Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО КОАЛИЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В РЕГИОНАХ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ И МЕСТО КОАЛИЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В РЕГИОНАХ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОАЛИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПВО / РЕГИОН КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЗДУШНОЙ СФЕРЕ / РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ (ВКО) / AD COALITION SYSTEM / COLLECTIVE SECURITY REGION / PROVISION OF MILITARY SECURITY IN THE AIR / DEVELOPMENT OF MILITARY COOPERATION / NEW CHALLENGES AND THREATS / THE NEED TO ENSURE PROBLEM SOLUTION FOR AEROSPACE DEFENSE (ASD)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валеев Марат Гайнисламович, Платонов Алексей Валерьевич, Сутырин Владимир Валерьевич

Представлены результаты исследования роли и места региональных коалиционных систем противовоздушной обороны (ПВО) в общей системе обеспечения военной безопасности в воздушной сфере государств - участников СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валеев Марат Гайнисламович, Платонов Алексей Валерьевич, Сутырин Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF COALITION AIR DEFENSE SYSTEMS IN AREAS OF COLLECTIVE SECURITY IN MODERN CONDITIONS

The paper cites the results of research into the role and place of regional coalition systems of air defense (AD) within the general system of military security provision in the air sphere of CIS member states.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО КОАЛИЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В РЕГИОНАХ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

.Ня*»*'

Ко»*

Я)МИ4ЦМ

Роль и место коалиционных систем противовоздушной

обороны в регионах коллективной безопасности в современных условиях

Полковник запаса М.Г. ВАЛЕЕВ, доктор военных наук

Майор A.B. ПЛАТОНОВ

Полковник в отставке В.В. СУТЫРИН, доктор технических наук

АННОТАЦИЯ

Представлены результаты исследования роли и места региональных коалиционных систем противовоздушной обороны (ПВО) в общей системе обеспечения военной безопасности в воздушной сфере государств — участников СНГ.

ABSTRACT

The paper cites the results of research into the role and place of regional coalition systems of air defense (AD) within the general system of military security provision in the air sphere of CIS member states.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Коалиционная система ПВО, регион коллективной безопасности, обеспечение военной безопасности в воздушной сфере, развитие военного сотрудничества; новые вызовы и угрозы, необходимость обеспечения решения задач воздушно-космической обороны(ВКО).

KEYWORDS

AD coalition system, collective security region, provision of military security in the air, development of military cooperation, new challenges and threats, the need to ensure problem solution for aerospace defense (ASD).

ВОЕННАЯ доктрина Российской Федерации определяет понятие военной безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять1.

Одним из решающих внешних факторов обеспечения военной безопасности России является участие в оборонительных военно-политических союзах для коллективного отпора возможной агрессии2. Главным направлением реализации указанного положения является созданная в 1995 году Объединенная система противовоздушной обороны государств — участников Содружества Независимых Государств (ОС ПВО СНГ) для решения следующих задач3: охраны государственных границ государств-участников в воздушном пространстве; совместного контроля порядка использования воздушного пространства государств-участников; оповещения государств-участников о воздушно-космической обстановке; предупреждения о ракетном и воздушном нападении; ведения согласованных действий войск противовоздушной обороны государств-участников по отражению воздушно-космического нападения.

В основе обоснования и реализации мероприятий создания и совершенствования ОС ПВО СНГ лежит регионально-районный принцип. В соответствии с ним в оперативное подчинение региональному органу военного управления передается определенный контингент войск (сил), находящихся в составе вооруженных сил государств — участников, входящих в данный регион (район) коллективной безопасности. Выделенные войска (силы) должны подчиняться в военное время Объединенному командованию коалиционной группировки войск (сил) в регионе (районе)4.

Регионом коллективной безопасности является часть стратегического континентального района с прибрежными водами морей и океанов, внутренними морями и воздушным пространством над ними, где существует или может потенциально возникнуть нестабильность военно-политической обстановки и необходимы совместные усилия расположенных в регионе государств-участников СНГ по защите их суверенитета и территориальной целостности.

Районом коллективной безопасности является часть региона коллективной безопасности, включающая территорию (часть территории) нескольких государств — участников СНГ с прибрежными водами морей и океанов, внутренними морями и воздушным пространством над ними, в пределах которых находятся важные экономические, военные и административные центры, располагаются (или планируются к размещению) группировки национальных вооруженных сил и коалиционные (региональные) группировки войск (сил) с обеспечивающей их деятельность военной инфраструктурой.

Регионально-районный принцип построения коалиционных войск (сил) позволяет учесть специфику геостратегического положения региона (района) и максимально реализовать свои возможности находящимся в нем государствам в решении задач обеспечения своей военной безопасности. При этом созданные в регионах (районах) структуры коллективной безопасности должны представлять подсистемы в общей системе коллективной безопасности.

Соответствующие регионально-районному принципу коалиционные системы ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности являются основными структурными элементами ОС ПВО СНГ. Они включают:

• Единую региональную систему (ЕРС) ПВО Российской Федерации и Республики Беларусь в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности;

• Объединенную региональную систему (ОРС) ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности;

• Единую региональную систему ПВО Российской Федерации и Республики Казахстан в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности.

Кроме того, в настоящее время находятся в стадии подготовки к подписанию соглашения о создании в Киргизском и Таджикском районах Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности ОРС ПВО Российской Федерации и Киргизской Республики и ОРС Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Каждая из указанных ЕРС (ОРС) ПВО представляет собой функциональную боевую систему обеспечения коллективной безопасности в воздушной сфере России и ее союзников в регионе (районе) коллективной безопасности, а их совокупность является одним из важнейших компонентов системы обеспечения коллективной безопасности государств — участников СНГ*.

* Под государствами — участниками Содружества Независимых Государств понимаются постсоветские государства, являющиеся в настоящее время участниками Соглашения о создании ОС ПВО СНГ в полном объеме (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).

Мероприятия совершенствования ЕРС (ОРС) ПВО в регионах (районах) коллективной безопасности оказывают существенное влияние на развитие военного сотрудничества России с государствами — участниками СНГ. В этой связи исследование роли и места ЕРС (ОРС) ПВО требует их рассмотрения не только как компонента обеспечения коллективной безопасности государств — участников СНГ в воздушной сфере регионов (районов) коллективной безопасности, но и как одного из важнейших факторов развития военного сотрудничества России с указанными странами.

Обеспечение коллективной безопасности. Анализ Положения об ОС ПВО СНГ показывает, что установленные в нем задачи ее основных структурных элементов могут быть объединены в три группы, предусматривающие:

• борьбу с нарушителями государственных границ и порядка использования воздушного пространства Российской Федерации и других государств — участников СНГ в регионе (районе) коллективной безопасности;

• сдерживание перерастания возможных военных конфликтов в локальную войну с использованием средств вооруженной борьбы в воздушной сфере региона (района) коллективной безопасности;

• ведение военных действий в воздушной сфере региона (района) коллективной безопасности в случае возникновения в нем локальной войны.

Критерием достаточности уровней решения задач первой группы является обеспечение предотвращения в мирное время нарушений государственных границ и порядка использования воздушного пространства Российской Федерации и других государств — участников СНГ в регионе (районе) коллективной безопасности.

Критерий, используемый для оценки достаточности уровней реше-

ния задач второй и третьей групп, основан на использовании результатов моделирования военных действий в воздушном пространстве региона (района) коллективной безопасности, в ходе которого учитываются возможности как ударных сил сторон прорываться через противовоздушную оборону противника к его объектам, так и сил ПВО отражать удары с воздуха по своим объектам. Лежащий в основе указанного критерия показатель соотношения сил сторон представляет собой отношение условных суммарных боевых потенциалов ударных и оборонительных группировок войск (сил) сторон по взаимному нанесению ущерба объектам, характеризующих кратность поражения объектов противной стороны через отношение располагаемого состава ударных самолетов к суммарному боевому наряду на объекты противника.

Следует отметить, что задачи разных групп имеют некоторое пересечение между собой. Задачи первой группы определяют требуемый состав региональной коалиционной системы ПВО, создаваемой в мирное время. При этом создаются также возможности для решения задач второй и третьей групп, повышение которых до требуемого уровня обеспечивается передислокацией в регион (район) коллективной безопасности сил и средств усиления в период непосредственной угрозы агрессии. Необходимым условием передислокации сил и средств усиления является наличие требуемого оперативного оборудования региона коллективной безопасности, которое должно создаваться одновременно с созданием региональной коалиционной системы ПВО мирного времени под задачи первой группы5.

Развитие военного сотрудничества. Концептуальные основы развития военного сотрудничества госу-

дарств — участников региональных коалиционных систем ПВО определяются Концепцией военного сотрудничества государств — участников СНГ до 2020 года, которая представляет собой систему согласованных взглядов на цели, задачи, содержание и направления дальнейшего развития многостороннего военного сотрудничества6.

Основная цель военного сотрудничества заключается в дальнейшем совершенствовании взаимодействия государств — участников СНГ в военной сфере в интересах безопасного развития каждого государства-участника и Содружества в целом. Реализация основной цели достигается через комплексное и поэтапное решение ключевых задач:

• формирование факторов безопасного и добрососедского развития, способствующих реализации долгосрочного стратегического курса СНГ на политическую, экономическую, гуманитарную интеграцию государств;

• гармоничное сочетание общих приоритетов и национальных интересов в сфере обеспечения военной безопасности и военного сотрудничества;

• совершенствование международно-правовой базы военного сотрудничества и повышение эффективности механизма ее реализации;

• закрепление достигнутого уровня взаимодействия в военной сфере;

• последовательное развитие приоритетных областей и направлений военного сотрудничества;

• поиск и реализация новых направлений военного сотрудничества;

• создание и развитие совместных (объединенных) систем взаимодействия в военной сфере;

• внедрение новых форм военного сотрудничества, способствующих повышению эффективности его реализации;

• координация подходов в обеспечении социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

• совместная реализация проектов в гуманитарной области (военное образование, культура, спорт, военно-научная деятельность, военная медицина, архивное дело, военно-мемориальная работа и т. д.);

• координация усилий в интересах противодействия международному терроризму и иным современным вызовам и угрозам военного характера;

• изучение и использование опыта иностранных армий в интересах развития национальных вооруженных сил государств — участников СНГ.

Формы и способы решения задач военного сотрудничества в рамках коалиционных систем ПВО в регионах (районах) коллективной безопасности в значительной степени определяются складывающейся в настоящее время моделью взаимодействия государств — участников СНГ в рамках ОС ПВО СНГ. В основе указанной модели лежит увязка уровня, содержания и интенсивности военного сотрудничества государств-участников СНГ со сложившимися между ними в рамках ОС ПВО СНГ форматами интеграции7.

Верхний уровень наиболее тесного сотрудничества соответствует взаимодействию между Россией, Белоруссией, Арменией и Казахстаном, охватывающему полный набор направлений сотрудничества, включающих:

• соглашения о совместной охране внешней границы и создании Единых (объединенной) региональных систем ПВО;

• согласованное совершенствование национальных систем ПВО в соответствии с Планами их совершенствования, ежегодно утверждаемыми Советом глав правительств (СГП) СНГ;

• участие в совместных мероприятиях оперативной и боевой подготов-

ки, в том числе в регулярно проводимых учениях «Боевое Содружество»;

• участие в совместном с Россией боевом дежурстве по противовоздушной обороне;

• участие в ежегодных заседаниях Координационного Комитета (КК) по вопросам ПВО при Совете министров обороны (СМО) СНГ.

Достаточно близким к верхнему уровню взаимодействия является уровень военного сотрудничества России с Киргизией и Таджикистаном.

Военное сотрудничество Узбекистана в рамках ОС ПВО СНГ строится на отношениях с Россией исключительно на двусторонней основе. Охватываемыми при этом направлениями сотрудничества являются: согласованное совершенствование своей национальной системы ПВО; участие в совместном с Россией боевом дежурстве по противовоздушной обороне и участие в ежегодных заседаниях КК по вопросам ПВО при СМО СНГ.

Кроме государств — участников ОС ПВО СНГ в заседаниях КК по вопросам ПВО при СМО СНГ принимают участие в качестве наблюдателей также Азербайджан, Молдавия и Туркмения. Одно из возможных объяснений их интереса к функционированию ОС ПВО СНГ заключается в том, что, не желая участвовать в общих коллективных соглашениях по безопасности в рамках СНГ в целом, взаимодействие в сфере ПВО признается ими вполне приемлемым8.

Направления развития региональных коалиционных систем ПВО. Стремительное развитие ракетных и космических технологий, создание новых средств нападения, действующих из космоса и через космос, определили необходимость расширения перечня задач, решаемых региональными и объединенной системой ПВО государств — участников Содружества Независимых Государств по противодействию новым вызовам и угрозам.

Формы и способы решения задан военного сотрудничества в рамках коалиционных систем противовоздушной обороны в регионах (районах) коллективной безопасности в значительной

степени определяются складывающейся в настоящее время моделью взаимодействия государств — участников СНГ в рамках объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников Содружества Независимых Государств.

В данной связи дальнейшее развитие региональных систем ПВО государств — участников СНГ должно обеспечить возможность отражения не только воздушного, но и воздушно-космического нападения. Указанное требование обусловливает необходимость адаптации региональных коалиционных систем ПВО к решению задач воздушно-космической обороны государств — участников СНГ9:

• своевременного обнаружения воздушного и ракетного нападения, оповещения о нем органов государственного и военного управления государств — участников СНГ, региональных органов военного управления ОС ПВО СНГ;

• контроля космического пространства, оповещения о космической обстановке органов государственного и военного управления государств — участников СНГ, региональных органов военного управления ОС ПВО СНГ;

• контроля использования воздушного пространства государств — участников СНГ;

• охраны и защиты внешних государственных границ государств — участников СНГ в воздушном пространстве;

• противовоздушной и противоракетной обороны важнейших объектов государственного и военного управления, экономики и инфраструктуры, основных группировок войск (сил) и объектов государств — участников СНГ;

• вскрытия радиоэлектронной обстановки, нарушения функциони-

рования важнейших радиоэлектронных средств систем управления и навигации сил воздушно-космического нападения, обеспечения радиоэлектронной защиты своих объектов.

На основе отдельных соглашений осуществляется совместное боевое дежурство по противовоздушной (воздушно-космической) обороне.

На отдельных участках внешних границ государств — участников ОС ПВО СНГ силы и средства подсистем разведки и предупреждения, огневого поражения и подавления средств воздушно-космического нападения могут привлекаться также к участию в решении задачи ядерного сдерживания с целью увеличения времени предупреждения о нанесении противником «обезглавливающего» или «разоружающего» удара и последующего снижения интенсивности потока крылатых ракет противника на дальних подступах к объектам ядерного потенциала Российской Федерации.

Основными направлениями адаптации региональных систем ПВО к решению задач ВКО являются интегрирование в их состав сил и средств, способных решать задачи воздушно-космической обороны, и создание на этой основе в составе региональных систем ПВО подсистем10: разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении; поражения и подавления средств воздушно-космического нападения; управления; всестороннего обеспечения.

Таким образом, роль региональных коалиционных систем ПВО СНГ в общей системе обеспечения

военной безопасности государств — участников СНГ в современных условиях заключается в том, что они:

• являются одним из важнейших компонентов развития военного сотрудничества государств — участников СНГ, сдерживания и отражения ими агрессии с применением обычных средств поражения;

• обеспечивают коллективную ПВО (в перспективе — ВКО) в ВосточноЕвропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности;

• в мирное время обеспечивают решение задач охраны государственных

границ и контроля порядка использования воздушного пространства России и других государств СНГ в регионах коллективной безопасности;

• могут привлекаться к участию в решении задачи ядерного сдерживания на отдельных участках внешних границ государств — участников СНГ.

В современных условиях региональные коалиционные системы ПВО государств — участников СНГ является передовым эшелоном общей системы обеспечения военной безопасности государств — участников СНГ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. URL: http:// base.garant.ru/70830556/ (дата обращения: 17.01.2019).

2 Данилевич А.А.У Рогозин O.K., Лоскутов Д.В. Война и мир в терминах и определениях / Военно-политический словарь под общей редакцией Д. Рогозина (вторая редакция). М.,2016. URL: http://www.voina-i-mir.ru/ (дата обращения: 17.01.2019).

3 Положение об объединенной системе ПВО государств — участников СНГ // Приложение к Соглашению глав государств — участников СНГ о создании ОС ПВО государств — участников СНГ от 10 февраля 1995 года. Бюллетень международных договоров. 1995. № 8.

4 Котляров И.И. Правовые основы формирования и функционирования системы коллективной безопасности СНГ государств // Основы формирования системы коллективной безопасности государств — участников СНГ. Ч. 1. М., 1996.

5 Травкин A.A., Сутырин В.В. Метод обоснования требований к боевому составу региональной коалиционной системы противовоздушной обороны при программно-целевом управлении ее созданием и совершенствованием // Вестник АВН. 2012. № 1 (138).

6 Концепция военного сотрудничества государств — участников СНГ до 2020 года. Утверждена СГГ СНГ 16 октября 2015 года. URL: http://mil.ru/smosng/ about/concept2020.htm (дата обращения: 20.01.2019).

7 Травкин A.A. Научно-методические основы обоснования межгосударственных программ создания и совершенствования региональных коалиционных систем ПВО в интересах программно-целевого управления развитием ОС ПВО СНГ: монография. Тверское региональное отделение АВН Российской Федерации, 2013.

8 Парамонов В., Столповский О. Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии). Ч. 2. // Центральная Евразия, 25.02.2011. URL:http://www. ceasia.ru/bez opastnost/352-20 ll-02-22-15-18-41.html (дата обращения: 20.01.2019).

9 Концепция воздушно-космической обороны государств — участников СНГ. Одобрена Решением СМО СНГ от 26 июня 2016 г.

10 Основные направления адаптации ОС ПВО СНГ к решению задач ВКО. Утверждены Решением СГГ СНГ от 11.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.