ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИРИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Олмосбек Одил угли Холбоев
Специальность: история, магистрант 2-курса
Научный руководитель: к.и.н. С. М. Турсунова
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена истории развития политических отношений между Сирией и Ираном, путям их сближения на фоне меняющейся реальности в регионе. Автор раскрывает ситуации внутри и вокруг этих двух государств, взаимозаинтересованности друг друга этих ключевых игроков Ближнего Востока, которая наступила с момента победы исламской революции в Иране в 1979 г. и продолжаются до настоящего времени. Подчеркивается, что такому сближению способствовала поддержка Ирана Сирией во время ирано-иракской войны 19801988 гг., давление на обе страны со стороны США, а также наличие общего врага, которым для двух государств был Израиль. С течением времени Дамаск и Тегеран сплотились с целью противодействия американскому влиянию на Ближнем Востоке и выработали общие подходы к палестинскому вопросу. Отношения двух стран после сирийского кризиса тоже проанализированы и разделены несколько периодов.
Ключевые слова: Сирия, Иран, Ирано-иракская война, Хафез Асад, Башар Асад, Израиль, Хезболла
Дипломатические отношения между Ираном и Сирией были установлены в 1946 году, когда Сирия официально обрела независимость от Франции. Но ещё будучи французским мандатом в Дамаске было консульство Ирана.
Сирия и Иран на сегодняшним день являются стратегическими союзниками, но так было не всегда. С конца 1950-х годов в Сирии находились правительства, которые относились к политике шахского Ирана с недоверием. Причин было несколько, сменявшие друг друга сирийские режимы, зачастую во гласе с суннитами, рассматривали это государство как врага арабского мира. Сирия, наряду с другими арабскими странами, обвиняла Иран в том, что он оккупировал арабские земли Хузистана, который арабы называют «Арабистан». Негативное отношение к Ирану усиливалось и тем, что шах Мухаммад Реза Пехлеви проводил дружественную политику по отношению к Израилю и был союзником США.
После прихода к власти в Сирии в 1970 г. Хафеза аль-Асада1 политическая ситуация в стране стабилизировалась. Растущее влияние Сирии в Ливане способствовало тому, что для Ирана Сирия стала более значимым государством с точки зрения его связей с арабскими странами.2
Двусторонние отношения улучшились во время арабо-израильской войны 1973 г. За период конфликта Иран оказывал материально-техническую, медицинскую и другую невоенную помощь арабским странам, в большей степени Сирии. После войны, Иран оказал Сирии и финансовую помощь. Отношения между государствами в некоторой степени потеплели. В 1974 г. Иран предоставил 150 млн долл. США в качестве займа, а также грант в размере 50 млн долл. для финансирования ряда промышленных и сельскохозяйственных проектов в Сирии. В 1975 г. было подписано сирийско-иранское соглашение о двустороннем сотрудничестве, согласно которому Иран предоставил Сирии дополнительно 300
3
млн долл. в виде займов.
В декабре 1975 г. Х. Асад совершил первый государственный визит в Иран. После этого страны продолжали обмениваться визитами на уровне правительства, укрепляя многосторонние связи. Однако в 1978 г. шах Пехлеви4 поддержал решение египетского президента Анвара Садата5 заключить мир с Израилем.6 Это было неприемлемо для Х.Асада и привело охлаждению отношений Дамаска с Тегераном.
После победы исламской революции в Иране в 1979 г. сирийско-иранские отношения вступили в новую стадию - стратегического альянса. Сирия была одним из первых государств, признавших новое правительство в Исламской Республике. С этого времени оба государства демонстрируют общность подходов в решении актуальных для них вопросов. На прочность взаимоотношений оказали влияние следующие факторы: внешнеполитический, экономический и конфессиональный.
Связующим элементом двустороннего сотрудничества стал схожий подход обоих государств к решению основных проблем Ближнего Востока, в частности палестинской проблемы. Дамаск представлял значительный интерес для Тегерана, которому был необходим союзник для проведения единой политики на
1 Хафез аль-Асад (1930-2000) - сирийский политик, который занимал пост президента Сирии (1971-2000). Был премьер-министром (1970-1971), а также секретарем командования сирийского регионального отделения Партии Арабского социалистического возрождения (ПАСВ или БААС) и генеральным секретарем национального командования этой партии (1970-2000).
2 Hunter Shireen T. Iran and Syria: From Hostility to Limited Alliance // Amirahmadi H., Entessar N. Iran and the Arab World. 1993. P. 204.
3 Ganji B. Politics of Confrontation: The Foreign Policy of the USA and Revolutionary Iran. London, I.B. Tauris, 2012. 320 p. (pp. 42-43)
4 Мухаммад Реза Пехлеви (1919-1980) - последний шах Ирана (1941-1979).
5 Садат Анвар (1918-1981) - президент Египта (1970-1981). В 1978 г. в Кэмп-Дэвиде подписал мирный договор с Израилем. Был убит в 1981 г. исламским фундаменталистом.
6 Goodarzi Jubin M. Syria and Iran: Diplomatic Alliance and Power Politics in the Middle East P. 15-16.
международной арене и в регионе. В свою очередь Дамаск видел в Тегеране своего политического и военного союзника и основного инвестора. В связи с этим некоторые арабские авторы называют взаимоотношения сторон стратегическим
7
альянсом .
На формирование таких отношений оказали влияние следующие факторы. Тесное взаимодействие стало возможным благодаря враждебному отношению обеих стран к Ираку (соперничество между сирийской и иракской партиями БААС продолжалось с 1966 года, когда в результате переворота власть в Сирии перешла левому крылу партии, а иракское отделение партии отказалось его признавать). В создавшейся ситуации сирийский режим попытался себя обезопасить, получая поддержку от Ирана после выхода Египта из арабо-израильского противостояния и ухудшения отношений с Ираком.
Сирии решительно выступила на стороне Ирана в войне с Ираком 19801988 гг. В те годы Сирия была единственной арабской страной, которая на протяжении всей войны открыто оказывала всесильную поддержку Тегерану. В 1982 г. по приказу Х. Асада был перекрыт иракский трубопровод, проходящий через территорию САР, это действие нанесло ущерб иракской экономике: Багдад лишился четверти годового дохода от продажи нефти. Кроме того, САР поставляла Ирану оружие: боеприпасы, двигатели танков и зенитные орудия. 8
Таким образом, Х. Асад опровергал заявления С. Хусейна о том, что война с Ираном была защитой арабов, поскольку Иран занимал острова Большой и Малый Томб и Абу-Муса. Сирия прилагала все усилия, чтобы революция в Иране увенчалась окончательной победой, рассчитывая впоследствии использовать Тегеран в борьбе с Израилем, который является вторым фактором сближения двух стран. Так как лидеры ИРИ после прихода к власти сразу дали понять своё враждебное отношение к Израилю.
Также Дамаск видел в контактах с Ираном возможность выхода из внутреннего и внешнего кризиса. Кризисное положение стало результатом воздействия ряда факторов: гражданская война в Ливане (1976-1990 гг.); внутреннее противостояние в Сирии начала 1980-х гг., когда исламисты в лице «Братьев-мусульман» стремились свергнуть светский режим президента Х. Асада и были поддержаны Иорданией и Израилем; и конечно же подписание Кэмп-дэвидских соглашений в 1978-1979 гг.
Если в период президентства Х. Асада отношения между странами носили партнерский характер, то во время правления Б. Асада наблюдается усиление
7 Muiin, A. (2017). Strategic dimensions of the Syrian-Iranian relations. Palestine is a question. Iran today URL: http://www.iranalyom.com/post.php?id=945 (accessed: 13.02.2022) (in Arab.). Mazjan, M. (2017). The Syrian-Iranian rapprochement on the background of changes. URL: http://www.azzaman.com/?p=51168 (accessed 13.02.2022) (in Arab.).
8 Abbas, A. (2017). The Syrian-Iranian relations.
URL: http://www.ahewar.org/debat/show.art.asp?aid=150731 (accessed 13.02.2022) (in Arab.).
роли Ирана в отношениях в слу происходящих событий в Сирии и в регионе в целом.
Еще одна причина сближения Сирии и Ирана - их непростые отношения со странами Запада и особенно с США. Наиболее напряженными они стали после событий начала 2000-х годов. Так, несмотря на негативное отношение руководства обеих стран к режиму С. Хусейна, Иран и Сирия резко критиковали вторжение войск США в Ирак в 2003 г. Другим обстоятельством, сплотившим обе страны, стал тот факт, что Вашингтон причислял и Иран, и Сирию к странам, оказывающим поддержку терроризму.9 В этот список оба государства попали из-за того, что оказывали помощь радикальным палестинским и исламским организациям и движениям - ХАМАС, Хезболле, «Исламскому джихаду».
16 июня 2006 г. между министрами обороны Сирии и Ирана было подписано соглашение о военном сотрудничестве для борьбы с «общими угрозами», исходящими от Израиля и США, при этом министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар заявил: «Иран рассматривает безопасность Сирии как безопасность Ирана, и мы считаем, что наши оборонительные возможности принадлежат Сирии». Результатом встречи стало приобретение Сирией иранской военной техники.10
17 февраля 2007 г. президенты двух стран Махмуд Ахмадинежад и Башар Асад встретились в Тегеране и заявили о создании коалиции для борьбы против США.
Постепенно начала складываться «Ось сопротивления» (в США государств этой оси называли «Ось зла», либо причисляли к террористическим организациям) - альянс объединивший Иран, Сирию, иракские шиитские ополчения, ливанскую «Хизбаллу» и йеменское движение хуситов.11 И хотя «Ось» по существу оказалась ситуативным альянсом, обусловленным общностью геополитических представлений её участников, ведущую роль в ней играет Исламская Республика Иран. Общая цель всех её участников - противодействию проекта американо-израильского доминирования в регионе под названием Большой Ближний Восток.
C начала сирийского кризиса 2011 года, который был истолкован в Тегеране как производная американской политики, Иран оказывает поддержку режиму Башара Асада. Все участники «Оси» выразили поддержку правительству Асада-младшего и направили в Сирию боевые формирования. Тегеран считает, что приход сирийской оппозиции к власти приведет к тому, что Иран будет
9 Text of President Bush's 2002 State of the Union Address // The Washington Post [Electronic re-source]. -URL : http://www.washingtonpost.com/wp-srv/onpolitics/transcripts/sou012902.htm (ac-cessed : 13.02.2022).
10 Кириченко В.П., Иран и Сирия: факторы сближения и сотрудничества D0I:10.31249/rimm/2020.04.05
11 Uzun O.S., Eksi M. Continuities and Changes in Iran's Foreign Policy: Analysis of Syrian Case. Journal of Regional Studies, 2017, vol. 1, no. 3, pp. 205-228. p. 212.
изолирован на Ближнем Востоке и лишится влияния в Ливане. Для Ирана также сократятся возможности поддержки организации Хезболла, которую он поддерживает именно через Сирию.
Политику Ирана в Сирии с 2011 г. по настоящее время можно разделить на четыре этапа, для каждого из которых характерна определенная степень вовлеченности ИРИ в сирийский кризис.12 Так, на первом этапе (2011 - 2012 гг.) Тегеран воздерживался от открытого вмешательства в конфликт между официальным правительством CAP и оппозицией. Поддержка Б. Асада, хоть и была безоговорочной, но ограничивалась заявлениями отдельных высокопоставленных лиц в ИРИ, дипломатическими и военными консультациями, которые в основном касались вопросов формирования и подготовки армии CAP к обороне важнейших объектов.
На втором этапе (2012 - 2015 гг.) в основу политики ИРИ легла стратегия так называемой регионализации, в соответствии с которой на помощь сирийскому правительству были направлены бойцы шиитских группировок на местах ("Лива Зайнабиюн", "Фатимийюн", "Харакят Ан-Нуджаба", "Асаиб Ахль аль-Хакк"). В свою очередь, президент Ирана Хасан Роухани в выступлении, приуроченном к его инаугурации 3 августа 2013 г., заявил о стратегическом характере отношений
13
двух стран и намерении углубить взаимодействие с Сирией.
На третьем этапе (2015 - 2018 гг.) Иран стал частично координировать усилия с Россией в рамках военной операции BC РФ в Сирии, что привело к фактическому поражению ИГИЛ и союзных сил, представленных такими исламистскими группировками, как "Джебхат ан-Нусра", "Джейш аль-Ислам", "Axpap аш-Шам", "Джебхат аль-Исламийя" и "Джейш аль-Фатх".
Четвертый этап (с весны 2018 г.) — этап затухания конфликта в Сирии, когда на первый план вышло соперничество за влияние в стране между внешними игроками, в рамках которого перед Ираном стоит задача сохранить и усилить имеющиеся политические и экономические позиции в САР. За годы кризиса военная поддержка Тегерана стала для Дамаска одной из важнейших опор. В частности, значительно расширилось военно-техническое сотрудничество двух государств. По состоянию на январь 2020 г. на территории Сирии остаются части вооруженных сил ИРИ и КСИР, а также шиитские ополчения из Ирака, Пакистана и Афганистана.
Подводя итог, можем сказать что, до исламской революции 1979 г. отношения Сирии и Ирана были непростыми, даже несмотря на некоторое их потепление в середине 1970-х годов. Сирийское руководство было обеспокоено
12 Ahmadian H., Mohseni P. Iran's Syria Strategy: the Evolution of Deterrence. /nternotiono/Ahairs, 2019, vol. 95, no. 2, pp. 341-364. DOI: 10.1093/ia/iiy271
13 Al-Moussawi A.H. Iran and the Syrian Crisis. Journal ol US-China Public Administration, 2017, vol. 14, no. 3, pp. I 36144. DOI: l 0.17265/1548-6591/2017.03.002
связями Пехлеви с западными странами во главе с США. Сближению Сирии и Ирана после падения монархии способствовали общие политические интересы двух стран в регионе. В условиях санкции союзничество Сирии и Ирана помогает ей решать не только экономические, но и военные задачи, в этом велика роль иранских военных инструкторов. Для Ирана Сирия по-прежнему является «коридором» на Ближний Восток.
REFERENCES
1. Кириченко В.П., Иран и Сирия: факторы сближения и сотрудничества D0I:10.31249/rimm/2020.04.05
2. Ф.С.Саллум. Особенности сирийско-иранских отношений (1979-2011 гг.): внешнеполитический фактор(2017). In: Actual problems of international relations and global development : collection of scientific papers. Minsk, Vol. 5, р. 105-118.
3. Богаченкова А.С. Политика Ирана в Сирии 2020 г. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН 2020, №1
4. Hunter Shireen T. Iran and Syria: From Hostility to Limited Alliance // Amirahmadi H., Entessar N. Iran and the Arab World. 1993. P. 204.
5. Ganji B. Politics of Confrontation: The Foreign Policy of the USA and Revolutionary Iran. London, I.B. Tauris, 2012. 320 p. (pp. 42-43)
6. Goodarzi Jubin M. Syria and Iran: Diplomatic Alliance and Power Politics in the Middle East P. 15-16.
7. Muiin, A. (2017). Strategic dimensions of the Syrian-Iranian relations. Palestine is a question. Iran today. URL: http://www.iranalyom.com/post.php?id=945 (accessed: 13.02.2022) (in Arab.).
8. Mazjan, M. (2017). The Syrian-Iranian rapprochement on the background of changes. URL: http://www.azzaman.com/?p=51168 (accessed 13.02.2022) (in Arab.).
9. Abbas, A. (2017). The Syrian-Iranian relations. URL: http://www.ahewar.org/debat/show.art.asp?aid=150731 (accessed 13.02.2022) (in Arab.).
10. Uzun O.S., Eksi M. Continuities and Changes in Iran's Foreign Policy: Analysis of Syrian Case. Journal of Regional Studies, 2017, vol. 1, no. 3, pp. 205-228. p. 212.
11. Ahmadian H., Mohseni P. Iran's Syria Strategy: the Evolution of Deterrence. /nternotiono/Ahairs, 2019, vol. 95, no. 2, pp. 341-364. DOI: 10.1093/ia/iiy271
12. Al-Moussawi A.H. Iran and the Syrian Crisis. Journal ol US-China Public Administration, 2017, vol. 14, no. 3, pp. I 36-144. DOI: l 0.17265/15486591/2017.03.002