ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Военно-морские парады — славная флотская традиция
Капитан 1 ранга С.П. ПАВЛОВ
АННОТАЦИЯ. В хронологическом порядке показаны основные этапы формирования традиции проведения военно-морских парадов отечественного военного флота, освещены наиболее значимые события и интересные факты из истории парадов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: парад, Военно-Морской Флот, ботик Петра I, боевой корабль, смотр.
SUMMARY. The chronological order shows the main stages in forming the tradition of naval parades of the Russian Navy, highlighting the most significant events and interesting facts from the history of parades.
KEYWORDS: parade, Navy, boat of Pyotr I, warship, review.
ТРАДИЦИЯ проведения морских парадов имеет более чем трехвековую историю. Своими корнями она восходит к деятельности императора Петра I, и началом ее зарождения можно считать смотр кораблей Азовского флота, устроенный 18 марта 1699 года Петром I в присутствии турецкого султана1.
А предтечей является морской парад в честь первой крупной победы на море над шведами — Гангутской, проведенный в 1714 году. 9 сентября Петр I торжественно привел трофейные шведские корабли в Санкт-Петербург. В городе везде развевались флаги, на берегах Невы толпился народ, фасады домов празднично убраны. Торжественное прохождение возглавляли три скампавеи, расцвеченные флагами. За ними шли захваченные в бою шведские корабли: впереди шхерботы («Флюндран», «Мортан», «Симпан»), далее — галеры («Эрн», «Тра-на», «Гипен», «Лаксен», «Геден», «Вальфиш») и фрегат «Элефант» с плененным шведским контр-адмиралом Эреншельдом. За фрегатом следовала флагманская галера, на которой находился сам Петр. Торжественную процессию замыкали две скампавеи с войсками морского десанта. Адмиралтейская и Петропавловская крепости троекратно салютовали из всех орудий в честь победителей. Флагманская галера ответила трижды, также из всех орудий2.
В ознаменование данной победы Петр I подписал указ ежегодно 27 июля (по старому стилю) отмечать ее торжественными богослужениями, морскими парадами, шествиями войск, фейерверками и салютами.
Начиная с 1715 года день победы при Гангуте отмечался ежегодно, наряду с годовщинами Полтавского сражения 1709 года — главной победой русской армии в Северной войне, победой при Лесной в 1708 году и взятием крепости Орешек в 1702 году — первой победой в Северной войне. Впоследствии к ним добавилась и морская победа при Гренгаме, одержанная 27 июля 1720 года.
С первых лет гангутские, а затем гангутско-гренгамские празднества получили значение не только как события, поддерживавшие воинский
1 URL: http://navyparade.mil.ru/history_of_parads.html (дата обращения: 17.01.2018).
2 Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. СПб.: Тип. Демакова, 1875. С. 266.
дух русских моряков, но и как события, благотворно воздействовавшие на самоутверждение россиян как морской нации.
30 августа 1721 года Северная война завершилась подписанием Ништадтского мирного договора. По этому случаю в Петербурге гуляли по улицам и катались по воде на баржах и верейках (шлюпках). В Москве же, где празднество происходило в декабре, маскарадная процессия состояла из множества поставленных на полозья различных судов. Под предводительством самого Петра, командовавшего флагманским кораблем, шествие с музыкой и пушечной пальбой двигалось по улицам города и, проходя по Кремлю, отдавало честь «дедушке русского флота», как называл царь свой ботик, выставленный на пьедестале, украшенном соответствующими торжеству надписями и аллегорическими картинами.
В 1723 году во вторую годовщину Ништадтского мира в Петербург был доставлен «дедушка русского флота». Для его встречи 30 мая 1723 года была устроена специальная церемония — у стен Алексан-дро-Невского монастыря был выставлен Невский флот (плавсредства яхт-клуба, учрежденного Петром I).
7 августа 1723 года ботик в сопровождении Невского флота прибыл к острову Котлин, а 11 августа в 11 часов все флагманы стоящей на рейде эскадры, в числе которых был и Петр I, собрались на линейном корабле «Гангут». С «Гангута» адмиралы на шлюпках, каждый под своим флагом, отправились для приема ботика, стоявшего на галиоте за Военным углом*. Прибыв на галиот, флагманы сами спустили ботик на воду, поставили мачту и, подняв на ней императорский штандарт, пошли на буксире своих шлюпок на рейд. Команду над экипажем ботика принял генерал-адмирал Апраксин. Адмирал Михайлов (под этой фамилией выступал сам Петр) взял на себя обязанности рулевого. На веслах сидели вице-адмиралы Сиверс и Гордон, а также шаутбенахты (контр-адмиралы) Сенявин и Сандерс. Вице-адмирал Меньшиков как лоцман бросал лот, а фельдцейхмейстер Отто Христиан отвечал на салют эскадры из маленьких пушек ботика3.
30 августа 1723 года, в день заключения Ништадтского мира, ботик участвовал в новом торжестве. Четыре шведских фрегата, взятых при Гренгаме, были введены в Неву перед Троицкой площадью. Находящегося там же «дедушку русского флота» в сопровождении судов Невского флота перевели к Петропавловской крепости, где поставили в присутствии Петра I на хранение.
После этого морского парада царь повелел: «Ботик 30 числа августа для торжествования выводить повсегодно на воду и иметь при Алексан-дро-Невском монастыре»4.
Однако после смерти Петра I морские парады в том виде, в каком он их задумывал, больше не проводились. Лишь дважды — во времена царствования Елизаветы Петровны в 1744 и 1745 годах — ботик был показан флоту, а морские парады организовывались нерегулярно и чаще как элемент совместного с сухопутными войсками торжества.
На некоторое время уходят на второй план парады по случаю юбилейных дат, они становятся проверкой готовности сил флота к решению задач по предназначению. Так, в 1769 году императрица Екатерина II проводит смотр эскадры адмирала Спиридова, отправлявшейся в Средиземное море на войну с Турцией.
* Галиот — парусное двухмачтовое грузовое судно водоизмещением 200—300 т; Военный угол — юго-восточная оконечность о. Котлин.
3 Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. СПб.: Тип. Демакова, 1875. С. 393—394.
4 Дыгало В.А. Российский флот. Три века на службе Отечеству. М.: Вече, 2007. С. 56.
Во время пребывания императрицы в Петергофе все шесть придворных яхт и гребные суда находились на рейде и участвовали в торжествах и эволюциях. По распоряжению Екатерины II на корабли эскадры была взята часть «придворной яхтенной команды», которая находилась на них в Чесменском сражении. Императрица возложила на адмирала Спиридова орден святого Александра Невского и образ святого Иоанна Воина5.
Исключением стал морской парад по случаю столетней годовщины основания Санкт-Петербурга 17 мая 1803 года, в ее ознаменование на Неве были выстроены более сорока кораблей. «Дедушка русского флота» был установлен на шкафуте 110-пушечного корабля «Гавриил», стоявшего напротив Сенатской площади, а его почетными стражами были четыре столетних моряка Петровской эпохи.
Осенью 1805 года Александром I был устроен торжественный смотр эскадры кораблей адмирала Сенявина, отправлявшейся к Ионическим островам. В 1828 году такой же смотр организовал Николай I уже с участием ботика.
В 1836 году, в царствование императора Николая I, «дедушка русского флота» участвовал еще в одном морском параде. Ботик был установлен на палубе парохода «Геркулес», а все корабли Балтийского флота выстроены в три кильватерные колонны на Кронштадтском рейде. «Геркулес» прошел вдоль линии кораблей под гром артиллерийского салюта. Расцвеченные флагами иностранные корабли при приближении к ним «Геркулеса» также салютовали ему.
Традиция проведения морских парадов в честь победы при Гангуте возродилась только в середине XIX века. В Морском уставе 1853 года появилось предписание в день Гангутской виктории наряду с церковными службами производить салют (21 выстрел с каждого корабля) и поднимать флаги расцвечивания. Закреплен этот церемониал был также в последующих Морских уставах 1885 и 1899 годов и сохранялся в Российском флоте вплоть до 1917 года.
В 1872 году Россия торжественно отмечала 200-летие со дня рождения Петра Великого. В честь этого события на Неве выстроились в линии расцвеченные флагами корабли Балтийского флота, императорские яхты, плавсредства клубов и множество других частных судов. Моряки флотского экипажа вынесли ботик из Ботного дома**, на руках донесли до причала крепости и установили на пришвартованной барже. В момент начала ее движения по Неве раздался первый залп артиллерийского салюта. Грянул гром оркестров, тысячеголосое «ура» гвардии, восторженные приветствия петербуржцев покатились по Неве. Салютовали корабли, Петропавловская крепость, императорские яхты. Баржа подошла к причалу, куда подходила железнодорожная ветка, моряки перенесли ботик на платформу специального поезда, и он под охраной караула убыл в Москву, где его ждала торжественная встреча.
Во времена правления Александра II 25 августа 1873 года проводился высочайший смотр флота на Транзундском рейде в Финском заливе. При поднятии императорского штандарта на броненосном фрегате «Князь Пожарский» с фрегата «Светлана» был произведен салют. Также состоялась гребная гонка с участием более 100 плавсредств.
15 мая 1885 года состоялся парад по случаю открытия Морского канала из Кронштадта в Петербург. В торжествах участвовали 104 корабля и судна, императорские яхты и катера, а также частные пароходы и
5 История российского флота / научный ред. С. Потрашков. М.: Эксмо, 2007. С. 140—141.
** Ботный дом — павильон для хранения ботика, построенный в 1767 году в Петропавловской крепости.
яхты. Все они были разделены на семь отрядов и выстроены от Гутуев-ского острова в устье Невы до Большого Кронштадтского рейда.
При Николае II большие празднества с участием Российского Императорского Флота прошли 16 (23) мая 1903 года по случаю 200-летия Петербурга. Празднование началось выстрелами пушек с Петропавловской крепости. На акватории Невы выстроились корабли, суда и яхты, украшенные многочисленными флагами от петровского времени до современных. При прохождении торжественной процессии по Неве в Петропавловской крепости на флагштоке Екатерининского равелина подняли императорский штандарт и произвели салют из 31 залпа.
В конце XIX — начале XX столетия обычной практикой стали смотры, проводимые после завершения крупных маневров. Причем не только на Балтийском и Черном морях в присутствии особ императорской фамилии, но и на таком удаленном театре, как Дальневосточный.
Так, например, смотр эскадры Тихого океана после завершения осенних маневров 1901 года проходил следующим образом. К 10.00 19 октября корабли выстроились на рейде Порт-Артура в пять линий. Командующий Морскими Силами Тихого океана генерал-адъютант Алексеев вышел из порта на контрминоносце «Сом» и обошел все корабли, здороваясь с командами. Затем он прибыл на флагманский крейсер «Адмирал Корнилов», куда к полудню собрались приглашенные на завтрак адмиралы, командиры кораблей и начальники сухопутных соединений и частей, принимавших участие в совместных с флотом маневрах6.
С 1920 года по инициативе Штаба морских сил Балтийского моря в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде стали отмечать День Красного Флота в честь первой победы русского регулярного флота на Балтике, когда 7 мая (по старому стилю) 1703 года были захвачены шведские бот «Гедан» и шнява «Астрильд» (впоследствии эта дата установлена как День рождения Балтийского флота). Однако День Красного Флота отмечался лишь несколько лет подряд, постепенно данная инициатива угасла. В дальнейшем руководство молодой Советской Республики сделало смотры кораблей регулярным мероприятием новых революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября.
После Великой Отечественной войны морские парады стали организовывать и в день Военно-Морского Флота, установленный Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, согласно которому праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля7. На последнее воскресенье июля эта праздничная дата перенесена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях».
С пятидесятых годов XX века проведение военно-морских парадов в День Военно-Морского Флота на всех флотах и Каспийской флотилии стало традицией. Эти мероприятия демонстрировали как достижения судостроительной промышленности Советского Союза, так и высокий уровень морской выучки и боевой подготовки военных моряков. Закономерно, что за достаточно короткий срок День Военно-Морского Флота превратился в один из самых почитаемых и любимых праздников нашего народа.
Среди военно-морских парадов, проводившихся в постсоветское время, особняком стоит парад 1995 года в Санкт-Петербурге, посвя-
6 Брусилов Л.А. Осенние маневры эскадры Тихого океана в 1901 году. Б.м., 1901. С. 23—24.
7 Доклад Народного комиссара Военно-Морского Флота СССР флагмана 2-го ранга тов. Н.Г. Кузнецова на торжественном собрании актива общественных организаций города Москвы 24 июля 1939 года «Строительство могучего Военно-Морского Флота — кровное дело всего советского народа» // Морской Сборник. 2004. № 7. С. 63—66.
щенный 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, в котором участвовали боевые корабли государств-победителей во Второй мировой войне. Соединенные Штаты Америки представляли тральщики «Гладиатор» и «Дефендер», Великобританию — фрегат «Чэтем», Францию — фрегат «Аконит», Нидерланды — фрегат «Де Рёйтер», Бельгию — тральщик «Нарцисс», Россию — 22 корабля8.
В 1996 году на акватории Невы состоялся военно-морской парад, посвященный 300-летию Российского Флота. В нем приняли участие 20 российских боевых кораблей, в том числе атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и ракетный крейсер «Маршал Устинов», 14 самолетов и вертолетов9, а также корабли ВМС Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Индии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Франции, Германии и Финляндии.
Новая яркая страница, вписанная в летопись отечественного флота, — главный военно-морской парад, состоявшийся 30 июля 2017 года в Санкт-Петербурге в соответствии с Указом Президента Российской Федерации — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путина от 27 июля 2017 года № 343.
По масштабам своего проведения главный военно-морской парад не имеет аналогов в российской истории, при формировании его замысла были учтены трехсотлетний опыт и традиции проведения подобных мероприятий в нашей стране.
Перед началом парада в Кронштадтском морском соборе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил молебен с привнесением частицы мощей Святого Праведного воина Феодора Ушакова.
В ходе парада на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга вынесли историческую реликвию — кормовой Георгиевский флаг линейного корабля «Азов», награждение которым было произведено за боевые подвиги в Наваринском морском сражении.
В своем выступлении во время главного военно-морского парада Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «история России неразрывно связана с победами ее отважного, неустрашимого Военно-Морского Флота. Высокий статус страны как мощной морской державы завоеван мужеством матросов и офицеров, талантом кораблестроителей, смелым поиском первооткрывателей»10.
Всего в параде участвовали 40 кораблей и судов, 46 воздушных судов, более 5000 военнослужащих. Он показал, что Военно-Морской Флот России приобрел современный облик и обладает самыми широкими возможностями по нейтрализации любых угроз с различных направлений.
Таким образом, с течением времени взгляды и отношение к заложенной Петром Великим традиции проведения военно-морских парадов претерпевали существенные изменения. Однако сущность парадов оставалась неизменной. На протяжении трех веков они демонстрировали боевую мощь Российского Флота, способствовали его строительству, показывали доблесть русских моряков, укрепляли авторитет России как великой морской державы.
8 Флот отмечает День Победы // Морской Сборник. 1995. № 5. С. 37—38.
9 Поваренков И.А. Главный военно-морской парад // Военно-технический альманах «Тайфун». 1996. № 2. С. 38—41.
10 Выступление Президента Российской Федерации на главном военно-морском параде // Красная звезда. 2017. № 82. С. 2.