Научная статья на тему 'ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ПРОЕКТАХ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ИМЕНИ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА'

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ПРОЕКТАХ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ИМЕНИ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова / военная история / музейная педагогика / проектная деятельность / онлайн-режим / Museum Complex named after Ivan Yakovlevich Slovtsov / military history / museum pedagogy / project activity / online mode

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ксения Александровна Анкушева, Виктор Анатольевич Кутепов

В статье анализируется деятельность Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова (МКимС) в контексте представления посетителям материалов военно-исторического характера. Источниками информации служат документы, прежде всего отложившиеся в архивном хранении музея, а также публикации в интернет-пространстве. В динамике выявляются основные сюжеты военной истории, освещаемые в рамках музейных проектов, формы подачи интересующих нас сведений. В работе авторы рассматривают различные объекты музейного показа МКимС, акцентируют внимание на взаимодействии с аудиторией в режиме онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-HISTORICAL THEMES IN THE PROJECTS OF MUSEUM COMPLEX NAMED AFTER IVAN YAKOVLEVICH SLOVTSOV

In the article, the authors analyze the presentation of military-historical themes in the projects of Museum Complex named after Ivan Yakovlevich Slovtsov. The introductory part evaluates the role of museums in the representation of military history, patriotic education, and the formation of historical memory. The relevance, novelty and theoretical basis of the research are substantiated, namely, the concept of “places of memory” by P. Nora, the characteristics of the sources are given, a brief historiographical overview is given. The main part of the article explores the plots of military history covered in the framework of the exposition and exhibition and cultural and educational activities of the museum, analyzes the forms of presentation of thematic information. In the work, the authors consider various objects of museum display of the Museum complex; identify their specifics in a given context, focus on interaction with the audience, including online. It is noted that the museum funds include rich materials about the military past, primarily domestic. Thematic collections – material, pictorial and other sources of the type – were often formed “hot on the trail”, they are replenished today. An important topic of military history, which is covered at various objects of the Museum Complex, their official sites on the Internet, is the Great Patriotic War. Next, you can specify many other events in the military history of the Fatherland, echoing stories from the military past of foreign countries. In conclusion, it is indicated that within the framework of the activities of the ICIMS, military-historical topics are presented in a wide chronological range, in events of different formats. Many of them are based on expositions and exhibitions. The heroics and tragedies of the front and rear, the daily life of wartime are demonstrated, with an emphasis on the participation of residents of the Tyumen region in the events. Traditionally, thematic projects are implemented by significant dates, mainly the national military history. When implementing military-historical projects, classical forms prevail – exhibitions and excursions, as well as reconstructions, lectures, master classes, etc. At the same time, their characteristics such as immersiveness and participativeness are developing. To immerse yourself in the atmosphere of the past, various methods are used, for example, museum-shaped. A number of projects are implemented in partnership, including within the framework of a culture of co-participation. New trends include the presentation of military-historical themes through images of modern art, the active use of modern information technologies, participation in various kinds of actions. The presentation of military history in museum projects contributes to the study of relevant topics, their popularization, education of patriotism and preservation of national memory. Additional motives for working in this direction are countering falsification in the field of historical memory, as well as the formation of a positive image of the region and the country, both for domestic consumers and for the development of tourism.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ПРОЕКТАХ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ИМЕНИ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 55. С. 222-234. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 222-234.

МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Научная статья

УДК 93/904+069.1

doi: 10.17223/22220836/55/18

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ПРОЕКТАХ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ИМЕНИ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА

Ксения Александровна Анкушева1, Виктор Анатольевич Кутепов2

1 Тюменское музейно-просветительское объединение, Тюмень, Россия

2 Омский государственный технический университет, Омск, Россия

1 [email protected] 2 [email protected]

Аннотация. В статье анализируется деятельность Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова (МКимС) в контексте представления посетителям материалов военно-исторического характера. Источниками информации служат документы, прежде всего отложившиеся в архивном хранении музея, а также публикации в интернет-пространстве. В динамике выявляются основные сюжеты военной истории, освещаемые в рамках музейных проектов, формы подачи интересующих нас сведений. В работе авторы рассматривают различные объекты музейного показа МКимС, акцентируют внимание на взаимодействии с аудиторией в режиме онлайн.

Ключевые слова: Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, военная история, музейная педагогика, проектная деятельность, онлайн-режим

Для цитирования: Анкушева К.А., Кутепов В.А. Военно-историческая тематика в проектах Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 222-234. doi: 10.17223/22220836/55/18

MUSEUM AND CULTURAL HERITAGE

Original article

MILITARY-HISTORICAL THEMES IN THE PROJECTS OF MUSEUM COMPLEX NAMED AFTER IVAN YAKOVLEVICH SLOVTSOV

Kseniya A. Ankusheva1, Viktor A. Kutepov2

1 Tyumen Museum-Education Organization, Tyumen, Russian Federation 2 Omsk State Technical University, Omsk, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]

Abstract. In the article, the authors analyze the presentation of military-historical themes in the projects of Museum Complex named after Ivan Yakovlevich Slovtsov.

© К.А. Анкушева, В.А. Кутепов, 2024

The introductory part evaluates the role of museums in the representation of military history, patriotic education, and the formation of historical memory. The relevance, novelty and theoretical basis of the research are substantiated, namely, the concept of "places of memory" by P. Nora, the characteristics of the sources are given, a brief historiographical overview is given.

The main part of the article explores the plots of military history covered in the framework of the exposition and exhibition and cultural and educational activities of the museum, analyzes the forms of presentation of thematic information. In the work, the authors consider various objects of museum display of the Museum complex; identify their specifics in a given context, focus on interaction with the audience, including online. It is noted that the museum funds include rich materials about the military past, primarily domestic. Thematic collections - material, pictorial and other sources of the type - were often formed "hot on the trail", they are replenished today. An important topic of military history, which is covered at various objects of the Museum Complex, their official sites on the Internet, is the Great Patriotic War. Next, you can specify many other events in the military history of the Fatherland, echoing stories from the military past of foreign countries.

In conclusion, it is indicated that within the framework of the activities of the ICIMS, military-historical topics are presented in a wide chronological range, in events of different formats. Many of them are based on expositions and exhibitions. The heroics and tragedies of the front and rear, the daily life of wartime are demonstrated, with an emphasis on the participation of residents of the Tyumen region in the events. Traditionally, thematic projects are implemented by significant dates, mainly the national military history. When implementing military-historical projects, classical forms prevail - exhibitions and excursions, as well as reconstructions, lectures, master classes, etc. At the same time, their characteristics such as immersiveness and participativeness are developing. To immerse yourself in the atmosphere of the past, various methods are used, for example, museum-shaped. A number of projects are implemented in partnership, including within the framework of a culture of co-participation. New trends include the presentation of military-historical themes through images of modern art, the active use of modern information technologies, participation in various kinds of actions.

The presentation of military history in museum projects contributes to the study of relevant topics, their popularization, education of patriotism and preservation of national memory. Additional motives for working in this direction are countering falsification in the field of historical memory, as well as the formation of a positive image of the region and the country, both for domestic consumers and for the development of tourism.

Keywords: Museum Complex named after Ivan Yakovlevich Slovtsov, military history, museum pedagogy, project activity, online mode

For citation: Ankusheva, K.A. & Kutepov, V.A. (2024) Military-historical themes in the projects of Museum complex named after Ivan Yakovlevich Slovtsov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 222-234. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/18

Введение

Функции музея за период его существования в культурном пространстве социума, в том числе российского, заметно трансформировались. За последнее столетие в нашей стране акценты сместились с пропагандистской работы к организации досуга и далее к образовательной деятельности [1, 2]. Несмотря на это, осуществление просветительной деятельности остается одной из целей создания музеев в Российской Федерации1 (ранее в

1 См. ст. 27 «Цели создания музеев в Российской Федерации» (в ред. Федер. закона от 23.02.2011 № 19) Федерального закона от 26.05.1996 № 54 (ред. от 11.06.2021; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/3abac167aec5ca5ea25092032d81fb9b81fcb92c/ (дата обращения: 13.09.2021).

СССРкоторые ориентированы на «осуществление просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди молодежи», что предусмотрено «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года»2. Большое значение в этом отношении имеет знакомство посетителей с сюжетами военной истории, которые демонстрируют яркие примеры смелости, героизма, милосердия и стремления защитить свою Родину, содействуют формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Военно-историческая тематика в настоящее время востребована разной по составу, в том числе по возрасту аудиторией. Этому способствует интерес к поисковому движению, тематическим компьютерным и вполне реальным Армейским международным играм, популярность реконструкторских фестивалей и художественных фильмов соответствующих жанров и др. [3]. Не случайно актуальным стало понятие «военно-патриотический образовательный туризм» [4. С. 84]. Информационное поле насыщено сведениями о военной истории, и «современная эпоха цифровизации только способствует расширению каналов воздействия» [5. С. 45].

Музеи разных профилей, откликаясь на запрос данного сегмента аудитории и одновременно выполняя свои основные задачи, в том числе в рамках образовательного процесса3, включают мероприятия военно-исторического характера в свою деятельность. Эта практика имеет давнюю традицию, однако остановимся на опыте последних лет.

Актуальность темы обусловлена большим непреходящим значением патриотического воспитания. Военная история является частью истории в самом широком смысле слова, ее знание является важным для формирования представлений о прошлом региона, страны, а также о сюжетах всеобщей истории. В условиях доступности большого объема информации, к сожалению, не всегда достоверной, музей является одной из авторитетных институций, вызывающих доверие общества и взаимодействующих с разными категориями посетителей. В этом отношении большое значение имеют содержание и форма проектов военно-исторической тематики, реализуемых в музейном пространстве.

Новизна работы заключается в комплексном проведении анализа практики представления темы военной истории в проектах МКимС. Хронологические рамки довольно узкие - с 2017 по 2021 г. Однако тем любопытнее попытаться выявить сложившиеся тенденции в условиях быстро меняющейся действительности. Особое внимание уделяется дистанционным формам работы, которые были актуализированы в связи с пандемией COVID-19.

Данный вопрос мы планируем рассмотреть и с точки зрения культурной инклюзии [6], поскольку современный музей в своей деятельности ориентируется на различные категории посетителей, стремится, чтобы формируемые

1 См. Положение о музейном фонде Союза ССР (утв. приказом Министерства культуры СССР от 27 декабря 1988 г. № 483. URL: https://base.garant.ru/70757254/ (дата обращения: 13.09.2021).

2 См. Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N° 326-р). URL: http://static. govemment.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

3 См. Постановление правительства Тюменской области от 03.12.2018 № 451-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области „Развитие культуры" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов». URL: https://cultura.tyumen-city.ru/files/down-load/2153_941.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

в музейном пространстве образы закрепились в памяти каждого. Авторы в своей работе обращают внимание на специфику объектов музейного показа, входящих в состав МКимС.

Цель исследования. Целью своего исследования авторы ставят анализ имеющегося опыта, практик представления музейными средствами материала военно-исторического характера, преимущественно сюжетов отечественной военной истории. В фокусе внимания авторов статьи тематика и формат музейных проектов заявленного направления, а также соответствующие исследовательской проблеме трансформации, имеющие место в рамках рассматриваемого периода.

Теоретическая часть

По словам Е.А. Матохиной, музей является «одним из средств формирования и потребления воспоминания», имеет место «музеализация» памяти [7. С. 81]. Исходя из целей создания музеев, авторы в ходе своей работы опираются на концепцию «мест памяти» П. Нора [8. С. 26]. Широко трактуя данное понятие, можно считать, что музей не только хранит память о тех или иных исторических событиях, но и репрезентует их аудитории, тем самым участвуя в формировании исторической памяти. От этого зависит не только то, как будет складываться индивидуальное представление конкретного посетителя о том или ином событии прошлого, но и то, каким сформируется единое «пространство памяти» [9. С. 8]. Особое значение это имеет, когда речь идет о знаковых для истории нашей страны событиях, когда граждане ищут опору в объединяющем нашу страну прошлом, пытаются лучше понять настоящее и планировать будущее, т.е. определиться в системе социокультурных координат.

В настоящее время существует множество специализированных музеев военной истории как в России, так и за рубежом1. Однако интересующая нас тематика находит отражение в учреждениях культуры разных профилей. В нашем случае эмпирической базой станет Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова (с открытия в 2017 г. нового здания музея по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, 63). В качестве источников информации задействованы документы, отложившиеся в архивном хранении музея, прежде всего, концепции выставок2, а также открытые для публичного просмотра данные официального сайта ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение» (далее - ГАУК ТО «ТМПО», раздел МКимС), официальных акка-

3

унтов учреждения в социальных сетях и другие материалы, в том числе правового характера.

Обращаясь к историографии вопроса, отметим, что многие подходы к представлению военно-исторического материала в музейном пространстве

1 Например, Музей армии (Musée de l'armée). URL: https://www.musee-armee.fr/ru/home.html (дата обращения: 13.09.2021); Музей королевских военно-воздушных сил (Royal Air Force Museum London, RAF Museum London). URL: https://wwwrafmuseum.org.uk/ (дата обращения: 17.05.2022); Музей Отечественной войны 1812 г. URL: https://shm.ru/museum/mov/ (дата обращения: 17.05.2022).

2 Концепции выставок МКимС // Архивное хранение ГАУК ТО «ТМПО». Оп. 1. Д. 06/2-01. Т. 1-4; 8 (05/2-07); 10 (06/2.02-01).

3 Музейный комплекс им. И.Я. Словцова. URL: https://vk.com/museum_72 (дата обращения: 17.05.2022); Тюменское музейно-просветительское объединение. URL: http://museum-72.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

являются общими, актуальными для широкой проблематики проектов [10]. Интересующий нас сюжет обычно рассматривается с акцентом на патриотическое воспитание посетителей в работах, посвященных тематическим проектам в профильных музеях [11-13]. С одной стороны, на содержание музейных проектов влияет источниковая база, в том числе состав фондов конкретного музея. Отсюда значительное число публикаций о тематических музейных коллекциях, о результатах деятельности поисковых отрядов. Кроме того, большое значение имеет трансформация теоретических подходов, преобладающих в исторической науке в тот или иной период, что находит отражение как в методических рекомендациях, так и в воплощении авторских замыслов. Интерес исследователей вызывают вопросы проектирования экспозиций (выставок), формы взаимодействия с посетителями.

Основная часть

Спектр тематических мероприятий музея зависит, в первую очередь, от состава его фондов. По словам авторов монографии о современных трендах в музейном деле, «коллекция создает идею прошлого (и настоящего) для того, чтобы превратить его в возможный объект дискуссий в настоящем» [14. С. 17]. Более того, Д.В. Загоскин, Э.И. Черняк и К.Н. Ширко еще в 2013 г. говорили о «возрастающей актуализации музейного фонда в сфере формирования общественного мнения» [15. С. 106]. Изучение музейных коллекций, работа по комплектованию, а также взаимодействие с партнерами в рамках выставочных и иных проектов содействуют выявлению новых аспектов в освещении тематических событий. Коллекции ГАУК ТО «ТМПО» насчитывают более 870 тыс. ед. хр., МКимС - более 422 тыс. предметов (на конец 2021 г.)1, в том числе те, которые относятся к военному прошлому, преимущественно отечественному [16]. Это вещественные, изобразительные и иные по типу источники. История их комплектования во многом перекликается с историей страны, так как во многом ею и определяется. Согласимся с Л.В. Коробицыной в том, что «именно музеи, в работе которых учитывается региональная специфика, выступают тем местом, где становится возможно изучение истории родного края, микроистории, локальных событий, связанных так или иначе с историей Великой Отечественной войны, способствуют обращению к более личностной и ориентированной на человека коллективной памяти о военных годах» [11. С. 105].

Пожалуй, главной темой военной истории, которая освещается на разных объектах музейного показа МКимС, его площадках в сети Интернет, является Великая Отечественная война. Предметный ряд характеризуется разнообразием, он начал формироваться «по горячим следам» [17. С. 38], пополняется и в наши дни. Далее можно указать многие другие события военной истории

Отечества, перекликающиеся с сюжетами из военного прошлого зарубежных

2

стран .

1 Сведения о деятельности ГАУК ТО «ТМПО» за 2021 г. // Архивное хранение ГАУК ТО «ТМПО». Оп. 1. Д. 04/1-05. 20 л.

2 Лекция «Каролины: шведские военнопленные в Сибири» // Информационный портал культуры Тюменской области. URL: https://kultura-to.ru/new/index.php/tyumenskoe-muzejno-prosvetitelskoe-ob-edinenie/item/2767-lektsiya-karoliny-shvedskie-voennoplennye-v-sibiri (дата обращения: 17.05.2022).

Экспозиционно-выставочная деятельность играет ключевую роль в репрезентации военно-исторического материала в музейном пространстве. Образная репрезентация истории в музее способствует формированию исторической памяти. В рамках МКимС в этом отношении особое место занимает музей «Городская Дума». Именно здесь разместилась экспозиция «Тюмень - Война -Великая Победа», открытая в мае 2015 г. к 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Проект рассказывает о трудовом и боевом подвигах тюменцев. Здесь представлены материалы об эвакуированных на территорию города и области промышленных предприятиях, эвакуационных госпиталях, а также воинских частях и соединениях, сформированных в регионе. В числе экспонатов предметы, найденные поисковиками на местах боев, коллекции оружия времен Великой Отечественной войны, фотографии, документы и личные вещи тюменцев - Героев Советского Союза. Кроме того, посетители могут побывать в воссозданном интерьере вагона-клуба, который входил в состав поезда-бани. Символично, что на Исторической площади, рядом с музеем расположен мемориал «Вечный огонь» - он является знаковым элементом тематических экскурсий, например, пешеходной экскурсии к барельефу «Тюмень - Победителям», которая повествует об истории войны и о вкладе тюменцев в дело Победы.

Выставка «Великая и забытая» о Первой мировой войне состоялась в 2018 г. Значимым проектом последних лет стала выставка «Афганистан. Без права на забвение» (2019) и акция «Живой музей - живая история. Афганистан», основной целью которой было выявление предметов музейного значения и пополнение ими музейных фондов.

В 2020 г. здесь же открылись выставки «Военная техника в миниатюре», «Война моторов» (совместные проекты с тюменским обществом моделистов), «Честь ему и слава!», «Знаки доблести и славы». Выставка «Крылатая гвардия», приуроченная ко Дню Воздушно-десантных войск и к 75-летию окончания Великой Отечественной войны, - совместный проект с постоянными партнерами музея, в числе которых Тюменское общество моделистов, частное учреждение культуры «Галерея „Оружие Победы" и Тюменская региональная организация ветеранов десантных войск «Союз десантников». В 2021 г. в музее действовали совместные с Тюменским обществом моделистов и др. выставочные проекты «Броня крепка», «Макеты военной техники» и «Путь к Победе. Начало». Иммерсивная выставка «Дым» была создана совместно с молодежным театральным центром «Космос» на основе графического романа «Сурвило» Ольги Лаврентьевой. Подход, избранный авторами выставки, рассчитан на создание атмосферы событий, в том числе в блокадном Ленинграде, использует тактильные и аудиовизуальные средства воздействия на посетителя, производит сильное эмоциональное впечатление. В центре внимания выставок «Война в лицах» и «Не вернулся из боя...» (совместно с военно-поисковым отрядом «Кречет») судьбы участников боевых действий.

В формате произведений изобразительного искусства тема войны обычно широко представлена в залах главного корпуса МКимС (ул. Советская, 63). Здесь же реализуются иные, разнообразные по сюжетам и форме подачи материала проекты. В 2018 г. состоялись выставки «Весна победы», «Плакаты войны. На пути к Великой Победе». В 2019 г. работала выставка

«Живем и помним», а в рамках проекта «АРТ-погружение» - выставка одной картины «Ночные ведьмы», посвященная летчицам 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиационного полка. Из партнерских проектов под эгидой акции «Марафон школьных музеев» можно указать «Мы однажды вернемся с войны» при участии членов Тюменского городского Совета ветеранов и участников поисковых экспедиций (Поисковый отряд «Память сердца» МАОУ лицей N 34 г. Тюмень, руководитель В.П. Гаврилова).

В 2019-2020 гг. был реализован совместный выставочный проект Музейного комплекса им. И.Я. Словцова и Ижевского музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова «Калашников. Солдат. Конструктор. Легенда»1. Выставка, открытая в честь 100-летия известного инженера-конструктора, начинала Год памяти и славы в главном корпусе МКимС. Вниманию посетителей были представлены документы и образцы знаменитого оружия из фондов Ижевского музейно-выставочного комплекса и ГАУК ТО «ТМПО», а также личные вещи героя выставки, которые характеризуют не только самого конструктора, но и военную историю нашей страны в целом. Эта выставка стала показательной в плане сотрудничества с общественными городскими организациями военно-патриотической направленности, такими как региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост», Региональное отделение общественно-государственной организации ДОСААФ России Тюменской области, Тюменская региональная общественная организация «Областной поисковый центр». На базе выставки была организована встреча с ветераном Великой Отечественной войны М.Г. Гавриловым и иные мероприятия.

В 2020 г. музей реализовал проект «Марш Победы», посвященный 75-летию окончания Великой Отечественной войны. На сайте и в официальных аккаунтах учреждения в социальных сетях размещались изображения произведений искусства (живопись, графика, скульптура) из фондов тюменского музея, которые затем вошли в одноименную выставку.

Выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» стала продолжением выставки «Память поколений», открытой в 2019 г. в Манеже Президентом РФ В.В. Путиным. В выставочном пространстве были представлены работы из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного музея обороны Москвы, Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, галереи «Триумф», Союза художников России и ГАУК ТО «ТМПО». Экспонаты отражали события на фронте, жизнь в тылу, героизм защитников Отечества и Великую Победу.

Более ранняя история, включающая военный аспект, была представлена в 2021 г. на выставке «Всадники железного века». Данный период в истории народов Западной Сибири был эпохой масштабных миграций, хозяйственного развития, образования военно-политических союзов, которые изменили карту расселения народов, дали начало новым археологическим культурам. Авторы сделали акцент на саргатской культуре. Посетители увидели предметы из коллекции «Археология», обнаруженные в ходе раскопок на террито-

1 Стрелковое оружие разных лет представлено на выставке «Калашников. Солдат. Конструктор. Легенда» // Тюменская линия. URL: https://t-l.ru/275117.html (дата обращения: 17.05.2022).

рии Тюменской области: украшения, оружие, предметы быта и культа, а также реконструкции внешнего облика представителей саргатских племен. В 2019 г. на выставке «Старинный арсенал» были показаны образцы оружия преимущественно XVI—XVII вв.

В музее «Усадьба Колокольниковых» к празднику 23 февраля традиционно освещаются события 1917 г. и Гражданской войны в России. Это связано с тем, что в одном из зданий усадьбы в 1919 г. размещалась штаб-квартира маршала В.К. Блюхера - участника Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны в России, что нашло отражение в постоянной экспозиции «История дома XIX-XX вв.».

В 2019 г. музей приглашал гостей на выставку «Театр в военной форме» -проект, посвященный Дню защитника Отечества и Году театра в России. Временный выставочный проект «Про Петра и флот» (2021) был приурочен к 300-летию со дня победы России над Швецией в ходе Северной войны (17001721) и 300-летию провозглашения Петра Алексеевича императором всероссийским. Вниманию посетителей были представлены предметы из фондов ГАУК ТО «ТМПО» и частных коллекций тюменских моделистов. Иной характер имел проект «Боголюбов. Мастер русской батальной марины», который демонстрировал преимущественно графические работы Алексея Петровича, посвященные действиям русского флота в годы Крымской войны (1853-1856 гг.).

Музей «Дом Машарова» также знакомит посетителей со страницами военной истории. Так, в 2018 г. успешно работала выставка «Этот день мы приближали, как могли». На выставке «Стойкий солдатик» (2021) в миниатюре были созданы образы античных войск, средневековых рыцарей, солдат советской армии. При этом показаны различные техники и способы создания военно-исторической миниатюры: от штамповки до ручного моделирования.

На представление наиболее ранней истории, в том числе военной, на создание образа воина далекого прошлого в большей степени ориентирована экспозиционно-выставочная и культурно-образовательная деятельность Археологического музея-заповедника на оз. Андреевском. Примерами могут служить выставка «В арсенале древних воинов» и интерактивная театрализованная программа «Путь воина». Характерной чертой объекта является организация и проведение реконструкторских мероприятий1. В числе партнерских отметим выставочный проект «Военная археология». Он был посвящен исследованиям тюменских археологов в области древнего и современного военного искусства и показал коллекцию археологических артефактов от каменного века до XX столетия нашей эры (из фондов ГАУК ТО «ТМПО»).

Тематические экскурсии по выставкам и в Центр музейных коллекций, а также пешеходные, автобусные, велосипедные - о некоторых шла речь в статье ранее - являются одним из способов знакомства посетителей со страницами военной истории. Названия говорят сами за себя: «Тюмень тыловая», «Победный рейс», «Единый дух Победы», «С верой в Победу!», «Ратная слава России». В числе иных форм взаимодействия с аудиторией можно назвать различные мероприятия: от лекций (сотрудников МКимС, преподавателей Тюменского государственного университета, Тюменского государственного

1 Археологический музей-заповедник. URL: https://vk.com/wall591706059?offset=40&w=wall 591706059_108%2Fall (дата обращения: 13.09.2021).

института культуры и др.) и презентаций до квизов и мастер-классов, например, по созданию символов Победы - гвоздики, «Птицы Победы» и др. Объединяющая серию тематических мероприятий программа «Звезда» направлена на гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, ориентирована и на взрослых. В 2020 г. она была посвящена Году памяти и славы, который объявлен Президентом РФ. Музей осуществляет выездные тематические мероприятия («Войной украденное детство», «Хлеб блокадного Ленинграда» и др.).

Отметим, что план работы музея формируется с учетом юбилейных дат. Так, в 2021 г. в связи с 800-летием со дня рождения Александра Невского в главном корпусе МКимС прошла лекция «Образ благоверного князя Александра Невского в изобразительном искусстве» (спикер: искусствовед Н.А. Паромова), состоялось музейное занятие «Князь. Воин. Святой. Образ Александра Невского в искусстве». Праздничные даты военной истории предполагают разработку и проведение специальных программ. Например, программа «Равнение на музей» ко Дню защитника Отечества включала интерактивные мероприятия, мастер-классы, автобусные экскурсии, квесты, кинопоказы (2021). Военные события в основном новейшего времени становятся объектом внимания участников кинолектория (лектор - киновед Н.П. Соколова). В 2020 г. он проходил в рамках общей темы «Образ Великой Отечественной войны в советском кино». В 2021 г. в рамках проекта обсуждалась картина Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек» (1958).

Объекты музейного показа МКимС становятся площадками для встреч с

1

участниками военных действий, презентаций тематических изданий , проведения крупных тематических проектов, в 2021 г. таких, как военно-патриотический форум УрФО «Подвиг Поколений»2 и фестиваль документального кино «Кинза», который включал много кинолент на военную тематику3. С другой стороны, например, в этом же году музей (ГАУК ТО «ТМПО», в том числе МКимС) в рамках акции «Приобщение» организовал передвижную выставку «Память сердца» - картины тюменских художников, посвященные Великой Отечественной войне, демонстрировались в Викулов-ском районе Тюменской области. Военно-историческая тематика представлена и в научных проектах музея: конференциях, форумах и публикациях, адресованных как узким специалистам, так и широкому кругу заинтересованных лиц [18].

Отметим, что значительный объем информации рекламно-информационного характера о музейных проектах присутствует в интернет-пространстве, кроме того, часть контента создается для взаимодействия с посетителями именно в режиме онлайн. Это видеоролики, аудиогиды и подкасты, AR- и

1 В Тюмени состоялась презентация книги «Народная память» // Тюменская область сегодня. URL: https://tumentoday.ru/2020/02/21/v-tyumeni-sostoyalas-prezentaciya-knigi-narodnaya-pamyat-sozdannoj-zhurnalistami-gazety-tyumenskaya-oblast-segodnya-video/ (дата обращения: 10.09.2021).

2 Впервые в Тюмени пройдет военно-патриотический форум Уральского федерального округа «Подвиг поколений» // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. https://admtyumen.ru/ogv_ru/news/subj/more.htm?id=11905942%40egNews (дата обращения: 17.05.2022); Форум «Подвиг поколений» прошел в УрФО // Регион-Тюмень. https://region-tyumen.ru/articles/so-ciety/forum_podvig_pokoleniy_proshel_v_urfo/ (дата обращения: 17.05.2022).

3 Летняя «КинЗА»: о войне и культуре // Тюменские известия. https://t-i.ru/articles/38674 (дата обращения: 17.05.2022).

VR-проекты. В рамках военно-исторической тематики наблюдается аналогичная тенденция. Так, на сайте ГАУК ТО «ТМПО» в разделе «К 75-летию Победы» размещен большой массив документов и фотографий из фондов МКимС. Ряд партнерских проектов, в которых участвует музей, образно, содержательно и весьма эмоционально связывает историю и современность. В качестве примеров назовем «Письма с передовой» и «Герои в белых халатах. Тогда и сейчас» - совместные проекты Музейного комплекса им. И.Я. Словцова и Департамента здравоохранения Тюменской области1.

Заключение

В рамках деятельности МКимС военно-историческая тематика находит отражение в широком хронологическом диапазоне, в разных по формату мероприятиях, существенная часть которых так или иначе нашла отражение в нашей работе. Основой многих для них являются экспозиции и выставки. Традиционно тематические проекты реализуются к значимым датам отечественной военной истории: 9 мая, 23 февраля и др. Главным образом акценты делаются на героизм и мужество защитников Родины, единение нации перед общей угрозой, независимо от пола и возраста, национальной и религиозной принадлежности и т.п., а также на участие жителей Тюменской области в интересующих нас событиях. Война является экстремальной для человека ситуацией, и в рамках тематических проектов авторы стремятся показать не только череду боевых действий - победных и трагических, но и жизнь в тылу, военную повседневность.

Подход к воплощению проектов военно-исторической тематики остается преимущественно классическим - выставки и экскурсии, а также реконструкции, лекции, мастер-классы и т.д. При этом развиваются такие их характеристики, как иммерсивность, партиципаторность. Для погружения в атмосферу прошлого используются различные методы, например музейно-образный. Со временем в освещении некоторых исторических событий возникает трудность, связанная с тем, что их участников, свидетелей становится меньше, на встречи чаще приглашаются «дети войны», исследователи, художники - представители послевоенных поколений. Связи с современностью делают материал более доступным, понятным и актуальным для целевой аудитории, особенно для подрастающего поколения. Ряд проектов реализуется в партнерстве, в том числе в рамках культуры со-участия. Особенно это касается школьных музеев и участников поискового движения, которые имеют возможность показать результаты своей работы в крупном музее. К числу новых трендов можно отнести представление военно-исторической тематики через образы современного искусства, активное использование современных информационных технологий, участие в разного рода акциях.

В целом как перечисленные выше традиционные формы культурно-образовательной деятельности музея, так и инновационные органично вписываются в контекст непрерывного (неформального) образования, популяризируют знания по военной истории, содействуют воспитанию патриотизма и

1 «Герои в белых халатах. Тогда и сейчас» // Музейный комплекс им. И.Я. Словцова. URL: https://vk.com/museum_72?w=wall-31647167_5922 (дата обращения: 17.05.2022); «Письма с передовой» // Музейный комплекс им. И.Я. Словцова. URL: https://vk.com/wall-31647167_5091 (дата обращения: 17.05.2022).

сохранению национальной памяти. Дополнительными мотивами работы в данном направлении являются противодействие фальсификации и манипуляциям в поле исторической памяти, а также формирование положительного облика региона и страны как для внутреннего потребителя, так и с целью развития сферы туризма.

Список источников

1. Полякова Е.А. Наследие как базис концептуального развития образовательной функции музея // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2019. № 2 (20). С. 44-49. doi: 10.32340/2414-9101-2019-2-44-49

2. Сизова И.А. Музей - активный участник рынка непрерывного образования // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 225-231. doi: 10.17223/15617793/464/25

3. Пянкевич А.В. Современные способы построения экспозиций предметов военной археологии Великой Отечественной войны // Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2021. № 7 (85). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/12083 (дата обращения: 13.09.2021). doi: 10.32743/UniPhil.2021.85.7.12083

4. Гусейнова А.Г. Перспективные направления военно-патриотических образовательных экскурсий Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14, № 3. С. 82-91. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10307

5. Зипунникова Н.Н., Калинина А.В. Память о Великой Отечественной войне: стратегии и практики сохранения и трансляции (на примере Уральского государственного юридического университета) // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020. № 4 (41). С. 40-53. doi: 10.24411/18179568-2020-10403

6. Шевлягин А.А. Культурная инклюзия в музее // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (38). С. 145-149. doi: 10.30725/2619-0303-2019-1-145149

7. Матохина Е.А. Нарративы музеализации, политика воспоминания, память как шоу: новые направления memory studies в Германии // Методологические вопросы изучения политики памяти : сб. науч. тр. / отв. ред. А.И. Миллер, Д.В. Ефременко. М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. С. 75-92.

8. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 17-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кантор Ю.З. Отражение событий Великой Отечественной войны в музеях РСФСР в 1941-1945 гг. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. № 3 (142). С. 8-22.

10. Поляков Т.П., Зотова Т.А., Пустовойт Ю.В. и др. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» / Рос. науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва. М. : Институт наследия, 2021. 438 с. doi: 10.34685/HI.2020.11.84.020

11. Коробицына Л.В. Великая Отечественная война: способы репрезентации в современном музейном пространстве // История: факты и символы. 2020. № 2 (23). С. 101-109. doi: 10.24888/2410-4205-2020-23-2-101 -109

12. Пянкевич А.В. Выставочная деятельность поисковых отрядов: сохранение исторической памяти // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (38). С. 129-133. doi: 10.30725/2619-0303-2019-1-129-133

13. Юренева Т.Ю. Военно-историческое наследие России в музеях Плевена // Культурное наследие России. 2017. № 3. С. 100-105.

14. Ван Менш П., Мейер-ван Менш Л. Новые тренды в музеологии / пер. с англ. В.Г. Ананьева. М. : ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. 128 с.

15. Загоскин Д.В., Черняк Э.И., Ширко К.Н. Музей - фальсификатор истории: субъект или инструмент // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 372. С. 106-109.

16. Исламова Д., Пархимович С.Г., Ситников П.С. и др. Концепция музея истории Тюменского края // Земля Тюменская : ежегодник Тюмен. обл. краеведческого музея: 2006. Вып. 20 / под ред. В.П. Петровой. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007. С. 277-349 (раздел «Коллекция, отражающая участие тюменцев в военных конфликтах и войнах XVIII-XX вв.». С. 293-294).

17. Тюменский областной краеведческий музей (краткий исторический очерк) // Хозяйство русских в коллекциях Тюменского областного краеведческого музея / отв. ред. Н.А. Томилов. Тюмень : Вектор Бук Лтд, 1994. 225 с.

18. Нагибин Г.Ф. Кольчуги и кольчатые панцири из фондов ГАУК ТО «Тюменское музей-но-просветительское объединение // Словцовские чтения - 2018 : материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф. (25-26 октября 2018 г.). Тюмень : Печатник, 2018. С. 187-191.

References

1. Polyakova, E.A. (2019) Nasledie kak bazis kontseptual'nogo razvitiya obrazovatel'noy funktsii muzeya [Heritage as a basis for conceptual development of the museum educational function]. Uchenye zapiski (Altayskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv). 2 (20). pp. 44-49. DOI: 10.32340/2414-9101-2019-2-44-49

2. Sizova, I.A. (2021) Muzey - aktivnyy uchastnik rynka nepreryvnogo obrazovaniya [Museum - an active participant in the life-long education market]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Tomsk State University Journal. 464. pp. 225-231. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/464/25

3. Pyankevich, A.V. (2021) Sovremennye sposoby postroeniya ekspozitsiy predmetov voennoy arkheologii Velikoy Otechestvennoy voyny [Modern methods of constructing expositions of military archeology items of the Great Patriotic War]. Universum: filologiya i iskusstvovedenie. 7(85). [Online] Available from: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/12083 (Accessed: 13th September 2021). DOI: 10.32743/UniPhil.2021.85.7.12083

4. Guseynova, A.G. (2020) Perspektivnye napravleniya voenno-patrioticheskikh obrazovatel'nykh ekskursiy Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti [Promising directions of military-patriotic educational excursions of St. Petersburg and the Leningrad Region]. Sovremennye problemy servisa i turizma. 14(3). pp. 82-91. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10307

5. Zipunnikova, N.N. & Kalinina, A.V. (2020) Pamyat' o Velikoy Otechestvennoy voyne: strategii i praktiki sokhraneniya i translyatsii (na primere Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta) [Memory of the Great Patriotic War: Strategies and Practices of Preservation and Broadcasting (Based on the Ural State Law University)]. Diskurs-Pi. 4(41). pp. 40-53. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10403

6. Shevlyagin, A.A. (2019) Kul'turnaya inklyuziya v muzee [Cultural Inclusion in the Museum]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 1(38). pp. 145-149. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-1-145-149

7. Matokhina, E.A. (2018) Narrativy muzealizatsii, politika vospominaniya, pamyat' kak shou: novye napravleniya memory studies v Germanii [Narratives of musealization, politics of remembrance, memory as a show: new directions of memory studies in Germany]. In: Miller, A.I. & Efremenko, D.V. (eds) Metodologicheskie voprosy izucheniya politiki pamyati [Methodological Issues in the Study of the Politics of Memory]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya. pp. 75-92.

8. Nora, P. (1999) Problematika mest pamyati [Problematic of places of memory]. In: Nora, P., Ozouf, M., Puymege, J. de & Vinok, M. (eds) Frantsiya-pamyat' [France-Memory]. St. Petersburg: St. Petersburg State University. pp. 17-50.

9. Kantor, Yu.Z. (2015) Otrazhenie sobytiy Velikoy Otechestvennoy voyny v muzeyakh RSFSR v 1941-1945 gg. [Reflection of the events of the Great Patriotic War in the museums of the RSFSR in 1941-1945]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 2. Gumanitarnye nauki. 3(142). pp. 8-22.

10. Polyakov, T.P, Zotova, T.A., Pustovoyt, Yu.V. et al. (2021) Ekspozitsionnaya deyatel'nost' muzeev v kontekste realizatsii "Strategii gosudarstvennoy kul'turnoypolitiki naperiod do 2030 goda" [Exposition activities of museums in the context of the implementation of the "Strategy of state cultural policy for the period up to 2030"]. Moscow: Institut Naslediya. DOI: 10.34685/HI.2020.11.84.020

11. Korobitsyna, L.V. (2020) Velikaya Otechestvennaya voyna: sposoby reprezentatsii v sovremennom muzeynom prostranstve [The Great Patriotic War: Ways of representation in the modern museum space]. Istoriya: fakty i simvoly. 2(23). pp. 101-109. DOI: 10.24888/2410-4205-2020-23-2101-109

12. Pyankevich, A.V. (2019) Vystavochnaya deyatel'nost' poiskovykh otryadov: sokhranenie istoricheskoy pamyati [Exhibition activities of search teams: Preserving historical memory]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 1(38). pp. 129-133. DOI: 10.30725/26190303-2019-1-129-133

13. Yureneva, T.Yu. (2017) Voenno-istoricheskoe nasledie Rossii v muzeyakh Plevena [Military-historical heritage of Russia in the museums of Pleven]. Kul'turnoe nasledie Rossii. 3. pp. 100-105.

14. Van Mensh, P. & Meyer-van Mensh, L. (2021) Novye trendy v muzeologii [New Trends in Museology]. Translated from English by V.G. Ananiev. Moscow: Perspektiva.

15. Zagoskin, D.V., Chernyak, E.I. & Shirko, K.N. (2013) Muzey - fal'sifikator istorii: sub"ekt ili instrument [The museum - falsifier of history: Subject or instrument]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 372. pp. 106-109.

16. Islamova, D., Parkhimovich, S.G., Sitnikov, P.S. et al. (2007) Kontseptsiya muzeya istorii Tyumenskogo kraya [The concept of the museum of the history of the Tyumen region]. In: Petrova, V.P. (ed.) Zemlya Tyumenskaya: ezhegodnik Tyumen. obl. kraevedcheskogo muzeya [The Tyumen Land: A yearbook of the Tyumen Regional Museum of Local History]. Vol. 20. Tyumen: Tyumen State University. pp. 277-349.

17. Tomilov, N.A. (1994) Tyumenskiy oblastnoy kraevedcheskiy muzey (kratkiy istoricheskiy ocherk) [Tyumen Regional Museum of Local History (a brief historical essay)]. In: Tomilov, N.A. (ed.) Khozyaystvo russkikh v kollektsiyakh Tyumenskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya [The Economy of Russians in the Collections of the Tyumen Regional Museum of Local History]. Tyumen: Vektor Buk Ltd.

18. Nagibin, G.F. (2018) Kol'chugi i kol'chatye pantsiri iz fondov GAUK TO "Tyumenskoe muzeyno-prosvetitel'skoe ob"edinenie" [Chainmail and Ringed Armor from the Collections of the State Autonomous Cultural Institution of the Tyumen Region "Tyumen Museum and Educational Association"]. Slovtsovskie chteniya - 2018 [The Slovtsov Readings - 2018]. Proc. of the 21st Conference. October 25-26, 2018. Tyumen: Pechatnik. pp. 187-191.

Сведения об авторах:

Анкушева К.А. - кандидат исторических наук, доцент, главный научный сотрудник Тюменского музейно-просветительского объединения (Тюмень, Россия). E-mail: [email protected]

Кутепов В.А. - кандидат исторических наук, доцент Военного учебного центра Омского государственного технического университета (Омск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about authors:

Ankusheva K.A. - Tyumen Museum-Education Organization (Tyumen, Russia). E-mail: [email protected]

Kutepov V.A. - Omsk State Technical University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected] The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 15.08.2024.

The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 15.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.