Научная статья на тему 'Военно-исторический музей «Союзники и ленд-лиз»'

Военно-исторический музей «Союзники и ленд-лиз» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-исторический музей «Союзники и ленд-лиз»»

А.Р. Нестеров

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ «СОЮЗНИКИ И ЛЕНД-ЛИЗ»

Нестеров Александр Ростиславович - кандидат технических наук,

заместитель директора музея по научной работе.

Ленд-лиз - одна из героических страниц Второй мировой войны, продемонстрировавшая тот факт, что руководители стран, имеющих диаметрально противоположные социально-экономические и политические системы, перед лицом общей угрозы способны договориться о совместной борьбе.

24 июня 1941 г. в обращении к представителям прессы президент Ф. Рузвельт заявил о необходимости оказания всей возможной помощи России, подвергнувшейся нападению Германии. Изначально у Ф. Рузвельта возникли трудности с оказанием этой помощи. Дело в том, что после окончания Первой мировой войны, в которой США понесли потери, пусть и несопоставимые с потерями европейских стран, был принят закон, запрещающий любое участие США в военных действиях, не угрожающих им непосредственно. Изыскивая пути оказания помощи государствам, противостоящим Германии, юрисконсульты министерства финансов США Э. Фоли и О. Кокс обратили внимание на закон 1892 г., когда во главе страны стоял президент Г. Гарри-сон. Согласно этому закону, военное министерство имело право сдавать в аренду собственность армии, не являющуюся необходимой для страны в данный момент. Так возникла идея ленд-лиза. В январе 1941 г. билль о ленд-лизе был внесен в Конгресс США и после прохождения законодательных процедур в палате представителей и сенате 11 марта был подписан президентом Ф. Рузвельтом. Закон предоставил право президенту передавать военное оборудование правительствам стран, действия которых признавались жизненно важными для безопасности Соединенных Штатов. Первыми были Англия и Греция. 7 ноября 1941 г. Ф. Рузвельт распространил действие Закона о ленд-лизе на Советский Союз [9].

Естественно, политические лидеры стран - участниц антигитлеровской коалиции, имея главной стратегической целью победу над Германией, руко-

водствовались в своих действиях в первую очередь интересами своих стран. Однако в условиях глобальной угрозы мудрость руководителя государства определяется его способностью увидеть реальные пути устранения этой угрозы.

Непримиримый противник большевизма премьер-министр Великобритании У. Черчиль в вечернем выступлении по радио 22 июня 1941 г. предложил «оказать России и русскому народу всю ту помощь, какую мы только сможем». 31 августа 1941 г. в Архангельск прибыл из Англии конвой «Дервиш», доставивший первые танки «Валентайн» и «Матильда», боеприпасы и другое армейское снаряжение, остро необходимые СССР, несущему огромные потери не только в результате боевых действий, но и ввиду утраты промышленно развитых районов. О важности поставок можно судить на примере танков. Утверждение некоторых исследователей о том, что поставки танков в СССР были существенно меньше собственного производства, вполне справедливы. Действительно, за годы войны в СССР из США было отправлено 7500 танков, из Англии - 5218, а в СССР выпущено 110 тыс. Однако простое сложение и сравнение количества единиц вооружения говорит либо об умышленном искажении подлинного положения, либо о некомпетентности исследователя вопроса. В военном деле бухгалтерские методы неприемлемы. Итак, к декабрю 1941 г. в действующей Красной Армии остался 1731 танк, причем 1241 из них был легким, со слабой броневой защитой. С сентября по декабрь 1941 г. от союзников было получено 750 английских и 180 американских танков, что составляет более половины танков, имевшихся в Красной Армии на тот период.

1800 САУ, поставленных по ленд-лизу, составили 12% от числа произведенных в СССР, при этом 1100 из них были зенитными, которые в СССР практически не выпускались. Не выпускались отечественной промышленностью и бронетранспортеры, поставки которых из США и Англии составили 7179 единиц [9].

Авторы некоторых статей о значении автомобильного ленд-лиза упорно повторяют миф о том, что основную нагрузку по перевозке военных грузов несли отечественные грузовые автомобили «Захар» ЗиС-5 и «Полуторка» (ГАЗ-АА), забывая, а может быть и не зная, что эти автомобили только условно можно считать отечественными, так как оба они выпускались на импортном оборудовании по лицензиям, купленным в США по решению ВСНХ СССР в 1930 г. Эти машины по американским стандартам относились к категории «коммерческих» и предназначались только для езды по дорогам с твердым покрытием, так как обладали совершенно недостаточной проходимостью для езды по грунтовым дорогам и преодолению пересеченной местности, особенно в условиях осеннее-зимней распутицы. Кроме того, будучи моделями конца 1920-х годов, к началу Великой Отечественной войны они безнадежно устарели. Созданные на базе ЗиС-5 автомобили повышенной 210

проходимости ЭиС-32 (4х4) и ЗиС-6 (6х4) не решили проблем военных перевозок. Полноприводный ЗиС-32 не дошел до серийного производства в связи с эвакуацией завода в Ульяновск в октябре 1941 г., где производство его так и не возобновилось. Всего было выпущено 197 автомобилей. Проходимость трехосного ЗиС-6, не имеющего привода на передние колеса, была явно недостаточной. Выпуск этой модели был прекращен 15 октября 1941 г. Всего с декабря 1933 г. было выпущено 21 239 ЗиС-6. За лето и осень 1941 г. Советский Союз потерял более половины своего автопарка (около 160 тыс. автомобилей) и часть заводов системы Автопрома. Красная Армия остро нуждалась в высокопроходимых грузовых автомобилях для обеспечения фронта боеприпасами и топливом, буксировки артиллерийских систем, доставки в полевые танкоремонтные предприятия тяжелых агрегатов для установки на их шасси пусковых установок знаменитых «Катюш» БМ-13 и других моделей. На помощь пришли поставки по ленд-лизу. Всего было получено, главным образом из США, более 470 тыс. автомобилей разных моделей. Как артиллерийские тягачи наиболее эффективными были Studebaker US-6 (6х6), Dodge WC-51 (4х4), Willys MB (4х4) и полностью идентичный ему Ford GPW (4х4). Большое значение имели поставки высокооктанового авиационного бензина, составившие более 1,5 млн. т, а также продовольствия, медикаментов, обуви и другого обмундирования [4].

22 июня 2004 г. в Москве, в школе 1262, расположенной в доме номер 6 по улице с красивым старомосковским названием Житная, открылся первый в мире, и пока единственный, музей «Союзники и Ленд-лиз».

Частная коллекция, составившая основу музейной экспозиции, начала формироваться много лет назад, в те времена, когда сама идея создания такого музея показалась бы совершенно абсурдной. Правда, следует признать, что и в современной обстановке, когда историческая достоверность все больше начинает преобладать над политической ангажированностью, открытие музея проходило отнюдь не просто.

Символ музея - солдаты союзных армий СССР, США и Великобритании, стоящие плечом к плечу под знаменами своих стран в подлинной форме и с оружием на груди. И, хотя это только манекены и оружие в соответствии с законом выведено из боевого состояния, эмоциональное воздействие группы на посетителей музея огромно.

Для нас большая честь, что на открытии музея среди почетных гостей -ветеранов Великой Отечественной войны, представителей посольств стран, входивших во время Второй мировой войны в антигитлеровскую коалицию, присутствовал героический борец за свободу своей Родины - Франции и за свободу Родины своих предков - России - Глеб Васильевич Плаксин.

Сын русских эмигрантов Глеб Васильевич Плаксин, талантливый пианист, родился в Лионе в августе 1925 г. Отец - офицер гусарского полка Рус-

ской армии, мать - военная медсестра, единственная женщина - кавалер ордена Святого Георгия трех степеней. В раннем детстве у Глеба проявились необычайные способности к музыке. Ему не было и четырех лет, когда он начал обучаться игре на фортепьяно. Сергей Рахманинов предрекал юному пианисту большое будущее. Начавшаяся война не прекратила занятий и в 1943 г. Глеб закончил Парижскую консерваторию по классу фортепьяно. Это происходило в уже оккупированной немцами Франции, что подтверждает совершенно разные условия оккупации на Западе и на Востоке. Немыслимо, находясь в здравом уме, даже предположить возможность обучения в консерватории Сталинграда или Севастополя в 1943 г. Но молодой пианист, вместо того чтобы спокойно музицировать в парижских кафе, выбирает путь борьбы с фашистами и вступает в ряды французского сопротивления. Глеб Плаксин воюет в составе русского отряда, ударившего в тыл немецкой армии с целью помочь высадке союзников. В Нормандии Плаксин поступает рядовым в ударную роту «Дельта» 1-го батальона 331-го полка 83-й дивизии США.

После войны он работает в Советской миссии по репатриации военнопленных и перемещенных лиц. Позже возвращается в Париж, выступает с концертами во Франции, Италии, Дании. С 1947 г. - член Союза композиторов Франции. В 1955 г. получает советское гражданство и выезжает на постоянное жительство в СССР. Работает в Ленинградской филармонии, снимается в кино, получает звание «Заслуженный артист России». В июне 2004 г. сопровождает Президента России В.В. Путина в поездке во Францию на торжества по поводу 60-летия высадки союзников в Нормандии. Глеб Плаксин награжден 23 государственными наградами СССР, США, России и Франции. Среди них - французские: Рыцарский Крест Почетного Легиона, Крест «Комбатант Волонтёр», медаль «Национального признания».

Глеб Васильевич ушел из жизни в ноябре 2008 г.

Любая коллекция начинается с первого экспоната. Даже самый простой предмет, на первый взгляд не представляющий никакого интереса и не имеющий ценности в денежном выражении, может положить начало целенаправленному исследованию, отличающемуся от простого собирательства изучением не только найденного раритета, но и событий, связанных с ним.

Первый экспонат коллекции - красный корабельный фонарь с надписью «RED» - был найден в районе Новой Земли более 30 лет назад Николаем Германовичем Бородиным - основателем и создателем музея, нынешним его директором, служившим в то время офицером Краснознаменного Северного Флота. Во время войны в этом районе пытались укрыться от атак фашистов суда северных конвоев, в том числе и конвоя PQ-17.

Фонарь недолго был в одиночестве. На «блошиных рынках», в комиссионных магазинах, в домашних «барахолках» друзей стали часто попадаться предметы иностранного армейского обихода: ремни, зажигалки, фляги, ци-212

линдрические фонарики, разрозненные комплекты инструментов. Разумеется, все это было там и раньше, но до встречи с фонарем «RED» не привлекало внимания. Коллекция пополнялась новыми находками и, чтобы не превратиться в набор случайных старых вещей, требовала систематизации и детального ознакомления с историческими материалами, относящимися к поставкам по ленд-лизу. Однако здесь пришлось столкнуться с противоречием между фактическим материалом, накопленным к тому времени, и официальным освещением в «исторической» литературе вопросов, связанных с ленд-лизом. Любые упоминания о нем предварялись утверждением, что поставки промышленных изделий, в том числе и вооружения, в СССР были незначительными, составляли всего несколько процентов от отечественного производства, а по техническому уровню уступали ему. О поставках продовольствия либо не упоминалось вообще, либо только вскользь и на обывательском уровне «тушенка - второй фронт», да и поставленного продовольствия хватило якобы на три дня питания армии. Эти утверждения никак не увязывались с документами и фотографиями фронтовых лет, собранными в коллекции музея, и кинохроникой, которая хоть и не часто, но все-таки появлялась на экране: батареи знаменитых «Катюш» БМ-13, смонтированных на шасси американских трехосных полноприводных автомобилей «Студебекер», равных которым по проходимости не выпускала отечественная промышленность, вездесущие быстроходные и высокопроходимые «Виллисы», мощные паровозы «Еа». Некоторые фотографии, на первый взгляд, совершенно обычные, похожие на сотни аналогичных, при внимательном рассмотрении открывали ранее неизвестные страницы в отношениях союзников по антигитлеровской коалиции. Вот, например, солдат Сталинграда: взрослый уставший человек с заиндевелыми усами, меньше всего похожий на былинного гиганта. Видавшая виды ушанка, засыпанный снегом ватник, а на брезентовом ремне крупнокалиберный американский пистолет-пулемет Томпсона. Стало быть, существовали армейские подразделения, вооруженные этими «ППТ», так как ни отечественные, ни трофейные боеприпасы к ним не подходили.

Среди книг, издававшихся в то время когда начала формироваться коллекция, материалов о Второй мировой войне, непосредственно относящихся к ленд-лизу, не было. В настоящее время недостатка в книгах, посвященных ему, нет. Некоторые авторы этих работ представляют ленд-лиз чуть ли не происками американского монополистического империализма, стремящегося к мировому господству. Такая позиция, на наш взгляд, происходит вследствие полного отождествления современного политического мироустройства и того, что было более 60 лет назад. Появились и прямо противоположные, с оттенком огульного очернительства «работы», пытающиеся доказать, что без поставок по ленд-лизу Советский Союз был обречен на гибель. Не вступая в

заочный спор ни с теми, ни с другими, мы - музейщики стараемся использовать в своей работе источники, содержащие взвешенную, подвергнутую серьезному анализу информацию.

Особую ценность для отображения в экспозиции и работе со школьниками, да и с другими посетителями музея, открытого для всех желающих, имеют свидетельства ветеранов, непосредственно связанных с ленд-лизом. Генерал майор ВВС, кандидат технических наук Игорь Петрович Лебедев, закончивший инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского еще до войны, участник Сталинградской битвы, с октября 1943 по октябрь 1945 г. был военным представителем Правительственной закупочной комиссии СССР в США и участвовал в приемке по ленд-лизу самолетов, которые затем переправлялись по Северной трассе через Аляску и Сибирь (Алсиб) на фронт. Игорь Петрович, пока позволяло здоровье, был частым и всегда желанным гостем нашего музея. Написанные им книги [5, 6, 7] - ценнейшие свидетельства не просто участника событий, а высококвалифицированного профессионала, приводящего сравнительный анализ тактико-технических данных американских, отечественных и немецких самолетов. Книги написаны прекрасным русским языком и, как это видно из названий, посвящены не только технической стороне дела.

Опубликованные в настоящее время результаты научных исследований доктора исторических наук, профессора Михаила Николаевича Супруна, признанного специалиста по вопросам северных поставок, - ценнейшее руководство в музейной работе [11].

Исключительный интерес представляет фундаментальное исследование известного журналиста-международника Сергея Брилёва «Забытые союзники во Второй мировой войне». Книга подарена автором музею [1].

Некоторые невероятно интересные находки можно было бы считать случайными, но известная истина, утверждающая, что «все тайное становится явным» указывает на закономерность этих находок. Однажды в музей вошла очаровательная дама и, внимательно выслушав рассказ экскурсовода, поинтересовалась, почему в экспозиции не представлена морская авиация. В то время у нас была только английская надувная авиационная спасательная лодка с телескопической мачтой и красным парусом. Дама спросила, знаем ли мы что-либо о секретной авиационной части, перегонявшей из США в СССР гидросамолеты и самолеты амфибии «Каталина». Оправданием нашему незнанию могла служить именно секретность этой эпопеи. Посетительница подробно и технически грамотно рассказала о самолетах и о генерале Максиме Николаевиче Чибисове, который в звании полковника во время войны командовал этой частью и не раз за штурвалом самолета совершал длительный перелет по секретному маршруту через Тихий океан. Тяжелые двухмоторные «Каталины», поставлявшиеся в двух модификациях - гидросамолеты 214

(точнее, летающие лодки) и самолеты-амфибии - были остро необходимы Советскому ВМФ. Отечественная авиапромышленность таких самолетов не выпускала.

- Скажите, пожалуйста, кто Вы и как Вам все это стало известно? -Единственное, что нам оставалось спросить.

- Я - дочь генерала Чибисова Эмилия Максимовна. Случайно увидела вывеску над входом Музей «Союзники и Ленд-лиз». Отца, к сожалению, уже нет в живых, но мы с моей младшей сестрой Еленой всегда внимательно слушали его рассказы.

Теперь ценнейшими экспонатами музея являются личные вещи Максима Николаевича, его подлинная полетная карта, которую в нарушение всяческих запретов ему удалось сохранить, фотографии, сделанные в США, на которых молодые, красивые, сильные советские и американские пилоты и техники стоят одной тесной группой около огромных самолетов, как настоящие товарищи по оружию. На некоторых снимках рядом с полковником Чибисовым изображен высокий черноволосый офицер ВВС США. Судя по аккуратному поименному перечню всех участников съемки, это Грэгори Гагарин - переводчик-инструктор, принимавший участие в обучении советских пилотов особенностям управления «Каталинами». Потомок знатного древнего русского рода князь Григорий Григорьевич Гагарин, прилетев в Россию на Конгресс соотечественников, проходивший в Санкт-Петербурге в октябре 2006 г., приехал с супругой в Москву по приглашению дочерей М.Н. Чибисова, с которым у него были дружеские отношения в годы войны. В музее князь Гагарин участвовал во встрече ветеранов, рассказал о работе с группой полковника Чибисова и, наконец, близко познакомился с генералом Лебедевым, с которым по делам службы встречался в Америке. В 2011 г. дочери Максима Николаевича Елена Максимовна Рубина и Эмилия Максимовна Телятникова издали книгу «Через материки и океаны. Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова» [10].

Стремление «специальных органов» после победного окончания войны засекретить как можно больше информации о взаимодействии союзников во время войны не поддается логическому объяснению. Отсутствие достоверной информации о событиях, скрыть которые невозможно, создает условия для вымысла и приводит к появлению мифов, с которыми впоследствии очень трудно бороться. История перегонки самолетов «Каталина», так же как и история легендарной авиатрассы «Алсиб», были засекречены почти 50 лет. Такая «скрытность», помимо самовосхваления, основанного на ложной убежденности в абсолютном превосходстве отечественной военной техники над зарубежной, как вражеской, так и союзнической, приводила к унижению истинных героев тех далеких событий. Участникам перегонов - как пилотам, так и инженерам и техникам, обеспечившим в неимоверно тяжелых условиях

доставку 8 тыс. боевых самолетов из США на фронт, было отказано в признании их участниками Великой Отечественной войны на том основании, что об этих операциях ничего неизвестно, следовательно, частей, в которых они служили, не существовало. От кого после Победы нужно было прятать правду? От своего народа? Ответов на эти вопросы получить не суждено. После снятия грифа «секретно», хотя и с огромным опозданием, пока многие участники этих операций еще были живы, появились серьезные исследования, основанные на изучении рассекреченных материалов и воспоминаниях участников событий 50-летней давности. В нашем музее часто бывает Людмила Ивановна Горбунова - руководитель секции ветеранов «Алсиб» Российского комитета ветеранов войны и военной службы, член-корреспондент Российской народной академии наук, автор десяти книг по истории военной и полярной авиации, соавтор и составитель нескольких сборников, посвященных трассе «Аляска - Сибирь - Фронт» [2; 3].

Все дальше уходит в историю Вторая мировая война, частью которой была Великая Отечественная война советского народа. С каждым годом, и даже с каждым днем, все меньше остается тех, кто слышал первую тревогу, кто ушел на фронт в 1941 и кто вернулся с войны в 1945 г. Послевоенное поколение, знающее кое-что о войне из рассказов уцелевших в боях отцов и дедов, уже уходит на пенсию. Современные кинофильмы о войне, за редким исключением, очень далеки от правдивого показа всех ужасов этого человеческого безумия. Воспитание молодежи в духе патриотизма и гражданственности невозможно без знания исторической правды. Поэтому создание при образовательных учреждениях музеев, правдиво и без купюр рассказывающих о всех событиях истории нашей Родины, является насущно необходимым. Представляется целесообразным организовать взаимный обмен экскурсионными группами учеников школ, имеющих военно-исторические музеи. Специфика школьного музея накладывает определенные ограничения на подачу материала детям разного возраста: и первоклассники, и одиннадцатиклассники - ученики, но вот можно ли называть старшеклассников детьми? Малышам достаточно разрешить покрутить рукоятки «солдат-мотора» - генератора, обеспечивающего питанием полевую радиостанцию, позволить посидеть в «Виллисе» и запустить ручную сирену оповещения о воздушной тревоге. И на фоне этой забавы рассказать о том, что наша страна вела тяжелую войну с сильным врагом и в этой войне участвовали их деды и прадеды, бабушки и прабабушки. Дети еще не заражены скептицизмом и духом противоречия, они внимательно слушают рассказ о войне, но воспринимают его как некую сказку о «тридевятом царстве». И вот здесь очень важно подвести их к осознанию того, что это действительно было. Что настоящее оружие не похоже на пластмассовые пистолеты и играть этим оружием нельзя как, впрочем, и пластмассовым. Соглашаясь с генералом из «Железной дороги» 216

Н.А. Некрасова, справедливо заметившим, что детское сердце грешно возмущать зрелищем смерти, перед приходом младшеклассников в музей убираются фотодокументы зверств фашистов на оккупированных территориях. Хватит с них зрелища крови, рекой текущей с телеэкранов. Но вот для того, чтобы дети поняли, кто напал на нашу страну, чтобы война не представлялась им разновидностью компьютерных «стрелялок», в зале музея прямо против «Виллиса» маршала Константина Константиновича Рокоссовского, любезно предоставленного музею внуком великого полководца Константином Рокоссовским, стоит мощный мотоцикл Вермахта «BMW R-75» с приводом на колесо коляски, демультипликатором и блокировкой дифференциала. За рулем мотоцикла сидит манекен в форме солдата Вермахта с винтовкой «Маузер» за спиной, а на турели коляски установлен пулемет «MG». Даже по одному этому экспонату можно судить о силе, агрессивности и искушенности в военном деле напавшего на нашу страну врага. Без него, рассказывая старшеклассникам - внукам и правнукам тех солдат, что завоевали для них право жить ценой невероятных лишений, о славных победах Советской Армии, трудно объяснить, почему эти победы начались под Москвой, Сталинградом и на Северном Кавказе за сотни и сотни километров от священной и неприкосновенной границы нашей Родины.

Следует отметить, что все экспонаты музея подлинные, в большинстве прошедшие фронт. При создании музея это положение было принято в качестве основной концепции формирования его экспозиции. Каждый предмет, поступающий в музей, подвергается тщательному изучению для установления даты выпуска, изготовителя, соответствия технической документации, возможных послевоенных переделок. Так, например, экспертизу оружия, выведенного в соответствии с законом из боевого состояния, проводит на высоком профессиональном уровне президент клуба «Союз Ленд-лиз», сын директора музея - Герман Николаевич Бородин.

В начале 2007 г. Петр Андреевич Заводов, служивший во время войны командиром группы передвижных автомастерских, передал в музей редчайший складной десантный мотоцикл английской фирмы «Эксцельсиор» с двухтактным двигателем «Виллерс». Мотоцикл сбрасывался в специальном контейнере одновременно с десантником на парашюте. Приземлившись, боец одним движением приводил мотоцикл в рабочее состояние и обретал высокую степень мобильности. Эти мотоциклы поставлялись в Советский Союз из Великобритании. Прежде чем представить этот раритет в экспозиции, необходимо было снять несколько слоев краски, явно не соответствующей подлинной ни по цвету, ни по глянцевости - армейские мотоциклы и автомобили покрывались матовой краской защитного цвета, не дающей бликов. Если с краской для американских автомобилей и мотоциклов трудностей нет, то с десантным английским мотоциклом возникли сложности. По найденным

черно-белым фотографиям установить его цвет, естественно, не удавалось. Гражданин США Карл Ватт, работавший в России и теперь тесно сотрудничающий с музеем, привез каталог с полной технической документацией, цветные фото и подлинную краску. Реставрированный мотоцикл занял почетное место в экспозиции. А вот и сохраненный участником Великой Отечественной войны, заслуженным юристом России, профессором Сергеем Владимировичем Натрускиным «Виллис», который теперь участвует во всех мероприятиях, посвященных дням воинской славы, имел очень серьезные переделки не только шасси, но и кузова. Для того чтобы не уподобляться создателям современных «киноэпопей», в которых солдаты, офицеры и генералы щеголяют в перевранной форме и ездят на уродливых рыдванах, вроде тех, что под видом ЗиС-5 везли ветеранов по Красной площади в 2005 г., автомобиль был подвергнут серьезной, трудоемкой и достаточно дорогостоящей реставрации, для чего пришлось арендовать мастерскую. Все работы выполнялись сотрудниками музея, владеющими соответствующими навыками на профессиональном уровне. Однако для того чтобы иметь мастерскую, так необходимую музею, поставившему перед собой задачу разыскать, восстановить и показать образцы военного снаряжения, с которым наши отцы, деды и прадеды шли в бой за Родину, одного желания мало. Конечно, нам не приходит в голову реставрировать, например, солдатскую каску, пробитую пулей, или отмывать следы крови с полевых носилок. Эти экспонаты по их воспитательному воздействию на молодое поколение бесценны.

Музей не имеет никакого финансирования. Весь его «бюджет» складывается из тех средств, которые могут выделить из своих пенсий сотрудники. Ученики школы посещают музей, разумеется, бесплатно, но и со сторонних посетителей, которым мы всегда рады, плата не взимается. Все экспонаты имеют конкретных владельцев, добровольно и абсолютно бескорыстно, предоставивших их музею, за что выражаем им глубокую и искреннюю благодарность.

Количество экспонатов давно превысило возможности школьного зала. Места катастрофически не хватает, тем более что мы не ограничиваемся только ленд-лизовской тематикой. Армейские мотоциклы «Харлей-Давидсон» поставлялись из Америки в виде «одиночек», но в Советской армии к ним часто монтировались коляски от отечественного мотоцикла М-72. Такой гибрид с установленным на коляске пулеметом Дегтярёва находится в музее. Плакаты военного времени, форма советских солдат и офицеров, советское стрелковое оружие, фронтовые фотографии, на которых «Студебекеры», «Доджи» и «Виллисы» едут вперемежку с нашими «ЗиС-5» и «полуторками ГАЗ АА», подтверждают возможность и необходимость совместных действий народов разных стран в борьбе с общим врагом, какие бы обличия ни принимал этот враг.

Нам хотелось бы, чтобы о нашем музее знали как можно больше людей и не только в России. Иногда, к сожалению не очень часто, музей посещают 218

иностранные делегации. Среди гостей бывают весьма высокопоставленные лица. На открытии музея присутствовал Военный атташе Франции, в разное время знакомились с экспозицией атташе по культуре США и Канады. Военный атташе Великобритании принимал участие в съемках программы «Россия сегодня», проводимых в музее английским телевидением. Несколько раз мы принимали группы учительских делегаций из США и Канады, посещавших нашу школу. Музей производил на этих экскурсантов сильное впечатление, в первую очередь своим существованием - они не ожидали, что в нашей стране еще кто-то помнит о войне и тем более о ленд-лизе. Приходится констатировать, что история совместной борьбы с фашизмом и конкретно история ленд-лиза не в почете на Западе. Зарубежные молодежные делегации рассматривают экспонаты с отвлеченным интересом, явно не понимая, как здесь оказались американский и английский мотоциклы времен войны, образцы боевого оружия, руководства по эксплуатации американских и английских танков и армейских автомобилей, отпечатанные военными департаментами этих стран под грифом «секретно», останки сбитого в бою знаменитого американского истребителя «Аэрокобра». На таком самолете воевал великий летчик трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Экскурсоводы прилагают немало усилий для просветительской работы среди современной молодежи тех самых стран, которые во время войны оказали неоценимую помощь Советскому Союзу. Нам, работникам музея, отрадно видеть, что после ознакомления с экспозицией многие молодые люди подолгу задерживаются перед витринами, рассказывающими о военных действиях на Восточном фронте, о котором они, воспитанные пропагандой в духе: «Была на Востоке какая-то заварушка, а мы высадились в Нормандии в 1944 г. и освободили Европу от фашизма», имели весьма расплывчатые сведения.

Подлинным праздником для музея было посещение группой западных ветеранов, среди которых оказался матрос ВМФ США, участвовавший в подготовке кораблей Северных конвоев к переходу через Атлантический океан. Прежде всего он отдал честь солдатам Американской, Советской и Английской армий, стоящим в полной форме с боевым оружием на груди под знаменами своих стран. И хотя это были манекены, старый матрос не меньше минуты стоял перед ними по стойке «смирно», а его спутники молча ждали, пока он не опустил руку от лихо сдвинутого на одно ухо берета. О чем он думал, что вспоминал... Бог весть. Внимательно выслушав экскурсовода, ветераны разбрелись по залу, буквально впиваясь глазами в экспонаты, склоняясь к фотографиям и документам, поминутно меняли очки, подзывали друг друга и тихо переговаривались о чем-то известном и понятном только им. Старый матрос попросил разрешения подержать в руках винтовку М1. Пришлось на время разоружить американского солдата. Винтовка пошла по

рукам. С почтением гладили ветераны большими стариковскими руками капот и крылья «Виллиса», принадлежавшего К.К. Рокоссовскому.

В коротком рассказе о музее невозможно даже просто перечислить экспонаты его коллекции, каждый из которых действительно уникален и имеет свою неповторимую, порой трагическую историю. Вот ржавый ствол ручного пулемета Дегтярёва с загнанным в него шомполом, которым пулеметчик пытался, вероятно, выбить застрявшую в патроннике гильзу. Скорее всего он не успел это сделать. В 1962 г. я нашел этот ствол на отмели живописной речки со звонким именем Лучеса, что бежит по каменистому дну через непроходимые дебри лесов под Ржевом. Полвека тому назад я - студент МВТУ имени Баумана, был там на охоте со своим отцом Ростиславом Александровичем Нестеровым - участником Великой Отечественной войны, начавшим ее рядовым и окончившим инженер-капитаном танковых войск. Полевая сумка отца, наручные часы, зажигалка из винтовочной гильзы, трофейная походная карманная плитка на сухом спирте и другие семейные реликвии теперь экспонаты музея.

Известный автор глубоких исследований истории создания отечественной сухопутной военной техники, бесспорный авторитет в вопросах автомобильного ленд-лиза, кандидат технических наук Евгений Игнатьевич Прочко передал музею полный комплект годовых подшивок газеты «Британский союзник», издававшейся в годы войны на русском языке. Эти ценнейшие издания из-за ветхости бумаги выдаются только для научной работы.

Хотелось бы, чтобы наш музей всегда оставался школьным музеем, где главные посетители - ученики, главный учитель - сама История, а все экспонаты можно и нужно трогать руками. Единственное условие - это должны быть бережные руки благодарных потомков.

Литература

1. Брилёв С. Забытые союзники во Второй мировой войне. - М., 2012. - 712 с.

2. Горбунова Л.И. с соавт. Небо без границ. Сборник. - Красноярск, 1995. - 352 с.

3. Горбунова Л.И. с соавт. Солдаты XX века. Золотой фонд Победы. Аляска - Сибирь -маршрут ленд-лиза. Международный биографический центр. - М., 2000. - 350 с.

4. Краснов И. (http://tehvov.ru) О ленд-лизе объективно и без эмоций.

5. Лебедев И.П. Кобры летят к фронту. - М., 1992. - 78 с.

6. Лебедев И.П. Мгновения жизни. - М., 2006. - 273 с.

7. Лебедев И.П. Молодежь России и США в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. - М., 2006. - 154 с.

8. Локвуд Ч., Адамсон Г. Морские дьяволы. Пер. с английского. - М., 1958. - 318 с.

9. Полная энциклопедия танков мира. 1915-2000 гг. / Сост. Г.Л. Холявский. - Минск, 2000. - 576 с., ил.

10. Рубина Е.М., Телятникова Э.М. Через материки и океаны. - М., 2011. - 368 с.

11. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М., 1997. - 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.