Научная статья на тему 'Сущность и место финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации в системе оборонной безопасности'

Сущность и место финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации в системе оборонной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2122
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБОРОННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорев В. П., Горева О. Е.

Мировой опыт показывает, что укрепление оборонной безопасности является неотъемлемой функцией государства, реализация которой выступает условием стабильности и эффективности развития общества. В настоящее время экономное и рациональное расходование имеющихся ресурсов для поддержания необходимой и достаточной военной мощи государства является основой развития системы обеспечения оборонной безопасности. Данная тенденция находит отражение в системе финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хорев В. П., Горева О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и место финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации в системе оборонной безопасности»

ПРИОРИТЕТЫ России

УДК 338.245; 351.862.6

СУЩНОСТЬ И МЕСТО

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБОРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

В. П. ХОРЕВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических теорий и военной экономики E-mail: horev. 52@mail. ru О. Е. ГОРЕВА,

кандидат экономических наук,

старший помощник начальника учебно-методического отдела

E-mail: horev. 52@mail. ru

ФГКВОУ ВПО «Военный университет»

В соответствии с Конституцией Российской Федерации оборона страны относится к ведению Российской Федерации [3]. В целях обороны создаются Вооруженные силы Российской Федерации, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации [8]. Президент РФ утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных сил РФ, федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, структуру, состав Вооруженных сил РФ, а также штатную численность военнослужащих, принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных сил РФ, другие решения, связанные с вопросами обороны и развития вооруженных сил.

* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2013. № 31 (220).

Правительство РФ несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных сил РФ, разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете, организует оснащение Вооруженных сил РФ вооружением и военной техникой, обеспечение их материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами, разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса [8].

Непосредственное управление Вооруженными силами РФ осуществляет министр обороны через Министерство обороны Российской Федерации. Особый порядок руководства Вооруженными силами РФ и обеспечения их потребностей свидетельствует о высокой значимости состояния армии и флота в обеспечении обороноспособности страны и защиты ее суверенитета.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [9] главным фактором в обеспечении безопасности является развитие системы обеспечения национальной безопасности - сил и средств обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности -Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Одной из составляющих национальной безопасности является военная безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять [8].

Наличию внешних угроз объективно соответствует понятие «оборонная безопасность», обеспечение которой производится через оборонный бюджет. В целях обороны страны создаются Вооруженные силы РФ, а одним из элементов

Элементы 1-й подсистемы

организации обороны является финансирование расходов на оборону.

Система обеспечения оборонной безопасности, под которой понимается совокупность двух пересекающихся подсистем: первая состоит из элементов и включает в себя Вооруженные силы РФ, составляющие основу обеспечения оборонной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач оборонной безопасности, а также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач оборонной безопасности, вторая -правовые, финансово-экономические и духовные отношения между ними (рис. 1) [5].

Цели функционирования системы оборонной безопасности России: предотвращение угроз оборонной безопасности по всему их спектру; обеспечение территориальной целостности государства; обеспечение гражданского мира, свобод и прав населения; недопущение военной агрессии против России и ее союзников; поддержание интересов России во внешнеполитической сфере; интеграция с системами оборонной безопасности иностранных государств [14-16].

В современных условиях возрастают уровень и масштабы угроз в оборонной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

/ / / /

1. Воору- 2. Органы

женные государ-

силы РФ, ственного

другие управле-

войска, ния Воо-

воинские руже-

форми- нными

рования силами

РФ

/ /

/ / / /

3. Органы 4. Часть

государ- научного

ственного и промы-

управле- шленного

ния дру- компле-

гих войск, ксов

воинских страны

форми-

рований

/ /

Элементы 2-й подсистемы:

Рис. 1. Система

, оборонной безо-

правовые, финансово-экономические и духовные

Г ' т ' пасности Россий-

отношения между элементами 1-й подсистемы

ской Федерации

В рамках реализации мероприятий по обеспечению оборонной безопасности важнейшее значение имеет финансово-экономическое обеспечение войск, под которым понимается система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения войск и сил флота денежными средствами и оптимизации их использования для достижения высокой боеспособности и боеготовности Вооруженных сил РФ [12].

Оснащение Вооруженных сил РФ означает производство и передачу в их распоряжение продукции особого рода (вооружение и боевая техника) и части продукции народно-хозяйственного назначения (продовольствие, техника общегражданского назначения, строительные материалы). В совокупности они составляют огромные массы материальных ресурсов.

Кроме того, часть трудовых ресурсов страны выделяется для решения специфических задач по защите государства, которое оплачивает их труд в соответствии с его количеством и качеством.

В условиях товарного производства и действия товарно-денежных отношений содержание вооруженных сил осуществляется за счет экономических и финансовых источников, отражающих натурально-вещественную и стоимостную стороны затрат на оборону страны.

Оснащение армии и флота вооружением, техникой, материальными средствами в их натурально-вещественной форме осуществляется из экономических источников, которыми являются:

1) национальный доход государства;

2) национальное богатство;

3) внешние экономические ресурсы. Национальный доход - чистый продукт общества, представляющий собой часть валового внутреннего продукта, остающуюся после вычета фонда возмещения израсходованных средств производства и воплощающую вновь созданную стоимость.

В процессе планового распределения национального дохода образуются фонд накопления и фонд потребления, которые служат источником покрытия текущих затрат по содержанию Вооруженных сил РФ.

Из фонда потребления покрывается часть долгосрочных затрат по содержанию Вооруженных сил РФ, которые включаются в годовой цикл потребления:

1) затраты на вооружение и технику, используемые в войсках в процессе боевой подготовки;

2) часть расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Из фонда накопления национального дохода осуществляется удовлетворение долгосрочных затрат на оборону страны:

1) расширение основных производственных и непроизводственных фондов в Вооруженных силах РФ;

2) увеличение материальных оборотных средств;

3) увеличение резервов.

Эта часть ресурсов фонда обороны страны относится к долгосрочным затратам и направляется на увеличение накоплений, которые являются составной частью народнохозяйственного накопления.

Правильное соотношение между фондом накопления и фондом потребления национального дохода, затратами из этих фондов на оборону страны имеет большое значение для обеспечения пропорциональности развития экономики государства, роста материального благосостояния народа и укрепления обороноспособности страны [17].

Приоритет задач обороны страны приводят к необходимости использования в качестве экономического источника для обеспечения потребностей Вооруженных сил РФ национального богатства общества, представляющего совокупность накопленных обществом потребительных стоимостей, созданных трудом людей как в сфере производства, так и в сфере потребления, а также вовлеченных в хозяйственный оборот природных ресурсов.

Выделяют следующие элементы национального богатства:

— вооружение, техника и все виды имущества в форме государственных резервов;

— производственные и непроизводственные фонды;

— личное имущество населения;

— природные богатства страны.

Внешние экономические ресурсы являются дополнительным экономическим источником обеспечения потребностей армии и флота как в мирное, так и в военное время.

Внешние экономические ресурсы подразделяются на три основные группы:

1) ресурсы, полученные от союзников за плату, в кредит или безвозмездно;

2) военные трофеи;

3) местные ресурсы театров военных действий. Основным и решающим источником содержания Вооруженных сил РФ как в мирное, так и в военное время является национальный доход. Это обусловлено тем, что:

• национальный доход - это чистый продукт общества, используемый для потребления и накопления;

• используемый для накопления национальный доход выступает источником национального богатства;

• все остальные источники национального богатства носят вспомогательный характер и выступают как реальные экономические источники только в период войны.

Наряду с экономическими источниками различают финансовые источники расходов на содержание Вооруженных сил РФ, являющиеся производными от экономических источников. К финансовым источникам относятся:

1) федеральный бюджет - центральное звено финансовой системы, он концентрирует преобладающую часть всех финансовых ресурсов государства, отражает важнейшие направления финансовой политики и обеспечивает необходимыми денежными средствами дальнейшее развитие экономики, рост реальных доходов населения, укрепление обороноспособности государства;

2) внебюджетные средства, образующиеся в Вооруженных силах РФ;

3) дополнительные источники:

— добровольные взносы населения;

— трофейная национальная валюта, захваченная у противника;

— военные деньги;

— другие источники, являющиеся одновременно доходами госбюджета.

Таким образом, источники расходов на оборону подразделяются на:

• экономические (национальный доход, национальное богатство, ресурсы, полученные от союзников, военные трофеи и местные ресурсы театров военных действий);

• финансовые (федеральный бюджет, внебюджетные средства, трофейная и иностранная валюта, военные деньги и добровольные взносы населения) (рис. 2) [11].

Современная война, скорее всего, может принять коалиционный характер, причем уже в мирное время страны - члены коалиций будут оказывать помощь более слабым и менее развитым партнерам. Эта помощь выступает как внешний ресурс для страны-получателя. Эти ресурсы могут быть представлены в виде займов, кредитов, конкретной экономической и военной помощи [2].

Основным бюджетным источником обеспечения расходов на оборону является финансирование из федерального бюджета, в котором значительная доля расходов сосредоточена в разделе «Национальная оборона».

Средства внебюджетных источников (СВИ) являются следующим видом финансовых источников, направляемых на финансирование потребностей Вооруженных сил РФ. Основными источниками образования СВИ являются: использование имущества (услуги), реализация продуктов утилизации, другие поступления. Эти средства могут расходоваться без проведения их по доходной и расходной частям федерального бюджета в качестве дополнительного источника финансирования потребностей войск [4].

Планирование оборонного бюджета есть неотъемлемая часть планирования расходов федерального бюджета, отраженных в едином документе -федеральном законе о федеральном бюджете на

ИСТОЧНИКИ РАСХОДОВ НА ОБОРОНУ ГОСУДАРСТВА

\7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМ И ЧЕСКИ Е

ФИНАНСОВЫЕ

очередной финансовый год и плановый период на последующие два года.

Оборонный бюджет представляет собой не только часть федерального бюджета, выделенную в законодательном порядке на расходы по содержанию и строительству Вооруженных сил РФ, но и важнейший инструмент реализации военно-научной, военно-технической, военно-социальной и военной политики [1].

В связи с этим оборонному бюджету принадлежит важная роль в обеспечении военной безопасности государства, функционировании всех потенциалов, на которых она базируется, в том числе на военно-экономических, военно-научных, военно-технических, военно-социальных и собственно военных слагаемых обороноспособности страны. Роль оборонного бюджета определяется результатом использования его в той или иной сфере деятельности по обеспечению военной безопасности страны.

Возможность воздействовать на состояние обороноспособности и военной безопасности страны с помощью оборонного бюджета основывается на том, что в условиях товарно-денежных отношений привлечение материальных и трудовых ресурсов в сферу обеспечения национальной безопасности находится в зависимости от имеющихся фондов военно-бюджетных ресурсов.

Воздействие оборонного бюджета на состояние и функционирование слагаемых военной безопасности страны осуществляется следующим образом [18].

Во-первых, путем правильного определения потребности Вооруженных сил РФ в ассигнованиях на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), закупку и содержание вооружения, военной техники и военного имущества, на капитальное строительство в интересах обороны страны. В процессе определения потребности в военно-бюджетных ресурсах важно устанавливать оптимальное соотношение расходов на текущее содержание и расходов долгосрочного характера.

Во-вторых, из оборонного бюджета возмещаются затраты поставщикам конечной военной продукции. Полное и своевременное возмещение этих затрат способствует повышению эффективности военного производства и ускоренному техническому переоснащению секторов оборонно-промышленного комплекса, в результате чего становится возможным освоение производства современных средств вооруженной борьбы, широкое использование научно-технических достижений. Определенное воздействие на поставщиков конечной военной продукции оказывается также

через применение финансово-экономических льгот и санкций (проявление стимулирующей функции оборонного бюджета).

В-третьих, оборонный бюджет используется для развития производственной сферы экономики военной организации страны. Количественные и качественные параметры промышленного, ремонтного и строительного производства в рамках военной организации страны оказывают заметное влияние на состояние и функционирование военно-экономических и собственно военных слагаемых военной безопасности страны.

В-четвертых, воздействие на слагаемые обороноспособности страны оказывается путем контроля за законностью и целевым использованием выделяемых военно-бюджетных ресурсов.

Помимо этого, с помощью оборонного бюджета может оказываться воздействие не только на материально-вещественные слагаемые военной безопасности страны, но и на человеческий фактор, на военно-социальную составляющую и в целом на военно-социальную политику. Реализация военно-социальной политики в Вооруженных силах РФ выражается в системе мер по социальной защите военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов военной службы и членов их семей [13]. Социальная защита военнослужащих, в частности, предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций, охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. В системе мер по социальной защите военнослужащих наряду с гарантированием прав и свобод одно из важнейших мест занимает обеспечение материальных и духовных потребностей военнослужащих. Степень удовлетворения материальных и духовных потребностей военнослужащих существенно сказывается на уровне жизни и отношении к служебной деятельности. Поэтому среди основных направлений влияния оборонного бюджета на функционирование военно-социальных слагаемых обороноспособности страны особое место принадлежит расходам на выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий ветеранам военной службы [6].

Другим не менее важным направлением влияния оборонного бюджета на реализацию военно-социальной политики в Вооруженных силах РФ выступают расходы на продовольствие, вещевое, транспортное, медицинское и страховое обеспечение военнослужащих. В современных условиях проводимой военной реформы и сокращения

численности вооруженных сил для реализации военно-социальной политики и функционирования военно-социальных слагаемых военной безопасности страны исключительное значение приобретают расходы на расчеты с увольняемыми военнослужащими и на пенсии ветеранам военной службы.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что в составе военного бюджета выделяют оборонный бюджет, объем и структура которого диктуется внешними угрозами государства. Сущность оборонного бюджета раскрывается в его функциях: распределительной, контрольной и стимулирующей, которые выражают способ действия этой категории в рамках военно-бюджетных отношений и характеризуют оборонный бюджет на всем протяжении его существования.

Через объем бюджетных ресурсов, направляемых на нужды обороны, а также через условия формирования и использования фондов денежных средств осуществляется воздействие на состояние слагаемых военной безопасности страны. Однако возможности использования оборонного бюджета как стоимостного инструмента реализации военно-экономической, военно-научной, военно-технической, военно-социальной и собственно военной политики ограничены во многом размером выделенных бюджетных средств.

Нейтрализация угроз, а также обеспечение целостности и государственного суверенитета является важной задачей в Российской Федерации. Однако реалии таковы, что на сегодняшний день уровень оборонной безопасности России не в полной мере соответствует сложившейся системе угроз.

Исходя из этого, можно выделить основные задачи финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил РФ:

1) полное (в пределах установленных норм) и своевременное обеспечение денежными средствами мероприятий боевой и мобилизационной подготовки, хозяйственных и культурно-бытовых нужд, содержания и эксплуатации вооружения, военной техники и иных нефинансовых активов;

2) правильное определение потребности в бюджетных ассигнованиях и осуществление контроля за законностью и хозяйственной целесообразностью использования их строго по целевому назначению;

3) обеспечение сохранности денежных средств и нефинансовых активов, своевременное принятие мер к возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством;

4) соблюдение требований налогового законодательства, своевременное удержание (начисление) установленных налогов и сборов, осуществление расчетов с бюджетами различных уровней;

5) своевременное удовлетворение денежным довольствием (заработной платой) военнослужащих (лиц гражданского персонала) и иными выплатами, установленными законодательством;

6) строгое соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины;

7) законное, целевое, экономное, эффективное и результативное использование денежных средств и нефинансовых активов, правильное документальное оформление хозяйственных операций;

8) правильная организация и ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, обеспечение достоверности учета;

9) качественное и своевременное составление и представление установленной бюджетной, налоговой, статистической (финансовой) и иной финансовой отчетности.

Вместе с тем необходимо отметить, что реальная эффективность финансово-экономического обеспечения может быть оценена только по конечным параметрам обороноспособности:

• уровню боеготовности и боеспособности войск и сил флота;

• уровню морально-психологического состояния личного состава, его организованности и дисциплины;

• уровню решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей;

• уровню эффективности использования выделяемых в войска ресурсов [19].

На современном этапе развития Вооруженных сил РФ совершенствование их финансово-экономического обеспечения находится в тесной взаимосвязи с общегосударственной политикой, и в первую очередь в бюджетной сфере. Сегодня возникает потребность в проведении дальнейших исследований состояния и проблем развития финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России, особенностей его планирования в современных условиях и разработке научно обоснованных принципов военно-бюджетной политики на основе программно-целевого метода.

Одной из общих узловых проблем является координация деятельности органов государственной власти по разработке и реализации плановых документов в области финансово-экономического

обеспечения Вооруженных сил РФ. Логичным представляется создание упорядоченной системы целей, стратегий, мер, способов действий, направленных на обеспечение оборонной безопасности Российской Федерации и отражаемых в последовательной разработке и согласованной реализации системы взаимоувязанных планов и программ по их финансово-экономическому обеспечению.

Список литературы

1. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000.

2. Золотарев В. А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). М.: Канон-Пресс, 1998.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

4. Корсунь В. П., Токарев Д. А. К вопросу о показателях оценки оборонной безопасности России // Военная мысль. 2003. № 4.

5. КузыкБ. Н. Экономика военной сферы: учебник. М.: МГФ «Знание», 2006.

6. Кушнир А. М. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности // Армия и общество. 2008. № 1.

7. Макаренко Д. И., Хрусталёв Е. Ю. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. М.: Наука, 2008.

8. О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146.

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

10. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-Ф3.

11. Пожаров А. И. Военная экономика России: история и теория. М.: ВФЭУ, 2005.

12. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2008.

13. Фатеев К. В. Правовое содержание военной безопасности государства и ее обеспечения в XXI веке. URL: http://www. voennoepravo. ru/ node/3348.

14. Хрусталёв Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.

15. Хрусталёв Е. Ю. Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9.

16. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.

17. Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономические и научно-производственные проблемы военной безопасности государства // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2.

18. Цымбал В. И., Хрусталёв Е. Ю. Экономические аспекты военной безопасности современной России // Экономическая наука современной России.1999. № 4.

19. Экономика военного строительства: новая парадигма / под ред. д. э. н. , проф. Г. А. Лавринова, д. э. н. , проф. С. Ф. Викулова. Ярославль: ООО ИПК «Литера», 2008.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.