УДК 32
Медяник Игорь Анатольевич
начальник факультета военного обучения Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова [email protected]
Военно-инженерная
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО
государства в контексте проблемы НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
исследования
Igor A. Medyanik
Head of the Faculty of military training, Southern Russian State Polytechnical University of M.I. Platov Milena [email protected]
Military and engineering
SAFETY OF THE RUSSIAN STATE IN THE CONTEXT OF A PROBLEM OF NATIONAL SECURITY: THEORETICAL ASPECTS OF RESEARCH
Аннотация. В данной статье представлены размышления автора о соотношении понятий военно-инженерной и национальной безопасности в преломлении к современной российской социально-политической действительности, которые основываются на анализе имеющихся теоретических разработок отечественных ученых в данной предметной области.
Ключевые слова: военно-инженерная безопасность, военная безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, российское государство.
Annotation. The reflections of the author about a ratio of concepts of military and engineering and national security in refraction to modern Russian socio-political reality, which are based on the analysis of the available theoretical development of domestic scientists in this subject are presented in this article.
Keywords: military and engineering safety, military safety, national security, national interests, Russian State.
Проблема национальной безопасности России вышла в последние годы на передний план научной рефлексии. Ученые развивают самые различные направления в области осмысления путей ее обеспечения, анализируя на теоретическом и практическом уровне проблемы информационной [1], демографической [2], военной и военно-политической безопасности [3], безопасности личности [4], а также государственной безопасности как не идентичной понятию «национальная безопасность» [5].
Национальная безопасность представляет собой понятие системного характера, поскольку включает в себя весь возможный спектр проявлений безопасности, и с этой точки зрения ее можно рассматривать как специально созданную в обществе и конституированную совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов государства [6]. Если отталкиваться от прописанного в Стратегии национальной безопасности РФ понимания национальной безопасности, то она предстает как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень
жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [7].
Как «совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства, выражающих стремление нации к сохранению и устойчивому развитию» [8] определяют национальную безопасность Буркин А.И., Возженников А.В. и Синеок Н.В. Иными словами, национальная безопасность предполагает защиту национальных интересов России по следующим направлениям: обеспечение территориальной целостности государства, высокого имиджа российского государства на международной арене, политического самоопределения и самоуправления в России, благополучия ее граждан [9].
По сложившейся в России традиции, связанной с первостепенной ролью государства во всех жизненно важных социальных сферах, обеспечение национальной безопасности России рассматривается как приоритетная сфера государственной национальной политики, призванной обеспечить защиту национальных интересов страны. Представляется, что такой подход для России наиболее адекватен с точки зрения исторической специфики формирования и развития российского государства
169
и той роли, которую государство всегда играло в жизни российского общества.
Мы можем много и красиво размышлять на тему включенности различных общественных структур и сил в обеспечение национальной безопасности, апеллируя к опыту демократических стран, но следует исходить из собственной социокультурной и политической реальности и понимать, что в России по-прежнему, независимо от смены общественно-политического порядка, государство остается основным субъектом обеспечения и защиты национальных интересов общества, и на данный момент гарантом национальной безопасности и независимости выступают, судя по тенденциям, Вооруженные силы РФ. Ученые, с тревогой отслеживая эти тенденции, обосновывают необходимость совершенствования российского законодательства с целью формирования необходимого контроля гражданского общества над военной организацией государства и, в частности, над принятием решений по вопросам применения Вооруженных сил РФ [10].
Важным показателем обеспеченности национальной безопасности является, как отмечает М.М. Кучерявый, отсутствие возможностей для внешнего вмешательства в дела любого государства и совершения военного вторжения [11], прецеденты которого в начале третьего тысячелетия (события в Ираке, в частности) актуализировали проблему национальной безопасности во всем мировом сообществе. Политическое давление со стороны Запада, и в частности, США в стремлении сохранить такой геополитический порядок, в котором России была бы отведена роль аутсайдера, становится источником сверх актуализации проблемы национальной безопасности в нашей стране, как на общественнополитическом, так и научном уровне, поскольку усилия России, направленные на восстановление политического и международного статуса, утерянного в 1990-е гг. в результате распада СССР, вызывают естественное для политического поведения руководства западных стран желание противостоять им.
«Никогда еще с начала нового века нападки на нашу страну не были столь откровенными и агрессивными» - пишет И.А. Василенко [12]. Россия, по мере восстановления своей политической и международной субъектности, становится объектом все более опасной антипропаганды в СМИ, что порой, как отмечают исследователи, вызывает возмущение мировой общественности [13].
Итак, в современной ситуации, характеризующейся обострением международных противоречий и противостоянием геополитических интересов России и Запада, в частности США, военная сфера, которая определяется мощью и военным потенциалом государства, приобретает жизненно важный статус в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку призвана обеспечить защищенность общества от гибели в случае войны [14].
Таким образом, военная безопасность представ-
ляет собой важный компонент национальной безопасности, определяющий уровень и состояние обороноспособности государства и его возможности в области обеспечения защиты национальных интересов путем противодействия возникновению войны, вовлечению в войну, а также минимизации ущерба и разрушительных последствий в случае возникновения военной ситуации [15]. Военная безопасность страны определяется военным потенциалом государства, обеспечивающим гарантии его обороноспособности на случай угрозы войны, а необходимый уровень военной безопасности можно обеспечить только за счет наличия комплекса структурных компонентов, как военного характера, так и невоенного (экономического, дипломатического, идеологического, образовательного и т.д.).
Важным направлением обеспечения национальной безопасности России, включая обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных и демографических проблем, развитие институтов гражданского общества и т.д., является совершенствование национальной обороны страны, однако, как отмечают исследователи, сфера военной промышленности в России развита недостаточно, что проявляется в отставании в области новых оборонных технологий, в системном кризисе в НИОКР по оборонной тематике, в стремительных темпах устаревания ВВТ при низких темпах производства новых ВВТ, в упадке оборонной промышленности, в разрушении уникальной опытно-экспериментальной базы ОПК и т.д. [16].
Проблемы оборонной и военной промышленности России в целом определяются кризисным характером развития российской экономики, в том числе военной, которая оказалась неготовой к функционированию в условиях рынка и конкурентной рыночной экономики. Отражением этого кризиса выступает и кризисное состояние военно-инженерной отрасли, которая всегда занимала в истории России значимое место, определяя успехи нашей страны в развитии военной техники и престиж российского государства как лидирующего в области военно-инженерных достижений. Надо сказать, что инженерно-техническое образование в России всегда, за исключением постсоветского периода, было предметом гордости: и 100 лет назад, и в советский период страна занимала ведущие позиции по количеству достижений в сфере науки и техники, а профессия инженера обладала высоким имиджем [17]. Сегодня в России распалась некогда сильнейшая в мире система подготовки инженеров, и не сказаться на развитии промышленности, в том числе военной, это не могло.
Примечательно, что становление и развитие инженерного дела в нашей стране начинается именно в военно-инженерной сфере, в которой постепенно в качестве самостоятельных направлений стали выделяться горно-инженерное дело, развитие путей сообщения, гражданское инженерное (строительное) дело, производственное технологическое инженерное дело, и вплоть до начала XX века обеспечивающими развитие этих и других направлений инженерного дела были офицеры Россий-
170
ской Императорской Армии [18]. Долгое время в России не было четких границ между гражданскими и военными инженерами, и даже после их появления военные инженеры продолжали играть ключевую роль в инженерном деле, как в области подготовки инженеров, так и строительстве важных промышленных и гражданских объектов. Сегодня военные инженеры в России вновь становятся востребованной категорией специалистов, сфера деятельности которых связана с проектированием и строительством военных объектов, военного оборудования и военных коммуникаций, укреплений и мостов, с составлением топографических карт и инженерной разведкой, а также многим другим, без чего немыслимо развитие военной сферы и успешное выполнение военных задач.
Следовательно, военно-инженерная безопасность как составная часть военной безопасности может рассматриваться как важный элемент национальной безопасности России. Если исходить из того, что военная безопасность - это способность государства и его вооруженных сил противодействовать или препятствовать нанесению ущерба его национальной безопасности средствами вооруженного насилия [19], то военно-инженерная безопасность может рассматриваться как способность государства и его вооруженных сил обеспечить национальную безопасность страны военно-инженерными ресурсами. Ключевым условием при этом выступает эффективное развитие военно-инженерной отрасли, которая зародилась в глубокой древности. Военно-инженерные разработки определяли успех военных кампаний, а военно-инженерное искусство почиталось в те давние времена, когда войны сменяли одна другую, самым важным, а со временем выделившееся в отдельное воинское подразделение инженерные войска стали незаменимыми при планировании и проведении военных действий.
Профессия военных инженеров в России насчитывает более чем 300-летнюю историю и ведет свое начало с эпохи Петра I, указом которого в 1701 году была учреждена «Школа Пушкарского приказа». Именно в ней впоследствии стали готовить военных инженеров и артиллеристов. Военно-инженерное прошлое России, богатое своими достижениями, своими яркими именами может стать хорошим основанием для возрождения интереса к профессии инженера, в частности военного. Стоит отметить, что в последнее время интерес в военно-инженерной тематике в России значительно вырос, что проявилось в создании сайтов по военно-инженерной тематике, виртуальных музеев, росте численности общественных организаций исследователей, поисковиков. В рамках проекта «Инженерная Школа -Alma Mater Инженерных Войск», к примеру, создаются страницы памяти выпускникам школы, начиная с эпохи Петра I и до наших дней [20].
Сегодня совершенно очевидны приоритеты в деятельности Министерства обороны России, которые направлены на «увеличение боевых возможностей Вооруженных Сил, оснащение их современным вооружением и техникой, укомплектование личным составом, интенсивную
подготовку в условиях, максимально приближенных к боевым, решение вопросов социального обеспечения военнослужащих» [21]. Курс на укрепление обороноспособности страны и повышение эффективности руководства Вооруженными Силами определил также создание Национального центра управления обороной Российской Федерации, который призван обеспечить управление всей военной организацией государства, однако только комплексный характер мероприятий в стране может обеспечить успехи в области обеспечения военной и национальной безопасности России. Так, специалисты обращают внимание на низкий уровень развития научно-технической сферы России, в результате чего часть научно-технической продукции является импортной, а продажа за рубеж военной техники стала редким явлением, а причиной этой ситуации называется неповоротливая и коррупционная экономика, не стимулирующая инновационное научно-техническое развитие, а также устаревшая система подготовки инженерных кадров [22].
Перед системой военно-инженерного образования также стоят проблемы необходимости модернизации образовательных технологий и процессов в подготовке будущих военных инженеров. Гладков А.В пишет о противоречиях, возникающих между требованиями к профессиональной деятельности военного инженера и отсутствием научно обоснованной модели профессионального обучения, которая осуществляется в условиях стандартизации, технологизации, информатизации, интенсификации образования, что актуализирует поиск новых способов, форм и средств обучения курсантов военно-инженерных вузов [23].
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что обеспечение военной безопасности, в том числе военно-инженерной, не является панацеей от всех бед и гарантией обеспечения национальной безопасности России, которая, хоть и в силу определенных социально-политических причин, вновь вступила на путь наращивания военной мощи, политики милитаризации и эксплуатации патриотической идеи в геополитических целях. Мы убеждены, что сама идеология безопасности в современном мире, приобретающая военные черты, причем не только в России, нуждается в пересмотре, в трансформации своих базовых оснований с целью их гуманизации.
Сегодня Россия объективно поставлена в условия, вынуждающие ее наращивать военный и оборонный потенциал ввиду возрастающей угрозы национальной безопасности страны, но такая политика безопасности не должна осуществляться за счет населения, как это всегда происходило в истории России. Военные расходы на оборону и наращивание военной мощи не должны стать причиной роста бедности в стране, сворачивания образовательных программ и проектов, сокращения финансирования образовательных, медицинских, воспитательных учреждений. Такая политика в области безопасности не обеспечит защиту национальных интересов, если под таковыми понимать не только интересы государства.
171
Одним словом, великодержавные амбиции России, ради реализации которых возникает необходимость оптимизации системы обороноспособности страны, повышения ее военного потенциала, не должны реализовываться за счет снижения и без того невысокого уровня жизни российских граждан, так как такой тип обеспечения национальной безопасности сводит ее сущность к понятию «государЛитература:
1. Горшков М.К. Проблемы национальной безопасности в информационном обществе. Власть.
2014. № 11. С. 8-12; Самыгин С.И., Верещагина А.В. Информационные аспекты обеспечения национальной безопасности России. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 92-95.
2. Понеделков А.В. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России / А.В. Понеделков, С.А. Воронцов // Власть. 2014. № 7. С. 180185; Станиславский П.В. Демографическая безопасность общества в системе обеспечения национальной безопасности России. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7. URL: http://www. onlinescience.ru/m/ products/social_sciense/gid877/pg0/
3. Проскурин С.А. Место и роль военной безопасности в системе национальной безопасности России // http://www.xserver.ru/user/mirvb/; Верещагина А.В., Самыгин С.И. Военно-политическая безопасность в системе социальной безопасности России: социологический ракурс теоретической рефлексии. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. URL: http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid2636/pg0/
4. Липатов О.А. Личность в системе политики обеспечения национальной безопасности в условиях современной метапарадигмы // Власть.
2015. № 1. С. 102-105.
5. Рогов А.С. Государственная безопасность: элемент или содержание национальной безопасности Российской Федерации / А.С.Рогов, Ю.Г. Федотова // Власть. 2013. № 12.
6. Верещагина А.В. Основные критерии национальной безопасности России. Условия и перспективы национальной безопасности современной России / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Сборник материалов Всероссийского научнотеоретического круглого стола. 29 апр. 2011 г. (Краснодар). М. : Социально-гуманитарные знания. 2011. С. 141.
7. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.mchs.gov.ru/document/236189.
8. Буркин А.И. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / А.И. Буркин, А.В. Возженников, Н.В. Синеок. М. : Изд-во РАГС, 2008. С. 47.
9. Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность России: институциональный контекст и челове-
ственная безопасность», когда защищаются сугубо интересы государства. В российской практике по обеспечению национальной безопасности очевидна тактика подмены понятий, когда совершенно четко просматриваемые контуры обеспечения государственной безопасности затушевываются декларативными лозунгами обеспечения национальной безопасности.
Literature:
1. Gorshkov M.K. The problems of national security in information society // The Power. 2014. № 11. P. 8-12; Samygin S.I., Vereshchagina A.V. Information aspects of ensuring national security of Russia // Humanities, social-economic and social Sciences. 2014. № 4. P. 92-95.
2. Ponedelkov A.V. The socio-political aspects of demographic processes influencing national security of Russia / A.V. Ponedelkov, S.A. Vorontsov // The Power. 2014. № 7. P. 180-185; Stanislavskii P. V. Demographic safety of society in the system of ensuring national security of Russia // Humanities, social-economic and social Sciences. 2013. № 7. URL: http://www .online-science.ru/m/products/ so-cial_sciense/gid877/pg0/.
3. Proskurin S.A. The place and role of military safety in the system of national security of Russia URL: //http://www.xserver.ru/user/mirvb/; A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin. Military and political safety in the system of social safety of Russia: sociological foreshortening of a theoretical reflection // Humanities, social-economic and social Sciences. 2015. № 4. URL: http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid-2636/pg0/
4. Lipatov O.A. Personality in the system of policy of ensuring national security in the conditions of modern metaparadigm // The Power. 2015. № 1. P. 102-105.
5. Rogov A.S. State security: element or content of national security of the Russian Federation / A.S. Rogov, Yu.G. Fedotova // The Power. 2013. № 12.
6. Vereshchagina A.V. The main criteria of national security of Russia / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Conditions and prospects of national security of modern Russia : collection of materials of the All-Russian scientific-theoretical round table. 29 Apr. 2011 (Krasnodar). M. : Social and humanitarian knowledge. 2011. P. 141.
7. About strategy of national security of the Russian Federation till 2020. URL: http://www
.mchs.gov.ru/document/236189.
8. Burkin A.I. National security of Russia in the context of modern political processes / A.I. Burkin, A. V. Vozzhennikov, N.V. Sineok M. : RAGS Press, 2008. P. 47.
9. Izzatdust E.S. National security of Russia: institutional context and human measurement. M. : Aca-
172
ческое измерение. М. : Academia, 2010. С. 16-17.
10. Загидулин Р.А. Конституционно-правовые основы принятия решений о применении вооруженных сил Российской Федерации. Власть. 2014. № 7. С. 145-146.
11. Кучерявый М.М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в аспекте глобальных политических процессов современного мира. Власть. 2014. № 2. С. 107.
12. Василенко И.А. Формирование нового образа России «после Крыма»: парадоксы информационной войны. Власть. 2014. № 10. С. 204.
13. Там же. С. 205.
14. Бернацких И.В. Военная сфера общества и пути ее развития. Власть. 2014. № 9. С. 83.
15. Волошко В.С. Военная политика и проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. URL: http://flot.com/publications/books/ shelf/safety/9.htm
16. Звинчукова О.Н. Актуальные проблемы военно-технического сотрудничества // Власть. 2012. № 6. С. 35-36.
17. Арефьев А.Л. Об инженерно-техническом образовании в России / А.Л. Арефьев, М.А. Арефьев. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/-publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf
18. Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров. URL: http://zielenski.narod.ru/photoalbum3-3-
0.html
19. Проскурин С.А. Место и роль военной безопасности в системе национальной безопасности России. URL: http://www.xserver.ru/user/mirvb/
20. Зеленский В.Е. Памятники военно-инженерного искусства: историческая память современного общества и новые объекты культурного наследия России. URL: http://sapper-museum. narod.ru/engineering-history-2011.html
21. Военно-политические итоги 2014 года. URL: http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/ma intheme/2014/1229/132814794/detail.shtml
22. Инженерная мысль в России-полет прерван?
URL: http://www.akvobr.ru/professionalnaja_inzhe
nernaja_dejatelnost_perspektivy.html
23. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военноинженерного вуза : автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006. С. 3-4.
demia, 2010. P. 16-17.
10. Zagidulin R.A. Constitutional and legal bases of making decisions on application of armed forces of the Russian Federation // The Power. 2014. № 7. P. 145-146.
11. Kucheryavyi M.M. Ensuring national security of the Russian Federation in the aspect of global political processes of the modern world // The Power. 2014. № 2. P. 107.
12. Vasilenko I.A. Formation of a new image of Russia "after the Crimea": paradoxes of information // The Power. 2014. № 10. P. 204.
13. Ibid. P. 205.
14. Bernatskikh I.V. Military sphere of society and way of its development // The Power. 2014. № 9. P. 83.
15. Voloshko V.S. Military policy and problems of ensuring military safety of the Russian Federation. URL: http://flot.com/publications/books/shelf/safety/ 9.htm
16. Zvinchukova O.N. Actual problems of military and technical cooperation // The Power. 2012. № 6. P. 35-36.
17. Arefev A.L. About technical education in Russia / A.L. Arefev, M.A. Arefev URL: http://www.sociop-rognoz.ru/files/File/publ/Inkzenerno_technicheckoe. pdf
18. Emblems, signs, uniform of military engineers. URL: http://zielenski.narod.ru/photoalbum3-3-0.html
19. Proskurin S.A. The place and a role of military safety in the system of national security of Russia. URL: http://www.xserver.ru/user/mirvb/
20. Zelenskii V.E. Monuments of military and engineering art: historical memory of modern society and new objects of cultural heritage of Russia. URL: http://sapper-museum.narod.ru/engineering-history-2011.html
21. Military-political results of 2014. URL: http://www .nationaldefense.ru/includes/periodics/maintheme/2 014/1229/132814794/detail.shtml
22. Engineering thought in Russia - is the flight interrupted? URL: http://www.akvobr.ru/professiona lnaja_inzhenernaja_dejatelnost_perspektivy.html
23. Gladkov A.V. Modeling of a vocational education of cadets in the conditions of military and engineering higher education institution : abstract diss. ... cand. ped. Sciences. Nizhny Novgorod, 2006. P. 3-4.
173