Пусть известны прогнозные значения фактических ежегодных ассигнований С1Еаф, которые в общем не равны потребным. Тогда возникает задача пересчета затрат на каждую программу таким образом, чтобы суммарные ежегодные затраты не превышали выделяемых ассигнований.
Кроме того, с одной стороны, количества кораблей всех классов должны в определенной степени соответствовать структуре концепции. Однако ККС считается по определению сбалансированной только в рамках потребных ассигнований. По мере увеличения отклонений ассигнований от потребных снимается допущение о сбалансированности фактического корабельного состава.
Поэтому, с другой стороны, формируемый корабельный состав при сохранении структуры его типажа должен отвечать системе некоторых приоритетов классов, учитывающих неформализуемые факторы (политические, социальные, исторические и т.п.). Алгоритм, позволяющий формализовать учет этих факторов, может быть следующим.
1. Задается вектор К={кг, Ье1} приоритетов классов. Компоненты вектора характеризуют систему предпочтений на множестве классов по принципу чем больше величина к, тем больший приоритет класса. Вектор приоритетов может быть рассчитан с использованием матрицы попарных сравнений (метод анализа иерархий). При этом должно выполняться условие:
I
Е кг
г=1
1.
2. Рассчитываются фактические ассигнования на каждый класс при условии их изменения пропорционально изменению фактических ассигнований относительно потребных и абсолютные значения отклонений АС:
С,
С = '12 ф С
С1
АС12 = С12п - С1
12 ф,
(15)
АС, 21 = С,,
С
121ф.
3. Рассчитываются компоненты вектора обратных приоритетов К' = {1 - Ы, 1е1}, так как уменьшения (или увеличения с обратным знаком) ассигнований должны отвечать принципу чем больше приоритет класса, тем жестче требования соблюдения ККС. С учетом этого составляются уравнения баланса ассигнований, отвечающие условиям соответствия
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
структуре типажа ККС, системе приоритетов классов и новым ассигнованиям.
I I ,
АС1Е = Е АС121 у, = НАС'12 г в
7г
П+1
12 ~ 12г
1=1 1=1
1 - к,
(16)
к+1 .1-1
1 - к, + г = 1,2,3..
где АС' 12г - новые значения корректировок ассигнований, учитывающие с помощью коэффициентов у приоритеты классов. Система (16) имеет решение, так как содержит I неизвестных у и столько же линейных уравнений.
4. Рассчитываются значения коэффициентов у и соответственно новые значения необходимых изменений финансирования программ по классам по следующим зависимостям:
71 =
АС1
АС1
I-1АС
+ Е
¡=1
12(1 +1)
пв
)=1
7г-
71-1 в-1
(17)
Полученные зависимости позволяют рассчитать новые значения изменений затрат относительно потребных по ККС на создание и поддержание в составе флота такого количества кораблей, которое отвечает новым ограничениям на ассигнования. Эти количества рассчитываются по формулам (11, 12). Таким образом, путем решения прямой и обратной задач формируется новый вариант ПВК, отвечающий имеемым ассигнованиям. Если он не удовлетворяет каким-либо взглядам на развитие флота, необходимо либо изменить ККС, либо систему приоритетов развития классов и повторить цикл расчетов.
Список литературы
1. Захаров И.Г. Особенности моделирования развивающихся систем (конспект лекции). - СПб.:1 ЦНИИ МО, 1993.
2. Захаров И.Г. Обоснование программ военного кораблестроения в современных условиях: методология, теория, практика. - СПб.: В/ч 27177, 1995.
3. Четвертаков М.М., Табаков В.М. Автоматизированная система информационного обеспечения формирования кораблестроительной программы: принципы построения, структура, технология использования. //Программные продукты и системы. - 1996. - № 4. - С. 8-14.
Ю.И. Арепин
Существующая система военно-экономического обоснования предложений по развитию вооружения и военной техники (ВВТ), базирующаяся на принципах системного подхода и комплексного целевого планирования, в последние годы претерпевает значи-
тельные изменения, обусловленные следующими факторами: резким снижением объемов ассигнований на проведение НИОКР и серийные закупки ВВТ; значительным сокращением располагаемого времени на подготовку и обоснование предложений по вклю-
чению (или исключению) новых (или менее значимых) НИОКР; конверсией и диверсификацией оборонных предприятий; внедрением рыночных механизмов в систему военного заказа, разработки и серийного производства ВВТ.
Основной закономерностью этих изменений можно считать повышение уровня неопределенности, источниками возникновения которой является резкое усиление влияния на эти процессы всевозможных видов риска: производственного (обусловлен снижением предполагаемых объемов разработки и серийного производства, ростом материальных и других затрат, уплаты предприятиями повышенных отчислений и налогов); коммерческого (обусловлен повышением издержек обращения, снижением объема реализации продукции, непредвиденным снижением объема закупок); финансового (зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия); кредитного.
Анализ сложившейся ситуации и возможных путей ее развития позволяет сформулировать следующие основные требования к системе военно-экономического обоснования ВВТ:
• инвариантность методологического и методического аппарата к экономической системе и организационной структуре, реализующей управление развитием сложных организационно-технических систем, к которым относятся образцы вооружения ВМФ;
• комплексность - обеспечение управления на всех иерархических уровнях организационных структур от момента обоснования технической идеи до снятия образца ВВТ с эксплуатации и его утилизации;
• адаптивность - способность к совершенствованию критериальной базы, системы процедур принятия решений, экономико-математических моделей в соответствии с изменениями информационной среды, базы знаний и др.;
• чувствительность к корректировкам перспективных и текущих планов развития корабля (соединения, объединения) в реальном масштабе времени;
• согласованность частных решений, формируемых на различных иерархических уровнях управления;
• учет факторов неопределенности и риска (научно-технического, технологического, экономического).
В основе реализации этих требований в системе военно-экономического обоснования развития ВВТ лежит использование программно-целевого метода планирования [1,2], при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программы и реализуются на базе широкого использования автоматизации при формировании исходных данных, в процессах обоснования плановых решений и формировании плановых документов, оптимизации планов НИОКР и серийных поставок, расчета эффективности вариантов решений.
В основу программно-целевого метода планирования положены следующие главные принципы: планирование от потребностей к задачам; сквозное планирование; планирование на основе критерия эффективность-стоимость; скольжение программы во времени [1,2].
Военно-экономическое обоснование развития ВВТ ВМФ можно представить как процесс поиска оптимума в пространстве, имеющем три измерения: эффективность, стоимость (затраты) и время. В то же самое время каждый из этих показателей является функцией большого числа аргументов, отражающих влияние многочисленных факторов, характерных для создания и последующей эксплуатации сложных технических систем военного назначения. Необходимо заметить, что указанные показатели имеют свои ограничения: эффективность Э<1, затраты З<Свыд. (Свыд.
- выделенная сумма под создание и эксплуатацию сложной технической системы); время Т<Гплан (Тплан
- время от замысла создания сложной технической системы до ее распада).
Основой формирования группировок ВМФ по критерию эффективность-стоимость является оценка и сопоставление показателей, определяющих эффективность вариантов группировок ВМФ, с показателями затрат на их создание и совершенствование на основе одного из двух критериев:
Э —max при З < Свыд.;
З — min при Э > Этреб., где Э, Этреб. - соответственно достигаемый и требуемый уровни эффективности группировок ВМФ; С, Свыд. - соответственно ожидаемая (прогнозируемая) и выделенная суммы затрат.
При этом время создания и существования группировки ВМФ, которая сформирована исходя из за-
Воз можности противника (модель боевых дей ствий группировки противника)
Заданный уровень решения задач противоборства существующих В и ВТ
Требуемый уровень ТТХ оброзцоа ВВТ для решения задач противоборства
Дттх=0(3)
Виавреиаднетымресшхеенмияу ( задач противоб орства
льность и сод1ер
ования р 1
Формирование икчонецсекпцоигиоп о-о
строения образца ВВТ с заданными ТТХ (облик), синтез группировок
Прогнозные оценки воз-
можносрей образцов ВВТ р(асзсвиинттезиияроваВннВыТми ВМ
ТТХ) и группировок 1
_П
HHценка потребных вссиг-нований для получения Дттх с данном омоо^
Оценка и сoпоставлениe заарат
(требуемтых и распелагaемых)
-к
Матем атическоя мо -дель боевого примене-
инибяоо бкр аузцхауВдВшТ ени
Оценка уровня решения задач
Оценка полтых затрат на образец
ФорФIировaние ззимитной цены на образец
Расчет балансовой стоимости группировки
есурсных ограничений, особенностей приятий-разработчиков, последствий ний, жизненных циклов проектирова-ределенностей при реализации планов
Г [4].
о очевидно, что и первый и второй ания направлений развития и форми-аммы развития ВВТ ВМФ должны я на основе использования современ-ионных технологий и создания авто->й системы научных исследований ;рвом этапе и автоматизированной товки Программы вооружении ВМФ ором этапе.
тельность проведения работ при обос-ных направлений развитии (ОНР) и вития ВВТ (программы вооруже-
показана на рисунке 2. те проведения работ при обосновании мируются предложения, включающие: статочный типаж
Обоснование кптроекртиа пслтаниак
НИОКР
мМовдыелдь беолевиытхьд езйдстевисйь группировки
Обоснование плана сое-рпийониысх кпосвтаывохк (проект)
Рис. 1. Схема последовательности и содержаноя военно-экономического обосновмния роли и моста образцмв ВВТ ВМФ
ся на разработанную методологию развития того или иного вида вооружения. Этап играет роль предварительного и позволяет накопить информацию о статистических характеристиках распределения параметров элементов, образцов, комплексов и систем ВВТ, отработать облик будущих образцов, сформировать концептуальные основы их построения и боевого применения. Этап выполняется НИИ ВМФ и оборонных отраслей промышленности.
Второй этап - оперативный, который бозирует-ся на исходных данных первого этапа, учитывает ограничения, возникающие в процессе принятия решений, и содержит в основном аппарат поддержки принятия окончательных решений при формировании программы развития ВВТ. В основе этого этапа лежат три взаимосвязанные функциональные подсистемы: функциональное планирование (перечень образцов, комплексов, систем, их краткие количественные и качественные характеристики); функционально-экономическое планирование (агрегированные и детальные планы развития ВВТ) и научно-производственное планирование (организационно-технические, конструкторские, технологические, экономические, социальные и другие планы создания ВВТ).
Алгоритмы и методики, положенные в основу этих подсистем, создаются с учетом технологических особенностей планирования, сравнения альтернатив-
ктико-технико (ТТЭХ) и плани ВТ;
матику прикладн исследований; тав ВВТ в групп
требные ресурсы
едложения по ре
евой установкой ложений в ОНР и ПВ для ВМФ их достаточности для решения ва. Решение этой задачи базир основных критериях:
• критерии стратегич достаточности средств ВМФ РФ может быть принято примерно ных возможностей средств ВМ ствующих группировок проти нанесению ущерба военно-эко циалу;
• военно-экономичес дящие, с одной стороны, из по мичных решений, а с другой -новления сниженного вследств стоящих группировок противни эффективности за счет затрат превышающих расходы противн тивоборствующих средств (в со нии). Этим обеспечивается ус задачи.
Комплексный критерий ре воборства для группировки ВМ сан в формализованном виде:
Э.
груп.ВМФ
— Р(№груп.ВМФ> Мпро йпрот) —тах,
при ЗВМФ —Свыд., ^л.с. — ^л. с.выд.,
Исходные
ПржгнжзeoруемлI е пженеаые ритуации
Военно-технический прог: противника и способов пр] средств
Задачи ВВТ ВМФ и требуемые уровние eoх реализации
Исходное сжстжяние В
Разработка задач и ОТТ к ВВТ ВМФ
Оптимизация сооееношений ТТЭХ и коли-чес-гвe о бреза цов,обеспечивающих решение задач ВМФ
Роерабоаки ОТТ к образ-рцаамвВеВнТст
ВМФ
Проработка альтернативных вариантов образцов ВВТ в НИИ и КБ ООП
Оценка и от-борр аобзрвазицтови
ВВТ на всех уровнях оруп-пировок ВМФ с учетом экономических огроничений
Критерии, мето
Комплексный критерий ре
Распределение ассигнований ме
-1 к
Оптимизация ТТЭХ образцов ВюВщТ ВиМхФ (модели, методики) Оценка эф ности боевы ствий обр ВВТ ВМФ ( методи
. 1
1 1 <
Расчет технико-эк жнжмических показателей образцов ВВТ (методики) « ► Планиров НИОКР, развития отр промышлет
Автоматизированная систет ВВТ ВМФ на конечных этапах
Раепределение ассигнований та НИойР по виФдам, тнехеники
Орределение приоритетов НИОКР
Предложения
Достаточный типаж Планируе-пмрыое тсрио-ки создания Состав ВВТ в группировках по периодам ТТЭХ образцов
Рис. 2. Методологии разработки
Д
N
п
О
где NгрупВМФ, Nnpom. - составы группировки ВМФ и ударных группировок противника; ПгрупВМФ - построение группировки ВМФ; ЗВМФ, Свыд. - затраты на создание группировки ВМФ и обеспечение ее функционирования и лимит выделенных затрат; №л.с.выд. - количество личного состава в группировке ВМФ и выделенная численность.
Современные условия строительства и поддержания боевой готовности ВМФ РФ характеризуются:
- переходом к акваториальному принципу ведения боевых действий группировками ВМФ во взаимодействии со всеми видами ВС;
- ориентацией при создании группировок ВМФ мирного времени на минимально необходимый их состав для сдерживания региональных конфликтов на их начальной стадии;
- наращиванием этих группировок при разрастании конфликта за счет соединений резерва ГК ВМФ;
- режимом сокращения ассигнований на ВВТ ВМФ и численности личного состава ВМФ, снижением возможностей промышленности по разработке и производству ВВТ ВМФ.
В связи с этим вектор состава группировки ВМФ в районе кризиса может быть представлен в виде:
Nrpyn.ВМФ
(ПЬ П2, Пз),
где n1 - состав группировки сил и средств ВМФ в районе кризиса; n2 - состав привлекаемых для отражения ударов средств других видов ВС; n3 - состав сил ВМФ резерва ГК ВМФ, привлекаемых для усиления группировки ВМФ мирного времени.
Величина мощностей оборонной промышленности, способных осуществлять разработку и производство ВВТ ВМФ, в настоящее время в силу известных причин не возрастает с течением времени и в лучшем случае может считаться неизменной, то есть
Мпром. = Mnp0M.(t) = const.
Следует отметить, что решение задачи противоборства будет устойчивым, если в точке оптимума выполняется условие:
^ЭВМФ ^ЭВМФ
^3ВМФ против.
где АЗвмф, ЛСпротив. - прирост затрат на совершенствование группировки ВМФ и противоборствующей стороны соответственно; АЭВМФ - прирост (снижение) эффективности группировки ВМФ при увеличении затрат на совершенствование группировки ВМФ (противоборствующей стороны) на величину АЗВМФ
(АСпротив.) •
Выполнение этого условия означает, что для увеличения (снижения) эффективности, группировки ВМФ на одну и ту же величину противнику требуется произвести большие затраты на средства нападения, чем обороняющейся стороне на средства ВМФ.
Менее жестким условием устойчивости решения задачи противоборства, исходящим из принципа оборонной достаточности, является условие
3ВМФ — Ст
16.У Jh—JR
где ЗВМФ, Спротив. - затраты на группировку ВМФ и противоборствующую группировку противника в сопоставимом выражении; ]Н=]П - ущербы, наносимые ударным оружием группировки ВМФ и соответственно противоборствующего противника.
Процесс выбора ТТЭХ образца ВВТ может быть описан отображением:
и,: Б, хМ„х&о хАо хЛ0х1 —<Ку,{п{х} >, где Б, - совокупность методологических принципов, подходов и процедур организации процессов адаптации и выбора решения; М, - совокупность методик и моделей оценки критериев ТТЭ эффективности образцов; 120 - множество прогнозируемых условий боевого применения перспективного образца ВВТ; Ао - множество возможных требований к ВВТ; Я0 -множество прогнозируемых технических решений и технико-экономических ограничений; I - совокупность критериев выбора; <Ку,{п{х}> - число типов ВВТ, объемы поставок, ТТЭХ ВВТ.
В результате учета совокупности всех видов реальных неопределенностей процедура принятия решений о предпочтительном ТТЭ облике перспективного ВВТ может быть сведена к игровой задаче рационального выбора альтернативы, удовлетворяющей принципу гарантированного результата в условиях нечеткой информации.
Задача выбора рационального облика ВВТ может быть сформулирована в терминах нечеткого программирования.
Так как качество альтернативы повышается с увеличением функции эффективности З^,у) и с уменьшением функции затрат З(у), то их можно пронормировать следующим образом:
Э(w>y) - 1п/Э(w,y)
Рэ^,у) =
P3(w,y) =
sup Э(w,y) - inf Э(w,y) sup З( y) - 3(y)
sup 3(y) - inf 3(y)
где w - множество условий боевого применения образца.
Эти функции обладают всеми необходимыми свойствами функций принадлежности соответствующих нечетких множеств целей и ограничений. В соответствии с подходом Беллмана-Заде множество допустимых решений поставленной задачи находится на пересечении множеств цели и ограничений, отражаясь в функции принадлежности:
Pd(w,y) — min {p(w,y), Рз(у)}.
Рациональным решением задачи нечеткого математического программирования для диапазона возможных действий противника и является выбор альтернативы облика ВВТ, имеющей наибольшую степень принадлежности множеству дополнительных решений:
yk* — Arg max , inf minp(w,y), рз(у)}.
{ Si,ri,ni)w
Здесь учтено, что рациональный облик ВВТ определяется на множестве условий боевого применения (w), требований к образцу ВВТ (S i), потребно-
стей в этих образцах (n .) и конструктивно-технических решений (r ).
Из приведенной в общем виде постановки могут быть получены следующие частные решения.
а) Задача выбора рационального облика ВВТ по уровню эффективности не меньше заданного
Этреб. при минимальных затратах на его жизненный цикл в следующем виде функции принадлежности множества целей:
1 при 3(W,y) > Этреб.
Рэ (w,y) =
О при Э( W,y) < Этреб.
Решение этой задачи уэ*.
б) Задача выбора рационального облика ВВТ под выделенные затраты при максимальной его эффективности и при следующем виде функции принадлежности ограничения по полным затратам:
1 ПриЗ(у) < С^.
РЗ(у) =
Н у 0 при З(у) > Cвыд.
Решение этой задачи _уЗ*.
Синтез группировки ВМФ можно представить в общем случае в виде игровой задачи, решением которой является оптимальная стратегия, описываемая соотношением:
f опт = arg max min Э($ар),
а ß
где а - стратегия группировки ВМФ; ß - стратегия противника; Э([сф ) - эффективность группировки ВМФ, являющаяся функцией а и ß.
Под стратегией группировки ВМФ в данном случае понимается вектор вида:
faß = Faß iVaß ,gaß ,baß ),
где fjaß - вектор состава группировки ВМФ (количества средств по типам); gaß - вектор, характеризующий размещение (дислокацию) средств группировки ВМФ; baß - вектор, характеризующий способы боевых действий группировки ВМФ (состав, боеготовность, организацию взаимодействия и др.).
Состав группировки ВМФ определяется исходя из ограничений по стоимости
_ _ I .
naß eA, A = {naß Е ^aß *С.<Свыд}
где Е nlaß*Ci = ЗВМФ,
и численности личного состава NЛ,С<Ыл.с.выд.) и включает векторы, характеризующие состав группировки:
Пав ={П7 Пав ,П7 ,-},
где naß
вектор состава радиолокационного воо-
ружения группировки; - вектор состава зенит-
ного ракетного вооружения группировки; -
вектор состава противокорабельного вооружения группировки; Г/Цр" - вектор состава средств радиоэлектронного подавления группировки и другие виды вооружений. Размещение средств группировки ВМФ можно представить функцией
Saß = ^Vaß , ¥c),
где у/а - замысел дислокации (боевого порядка) в группировке ВМФ.
Расчет технико-экономических показателей (ТЭП) образцов ВВТ осуществляется по межведомственным и ведомственным методикам. Совокупность ТЭП образца включает показатели затрат по всем этапам жизненного цикла образца (разработка, производство, капитальное строительство под монтаж, эксплуатация (длительное хранение)), лимитные цены на серийное производство и проведение ОКР, а также показатель целесообразной длительности серийного производства образца, исходя из требуемой динамики боевой эффективности группировки и учета морального старения образцов.
Список литературы
1. Военная экономика: управление, планирование, военно-экономическая безопасность. / Под ред. А.С. Сумина, Ю.И. Арепина. - ВИМИ, Ч. 1. -1995.
2. Военная экономика: программно-информационное обеспечение на этапах разработок и закупок военной
техники /Под ред. Ю.И. Арепина, А.С. Сумина. - ВИМИ, Ч.2. - 1997.
3. Военная кибернетика: методология обоснования направлений развития зенитного ракетного вооружения и синтеза зенитных ракетных систем. / Под ред. Ю.И. Арепина, А.С. Сумина. - ВИМИ, 1997.
4. Методические основы управления развитием сложных технических систем: Сб. науч. тр. - ВНИИНС, 1997.
КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
"ФЛАГМАН"
А.И. Суворов
В настоящее время вопрос информационного обеспечения комплекса задач, решаемых российским ВМФ, приобрел особую значимость и актуальность, так как интеграция информационных ресурсов при реализации современных информационных техноло-
гий управления выдвигается в XXI веке на первый план.
В ВМФ развертываются работы по созданию единого информационного пространства с целью достижения нового уровня полноты, достоверности и