Научная статья на тему 'Военная реформа в Кыргызстане'

Военная реформа в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
882
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
армия / вооруженные силы / военная реформа / военная доктрина / мобилизационные ресурсы. / army / armed forces / military reform / military doctrine / mobilization resources

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дакир Сатыбалдиевич Узбеков

В статье на основе документальных источников, взглядов и мнений аналитиков и экспертов исследуются преобразования в Вооруженных Силах Кыргызской Республики, пути реализации военной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The military reform of the Kyrgyz Republic

The article based on documentary sources, views and opinions of analysts and experts, the changes in the Armed Forces of the Kyrgyz Republic, the ways of implementing the military reform are being investigated.

Текст научной работы на тему «Военная реформа в Кыргызстане»

УДК 159.99 ББК 88.8

DOI 10.24411/2312-0444-2018-10048

ВОЕННАЯ РЕФОРМА В КЫРГЫЗСТАНЕ

Дакир Сатыбалдиевич УЗБЕКОВ,

начальник Регионального межвузовского военного факультета КГУСТА имени Н. Исанова, E-mail: Uzbekov 2008@ mail.ru

Аннотация. В статье на основе документальных источников, взглядов и мнений аналитиков и экспертов исследуются преобразования в Вооруженных Силах Кыргызской Республики, пути реализации военной реформы.

Ключевые слова: армия, вооруженные силы, военная реформа, военная доктрина, мобилизационные ресурсы.

Annotation. The article based on documentary sources, views and opinions of analysts and experts, the changes in the Armed Forces of the Kyrgyz Republic, the ways of implementing the military reform are being investigated.

Keywords: army, armed forces, military reform, military doctrine, mobilization resources.

История любой страны — это череда больших и малых реформ, благодаря которым снимается накапливающееся в обществе напряжение, убираются препятствия на пути его развития. Один из великих философов сказал: «государство, которое не способно видоизменяться, не способно и сохраниться». Любое развитие государства также сопровождалось и военными реформами. В истории знакомы основные военные реформы Ивана Грозного, Петра 1, реформа Д.А. Милютина, военная реформа 1924 — 1925 гг., военная реформа в СССР 1950 — 1955 гг.

На постсоветском пространстве также происходили соответствующие реформы в военной деятельности. В настоящее время страны СНГ являются предметом различных исследований в области идеологической политики, экономики, культуры, а также военных направлений.

Принятая под юрисдикцию Кыргызской Республики в 1992 г. малая часть оборонного комплекса и разрозненных воинских формирований Советского Союза не соответствовала требованиям обеспечения военной безопасности независимого государства. Для создания полноценной и эффективной системы вооруженной защиты страны требовалось выстроить собственную государственную систему обеспечения военной безопасности. Можно отметить несколько этапов становления государственной политики в сфере обороны страны:

Первый этап (1991 — 1999) характеризовался становлением Вооруженных Сил Кыргыз-

стана. В связи с экономическими трудностями в стране гражданское общество поставило вопрос о целесообразности существования Вооруженных Сил. Резко стало проявляться падение престижа службы в армии. Начались массовые увольнения офицеров и прапорщиков силовых структур. В соединениях и частях имели место случаи дезертирства, хищения материального имущества и криминализации военнослужащих.

Проведение военной реформы в период с 1999 по 2005 гг. предусматривало поэтапное сокращение оборонного ведомства, разработку программы реформирования, документов по безопасности страны и утверждение основных направлений военной доктрины.

Второй этап (1999 — 2005) проявил себя принятием Военной Доктрины 2002 г., в которой были закреплены государственная политика строительства и реформирования Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

Баткенские события 1999 — 2000 гг. показали, насколько беззащитна республика без армии. Политическое и гражданское общество осознали необходимость поддержать силовые структуры как в финансовом отношении, так и для повышения престижа Вооруженных Сил. Результатами военной реформы предусматривалось создание законодательной базы в сфере национальной безопасности и содержание Вооруженных Сил, способных решать задачи в вооруженных конфликтах уже регионального масштаба самостоятельно или с участием сил стран военного сотрудничества (ОДКБ).

№ 3/2018

Для укрепления обороноспособности и повышения престижа армии было принято решение взять курс на профессионализацию воинской службы и увеличение военнослужащих на контрактной основе.

Третий этап (2005 — 2007) изменил ориентиры социальной инфраструктуры Вооруженных Сил, продолжились работы по повышению имиджа армии. В соединениях и частях солдат освобождают от выполнения некоторых хозяйственных работ, чтобы не отрывать военнослужащих от боевой учебы. В 2005 г. введена национальная военная форма с собственными знаками различия1.

В январе 2013 г. Президентом Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаевым подписан Указ о Национальной стратегии устойчивого развития страны на период 2013 — 2017 гг. В данном документе есть раздел по обеспечению военной безопасности, в котором определены основные приоритеты военного направления и реформирования армии2.

А 15 июля 2013 г. страна приобрела новую Военную Доктрину страны. Она разработана с учетом современной военно-политической обстановки в мире и регионе и направлена на формирование единой государственной политики в военной сфере, консолидацию усилий государственной власти, общества и граждан на решение задач в области обеспечения военной безо-пасности3.

Одной из основных проблем военного реформирования является отсутствие межведомственного и гражданского подхода и контроля над этим процессом. Все предыдущие реформы претворялись в жизнь неумолимо, без учета мнений экспертов, аналитиков.

Одним из главных вопросов реформ была подготовка профессиональных военных кадров. До 1991 г. подготовка военных кадров осуществлялась в высших военно-учебных заведениях Советского Союза. На территории Кыргызстана было только одно военно-учебное заведение — Фрунзенское военное училище летчиков. После приобретения независимости данное учебное заведение было переименовано в Бишкекс-кое военное авиационное техническое училище. В период с 1995 по 2000 г. училище выпустило 535 специалистов летного и технического состава, 53 офицера для сухопутных войск.

Коренным образом требовалось пересмотреть систему обучения и подготовки военных кадров. Для реализации этой программы требовалось изучить опыт других государств, например, опыт военного обучения в Республике Беларусь.

В создании и развитии системы военного образования сыграло роль переформатирование узкопрофильных учебных заведений в многопрофильные военные вузы с последующим их объединением в военную академию с организацией подготовки офицеров оперативно-тактического звена4.

Концепция «малой армии» рассматривалась еще в XIX — XX вв. Главнокомандующий рейхсвером, генерал X. фон Сект утверждал: «малая профессиональная армия должна всегда быть дополнена системой территориальных сил». Речь здесь идет о мобилизационных резервах. Такой же тенденции придерживался советский военачальник М.В. Фрунзе5.

Подготовка и обеспечение мобилизационными резервами всегда была одной из основных задач руководства Вооруженных Сил страны. Несмотря на это, упраздняется последнее звено в подготовке резервистов. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу отметил, что со все большим внедрением в войсках современного оружия и военной техники предъявляются особые требования к профессиональным навыкам младших специалистов.

В соответствии с Указом Президента — Главнокомандующего Вооруженными Силами Кыргызской Республики «О дальнейших мерах по реформированию системы управления Вооруженными Силами Кыргызской Республики» и в целях дальнейшего укрепления военной безопасности страны были образованы Сухопутные войска Вооруженных Сил Кыргызской Респуб-лики6.

Исследование направлений развития военной сферы должно осуществляться постоянно, во взаимодействии со всеми силовыми структурами, с общественными и наблюдательными советами, с институтами стратегических исследований. Изучение структур силовых ведомств показало отсутствие аналитических центров, центров исследовательского прогнозирования. В тех учреждениях, где таковые имеются, центры занимаются функциональной деятельностью формально. На сегодняшний день научно-исследовательских институтов нет ни в одной из силовых структур.

В.О. Ключевский писал о людях, бравших на себя труд изменить порядки в стране: «Сознавая несоразмерность наличных средств с задачами, ставшими на очередь, они сначала ищут новых средств в старых домашних национальных источниках но, замечая истощение домашних источников, они хлопотливо броса-

№ 3/2018

ются на сторону, привлекают иноземные силы в подмогу изнемогающим своим, а потом опять впадают в пугливое раздумье, не зашли ли слишком далеко в уклонении от родной старины, нельзя ли обойтись своими домашними средствами без чужой помощи».

Вооруженные Силы как гарант безопасности государства создают почву для планомерного развития страны. Поэтому от своевременно, грамотно и полноценно проведенных реформ Вооруженных Сил зависит безопасность и благополучие Кыргызстана.

1 Кутнаева Н.К. Вооруженные силы и военная реформа в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 5.

2 Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской республики на период 2013 — 2017 годы // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61542

3 Военная доктрина Кыргызской Республики (принята Указом Президента Алмазбека Атамбаева 15.07/2013 г.) // http://www.central-eurasia.com/documents/ ?uid=2058 (Дата обращения: 20.06.2014)

4 Савик СЛ. Военная академия Республики Беларусь // Военно-исторический журнал.2017. № 5.

5 Магамадеев И.Э. Концепция «малой армии» в европейской военной мысли 1920 годов // Военно-исторический журнал. 2017. № 5.

6 Закруткин ВЛ. Кавказские записки (1946). Ростов н/Д, 1995. - 302 с.

Библиографический список

1. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской республики на период 2013 — 2017 годы // http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/61542

2. Военная доктрина Кыргызской Республики (принята Указом Президента Алмазбека Атамбаева 15.07/2013 г.) // http://www.central-eurasia.com/documents/?uid=2058 (Дата обращения: 20.06.2014)

3. За 25 лет Кыргызская армия вместе с народом прошла нелегкий путь становления / kg.akipress.org/news

4. Закруткин В.А. Кавказские записки (1946). Ростов н/Д, 1995. - 302 с.

5. Кутнаева Н.К. Вооруженные силы и военная реформа в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 5.

6. Магамадеев И.Э. Концепция «малой армии» в европейской военной мысли 1920 годов // Военно-исторический журнал. 2017. № 5.

7. Савик СА. Военная академия Республики Беларусь // Военно-исторический журнал.2017. № 5.

8. Украинец А.В. Здесь вам не равнина, здесь климат другой // Армейский сборник. 2016. № 7.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Сенаторова О.Ю. Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 61 с.

Предназначено для руководителей подразделений, центров психологической диагностики, психологов кадровых подразделений, врачей медико-профилактических организаций МВД России, сотрудников спецподразделений МВД России, а также для образовательных организаций по направлению «Психология».

Рассматриваются теоретические и практические положения, направленные на разработку способов психологической профилактики и регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности, а также методические проблемы диагностики психических состояний. Предлагаются возможные пути по профилактике и преодолению негативных психических состояний у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

№ 3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.