Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество России и Таджикистана по формированию и развитию объединенной системы противовоздушной обороны'

Военно-техническое сотрудничество России и Таджикистана по формированию и развитию объединенной системы противовоздушной обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборона / вооруженные силы / военное сотрудничество / положение / соглашение / договор / defense / armed forces / military cooperation / position / agreement / treaty

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Отабек Мурадович

Данная статья посвящена исследованию основных этапов российско-таджикского военно-технического сотрудничества по формированию и развитию объединенной системы противовоздушной обороны государств в регионе Центральной Азии. В статье приведены основные факторы и предпосылки, способствовавшие становлению и укреплению военно-политического и военно-технического взаимодействия России и Таджикистана. В работе проанализированы также правовые основы сотрудничества двух стран в указанных сферах, ставшие базой для создания объединенной системы противовоздушной обороны. В статье сделан вывод о том, что основы военного партнерства России и Таджикистана после распада СССР были заложены еще в рамках интеграционных процессов в рамках СНГ. Автором исследованы основные позитивные аспекты функционирования объединенной системы противовоздушной обороны для всех стран региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шарапов Отабек Мурадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-technical cooperation between Russia and Tajikistan on the formation and development of a united system of anti-air defense

This article is devoted to the study of the main stages of Russian-Tajik military-technical cooperation on the formation and development of a joint air defense system of states in the Central Asian region. The article presents the main factors and prerequisites that contributed to the formation and strengthening of military-political and military-technical interaction between Russia and Tajikistan. The work also analyzes the legal basis for cooperation between the two countries in these areas, which has become the basis for the creation of a unified air defense system. The article concludes that the foundations of the military partnership between Russia and Tajikistan after the collapse of the USSR were laid as part of the integration processes within the CIS. The author examined the main positive aspects of the functioning of the unified air defense system for all countries in the region.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество России и Таджикистана по формированию и развитию объединенной системы противовоздушной обороны»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA

Научная статья /Research article

Военно-техническое сотрудничество России и Таджикистана по формированию и развитию объединенной системы противовоздушной

обороны

О. М. Шарапов

Российско-Таджикскский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан

E-mail: omsharopov@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию основных этапов российско-таджикского военно-технического сотрудничества по формированию и развитию объединенной системы противовоздушной обороны государств в регионе Центральной Азии. В статье приведены основные факторы и предпосылки, способствовавшие становлению и укреплению военно-политического и военно-технического взаимодействия России и Таджикистана. В работе проанализированы также правовые основы сотрудничества двух стран в указанных сферах, ставшие базой для создания объединенной системы противовоздушной обороны. В статье сделан вывод о том, что основы военного партнерства России и Таджикистана после распада СССР были заложены еще в рамках интеграционных процессов в рамках СНГ. Автором исследованы основные позитивные аспекты функционирования объединенной системы противовоздушной обороны для всех стран региона.

Ключевые слова: оборона, вооруженные силы, военное сотрудничество, положение, соглашение, договор.

Для цитирования: Шарапов О. М. Военно-техническое сотрудничество России и Таджикистана по формированию и развитию объединенной системы противовоздушной обороны // Постсоветские исследования. 2024; 3(7):229-235.

Military-technical cooperation between Russia and Tajikistan on the formation and development of a united system of anti-air defense

Otabek M. Sharapov

Russian-Tajik Slavonic University, Dushanbe, Republic of Tajikistan E-mail: omsharopov@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the study of the main stages of Russian-Tajik militarytechnical cooperation on the formation and development of a joint air defense system of states in the Central Asian region. The article presents the main factors and prerequisites that contributed to the formation and strengthening of military-political and military-technical interaction between Russia and Tajikistan. The work also analyzes the legal basis for cooperation between the two countries in these areas, which has become the basis for the creation of a unified air defense system. The article concludes that the foundations of the military partnership between Russia and Tajikistan after the collapse of the USSR were laid as part of the integration processes within the CIS. The author examined the main positive aspects of the functioning of the unified air defense system for all countries in the region.

Keywords: defense, armed forces, military cooperation, position, agreement, treaty.

For citation: Otabek M. Sharapov. Military-technical cooperation between Russia and Tajikistan on the formation and development of a united system of anti-air defense // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 3(7):229-235. (In Russ.)

После распада СССР Российская Федерация приняла самое деятельное и реальное участие в формировании и развитии вооруженных сил Республики Таджикистан. Содействие российской стороны в становлении и укреплении силовых структур республики было обусловлено как чрезвычайно сложной и трудно прогнозируемой обстановкой, складывавшейся в регионе Центральной Азии, и в особенности в Таджикистане в тот период, так и союзническими обязательствами России в отношении ряда новых независимых государств, ее интересами в сфере обеспечения коллективной безопасности на всем постсоветском пространстве.

В этом плане, необходимо отметить, что пик российско-таджикского военно-технического взаимодействия приходится как раз на первые годы после развала СССР, когда в Таджикистане разразилась гражданская война. Основная нагрузка по поддержанию в тот период вооруженных сил Таджикистана и обеспечению успеха мирного процесса легла во многом именно на Россию. Так, в 1993 г. в соответствии с решением Совета глав государств-участников СНГ были созданы Коллективные миротворческие силы в Таджикистане, основу которых составила российская 201-я мотострелковая дивизия, находившаяся на территории республики. Таким образом, Россия стала своего рода государством-гарантом поддержания мира в Таджикистане и недопущения эскалации напряженности в регионе в целом, особенно учитывая постоянную нестабильность соседнего с регионом Афганистана. После расформирования миротворческих сил СНГ в 2000 г. между Россией и Таджикистаном было достигнуто соглашение о сохранении на территории республики российской военной группировки в составе 201-й мотострелковой дивизии и ряда частей обеспечения. Кроме того, учитывая то, что с распадом СССР Таджикистан фактически лишился возможности обеспечивать безопасность своего воздушного

пространства, Россия оказала помощь и в создании республиканской системы

противовоздушной обороны, выделив для этого около 1 млн. долл. Так, в 2000 г. первый таджикский дивизион

противовоздушной обороны уже приступил к боевому дежурству, а с 2001 г. расчеты таджикских вооруженных сил

противовоздушной обороны стали регулярно выезжать для проведения учебных стрельб на российский полигон «Ашулук» (Астраханская область).

Необходимо отметить, что еще с первых дней создания СНГ высшим военно-политическим руководством стран Содружества четко осознавалась необходимость объединения усилий в области защиты от вероятного воздушно-космического нападения и была поставлена задача создать эффективную договорно-правовую базу сотрудничества в сфере противовоздушной обороны. В этой связи, 6 июля 1992 г. в Москве было заключено первое Соглашение о системе противовоздушной обороны государств -участников СНГ. Однако по мере становления новых независимых государств и в силу изменения существовавших на то время военно-политических реалий вместо указанного Соглашения были разработаны и одобрены новые документы. Таким образом, функционирование объединенной системы противовоздушной обороны на

постсоветском пространстве стало базироваться на нижеследующих

основополагающих нормативных

документах, принятых высшими и уставными органами СНГ:

1. Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств от

10февраля1995г.и Положение об объединенной системе противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых

Государств (неотъемлемая часть указанного Соглашения и приведено в приложении к нему). Указанными документами

определены принципы построения и выполнения задач объединенной системы противовоздушной обороны. Государствами - участниками соглашения выступили

Армения, Беларусь, Россия и все центральноазиатские страны, в том числе и Таджикистан. Объединенная система противовоздушной обороны СНГ объединяет силы и средства ПВО указанных стран для совместного решения задач в интересах всех ее участников.

2. Концепция охраны воздушного пространства государств - участников СНГ (19 января 1996 г.), в которой отражены согласованные подходы стран по защите воздушных рубежей и группировок войск, важных объектов и населения от ударов средств воздушно-космического нападения.

3. Решение Совета глав правительств СНГ о нормативных документах по созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств от 12 апреля 1996 г. Кроме того, данным документом были утверждены:

- Положение о ежегодном финансовом планировании, финансировании создания, восстановления и совершенствования объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств;

- Положение о порядке размещения и исполнения заказов вооружения, военной техники и других материальных средств для создания и совершенствования объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств;

- Положение о предоставлении таможенных и других льгот и освобождении от нетарифных ограничений вооружения, военной техники и других материальных средств при создании и совершенствовании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.

4. Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств - участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна от 3 сентября 2011 г. Документ заложил правовую основу взаимодействия войск (сил) противовоздушной обороны

стран СНГ при предотвращении угрозы совершения террористических актов в воздушном пространстве.

5. Концепция военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств до 2025 года (утверждена Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 г.).

6. План взаимодействия войск (сил) объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств (от 23 декабря 2015 г.).

7. Концепция воздушно-космической обороны государств - участников Содружества Независимых Государств (от 15июня2016г.), которая определила необходимые меры для обеспечения безопасности стран СНГ в воздушно-космическом пространстве.

8. Основные направления адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств к решению задач воздушно-космической обороны (от 11 октября 2017 г.).

Помимо указанных документов, ежегодно Совет глав правительств Содружества Независимых Государств принимает Решение о выделении ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны на следующий календарный год и Решение об использовании ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны в предыдущем календарном году (этим документом утверждается соответствующий

финансовый отчет). Экономический совет СНГ также ежегодно своим Решением утверждает сметы расходов на создание и развитие систем противовоздушной обороны стран Содружества и на обеспечение совместных мероприятий объединенной системы противовоздушной обороны СНГ на следующий год. С учетом назначения и потенциала объединенной системы противовоздушной обороны СНГ главы государств - членов ОДКБ своим Решением от 23 июня 2005 г. определили дальнейшее развитие ПВО государств -

членов ОДКБ в формате объединенной системы противовоздушной обороны (ОС ПВО) СНГ, что представляется вполне логичным, так как, кроме Туркменистана и Узбекистана, все остальные государства -участники ОС ПВО СНГ являются одновременно и членами ОДКБ. Такой подход позволил совместить общие приоритеты государств - участников СНГ и региональные интересы стран, являющихся одновременно членами ОДКБ, в обеспечении безопасности воздушно-космического пространства и построении региональных систем коллективной безопасности. В то же время, необходимо отметить, что на период 2001-2004 гг. приходится и некоторый спад в сфере военного сотрудничества России с Таджикистаном на фоне активизации в ценральноазиатском регионе США и других западных стран.

Началом отсчета нового этапа российско - таджикского военного сотрудничества можно считать осень 2004 г., когда в ходе государственного визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Душанбе был достигнут прорыв в урегулировании возникших противоречий. Так, Россия взяла на себя обязательства по модернизации армии Таджикистана в 2012 г., после того, как было подписано Соглашение о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан, как минимум, до 2042 г. Сейчас российская военная база в Таджикистане - крупнейший военный объект России за рубежом, который структурно подчиняется Центральному военному округу. В 2019 г. на вооружение российской военной базы в Таджикистане поступили первые зенитные ракетные комплексы С-300ПС, основная задача которых, по мнению российских военных, стало прикрытие объектов военной базы от средств воздушно-космического нападения, а также противовоздушная оборона

центральноазиатского региона совместно с силами и средствами Вооружённых сил Таджикистана.

Одним из приоритетных направлений развития объединенной системы

противовоздушной обороны на

постсоветском пространстве является дальнейшая интеграция по региональному принципу, то есть создание единых (объединенных) региональных систем противовоздушной обороны в ВосточноЕвропейском, Кавказском и Центральноазиатском регионах коллективной безопасности. Создание единых региональных систем, с одной стороны, способствует дальнейшему развитию объединенной системы противовоздушной обороны на постсоветском пространстве, а с другой -предоставляет возможности для усиления противовоздушной обороны на конкретном военно-стратегическом направлении. На данный момент разработаны и подписаны соглашения о создании единых (объединенных) систем противовоздушной обороны между Россией и Беларусью (2009 г.), Россией и Казахстаном (2013 г.), Россией и Арменией (2015 г.), Россией и Таджикистаном (2021 г.), Россией и Кыргызстаном (2022 г.). В настоящее время ведется работа по практической реализации указанных соглашений.

Необходимо отметить, что

объединенная региональная система противовоздушной обороны России и Таджикистана создана в целях повышения эффективности решения задач

противовоздушной обороны в регионе и является составной частью Объединенной системы ПВО государств- членов СНГ. Координацию совместных действий войск Объединенной региональной системы противовоздушной обороны России и Таджикистана и войск, входящих в состав других региональных систем ПВО в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности, осуществляет

главнокомандующий Воздушно-

космическими силами Вооруженных сил России. Руководит личным составом командующий войсками Центрального военного округа, а управление совместными действиями войск в границах отдельного района коллективной безопасности

осуществляет командующий Военно-воздушными силами и противовоздушной обороны Вооруженных сил Таджикистана.

Для создания системы выделен отдельный район коллективной

безопасности в пределах территории и воздушного пространства Таджикистана. В мирное время система противовоздушной обороны призвана оповещать стороны о пролетах разведывательных космических средств и следить за соблюдением правил пересечения воздушными судами государственных границ двух стран и их полетами в приграничной 50-километровой полосе. Также в задачи системы входит «принуждение воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением порядка использования воздушного пространства сторон, а также используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами, к прекращению нарушений или пресечение таких полетов». 1 Как отметил Председатель Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания России А. Картаполов, «ратификация Соглашения в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, его реализация положительно скажется на обеспечении военной безопасности»2.

Объединенная система

противовоздушной обороны России и Таджикистана, по мнению российских военных экспертов, дает новые преимущества в военной разведке. Так, например, по мнению Дмитрия Литовкина, «воссоздается та система ПВО, которая была при СССР. Есть единый центр и направление обороны. Но в отличие от СССР Таджикистан получил право управлять этой системой»3. Д. Литовкин считает, что система С-300 в Таджикистане

1 Что означает объединенная система ПВО России и Таджикистана? // URL: https://rus.ozodi.org/a731275910.html Ратифицировано соглашение о создании объединенной системы ПВО с Таджикистаном // URLhttp://duma.gov.ru/news/53013/ (Дата

обращения: 02.04.2024).

3 Что означает объединенная система ПВО

России и Таджикистана? // URL:

https://rus.ozodi.Org/a/31275910.html

уже фактически решает все существующие задачи по защите воздушного пространства страны.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» В. Мураховский отмечает, что создание объединенной системы

противовоздушной обороны России и Таджикистана «позволит существенно вынести за рубежи наших границ зону обнаружения и идентификации воздушных объектов. Войсковая ПВО у нас там уже есть, в рамках нашей военной базы, а теперь добавятся и средства разведки. Также будет организован обмен информацией между нашими странами в вопросах контроля воздушного пространства»4. По мнению В. Мураховского, новый договор может позволить поставлять средства

противовоздушной обороны для нужд Таджикистана по стоимости внутреннего рынка и обучать таджикских зенитчиков на полигонах России.

Таджикский военный эксперт О. Пояндашоев считает, что приход к власти движения «Талибан» «означает, что они могут получить контроль над вооружением и доступ к авиации. Кроме того, многие террористические группы имеют доступ к созданию беспилотников и ракет. Время от времени наблюдается и горячая фаза конфликта между Индией и Китаем, Пакистаном и Индией и в таких ситуациях воздушное пространство Таджикистана должно быть в безопасности»5. По мнению О. Пояндашоева, в случае обострения ситуации в Афганистане внешние игроки могут использовать свои воздушные силы для атаки объектов на его территории, а система противовоздушной обороны может предоставить защиту, в том числе, от случайных падений ракет.

Ряд исследователей считают, что военно-техническое сотрудничество России со странами Центральной Азии позволяет российской стороне сохранять свои позиции в регионе и получать политические дивиденды. Таджикский эксперт А.

4 Там же.

5Что означает объединенная система ПВО России и Таджикистана? // URL: https://rus.ozodi.org/a/31275910.html

Комилзода отмечает, что такое решение о создании ОС ПВО не имеет иную альтернативу: «Если посмотреть более глубже на проблему, то Таджикистан не имеет необходимых средств, чтобы обеспечить защиту своего воздушного пространства от недружественных сил. Поэтому создание такой системы в сотрудничестве с Россией, в целом, отвечает интересам Таджикистана»6.

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что создание единой системы противовоздушной обороны России и Таджикистана отвечает как интересам наших стран, так и интересам стран региона, в силу того, что республика по-прежнему остается южным рубежом всего Содружества и находится на передовой линии противодействия с современными угрозами региональной безопасности. Создание, развитие и укрепление объединенной системы противовоздушной обороны в последние годы является весьма своевременным на фоне разрастания проблем в области безопасности и появления новых вызовов, связанных с использованием беспилотных летательных аппаратов. Необходимо признать, что на данный момент и в ближайшие годы государства региона не имеют возможностей по созданию собственных национальных систем противовоздушной обороны, что главным образом обуславливает их сотрудничество с Россией по данному направлению. Для российской же стороны создание и развитие единой системы противовоздушной обороны формирует новые возможности в обеспечении безопасности в регионе.

6 Что означает объединенная система ПВО России и Таджикистана? // URL: https://rus.ozodi.org/a731275910.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ганиев Р.Г. Внешнеполитические и внешнеэкономические отношения государств Центральной Азии / Р.Г. Ганиев, Г.В. Коваленко. Душанбе: филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Душанбе, 2022. 238 с. Майтдинова Г.М. Таджикистан в геополитической структуре Центральной Евразии в середине второго десятилетия XXI века. Монография / Г.М. Майтдинова. - Душанбе: РТСУ, 2020. 455 с.

REFERENCES

Ganiev R.G. Vneshnepoliticheskie i vneshneekonomicheskie otnosheniya gosudarstv Central'noj Azii / R.G. Ganiev, G.V. Kovalenko. Dushanbe: filial MGU im. M.V. Lomonosova v g. Dushanbe, 2022. 238 s.

Majtdinova G.M. Tadzhikistan v geopoliticheskoj strukture Central'noj Evrazii v seredine vtorogo desyatiletiya HKHI veka. Monografiya / G.M. Majtdinova. - Dushanbe: RTSU, 2020. 455 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Шарапов Отабек Мурадович, Otabek M. Sharapov, PhD in political

кандидат политических наук, заведующий science, associated professor, Head of the

кафедрой «Зарубежного регионоведения и Department of foreign regional studies and

внешней политики» Российско-Таджикского foreign policy of Russian-Tajik (Slavonic)

(славянского) университета, доцент. University 734025 Dushanbe, Republic of

Душанбе, Республика Таджикистан. E-mail: Tajikistan. E-mail: omsharopov@mail.ru omsharopov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.