О. В. Гефнер. Военная прогимназия в Омске. 1868- 1883 гг. // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 3 (30) июль - сентябрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2022/3/01017.pdf. - ISSN 2413-4066
Научная статья УДК 930
Военная прогимназия в Омске. 1868- 1883 гг.
О. В. Гефнер1, 2
1 Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, Омск, Россия
2 Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и
природного наследия им. Д.С. Лихачева, Омск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается история одного из военно-учебных заведений Омска второй половины XIX века - Омской военной прогимназии. Описываются цели создания учебного заведения, социальный состав воспитанников военной прогимназии, программа учебного курса. В работе сделан вывод о значительной роли прогимназии в подготовке кадров как для войск Западно-Сибирского военного округа, так и для гражданских учреждений, о вкладе ее офицеров и воспитанников в культурную и общественную жизнь города.
Ключевые слова: военная прогимназия, образование, армия, Омск.
Original article.
Military progymnasium in Omsk in the second half of the XIX century
О. V. Gefner1, 2
1Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk, Russia Siberian branch of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Omsk, Russia
Abstract. The article deals with the history of one of the military educational institutions of Omsk in the second half of the XIX century - the Omsk military progymnasium. The goals of creating an educational institution, the social composition of the pupils of the military gymnasium, the program of the training course are described. The paper concludes about the significant role of the gymnasium in training both for the troops of the West Siberian Military District and for civilian institutions, about the contribution of its officers and pupils to the cultural and social life of the city.
Keywords: military progymnasium, education, army, Omsk.
® О. В. Гефнер
Армия, военные всегда играли важнейшую роль в истории нашей страны, на историческую судьбу которой выпало множество войн. Из рядов армии вышло множество администраторов, дипломатов, реформаторов, ученых. Традиционная формула, в которой заключалась идеология военных «За веру, Царя и Отечество!» выражала собой не только готовность военных к ратному подвигу, но и стремление служить государству и Родине на самых разных поприщах. В настоящее время, в условиях новых геополитических вызовов, роль армии, военных в государстве и обществе усиливается, осознается необходимость активизации патриотического воспитания. Эти обстоятельства и вызывают научный интерес к изучению различных аспектов истории русской армии, актуализируют исследование ее традиций, влияние на общественную жизнь, вклад в развитие науки и культуры.
Большое влияние военный фактор играл в развитии сибирских городов, которые по своему происхождению и функциям, как отмечает авторитетный исследователь истории сибирских городов Д. Я. Резун, изначально были «государевыми», «служилыми», выполнявшим задачи «пионерского» освоения, колонизации слабозаселенных и экономически неразвитых регионов Сибири, что предопределяло лидерство военных на этапе становления городов, формирования их инфраструктуры [1, с. 25]. Особенно это касается Омска, «военной столицы» Западной Сибири конца XIX - начала XX вв., центра военного округа, города, который по образному выражению литератора И. И. Завалишина был «воинским станом передовой Руси у обетованной земли солнца» [2, с. 157].
Военные оказали большое влияние на развитие образования и просвещения в Омске, первые учебные заведения Омска носили военный характер. Истории учебных заведений Западной Сибири, Омска, в том числе и военных, посвящены работы О. Н. Астраханцева [3], О. В. Ищенко [4], И. Б. Нагаева, В. О. Дубинина, А. А. Печёнкиной, И. А. Попова [5], А. С. Шадрина, О. В Сидорова, Н. Н. Козинец [6] и др. Расширить и дополнить научные представления о становлении и развитии образовательной инфраструктуры Омска второй половины XIX в. позволяет изучение истории такого военно-учебного заведения как Омская военная прогимназия.
Военные прогимназии появились в России в ходе военных реформ 1860-х - 1870-х гг., проводимых военным министром генералом Д. А. Милютиным, одним из наиболее просвещенных сторонников преобразований военной системы России, поборником развития образования и культуры в армии, гуманизации отношения к нижним чинам.
Омская военная прогимназия была основана в Омске в 1868 г. путем преобразования военно-начальной школы, в свою очередь созданной в 1858 г. из бывшей кантонистской школы. Военные прогимназии призваны были готовить юношей для поступления в юнкерские училища, учрежденные в России в 1864 г. Всего было создано 8 военный прогимназий, в том числе и в Омске. В «Положении о военных прогимназиях», утвержденном в 1869 г., отмечается: «Военные Прогимназии имеют целью доставить общее элементарное образование и воспитание сыновьям офицеров и чиновников военного ведомства, и вместе с тем служат подготовительными заведениями для Юнкерских Училищ» [7, с. 338]. В Омскую военную прогимназию, наряду с Оренбургской, с разрешения генерал-губернатора, допускались лица всех сословий. Преимущественное право для поступления в прогимназию имели сироты, сыновья убитых на войне, дети получивших ордена за военные заслуги. К обучению принимались юноши с 12 лет, они должны были продемонстрировать знание главных молитв и умение читать и писать по-русски. В Омскую прогимназию, как и в Оренбургскую, разрешалось брать мальчиков с 10 лет, принимая во внимание крайнюю бедность родителей или опекунов. Обучение в прогимназии осуществлялось за казенный счет, и прогимназия, таким образом, имела большое благотворительное значение.
Согласно материалам однодневной переписи населения Омска, состоявшейся в 1877 г., на обучении в Омской военной прогимназии состояло 218 учащихся. Из них юношей из привилегированных сословий насчитывалось 139 чел., из городских - 6 чел., из нижних чинов и казаков - 73 чел. По месту происхождения учащиеся распределялись следующим образом: 68 чел. - омичи, 150 чел. - уроженцы других мест. Это показывает, что Омская
военная прогимназия имела общесибирское значение. По возрастному составу преобладали лица 15-20 лет (их было 113 чел.), за ними шли воспитанники 10-15 лет ( 104 чел.), 1 чел. был младше 10 лет. По национальному составу юноши распределялись так: русские - 214 чел., поляки - 3 чел., немцы - 1 чел. [8, с. 279].
Курс обучения в военных прогимназиях составлял 4 года. Программа прогимназии соответствовала программе уездного училища или 4-классного реального училища (но без иностранного языка). Она включала в себя изучение таких предметов, как Закон Божий, русский язык, арифметика и начала алгебры, начала геометрии и геометрическое черчение, история, география, чистописание и рисование. Также воспитанники обучались гимнастике с маршировкой и выправкой, танцам и пению. Занятия продолжались с 15 августа по 5 июня. Воспитанники военной прогимназии, достигшие 16-летнего возраста, успешно окончившие прогимназию, могли выбирать род своей дальнейшей деятельности по своему усмотрению. Желающие могли поступить на военную службу в пехотные войска, где им сразу, без экзамена, присваивалось унтер-офицерское звание (с 1874 г. — на правах вольноопределяющихся 3-го разряда при достижении возраста 17 лет), затем они определялись в юнкерские училища. Часть воспитанников поступало в учительскую семинарию военного ведомства, военные гимназии, ряд выпускников выбирал государственную службу.
В Омской военной прогимназии в 1869 г. было открыто особое отделение для подготовки переводчиков восточных языков. Отделение было рассчитано на 30 воспитанников, которые, начиная с 3 класса, должны были дополнительно к остальным общеобразовательным предметам, изучать киргизский (казахский) язык, а также пройти еще дополнительный годовой курс обучения после окончания основного курса прогимназии. По окончании обучения, выпускники получали аттестаты переводчиков и распределялись на военную службу [7, с. 346]. Такая языковая подготовка очень важна была для военных, служащих в Западно-Сибирском военном округе, включавшем в свой состав обширные территории Степного Края, который в то время активно осваивался, изучался, включался в экономическое и культурное пространство империи. Преподавание восточных языков в Омской военной прогимназии велось до 1874 г., после чего было отменено из-за изменившейся потребности в приготовлении переводчиков для службы в ЗападноСибирском военном округе. Вместо этого вводилось изучение немецкого и французского языков [9].
Преподаватели и воспитанники Омской военной прогимназии принимали активное участие в общественной и культурной жизни города. Так, например, генерал-губернатор Западной Сибири генерал А. П. Хрущов в своем дневнике сделал запись о посещении в апреле 1869 г. концерта в пользу раненых, в котором принимал участие хор певчих прогимназии [10]. В 1875 г. директор прогимназии полковник Р. Г. Нюберг вместе с научной общественностью города принимал в Омске членов экспедиции шведского мореплавателя Адольфа Эрика Норденшельда ботаника А. Лундстрема и зоолога А. Стуксберга, выступал в качестве переводчика [11]. Офицеры и военные чиновники прогимназии занимались благотворительной деятельностью, в частности, состояли в Западно-Сибирском окружном управлении Российского общества Красного Креста, известно, например, что в 1879 г. служащие прогимназии внесли в фонд общества денежные средства в размере 8 руб. [12].
Военные прогимназии были упразднены после преобразования военных гимназий в кадетские корпуса в 1882 г. В 1883 г. и Омская военная прогимназия прекратила свое существование.
Таким образом, военная прогимназия просуществовала в Омске 15 лет, она была одним из первых учебных заведений города, внесла свой вклад в подготовку кадров как для войск Западно-Сибирского военного округа, так и для гражданских учреждений, а также в культурную и общественную жизнь города.
Список источников:
1. Резун Д. Я. О периодизации развития исторической урбанистики Сибири XVII-XX вв.// Городская культура Сибири: история и современность : сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. С. 16-31.
2. Завалишин И. И. Описание Западной Сибири. М.: Издание Общества распространения полезных книг, 1862. Т.1. 414 с.
3. Астраханцев О. Н. Военно-учебные заведения Сибири (1813-1917 гг.). Автореф. дис....канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2009. 23 с.
4. Ищенко О. В. Развитие общего и профессионального образования в Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 22-28.
5. Нагаев И. Б., Дубинин В. О., Печёнкина А. А., Попов И. А. Развитие военного образования как приоритетное направление строительства вооруженных сил (на примере Сибирского военного округа 1865-1905 гг.) // Национальные приоритеты России. 2015. № 1. С. 6-11.
6. Шадрин А. С., Сидоров О. В., Козинец Н. Н. Развитие сословно-профессионального и специального образования в Сибири в XIX - начале XX веков // Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 18-27.
7. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. XLIV. Отделение 1. 1869 г. СПб. : Типография 2-го Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1873. 962 с.
8. Словцов И. Я. Материалы по истории и статистике Омска, извлеченные из однодневной переписи 1877 г. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1880. Ч. 2. 354 с.
9. Басханов М. К. История изучения восточных языков в русской императорской армии. СПб. : Нестор-История, 2018. 1200 с. URL: https://www.Htres.ru/m-k-bashanov/istoriya-izucheniya-vostochnyh-yazykov-v-russkoy-imperatorsko/chitat-onlayn/page-2/ (дата обращения 15.09.2022)
10. Александр Петрович Хрущов. Дневниковые записи. 1869 - 1871 гг. // Антология омского краеведения. Омск: Омскбланкиздат , 2020. Т. 3. 832 с.
11. Ус Л. Б. Международные научные связи Сибири (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск, 2005. URL: http://sibistorik.ru/project/us/1-2-2.html (дата обращения 15.09.2022)
12. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 99. Оп. 1. Д. 1. Л. 101.
Referenses
1. Rezun D. Ja. O periodizacii razvitija istoricheskoj urbanistiki Sibiri XVII-HH vv.// Gorodskaja kul'tura Sibiri: istorija i sovremennost' : sbornik nauchnyh trudov, Omsk: Izd-vo OmGPU, 1997, pp. 16-31.
2. Zavalishin I. I. Opisanie Zapadnoj Sibiri. M.: Izdanie Obshhestva rasprostranenija poleznyh knig, 1862, T.1, 414 p.
3. Astrahancev O. N. Voenno-uchebnye zavedenija Sibiri (1813-1917 gg.). Avtoref. dis....kand. ist. nauk, Ulan-Udje, 2009, 23 p.
4. Ishhenko O. V. Razvitie obshhego i professional'nogo obrazovanija v Zapadnoj Sibiri vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2011, № 13, pp. 22-28.
5. Nagaev I. B., Dubinin V. O., Pechjonkina A. A., Popov I. A. Razvitie voennogo obrazovanija kak prioritetnoe napravlenie stroitel'stva vooruzhennyh sil (na primere Sibirskogo voennogo okruga 1865-1905 gg.) // Nacional'nye prioritety Rossii, 2015, № 1, pp. 6-11.
6. Shadrin A. S., Sidorov O. V., Kozinec N. N. Razvitie soslovno-professional'nogo i special'nogo obrazovanija v Sibiri v XIX - nachale XX vekov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2018, № 4, pp. 18-27.
7. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie Vtoroe, T. XLIV, Otdelenie 1, 1869 g. SPb. : Tipografija 2-go Otdelenija Sobstvennoj E. I. V. kanceljarii, 1873, 962 p.
8. Slovcov I. Ja. Materialy po istorii i statistike Omska, izvlechennye iz odnodnevnoj perepisi 1877 g. Omsk : Tipografija Akmolinskogo oblastnogo pravlenija, 1880, Ch. 2, 354 p.
9. Bashanov M. K. Istorija izuchenija vostochnyh jazykov v russkoj imperatorskoj armii. SPb. : Nestor-Istorija, 2018, 1200 p. URL: https://www.litres.ru/m-k-bashanov/istoriya-izucheniya-vostochnyh-yazykov-v-russkoy-imperatorsko/chitat-onlayn/page-2/ (data obrashhenija 15.09.2022)
10. Aleksandr Petrovich Hrushhov. Dnevnikovye zapisi. 1869 - 1871 gg. // Antologija omskogo kraevedenija, Omsk: Omskblankizdat , 2020, T. 3. 832 p.
11. Us L. B. Mezhdunarodnye nauchnye svjazi Sibiri (konec XIX - nachalo XX v.). Novosibirsk, 2005. URL: http://sibistorik.ru/project/us/1-2-2.html (data obrashhenija 15.09.2022)
12. Istoricheskij arhiv Omskoj oblasti (IAOO). F. 99. Op. 1. D. 1. L. 101.
Информация об авторе
Гефнер Ольга Викторовна, канд. ист. наук. доц., ov.gefner@omgau.org
Information about author
Olga V.Gefner, Cand. of Histor. Sci., Ass. Prof., ov.gefner@omgau.org