Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ШКОЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ / УЧАЩИЕСЯ / ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сперанский Андрей Владимирович

В статье дан развернутый анализ форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ Уральского региона в годы Великой Отечественной войны. Отмечено, что эффективно работавшая в военные годы система военно-патриотического воспитания опиралась на исторические традиции русского патриотизма, который на протяжении всей многовековой истории России обеспечивал общественно-политическое единство социума в борьбе с многочисленными захватчиками. Показано, что проводимая работа была направлена на совершенствование военно-физической подготовки, повышение уровня патриотического сознания школьной молодежи и привлечение ее к общественно-полезному труду. В статье дается развернутая характеристика трансформаций, произошедших в военном обучении школьников, в их агитационно-пропагандистской, трудовой и общественно-патриотической деятельности, демонстрируются инновационные моменты в учебно-методическом процессе, вызванные влиянием экстремальных условий войны. В итоге, делается вывод, что военно-патриотическое воспитание населения являлось важнейшим стержнем, обеспечивающим военно-политическое, идеологическое и трудовое единение советского социума, сумевшего отстоять суверенитет и независимость своего государства. Общеобразовательная школа Урала, внесла заметную лепту в процесс привлечения школьной молодежи в сферу общественно-политической и трудовой деятельности, направленной на достижения главной цели - спасения Отечества и полного разгрома неприятеля. Исторический опыт военно-патриотической работы, обеспечившей общественное объединение в годы Великой Отечественной войны, надо всемерно изучать и максимально использовать в решении современных задач, связанных с необходимостью уничтожения возродившегося нацизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOL YOUTH IN THE URAL REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper analyses forms and methods of military and patriotic education of students of secondary schools in the Ural region during the Great Patriotic War. The paper notes that the system of military and patriotic education, which worked effectively during the war years, was based on historical traditions of Russian patriotism, which throughout the centuries-old history of Russia ensured socio-political unity of society in the fight against numerous invaders. The paper shows that the work was aimed at improving military physical training, increasing the level of patriotic consciousness of school youth and attracting them to socially useful work. The paper gives a detailed description of the transformations that have occurred in the military training of schoolchildren, in their agitation and propaganda, labour and socio-patriotic activities. The paper also demonstrates innovative moments in the educational and methodological process caused by the influence of extreme conditions of war. As a result, the paper concludes that the military and patriotic education of the population was the most important core ensuring the military and political, ideological and labour unity of the Soviet society, which managed to defend the sovereignty and independence of its state. The general education school of the Urals has made a significant contribution to the process of attracting school youth to the sphere of socio-political and labour activities aimed at achieving the main goal - saving the Motherland and completely defeating the enemy. The historical experience of military and patriotic work, which ensured public unification during the Great Patriotic War, must be studied in every possible way and used to the maximum in solving modern problems related to the need to destroy the revived Nazism.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

SOCIOCULTURAL COMMUNICATIONS IN THE PAST AND PRESENT

Военно-патриотическое воспитание школьной молодежи Урала в годы Великой Отечественной войны

DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-61-66

©Сперанский Андрей Владимирович

Институт истории и археологии УрО РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация e-mail: avsperansky@mail.ru

Аннотация. В статье дан развернутый анализ форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ Уральского региона в годы Великой Отечественной войны. Отмечено, что эффективно работавшая в военные годы система военно-патриотического воспитания опиралась на исторические традиции русского патриотизма, который на протяжении всей многовековой истории России обеспечивал общественно-политическое единство социума в борьбе с многочисленными захватчиками. Показано, что проводимая работа была направлена на совершенствование военно-физической подготовки, повышение уровня патриотического сознания школьной молодежи и привлечение ее к общественно-полезному труду. В статье дается развернутая характеристика трансформаций, произошедших в военном обучении школьников, в их агитационно-пропагандистской, трудовой и общественно-патриотической деятельности, демонстрируются инновационные моменты в учебно-методическом процессе, вызванные влиянием экстремальных условий войны. В итоге, делается вывод, что военно-патриотическое воспитание населения являлось важнейшим стержнем, обеспечивающим военно-политическое, идеологическое и трудовое единение советского социума, сумевшего отстоять суверенитет и независимость своего государства. Общеобразовательная школа Урала, внесла заметную лепту в процесс привлечения школьной молодежи в сферу общественно-политической и трудовой деятельности, направленной на достижения главной цели — спасения Отечества и полного разгрома неприятеля. Исторический опыт военно-патриотической работы, обеспечившей общественное объединение в годы Великой Отечественной войны, надо всемерно изучать и максимально использовать в решении современных задач, связанных с необходимостью уничтожения возродившегося нацизма.

Ключевые слова: Урал, Великая Отечественная война, общеобразовательная школа, школьная молодежь, учащиеся, военно-физическая подготовка, патриотическое воспитание, общественно-полезный труд, патриотическое движение.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сперанский А. В. Военно-патриотическое воспитание школьной молодежи Урала в годы Великой Отечественной войны // История и современное мировоззрение. 2022. Т. 4. №4. С. 61-66. DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-61-66

Military and Patriotic Education of School Youth in the Ural Region during the Great Patriotic War

DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-61-66

©Andrey V. Speransky

Institute of History and Archaeology, Ural Branch of RAS, Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: avsperansky@mail.ru

Abstract. The paper analyses forms and methods of military and patriotic education of students of secondary schools in the Ural region during the Great Patriotic War. The paper notes that the system of military and patriotic education, which worked effectively during the war years, was based on historical traditions of Russian patriotism, which throughout the centuries-old history of Russia ensured socio-political unity of society in the fight against numerous invaders. The paper shows that the work was aimed at improving military physical training, increasing the level of patriotic consciousness of school youth and attracting them to socially useful work. The paper gives a detailed description of the transformations that have occurred in the military training of schoolchildren, in their agitation and propaganda, labour and socio-patriotic activities. The paper also demonstrates innovative moments in the educational and methodological process caused by the influence of extreme conditions of war. As a result, the paper concludes that the military and patriotic education of the population was the most important core ensuring the military and political, ideological and labour unity of the Soviet society, which managed to defend the sovereignty and independence of its state. The general education school of the Urals has made a significant contribution to the process of attracting school youth to the sphere of socio-political and labour activities aimed at achieving the main goal — saving the Motherland and completely defeating the enemy. The historical experience of military and patriotic work, which ensured public unification during the Great Patriotic War, must be studied in every possible way and used to the maximum in solving modern problems related to the need to destroy the revived Nazism.

Key words: the Urals, Great Patriotic War, general education school, school youth, students, military physical training, patriotic education, socially useful work, patriotic movement.

FOR CITATION: Speransky A. V. Military and Patriotic Education of School Youth in the Ural Region during the Great Patriotic War // HISTORY AND MODERN PERSPECTIVES. 2022. Vol. 4. №4. P. 61-66. (in Russ.) DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-61-66

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе Россия, вступив в военно-политическое противоборство с «коллективным Западом», отстаивает не просто свой суверенитет и независимость. Она стремится обезопасить свою государственность, сохранить ее территориальную целостность, обеспечить благоприятные перспективы ее развития. Практически идет борьба за спасение «русского мира», то есть всего русскоязычного населения нашей планеты, объединенного геополитическими, культурно-цивилизацион-ными, и идейно-религиозными скрепами. Обозначенная глобальная проблема носит экзистенциональный характер и настоятельно требует целенаправленных и эффективных действий, обращенных на создание консолидированного общества, способного противостоять внешним вызовам и угрозам.

Основу общественной консолидации на протяжении всей многовековой русской истории всегда составлял патриотизм, обеспечивавший единение всех сил и средств на борьбу с многочисленными завоевателями. При этом следует напомнить, что случавшаяся время от времени девальвация патриотических ценностей в поведении политических элит и массовом сознании народа всегда приводила к пагубным последствиям. Она усугубляла социальные потрясения, способствовала военным поражениям, утрате международного престижа и даже

государственного суверенитета. Так, феодальная усобица привела к крушению Древнерусского государства в XIII веке, поставила на грань катастрофы Московское царство в XVI веке. Неоднократно к гибельному рубежу российская держава приближалась и в результате катаклизмов ХГХ-ХХ веков. Но, когда в национальном сознании превалировала патриотическая идея, русский народ пересиливал все невзгоды. Он побеждал своих многочисленных недругов, отстраивал разоренную страну и успешно двигался вперед по пути прогресса. Так было во времена Мамаева побоища, изгнания поляков, разгрома полчищ Наполеона [Сперанский, 2007: 30].

Ярчайшим примером патриотического единения русского социума является и Великая Отечественная война. Критическая ситуация в которой оказалась наша страна в начальный период военного противостояния с фашистской Германией требовала оперативных действий, направленных на быстрое повышение боеспособности воюющей армии и максимальное сплочение тыла, обязанного, несмотря на все трудности и невзгоды военного времени, обеспечивать ее всем необходимым. Единство фронта и тыла должно было иметь прочный фундамент и он был воздвигнут в виде системы патриотического воспитания населения страны, слаженно и эффективно работавшей весь военный период, как на повышение патриотического сознания, выражавшегося в усилении чувств любви

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

и долга перед Отечеством, так и на укрепление мер, связанных с переходом от чувственного начала к патриотической практике, выражавшейся в конкретном материальном вкладе каждого в дело разгрома врага [Сперанский, 2011: 11].

Важнейшим объектом патриотического воспитания в сложный период военного лихолетья была школьная молодежь, насчитывавшая в начале войны 34,8 млн учащихся1. В недалекой перспективе школьники представляли собой будущее страны. На конкретном же этапе Великой Отечественной войны, получая необходимые знания в общеобразовательных учреждениях, они должны были оказывать посильную помощь труженикам тыла, а в случае необходимости и при достижении соответствующего возраста, пополнять ряды действующей армии. Вот почему на уровень их военно-физической и идеологической подготовки обращалось особое внимание.

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Значительное количество школьной молодежи обучалось в Уральском регионе, где в 1941 г. действовало около 16 тыс. общеобразовательных учреждений с контингентом учащихся приближавшемся к 2,5 млн. чел.2 Здесь, как и во всех школах Советского Союза, самое серьезное внимание уделялось военно-физической подготовке, введенной в школах еще 1 сентября 1939 г. на основе закона «О всеобщей воинской обязанности». С началом Великой Отечественной войны характер и содержание этой дисциплины были уточнены. Учитывая экстремальные условия военного времени, в учебный план были внесены занятия по строевой подготовке, изучению средств и правил противохимической и противовоздушной защиты, обучению медицинско-санитарным навыкам.

В ноябре 1941 г., на основании приказа Народного комиссариата просвещения РСФСР «Об организации военно-допризывной подготовки учащихся 8-10 классов средних школ», программа военно-физической подготовки была значительно расширена3. Старшеклассники обязывались в течении 110 часов хорошо освоить, прежде всего, ее практические навыки, связанные с выполнением военно-прикладных упражнений. Программа предусматривала обучение штыковому бою, бегу на выносливость, бегу с препятствиями, бегу с грузом, лыжную подготовку, проведение походов, маршей, военно-физкультурных игр и т.п. Теоретические занятия осуществлялись, главным образом, во внеурочное время, один раз в неделю. С учащимися проводились лекции и беседы о международном положении, о ходе боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны, о роли Красной армии и Военно-морского флота в борьбе с фашизмом.

Новый предмет — военная подготовка был официально введен во всех школах страны, в том числе и Уральского региона, с 1942/43 учебного года. В рамках его программы учащиеся 1-4-х классов проходили начальную военно-физическую подготовку, учащиеся 5-10-х классов — допризывную подготовку. В 7-10-х классах по военной подготовке вводились переводные и выпускные экзамены. Учащиеся 8-10-х классов проходили еще 15-дневные специализированные лагерные военные сборы в период летних каникул4.

Следует отметить, что деятельность системы военно-физической подготовки школьников первоначально сталкивалась

1 Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. с. 794.

2 ГАРФ. Ф.374. 0п.10. Д. 129. Л. 26, 30, 31, 48, 49, 58,59, 60, 62, 72; Д. 246. Л. 26, 30, 31, 47, 48, 57, 59, 61, 70.

3 Учительская газета, 1941. 15 ноября.

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 126. Д. 2. Л. 184, 185.

с определенными трудностями, носившими как объективный, так и субъективный характер. Остро стояла проблема недостаточного количества военруков. Комплектация общеобразовательных школ Чкаловской, Молотовской, Челябинской и Свердловской областей преподавателями военной дисциплины составляла не более 70%. Активно использовалось совместительство, имела место текучесть кадров. К примеру, в Курганской области преподавание в школе с другими видами трудовой деятельности совмещали почти 60% военруков. Значительное число преподавателей военной дисциплины имели недостаточный уровень педагогической подготовки.

Оставляла желать лучшего материально-техническая оснащенность военных занятий, что обуславливало преобладание устно-теоретических методов обучения, усиливало формализм в его проведении. Чтобы исправить неблагоприятно складывающуюся ситуацию, потребовалось вмешательство областных исполнительных органов власти. Так в 19421943 гг., вопрос о военно-физической подготовке учащихся общеобразовательных школ ставился на заседаниях Свердловского, Челябинского, Молотовского облисполкомом. Эффективную работу в этом направлении осуществляли региональные власти и других территорий Уральского региона5.

В результате жесткого контроля и активной помощи со стороны региональных партийно-государственных структур большинство недостатков удалось устранить. Военно-физическая подготовка прочно вошла в учебно-методический процесс уральских школ. Улучшение материально-технической базы военной подготовки позволило усилить практическую составляющую занятий со школьниками, эффективно проводить их в поле, на плацу, в тире. Особенно успешно этот процесс развивался в Башкирской АССР, где только 1943/44 учебном году общеобразовательные школы для проведения занятий по военной подготовке получили 135 самозарядных винтовок, 40 противотанковых ружей, 12 минометов, 6 тыс. учебных патронов. В республике было оборудовано 402 специальных кабинета, 48 стрелковых тиров, 1100 спортплощадок6.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Значительных успехов советская общеобразовательная школа военной поры достигла и в области патриотического воспитания, что нашло отражение как в учебно-методической работе, определявшей содержание преподаваемых программных дисциплин, так и во время идейно-воспитательных мероприятий, проводимых во внеурочное время.

Учебный материал каждого урока увязывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны и отвечал требованиям военного времени. Однако наиболее ярко идеологическая составляющая проявлялась в изучении русского языка, литературы и истории. Так, при совершенствовании орфографии и пунктуации активно использовали газетные и журнальные тексты, повествующие о героизме советских солдат и офицеров на фронте, лучшие произведения писателей военной поры. Оборонная специфика имела место и при прохождении специальных тем. В частности, практически во всех школах Уральского региона в рамках освоения учениками частей речи организовывалось изучение военного словаря [Агарышев, Евланова, Наумова и др., 1985: 256].

Темы сочинений, изложений и диктантов должны были подвигнуть учащихся на эмоциональное восприятие и идео-

5 ОГАОО. Ф. Р-1685. Оп. 3. Д. 3253. Л. 50; ГАПК. Ф. Р-986. Оп. 1. Д. 691. Л. 11; ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 7. Д. 132. Л. 14; ГАСО. Ф. Р-233. Оп. 3. Д. 124. Л. 76; Д. 130. Л. 83; Ф. Р-88. Оп. 2. Д. 15. Л. 292.

6 ЦАОО РБ. Ф. 122. Оп. 23. Д. 633. Л. 38, 58.

логически выверенное освещение народного подвига, совершаемого во имя свободы и независимости Отчизны. К примеру, в школах Молотовской области школьники выполняли письменные работы на темы: «Герои Отечественной войны в поэзии», «Героизм и мужество», «Я буду бойцом Красной Армии»; в Свердловской — «Мужество рождается в борьбе», «Русские поэты о Родине»; в Курганской — «Партизаны», «Герои-летчики», «Защита Москвы» и т.д.7

Героическому прошлому народов СССР, их борьбе за независимость против иноземных захватчиков большое внимание уделялось на уроках истории. При изучении практически всех исторических тем, серьезный акцент делался на определение связей между прошлым и современной военной действительностью. Так, в школах Свердловской области, раскрывая перед учениками тему: «Нашествие варваров на Рим», учителя проводили прямую параллель между жестоким уничтожением культурных ценностей германскими племенами и злодеяниями немецких фашистов8.

Действенным фактором моральной закалки учащихся, непременным условием повышения их идейного уровня становились в уральских школах все внеклассные мероприятия. При этом целенаправленно и эффективно использовался весь спектр форм и методов патриотического воспитания. Организовывались политкружки, агитбригады, лекторские группы, ученические лектории, проводились политинформации и митинги. Очень популярны были устные газеты, встречи с красноармейцами, сражавшимися с ненавистным врагом, героями тыла, совершавшими трудовые подвиги во имя победы, переписка учащихся с отдельными фронтовиками и целыми воинскими подразделениями. Огромное значение в идейно-воспитательной работе с учениками общеобразовательных учреждений имела наглядная агитация. Во всех школах Урала выпускались боевые листки и стенгазеты, во многих создавались патриотические фотогалереи, ставшие в дальнейшем основой школьных музеев [Черник, 1975: 72].

В населенных пунктах Курганской, Молотовской, Свердловской, Челябинской и Чкаловской областей в большинстве средних школ проводился единый политдень, в рамках которого организовывались лекции и доклады, освещавшие наиболее важные фронтовые и тыловые события. Среди лучших были комсомольско-молодежные лектории, организовывавшиеся в школах Южного Урала, политические семинары, проводимые в общеобразовательных учреждениях Прикамья и Зауралья. Важно отметить, что участники этих лекторских групп проводили беседы и политинформации не только для своих школьных товарищей, но и с успехом выступали перед заводскими рабочими и тружениками села. За годы войны лекторы уральских общеобразовательных учреждений провели более 10 тыс. агитационно-пропагандистских мероприятий, разъясняющих населению факты героического прошлого русского народа, воспевающих героизм фронтовиков и тружеников тыла, разоблачающих злодеяния немецко-фашистских захватчиков9.

Важное значение в воспитании у школьной молодежи высоких нравственных и моральных качеств, влиявших на формирование активной жизненной позиции, имело привлечение учащихся к различным патриотическим инициативам и начинаниям. Заметный вклад ученики общеобразовательных учреждений Уральского региона внесли в фонд обороны. Солидные взносы сделали школьники Башкирии

7 ГАПК. Ф. Р-986. Оп. 1 Д. 691. Л. 47, 50, 51; ГАСО. Ф. Р-233. Оп. 3. Д. 124. Л. 9.

8 ГАСО. Ф. Р- 233. Оп. 3. Д. 124. Л. 8.

9 ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 12. Д. 239. Л. 7, 87; Оп. 44. Д. 2. Л. 9,70; Д. 31. Л. 22; ГАПК. Ф. Р-986. Оп. 1. Д. 697. Л. 40.

и Удмуртии, собравшие на строительство танковых колонн «Пионер Башкирии» и «Советский школьник» 13 млн. руб. По неполным данным учащиеся Челябинской области только за первые три года войны собрали в фонд помощи Красной армии 10,5 млн. руб. Свою посильную лепту внесли в строительство танковой колонны «Свердловский комсомолец» школьники Среднего Урала, в постройку звена самолетов «Молотовский пионер» ученики средних школ Прикамья. В основном денежные средства, перечисляемые учащимися общеобразовательных учреждений Урала в фонд обороны, зарабатывались при сборе металлолома, организации и проведении воскресников и субботников, работе на промышленных предприятиях и в сельской местности10.

Школьники Уральского региона активно участвовали в сборе лекарственных трав. К примеру, учащиеся и преподаватели целого ряда общеобразовательных учреждений Прикамья создавали специальные заготовительные бригады, собиравшие за летний период по нескольку десятков тонн ягод и целебных растений. Среднее плановое задание участника такой бригады составляло не менее 25 кг [Грачева, 1965: 14]. За годы войны ученики общеобразовательных школ Башкирской АССР собрали более 550 тонн различных растений и трав, используемых при лечении больных и раненых бойцов в эвакогоспиталях11.

Свою лепту внесли учащиеся уральских школ в процессы сбора и отправления фронтовикам теплых вещей, подарков, библиотечек. Так, учащиеся молотовских школ отправили красноармейцам более 5 тыс. книг, собрали и отправили на фронт около 40 тысяч посылок12. При активном участии школьников жители Свердловска отправили на фронт 87 тыс. теплых вещей, 50 тыс. индивидуальных подарков. Всего за годы войны солдаты и офицеры Красной армии получили от уральских школьников более 1 млн различных подарков [Сперанский, 1996: 141, 142].

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД

Отметим, что патриотическое воспитание школьников Урала в годы Великой Отечественной войны не ограничивалось только теоретическими призывами и лозунгами. Работа, направленная на повышение патриотического сознания, разумно сочеталась с мерами обеспечивающими его практическую реализацию через участие каждого школьника в конкретных мероприятиях, направленных на укрепление обороноспособности страны. Важнейшим направлением патриотической практики стало привлечение учащихся общеобразовательных школ к общественно-полезному труду.

Летом 1942 г. СНК СССР, учитывая трудности аграрного сектора, принял постановление «О привлечении школьников на сельскохозяйственные работы в период посевной и уборочной кампаний». Это решение нашло понимание во всех школах страны. На помощь сельским жителям только в 37 областях Российской Федерации было направлено более 1 млн учащихся [Сперанский, 1996: 137].

Школьники Уральского региона не только вместе со всеми активно трудились на полях колхозов и совхозов, но и стали инициаторами Всесоюзного соревнования школ за лучшее участие в сельхозработах Это начинание выдвинули учителя и учащиеся школ г. Ирбита Свердловской области. 1 апреля

10 ГАСО. Ф. Р-233. Оп. 3. Д. 126. Л. 2; ЦАОО РБ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 445. Л. 74; Удмуртская правда, 1943. 14 марта; Звезда, 1942. 4, 21 марта, 8 мая, 28 мая.

11 ЦАОО РБ. Ф. 341. Оп. 7. Д. 139. Л. 91.

12 ГАПК Ф. Р-986. Оп. 1. Д. 697. Л. 14, 36.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1942 г. на страницах «Учительской газеты» было опубликовано обращение ирбитчан ко всем педагогам и школьникам страны с призывом включиться в соревнование и внести достойный вклад в развитие сельского хозяйства страны. Почин уральцев, поддержанный НКпросом, Наркомземом и ЦК ВЛКСМ, был подхвачен во многих регионах. В результате развернувшегося соревнования, количество областей, где работали школьные отряды увеличилось до 52, а их численность достигла 4 млн. чел. По итогам 1942 года Свердловская область стала одной из лучших, а сельхозотряд Киргинской средней школы, расположенной на ее территории, занял первое место во Всесоюзном соревновании и получил почетное право называться «фронтовым отрядом» [Сперанский, 1996: 138].

Интересно отметить, что работая в аграрном секторе школьники с успехом осваивали сельскохозяйственные специальности. Так, за годы войны в Челябинской области 11 тыс. учащихся общеобразовательных школ освоили профессию механизатора. В Свердловской области профессией тракториста и комбайнера овладели 3,5 тыс. представителей школьной молодежи. Специальная подготовка учащихся к сельхозработам осуществлялась и на других территориях Урала. В частности, в Башкирии трактором овладели 3,8 тыс. школьников, комбайном — 1,6 тыс. В Прикамье различные сельскохозяйственные специальности освоили более 7 тыс. чел13.

Всего за годы войны по стране в сельхозработах приняли участие около 20 млн. учащихся, выработавших более 500 млн. трудодней. Среди уральских территорий наилучшие результаты по этому показателю принадлежат Удмуртии (12,5 млн. трудодней), Чкаловской (6 млн.) и Курганской (3,5 млн.) областям. [Мошкин, 1975: 90; Черник, 1975: 217].

В годы войны учащиеся общеобразовательных учреждений Урала активно участвовали и в работе промышленных предприятий. 13 февраля 1942 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве». В мае 1942 г. Совет народных комиссаров СССР издал постановление, разрешавшее принимать на промышленные предприятия подростков, достигших 14 лет. Эти правительственные документы стали юридической основой интенсивного привлечения на заводы, фабрики и транспорт значительного числа молодежи подросткового возраста14.

В результате к концу войны подростки, которым устанавливался 6-часовой рабочий день, гарантированный день отдыха в неделю и 12 рабочих дней отпуска в год, составили 10% от всех работающих в промышленности. Серьезную помощь промышленному производству оказали и уральские школьники. Конкретное содержание и формы организации их труда были достаточны разнообразны. Но наибольшей

13 ОГАЧО. Ф. Р-995. Оп. 3. Д. 10. Л. 1, 2; ЦАОО РБ. Ф. 122. Оп. 22. Д. 362. Л. 67, 68; ГАПК. Ф. Р-986. Оп. 1. Д. 691. Л. 30.

14 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1957 гг.: Сб. документов. Т. 2. М., 1957. С. 61-69; 194, 722.

популярностью пользовались «воскресники», проводимые школьниками во внеурочное время. Воскресники проводились во многих других городах Урала: в Златоусте, Ижевске, Молотове, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Свердловске, Уфе, Челябинске, Чкалове и др. Школьники, сколачивали ящики для боеприпасов, подносили сырье к цехам, грузили готовую продукцию в эшелоны, работали на станках, расчищали железнодорожные пути, территории заводов. Лучшими по этому показателю были школы Свердловска. Выход старшеклассников свердловских школ на воскресники и различные подсобные работы на местных предприятиях достигал 93%15.

Эффективной формой поддержки промышленных предприятий стали школьные мастерские, создававшиеся как при заводах, так и при самих школах. Как правило, распорядок их работы четко увязывался с учебным расписанием школы, а продолжительность труда не превышала 3-4 часа в день. Школьные производственные мастерские действовали во всех уральских областях и республиках, но наибольший размах их деятельность получила в Челябинской (79 мастерских), Молотовской (70) и Свердловской (60) областях [Сперанский, 1996: 140]. Наиболее распространены были швейные, обувные, столярные, шорные, переплетные и часовые мастерские. В некоторых занимались производством теплых вещей (свитеров, шарфов, носков, варежек, перчаток и т.п.) и школьных принадлежностей (ручек, линеек, угольников и пр.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны военно-патриотическое воспитание населения являлось важнейшим стержнем, который обеспечивал военно-политическое, идеологическое и трудовое единение советского социума. Достигнутое единство дало возможность максимально мобилизовать все силы и средства страны для отражения фашистской агрессии, отстоять государственный суверенитет и независимость, а в конечном счете полностью разгромить ненавистного врага. Общеобразовательная школа Урала оказалась важнейшим и надежным звеном хорошо отлаженной системы военно-физической подготовки, воспитания патриотических чувств и вовлечения большого отряда советской школьной молодежи в сферу общественно-политической и трудовой деятельности, направленной на достижения главной цели — спасения Отечества и полного разгрома неприятеля. В настоящее время, когда перед современной российской государственностью встали схожие с периодом Великой Отечественной войны задачи, связанные с ликвидацией возродившегося нацизма, изучение и использование исторического опыта военно-патриотической работы, обеспечившей общественное объединение, чрезвычайно важно и актуально.

15 ГАСО. Ф. Р. 233. Оп. 3. Д. 124. Л. 85.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грачева О. Н. Руководство партийными организациями Урала народным образованием в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Дис. ... канд.ист. наук. Свердловск, 1965. 227 с.

2. Курганская партийная организация в Великой Отечественной войне: Док-ты и материалы. 1941- 1945 гг. — Челябинск: Юж. — Урал. кн. изд-во, 1975. 355 с.

3. Мошкин Н. А. Во имя Победы. Ижевск: Удмуртия, 1975. 128 с.

4. Сперанский А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 349 с.

REFERENCES:

1. Gracheva O. N. Management of public education by Party organizations of the Urals during the Great Patriotic War (1941-1945): PhD thesis. Sverdlovsk, 1965. 227 p.

2. Kurgan Party organization in the Great Patriotic War: Documents and materials. 1941-1945. Chelyabinsk: South Urals publishing house, 1975. 355 p.

3. Moshkin N. A. In the name of Victory. Izhevsk: Udmurtia, 1975. 128 p.

4. SperanskyA. V. In the crucible of trials. Culture of the Urals during the Great Patriotic War. Ekaterinburg: UrO RAN, 1996. 349 p.

5. Сперанский А. В. Формирование патриотического сознания в процессе обучения и воспитания молодежи // Гражданственность и патриотизм в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях. СПб, 2007. С. 30-33.

6. Сперанский А. В. Государство и патриотизм: проблемы общественной консолидации // Разведка в системе национальной безопасности России: история и современность. Екатеринбург: СВ-96, 2011. С. 7-17.

7. Урал — фронту. М.: Экономика, 1985. 344 с.

8. ЧерникС.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М.: Педагогика, 1975. 119 с.

5. Speransky A. V. Formation of patriotic consciousness in the process of education and upbringing of youth // Citizenship and patriotism in the process of education and upbringing in educational institutions. St. Petersburg, 2007. Pp. 30-33.

6. Speransky A. V. State and Patriotism: Problems of Social Consolidation // Intelligence in the National Security System of Russia: History and Modernity. Yekaterinburg: SV-96, 2011. Pp. 7-17.

7. The Urals — for the front. M.: Economics, 1985. 344 p.

8. Chernik S. A. Soviet school during the Great Patriotic War. Moscow: Pedagogy, 1975. 119 p.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность — 85,62%.

Рецензент: Нефедов С. А., доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022, принята к публикации 11.12.2022 The article was received on 21.11.2022, accepted for publication 11.12.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сперанский Андрей Владимирович, доктор исторических наук, профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; заведующий Центром политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: avsperansky@mail.ru

ABOUT THEAUTHOR

Andrey V. Speransky, Dr. Sci. (Hist.), Professor; Honored Worker of Science of the Russian Federation; Head of Center for Political and Socio-Cultural History, Institute of History and Archaeology, Ural Branch of RAS, Yekaterinburg, Russian Federation, e-mail: avsperansky@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.