Научная статья на тему 'Военно-техническая политика как фактор обеспечения безопасности России'

Военно-техническая политика как фактор обеспечения безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3402
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зинин О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-техническая политика как фактор обеспечения безопасности России»

Зинин О.А.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Современное положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две четко выраженные тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении международных позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов коллективного управления глобальными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические информационные факторы.

Вторая тенденция проявляется в попытках создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США, и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование современной системы международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем повышения своего военного потенциала, включая создание оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться решающим. «Сегодня, - отмечалось в выступлении Президента России В.В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в феврале 2007 года, - мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах - военной силы - силы, ввергающей мир в пучину следующих один за одним конфликтов»1.

Неоднозначной является и общественно-политическая ситуация в современной России. Начав в конце XX века перестройку, реформирование общественной жизни страны, отказавшись от многих достижений прошлых лет, высший слой российской политической элиты после распада Советского союза не обладал в достаточной мере знаниями, ни мудростью, ни умениями, чтобы провести со-

циально-политические преобразования без больших геополитических, социально-экономических и оборонных потерь. В контексте общих негативных последствий распада СССР вялой и неэффективной в постсоветской России стала и военно-техническая политика государства. В результате этого Россия утратила былое влияние как на внутреннем, так и, особенно, на мировом рынке военнопромышленной продукции. Существенно ослабла обороноспособность страны.

К концу ХХ века состояние военно-технической политики России находилось на крайне неудовлетворительном уровне. В результате хронического недофинансирования военной организации государства структура ее расходов практически сводилась в основном на содержание личного состава Вооруженных Сил, удельный вес которых к концу 1990-х годов увеличился до 70% На развитие войск и их технической оснащенности средства поступали крайне редко. Образовался разрыв между поставленными задачами и способностью Вооруженных Сил к их выполнению, прежде всего по уровню обеспеченности войск основными видами вооружения и их технического оснащения. Объемы новых поставок и возможности по ремонту вооружения, военной и специальной техники не покрывали их естественную убыль.

В результате старения парка вооружения доля современных образцов ежегодно неуклонно снижалась, составив к концу 1990-х годов менее 20%, а по отдельным видам - менее 10%, в то время как в армиях ведущих стран мира этот показатель составил 60-70%. Сегодня в российских Вооруженных силах насчитывается только 20% техники, которую можно назвать современной. В то же время в армиях НАТО - ее более 70% .

В целом негативные явления социально-экономического развития России, хроническое недофинансирование армии и флота способствовали тому, что по техническому оснащению и состоянию вооружения, военной и специальной техники, мобилизационной базы и другим направлениям Вооруженные Силы оказались в критическом положении. В период с 1996 по 2000 года не было заложено ни одного корабля, а на вооружение было принято всего 40 образцов военной техники.

Резкое снижение, а фактически - отсутствие внутренних заказов, объективные и субъективные просчеты в реформировании оборонно-промышленного комплекса способствовали существенному сокращению научно-технической и производственной деятельности большинства предприятий оборонно-

промышленного комплекса.

Лишь на рубеже 2000-х годов, благодаря проведению прагматичного курса развития России, начался определенный позитивный процесс выхода из экономического и финансового тупика.

В сфере военной и военно-технической политики приняты важнейшие решения, направленные на обеспечение обороноспособности страны. Разработаны и в целом последовательно реализуются планы строительства и развития Вооруженных Сил и других войск на 2006-2010 годы. Формируются концептуальные взгляды на развитие Вооруженных Сил и военной организации страны на предстоящие 15-20 лет.

В 2003 году утверждены Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу, утверждена Государственная программа вооружения на 2007-2015 годы, а также Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» .

Отличительной особенностью настоящего времени являются кардинальные сдвиги в решении, главной проблемы - финансирование национальной обороны. В 2007 году Гособоронзаказ увеличился более чем на 30% по сравнению с параметрами 2006 года и составил свыше 730 млрд рублей, из которых более 400 пойдут на разработку, закупку, ремонт вооружения военной техники и специальной техники, то есть на техническое оснащение структур военной организации России. Примером этому может служить принятие на вооружение новой атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий", зенитной ракетной системы С-400.

Этого явно недостаточно, чтобы эффективно отвечать внешним и внутренним угрозам национальной безопасности в военной сфере. Однако благодаря этому наметилась положительная динамика позитивного роста, формирующая устойчивую тенденцию к преодолению негативных явлений постсоветского периода.

Складывающаяся международная обстановка, внутренняя ситуация в стране, необходимость реформирования военной организации государства и модернизации Вооруженных сил России требует повышения эффективности военнотехнической политики, усиления ее роли в обеспечении национальной безопасности страны.

Таким образом, в настоящее время военно-техническая политика становится приоритетным направлением политики государства. Находясь на стыке науч-

ной, промышленной, экономической, военной и других областей деятельности государства она непосредственно влияет на национальную безопасность.

Тенденции в развитии геополитической, геоэкономической и военностратегической обстановки в современном мире, средств противоборства и вооруженной борьбы, активизация организованного международного терроризма, появление новых геополитических и военных вызовов и угроз и переход к ведению высокотехнологичных войн выдвигают новые требования к принципам, направлениям, методам и содержанию военного строительства в целом и военнотехнической политике в частности.

В условиях ведения высокотехнологичных войн боеготовность и боеспособность вооруженных сил определяются степенью их оснащенности современными средствами вооруженной борьбы и уровнем боевой подготовки личного состава, состоянием их системы вооружения. Без оснащения современным вооружением военной и специальной техникой Вооруженные силы не смогут эффективно и в полном объеме выполнять задачи обороны страны и обеспечения ее военной безопасности, осуществлять стратегию сдерживания агрессии и парировать военные угрозы.

Вышеназванные обстоятельства характеризуют высокую общественнополитическую значимость проблем военно-технической политики государства. Оценивая их состояние, следует отметить, что проблемы военно-технической политики относятся к числу сложных многоуровневых задач, требующих междисциплинарного подхода. Следовательно, военно-техническая политика государства является объектом анализа философов, социологов, политологов, историков, юристов, экономистов, специалистов технических наук и т.д. и обусловливает необходимость перманентного исследования данного явления с позиций различных отраслей научного знания.

На характер военно-технической политики оказывают влияние мероприятия, осуществляемые в рамках социально-экономической политики, политики в области науки и техники, промышленной политики и т.д. В свою очередь мероприятия, осуществляемые в рамках военно-технической политики, оказывают влияние на другие сферы общественной жизни.

Обобщая вышеизложенное, следует вывод, что военно-техническая политика является важным направлением общей политики государства по обеспечению национальной безопасности и находится в диалектической связи с другими компонентами единой государственной политики, оказывает большое влияние на

важнейшие компоненты обеспечения национальной безопасности страны (военную, информационную, политическую, социальную, экономическую, и др.). Основные направления этого влияния состоят в следующем:

1. Военно-техническая политика определяет на исторический период количественно-качественный состав вооружения и военной техники, создаваемых в ходе реализации программ и планов развития системы вооружения, исходя из учета экономических возможностей государства, накопления научнотехнического и производственно-технологического потенциала, что составляет одну из основ боеспособности Вооруженных сил, других воинских формирований, оборонного могущества России в целом, обеспечивает таким образом стратегическое сдерживание потенциального агрессора, выступает действенным инструментом в обеспечении военной безопасности страны.

2. Военно-техническая политика во многом определяет национальнорегиональный характер размещения Государственного оборонного заказа по оборонным предприятиям ОПК, и, следовательно, оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое положение регионов, где сосредоточены такие предприятия, создавая там реальные возможности обеспечения их социальной, экономической и военной безопасности.

3. Военно-техническая политика, обеспечивая развитие новейших технологий военно-промышленного производства, создает возможности повышения конкурентноспособности России на мировом рынке вооружений, в создании ассиметричных систем и механизмов противодействия угрозам потенциальных противников.

4. Военно-техническая политика определяет какие образцы вооружения военной и специальной техники, создаваемые в ходе реализации военно-технической политики, следует поставлять в другие страны в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, оказывает определяющее влияние на объемы экспорта продукции военного назначения, что непосредственно связано с осуществлением внешней политики государства, дает дополнительные рычаги в управлении международными процессами в целях обеспечения национальной безопасности.

5. Военно-техническая политика охватывает более широкий спектр вопросов государственного регулирования, обеспечения и защиты интересов не только силовых министерств и ведомств, но и различных партий, объединений, социальных групп. Она влияет на производственную, научно-техническую, социаль-

ную, инновационную, экологическую и другие области деятельности государства по обеспечению безопасности страны.

6. Военно-техническая политика проводится с расчетом на взаимодействие и взаимовлияние всех элементов (составляющих) системы национальной безопасности, создания условий для:

- развития экономики в целом, устранения деформации в ее структуре;

- опережающего роста производства наукоемкой продукции, продукции высокой степени переработки и развития нанотехнологий;

-обеспечения в максимальной степени выгодной для национальной безопасности, с учетом исторически сложившихся экономических связей стран СНГ, интеграции предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса в международную систему разделения труда;

- создания интегрированных структур, способных адаптироваться к потребностям национальной безопасности, производства и рынка сбыта как военной, так и гражданской продукции;

- эффективного использования ранее созданных технологий двойного назначения и разработки новых в интересах повышения обороноспособности страны, ее военной безопасности;

- создания условий для повышения демографического потенциала оборонного могущества страны, роста призывной части населения через стимулирование уровня занятости населения, среднего уровня образованности и квалификации;

- реализации мер обеспечения экологической безопасности государства, допустимого по российским и общемировым критериям влияния на функционирование биосферы любых видов экономической и военной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, сущностью военно-технической политики государства является совокупность отношений, взаимодействий и взаимосвязей, складывающейся между органами государственной власти по поводу разработки, производства, вооружения военной и специальной техники и оснащения ими Вооруженных сил. Военно-техническая политика, несмотря на ее относительную самостоятельность, характеризуется, как правило, в контексте общегосударственной политики и представляет собой одно из ее направлений. Основным предназначением военно-технической политики является разработка и реализация мер по поддержанию и развитию технического компонента военного потенциала страны и его

рациональному использованию в интересах военно-технического обеспечения обороны и безопасности государства.

Анализ сущности и содержания военно-технической политики позволяет заключить, что военно-техническая политика государства - система официальных принятых в государстве взглядов и конкретных направлений деятельности органов государственной власти по вопросам разработки, производства и развития вооружения и военной техники, материально-технического обеспечения вооруженных сил и других силовых структур современным вооружением, военной и специальной техникой в целях обеспечения необходимой обороноспособности страны, защиты национальных интересов.

Боеспособность вооруженных сил и национальная безопасность России обусловливается уровнем состояния проводимой военно-технической политики, а также состоянием и развитием их системы вооружения, под которой понимается целесообразная совокупность комплексов (образцов) оружия и других технических средств, обеспечивающих их эффективное использование по предназначению4; состоянием оборонно-промышленного комплекса являющегося частью промышленного комплекса страны, специализирующегося на научной разработке и производстве оружия, военной и специальной техники для обеспечения ими Вооруженных Сил и других вооруженных формирований государства; военно-технического сотрудничества (ВТС) Российской Федерации с иностранными государствами являющегося деятельностью государства в области международных отношений, связанной с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения (ПВН), а также с разработкой и производством продукции военного назначе-

5

ния .

Естественно реализация основных аспектов (черт) военно-технической политики Российской Федерации далека до завершения, но то, что эти аспекты находятся на вооружении субъектов военно-технической политики России и само ее развитие на современном этапе демонстрирует четкие тенденции к повышению ее эффективности, вселяет определенный оптимизм.

Обобщая вышеизложенное, следует заключить, что военно-техническая политика, развиваясь и реализуясь как одно из важнейших направлений общей государственной политики, должна строиться и проводиться, так, чтобы наиболее эффективно развивать производство и разработку современного вооружения и военной техники как главного фактора обороноспособности страны, и развивать такое

взаимодействие со всеми сферами жизнедеятельности общества, которое повышало бы уровень всех составляющих национальной безопасности.

1 Российская газета. 2007 г. 12 февр.

2См.: Ростопшин М. Стратегическая потеря темпа // Независимое военное обозрение. 2007. № 5 (511).

См.: Бурутин Л. Г. О некоторых аспектах военно-технической политики государства в новой редакции военной доктрины РФ // Военная мысль. 2007. № 2.

4См.::Журавлев А. В. Теория управления развитием вооружения. Часть 1. М.: Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, 2002.

5О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.