Научная статья на тему 'Нормативно-правовое и психологическое обеспечение работы с личным составом: поддержка правопорядка и воинской дисциплины'

Нормативно-правовое и психологическое обеспечение работы с личным составом: поддержка правопорядка и воинской дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРАВОПОРЯДОК / РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / МАНЕВРЫ / УЧЕНИЯ / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / MILITARY PERSONNEL / MILITARY DISCIPLINE / LAW AND ORDER / WORK WITH PERSONNEL / CRIMES / OFFENSES / PERSONNEL / MANEUVERS / EXERCISES / MILITARY ACTIONS / PREVENTIVE EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доркина Анастасия Викторовна, Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна

В статье рассматривается одно из направлений работы с личным составом: поддержание правопорядка и воинской дисциплины. Авторы освещают важную составляющую работы с личным составом по поддержанию правопорядка и дисциплины проведение мероприятий правового воспитания военнослужащих с разъяснением мер ответственности за правонарушения. Раскрывается роль социальной защиты военнослужащих, поскольку военнослужащие и их семьи зачастую проживают в специфических условиях, рассматриваются основные проблемы при несении службы военнослужащими. Под социальной защитой военнослужащих авторы предлагают понимать систему мер со стороны государства, направленных на удовлетворение различных социальных потребностей (относительно жилья, охраны здоровья, денежного довольствия и так далее) военнослужащих. Проблемным аспектом с их точки зрения в социальной сфере можно назвать недостатки имеющейся в местах жизнедеятельности военнослужащих инфраструктуры либо в отдельных местностях ее практически полное отсутствие. Проанализированы нормативно-правовое и психологическое обеспечение рассматриваемой деятельности с обозначением проблемных аспектов в работе с личным составом и предложением путей совершенствования законодательства. Авторы приводят рекомендации для проведения работ с личным составом с целью повышения правопорядка и воинской дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доркина Анастасия Викторовна, Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF WORK WITH PERSONAL COMPOSITION: SUPPORT FOR LAW AND MILITARY DISCIPLINE

The article discusses one of the areas of work with personnel: maintaining law and order and military discipline. The authors highlight an important component of work with law enforcement personnel and discipline the holding of measures for the legal education of servicemen explaining the measures of responsibility for offenses. The role of social protection of military personnel is revealed, since military personnel and their families often live in specific conditions, and the main problems when serving in the military are considered. Under the social protection of servicemen, the authors propose to understand the system of measures on the part of the state, aimed at satisfying various social needs (regarding housing, health care, money allowances, and so on) of servicemen. From their point of view in the social sphere, the problematic aspect can be called the shortcomings of the infrastructure available in the places of vital activity of the military personnel or in some localities its almost complete absence. Analyzed legal and psychological support of the activity in question with the designation of problematic aspects in working with staff and proposing ways to improve legislation. The authors provide recommendations for working with personnel in order to improve law and order and military discipline.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое и психологическое обеспечение работы с личным составом: поддержка правопорядка и воинской дисциплины»

Dorkina Anastasia Viktorovna, Gladkova Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna pedagogical

REGULATORY AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF WORK WITH PERSONAL ... sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0012

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ: ПОДДЕРЖКА ПРАВОПОРЯДКА И ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

© 2019

Доркина Анастасия Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры

гуманитарных и общенаучных дисциплин Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук., доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625001, Россия, Тюмень, ул. Л. Толстого 1, e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается одно из направлений работы с личным составом: поддержание правопорядка и воинской дисциплины. Авторы освещают важную составляющую работы с личным составом по поддержанию правопорядка и дисциплины - проведение мероприятий правового воспитания военнослужащих с разъяснением мер ответственности за правонарушения. Раскрывается роль социальной защиты военнослужащих, поскольку военнослужащие и их семьи зачастую проживают в специфических условиях, рассматриваются основные проблемы при несении службы военнослужащими. Под социальной защитой военнослужащих авторы предлагают понимать систему мер со стороны государства, направленных на удовлетворение различных социальных потребностей (относительно жилья, охраны здоровья, денежного довольствия и так далее) военнослужащих. Проблемным аспектом с их точки зрения в социальной сфере можно назвать недостатки имеющейся в местах жизнедеятельности военнослужащих инфраструктуры либо в отдельных местностях ее практически полное отсутствие. Проанализированы нормативно-правовое и психологическое обеспечение рассматриваемой деятельности с обозначением проблемных аспектов в работе с личным составом и предложением путей совершенствования законодательства. Авторы приводят рекомендации для проведения работ с личным составом с целью повышения правопорядка и воинской дисциплины.

Ключевые слова: военнослужащие, воинская дисциплина, правопорядок, работа с личным составом, преступления, правонарушения, личный состав, маневры, учения, боевые действия, предупредительный эффект.

REGULATORY AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF WORK WITH PERSONAL COMPOSITION: SUPPORT FOR LAW AND MILITARY DISCIPLINE

© 2019

Dorkina Anastasia Viktorovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Humanities and General Scientific Disciplines Gladkova Marina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and General Scientific Disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova, Ministry of Defense of the Russian Federation (625001, Russia, Tyumen, L. Tolstoy st. 1, e-mail: [email protected]) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])

Abstract. The article discusses one of the areas of work with personnel: maintaining law and order and military discipline. The authors highlight an important component of work with law enforcement personnel and discipline - the holding of measures for the legal education of servicemen explaining the measures of responsibility for offenses. The role of social protection of military personnel is revealed, since military personnel and their families often live in specific conditions, and the main problems when serving in the military are considered. Under the social protection of servicemen, the authors propose to understand the system of measures on the part of the state, aimed at satisfying various social needs (regarding housing, health care, money allowances, and so on) of servicemen. From their point of view in the social sphere, the problematic aspect can be called the shortcomings of the infrastructure available in the places of vital activity of the military personnel or in some localities its almost complete absence. Analyzed legal and psychological support of the activity in question with the designation of problematic aspects in working with staff and proposing ways to improve legislation. The authors provide recommendations for working with personnel in order to improve law and order and military discipline.

Keywords: military personnel, military discipline, law and order, work with personnel, crimes, offenses, personnel, maneuvers, exercises, military actions, preventive effect.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время в условиях существующих мировых угроз Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают обеспечивать безопасность нашего государства. [1]. Первостепенными задачами являются укрепление обороноспособности и защита государства. Это становится возможным при наличии современного вооружения и, безусловно, высококвалифицированных военных кадров. [2]. Залогом успеха для деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации являются высокая воинская дисциплина и правопорядок, значение которых сложно переоценить. Целью работы с личным 52

составом по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины является соблюдение личным составом установленных законодательством порядка и правил. Соответственно, при организации работы с личным составом одним из основных направлений является работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины [3]. Одной из составляющих работы с личным составом по поддержанию правопорядка и дисциплины является борьба с правонарушениями. Ведь преступления и другие совершаемые правонарушения дестабилизируют порядок прохождения военной службы и негативным образом сказываются на состоянии правопорядка и дисциплины в войсках [4]._

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Доркина Анастасия Викторовна, Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ...

В этой связи необходимо тщательно проводить анализ произошедших преступлений, происшествий в сфере военной службы, грубых дисциплинарных проступков, нарушений служебной дисциплины с последующей выработкой предложений по укреплению воинской дисциплины и правопорядка с целью наказания виновных и последующего предупреждения подобных правонарушений в будущем [5].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. При подготовке настоящей статьи авторы обратили внимание на отсутствие обобщенных статистических данных относительно совершенных военнослужащими преступлений и грубых дисциплинарных проступков, что затрудняет поиск информации в данном направлении и понимание реальной сложившейся ситуации [6]. Статистические сведения отдельных военных судов, Главной военной прокуратуры, следственных органов и иных структур не позволяют наглядно увидеть полную ситуацию преступности и правонарушений [7]. В 2008 году исследователь В.А. Шестак обоснованно отметил: «из-за существующего исследовательского вакуума между преступностью и причинными факторами мы не видим специфических причин ряда категорий преступлений [8]. Неслучайно многие частные определения судов и представления следователей характеризуются однообразием обстоятельств, указываемых в качестве причин и условий, способствующих совершению преступлений, - бесконтрольность, слабый уровень воспитательной работы и т. д [9]. Для полного представления необходимо изучать совокупность правонарушений» [10]. Следует учитывать и то, что не все преступления и правонарушения доводятся до руководства и раскрываются, составляя так называемую «скрытую преступность» [11].

Нельзя забывать и о вопросах социальной защищенности военнослужащих и прямой зависимости от этого фактора, как полагают авторы, уровня дисциплинированности военнослужащих и самого престижа Вооруженных Сил Российской Федерации [12]. Как справедливо указывает И.Н. Караваев, высокая требовательность должна обязательно сочетаться с заботой о военнослужащих, их семьях, с удовлетворением их законных просьб и нужд [13].

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение нормативно-правового и психологического обеспечения работы с личным составом.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Обобщая статистические данные мы показываем следующую информацию:

- какие преступления и иные правонарушения совершаются чаще всего;

- динамика преступлений и иных правонарушений

[14];

- причины, послужившие основанием совершения преступлений и иных правонарушений [15];

- какая категория военнослужащих совершает те или иные преступления и иные правонарушения [16];

- относятся ли преступления военнослужащих к общим преступлениям или именно против военной службы [17];

- иная важная информация [18].

Важная составляющая работы с личным составом по поддержанию правопорядка и дисциплины - проведение мероприятий правового воспитания военнослужащих с разъяснением мер ответственности за правонарушения. В ходе правового воспитания военнослужащим разъясняется действующее законодательство, доводится практика в сфере военной службы [19]. Наглядным примером здесь служит, в том числе, проведение открытых заседаний военных судов по уголовным делам в присутствии личного состава в расположении воинских частей

в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 29.02.2000 года №105 «Об организации работы по проведению выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей и по объявлению приговоров и решений военных судов в приказах командования [20]. Осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики правонарушений и правового воспитания военнослужащих [21-27].

Обобщение статистических данных по совершаемым преступлениям и правонарушениям в войсках с доведением до лиц, осуществляющих работу с личным составом, что именно будет способствовать наилучшему реагированию и решению этого вопроса в системном подходе [28].

Как следствие, достигается определенный предупредительный эффект. Кроме того, командир в своей работе с личным составом должен учитывать и быть осведомленным о личных качествах своих подчиненных и морально-психологическом состоянии коллектива [29]. Выявив лиц, склонных к нарушениям правопорядка и дисциплины, командир проводит с ними профилактическую работу. Полезным и, как правило, действенным становится общение командира с родственниками таких лиц [30]. Командиру, необходимо быть примером для своего личного состава относительно вопросов соблюдения правопорядка и дисциплины. Непоследовательность же в своих требованиях, наоборот, является фактором снижения уровня дисциплины у подчиненных. Положительно влияет на уровень дисциплины и правопорядка также обмен опытом работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка [31].

Нельзя забывать и о вопросах социальной защищенности военнослужащих и прямой зависимости от этого фактора, как полагают авторы, уровня дисциплинированности военнослужащих и самого престижа Вооруженных Сил Российской Федерации [32].

Военнослужащие и их семьи зачастую проживают в специфических условиях, неся свою службу. Среди таких условий В.В. Соловьев, в том числе, выделил:

- удаленность мест службы военнослужащих от крупных городов;

- отсутствие возможности трудоустроиться жене (мужу) военнослужащего и членам его семьи;

- частую перемену мест службы [33];

- возможность потери кормильца по причине участия в боевых действиях, маневрах, учениях [34].

Значит, особое значение приобретает наличие социальных гарантий для военнослужащих, первостепенными среди которых являются обеспечение военнослужащих жильем, достойное денежное довольствие, наличие ряда льгот и гарантий [35].

Под социальной защитой военнослужащих понимается система мер со стороны государства, направленных на удовлетворение различных социальных потребностей (относительно жилья, охраны здоровья, денежного довольствия и так далее) военнослужащих [36]. Проблемным аспектом с нашей точки зрения в социальной сфере можно назвать недостатки имеющейся в местах жизнедеятельности военнослужащих инфраструктуры либо в отдельных местностях ее практически полное отсутствие. Представляется, что инфраструктуру в аспекте социального обеспечения военнослужащих должен составлять комплекс взаимосвязанных структур и объектов, имеющий целью создание для военнослужащих условий для повседневной жизнедеятельности. В данную инфраструктуру в обязательном порядке необходимо включить дошкольные и школьные учебные заведения, транспортное сообщение, инженерное благоустройство, спортивные залы, места культуры и досуга и так далее. Если рассматривать существующее на сегодняшний день положение по этому вопросу, то налицо различие между теми военнослужащими, воинские части которых дислоцируются в городах и крупных населенных пунктах, и теми, которые располагаются в

Dorkina Anastasia Viktorovna, Gladkova Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna REGULATORY AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF WORK WITH PERSONAL .

pedagogical sciences

отдаленных местностях и регионах. Лишь один уровень денежного довольствия военнослужащих, располагающихся в отдаленных местностях и регионах, не способен «закрыть» вопрос об их социальном обеспечении. Комплекс инфраструктуры необходимо создавать повсюду, где дислоцируются воинские формирования. Это приведет к увеличению затрат на социальные нужды военнослужащих, но создаст необходимые для них условия, тем самым повысив мотивацию военнослужащих по выполнению поставленных задач. Н.А. Серебрякова обращает внимание на то, что34 основная задача при совершенствовании системы социальной защиты военнослужащих - повышение уровня и качества их жизни с учетом повышения эффективности использования вкладываемых в военно-социальную сферу бюджетных средств.

Помимо роли командира и коллектива, правопорядок и дисциплина в Вооруженных Силах Российской Федерации основываются и на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту нашего государства. В продолжение вопроса сознательности военнослужащего А.Ю. Куликов подмечает: «воинская дисциплина будет прочной тогда, когда будет опираться и на свои собственные мотивы. Эти мотивы вытекают из понимания ценности и необходимости закона, устава, порядка. Мотивы воинской дисциплины относятся к категории высших мотивов и предполагают достаточно высокое эмоционально-нравственное развитие личности» .

Представляется, что нельзя при рассмотрении вопроса о поддержании сознательной воинской дисциплины обойти тот аспект, что в настоящее время отечественные вооруженные силы формируются большей частью военнослужащими контрактной службы. Многие из них систематически нарушают воинскую дисциплину. Нередки случаи употребления алкогольных напитков либо нахождения в наркотическом опьянении.

В этой связи полагаем, тщательно должен быть проведен первоначальный отбор военнослужащих контрактной службы, что требует изменений и на законодательном уровне.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исходя из вышеизложенного, работа с личным составом по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка включает в себя борьбу с правонарушениями, проведение мероприятий правового воспитания военнослужащих, организацию взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам профилактики правонарушений, обмен опытом работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка и иные необходимые мероприятия, направленных на достижение такого полезного результата, как соблюдение всеми военнослужащими установленных в Вооруженных Силах Российской Федерации порядка и правил. Качественно проводимая работа с личным составом способствует успешному выполнению служебно-боевых задач. Не обойтись в этом вопросе без планомерного совершенствования законодательства в сфере военной службы. Между тем, не следует забывать и о личной ответственности военнослужащих за исполнение обязанностей военной службы, причем не только в правовом, но и в морально-нравственном смысле. Ведь суть сознательной воинской дисциплины заключается во внутренней готовности военнослужащих к надлежащему выполнению своих обязанностей, осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту нашего государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.

4. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

5. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования //Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.

6. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.

8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

9. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

10. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

12. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

13. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

14. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

15. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

16. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

17. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам П Всероссийской научно-практической конференции 30 ноября 2015г., г. Нижний Новгород. — Н.Новгород: Изд-во НГПУ им.К.Минина, 2015. — С. 53-57.

18. Коняева Е.А., Коняев А.С. Интеграция образования, науки и производства как фактор национальной безопасности // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: сб. материалов Всерос. заочн. науч.-практ. конф 27-28 ноября 2013 г./ред. кол.:В.В. Садырин, Б.У. Хашагульгов, М.В. Потапова, Е.А.Гнатышина и др. -Челябинск: дизайн^обложки: студия дизайна «Зубры Графикс» (ООО «Чистый ДИЗАЙН»), издательство ЗАО «Цицеро»,2014. -С.158-161.

19. Официальный сайт Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации//http:// gvsu.gov.ru/news/v-sverdlovskoy-oblasti-pered-sudom-predstanut-litsa-obvinyaemye-v-khishchenii-voennogo-imushchestva/

20. Коняева Е.А., Коняев А.С. Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия образовательных организаций // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сборник материалов Всеросс. научн.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля 2015, Челябинск-Екатеринбург. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - С.118 - 121.

21. Семенова-Полях Г.Г., Юсупов И.М. Делинквентные аттитю-ды военнослужащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 63-65.

22. Касавцев М.Ю. Методика мониторинга состояния военнослужащего в процессе его психолого-педагогической подготовки при организации и несении караульной службы // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 192-195.

23. Островский С.Н. Проблемы психологического обеспечения профессиональной подготовки военнослужащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 136-138.

24. Кулумбегова Л.А. Основные формы социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С.

54

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Доркина Анастасия Викторовна, Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ...

373-375.

25. Попова Ю.Н., Карабин К.В., Кузёмина Е.Ф., Кабанова С.В. Психофизиологические особенности военнослужащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 361-363.

26. Худалова М.З. Психологические особенности адаптации воен-носужащих в условиях гарнизона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 381-383.

27. Кулумбегова Л.А. Результаты исследования региональных особенностей социально-психологической адаптации членов семьи военнослужащих к условиям гарнизона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 323-325.

28. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу//Инновации и инвестиции. 2015. № 8.

29. СеребряковаН.А. Совершенствование системы социальной защиты военнослужащих: дис...к.эк.наук. Саратов, 2009.

30. Куликов А.Ю. Психолого-педагогические проблемы работы офицера по укреплению воинской дисциплины //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. С. 206.

31. Певень Л.В. Контрактная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации: проблемы и перспективы// Социологические исследования. 1996. № 2. С. 73, 79.

32. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.

33. Соловьев В.В. Правовое положение семьи военнослужащего в Российской Федерации: автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 2007. С.4.

34. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

35. Макеева А.В. Проектирование содержание курса «Математика» для студентов-психологов в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/А.В. Макеева. Нижний Новгород, 2005. -18 с.

36. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

Статья поступила в редакцию 07.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.