A.Yu. Sudakov Military-Social Work in the Military Men Social Protection System
The article considers the role of military-social work in the military men social protection system. The social importance of this phenomenon at the present stage of armed forces' reform is defined.
Key words and word-combinations: military-social work, social protection, Russian Federation Armed Forces, system.
Раскрывается роль военно-социальной работы в системе социальной защиты военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Определяется социальная значимость этого явления на современном этапе реформирования войск.
Ключевые слова и словосочетания: военно-социальная работа, социально-правовая защита, Вооруженные силы Российской Федерации, система.
УДК 334 ББК 65.291.212.1
А.Ю. Судаков
ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
I I ровозглашенный в Конституции РФ [1] принцип правового и социального государства предопределяет развитие российского законодательства по пути совершенствования механизмов правового регулирования отношений между государством и его гражданами, повышения защищенности прав и свобод личности. Социальная защита граждан является центральной проблемой правового государства и характеризует «качество» его деятельности, той реальной политики, которую оно проводит в целях обеспечения достойной жизни и свободного развития своих граждан.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства. Согласно данному принципу создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку. Смысл данной обязанности государства основывается на простом, но ко многому обязывающем положении: каждый человек, в том числе военнослужащий, вправе рассчитывать на такой
жизненный уровень, который позволял бы ему не только существовать, но формировать и проявлять себя как личность.
XXI век диктует свои условия военному человеку. Проводимая в армии военная реформа призвана ответить на вызов внешнеполитических и внутренних социально-экономических реальностей, достижений научно-технического прогресса, она сопряжена с ростом профессионализма военных кадров, развитием интеллектуальных и мобильных возможностей современных сил и средств ведения войны. Естественное в таких условиях повышение требований к организации повседневной деятельности военнослужащих, объективная необходимость сокращения численности личного состава Вооруженных сил обязывает верховные органы власти проводить соответствующую государственную политику в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Основы такой политики изложены в Конституции России и Федеральном законе «О статусе военнослужащих» [2].
Имеющийся у современной России более чем двадцатилетний опыт реформ показывает, что социально-экономические и иные преобразования в наибольшей степени сказываются на уровне жизни тех слоев населения, которые имеют фиксированные доходы: оклады, пенсии, пособия. Именно к этой категории относятся военнослужащие и их семьи. Именно на них сказываются сегодня различные аспекты военной реформы в их человеческом измерении.
Среди обстоятельств, обусловливающих остроту социальных проблем в армии, ученые и публицисты выделяют следующие:
переход к рыночной экономике осложнил проблемы жизнеобеспечения Вооруженных сил и снизил возможности государства в реализации социальных программ, действующих в отношении военнослужащих;
реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных сил выдвинули на первый план необходимость разработки комплексной программы социальной адаптации сокращаемых и увольняемых в запас военнослужащих;
за крайне короткое время военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой группы населения превратились в социальную группу с низким достатком, так как именно денежное довольствие является для них основным, а для большинства - единственным источником формирования семейного бюджета;
неразвитость социальной инфраструктуры военных гарнизонов, сокращение ассигнований на ее развитие усугубляют и без того бедственное положение семей военнослужащих;
отсутствие материального и финансового обеспечения, необходимого для реализации положений законодательства о социальной защите военнослужащих и их семей.
Все это позволяет сделать вывод, что социальная защищенность военнослужащих и членов их семей может быть охарактеризована на сегодня как явно недостаточная. Базовыми характеристиками низкого уровня социальной защищенности военнослужащих являются неполнота и фрагментарность правовой базы по урегулированию вопросов социально-экономического обеспечения войск; нерешенность жилищной проблемы; неадекватная современным социально-
экономическим условиям оплата воинского труда; недостаточная престижность воинского труда и низкий статус военнослужащих в обществе.
Недостаточная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей превращает армию в институт повышенного социального риска, что отражается на общем морально-психологическом состоянии военнослужащих. Таким образом, осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих, членов их семей все более выдвигается на первый план в деятельности органов военного управления, заинтересованных в поддержании боевой готовности и боеспособности войск.
В основе такого подхода лежит простая, но неоспоримая логика: прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, следует обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть военно-социальной работы.
Военно-социальная работа представляет собой деятельность органов военного управления по реализации установленных законодательством социальноэкономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на данной основе социальной защиты указанной категории населения. Деятельность по обеспечению социальной защиты выступает в качестве одного из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса как необходимое условие эффективности социального обеспечения, определяемого государством своим защитникам.
Военно-социальная работа представляет собой социально-правовой механизм разрешения сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, то есть социальным статусом. Уровень решения этой задачи на конкретный момент времени определяется учеными как социальная защищенность. Она отражает степень реализации важнейших социальных прав различных категорий военнослужащих, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов личности, соответствие социального положения военнослужащих той роли, которую они призваны играть в жизни общества.
В современной теории военно-социальной работы следует различать широкую и узкую трактовку данной деятельности. В широком смысле военно-социальная работа - влияние государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц и общественности на социальное обустройство войск через формирование и реализацию государственной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности каждого военнослужащего и его семьи. В более узком понимании военносоциальная работа - это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи военнослужащему, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую натуральную помощь, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающую им в этом.
Вместе с тем военно-социальная работа является составной частью более широкого понятия - социальной работы, под которой понимается проявление гуманного отношения общества к отдельному человеку и группам лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальная работа отличается от благотворительности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков саморегуляции. По своей сути социальная работа представляет собой форму государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей и призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости способности людей к функционированию в обществе.
Объектом профессиональной социальной работы в обществе является не все население страны, а люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [3] к указанной категории граждан относятся: инвалиды; люди преклонного возраста; больные, неспособные к самообслуживанию; сироты; безнадзорные; малообеспеченные; безработные; не имеющие определенного места жительства.
Несколько по-иному обстоит дело с социальной работой в воинской среде. Военнослужащий не ограниченно трудоспособен, а ограничен в своих возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния. Следовательно, объектом военно-социальной работы необходимо считать всех военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных силах, а также их семьи. Особенности военной службы, выполнение Вооруженными силами специфических функций в интересах государства требуют и специфических форм и методов социальной работы.
Необходимость возникновения института военно-социальной работы в Вооруженных силах продиктована следующими обстоятельствами:
коренным изменением статусно-ролевого положения военнослужащих, когда контрактные обязательства, все больше наполняясь реальным смыслом, требуют установления ответственности государства перед военнослужащими за обеспечение минимума социальных благ, предусмотренных законом;
наличием большого количества нерешенных социально-бытовых проблем гарнизонов;
необходимостью осуществлять более широкие и предметные связи военного командования с местными органами власти, судебными структурами, общественностью по решению социально-бытовых вопросов обеспечения военнослужащих;
объективной необходимостью увеличения объема работы с семьями военнослужащих.
С учетом имеющегося в этой сфере богатого мирового опыта можно выделить следующие тенденции в развитии военно-социальной работы в воинской среде: социальная работа с военнослужащими и членами их семей организуется как военным ведомством, так и неправительственными организациями: ассоциациями, фондами, агентствами; социальная работа ведется как в пределах
военных городков, так и вне их - в городах и поселках, где живут военнослужащие и их семьи; социальная работа проводится не только с теми, кто проходит службу, но и с теми, кто уволен с военной службы; система социальной работы располагает собственной финансовой и материальной базой, газетами и журналами; необходимо всемерное развитие специализированного социального законодательства.
Названные обстоятельства дают все основания выделять военно-социальную работу в относительно самостоятельное направление в деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения социальных проблем воинских частей и гарнизонов, отдельных военнослужащих. Ее суть - в осуществлении разного рода мероприятий по изучению и прогнозированию развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей, а также в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих.
Необходимо предусмотреть организацию и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих, индивидуальную юридическую помощь в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем, обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных. Важным вопросом в подобной работе является также рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей, координация деятельности, взаимодействие и партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями в деле осуществления социальной защиты военнослужащих и их семей.
Новые реалии требуют более полного учета интересов военнослужащих и членов их семей, наличия эффективно функционирующего института социальной работы с ними. Только в этом случае военнослужащие смогут более активно и заинтересованно выполнять свой воинский долг. Следовательно, деятельность по осуществлению социальной защиты военнослужащих должна стать обязательной функцией государственных учреждений, руководителей военных ведомств, командиров, штабов и тыловых служб.
Военно-социальную работу можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц с использованием правовых, организационных, воспитательных средств по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей и созданию на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.
Практическое значение военно-социальной работы в Вооруженных силах РФ заключается, во-первых, в максимальном использовании правовых, организационных, воспитательных средств ее субъектами при выполнении возложенных
Д.И. Коруняк, И.В. Стазаева
на них обязанностей и предоставленных им полномочий по социальной защите военнослужащих. Во-вторых, в постановке вопроса о компетентности и ответственности руководителей за состояние военно-социальной работы. В-третьих, в выработке критериев оценки данной деятельности и определении возможности по повышению ее эффективности.
Библиографический список
1. Конституция РФ. М., 2005.
2. О статусе военнослужащих: Федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
3. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
D.I. Korunyak, I.V. Stazaeva
Specificity of construction
of mutual relations with patients
at doctors depending
on the gender factor
and a structure of medical activity
The article shows the dependencies of the medical employees' attitude towards their professional activity and the interaction with patients. The authors suppose that medical employees' gender and medical profile influence doctor-patient relationships.
Key words and word-combinations: sociology of medicine, interaction between the doctor and the patient, reform of public health services.
Показаны зависимости отношения медицинских работников к своей профессиональной деятельности и взаимодействию с пациентами. Авторы считают, что гендерная принадлежность медицинских работников и профиль врачебной специальности оказывают влияние на построение взаимоотношений с пациентами.
Ключевые слова и словосочетания: социология медицины, взаимодействие врача и пациента, реформа здравоохранения.
УДК 316.334.2:796 ББК 60.56
Д.И. Коруняк, И.В. Стазаева
СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПАЦИЕНТАМИ У ВРАЧЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА И ПРОФИЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дравоохранение как социальная система есть общность и определенный вид взаимоотношений индивидуумов и их групп в характерных условиях социальной среды. Ат-титюды, или социальные установки, формируют коммуникации врача и пациента, выражая субъективные ориентации членов группы по отношению к ценностям, которые, в свою очередь, представляют собой «правила поведения, при помощи которых группа старается удержать, регулировать, а также сделать более общими и более частыми соответствующие виды действий ее членов» [1, с. 114]. Изучение аттитюдов врачей и боль-