 г. из-за пандемии.
Лидеры также обсудили взаимную помощь в борьбе с коронави-русом.
Президент Узбекистана отметил важность обеспечения доступа через Центральную Азию к основным мировым рынкам, включая Китай, Индию, Пакистан и другие азиатские страны, а также из Азербайджана и Турции - в европейские страны.
Отдельное внимание было уделено культурным проектам.
Так, Токаев поставил цель создать общее культурно-просветительское пространство. По его мнению, эту инициативу можно реализовать через создание образовательного фонда «Великие тюрки».
Назарбаев же отметил, что молодым казахам вскоре будет проще приобщаться к общетюркскому наследию. По его мнению, это произойдёт на
24 «Великие тюрки»: как Турция объединяет Среднюю Азию // URL: https://www.gazeta.ru/ politics/2021/04/01_a_13543670.shtml
основании решения казахстанских властей перевести язык с кириллицы на латиницу [24].
Несмотря на то что главной целью Тюркского совета являлось развитие всестороннего сотрудничества, долгое время страны мало касались политики и тем более военного сотрудничества. Между тем после того, как в 2019 г. президент Турции Р. Эрдоган напрямую озвучил желание видеть «одну нацию в шести государствах» (включая Туркмению), эта инициатива получила отклик и проявилась в активизации политико-дипломатических контактов. Прошедший сам-
мит Тюркского совета подтвердил, что его участники настроены на более тесную интеграцию.
Поэтому неслучайно турецкое издание Титкще Gazetesi опубликовало (27 октября 2020 г.) знаковый материал под заголовком «Путь - Туран-ская армия». В статье приводятся мнения турецких военных экспертов и утверждается: успешное наступление Азербайджана в Нагорном Карабахе с применением турецкой военной техники приблизило воплощение давней мечты Анкары -создание «Армии Турана», военного блока, объединяющего тюркоязыч-ные страны [12, 14].
Перспективы реализации турецкого проекта «Армия Турана»
Вопрос создания единой «Армии
Турана» имеет ряд своих сторонников и противников среди политиков, экспертов, и не для всех постсоветских государств решается однозначно.
Например, противником проекта, в частности, является экс-президент Казахстана Назарбаев, поскольку Казахстан и Киргизия -члены Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКВ) и считаются союзниками России [25]. В свою очередь, о Карабахе в контексте пантюркистской идеи чаще всего говорит один из видных политиков Анкары, союзник турецкого президента, лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Вахчели. С само-
го первого дня конфликта в Нагорном Карабахе он требовал вовлечения в него тюркских государств Средней Азии [23].
Турецкий профессор Джамалет-тин Ташкыран считает, что в турецкой истории практически нет периода, когда центральноазиатские республики и Османское государство, а позже и Турецкая Республика были бы настолько близки, как сейчас. Однако отвечая на вопрос о том, приведёт ли это к созданию «пан-тюркистской армии», профессор заявил, что надеется на это, но пока ещё слишком рано озвучивать подробности.
По его словам, «разговоры об этом сейчас могут разбудить противников этой идеи. То, что се-
25 Осуществлена попытка практической реализации пантюркистского проекта // URL: https://yerkramas.org/article/181492/osushhestvlena-popytka-prakticheskoj-realizacii-pantyurkistskogo-proekta
годня кажется невозможным, может реализоваться в короткие сроки, в среднесрочной или долгосрочной перспективе, после того как возникнет сильная воля к этому» [ 26].
Относительно критично по отношению к проекту относятся российские политологи.
По мнению научного сотрудника Института востоковедения РАН Амура Гаджиева, прямой политической угрозы интересам России Турция пока не представляет: «Предложение сделать из Тюркского совета полноценную организации, действительно, серьезная заявка. Но пока там нет Туркменистана, эта идея хромает». При этом стоит признать, что экономическая конкуренция между Россией и Турцией «практически неизбежна» [24].
Директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев тоже скептически относится к идее формирования «Армии Турана», потому что «военно-стратегическое сотрудничество - это всегда высшая степень интеграции, которая венчает политическую интеграцию. Политической базы, которая необходима для создания "Туранской армии", просто нет. Даже в 90-е годы эта основа была более прочной, чем сейчас. поэтому Турции предстоит провести ещё очень большую подготовительную работу, прежде чем можно будет говорить об этом военно-техническом сотрудничестве. Пока же это просто попытка выдать желаемое за действительное» [24].
Можно также провести аналогию с ЕС, большинство членов которого являются одновременно членами НАТО. Укреплению такого положения дел предшествовали годы и даже десятилетия многосторонней политической и экономической интеграции. Однако в случае потенциального альянса Турции и стран Средней Азии ничего подобного не наблюдается.
Подобную точку зрения разделяет старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский, который, отмечает, что «Анкара действительно проводит активную политику продвижения идеи пантюркизма».
Говорить о безоговорочной поддержке тюркоязычными странами и народами внешнеполитических амбиций Анкары на современном этапе не приходится.
Как отмечает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Казанцев, хотя идеи пантюркизма и популярны в странах Средней Азии, их воспринимают только как один из возможных векторов развития. Все страны Центральной Азии, а в особенности Казахстан, проводят так называемую многовекторную внешнюю политику, которая заключается в том, что Нур-Султан (Астана) старается развивать сотрудничество с Россией, Китаем, США, Евросоюзом и Турцией. Причём турецкое направление - это где-то пятый вектор казахстанской внешней политики, поэтому предполагать, что он доминирующий - сильное преувеличение. Конечно, это то, чего Турция хотела бы, и то, чего она добивается начиная с 90-х годов.
Это мнение разделяет и старший научный сотрудник ИМЭМО РАН В. Надеин-Раевский, который отмечает, что в Центральной Азии пантюркизм скорее маргинальная идея, которую большинство населения не поддерживает. Причём реализации идеи препятствуют многочисленные нетюркские меньшинства, проживающие в странах региона [7].
Действительно, развитие сотрудничества среднеазиатских государств с Турцией объясняется их стремлением получить максимальную выгоду от всех внешних партнё-
26 «Армия Турана» - только ширма для большой игры в Закавказье - мнение // URL: https:// eadaily.com/ru/news/2020/11/11/armiya-turana-tolko-shirma-dlya-bolshoy-igry-v-zakavkaze-mnenie
ров, они считают прагматичным не отказываться от любых форм партнёрства, которые предлагает Турция. В частности, Нур-Султану не выгодно отказываться от других векторов сотрудничества с Россией, Китаем, Евросоюзом и США, и логично предположить, что, скорее всего, они будут приоритетнее турецкого направления [7].
Этот подход прослеживается и в заявлениях представителей казахстанской элиты.
Оппозиционный политик и экс-кандидат в президенты Казахстана Амиржан Косанов призывает не рассматривать казахстанско-турецкое сотрудничество с помощью логики «кто не с нами, тот против нас» и считает, что «Казахстан и Россия, как соседи и стратегические партнёры, обречены жить вместе. И этим всё сказано. Тем более у нас есть взаимные союзнические обязательства в рамках ЕАЭС и ОДКБ. В то же время никто не отменял тюркское братство и сотрудничество, равно как, например, то же славянское братство. У казахов много родственников в мире, Турция - одна из них» [24].
Однако если углубиться в исследование вопроса, то ответ, насколько реальна возможность создания нового военного блока в «мягком подбрюшье» Российской Федерации на современном этапе, не будет простым [ 27]. Турция - член НАТО, а это накладывает на неё вполне определённые обязательства. Казахстан и Киргизия состоят в военно-политическом блоке ОДКВ. Азербайджан участвует в Движении неприсоединения и формально не может на этом основании вступать в военные блоки.
Между тем, стремясь обойти имеющиеся международно-правовые нормы и обязательства, Эрдоган умело маневрирует.
В частности, известна его попытка придать военный статус проекту «Ассоциации правоохранительных органов» тюркоязычных стран.
Соглашение о создании данного военного объединения было достигнуто на учредительной конференции Ассоциации правоохранительных органов военного статуса Евразии 23 января 2013 г.
В этом формате планируется координация четырёх стран: Азербайджана, Турции, Киргизии и Монголии. В качестве названия избрана аббревиатура ТАКМ по первым буквам стран-участниц.
Стоит отметить, что это в первую очередь институциональный орган по сотрудничеству между жандармерией Турции и внутренними войсками других стран, а также по обмену и координации опыта, что позволяет четырём странам реализо-вывать совместные учения при участии военных подразделений, готовить кадры, обмениваться опытом и проводить периодические консультации.
Основной целью функционирования ассоциация является борьба с общими для всех проблемами: терроризмом, торговлей людьми и наркотиками.
Однако можно с уверенностью констатировать, что геополитические планы Эрдогана гораздо шире интересов собственного государства и проект создания ассоциации, возможно, учитывал членства в НАТО и вряд ли шёл вразрез с его концепцией, потому что для Анкары стратегически важно участие в военном альянсе.
Кроме того, обращает на себя внимание активное военно-политическое сотрудничество Азербайджана с Турцией: для Баку открывается
27 Рго Ле Беуегш Kavkaz Мкку Podbiek Итка // иКЬ: https://www.literarky.cz/michael-brtmcky/16648-pro-je-severm-kavkaz-mkky-podbiek-mska
перспектива привлечь совместные формирования для участия в антитеррористической деятельности на территории Нагорного Карабаха. После недавних столкновений на армяно-азербайджанской границе в прессе обеих стран стали активно обсуждать возможность открытия турецких военных баз в Нахичевани и на Апшеронском полуострове. Все предпосылки для этого имеются.
В частности, на территории Нахичевани уже не раз проводились маневры с участием турецких военнослужащих. Уже длительное время там находятся турецкие военные советники, которые оказывают помощь расположенному здесь корпусу вооружённых сил Азербайджана и его пограничным войскам на границе с Арменией.
Интеграция вооружённых сил Турции и Азербайджана на современном этапе вполне возможна.
Использовав обострение в Нагорном Карабахе, Анкара попыталась
одновременно реализовать две задачи: во-первых, продемонстрировать союзникам России, что Кремль не спешит или не способен вступиться за Ереван, а во-вторых, добиться успеха в том, чтобы поддержать своих союзников, убедить их в необходимости вместе с Турцией идти к победе.
Нельзя исключать, что после завершения карабахского кризиса Ереван задумается о целесообразности участия в ОДКБ. Этот возможный шаг, по мнению Запада, может активизировать принцип домино и среди других участников военного блока с Россией, что в перспективе может дать повод пересмотреть своё участие в ней Киргизии, где недавно был очередной государственный переворот, и Казахстану, который политически и экономически постепенно всё больше отдаляется от России.
Таким образом, справедливо отметить, что сегодня в мире существуют два крупнейших военных блока - НАТО и ОДКБ, но создаётся впечатление, что Р. Эрдоган прилагает усилия для формирования третьего - «Армии Ту-рана», причём за счёт ослабления ОДКБ.
Однако из-за экономических кризисов, отсутствия достаточных средств для реализации своей политики, зависимости турецкой экономики от внешнеполитических решений России и российского газа, а также позиции Запада Турции постоянно приходится менять риторику и корректировать свои цели, по крайне мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Анкара столкнулась с суровой и в значительной степени неожиданной реальностью, которая сложилась, с одной стороны, в результате отказа от роли «старшего брата» для новых независимых государств Центральной Азии, с которыми она стремится взаимодействовать, а с другой - с очевидной невозможностью равноценно соперничать в регионе с Россией как в экономическом, так и в стратегическом плане.
В современной политической ситуации в среднесрочной перспективе вряд ли можно предположить появление недружественных армий при поддержке Анкары уже непосредственно на границе России, однако стоит признать, что для Анкары и её партнеров по НАТО сегодня именно Россия яв-
ляется главным препятствием реализации стратегических планов на Кавказе и в Средней Азии.
Турецкая сторона пока придерживается «стратегии непрямых действий»: создаётся плацдарм для закрепления турецкой армии на Кавказе (Азербайджан), также происходит усиление стратегических позиций в Центральной Азии. Этим укрепляется влияние Анкары в регионе, что может быть объяснено желанием ослабить роль Москвы в евразийской интеграции и занять зону её прямых стратегических интересов.
Хотя Россию и Турцию связывают общие интересы и стратегическое партнёрство, они являются геополитическими соперниками в силу исторического и географического факторов. В стратегическом плане важно, что Турция является членом Организации Североатлантического договора и имеет гораздо больше общих интересов в области политики и безопасности с Соединёнными Штатами и другими странами Запада, чем с Россией, хотя её отношения с ними складывались не лучшим образом в последние годы.
В свете этих фактов для России естественно рассматривать турецкое присутствие в регионе как угрозу своему долгосрочному влиянию.
Библиография • References
«Армия Турана» - только ширма для большой игры в Закавказье - мнение // URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/11/11/armiya-turana-tolko-shirma-dlya-bolshoy-igry-v-zakavkaze-mnenie [«Armiya Turana» - tol'ko shirma dlya bol'shoj igry v Zakavkaz'e - mnenie // URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/11/11/armiya-turana-tolko-shirma-dlya-bolshoy-igry-v-zakavkaze-mnenie] «Великие тюрки»: как Турция объединяет Среднюю Азию // URL: https://www.
gazeta.ru/politics/2021/04/01_a_13543670.shtml [«Velikie tyurki»: kak Turciya ob»edinyaet Srednyuyu Aziyu // URL: https://www.
gazeta.ru/politics/2021/04/01_a_13543670.shtml] 200 военнослужащих Казахстана прошли обучение в Турции // URL: https:// total.kz/ru/news/vneshnyaya_politika/200_voennosluzhashchih_kazahstana_ proshli_obuchenie_v_turtsii_date_2019_12_05_11_14_13 [200 voennosluzhashchih Kazahstana proshli obuchenie v Turcii // URL: https:// total.kz/ru/news/vneshnyaya_politika/200_voennosluzhashchih_kazahstana_ proshli_obuchenie_v_turtsii_date_2019_12_05_11_14_13] Армейская дружба: как Турция ищет союзников в Средней Азии // URL: https://
www.gazeta.ru/politics/2020/10/28_a_13337641.shtml [Armejskaya druzhba: kak Turciya ishchet soyuznikov v Srednej Azii // URL: https://
www.gazeta.ru/politics/2020/10/28_a_13337641.shtml] Армия Великого Турана против ОДКБ // URL: https://topwar.ru/181423-armija-
velikogo-turana-protiv-odkb.html [Armiya Velikogo Turana protiv ODKB // URL: https://topwar.ru/181423-armija-
velikogo-turana-protiv-odkb.html] Гаджиев А. Г. Отношения между Турцией и ЕС накануне и после досрочных парламентских и президентских выборов в Турции // Нестабильность геостратегического пространства на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке: актуальные проблемы. 2019. № 1. С. 49-54.
[Gadzhiev A. G. Otnosheniya mezhdu Turciej i ES nakanune i posle dosrochnyh parlamentskih i prezidentskih vyborov v Turcii // Nestabil'nost' geostrategicheskogo prostranstva na Blizhnem, Srednem i Dal'nem Vostoke: aktual'nye problemy. 2019. № 1. S. 49-54]
Гаджиев А. Г. Отношения между Турцией и ЕС после смены руководства европейского союза 1 декабря 2019 г // Восточная аналитика. 2020. № 4. С. 24-46. [Gadzhiev A. G. Otnosheniya mezhdu Turciej i ES posle smeny rukovodstva evropejskogo soyuza 1 dekabrya 2019 g // Vostochnaya analitika. 2020. № 4. S. 24-46]
Косов Г. В., Шангараев Р. Н. Пересечение стратегических интересов России и Турции на постсоветском пространстве // Современная наука и инновации. 2020. № 3. С. 148-155. [Kosov G. V., SHangaraev R. N. Peresechenie strategicheskih interesov Rossii i Turcii na postsovetskom prostranstve // Sovremennaya nauka i innovacii. 2020. № 3. S. 148-155]
Мирфат Ауф. Мягкая сила Турции: как Анкара бросила вызов Кремлю в Центральной Азии? // Al Jazeera // URL: https://www.aljazeera.net/midan/ reality/politics/2021/3/16/ [Mirfat Auf. Myagkaya sila Turcii: kak Ankara brosila vyzov Kremlyu v Central'noj Azii? // Al Jazeera // URL: https://www.aljazeera.net/midan/reality/ politics/2021/3/16/] Надеин-Раевский В. А. Турция: непростой союзник // Год планеты. Ежегодник.
2019. С. 274-286.
[Nadein-Raevskij V.A. Turciya: neprostoj soyuznik // God planety. Ezhegodnik. 2019. S. 274-286]
Надеин-Раевский В. Политика Турции на Ближнем Востоке // Пути к миру и безопасности. 2020. № 1. С. 139-156. [Nadein-Raevskij V. Politika Turcii na Blizhnem Vostoke // Puti k miru i bezopasnosti.
2020. № 1. S. 139-156]
Озимко К. Геополитические амбиции Турции в Средней Азии // URL: https:// www.sonar2050.org/publications/geopoliticheskie-ambicii-turcii-v-sredney-azii/ [Ozimko K. Geopoliticheskie ambicii Turcii v Srednej Azii // URL: https://www.
sonar2050.org/publications/geopoliticheskie-ambicii-turcii-v-sredney-azii/] Осуществлена попытка практической реализации пантюркистского проекта // URL: https://yerkramas.org/article/181492/osushhestvlena-popytka-prakticheskoj-realizacii-pantyurkistskogo-proekta [Osushchestvlena popytka prakticheskoj realizacii pantyurkistskogo proekta // URL: https://yerkramas.org/article/181492/osushhestvlena-popytka-prakticheskoj-realizacii-pantyurkistskogo-proekta] Университет РК // URL: https://nuo.kz/ [Universitet RK // URL: https://nuo.kz/]
Шангараев Р. Н. Идеологические аспекты внешней политики Турции //
Обозреватель-Observer. 2017. № 11. С. 73-82. [SHangaraev R. N. Ideologicheskie aspekty vneshnej politiki Turcii // Obozrevatel'-
Observer. 2017. № 11. S. 73-82] Шангараев Р. Н. Формирование концептуального подхода турецкой внешней политики в Центральной Азии // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 2. С. 475-481.
[SHangaraev R. N. Formirovanie konceptual'nogo podhoda tureckoj vneshnej politiki v Central'noj Azii // Voprosy politologii. 2021. T. 11. № 2. S. 475-481]
Шойгу оценил идею создания Армии Турана // URL: https://lenta.ru/ news/2021/03/17/turk_army/
[SHojgu ocenil ideyu sozdaniya Armii Turana // URL: https://lenta.ru/ news/2021/03/17/turk_army/]
Cumhurba§kani Recep Tayyip Erdogan'dan gagri: Vakti geldi // https://www.sozcu. com.tr/2021/gundem/cumhurbaskani-recep-tayyip-erdogan-vakti-geldi-6345745/
Gadzhiev A. G. Geopolitical, Trade and Economic Interests of Turkey and Iran in the Southern Caucasus // Turkish-Russian academics. A historical study on the Caucasus. Ankara. 2016. Р. 97-110.
Gül Hükümeti Programi (18.11.2002-14.03.2003) // URL: https://www.turkcebilgi. com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
II. Erdogan Hükümeti Programi (29.08.2007-06.07.2011) // URL: https://www. turkcebilgi.com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
III. Erdogan Hükümeti Programi (06.07.2011-29.08.2014) // URL: https://www. turkcebilgi.com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
IV. Ecevit Hukumeti Programi (11.01.1999-28.05.1999) // URL: https://www. turkcebilgi.com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
Pro Je Severni Kavkaz Mkky Podbiek Ruska // URL: https://www.literarky.cz/ michael-brtnicky/16648-pro-je-severni-kavkaz-mkky-podbiek-ruska
Shlykov P. The secularization and desecularization nexus in the turkish context: what is behind? // Politics and Religion Journal. 2019. Vol. 13. № 2. Р. 199-235.
Türk Konseyi'nden Türk Birligi'ne // URL: https://www.aa.com.tr/tr/analiz/turk-konseyi-nden-turk-birligi-ne/2205857
VII. Demirel Hükümeti Programi (21.11.1991-25.06.1993) // URL: https://www. turkcebilgi.com/vii._demirel_h%C3%BCk%C3%BCmeti
Статья поступила в редакцию 14 июня 2021 г.