Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ИСПАНИИ И США (1948-1950 ГГ.). В УСЛОВИЯХ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ РЕЖИМА Ф. ФРАНКО'

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ИСПАНИИ И США (1948-1950 ГГ.). В УСЛОВИЯХ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ РЕЖИМА Ф. ФРАНКО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / США / НАТО / РЕЖИМ Ф. ФРАНКО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснощеков Никита Алексеевич

Автор рассматривает, как США и Испания стремились установить военно-политические контакты после Второй мировой войны, когда Мадриду из-за тесного сотрудничества со странами «оси» было отказано в приёме в ООН. Цель США - использование испанской территории для размещения военных баз, а в дальнейшем - приём Испании в НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-POLITICAL CONTACTS OF SPAIN AND THE UNITED STATES (1948-1950). IN CONDITIONS OF DIPLOMATIC ISOLATION OF F. FRANCO’S REGIME

The author examines how the US and Spain sought to establish military and political contacts after World War II, when Madrid was denied admission to the UN because of its close cooperation with the “Axis” countries. The aim of the US was to use Spanish territory for military bases and later to admit Spain to NATO.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ИСПАНИИ И США (1948-1950 ГГ.). В УСЛОВИЯХ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ РЕЖИМА Ф. ФРАНКО»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_7-8_108 УДК 94(73+460)»1948/1950»

Военно-политические контакты Испании и США (1948-1950 гг.)

В условиях дипломатической изоляции режима Ф. Франко

Никита КРАСНОЩЕКОВ

После окончания Второй мировой войны на повестке дня помимо центральной германской проблемы стоял ряд неурегулированных вопросов, связанных с периферийными странами и требующих решения со стороны США и СССР. Одной из наиболее сложных и вызывавших множество разногласий как между Западом и Востоком, так и внутри самих западных держав стала испанская проблема, связанная с диктаторским режимом Фран-сиско Франко, установившимся после гражданской войны в Испании (19361939 гг.) при поддержке держав «оси».

Проблема американо-испанских отношений в первые послевоенные годы вызывала интерес как у зарубежных [1, 2, 3, 4, 5], так и у отечественных исследователей [6, 7]. Этот интерес был в первую очередь связан с аномаль-

КРАСНОЩЕКОВ Никита Алексеевич - кандидат исторических наук, научный сотрудник факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова. SPIN-код: 4419-4150, E-mail: nickrasoft@gmail.com

Ключевые слова: Испания, США, НАТО, режим Ф. Франко.

1 Whitaker A. Spain and the Defense of the West. N.Y.: Harper for the Council on Foreign Relations, 1962.

2 Vázquez Montaban M. La penetración americana en España. Madrid, 1974.

3 Castiella F. Una batalla diplomática. Barcelona, 1976.

4 Rubottom R. R, Murphy J. C. Spain and the United States (Since World War II). N.Y.: Preager Publishers, 1984.

5 Edwards J. Anglo-American Relations and the Franco Question (1945-1955). Oxford: Clarendon Press, 1999.

6 Пожарская С. П. Испания и США. Внешняя политика и общество. 1936-1976. М.: Наука, 1982.

7 Аникеева Н. Е., Ведюшкин В. А., Волосюк О. В. [и др.]. История внешней политики Испании. М.: Международные отношения, 2013.

ностью существования самого режима Ф. Франко после победы антигитлеровской коалиции над фашистской угрозой [8].

На современном этапе в исторической литературе особое внимание уделяется вопросу гражданской войны в Испании [9, 10, 11], проблеме отношения к режиму Ф. Франко [12] и обсуждению испанского вопроса в ООН в первые послевоенные годы [13, 14].

Однако американо-испанское военно-политическое сотрудничество с 1948 г. с установлением прямых контактов между руководством США и Испании в период её международной изоляции (1948-1950-е гг.) сыграли впоследствии особую роль для выхода Мадрида из изоляции и последующего вступления Испании в ООН и НАТО.

Испанский вопрос в ООН

Испанский вопрос рассматривался на Потсдамской конференции, по результатам которой в соглашении конференции «О заключении мирных договоров и о допущении в Организацию Объединённых Наций» Мадриду было отказано в членстве в ООН «ввиду своего происхождения (режим Франко был установлен при поддержке держав «оси»)... и своей тесной связи с государствами-агрессорами» [15]. В 1946 г. испанский вопрос дважды поднимался на заседаниях Генассамблеи ООН (февраль и декабрь 1946 г.) и стал предметом дипломатической борьбы на самом высоком междуна-

родном уровне - в Совете Безопасности ООН (апрель - июнь 1946 г.). По тогам противостояния в высшей инстанции ООН испанский вопрос был фактически передан в Генассам-блею ООН, где 12 декабря 1946 г. была принята резолюция № 39, рекомендовавшая государствам - членам ООН отозвать своих послов из Мадрида и не принимать Испанию в международные организации, пока в этой стране не изменится существующий внутриполитический режим [16].

Таким образом, Испания оказалась практически в полной международной изоляции, что противо-

8 Хенкин С. М. Испания после диктатуры: (Социально-политические проблемы перехода к демократии). М.: Наука, 1993.

9 Новиков М. В. СССР, Коминтерн и Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Ярославль, 2007.

10 Spain Betrayed. The Soviet Union in the Spanish Civil War / Ed. by R. Radosch, M. Habeck and G. Sevostianov. New ^ven, 2001.

11 Buchanan T. Britain and the Spanish Civil War. Cambridge, 1997.

12 Пожарская С. П. Франсиско Франко и его время. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

13 Ueonart y Amselem A. J. España y ONU. Vol. I. 1945-1946. La "cuestion espanola". Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 2002.

14 Jones R. B. The Spanish Question and the Cold War. 1944-1953: Ph. D. thesis. L.: University of London, 1987.

15 Тегеран. Ялта. Потсдам: Сборник документов. М.: Международные отношения, 1967. С. 356.

16 ООН. Генеральная Ассамблея. Резолюция 39. «Взаимоотношения между Членами Объединённых Наций и Испанией». A/RES/39(I). 12 декабря 1946 г. Нью-Йорк, 1947. С. 254-261.

речило не только интересам самого ресами стран Запада, и в первую Мадрида, но и шло вразрез с инте- очередь Соединённых Штатов.

Заинтересованность США в военно-политическом сотрудничестве с Испанией

С наступлением холодной войны и

нарастанием противостояния между СССР и США Вашингтон начинает рассматривать Испанию прежде всего с военно-стратегической точки зрения как плацдарм для размещения своих военных баз.

Можно выделить несколько причин, по которым Мадрид представлял особый интерес для стран Запада и в частности для США.

Во-первых, Испания была перспективна в военно-стратегическом плане, поскольку занимает важное географическое положение, находясь на перекрёстке двух ключевых путей - из Европы в Африку и из Европы в Америку, будучи одновременно и средиземноморской, и атлантической державой. Таким образом, в перспективе на её территории можно было разместить американские военно-воздушные и военно-морские базы, и по этой же причине неоднократно обращалось внимание на необходимость включения Мадрида в систему военно-политических союзов Запада, в частности, образования Североатлантического альянса.

Во-вторъх:, Мадрид представлял большой интерес для США и стран Запада и в экономическом отношении. Несмотря на то что Испания оставалась по большей части аграрной страной и в основном была

крупным рынком для сбыта американских товаров, но тем не менее она оказалась перспективной для развития американского бизнеса: многие испанские предприятия промышленности, включая бывшие немецкие заводы, впоследствии стали филиалами американских транснациональных корпораций. Более того, Испания обладала достаточной номенклатурой полезных ископаемых, в том числе редких металлов, таких как вольфрам, которые ещё во время войны в виде сырья вывозились в США [17].

Другие западные страны тоже были заинтересованы в сотрудничестве с Мадридом. В частности, Франция имела около 60% зарубежных капиталовложений в Испании [7, с. 301], а Великобритания, как отмечала британский исследователь Джил Эдвардс, кроме заинтересованности в безопасности своих морских коммуникаций в Средиземноморье и Северной Атлантике активно боролась за испанский «хлопковый рынок» [5, р. 152].

В-третьих, важную роль сыграл и политико-идеологический аспект противостояния США и СССР, поскольку у американской элиты имелись определённые опасения возможного роста популярности левых сил из-за нестабильности внутриполитической ситуации в Испании.

17 Cortada J. W. United States - Spanish Relations, wolfram and World War II. Barcelona: Dopesa, 1973.

В-четвёртых, Испания по своей культурной и ценностной ориентации традиционно являлась частью западного мира, и сам факт отсутствия Мадрида в создававшейся системе международных отношений вызывал серьёзную обеспокоенность в Вашингтоне. Американский поверенный в делах в Испании Филипп Бонсал в своей беседе с министром иностранных дел Испании Мартином Артахо подчёркивал: «Все мы считаем, что Испания принадлежит нашей (западной) цивилизации, однако режим (Франко), который отрицает основные свободы, являющи-

еся неотъемлемой частью этой цивилизации, не может надеяться на хорошие отношения с нами» [18].

Из приведённых выше причин следует, что военно-стратегическая заинтересованность, а также традиционно сложившиеся исторические, экономические и культурные связи не позволяли странам Западной Европы и США полностью отказаться от сотрудничества с Испанией, даже несмотря на сохранившийся в Испании диктаторский режим Ф. Франко, установленный при поддержке фашистских режимов Германии и Италии.

Изменение отношения американской политической элиты к режиму Ф. Франко

Что касается отношения Вашингтона к испанскому вопросу, то США, как основной лидер западных демократий и одна из держав -победительниц фашизма, претендующая на роль гегемона в решении европейских и общемировых дел, по логике вещей должны были отстаивать демократические принципы в Европе и бороться с диктаторским режимом Ф. Франко. Однако Вашингтон ввиду имевшихся экономических и стратегических интересов в Испании, опасения потери влияния в этом важном регионе и возможной угрозы распространения левых сил принял решение о сближении с франкистским режимом.

Прямым свидетельством изменения отношения США к Ф. Франко стал направленный госсекрета-

рём США Дином Ачесоном меморандум в британское посольство с пометкой «совершенно секретно», который позднее был опубликован в документах по внешней политике США [19]. В нём шла речь о готовности Соединённых Штатов предоставить экономическую помощь Мадриду и предлагался разработанный план по взаимодействию с испанским правительством. Изначально предполагалось установить военные контакты и достичь определённых договорённостей по возможности предоставления Испанией военных баз США, а затем уже вести переговоры об экономической поддержке Мадрида. Однако этот документ не был упомянут Д. Ачесоном в его мемуарах, где он описывал обсуждение испанского вопроса с британской стороной в

18 Foreign Relations of the United States (FRUS). 1947. Vol. 3. P. 1054.

19 FRUS. 1947. Vol. 2. P. 108.

апреле 1947 г., что означало двойственность подходов во внешней политике США к режиму Франко [20, р. 225-228].

Несмотря на публичную позицию США о поддержке резолюции ООН № 39, в действительности американская сторона стремилась в ближайшее время её отменить и официально признать режим Ф. Франко с учётом возможности последующего включения Испании в создаваемый военно-политический блок - Организацию Североатлантического договора. Эту позицию разделяли и в Великобритании, которая менее всего была заинтересована в изоляции Испании, поскольку нестабильность на Пиренеях представляла угрозу для контролируемого ею Гибралтарского пролива. Спустя два с половиной года после принятия резолюции, 12 мая 1949 г., Уинстон Черчилль заявил в палате общин о том, что отсутствие Испании в системе военно-политических союзов - это «зияющая большая брешь в стратегических соглашениях по обороне Западной Европы» [The Times, 1949, May 13].

Действительно, Пиренейский полуостров представлял собой большую ценность в стратегическом плане для Соединённых Штатов - Испания могла стать удобным местом для размещения аэродромов и военно-морских баз, которые могли быть использованы, например, в качестве дозаправочных пунктов для американских бомбар-

дировщиков и стоянки подводных лодок США.

Сам Ф. Франко в интервью британскому журналу в 1950 г. высоко оценил военно-стратегическую роль Испании в качестве потенциального участника военных союзов стран Запада: «Сегодня Испания представляет собой территорию, имеющую большое значение, с многочисленными портами, которые способны укрыть военно-морские силы Испании и союзников, а также многочисленными и крупными аэродромами, готовыми принять современные эскадрильи самолётов, чтобы обеспечить безопасность всей западной части Средиземного моря» [Time and Tide 1950, Dec. 23].

Подтверждением того, что американская сторона действительно рассматривала Испанию в качестве территории для размещения своих военно-морских и военно-воздушных баз, является рассекреченный документ Объединённого комитета военного планирования США № 465/2 (август 1947 г.), в котором подчёркивалась важная стратегическая роль Испании в случае масштабного конфликта с Советским Союзом [ 21].

В начале 1948 г. Объединённый комитет начальников штабов США принял решение о том, что территории Испании и Португалии должны быть использованы в качестве главной базы создания военных резервов на случай новой войны [22].

20 Acheson D. Present at the Creation: My Years in the State Department. N.Y., 1969. P. 225-228.

21 Красиков А. А. Испания в международных отношениях (1945-1989 гг.). Эволюция внешнеполитической ориентации. М., 1990. С. 66.

22 Цит. по: Белявский А. М. Американский империализм на Пиренейском полуострове. М.: Соцэкгиз, 1961. С. 135.

Позднее президент Гарри Трумэн, который всегда, когда речь заходила об испанском вопросе, выражал своё отторжение режима Франко, в своих мемуарах признавал, что в период создания НАТО посчитали целесообразным «включить в планируемый союз кроме США, Канады и пяти стран -

участниц Брюссельского пакта также Скандинавские страны, Португалию, а в перспективе - Австрию, Испанию и Германию» [23, р. 244-246].

Таким образом, к концу 40-х - началу 50-х годов обоюдная заинтересованность в военном сотрудничестве Испании и США была очевидна.

Первые визиты американских высокопоставленных чиновников в Испанию

Активизация испано-американских отношений пришлась на 1948 г. Это было связано с окончательным решением американского истеблишмента о необходимости сотрудничества с Испанией и готовностью военных кругов США вести переговоры с франкистским правительством. Начались первые визиты американских высокопоставленных военных в Испанию.

Первым в Мадрид ещё 19 января 1946 г. приехал американский адмирал, участник Второй мировой войны Форрест Шерман, который на тот момент командовал Шестым американским флотом в Средиземном море.

Этот визит тогда удалось скрыть. Второй раз Шерман прибыл в Испанию спустя два года (4 февраля 1948 г.), но теперь его приезд был замечен журналистами. Официально Вашингтон прокомментировал это как частный визит американского гражданина к своей дочери, которая жила в Испании.

В действительности же Ф. Шерман проводил встречи с премьер-министром Испании Луисом Карреро Бланко, который, как отмечают биографы Франко, являлся одной из самых влиятельных фигур периода франкизма [24]. Вероятной темой для разговора двух военных был вопрос о наличии в Испании оборудованных баз с перспективой возможного размещения американского военно-морского флота. Испанский историк Анхел Виньяс тоже отмечает, что, скорее всего, переговоры шли не только о военных базах, но и о политическом и экономическом сотрудничестве США и Испании [25].

Вскоре Испанию посетил Майрон Чарльз Тейлор (конец марта 1948 г.), известный американский промышленник, дипломат и личный представитель президента США в Ватикане. Его приезд был также замечен журналистом газеты Le Monde, в которой спустя неделю появилась статья об американских интересах в Испании [Le Monde, 1948, 7 avr.].

Активизация деятельности дипломатических и военных кругов США в Испании началась после переговоров о создании Североатлан-

23 Truman H. S. The Memoirs of Harry S. Truman. Years of Trial and Hope, 1946-1953. N.Y.: Doubleday, 1956. Vol. 2. P. 244-246.

24 Престон П. Франко: биография / Пер. с англ. Ю. В. Бехитна. М.: Центрополиграф, 1999. С. 427.

25 Viñas A. Los pactos secretos de Franco con los Estados Unidos. Barcelona: Ediciones Grijalbo, S.A., 1981. P. 34-35.

тического альянса (Лондон, 6 июля 1948 г.), на которых министр армии США* Кеннет Клайборн Роял официально заявил о том, что «любое соглашение должно быть настолько гибким, чтобы Испания, Германия и Австрия смогли позднее присоединиться к нему» [23, р. 282-283], т. е. уже тогда Вашингтон рассматривал потенциальное участие Испании в военно-политической организации.

Начиная с осени в Мадрид на постоянной основе стали приезжать различные американские политические и военные деятели.

В конце сентября - начале октября 1948 г. Испанию посетила военная миссия во главе с председателем комиссии сената США по делам вооружённых сил Джоном Чэндлером Гарни, который встретился сначала с командующим испанской армией генералом Хорхе Суэро-Диасом Вигоном, а затем и с самим Ф. Франко.

Эта миссия была зондажем реакции испанского правительства на вопрос о размещении американских военных баз на территории Испании. Газета Daily Mail вскоре опубликовала статью о встрече Дж. Гарни с Ф. Франко, в которой указывалось, что во время переговоров каудильо заявил, что готов сотрудничать с Соединёнными Штатами при условии, что Испании будет гарантировано вступление в ООН и будет предоставлена экономическая помощь по «плану Маршалла» [Daily Mail, 1948, Oct. 4].

По возвращении в США Дж. Гарни сделал решительное заявление на встрече президента Г. Трумэна с министром обороны, министрами армии, авиации и флота, а также представителями ОКНШ: «Все, кто борется против коммунизма, должны

быть заинтересованы, чтобы Испания стала членом ООН», а также подчеркнул, что США не указывают другим странам, «какого рода правительства они должны иметь» [The New York Times, 1948, Oct. 7].

Такое решительное заявление высокопоставленного сенатора, председателя Комиссии сената США по делам вооружённых сил, означало публичное признание целесообразности установления отношений с режимом Франко, по крайней мере в военных кругах США.

Слова Дж. Гарни были восприняты с одобрением: министр обороны США Джеймс Винсент Форрестол согласился с тем, что Испании необходимо помочь стать членом ООН и что испанские базы являются неотъемлемой частью стратегической безопасности Западной Европы [The New York Times, 1948, Oct. 7].

Из этого следует, что Пентагон к концу 1948 г. был готов ради включения Испании в цепочку военно-политических союзов Запада содействовать её вхождению в другие международные организации для упрочения международного положения Мадрида и его выхода из изоляции.

Испанию в конце 1948 г. после военной миссии Дж. Гарни посетили множество военных, дипломатов и партийных деятелей: бывший председатель национального комитета Демократической партии США Джеймс Алоизиус Фарли, руководитель национального бюро разведки США контр-адмирал Роскоу Генри Хилленкоттер, председатель подкомиссии Комиссии по делам вооружённых сил палаты представителей США Дьюи Шорт.

Очевидно, что переговоры, которые вели высокопоставленные американские гости, были связаны с

* Эта гражданская должность в Министерстве обороны США была учреждена 18 сентября 1947 г., когда военное министерство США было преобразовано в Министерство армии, входящее в национальное военное ведомство (National Military Establishment - NME), и были созданы новые должности и службы в вооружённых силах США. В 1949 г. национальное военное ведомство было переименовано в Министерство обороны США.

вопросом о возможности участия Испании в военно-политических союзах Запада и её готовностью пре-

доставить для поддержки обороноспособности западноевропейских стран военные базы, армию и флот.

Отмена резолюции ООН № 39 о международной изоляции Испании

Поддержка включения Испании в

военно-политические союзы Пентагоном подтолкнула госсекретаря США Дж. Маршалла к заявлению (11 октября 1948 г.) о том, что США окажут содействие странам, которые выступят с инициативой об отмене резолюции № 39 об отзыве послов из Испании, поскольку эта «резолюция уже не соответствует современному положению» [The New York Herald Tribune, 1948, Oct. 11].

Это заявление госсекретаря США свидетельствовало о том, что разногласия по испанскому вопросу между Госдепартаментом США и Пентагоном к концу 1948 г. были окончательно устранены и американский истеблишмент теперь выступал с единым внешнеполитическим курсом относительно Испании.

Реакция Ф. Франко на новую позицию Соединённых Штатов была выражена в интервью корреспонденту газеты The New York Times Сайрусу Лео Сульцбергеру (11 ноября 1948 г.), где каудильо высказывал свою точку зрения по участию Испании в «плане Маршалла» [The New York Times, 1948, Nov. 12].

Обсуждая проблему включения Испании в НАТО, Франко дал принципиальное согласие на

участие Мадрида в альянсе: «Испания без всякого сомнения примет участие в западном союзе» [26].

Однако каудильо выдвинул определённые условия для западных держав, которые касались сохранения неизменности его режима, т. е. невмешательства западных стран во внутренние дела Испании, а также экономической поддержки Мадрида. В противном случае Ф. Франко не был намерен участвовать в таких союзах: «Испания является атлантической державой. Мы не можем изменить законы географии. Ограничения к достижению взаимопонимания будут исходить не от нас. Но мы не можем не выдвинуть в качестве первого условия нашего сотрудничества сохранение за нами права управлять своей страной, как мы хотим» [The New York Times, 1948, Nov. 12].

Примечательно, что в испанской прессе это интервью было опубликовано не полностью: была исключена часть беседы по вопросу включения Испании в НАТО. Очевидно, у Ф. Франко имелись опасения по поводу отказа в приёме Испании в Североатлантический альянс, поэтому он не хотел предавать общественной огласке свои намерения о вступлении в НАТО.

26 Sulzberger C. A Long Row of Candles: Memoirs and Diaries, 1934-1954. Toronto, 1969. P. 417418.

Сам же каудильо был готов предоставить военные базы для участия в Организации Североатлантического договора.

Испанский дипломат заявил в американском посольстве в Мадриде (конец ноября 1948 г.), который сообщил позицию Ф. Франко о том, что Испания готова предоставить США базы на Канарских и Балеарских островах, а при благоприятных условиях и на территории самой Испании [1, р. 36].

Однако спустя два месяца в испанской прессе появилась статья о встречных требованиях испанской стороны: Мадрид требовал передать Испании Танжер, несколько островов Микронезии в Тихом океане, Маршалловы острова и острова Гилберта [ABC, 1 enero 1949].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф. Франко наверняка понимал, что эти требования не будут выполнены, однако для «сохранения лица» ему необходимо было показать испанскому народу, что сделка с Вашингтоном будет на равных условиях и для испанской стороны.

Тем не менее усилий американской дипломатии и готовности испанского диктатора было недостаточно для рассмотрения членства Испании в Североатлантический альянс. Для этого Мадриду необходимо было сначала стать членом Организации Объединённых Наций, однако всё ещё нерешённым оставался вопрос об отмене резолюции ООН № 39, по которой Испания продолжала находиться в изоляции.

Кроме того, Вашингтону необходимо было добиться согласия буду-

щих союзников по НАТО, в первую очередь Великобритании и Франции. Последние не были готовы открыто поддержать режим Ф. Франко для вступления в НАТО, поскольку это ударило бы по их авторитету и дискредитировало бы принципы создаваемого военно-оборонительного союза.

Таким образом, 4 апреля 1949 г. во время подписания договора об учреждении Североатлантического альянса в Вашингтоне Испании не оказалось среди стран - членов этого военно-политического блока. Президент США Г. Трумэн в своих мемуарах отмечал, что на заседании было решено, что Испания и Западная Германия «могут быть приняты в эту организацию в определённое время» [23, р. 286].

Стоит отметить, что в НАТО была принята Португалия, хотя режим, установленный Антониу ди Оливейра Салазаром, был близок по своей модели к режиму Ф. Франко, а между двумя диктаторами существовал так называемый пакт Иберийского нейтралитета, известный как Испано-португальский договор о дружбе и ненападении, на основе которого был сформирован «Иберийский блок».

В «Вестнике внешней политики Испании» отмечалось, что в западной прессе в то время резко критиковался сам факт принятия Португалии в НАТО, поскольку Испания через «Иберийский блок» была, таким образом, как бы подключена к Организации Североатлантического договора [Boletín Oficial del Estado, 6 mayo 1949].

Активизация военно-политического взаимодействия

Испании и США

Европейская пресса продолжала

резко реагировать на любые упоминания о том, что существует возможность включения Испании в систему западных союзов.

Из-за давления общественного мнения новому госсекретарю Дину Ачесону, сменившему Дж. Маршалла, пришлось сделать заявление о том, что США не поддержат «ассоциацию и тесное сотрудничество с таким режимом», который сложился в Испании [20, р. 279; The New York Times, 1949, May 12]. Но это публичное заявление было сделано только тогда, когда уже было известно, что резолюцию № 39 ООН вскоре будут пересматривать, поскольку ряд латиноамериканских государств внёс на рассмотрение в политическом комитете Генеральной Ассамблеи ООН проект отмены резолюции 1946 г. и возобновления отношений с Мадридом.

Однако из-за реакции европейской прессы позиция официальных лиц США постоянно менялась: 6 февраля пресс-секретарь Ачесона Майкл Джеймс Макдермотт заявил о том, что, по мнению госдепартамента США, резолюция ООН № 39 «неприменима в современных условиях» [20, р. 279].

Это вновь встретило шквал критики со стороны журналистов, а также вызвало бурные обсуждения во время заседаний Генеральной Ассамблеи ООН по испанскому вопросу.

В итоге представитель США в ООН Рей Аттер-тон вынужден был сделать новое публичное заявление о том, что «позиция Соединённых Штатов в отношении Испании не изменилась, мы не

оказывали военной помощи этой стране и не имеем там ни военных миссий, ни военно-воздушных баз» [27].

Подобные заявления американской стороны в очередной раз подтверждали двойные стандарты во внешней политике США - несоответствие американской публичной дипломатии и реальной политики в отношении режима Ф. Франко.

Тем временем визиты американских военных в Мадрид продолжались.

3 сентября в Эль-Ферроль в провинции Ла-Корунья прибыла американская эскадра во главе с адмиралом Ричардом Лансингом Конолли, командующим морскими силами США в Восточной Атлантике и Средиземноморье.

Испанские и американские газеты отмечали, что это был первый официальный визит с середины 30-х годов.

Распоряжение посетить Испанию отдал министр военно-морских сил США Фрэнсис Патрик Мэтьюз, который, несмотря на то что его инициатива встретила определённое сопротивление в госдепартаменте США, настоял на своём решении, поскольку знал о поддержке этого предложения в Министерстве обороны США.

Очевидно, переговоры Р. Конолли с Ф. Франко в его резиденции в очередной раз были связаны с вопросом военно-морских баз и размещения в них американского флота.

Посещение адмиралом Р. Конолли Испании,как и визит сена-

27 ООН. Генеральная Ассамблея. Официальные отчёты. 4-я сессия. Нью-Йорк, 1949. С. 125136.

тора Дж. Гарни (1948 г.), сыграло ключевую роль в установлении американо-испанских отношений в период международной изоляции Испании. Поскольку именно после переговоров Ф. Франко с Р. Конол-ли спустя несколько дней госсекретарь США Дин Ачесон выступил с официальным заявлением о том, что Мадрид теперь может обращаться за экономической помощью к США в экспортно-импортный банк [28].

Урегулирование вопроса о льготных кредитах Испании со стороны США (в условиях действовавшего отказа экономической поддержки Испании по «плану Маршалла») говорило о том, что в обмен на американскую экономическую помощь между странами была установлена определённая договорённость, в том числе по размещению американских военных баз, достигнутая на переговорах Ф. Франко и Р. Конолли.

Необходимо отметить, что со стороны Испании были также приложены усилия по выходу из международной изоляции.

Ф. Франко осуществил ряд косметических мер по изменению имиджа своего режима: был провёден референдум о восстановлении монархии; принят закон о наследовании (1947 г.); проведены первые муниципальные выборы (1948 г.).

К этому стала привлекать особое внимание общественности американская пресса, подавая указанные мероприятия как признак ли-

берализации франкистского режима. Именно с этого момента началась активная поддержка Соединёнными Штатами Америки любых демократических изменений в Испании. Целью такого покровительства со стороны Вашингтона являлось дальнейшее содействие отмене резолюции № 39 и принятию Испании в Организацию Объединённых Наций.

10 октября 1948 г. госсекретарь США Дж. Маршалл заявил, что запрет на аккредитование послов и посланников в Мадриде, с точки зрения американского правительства, «теперь не является оправданным» [29].

Председатель комиссии по иностранным делам сената США республиканец Томас Терри Кон-нэлли тоже публично отметил, что Соединённые Штаты признали бы режим Ф. Франко, если бы не было сопротивления со стороны Франции и Великобритании [1, р. 38].

Вашингтон считал, что франкистскому режиму нет альтернативы.

С этой точки зрения американцам выгоднее было начать сотрудничать с франкистским режимом, нежели ждать военного переворота и выстраивать отношения с каким-то другим правительством, тем более что никто из руководителей западных стран не хотел повторения гражданской войны в Испании.

С учётом этого американская дипломатия стала оказывать давление на те европейские страны, которые не признавали режим Ф. Франко [30].

28 Stebbins R. P. The United States in World Affairs. N.Y.: Harper & Brothers, 1950. P. 288.

29 Department of State Bulletin, 1948, Oct. 10.

30 Madariaga S. España: Ensayo de historia contemporanea. Buenos Aires: Editorial Sudamericana, 1964. P. 623.

Установление военно-политических контактов между Испанией и США

Уже в мае 1949 г. на четвёртой сессии Генеральной Ассамблеи ООН на повестке дня вновь стоял испанский вопрос [27].

Инициаторами тогда выступили четыре латиноамериканских государства: Бразилия, Боливия, Колумбия и Перу, с которыми, благодаря проводимой Испанией культурной политики «испанизма» в Латинской Америке, у Ф. Франко сложились достаточно хорошие экономические и политические связи.

Темой для обсуждения являлся проект резолюции Бразилии о том, что необходимо предоставить государствам - членам ООН полную свободу действий в вопросе заключения отношений с Испанией. Имелось в виду то, что любая страна, входящая в ООН, могла проводить самостоятельную политику в отношении франкистского режима без оглядки на рекомендацию ООН отозвать послов из Мадрида.

Тем не менее за этот проект не проголосовали двумя третями голосов: при голосовании поддержали резолюцию 26 стран, 15 - высказались против, а 16 - воздержались.

Примечательно, что ни одна из стран - союзников по НАТО не проголосовала в поддержку данной резолюции.

Д. Ачесон 11 мая прокомментировал это решение негативно, подчеркнув, что политика США заключается в том, чтобы «содействовать дальнейшему включению этой страны в семью западноевропейских стран» [20, р. 376]. Госсекретарь также заявил, что странам Западной Европы необходимо «при-

нять шаги к сближению с Испанией» [20, р. 377].

На тот момент Д. Ачесона поддержал и президент Г. Трумэн [23, р. 289].

Такие публичные заявления высокопоставленных чиновников США характеризовали американскую политику как заинтересованную и активную сторону в вопросе поддержки включения Испании в различные международные организации.

19 января 1950 г. госсекретарь США сделал новое официальное заявление по «испанскому вопросу», которое было также направлено Т. Коннэлли [20, р. 496]. В нём Д. Ачесон утверждал, что Соединённые Штаты поддержат любую резолюцию, которая разрешит странам - членам ООН свободно назначать послов или посланников в Испанию и разрешать ей вступать в специализированные учреждения ООН.

Д. Ачесон вновь потребовал от западноевропейских государств поддержать подобные инициативы, а Вашингтон, в свою очередь, опираясь на свои каналы связи с Испанией, будет способствовать демократизации режима Франко.

Помимо Дина Ачесона схожую позицию во внешнеполитическом ведомстве США занимал американский временный поверенный в делах Пол Кальбертсон, который настойчиво утверждал в своём донесении, что необходимо пересмотреть политику в отношении Мадрида, ссылаясь на то, что мировое сообщество так или иначе вскоре примет франкистскую Испанию. Имен-

но поэтому П. Кальбертсон рекомендовал госдепартаменту США проявить большую гибкость во внешней политике относительно Испании [31].

Положительная реакция франкистского правительства была вполне ожидаемой. Министр иностранных дел Испании Мартин Артахо (начало февраля 1950 г.) назвал заявление Д. Ачесона «запоздалым, но реалистичным признанием допущенной западными державами ошибки... принятия в Потсдаме предложения Советского Союза об исключении Испании из системы международного сотрудничества» [Boletín Oficial del Estado, 3 febrero 1950]. Официальный Мадрид был в восторге от проводимой американской политики поддержки Испании, поскольку теперь перед Ф. Франко открывалась перспектива выхода из международной изоляции.

В середине октября 1950 г. начались переговоры между США, Великобританией и Францией по выработке единой внешнеполитической линии по вопросу о возобновлении дипломатических отношений с Франко. Несмотря на то что реакция Лондона и Парижа относительно проблемы включения Испании в Североатлантический альянс оставалась негативной, тем не менее великие державы были готовы к отмене резолюции № 39 ООН.

Очередное рассмотрение «испанского вопроса» в ООН было назначено на 26 октября 1950 г. во время пленарных заседаний пятой сессии

Генеральной Ассамблеи. Вопрос был включён в повестку дня по предложению делегаций ряда государств Латинской Америки: Боливии, Гондураса, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Сальвадора и Перу. В поддержку резолюции также выступил представитель США в ООН Джон Джексон Спаркман, заявивший, что дипломатические санкции, введённые против Испании в 1946 г. резолюцией ООН № 39, «не достигли желанной цели», поэтому данный проект отмены этой резолюции необходимо поддержать. В итоге 5 ноября 1950 г. новая резолюция Специального комитета была вынесена на голосование Генеральной Ассамблеи ООН. Её поддержали 38 государств, 10 были против и 12 воздержались.

За принятие Испании в специализированные учреждения ООН проголосовали 39 стран, 10 были против и 11 воздержались [32].

Американский историк Р. Э. Сандерс, занимавшийся проблематикой испанского вопроса в ООН, писал, что «включение Испании в ООН 4 ноября 1950 г. вычеркнуло её из чёрных списков дипломатии Объединённых Наций... но выбор установления отношений с этим режимом оставался за государствами -членами ООН» [33].

Сразу после отмены резолюции ООН № 39 большинство стран - членов организации назначили своих послов в Испанию, первой из которых стала Турция, возобновив дипломатические отношения 5 ноября 1950 г.

31 FRUS. 1950. Vol. 3. P. 1555-1568.

32 ООН. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. 5-я сессия. Пленарные заседания. Нью-Йорк, 1950. С. 382-392.

33 SandersR.E. Spain and the United Nations (1945-1950). N.Y.:Vantage Press, 1966. P. 94, 98.

Однако для США установление контактов с Ф. Франко могло вызвать резко негативную реакцию общественности, что неоднократно проявлялось в шквале критики со стороны западноевропейской и американской прессы во время любого взаимодействия официальных лиц Вашингтона и Мадрида. Поэтому президент Г. Трумэн на одной из пресс-конференций в ноябре 1950 г. заявил, что «американский посол ещё не скоро будет направлен в Испанию» [The New York Times, 1950, Nov. 3].

Несмотря на публичные заявления Г. Трумэна, спустя месяц (27

декабря 1950 г.) госдепартаментом США было объявлено, что американским послом в Испании будет назначен Стэнтон Гриффис.

Официально он вступил в должность 1 февраля 1951 г. Назначение посла вопреки недавним заявлениям президента Трумэна свидетельствовало о том, что позиция Белого дома в отношении Испании была непоследовательной. Тем не менее установление дипломатических отношений между США и Испанией стало важным шагом на пути к дальнейшему испано-американскому сотрудничеству.

Подводя черту под рядом визитов высокопоставленных американских военных и политиков в Испанию в 1948-1950 гг., необходимо подчеркнуть, что эти военно-политические контакты сыграли определяющую роль в установлении договорённостей по дальнейшему сотрудничеству между США и Испанией в условиях её международной изоляции. Очевидно, что Вашингтон в ближайшей перспективе планировал разместить военные базы на территории Испании, предлагая в обмен экономическую помощь со стороны США.

Ф. Франко был готов пойти на эту сделку при условии поддержки США в отмене резолюции ООН № 39 и выходе Испании из международной изоляции. Для Вашингтона не составило особенных трудностей, действуя через своих центрально- и южноамериканских союзников, вновь вынести испанский вопрос на обсуждение в Генассамблее ООН, где решение принималось простым большинством голосов и в итоге оно было принято в пользу Испании.

Таким образом, сотрудничество США и Испании оказывалось взаимовыгодным для обеих сторон.

Соединённые Штаты в этом сотрудничестве преследовали две главные цели:

во-первых, достичь необходимых договорённостей по испанским военно-воздушным и военно-морским базам, чтобы впоследствии включить Испанию в орбиту военно-политических союзов Запада, прежде всего в НАТО;

во-вторых, начав сотрудничество с визитов военных, в дальнейшем перейти на политические контакты - восстановить дипломатические отношения, направив американского посла в Испанию и фактически признав режим Ф. Франко.

Кроме того, необходимо отметить, что на примере участившихся американо-испанских контактов с 1948 по 1950 г. отчётливо просматривается двойственность подходов во внешней политике США в отношении режима Франко: американское руководство вопреки своим публичным заявлениям в прессе и международных институтах об отказе от сотрудничества с Фран-

ко, напротив, активно его налаживало, начав взаимодействие с установления контактов в военной сфере.

Что касается Ф. Франко, то период послевоенной изоляции Испании завершился для него успешно: испанское правительство смогло восстановить разорванные дипломатические отношения со всеми странами, сохранив основы диктаторского режима, неприемлемого для западных демократий. Именно благодаря первым военно-политическим контактам, а затем официальному установлению отношений с США Испания впоследствии стала постепенно вступать в различные специализированные учреждения ООН*, а 15 декабря 1955 г. стала членом ООН Поэтому можно говорить о том, что Мадрид постепенно вышел из изоляции и стал полноценным игроком на международной арене.

Таким образом, установление военно-политических контактов между США и Испанией в период с 1948 по 1950 г. сыграло важнейшую роль в развитии их дальнейшего сотрудничества прежде всего в военной и экономической сферах, что в 1953 г. привело к подписанию Мадридских соглашений об обороне, экономической взаимопомощи и помощи в целях взаимной обороны между странами, а также свидетельствовало о наступлении нового этапа в американо-испанских отношениях - установления официальных дипломатических отношений между США и Испанией.

Библиография • References

Аникеева Н. Е., Ведюшкин В. А., Волосюк О. В. [и др.]. История внешней политики Испании. М.: Международные отношения, 2013. - 504 с.

[Anikeeva N. E, Vedyushkin V. A., Volosyuk O. V. [i dr.]. Istoriya vneshnej politiki Ispanii. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2013. - 504 s.]

Белявский А. М. Американский империализм на Пиренейском полуострове. М.: Соцэкгиз, 1961. - 403 с.

[Belyavskj A. M. Amerikanskij imperializm na Pirenejskom poluostrove. M.: Socekgiz, 1961. - 403 s.]

Красиков А. А. Испания в международных отношениях (1945-1989 гг.). Эволюция внешнеполитической ориентации. М., 1990. - 486 с.

[Krasikov A. A. Ispaniya v mezhdunarodnyh otnosheniyah (1945-1989 gg.). Evolyuciya vneshnepoliticheskoj orientacii. M., 1990. - 486 s.]

Новиков М. В. СССР, Коминтерн и Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Ярославль, 2007. - 320 с.

[Novikov M. V. SSSR, Komintern i Grazhdanskaya vojna v Ispanii 1936-1939 gg. YAroslavl', 2007. - 320 s.]

ООН. Генеральная Ассамблея. Официальные отчёты. 4-я сессия. Нью-Йорк, 1949.

[OON. General'naya Assambleya. Oficial'nye otchyoty. 4-ya sessiya. N'yu-Jork, 1949]

* В 1951 г. Испания вступила в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО), во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). В 1952 г. - Испания стала членом ЮНЕСКО (Department of Public Information. Bulletin. 1951. Jan. 1. Vol. 10. P. 9, 38, 57, 141).

ООН. Генеральная Ассамблея. Официальные отчёты. 5-я сессия. Пленарные заседания. Нью-Йорк, 1950.

[OON. General'naya Assambleya. Oficial'nye otchyoty. 5-ya sessiya. Plenarnye zasedaniya. N'yu-Jork, 1950]

ООН. Генеральная Ассамблея. Резолюция 39. «Взаимоотношения между Членами Объединённых Наций и Испанией». A/RES/39(I). 12 декабря 1946 г. Нью-Йорк, 1947.

[OON. Generalnaya Assambleya. Rezolyuciya 39. «Vzaimootnosheniya mezhdu CHlenami Ob»edinyonnyh Nacij i Ispaniej». A/RES/39(I). 12 dekabrya 1946 g. N'yu-Jork, 1947]

Пожарская С. П. Испания и США. Внешняя политика и общество. 1936-1976. М.: Наука, 1982. - 344 с.

[Pozharskaya S. P. Ispaniya i SSHA. Vneshnyaya politika i obshchestvo. 1936-1976. M.: Nauka, 1982. - 344 s.]

Пожарская С. П. Франсиско Франко и его время. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. -408 с.

[Pozharskaya S. P. Fransisko Franko i ego vremya. M.: OLMA Media Grupp, 2007. -408 s.]

Престон П. Франко: биография / Пер. с англ. Ю. В. Бехтина. М.: Центрополиграф, 1999. - 701 с.

[Preston P. Franko: biografiya / Per. s angl. YU. V. Bekhtina. M.: Centropoligraf, 1999. - 701 s.]

Тегеран. Ялта. Потсдам: Сборник документов. М.: Международные отношения, 1967. - 416 с.

[Tegeran. YAlta. Potsdam: Sbornik dokumentov. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1967. - 416 s.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хенкин С. М. Испания после диктатуры: (Социально-политические проблемы перехода к демократии). М.: Наука, 1993. - 197 с.

[Henkin S. M. Ispaniya posle diktatury: (SociaTno-politicheskie problemy perekhoda k demokratii). M.: Nauka, 1993. - 197 s.]

AchesonD. Present at the Creation: My Years in the State Department. N.Y., 1969. -798 p.

Buchanan T. Britain and the Spanish Civil War. Cambridge, 1997. - 256 р.

Castiella F. Una batalla diplomática. Barcelona, 1976. - 287 р.

Cortada J. W. United States - Spanish Relations, wolfram and World War II. Barcelona: Dopesa, 1973. - 134 p.

Department of Public Information. Bulletin. 1951. Jan. 1. Vol. 10.

Department of State Bulletin, 1948, Oct. 10.

Edwards J. Anglo-American Relations and the Franco Question (1945-1955). Oxford: Clarendon Press, 1999. - 291 р.

Foreign Relations of the United States (FRUS). 1947. Vol. 3.

FRUS. 1947. Vol. 2.

FRUS. 1950. Vol. 3. Р. 1555-1568.

Jones R. B. The Spanish Question and the Cold War. 1944-1953: Ph. D. thesis. L.: University of London, 1987. - 315 р.

Lleonart y Amselem A. J. España y ONU. Vol. I. 1945-1946. La "cuestion espanola". Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 2002. - 359 р.

Madariaga S. España: Ensayo de historia contemporánea. Buenos Aires: Editorial Sudamericana, 1964. - 729 p.

Rubottom R. R., Murphy J. C. Spain and the United States (Since World War II). N.Y.: Preager Publishers, 1984. - 163 p.

SandersR.E. Spain and the United Nations (1945-1950). N.Y.: Vantage Press, 1966. -114 p.

Spain Betrayed. The Soviet Union in the Spanish Civil War / Ed. by R. Radosch, M. Habeck and G. Sevostianov. New Haven, 2001. - 588 p.

Stebbins R. P. The United States in World Affairs. N.Y.: Harper & Brothers, 1950. -500 p.

Sulzberger C. A Long Row of Candles: Memoirs and Diaries, 1934-1954. Toronto, 1969. - 1061 p.

TrumanH. S. The Memoirs of Harry S. Truman. Years of Trial and Hope, 1946-1953. N.Y.: Doubleday, 1956. Vol. 2. - 594 p.

Vázquez Montalban M. La penetración americana en España. Madrid, 1974. - 439 p.

Viñas A. Los pactos secretos de Franco con los Estados Unidos. Barcelona: Ediciones Grijalbo, S.A., 1981. - 333 p.

Whitaker A. Spain and the Defense of the West. N.Y.: Harper for the Council on Foreign Relations, 1962. - 408 p.

Статья поступила в редакцию 25 мая 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.