Кашенина Г.В., Харламов А.А. Военно-техническая помощь Ирана Сирии в 2011-2023 годах: базовые элементы и особенности
9 августа 2024 21:00
Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 3. С. 23-23. Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 3. P. 23-23.
УДК: 327(55+569.1)
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-3-23-23
Поступила в редакцию: 31.07.2024 г. Опубликована: 10.08.2024 г. Submitted: July 31, 2024 Published online: August 10, 2024
Для цитирования: Кашенина Г.В., Харламов А.А. Военно-техническая помощь Ирана Сирии в 2011-2023 годах: базовые элементы и особенности // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №3(40). С. 23-23.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-3-23-23.
For citation: Kashenina G.V., Kharlamov A.A. Iran's military-technical assistance to Syria in 2011-2023: basic elements and features. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(3):23-23. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-3-23-23.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Обзорная статья
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ИРАНА СИРИИ В 2011-2023 ГОДАХ: БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ
Кашенина Галина Валерьевна 1 , Харламов Антон Алексеевич 2
1 Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2011-173X, e-mail: [email protected]
2 Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация:
В статье затрагивается тема военно-политического диалога между Сирией и Ираном и конкретная военная помощь Ирана Сирии. Специфика развития двустороннего военного сотрудничества является актуальной темой для исследований в современном мире, особенно на фоне происходящих событий в регионе. Вот почему военное взаимодействие этих двух стран является одним из значимых факторов региональной политики. Обсуждается развитие военного сотрудничества двух государств в 2011-2023 гг. Рассмотрены особенности военно-политического взаимодействия Сирии и Ирана в сфере обороны, обмена полевым опытом, а также обучение вооружённых сил. Упоминаются наиболее успешные сферы данного сотрудничества, проанализировав которые мы можем сделать вывод о том, что оно является более выгодным для иранской стороны, чем для сирийской. Более того, нельзя не упомянуть активную посредническую роль Ирана в урегулировании военных конфликтов на территории Сирии и её политическую поддержку Сирии на международной арене. Источниковой базой послужили официальные документы военных ведомств Сирии и Ирана. Ряд документов выявлены на сайтах иЫ ^ЬМг J и
переведены с арабского и английского языков на русский. В то же время обращение к анализу документов правительственных ведомств и канцелярии двух стран должно сопровождаться критическим анализом ангажированной подачи материала, поэтому учтён сугубо «положительный» характер информации об Иране и Сирии в выявленных источниках. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в научный оборот введены некоторые документы Министерства обороны Сирии и Министерства обороны Ирана; дана оценка региональным направлениям политики Ирана; отношения Сирии с Исламской Республикой Иран проанализированы в проблемном ключе и с точки зрения перспектив развития; определены наиболее важные проблемы в области безопасности и военно-технического развития Сирии, с которыми она сталкивается в процессе реализации своей внутренней политики.
Ключевые слова: Сирия, Иран, Израиль, Голанские высоты, Россия, США, двустороннее сотрудничество, военное сотрудничество, ПВО, Корпус стражей исламской революции, КСИР, Ближний Восток, международная изоляция, сирийский кризис 2011 года, шииты, сунниты, Хезболла, Кудс, Башар Асад, Ибрахим Раиси, Хасан Рухани
ВВЕДЕНИЕ
Военно-политический диалог Сирии и Ирана вызывал определённый, хотя и не регулярный интерес российских арабистов, как гражданских, так и военных, а также экспертно-аналитического сообщества отечественных ближневосточников. Среди них необходимо упомянуть труды таких арабистов, как В.А. Корочкина [1], В.И. Сажин [2], Ю.Б. Щегловин [3; 4].
В то же время целый ряд вопросов, имеющих отношение к теме, рассматривается в связи с процессами формирования внешней политики собственно сирийским и иранским правительствами. Как правило, внешнеполитическими процессами Сирийской Арабской Республики и Исламской Республики Иран занимались академические учёные и эксперты профильных московских вузов (МГИМО-У МИД РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока), а также военно-учебных заведений, таких как Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ (ВУ МО РФ).
Одним из ключевых представителей российской военной иранистики является Ганиев Тахир Алиевич - кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры военного регионоведения ВУ МО РФ [5; 6]. Другими представителями отечественной арабистики являются: Задонский Сергей Михайлович - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры военного регионоведения ВУ МО РФ [5]; Слинкин Михаил Михайлович - капитан 1 ранга (в отставке), кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН («Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока») [7]; Иванов Станислав Михайлович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Сектора по нераспространению и ограничению вооружений, сотрудник подразделения Отдела разоружения и урегулирования конфликтов, сотрудник подразделения Центра международной безопасности [8].
Авторы данной статьи поставили целью дать характеристику основным направлениям военного диалога Сирии и Ирана в период президентства Башара Асада - преимущественно от начала сирийской революции и до 2023 года, когда Сирия вновь начала продвигать свою внешнюю политику на международной арене. Занявший пост после смерти в 2000 году отца, Хафеза Ашара, Башар Асад предпринял попытку сближения и углубления военного сотрудничества с Ираном при президентах Ибрахиме Раиси и Хасане Рухани.
ИРАНО-СИРИЙСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДО НАЧАЛА СИРИЙСКОГО КРИЗИСА В 2011 г.
Иран и Сирия являются стратегическими союзниками. Сирию обычно называют «ближайшим союзником Ирана», а отношения между двумя странами радикально изменились после победы иранской революции в 1979 году. Сотрудничество между иранским и сирийским правительствами иногда описывались как «ось сопротивления». Сирия была первой арабской и третьей вообще страной, после СССР и Пакистана, признавшей Исламскую Республику Иран, основанную в феврале 1979 года. Отношения между ними основаны на общих политических и стратегических интересах. Последующие события, такие как Ливанская война 2006 года, сблизили две страны. 16 июня 2006 г. министры обороны Сирии и Ирана подписали соглашение о военном сотрудничестве против общих угроз, исходящих от Израиля и США [9].
После победы Исламской революции в Иране в 1979 году сирийско-иранские отношения приобрели стратегическое измерение благодаря сближению двух стран и их стремлению расширять сотрудничество во всех областях, к отказу от внешнего диктата и иностранного вмешательства, в совпадении взглядов и постоянным консультациям для поиска решений проблем в регионе, а также к акценту на неотъемлемые права арабов, главным из которых является палестинский вопрос и возвращение Сирии Голанских высот.
Нет сомнений в том, что сирийский кризис 2011 года стал переломным моментом в торгово-экономических и военных отношениях между Тегераном и Дамаском. Тегеран оказывал и продолжает оказывать Сирии все формы поддержки, будь то экономическая, финансовая, или военные консультации [9].
Иран поддержал Сирию с начала кризиса в 2011 году, и направил военных советников, которые сыграли важную роль в реорганизации военных структур и противостоянии террористическим группировкам, хлынувшим в Сирию со всех сторон. С тех пор Иран делает всё возможное для предотвращения реализации программ Запада, направленных на ослабление Сирии. Экономические отношения между Сирией и Исламской Республикой Иран также развивались, и Иран играл важную роль в поддержке экономики Сирии, особенно в свете необоснованной западной экономической блокады [9].
Продолжение сирийского кризиса меняет региональную геополитику, одним из наиболее важных последствий которой, является расширение влияния Ирана в Восточном Средиземноморье и Леванте. Несмотря на то, что ещё слишком рано говорить о конечных последствиях этих событий, многие из потенциальных последствий уже стали очевидными.
РОЛЬ ИРАНА В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА
Когда в Сирии впервые вспыхнули протесты «арабской весны», Тегеран предоставлял режиму Асада оборудование для подавления беспорядков и технологии интернет-наблюдения, а также давал советы о том, как вести себя с демонстрациями, опираясь на свой успех в подавлении иранского «Зеленого движения» 2009 года. Но к 2012 году реакция режима на мирные протесты спровоцировала кровопролитную гражданскую войну, которую Асад проигрывал. В связи с этим через посредничество Ирана к борьбе против вооружённой оппозиции присоединились боевые подразделения ливанской шиитской организации «Хезболла». Иранское правительство, в свою очередь, направило бойцов из Корпуса стражей исламской революции (КСИР) для обучения сирийцев военному делу, хотя некоторые из них были вовлечены в боевые действия почти с самого начала. Тегеран также курировал переброску в Сирию шиитских ополченцев из Ирака (2012 г.), Афганистана (2013 г.) и Пакистана (2014 г.) [9].
Роль иранского правительства заключалась и в том, что военные специалисты из ИРИ реорганизовали вооружённые «народные комитеты» режима Асада в боеспособное ополчение численностью около 100-150 тыс. бойцов, известное как Силы национальной обороны (СНО), аналогичное военизированным силам «Басидж» в Исламской Республике.
Одним из показателей глубокого вовлечения Ирана в гражданский конфликт в Сирии стали потери, которые понесли его военнослужащие. Первые боевые потери произошли в феврале 2013 года, и впоследствии Иран признал гибель в Сирии около 140 бойцов КСИР По сообщениям западных СМИ, Тегеран направил в Сирию большую группу боевиков «Кудс», спецподразделения КСИР, в том числе некоторых из его высших командиров, и несколько генералов «Кудс» были убиты в бою [9].
Тегеран заложил основу для долгосрочного пребывания в Сирии - не только благодаря помощи в реструктуризации сирийского сектора безопасности, но и предоставив режиму миллиарды долларов наличными и нефтью, оказав влияние при этом на гражданское общество и экономику Сирии. В этом контексте иранские организации покупают недвижимость, создают компании, участвуют в тендерах на государственные контракты и продвигают торговлю. Иранские власти также пытались безрезультатно договориться о локальном прекращении огня и обмене населением вокруг Забадани и шиитских деревень Аль-Фуа и Кефрая [10].
Начало военной операции России в Сирии побудило Иран координировать свои действия в Сирии как с сирийской, так и с российской сторонами. Если бы Тегеран вмешался всеми своими силами в эту войну, развернув больше наземных войск в начале боевых действий, режим Асада, возможно, не нуждался бы в помощи Москвы. Иран больше не является единственным «надёжным партнером» Сирии, он теперь ведёт войну в альянсе, и Россия получила право голоса в том, как реагировать на внешние и внутренние угрозы действующему режиму.
Тегеран извлёк множество выгод из военной и финансовой помощи, которую он оказал Сирии. Благодаря своему вмешательству в 2012 году он спас своего союзника в регионе, обеспечил воздушный мост для «Хезболлы», и зарекомендовал себя как «надёжный партнер» в трудные времена [9].
Вмешательство Тегерана стало движущей силой растущего межконфессионального расхождения, наблюдаемого на Ближнем Востоке в последние годы, а также беспрецедентной мобилизации джихада (суннитов и шиитов) для борьбы в Сирии. Эти события позволили Тегерану привлечь на свою сторону большой процент шиитов, которые составляют 20% населения ближневосточного региона, но остальные 75% арабов-суннитов опасаются за свою независимость. Ранее подобные опасения объединяли противоборствующие государства, такие как Турция, Саудовская Аравия и Катар и способствовали интервенции во главе с Саудовской Аравией в Йемен [10].
Консультации и присутствие Ирана на поле боя в Сирии значительно расширили его коммуникационные круги, включая более широкие сегменты Сирийской арабской армии и Сил национальной обороны. Тегеран также задействовал транснациональную сеть шиитских ополченцев, которая фактически формирует иранский «иностранный легион», борющийся с суннитскими сетями «Исламского государства» и «Аль-Каиды» [10].
Трехстороннее военное сотрудничество России, Сирии и Ирана может воспользоваться своим преимуществом для создания пространства, блокирующего доступ вдоль ливанского и сирийского побережий, используя контингент российский войск в Тартусе и Латакии для защиты своих интересов от иностранного вмешательства. Многое зависит от того, получится ли Ирану и Сирии передать «Хезболле» современное противокорабельное и зенитное оружие, несмотря на усилия Израиля перехватить эти передачи. Стороны также могут создать разведывательный комплекс первоначального удара в восточном Средиземноморье, чтобы противодействовать критически важной израильской береговой инфраструктуре (электростанциям и портам) и морским активам (платформам природного газа), а также военно-морским поставкам средств противоракетной обороны НАТО [11].
В 2018-2019 годах Иран и Сирия обсуждали возможность покупки и размещения ракет большой дальности, возможно, тысячи баллистических ракет малой и средней дальности. По состоянию на 2023 год только около половины этих ракет (предположительно с дальностью полёта до 2000 км) может долететь до Израиля. Но если Иран разместит большое количество ракет в Сирии, он может подавить израильскую противоракетную оборону, предоставив Тегерану дополнительный вариант, если обстоятельства не позволят «Хезболле» использовать свои собственные ракеты против Израиля в любом будущем кризисе. Размещение баллистических ракет средней дальности в Сирии делает Центральную Европу также доступной для Ирана. В то же время Тегеран мог пополнить истощённые запасы ракет режима Асада, чтобы предоставить ему независимый потенциал для ответного удара [11].
«Хезболла» и «Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) уже некоторое время пытались установить свое присутствие в северной части сирийских Голанских высот, чтобы создать новый фронт для действий против Израиля. С этой целью они сформировали друзское ополчение в городе аль-Хадир. В 2014 году иранские офицеры руководили неудачным наступлением с целью отвоевать сирийские Голанские высоты у повстанческих сил с использованием Сирийской арабской армии, Сил национальной обороны, «Хезболлы» и шиитских ополченцев. Эти усилия, безусловно, будут продолжены. Иран также намеревался установить присутствие вдоль иорданской границы по нескольким причинам, в том числе: давление на Амман, чтобы он прекратил поддержку повстанцев на юге Сирии, дестабилизация ключевого союзника Израиля и Соединенных Штатов, а также работа над выполнением заявленного Верховным лидером Али Хаменеи желания вооружить палестинцев на Западном берегу [11].
С 2012 года вооружённые, финансируемые и обученные Ираном ополченцы консолидировали свою власть на местах, сыграв ключевую роль в освобождении Алеппо в декабре и изменении баланса сил в пользу режима [9].
Спонсирование Тегераном группировок боевиков в последние годы принесло свои результаты. Шиитские ополченцы в Ираке были полностью интегрированы в политическую систему и составляли параллель с гораздо более слабой иракской армией. Когда сирийский конфликт обострился, эти ополченцы расширили свои трансграничные операции и создали связанные с ними группировки в Сирии, чтобы воевать на стороне режима Башара Асада [9].
Наряду с «Хезболлой» в Ливане (которая оставила свой след после захвата Эль-Кусейра в 2013 году), иракские шиитские ополченцы сыграли решающую роль в изменении баланса сил в пользу режима Асада. Иран не обязан руководить каждой из этих группировок - вместо этого он полагается на ключевые ополчения, такие как организация «Бадр» в Ираке или «Хезболла» в Ливане, чтобы управлять некоторыми из своих филиалов [10].
Тегеран организует и финансирует эти группы, но эти группировки обладают достаточной автономией. С одной стороны, стратегия заключается в военном захвате и контроле над территорией, в другой части она включает в себя превращение вооружённых групп в социокультурных акторов [11].
24 июля 2020 г. министр обороны Сирии Али Абдулла Аюб и начальник штаба Вооружённых сил Ирана генерал-майор Мохаммад Багери подписали в Дамаске соглашение о значительном расширении двустороннего военного сотрудничества, в частности, в области противовоздушной обороны. Нуждаясь в противодействии воздушным угрозам в отношении Ирана и его союзников, подрывая военное присутствие международной коалиции на Ближнем Востоке, Тегеран разработал стратегическое видение, которое требовало эффективной защиты и закрытия воздушного пространства. С этой целью он неоднократно предлагал усилить иракские, ливанские, а теперь и сирийские системы ПВО и интегрировать их в свою собственную сеть [12].
В 2019 году Багери предложил соединить сеть ПВО Ирака и сформировать общую крепость против «общих врагов» [13]. 16 июля, во время встречи с президентом Ливана Мишелем Ауном, посол Ирана Мохаммад Джалал Фирузния выразил заинтересованность в поставках в страну оборонительного вооружения, в том числе зенитных ракет. Встреча состоялась всего через несколько дней после того, как Багери назвал новую сделку по противовоздушной обороне с Сирией ещё одним шагом на пути к уходу Соединённых Штатов из региона. С момента своего назначения на высший военный пост в Иране в 2016 году он также совершил множество других визитов в Сирию, стремясь к более тесному долгосрочному военному сотрудничеству с режимом Башара Асада [12].
Военное присутствие Ирана в Сирии было заметным с начала гражданской войны в стране в 2011 году. Иранские военнослужащие присутствуют в Сирии в качестве советников и командиров, хотя некоторые из них участвовали в боевых действиях на стороне группировок ополченцев. Иран также использует Сирию в качестве транспортного узла для снабжения «Хезболлы» через границу с Ливаном. Для поддержки этих усилий и проведения ротации живой силы Исламская Республика использует «воздушный мост»: иранские военные и гражданские самолёты регулярно перевозят персонал и технику в международный аэропорт Дамаска, Эль-Камышлы (до 2015 года), Латакию, в то время как сирийские самолёты возвращаются из Ирана с оружием и боеприпасами для сил режима и ополченцев [9].
Растущий размах некоторых операций Ирана и его влияние в Сирии делает их уязвимыми для израильских авиационных и ракетных ударов, и эти инциденты стали регулярными и не всегда перехватываются сирийской противовоздушной обороной. Системы обороны, которые Россия развернула в Сирии обладают большими возможностями, но они существовали для защиты российских баз, а не для нанесения ударов по израильским самолетам. 18 января 2024 г. Министерство обороны РФ сообщило, что Воздушно-космические силы (ВКС) РФ организовали воздушное патрулирование вдоль линии «Браво», разделяющей Голанские высоты между Сирией и Израилем. Тем самым Россия оказала помощь и предотвращает атаки со стороны Израиля и потери со стороны Сирии [14].
16 июля 2022 г. пресс-секретарь иранского Генштаба Абольфазл Шекарчи предостерёг Израиль от любых дальнейших атак, а затем подтвердил приверженность Тегерана развитию сирийской противовоздушной обороны и укреплению «оси сопротивления» израильским атакам. Иранское военное командование уверено в универсальности и эффективности систем ПВО отечественной разработки, особенно после того, как одно из этих подразделений успешно сбило американский разведывательный беспилотник Агкю-4 над Ормузским проливом в июне 2019 года [15].
Однако, как показывает нынешняя ситуация, ВВС Израиля смогли нанести большое количество успешных ударов, иногда с территории Сирии, а иногда с применением конфронтационного оружия, пролетая над Средиземным морем, Ливаном или Голанскими высотами. У ЦАХАЛа также есть сильные наступательные возможности, в том числе тактические баллистические ракеты, способные проникнуть вглубь Сирии [15].
Багери во время своего визита в 2019 году в Дамаск решительно осудил военное присутствие США на Ближнем Востоке, пообещав, что Иран продолжит сопротивляться «американскому шантажу» в регионе, используя недавно заключённое двустороннее оборонное соглашение в качестве инструмента воздействия. Соглашение может быть использовано для охвата широкого спектра сотрудничества в области противовоздушной обороны, такого как поставка комплексных систем в Сирию, развитие существующих систем или слияние сетей ПВО двух стран вместе [15].
В частности, Иран может предоставить Сирии маловысотные зенитно-ракетные комплексы, способные перехватывать цели на расстоянии до 200 км и на высоте до 30 км (см. таблицу) [15].
Таблица / Table
Маловысотные зенитно-ракетные комплексы Ирана /
Low-altitude air defense missile system of Iran
Название Высота Заряд (ракета) Дата Примечания
Had низкая 35 мм (высокоточное попадание Ноябрь 2018 Самоходная 35 мм зенитная система, сопряжённая с электрооптической системой слежения и наведения
Misagh-3 низкая нет данных Январь 2017 Включает лазерный взрыватель п боевую часть массой 5 кг. Лицензионная коппя китайской (?\УЧ
Ya Zahra-3 низкая Shahab-e Thaqeb Январь 2013 Используется аэрокосмпческими силами Корпуса стражей исламской революции и Силами противовоздушной обороны Исламской Республики Иран
Herz-eh Nohom низкая Shahab-e Thaqeb Июнь 2013 Полностью мобильная версия Уа 7а1и-а-3 с пассивным радиолокационным наведением и электрооптической системой слежения и наведения
Raad-1 средняя 3M9/9M9 Kub, Taer-1 Сентябрь 2012 Колёсная трехзарядная транспортно-пусковая установка с пассивным наведением
Составлено по: The Washington Institute ( ps://www.washingtoninstitute.oi ) / Compiled by: The Washington Institute (>ttps://www.washingtoninstitu )
Нынешние сирийские силы ПВО в основном ограничены старыми российскими системами, такими как С-125, С-75 и С-300В, а также более совершенными батареями «Куб», усиленными точечными системами обороны «Панцирь-С2» (последние оплачены Ираном). В конце 2020 года Москва завершила поставку Дамаску системы «Бук» [15].
У Ирана есть ряд систем местного применения С-200, С-75 и 2К12, которые разрабатывались на протяжении многих лет, поэтому он может предложить разработку и сирийских батарей. Кроме того, он может предоставить Асаду системы, разработанные в Иране, такие как «Раад», «Табас», «15 Хордад», «Талаш» и «3 Хордад» (тип, используемый для того, чтобы сбивать американский беспилотник). Тегеран также может помочь Сирии в создании местных производственных/ сборочных линий для этих систем [16].
Ирану не разрешалось передавать системы ПВО какой-либо стране без разрешения Совета Безопасности ООН, поэтому до тех пор, пока это эмбарго действовало, все государства должны были принимать необходимые меры для его соблюдения. Срок действия эмбарго истек 18 октября 2020 г., но Соединенные Штаты активизировали свои дипломатические усилия, чтобы гарантировать, что эмбарго на поставки оружия останется в силе на неопределённый срок [16].
У международного сообщества были и другие причины не допустить распространения зенитных систем из Ирана. 16 июля 2020 г. Агентство авиационной безопасности Европейского союза продлило запрет на все коммерческие полёты над контролируемым Ираном воздушным пространством ниже 25 тыс. футов (7 620 м) ещё на шесть месяцев из-за опасений по поводу «значительных рисков безопасности». Этот шаг ЕС, который подтвердил руководство, первоначально выпущенное Федеральным управлением гражданской авиации США, совпал с тем, что Иран всё больше и больше подвергался давлению, приводя части своей системы ПВО в состояние повышенной боевой готовности [16].
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИРАНА МЕЖДУНАРОДНОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ СИРИИ
8 июля 2020 г. Иран и Сирия подписали соглашение об укреплении военного сотрудничества, которое включало в себя разработку сирийских систем противовоздушной обороны, в свете того, что Израиль наносил удары по иранским военным объектам на территории Сирии [17].
Начальник штаба Ирана генерал-майор Мохаммад Багери несколько дней находился в Сирии и обсуждал там важность вывода того, что он назвал «незаконными иностранными силами», и необходимость противостоять израильским рейдам. В заявлении для прессы после встречи с министром обороны Сирии генералом Али Аюбом в здании Министерства обороны Сирии в Дамаске Багери сказал: «Мы будем укреплять сирийские системы противовоздушной обороны в рамках развития военных отношений между двумя странами, что укрепляет нашу волю и решимость сотрудничать перед лицом нежелательного давления США со стороны народов региона» [17].
Военные объекты Сирии, иранских сил и их союзников подверглись десяткам налётов и ракетных бомбардировок со стороны израильской и американской авиации в окрестностях столицы Сирии Дамаска, Хомса, Хамы, пригородов Дейр-эз-Зора и Алеппо, в ходе которых были убиты и ранены сотни иранских и сирийских военнослужащих. Во время таких атак наносится непоправимый вред всему (включая мирных жителей), что находится рядом. За 2023 год произошло немало таких ударов:
8 марта «неизвестная» авиация нанесла удар по объекту КСИР в квартале аль-Хамидия города Дейр-эз-Зор. По предварительным данным, 4 мирных жителя погибли при взрыве и 10 получили ранения;
2 апреля погиб военный советник КСИР Микдада Махкани Джаафара Абади в результате авиаударов Израиля по окрестностям Дамаска;
30 ноября ВВС Израиля и международной коалиции нанесли удары по позициям КСИР в городе Бу-Кемаль в провинции Дейр-эз-Зор, а также уничтожили три грузовика КСИР с боеприпасами, въезжавших на территорию Сирии недалеко от города Бу-Кемаль. Пострадали городская инфраструктура и несколько мирных жителей;
2 декабря израильские ВВС нанесли ракетные удары по позициям проиранских сил в районах Сайеда Зайнаб и Худжайра на юге Дамаска, причинив материальный вред; также сообщалось о нескольких раненных;
18 декабря израильские ВВС нанесли удары по позициям проиранских сил в районе Сейида Зейнаб и городе Аль-Димас к северо-западу от Дамаска. В результате атаки два военнослужащих получили ранения, был причинён материальный ущерб.
Атаки ВВС Израиля и международной коалиции происходят в ответ на атаки проиранских формирований на военные объекты США на территории Сирии. Так, 1 ноября 2023 г. пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер сообщил, что «американские военные базы, расположенные в Ираке и Сирии, подвергались нападениям 27 раз с 17 октября 2023 года».
Глава бюро «Аль-Джазиры» в Тегеране Абдул Кадер Файез сказал, что соглашение, а также визит Багери были ожидаемыми, потому что в течение некоторого времени Иран был явно обеспокоен сирийскими системами ПВО из-за израильских рейдов по иранским военным объектам в Сирии. Файез указал на то, что этот шаг является стратегическим для Ирана: несмотря на наличие предыдущего оборонного соглашения, которое носило достаточно общий характер, новое соглашение явно ориентировано на действенность системы ПВО в Сирии.
Министр обороны Сирии счёл, что отношения его страны с Ираном носят стратегический характер и не могут быть саботированы, заявив: «Тот, кто делает ставку на саботаж отношений между Ираном и Сирией, заблуждается, и он должен проснуться ото сна». Как следствие министр обороны Ирана корпусной генерал Мохаммад Реза Аштиани и его сирийский коллега генерал-лейтенант Али Аббас 9 мая 2023 г. договорились «укрепить обороноспособность Сирии в рамках борьбы с терроризмом», добавив, что иранская сторона подтвердила готовность предоставить Дамаску новейшее оборонительное вооружение [18].
Через два месяца после того, как Дамаск и Тегеран достигли соглашения о поставках сирийской армии системы ПВО «Хордад-15», Иран объявил о своей готовности построить в Сирии заводы и запустить производственные линии для стратегической оборонной продукции. Произошло это в ходе общения двух министров в кулуарах встречи президента Ирана Эбрахима Раиси с его сирийским коллегой Башаром Асадом в Дамаске, где Аштиани заявил, что его страна готова сотрудничать с Сирией «в строительстве заводов и запуске производственных линий для стратегической оборонной продукции в целях повышения безопасности сирийского народа, создания многосторонней оборонной инфраструктуры и укрепления базы вооружений в Сирии» [18].
Иранские наблюдатели видят возобновление готовности своей страны вооружать сирийские силы и укреплять противовоздушную оборону «в ответ и благодарность за то, что Дамаск предоставил Тегерану во время Ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), и формирование фронта на сирийских Голанах против Израиля» [19].
При этом официальные иранские СМИ подтвердили, что именно «последовательные атаки бомбардировщиков Израиля и неспособность российских систем ПВО "С-300", размещённых в Сирии, справиться с ними, побудили сирийские военные власти купить иранскую систему ПВО» [19].
В настоящее время оборонное сотрудничество между Ираном и Сирией продолжается по трем направлениям: оснащение военных баз для противодействия израильским атакам;
укрепление сирийской промышленности и инфраструктуры для производства военной техники и оборудования;
предоставление услуг по военному консультированию по вопросам восстановления сирийской армии и подготовки её сил.
22 сентября 2023 г. корпусной генерал Исмаил Каани нанёс важный визит в Сирию и встретился с рядом политических, военных и сотрудников служб безопасности в Дамаске, а также проинспектировал ряд различных районов операций в Сирии. Кроме того, иранский военачальник участвовал в совместных военных учениях между своей страной и Сирией, а также изучал уязвимые сирийские районы и направления в рамках совместного противостояния военным угрозам Сирии. При этом Каани заявил, что «Америка является главным источником коррупции, хаоса, терроризма и конфликтов в Сирии, регионе и во всём мире», отметив, что «Сирия и Иран являются братскими странами и имеют особые,
всеобъемлющие и глубокие стратегические отношения, и что Исламская Республика Иран будет поддерживать сирийский народ и его лидерство перед лицом вызовов» [18]. Поэтому не случайно, что ранее, 23 января 2022 г., начальник Генерального штаба ВС Ирана подчеркнул необходимость проведения совместных военных учений с Сирией [3].
Вместе с тем, некоторые негативные факторы в области двустороннего военного сотрудничества были обозначены генерал-майором Мохаммадом Багери во время его встречи с министром обороны Сирии: «Сотрудничество между вооружёнными силами двух стран и правительствами двух государств является моделью для полного и всеобъемлющего сотрудничества между двумя странами. По этой причине иностранные державы выступают против этого сотрудничества и не принимают его» [3].
Оценивая подписание документа о сотрудничестве в военной сфере и сфере безопасности между Ираном и Сирией в июле 2020 года Багери заявил: «Этот документ может стать хорошей основой для сотрудничества между двумя странами, и необходимо как можно скорее создать комитет по безопасности и обороне между двумя государствами» [20]. Иранский военачальник не остановился на этом, отметив, что ранее «наше присутствие в Сирии носило консультативный характер. Сирийская армия сегодня нуждается в возрождении, и иранские вооруженные силы, основываясь на опыте 8 лет священной обороны и восстановлении вооружённых сил, готовы помочь сирийской армии в области содержания, обучения и оснащения» [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Военная помощь Ирана Сирии в условиях сирийского кризиса оказалась устойчивой и долгосрочной, несмотря на внешнее давление. Она включала в себя не только военные консультации и договоренности в области обороны и безопасности (такие как: Меморандум о взаимопонимании 2017 г., Соглашение о военном сотрудничестве (против «общих угроз», исходящих от Израиля и США) 2006 г., Соглашение о военном сотрудничестве 2018 г., Всеобъемлющее соглашение о военном сотрудничестве 2020 г.), но и прямую помощь и поддержку, такую как:
командирование бойцов из Корпуса стражей исламской революции для консультирования военнослужащих, частей и соединений;
курирование переброски в Сирию шиитских ополченцев из Ирака (2012 г.), Афганистана (2013 г.), Пакистана (2014 г.);
реорганизация вооружённых «народных комитетов» режима Башара Асада в ополчение, известное как Силы национальной обороны (СНО);
продажа и размещение ракет средней и малой дальности на территории Сирии; разработка сирийских систем противовоздушной обороны.
Важную роль в разработке и реализации военно-политических соглашений сыграли, в первую очередь, лидеры Сирии и Ирана. Наряду с этим военачальники, представители армейского командования Сирии и Ирана сумели корректировать и адаптировать достигнутые договорённости к реалиям сирийского фронта и ближневосточным процессам. Эти персоны вели интенсивные переговоры в Дамаске и Тегеране, уточняли различные аспекты сотрудничества и координации политики обороны и безопасности. На наш взгляд, наиболее заметную роль в этом плане сыграли:
Али Абдалла Аюб, начальник Генерального штаба армии САР в 2012-2017 гг., министр обороны Сирии в 2018-2022 гг., в 2022 году он стал заместителем премьер-министра Сирии;
Мохаммад Багери, экс-командующий Корпусом стражей исламской революции, который ныне является начальником Генерального штаба Вооружённых сил Ирана;
Фахд Джассим аль-Фрейдж, министр обороны Сирии в 2012-2018 гг.
Пока остается недостаточно ясной проблема взаимодействия российской и иранской группировок войск на территории Сирии. Открытые материалы не дают полного ответа на вопрос: Будут ли Москва и Тегеран делить задачи, фактически создавая сферы влияния между коалиционными силами: Россия будет помогать Сирийской арабской армии, а Иран -Национальным силам обороны и иностранным шиитским ополченцам? Или же Москва будет настаивать на том, чтобы играть заметную роль и стремиться сбалансировать коалицию, возможно, помогая Сирийской арабской армии вновь стать самой мощной военной силой страны? Если да, то какое влияние это окажет на внутреннюю политику правительства Б. Асада, его отношения с Ираном и интересы Тегерана в Сирии?
Список литературы
1. Корочкина В.А. Об израильских оценках действий ЦАХАЛа и стратегии Ирана в Сирии // Институт Ближнего Востока: [сайт], 2.11.2021. - URL: http://www.iimes.ru/?p=80845 (дата обращения: 5.08.2024).
2. Сажин В.И. Иран и сирийский конфликт // Институт Ближнего Востока: [сайт], 7.11.2015. - URL: http://www.iimes.ru/? p=26488&ysclid=ltvxjiufg1979237424 (дата обращения: 5.08.2024).
3. Щегловин Ю.Б. Американские эксперты о целях обстрелов поддерживаемыми Ираном ополченцами сил США в Ираке и Сирии на фоне войны Израиля против ХАМАСа // Институт Ближнего Востока: [сайт], 15.11.2023. -URL: http://www.iimes.ru/?p=103392 (дата обращения: 5.08.2024).
4. Щегловин Ю.Б. Американские эксперты о стратегических целях Ирана в Сирии и ответных действиях Израиля и США // Институт Ближнего Востока: [сайт], 23.02.2024. - URL: http://www.iimes.ru/?p=106464 (дата обращения: 5.08.2024).
5. Ганиев Т.А., Задонский С.М., Карякин В.В. Военная мощь Исламской Республики Иран: военная политика и вооруженные силы страны. М.: Изд-во Ин-та Ближ. Востока, 2019. - 534 с.
6. Ганиев Т.А., Карякин В.В. Вооруженные силы Ирана в условиях противостояния с США и возможные сценарии развития региональной военно-политической обстановки // Архонт. 2019. Т. 6. № 15. С. 17-31.
7. Слинкин М.М. Военные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке в XXI в. М., 2023. - 500 с.
8. Иванов С.М. Вооруженные силы Ирана // Зарубежное военное обозрение. 2021. № 4. С. 10-17 с.
9. -«Vl ÁljjL JÜVI ^á ^iljVl iji^Jl Ji-ill [Иранское военное вмешательство в Сирии: долгосрочные последствия] // The Washington Institute for Near East Policy [сайт], 10.10.2015. - URL: https://www.washingtoninstitute.org/ar/policy-analysis/altdkhl-alskry-alayrany-fy-swrya-alathar-twyl... (дата обращения: 5.08.2024).
10. jnjkä UjjJ S-tUJl ¿j¡! [Иран окажет помощь Сирии в разработке ее оружия] // KATEHON [сайт], 28.08.2018. - URL: https://katehon.com/ar/news/yrn-stqdm-lmsd-lswry-lttwyr-slhth (дата обращения: 5.08.2024).
11. ¿ЫЬ ljj" ¿jj ^li-llj ¿jUüll ЯДИ yijj [Подписание соглашения о военном и оборонном сотрудничестве между Сирией и Ираном] // KATEHON [сайт], 28.08.2018. - URL: https://katehon.com/ar/news/twqy-tfqy-ltwn-lskry-wldfy-byn-swrywyrn?ysclid= lr20tsvu3a80094604 (дата обращения: 5.08.2024).
12. ijlUiäl CiliLt Jíj4 -i kjj^j ¿Ы ó« ij-ll ¿li-ll jliül [Соглашение о ПВО между Ираном и Сирией может помешать операциям коалиции] // The Washington Institute for Near East Policy [сайт], 24.07.2020. -URL: https://www.washingtoninstitute.org/ar/policy-analysis/atfaq-aldfa-aljwy-byn-ayran-wswrya-qd-yrql-ml... (дата обращения: 5.08.2024).
13. Jjji^«llj jj-ll yijHI ¿¿¡¿¿¡Л [Иракские ополченцы в Сирии: роль и будущее] // Aljazeera Centre for Studies [сайт],
1.04.2019. - URL: https://studies.aljazeera.net/en/node/4421 (дата обращения: 5.08.2024).
14. В МО РФ сообщили что ВКС организовали патрулирование линии разграничения Сирии и Израиля // ТАСС: [сайт], 18.01.2024. - URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/19765287?ysclid=ltq4bska7z882385130 (дата обращения: 5.08.2024).
15. ¿«lj ¿¿«-j ójfrk ¿j ij&juJI jjUJI jjji. l« ..4j-)jljj^! jcljáj jjü« jjl^ij ¿¡i— [Передовое производство, вооружение и стратегические базы. Каковы пределы военного сотрудничества между Тегераном и Дамаском и на кого оно направлено?] // Sj>ll [сайт], 5.09.2023. - URL: https://www.aljazeera.net/politics/2023/5/9/-j-—-^j£^---tljíj-eil— C-Ä-^Ы (дата обращения: 5.08.2024).
16. ¡¡ltill »lj^l -jí- iji^VI 4ЙЛ ¿¡^jjl «Ájjljjl - 4¿jj^» ájjW 4ДИ [«Сирийско-иранское» военное соглашение для укрепления стратегических отношений и предотвращения попыток сдерживания режима] // ^jJl ^¿Й [сайт],
8.07.2020. - URL: https://www.alquds.co.uk/^^jil-Ájiljj!-Ájjj^-4jjS^t-4jílijl/ (дата обращения: 5.08.2024).
17. ¿¿«-j ¿lj$L ¿¡j Ájji^t Яда jjíjj ..Ájjj^ll Ájj-ll ¿ltli-ll jjjLil [Развитие ПВО Сирии.. Подписание военного соглашения между Тегераном и Дамаском] // «jj»ll [сайт], 8.07.2020. - URL: https://www.aljazeera.net/politics/2020/7/8/-jjjM-0rt*3« Ájj-ll-üitii-ll (дата обращения: 5.08.2024).
18. ÁSjj¿« Ájjj^ Ájiljj! ciljjli. »lj-V jjjj ll ¿¡i" -jtí [СМИ: Командующий силами «Кудс» посетил Дамаск для проведения совместных ирано-сирийских маневров] // SPUTNIK [сайт], 22.09.2023. -URL: https://sputnikarabic.ae/20230922/^Jj¿«-4JJJ^-ÁJilJJU¿lJJlj«-«lJ-V-¿¿«--JJjJ-^¿^lI-¿l¡á-Jjtí-f^t!... (дата обращения: 5.08.2024).
19. J— ¿jili -j¡i J"5 l« ..ijj«ll ^iljJVl jliiVl [Ирано-сирийское военное соглашение.. Каковы его цели и как оно будет способствовать нарушению ограничений американского «Акта Цезаря»?] // SPUTNIK [сайт], 12.01.2022. - URL: https://sputnikarabic.ae/20200711/-j¡i-j"S;-^i-¡Al".j"-^jSj-Ail-üi-l«^ijj¡"ll-^jljjV^ijS."«3l-JliBVl-... (дата обращения: 5.08.2024).
20. äjjj^j Л ¿jj ¡¡jllj ^«i сШь [Каковы отношения между Хезболлой и Сирией вчера и сегодня?] // -j£ ¡¡jSlU jSj« ^ijijlS [сайт], 7.07.2020. - URL: https://carnegie-mec.org/2019/05/07/ar-pub-79076 (дата обращения: 5.08.2024).
21. ¿ljb ljj" ¿jj ijS^Hl ¿jUüll Ájílijl [Всеобъемлющее соглашение о военном сотрудничестве между Сирией и Ираном] // AL MAYADEEN [сайт], 6.07.2020. - URL: https://www.almayadeen.net/news/politics/1409046/-ijS"»ll-¿jlJ.jll-Ál«l¿-4jilijl ¿Ыл-Ujj^-óü (дата обращения: 5.08.2024).
22. Полежаев В.А., Гришнин А.М. Анализ воздействия иностранных государств на вооружённый конфликт в сирийской арабской республике: текущий аспект // Военно-экономический вестник. 2020. № 2. -
URL: https://voenvestnik.ru/PDF/02VNVV220.pdf
23. (jjUI i> j&i jj«^ Ujj^ ^Jl^jävij ^ji^JI VjUj ji jSjj jijjl [Иран подтверждает, что его военное и экономическое
сотрудничество с Сирией будет продолжать укрепляться] // RT [сайт], 13.07.2020. -URL: https://arabic.rt.com/world/1133872-/?ysclid=lr20t7azq6825757476 (дата обращения: 5.08.2024).
Информация об авторах
Кашенина Галина Валерьевна, ассистент кафедры иностранных языков Института русского языка Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, соискатель ученой степени Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация.
Харламов Антон Алексеевич, преподаватель Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
^шенина Галина Валерьевна, e-mail: [email protected]
INTERNATIONAL RELATIONS
Review
Iran's military-technical assistance to Syria in 2011-2023: basic elements and features
Galina V. Kashenina 1, Anton A. Kharlamov 2
1 Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov,
Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2011-173X, e-mail: [email protected]
2 Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract:
This article touches on the topic of military-political dialogue between Syria and Iran and Iran's specific military assistance to Syria. The specifics of the development of bilateral military cooperation is a relevant topic for research in the modern world, against the backdrop of ongoing events in the region. That is why military interaction between these two countries is one of the significant factors in regional politics. The development of military cooperation between the two states in 2011-2023 is discussed. The features of military-political interaction between Syria and Iran in the field of defense, exchange of field experience, as well as training of military forces are considered. This article also mentions the most successful areas of this cooperation, after analyzing which we can conclude that this cooperation is more beneficial for the Iranian side than for the Syrian side. Moreover, one cannot fail to mention Iran's active mediating role in resolving military conflicts in Syria and its political support for Syria in the international arena. When writing this work, the source base for the authors was the official
documents of the Syrian Ministry of Defense and the Ministry of Defense and support of the armed forces of Iran. The authors independently identified a number of documents on websites jljul jl-> ^Lyi! j ^li- Cijljj ,^ijj-ll ^¡¡¿j^l «¡jji-^l ^li-ll »jljj
and translated them from Arabic and English into Russian. At the same time, turning to the analysis of documents from government departments and offices of the two countries should be accompanied by a critical analysis of the biased presentation of the material, and the authors, of course, took into account the purely "positive" nature of the information about Iran and Syria from the identified sources. The scientific novelty of the work is that: for the first time, documents from the Syrian Ministry of Defense and the Iranian Ministry of Defense, identified and translated by the authors from Arabic into Russian, were introduced into scientific circulation; an assessment was made of the regional directions of Iran's policy; the country's relations with the Islamic Republic of Iran are analyzed in a problematic manner and from the point of view of development prospects; the most important problems in the field of security and military-technical development of the country that Syria faces in the process of implementing its internal policy are identified.
Keywords: Syria, Iran, Israel, Golan Heights, Russia, USA, bilateral cooperation, military cooperation, air defense, Islamic Revolutionary Guard Corps, IRGC, Middle East, international isolation, 2011 Syrian crisis, Shiites, Sunnis, Hezbollah, Quds Force, Bashar al-Assad, Ibrahim Raisi, Hassan Rouhani
References
1. Korochkina V.A. (2021) Ob izrail'skikh otsenkakh deystviy TSAKHALa i strategii Irana v Sirii [On Israeli assessments of the IDF's actions and Iran's strategy in Syria]. - Institut Blizhnego Vostoka, 2.11.2021. - URL: http://www.iimes.ru/?p=80845 (In Russ.).
2. Sazhin V.I. (2015) Iran i sirijskij konflikt [Iran and the Syrian conflict]. - Institut Blizhnego Vostoka, 7.11.2015. -URL: http://www.iimes.ru/?p=26488&ysclid=ltvxjiufg1979237424 (In Russ.).
3. Shcheglovin Yu.B. (2023) Amerikanskie eksperty o celyah obstrelov podderzhivaemymi Iranom opolchencami sil SSHA v Irake i Sirii na fone vojny Izrailya protiv HAMASa [American experts on the targets of Iranian-backed militia attacks on US forces in Iraq and Syria amid Israel's war against Hamas]. - Institut Blizhnego Vostoka, 15.11.2023. -URL: http://www.iimes.ru/?p=103392 (In Russ.).
4. Shcheglovin Yu.B. (2024) Amerikanskie eksperty o strategicheskih celyah Irana v Sirii i otvetnyh dejstviyah Izrailya i SSHA [American experts on Iran's strategic goals in Syria and the response actions of Israel and the United States]. -Institut Blizhnego Vostoka, 23.02.2024. - URL: http://www.iimes.ru/?p=106464 (In Russ.).
5. Ganiev T.A., Zadonsky S.M., Karyakin V.V. (2019) Voennaya moshch' Islamskoj Respubliki Iran: voennaya politika i vooruzhennye sily strany [Military power of the Islamic Republic of Iran: military policy and armed forces of the country]. Moscow: Publishing House of the Institute of Middle. East, 2019. - 534 p. (In Russ.).
6. Ganiev T.A., Karyakin V.V. (2019) Vooruzhennye sily Irana v usloviyah protivostoyaniya s SSHA i vozmozhnye scenarii razvitiya regional'noj voenno-politicheskoj obstanovki [The armed forces of Iran in the context of the confrontation with the United States and possible scenarios for the development of the regional military-political situation]. - Archon. 2019. No. 15. P. 17-31. (In Russ.).
7. Slinkin M.M. (2023) Voennye konflikty na Blizhnem i Srednem Vostoke i v Severnoj Afrike v 21 v. [Military conflicts in the Near and Middle East and North Africa in the 21st century]. Moscow, 2023. - 500 p. (In Russ.).
8. Ivanov S.M. (2021) Armed Forces of Iran. - Zarubezhnoye voyennoye obozreniye. 2021. No. 4. P. 10-17. (In Russ.).
9. j-vi AljjL J3VI :ujj- ^jlj^V u^-Jl Ji-dl [Iranian military intervention in Syria: long-term consequences]. - The Washington Institute for Near East Policy, 10.10.2015. - URL: https://www.washingtoninstitute.org/ar/policy-analysis/altdkhl-alskry-alayrany-fy-swrya-alathar-twyl... (In Arab.).
10. jjj^ji Ujj-l sjc.U.11 ¿ijl [Iran will help Syria develop its weapons]. - KATEHON, 28.08.2018. -URL: https://katehon.com/ar/news/yrn-stqdm-lmsd-lswry-lttwyr-slhth (In Arab.).
11. jlj!j ujj- ¿¡j i^li-ilj ij&jajl jjuill ytiil jjijj [Signing of an agreement on military and defense cooperation between Syria and Iran]. - KATEHON, 28.08.2018. - URL: https://katehon.com/ar/news/twqy-tfqy-ltwn-lskry-wldfy-byn-swrywyrn? ysclid=lr20tsvu3a8009 4604 (In Arab.).
12. UiSUiSI ciljle. Jijm -i kjj-j jlj! ¿¡j ij*Jl jliil [Air defense agreement between Iran and Syria could hinder coalition operations]. - The Washington Institute for Near East Policy, 24.07.2020. -URL: https://www.washingtoninstitute.org/ar/policy-analysis/atfaq-aldfa-aljwy-byn-ayran-wswrya-qd-yrql-ml... (In Arab.).
13. Ji—Jlj jj-ll :L)jj- yjJl ^iji'jlj^l [Iraqi militias in Syria: role and future]. - Aljazeera Centre for Studies, 1.04.2019. -URL: https://studies.aljazeera.net/en/node/4421 (In Arab.).
14. V MO RF soobshchili chto VKS organizovali patrulirovanie linii razgranicheniya Sirii i Izrailya [The Russian Ministry of Defense reported that the Aerospace Forces organized patrols of the demarcation line between Syria and Israel]. - TASS, 18.01.2024. - URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/19765287?ysclid=ltq4bska7z882385130 (In Russ.).
15. j—j jlj^L ¿¡j ij&-uji jjujll -J-*. u jtljij jjii« ji-ij yj^i [Advanced manufacturing, weapons and strategic bases. What are the limits of military cooperation between Tehran and Damascus and who is it aimed at?]. - ,»jj»Jl ^j! 5.09.2023. - URL: https://www.aljazeera.net/politics/2023/5/9/cj!j-^jljd!-jJ^--^JjS-'-J'ljij-ijl^- (In Arab.).
16. ¡>lt3ll »Iji^l t-j «¡mjIj-VI ¿¡-jS «^¡jljj! - ^¡jj-» ^¡jS-t ^¡ilsil ["Syria-Iran" military agreement to strengthen strategic relations and prevent attempts to contain the regime]. - 8.07.2020 , ^jdl o—ll. - URL: https://wwwalquds.co.uk/AijS-t-ylijl ■j-jjl-^jljil-^ijj-/ (In Arab.).
17. ¿¿-jj jlj^ ¿¡j ^¡¡jS-c 4jiliil ¿¡iji ..ijjjwll cik.li.-ll j^jLil [Development of air defense in Syria.. Signing of a military agreement between Tehran and Damascus]. - 8.07.2020 , Sjj»Jl - URL: https://www.aljazeera.net/politics/2020/7Z8/
4jj^i-^liliJi-jjjkij-jjj£*i« (In Arab.).
18. 4Sjil- 4j3Ijj! cljjlj- ¿I-J jjjj "o-^l ¿¡i" Jjli [Media: The commander of the Quds Force visited Damascus to conduct joint Iran-Syria maneuvers]. - SPUTNIK, 22.09.2023. - URL: https://sputnikarabic.ae/20230922/-o-3l-jy-->li-f^!
^J^-4¡JJ--4¡зlJJ!-^lJJl^-«lJ^V-¿¿-J-JJj¡... (In Arab.).
19. t^Sij-Vl j-^i jjjli Jj^i j-S ^i ^¡Sj 4il—i l- ..jj-ll ^jlj^Vl ijS—«ll jliiVl [Iran-Syria Military Agreement. What are its goals and how will it contribute to violating the restrictions of the American Caesar Act?]. - SPUTNIK, 12.01.2022. -URL: https://sputnikarabic.ae/20200711/Jjji-j-S-^i-f»l-i--^jSj-4iljAi-l--ijj-ll-^jljjVl-ijS-«ll-jliiVl-... (In Arab.).
20. i^jj-j ¿1 ¿¡j fjjSlj o- ct&c 1 [What is the relationship between Hezbollah and Syria yesterday and today?]. - ¡>jSSL> j£j-7.07.2020 ^jlS-j^S. - URL: https://carnegie-mec.org/2019/05/07/ar-pub-79076 (In Arab.).
21. jljn!j Ujj- ¿¡j jjl*il U-l! Ajiliil [Comprehensive Agreement on Military Cooperation between Syria and Iran]. - AL MAYADEEN, 6.07.2020. - URL: https://www.almayadeen.net/news/politics/1409046/jljd!j-ljjj--jjj-ijS-«ll-jjl«jll-4l-lJ-4jiliil (In Arab.).
22. Polezhaev V.A. (2020) Analiz vozdejstviya inostrannyh gosudarstv na vooruzhyonnyj konflikt v sirijskoj arabskoj respublike: tekushchij aspekt [Analysis of the impact of foreign states on the armed conflict in the Syrian Arab Republic: current aspect] / V.A. Polezhaev, A.M. Grishnin. - Voyenno-ekonomicheskiy vestnik. 2020. No. 2. -URL: https://voenvestnik.ru/PDF/02VNVV220.pdf (In Russ.).
23. ¿l-ll j- jKi j>i- Ujj- f i-l^iiVlj ijS-uJI l^jjUi ¿i -Sji ¿Ijj! [Iran confirms that its military and economic cooperation with Syria will continue to strengthen]. - RT, 13.07.2020. - URL: https://arabic.rt.com/world/1133872-/?ysclid=lr20t7azq6825757476 (In Arab.).
Information about the authors
Galina V. Kashenina, Assistant of the Department of Foreign Languages of the Russian Language Institute of the Nizhny Novgorod State Linguistic University, Nizhny Novgorod, Russian Federation.
Anton A. Kharlamov, Lecturer at the Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Ryazan, Russian Federation.
Corresponding author
Galina V. Kashenina, e-mail: [email protected]
Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 3. P. 23-23.