УДК 658.5 ГРНТИ 78.75.49
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕР ПО ОБОСНОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКО-ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
Е.А. ПАНКРАТЬЕВА
Войсковая часть 26000 (г. Москва)
В статье проанализированы основные направления повышения эффективности использования ассигнований, выделяемых государством на развитие и оснащение подразделений фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации. Проведен военно-экономический анализ предлагаемых мер по обоснованию состава и структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Представлена классификация затрат и определены составляющие общей стоимости для обеспечения функционирования подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Предложены конкретные пути оптимизации затрат на отдельные составляющие общей стоимости. Определено содержание этапов военно-экономического обоснования организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Показана важность проведения военно-экономического анализа предлагаемых мер, исходя из роли и места подразделений фельдъегерско-почтовой связи в системе военной связи. Обоснована их организационная структура, соответствующая объемам возложенных задач, с учетом экономического фактора.
Ключевые слова: военно-экономический анализ, военно-экономическое обоснование, система вооружения, организационная структура, фельдъегерско-почтовая связь, военно-экономические ресурсы.
military-economic analysis of the suggested measures
for the postal and courier communication units organizational
structure justification
E.A. PANKRATEVA
Military unit 26000 (Moscow)
The article analyzes the main directions for improving the efficiency of using the state's allocations for the development and equipping of the postal and courier communication units of the Armed Forces of the Russian Federation. The military-economic analysis of the proposed measures to substantiate the composition and structure of divisions of the postal and courier communication is carried out. The article presents a classification of costs and defines the components of the total cost for ensuring the functioning of postal and courier communication units. Specific ways to optimize costs for individual components of the total cost are proposed. The postal and courier communication divisions organizational structure military-economic justification stages content is determined. The importance of conducting a military-economic analysis of the proposed measures is shown, based on the role and place of postal and courier communication units in the military communications system. Their organizational structure corresponding to the scope of assigned tasks is justified, taking into account the economic factor.
Keywords: military-economic analysis, military-economic justification, weapons system, organizational structure, postal and courier communication, military-economic resources.
Введение. Одной из основных задач строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации является приведение их структуры, состава, численности и оснащенности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации [1]. Не исключением является и система связи Вооруженных Сил Российской Федерации, неотъемлемой составляющей которой выступают подразделения фельдъегерско-почтовой связи. При этом одним из важнейших аспектов для обеспечения эффективного функционирования, совершенствования и развития системы связи в целом, и, в частности, системы фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил является эффективное использование и распределение выделяемых государственных ассигнований, требующее проведения глубокого военно-экономического анализа принимаемых решений [1-3].
Актуальность. В настоящее время при решении проблем развития средств управления и связи, вопрос принятия оптимальных программ вооружения и формирования заказов на новые образцы комплексов и средств связи занимает главенствующее положение. При этом основными направлениями повышения эффективности использования ассигнований, выделяемых государством на развитие систем вооружения, являются следующие:
системный подход, то есть изучение отдельных объектов как структурных частей более сложных систем, выявление роли каждого из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, воздействие системы в целом на ее отдельные элементы. Совершенствование вооружения, военной и специальной техники должно рассматриваться не как создание совокупности отдельных новых образцов, а как развитие системы вооружения, имеющей целевое предназначение, определенное возложенными на Вооруженные Силы Российской Федерации задачами;
повышение уровня боевого мастерства и профессиональной квалификации военнослужащих, которые должны отвечать не только требованиям сегодняшнего дня, но и иметь перспективный запас знаний, навыков и умений;
выбор рациональных путей при решении задач по предназначению. Эффективность использования военно-экономических ресурсов определяется как отношение готовности к выполнению поставленных задач и суммарных материальных (финансовых) затрат на их достижение. Основной задачей повышения военно-экономической эффективности является максимизация готовности к выполнению задач по предназначению и минимизация затрат;
совершенствование хозяйственного механизма, заключающегося в применении наиболее эффективных методов и инструментов нового поколения, основанных на нетрадиционных подходах и экономических технологиях, способных обеспечить быстрый прогресс национального хозяйства;
формирование современного экономического мышления у военнослужащих; совершенствование состава и структуры воинских частей и подразделений [4, 5]. Рассмотрим влияние военно-экономических ресурсов на развитие подразделений фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военно-экономический анализ предлагаемых мер по обоснованию состава и структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Развитие подразделений фельдъегерско-почтовой связи, их оснащение техникой связи, обеспечение всеми видами довольствия, содержание и подготовка специалистов связи к выполнению задач по предназначению требуют значительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, поэтому развитие высокоэффективных подразделений фельдъегерско-почтовой связи является не только важной военной, но и экономической задачей. Для ее решения необходимо в первую очередь уяснить сущность, цель и задачи военно-экономического анализа предлагаемых мер по обоснованию состава и структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи.
Под военно-экономическим анализом обоснования состава и структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи понимается совокупность методов и приемов исследования оценки решений, позволяющих наиболее эффективно использовать ресурсы, требуемые (выделяемые) на их развитие [2]. Основной целью военно-экономического анализа является создание оптимального сочетания состава и структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи при заданном уровне затрат или достижение меньшей их стоимости при заданном уровне эффективности. Следовательно, задача военно-экономического анализа будет заключаться в количественном и качественном обосновании принимаемых решений, обеспечивающих наибольшую эффективность использования выделяемых ресурсов.
Одним из основных показателей, характеризующих организационную структуру подразделений фельдъегерско-почтовой связи с экономической точки зрения, является их стоимость, которая включает единовременные затраты, а также затраты, связанные с содержанием подразделений фельдъегерско-почтовой связи в условиях как мирного времени, так и в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
К единовременным будут относиться затраты на приобретение аппаратных фельдъегерско-почтовой связи, горюче-смазочных и расходных материалов, другого оснащения, предусмотренного табелем к штату, а также подготовку и экипировку специалистов связи. Учитывая, что подразделения фельдъегерско-почтовой связи предназначены в последующем для выполнения задач в условиях боевой обстановки, потребуются дополнительные расходы на их содержание и восполнение потерь как аппаратных фельдъегерско-почтовой связи, так и специалистов связи.
Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией подразделений фельдъегерско-почтовой связи и восполнения потерь, предполагают ее оценку за определенный период времени. В качестве расчетного периода целесообразно принять сроки подготовки и проведения военных операций, в которых наиболее полно задействованы подразделения фельдъегерско-почтовой связи и имеются все расчетные данные (объем выполняемых задач, расход горюче-смазочных материалов, возможные потери и др.), необходимые для проведения военно-экономического анализа.
Таким образом, стоимость затрат для эффективного функционирования подразделений фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации будет составлять:
г ДСсв1хКсв1 (1 + Ксв1) + Е{СЛС]хКЛС] (1 + Клс]) + Д Сссв1хКсв1) + Д 0ССЛС]хКЛС])
Сфпс г^ , (1)
где Ссеи Слс¡, Сссви Сслу - стоимости аппаратных фельдъегерско-почтовой связи ьго типа, подготовки специалистов связи j-специальности, содержания аппаратных фельдъегерско-почтовой связи ьго типа, содержания специалистов связи j-специальности, соответственно; Ысеи Ылс] - количества аппаратных фельдъегерско-почтовой связи ьго типа, количество специалистов связи j-специальности, соответственно; Ксеи Кд - доля потерь аппаратных фельдъегерско-почтовой связи ьго типа, подготовки специалистов связи j-специальности за период времени Т, соответственно.
В зависимости от типа, состава и особенностей подразделений фельдъегерско-почтовой связи, эти и другие слагаемые их стоимости могут существенно изменяться.
Военно-экономический анализ показывает, что в связи с высокой стоимостью современных типов аппаратных фельдъегерско-почтовой связи, их доля составляет большую часть в общей стоимости подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Сравнительная характеристика эксплуатационных показателей старого и современного парка аппаратных фельдъегерско-почтовой связи представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Сравнительная характеристика эксплуатационных показателей аппаратных
фельдъегерско-почтовой связи
Более того, наблюдается тенденция к росту доли стоимости аппаратных фельдъегерско-почтовой связи в общей стоимости подразделений фельдъегерско-почтовой связи по сравнению с другими видами затрат. Поэтому при совершенствовании и развитии парка аппаратных фельдъегерско-почтовой связи необходимо учитывать следующие факторы:
импортозамещение комплектующих изделий с учетом сохранения отечественной промышленной базы и приоритетных технологий;
повышение объективности и достоверности прогнозных оценок военно-политических, социально-экономических и финансовых условий, оказывающих влияние на процесс планирования и развития аппаратных фельдъегерско-почтовой связи;
расчет возможности оптимизации номенклатуры аппаратных фельдъегерско-почтовой связи в условиях ограниченного уровня удовлетворения потребностей войск связи по их развитию и поддержанию в готовности к применению;
ориентация на современные автоматизированные информационно-аналитические системы поддержки принятия управленческих решений в интересах расширения массива учитываемых исходных данных в рамках решаемых задач военно-технической политики с учетом необходимости повышения оперативности и эффективности фельдъегерско-почтовой связи
[4, 5].
Высокая степень насыщенности войск сложными средствами связи требует соответствующих навыков у специалистов связи. Это неизбежно влечет расходы, связанные с содержанием личного состава и обеспечением боевого слаживания. Кроме того, указанные расходы, как правило, включают стоимость амортизации техники связи, горюче-смазочные и расходные материалы, расходуемые при обучении, стоимость продовольственного и вещевого обеспечения специалистов связи, содержания преподавательского (инструкторского) состава, подразделений обеспечения и обслуживания, а также другие расходы, необходимые для качественной подготовки специалистов связи.
Военно-экономический анализ факторов, влияющих на боевое слаживание, приводит к выводу, что стоимость боевого слаживания подразделений фельдъегерско-почтовой связи зависит от стоимости восстановления навыков одного специалиста связи и общего количества
обучаемых. Для сокращения расходов на обучение специалистов связи необходимо использование тренажеров, приспособлений, а также совершенствование методик обучения. Тщательно продуманная система подбора и подготовки специалистов фельдъегерско-почтовой связи в мирное время может оказаться существенным фактором снижения стоимости обучения личного состава при восполнении потерь в период боевых действий.
Значительная доля в общей стоимости приходится на третью составляющую - расходы, связанные с содержанием подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Они будут складываться из затрат на техническое обслуживание и ремонт аппаратных фельдъегерско-почтовой связи, обеспечение их работы при выполнении задач по предназначению, продовольственное, вещевое, денежное довольстве личного состава и другие затраты.
Можно выделить три основных пути сокращения стоимости содержания подразделений фельдъегерско-почтовой связи: технический, организационный и структурный.
Технический путь предполагает: улучшение технико-экономических показателей средств связи; снижение стоимости одного моточаса работы; увеличение межремонтных сроков; повышение ремонтопригодности.
К организационному пути можно отнести мероприятия, направленные на совершение приемов и способов организации фельдъегерско-почтовой связи, обеспечивающих снижение расходов на выполнение единицы их объема.
Структурные преобразования направлены на обеспечение экономии затрат при выполнении задач по предназначению. Например, при снижении штатной принадлежности подразделений фельдъегерско-почтовой связи, уменьшается протяженность обслуживаемых фельдъегерско-почтовых маршрутов. Это сокращает количество холостых пробегов аппаратных, что позволяет экономить не только время, но и материальные средства (горючесмазочные материалы, моточасы, ресурс транспортной базы). Указанные методы могут применяться в отношении подразделений фельдъегерско-почтовой связи, предназначенных для обеспечения нижестоящих органов военного управления или выполняющих задачи в их интересах.
Проведение военно-экономического анализа позволило выделить этапы и последовательность военно-экономического обоснования организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи (рисунок 2).
ГО Анализ задач подразделений фельдъегерско-почтовой связи
Расчет
Цель, критерии и показатели декомпозиции, оценка и выбор мероприятий, ограничения
2 ) Определение экономического содержания мероприятий по созданию подразделений фельдъегерско-почтовой связи Дерево взаимосвязей мероприятий, классификация затрат
Г 3 ) Разработка методического Расчетные задачи, комплексные
аппарата методики и методы
Количественные значения исходных данных и расчетных показателей
Разработка рекомендаций Выбор наиболее эффективных вариантов организационной структуры
Рисунок 2 - Этапы военно-экономического обоснования организационной структуры подразделений
фельдъегерско-почтовой связи
В ходе первого этапа на основе системного подхода производится анализ задач, выполняемых подразделениями фельдъегерско-почтовой связи. Полученные при этом результаты будут использоваться во всех последующих этапах военно-экономического обоснования в качестве исходных данных (входных показателей).
На втором этапе производится выявление специфических экономических отношений, возникающих в структурных звеньях подразделений фельдъегерско-почтовой связи при использовании материальных средств в ходе подготовки и выполнения задач по предназначению. Достижение указанной цели производится последовательной декомпозицией выполняемых задач до частных мероприятий с четко выраженным экономическим содержанием. Конечным результатом данного этапа является построение «дерева» взаимосвязей, элементами которого выступают мероприятия по созданию организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи и классификация требуемых при этом затрат. Результаты, полученные на втором этапе, являются исходными данными для третьего этапа военно-экономического обоснования.
Целью третьего этапа является создание (выбор из имеющегося и разработка недостающего) «инструмента», позволяющего решить задачу оценки и определения количественных значений показателей, характеризующих организационную структуру подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Основными методами при этом являются: нормативный, прямого счета и анализа фактических расходов. Необходимо отметить, что наиболее актуальным для разработки методического аппарата оценки и определения организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи является метод прямого счета. Результатом третьего этапа является совокупность методик и моделей, обеспечивающая расчет требуемых показателей по всем структурным звеньям и принятым ограничениям.
В ходе четвертого этапа с использованием выбранного инструмента, производится расчет показателей организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи и альтернативных вариантов их организации в виде соответствующих числовых значений. Итогом данного этапа являются результаты расчетов - потребные объемы финансовых ресурсов, а также время выполнения мероприятий.
Целью заключительного, пятого, этапа является выбор организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Указанная цель достигается решением оптимизационной задачи методом сравнения наиболее эффективных вариантов организационных структур по выбранным критериям и рассчитанным показателям с учетом имеющихся ограничений. По итогам сравнения производится подготовка рекомендаций для принятия решения по военно-экономическому обоснованию организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи.
Выводы. Исходя из рассмотренных направлений повышения эффективности использования ассигнований, выделяемых государством на развитие систем вооружения и, в частности, на оснащение подразделений фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации, проведен военно-экономический анализ предлагаемых мер по обоснованию состава и структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи.
В ходе проведения анализа произведена классификация затрат и определены их составляющие в общей стоимости для эффективного функционирования подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Выявлено, что большую часть в общей стоимости подразделений фельдъегерско-почтовой связи составляет стоимость современных типов аппаратных с тенденциями роста их доли в общей стоимости по сравнению с другими видами затрат. Поэтому предложены конкретные пути совершенствования и развития современного парка аппаратных фельдъегерско-почтовой связи, основанные на: импортозамещении комплектующих изделий; использовании объективных прогнозных оценок военно -политических, социально-экономических и финансовых условий; возможностях оптимизации
номенклатуры аппаратных; применении современных автоматизированных информационно-аналитических системах поддержки принятия решений. В качестве мер для сокращения расходов на вторую составляющую общей стоимости подразделений фельдъегерско-почтовой связи - обучение специалистов связи, предложено широкое внедрение в системе подготовки специалистов и практике войск тренажерных комплексов, а также совершенствование методик обучения. Для оптимизации затрат на техническое обслуживание и ремонт аппаратных фельдъегерско-почтовой связи, обеспечение их работы при выполнении задач по предназначению, представлены три направления сокращения стоимости: технический, организационный и структурный, обеспечивающие улучшение технико-экономических показателей, совершенствование приемов, способов и структурной организации фельдъегерско-почтовой связи.
При проведении военно-экономического анализа выделены пять основных этапов и определена последовательность военно-экономического обоснования организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Раскрыто содержание мероприятий, выполняемых на каждом этапе, их взаимосвязь и получаемые результаты. В результате чего доказано, что военно-экономический анализ предлагаемых мер по обоснованию состава и структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи позволяет исходя из роли и места подразделений фельдъегерско-почтовой связи в системе военной связи обосновать их организационную структуру, соответствующую объемам задач по предназначению и снизить затраты на создание и развитие организационной структуры подразделений фельдъегерско-почтовой связи. Поэтому для обеспечения эффективного использования военно-экономических ресурсов, выделяемых государством как на создание и развитие подразделений фельдъегерско-почтовой связи, так и на систему вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации в целом, необходимо на всех уровнях военного управления проводить комплексный военно-экономический анализ планируемых мероприятий, начиная с обоснования организационных структур воинских частей и подразделений, оснащаемых системами вооружения и заканчивая мероприятиями по обоснованию направлений совершенствования существующих и создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рахманов А.А., Буренок В.М. Основные проблемы технического оснащения Вооруженных Сил. Качество // Теория и практика. 2001. Вып. 2. С. 17-21.
2. Викулов С.Ф., Жуков Г.П., Ткачев В.Н., Ушаков В.Я. Военно-экономический анализ: Учебник // под ред. Викулова С.Ф. М.: Военное издательство, 2001. 350 с.
3. Панкова Л.В. Военная экономика, инновации, безопасность. М: ИМЭМО РАН, 2016. С. 10-11.
4. Фролов И.Э. Потенциал развития наукоемкого и высокотехнологического сектора промышленности // Проблемы прогнозирования. 2004. № 1. С. 79-100.
5. Лавринов Г.А., Косенко А.А., Бабкин Г.В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М.: Издательская группа «Граница», 2012. 544 с.
REFERENCES
1. Rahmanov A.A., Burenok V.M. Osnovnye problemy tehnicheskogo osnascheniya Vooruzhennyh Sil. Kachestvo // Teoriya i praktika. 2001. Vyp. 2. pp. 17-21.
2. Vikulov S.F., Zhukov G.P., Tkachev V.N., Ushakov V.Ya. Voenno-ekonomicheskij analiz: Uchebnik // pod red. Vikulova S.F. M.: Voennoe izdatel'stvo, 2001. 350 p.
3. Pankova L.V. Voennaya ekonomika, innovacii, bezopasnost'. M: IMEMO RAN, 2016. pp. 10-11.
4. БГО1ОУ 1.Е. Ро1епе1а1 га2уШуа паикоешко§о 1 уу8око1екпо1о§1сЬе8ко§о вейога promyshlennosti // РгоЬ1ету prognozirovaniya. 2004. № 1. рр. 79-100.
5. Ьауппоу О. А., КоБепко А. А., БаЬкт О.У. ЕкопошюЬевЫе аБре^у уоеппо^еЬшсЬевко] politiki Rossijskoj Federacii па sovremennom ^аре. М.: Izdatel'skaya gruppa «^гашса», 2012. 544 р.
© Панкратьева Е.А., 2020
Панкратьева Екатерина Александровна, заместитель начальника отдела, войсковая часть 26000, Россия, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 100, pea_111@inbox.ru.