Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ РУССКОЙ АРМИИ: ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ (XVII - НАЧАЛО ХХ В.)'

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ РУССКОЙ АРМИИ: ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ (XVII - НАЧАЛО ХХ В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
891
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПОЛЕВЫЕ ЖАНДАРМСКИЕ ЭСКАДРОНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кураленко Сергей Васильевич, Алпеев Олег Евгеньевич, Кулюкин Андрей Андреевич

Рассматривается история органов и частей охраны правопорядка в русской армии в XVII - начале ХХ века, раскрываются основные этапы их развития. Делается вывод о важности военной полиции для развития русской армии. Проводятся исторические аналогии с деятельностью военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кураленко Сергей Васильевич, Алпеев Олег Евгеньевич, Кулюкин Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY POLICE IN THE RUSSIAN ARMY: ORIGINS, ESTABLISHMENT AND MAIN DEVELOPMENT STAGES (17TH CENTURY TO EARLY 20TH CENTURY)

The paper looks at the history of the bodies and units of law-and-order maintenance in the Russian Army, 17th century through 20th century, disclosing the main stages in their development. The authors conclude that the military police were important for progress in the Russian Army. The paper draws historical analogies with the work of the military police in the Armed Forces of the Russian Federation at present.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ РУССКОЙ АРМИИ: ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ (XVII - НАЧАЛО ХХ В.)»

Военная полиция русской армии: зарождение, становление и основные этапы развития (XVII — начало ХХ в.)

Генерал-полковник С.В. КУРАЛЕНКО О.Е. АЛПЕЕВ Капитан А.А. КУЛЮКИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматривается история органов и частей охраны правопорядка в русской армии в XVII — начале ХХ века, раскрываются основные этапы их развития. Делается вывод о важности военной полиции для развития русской армии. Проводятся исторические аналогии с деятельностью военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время.

The paper looks at the history of the bodies and units of law-and-order maintenance in the Russian Army, 17th century through 20th century, disclosing the main stages in their development. The authors conclude that the military police were important for progress in the Russian Army. The paper draws historical analogies with the work of the military police in the Armed Forces of the Russian Federation at present.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военная полиция, Российская империя, полевые жандармские эскадроны.

Military police, Russian Empire, field squadrons of gendarmes.

В ДЕКАБРЕ 2021 года исполняется десять лет со дня образования новой правоохранительной структуры — военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации1.

ш

В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 г. № 7-ФЗ) военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц гражданского персонала и граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения и охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации2.

В настоящее время военная полиция состоит из органов, воинских частей и подразделений военной полиции. К органам военной полиции относятся: центральный орган — Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, региональные органы — региональные управления военной полиции и военные автомобильные инспекции в военных округах и Северном флоте, а также территориальные органы военной полиции — военные комендатуры, территориальные военные автомобильные инспекции и Управление коменданта охраны (Министерства обороны Российской Федерации).

Необходимо заметить, что Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, региональные управления военной полиции и военные автомобильные инспекции имеют относительно непродолжительную историю своего развития — с декабря 2011 года, когда в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации они были сформированы. В отличие от Главного управления военной полиции и региональных органов военные комендатуры, как и вся система органов

и частей обеспечения законности, правопорядка, воинской дисциплины и охраны объектов военного значения в Российском государстве, имеют более давнюю историю, насчитывающую около трех столетий. За это время они прошли в своем развитии несколько этапов, причем этот процесс протекал в тесной взаимосвязи с развитием Вооруженных Сил России в XVII — начале ХХ века. Обращение к историческому опыту деятельности этих структур позволяет говорить о том, что многие задачи, решаемые современной военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, входили в функциональное предназначение ее предшественников.

Развитие органов и частей охраны правопорядка в русской армии является одной из малоизученных страниц истории Вооруженных Сил России3.

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть содержание основных этапов развития военно-полицейских органов русской армии, раскрыть исторические закономерности процесса их эволюции.

До недавнего времени в научной литературе выделялись не более трех основных этапов в развитии органов охраны правопорядка русской армии периода централизованного Московского государства и Российской империи (XVII — начало XX в.). Так, С.А. Минтягов пишет о двух этапах: 1) начало XVII — начало XIX в ека; 2) начало XIX — начало XX в ека4. В.М. Корякин выделяет три этапа:

1) начало XVIII — начало XIX века;

2) начало XIX — 70-е годы XIX века;

3) 70-е годы XIX века — февраль 1917 года5.

По результатам проведенного исследования авторы настоящей статьи предлагают выделить четыре этапа:

1) начало XVII — начало XVIII века;

2) начало XVIII — начало XIX века;

3) 1815—1876 годы; 4) 1876—1918 годы. Их границы в целом коррелируют

с общепризнанной периодизацией истории русской армии, что показывает взаимозависимость развития военных органов правопорядка и Вооруженных Сил дореволюционной России. Так, согласно изданию «Военной энциклопедии» 2003 года, история русской армии в рассматриваемый период включает три этапа: 1) армия Московского государства (XV—XVII вв.); 2) армия в период абсолютизма (XVIII — первая половина XIX в.); 3) армия в период капитализма (вторая половина XIX — начало XX в.)6. По мнению авторов статьи, несовпадения периодизаций истории русской армии и военных органов охраны правопорядка связаны, во-первых, с появлением только в начале XVII века должностных лиц, ответственных за поддержание правопорядка в войсках, и, во-вторых, с серьезными изменениями в системе этих органов, произошедшими в начале XIX века, что приводит к необходимости выделить отдельный этап — с 1815 до 1876 года.

Первый этап становления и развития правоохранительных органов связан с введением первых должностных лиц, ответственных за поддержание правопорядка в войсках. До начала XVII века в войске Московского государства специальных чинов, частей и подразделений, предназначенных для поддержания правопорядка в войсках, предусмотрено не было. Обеспечение правопорядка в войсках, расквартированных в городах и крепостях в качестве гарнизонов, возлагалось на воевод, назначавшихся на «годованье», как в те времена называли командование гарнизонными войсками, и на находившихся в их подчинении голов (командиров) так называемых городовых стрелецких полков. Организация в России регулярной армии и введение так называемых полков нового (или иноземного) строя в первой половине XVII века

диктовали необходимость формирования военных правоохранительных структур. Впервые попытка законодательно выделить функции охраны правопорядка в войске Московского государства была предпринята в 1607 году в связи с переводом на русский язык «Воинской книги» Л. Фронспер-гера. В 1621 году этот труд был дополнен переводами воинских книг Германии, Франции, Италии, на основе которых с учетом опыта войн Московского государства конца XVI — начала XVII века был издан «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки»7. В 1647 году его дополнило «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», также представлявшее собой переработанный на базе отечественного опыта перевод книги голландского военного деятеля И. фон Вальхаузена8.

В «Уставе ратных, пушечных и других дел» говорится о чине воинского маршалка как о товарище (заместителе) главного воеводы, который заведовал административной частью и организовывал общий надзор за правопорядком. В каждом полку назначался большой воинский пристав, который подчинялся воинскому мар-шалку. Большой воинский пристав был обязан следить за правопорядком «чтоб тем везде всякие люди были в тишине и покое, и всякую б он злобу наказанием смирял»9. Часть седьмая «Учения и хитрости ратного строения пехотных людей» была посвящена вопросу устранения беспорядков при походе войск и предписывала особо назначаемому должностному лицу, ответственному за соблюдение порядка в войсках, профосу, не допускать мародерство и грабежи10. Необходимо отметить, что на этом этапе развития военных правоохранительных структур указанные должности не являлись постоянными в силу несовершенства организационно-штатной структуры русской армии.

В 1699 году Петр I приступил к масштабной военной реформе и созданию полноценной регулярной армии — «настоящего войска», как он ее сам называл. Это потребовало дальнейшего развития системы охраны правопорядка в русской армии.

Второй этап в истории военных правоохранительных органов дореволюционной России характеризовался введением новых должностных лиц, ответственных за правоохранительную деятельность в войсках — комендантов гарнизонов и крепостей, а также генерал-гевальдигеров (от нем. Gewaldherr), особых военно-полицейских чинов при войсках. Также на этом этапе они занимают постоянное место в организационно-штатной структуре русской армии.

Формирование регулярной армии Петром I и прежде всего рост численности войск, размещение их в многочисленных гарнизонах на территории страны вызвало необходимость ввести в ней комендантскую службу. Функции комендантов сводились к контролю за соблюдением дисциплины в войсках, расположенных в данном населенном пункте. Они же отвечали за организацию гарнизонной и караульной службы, содержание арестованных нижних чинов и офицеров. Первым известным комендантом стал комендант только что заложенного Санкт-Петербурга драгунский полковник К.Э. Ренн (Ренне), назначенный на эту должность в конце октября 1703 года. В течение зимы—весны 1703—1704 годов он руководил охраной, укреплением и обустройством крепости и прилегающих к ней территорий. Также он отвечал и за поддержание правопорядка во вверенном ему гарнизоне11. Позднее была введена более высокая должность обер-ко-менданта, которому одновременно подчинялись гарнизоны нескольких городов или крепостей. До 1715 года коменданты и обер-коменданты объ-

единяли в своих руках как военную, так и гражданскую власть, являясь уездными правителями, позднее же остались только воинскими начальниками. Введение должностей комендантов и обер-комендантов было тесно связано с губернской реформой Петра I, по которой в 1708 году территория России была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы или генерал-губернаторы, объединявшие в своих руках всю полноту военной и гражданской вла-сти12. Коменданты и обер-комендан-ты поступали в их подчинение.

С 1719 года при комендантах городов и крепостей стали формироваться рабочие органы — комендантские управления, ставшие прообразами современных военных комендатур. В их состав входили плац-майоры и плац-адъютанты. Тогда же началось возведение специальных комендантских помещений, некоторые из которых функционируют в этом качестве по сей день. Например, в построенном в начале XIX века здании Петербургского комендантского управления («ордонансгаузе»), где в 1840 году содержался под арестом М.Ю. Лермонтов, и сегодня располагается военная комендатура Санкт-Петербурга.

Реформирование коснулось и органов, предназначенных для поддержания правопорядка и воинской дисциплины в войсках во время военных действий. В целях обеспечения охраны правопорядка в армии вводились должности генерал-гевальдигеров, подтверждались полномочия профосов, существовавших с XVII века. Их функции и обязанности определялись «Уставом прежних лет» 1706 года, и впоследствии они уточнялись. Например, в 1711 году во время движения войск после Прутского похода генерал-гевальдигеру была дана особая инструкция, направленная на прекращение побегов солдат из армии и поддержание правопорядка в тылу

походных колонн. Во время похода русской армии в Финляндии Петр I в 1713 году дал генерал-гевальдигеру новую инструкцию, согласно которой тому предписывалось задерживать и наказывать тех чинов, которые «ходят по деревням и прочим местам, для всякой здобычи и бездельной своей корысти»13. В 1716 году Петр I подписал «Устав воинский» (рис. 1). Глава 41 Устава уточняла функции генерал-гевальдигера (также назван-

ного здесь румормейстером)14. По утвержденному 9 февраля 1720 года штатному расписанию должностных лиц действующей армии («Генералитету или табели о полевой армии») в ней полагалось двое генерал-ге-вальдигеров в чине подполковника15. Таким образом, должностные лица, ответственные за поддержание правопорядка в войсках, утвердились в организационно-штатной структуре русской армии на постоянной основе.

к н I г л'

устлвЪ

в О I Н С К I И

О ДОЛЖНОСТИ ГЕНЕрАЛОвЪ , фелгпЪ маршаловЪ, и всего гснер^ лУтсита , и прошч2хЪ чУиопЪ, которые при воУскЪ надлежатЪ- быть', и о иныхЪ вохнскУхЪ дЪлахЪ, и поведенУяхЪ , что каждому

чТнТть должно. НАПЕЧАТАСЯ ПОВЕЛ"БН1ЕМЪ

ЦАрСКЛГО В Е ЛIЧ Е С Т В А.

"р.б у. ргх %

П17.

вЪ слнк т Ъ П 1 Т Е

Л1)П1Л Господня 1717 Декабря вЬ Гу день

В о £ 1-1 с к I и.

кварпйры по пппапомЪ раздБлЬпь ~

имЪютЪ. I шако гофЪ фурУеры, квар-гаУры подпУсываютЪ, кому вЪ оныхЪ стоять. И при томЪ надлсжУтЬ всюды смотр'Ьть, чтобЪ оныя, скол-ко возможно, блУжаЪ обрЪталУсь при государЪ. такожде и весь гофЪ штапЪ вмЪст'Б 1 вЪ блУзосгпи стоять могли, или какЪ о томЪ указЪ данЪ будетЬ. гофЪ (ЬурУеры , такожде по-СылаютЪ вЪстрЪчу государю своему , и его багажу, ордУнанцовЪ, или собсгпвенныхЪ служителей , да бы оной по прУбытУя своемЪ не мЪш-кавЪ накваргпУру свою стать могЪ.

ГЛАВА ЧЕТЫрЕДЕСЯТЬ ПЕрВАЯ.

О ЕБНЕр А Л$> ГЕВ А Л Д 1РБр1> , [или руморЪ мсХсптсрЬ-З

р^Онеже правосуд!е всюды со-держано имЪетЪ быть , тор& . ради

В о I н с к.-1 и. 123

ради потребно есть, чтобЪ сУс и при воУску чУнено было, да бы вс'ЬмЪ непорядкамЪ благовременно упредить, и добрые порядки .содержать, чего для генералЪ гсвалдУгсрЪ [ил^р^морЪ иеХстерЪ] сЪ ОДН1мЪ ИЛИ двумя порутчУками , при болшомЪ воУску учрежденЪ имЪетЪ быть, которые вЪ поход'Б, или гдЪ индЪ, прглЪжно должни смотрЪть, дабы какЪ салдаты, такЬ и протчУя обр'Б-тающУяся привоУскВи багажЪ,про-тУвно прУказу вытнУхЪ командг-ровЪ, нУчего нечУнУли, очемЪ онЬ по вся вечеры у пароля отЪ гбце-рала адЪютанта, генерала фелтЪ маршалка, указы получаетЬ, вр чемЪ онЪ по своему чУну смо1йрУ®вй до^ женЪ. а когда воУско марцйру§я$>:-, тогда ему нБсколкД коман-дУрр^ ванные : ощЬ кавалерУи пруда .., сЪ йэйго»

Рис. 1. «Устав воинский» (1716)

Генерал-гевальдигеры и профосы выполняли полицейские функции в полках русской армии и после Петра I. В период Русско-турецкой войны (1736—1739) в штате армии под командованием генерал-фельдмаршала Б. фон Миниха так же, как и ранее, состояли генерал-гевальдигеры и профосы16. Во время Ставучанско-го похода в его приказе от 11 июля 1739 года генерал-гевальдигеру было указано следить, чтобы солдаты не покидали расположение лагеря под угрозой смертной казни17. Служебную деятельность генерал-гевальдигера определял и выдающийся полководец генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский. В его «Мыслях по

устройству воинской части» основными функциями генерал-гевальдигера были полицейские (предотвращение мародерства, побегов и других преступлений) и тыловые (руководство деятельностью маркитантов и установление цен на их товары, организация поддержания чистоты и гигиены)18.

Великий полководец А.В. Суворов лично определял место генерал-гевальдигера в походном порядке армии. Например, в диспозиции от 1 июня 1799 года, отданной во время Итальянского похода, будущий генералиссимус указывал: «гевальдигер находится в арьергарде и имеет при себе 5 драгун и казаков»19. Таким образом, уже в XVIII веке военачаль-

ники при планировании военных действий уделяли большое внимание участию военно-полицейских подразделений в их обеспечении.

27 января (8 февраля по новому стилю) 1812 года императором Александром I было подписано «Учреждение для управления большой действующей армии»20 (рис. 2). В нем впервые в официальной документа-

ции Российской империи появляется понятие «военная (воинская) полиция». Также на базе трех секретных и неопубликованных дополнений «Учреждения», подписанных Александром I 27 января 1812 года, была создана и получила организационную структуру так называемая высшая воинская полиция, которая являлась органом контрразведки.

11а подлштохт. иаппгало Со&стпеппою ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рулою тако:

Лить по сему.

Въ С - Ilomcpíívprt. Гспилрл 27 дня, 1М2 года.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

О ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ!», КОРПУСИЫХЪ II ДНВИЗЮННЫХЪ НАЧАЛЬНИКАХ!» а ИХЪ ШТАБАХ!».

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ГдавнокомлпдуГОЩЕМЪ Apmieiö.

О Т Д Ь Л Е H I Е ПЕРВОЕ.

В.гаст ь ГлавпокоманЪующаго.

% 1.

Главпокомандугощш Большою Д'Ьй-Зиачс>пс ствуннцею A|>MÍeio предсшавляспп. Л ицс Главно-ИМПЕРАТОРА и облекается властно К0Яа"А>'ю* ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА. 1ца,°'

§ 2.

Глаииокомапдмощш Большою Д-Iiíí-O G р а зг ствующсю Apuieio определяется Прн-0ПРеАЬлси'* ■азот ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА no Армш ¡„'^¡дуЛ и вм Leint Указомь Правительствую-щиго. щему Сенату.

ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА L 1812

Начальника Главнаго Штаба и надзирать за точным* исполнением* приказов*, за охранением!, благоустройства и нстреблсшемъ бродяжничества, непозволительных* сходбищ*, игр», распутства и налейшаго ропота против* Начальства.

S 138. Оль ведет* переписку съ В енпым* Министерством* по Инспекторскому Департаменту, и доносить о 4iic.it прибыли и убыли всех* Чипов* въ Армш.

S 1S9. Во время cpaaieiiia он* находится при Главнокомандующем*.

III. О власти Дежурного Генерала.

S 140. Дежурный Генерал* может* за упу-щешс должности арестовать Оберъ-Офицеров* и Штабъ-Офицеровъ, крон! полковых* Шефов* или Командиров!, о кочхъ nuten представлять Начальнику Главнаго Штаба.

s 141. За малыя преступлешя он* опреде-ляетъ наказашя, без* суда, всем* нижним* воинским* чнпамь, маркитантам* и слугам*.

§ 142. Он* расноряжаегь приведением* въ ucno.iuenie приговоров* Вое mía го Суда.

JIpuMihiaute. Ооразоваше Частей: Судной, Госпитальной и Почтовой учреждается особенными Подожешями, у сего издаваемыми. Отдгьл. VII. — Пра пила, для должности Гекералъ-Г свалвдигсра.

I. О Гтералъ-Геналъдтерп вообще.

$ 143. Ге поралъ-Ге вальди гер* есть Военный Полицмейстер* вь лагере Армш, въ Главной квартир* и Вагенбурге.

§ 144. Геиерздъ-Гевадьдигеръ состоит* въ начальстве Дежуриаго Генерала.

S 145. Генерал* - Гевальдигср* избирается изъ Штабъ-Офвцеровъ.

S 146. Онь имеет* нескольких* помощников* изъ Оберъ-Офицеров*.

§ 147. Геперад*-Гевальдигсръ имеет* подъ начальством* отряд* конвоя Главной Квартиры.

U. 'О оласти Гекераля-Геоаль^игера.

5 148. Никто не может* препятствовать до-

стою Гснералъ - Гевальдигера, и Начальства и команды обязаны: подавать ему помощь.

§ 14». Приказате, кому либо им* данное, итти под* стражу, есть арест*, Главнокоманду-

§ 150. Bet караулы Apuin н военный при-крьтя к* обозам*, по обстоятельствам*, иря-подають Генерал* - Гевальдигеру о команде помощь на охранение порядка. 151. Неповиновение Военной Полицж по-:лушап1см* Главнокомандующему, н подвергаетъ Военному Суду.

III. Обязанности Генерал»-Геоаль,1/иера.

S 152. Гекерадъ-Гевальдигсръ обязан*, во «eix* местах* его действий, охранять благоустройство и порядок*.

§ 153. Он* обязан* имкть списки озваши, состоянш, ремесле и промысле всех* людей, къ армш принадлежащих*, и за оною следующих.*,

§ 154. Он* ответствует*, буде без* ведома его, найдутся в* Армш, или Главном Квартире, люди безпаспортныс, подозрительные н даже излишше, и потому обязан* высылать их*, илн брать под* стражу.

§ 155. Ему подчинены все маркитанты, ремесленники и проч1е торговые люди, въ Армш и въ Главной Квартире.

S 156. Онъ ведет* список* маркитантам*, купцам* и разнаго зван¡я людям*, за Арм(ею следующим*. В* списке сем* означается: торг*, лромысл* каждаго изъ них*, чнс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

товара, работников*, лошадей

§ 157. Геиералъ-Гевальдигер* выдает* билеты все«* чиновникам* и рачнаго званм людям*, к* Армш принадлежащим*, на право иметь, по положен 1ямъ, повозки и лошадей.

S 158. Онъ обязан* снабжать Арм>ю, и отдельные ея Корпусы, маркитантами, ремсслен-ми, и вообще пещись, чтоб* оби.ис благо-

Рис. 2. «Учреждение для управления большой действующей армии» (1812)

Здесь необходимо обратить внимание, что в различных исследованиях смешиваются функции этих двух структур. Это происходит из-за схожести их названий и недостаточно четкого разграничения возлагаемых на них задач в нормативных и руководящих документах21. Причиной этого стало особое положение «высшей воинской полиции» в структуре государственного управления Российской империи, подчинявшейся только военному министру и императору, в связи с чем она и получила наименование «высшей», а также важность и многочисленность

решаемых ей задач. Во время Отечественной войны 1812 года она осуществляла функции разведки и контрразведки на сопредельных территориях, вела контрразведывательную работу в действующей армии и в местах ее дислокации, координировала действия партизанских отрядов, а также решала политические задачи — осуществляла контроль за местными чиновниками в целях выявления должностных преступлений интендантов и поставщиков товаров для армии. Для обеспечения ее деятельности в распоряжение сотрудников контрразведки поступали

чины гражданской полиции и, по всей видимости, военно-полицейские чины из состава действующей армии22.

Должностными лицами, непосредственно выполнявшими полицейские функции в армии, были генерал-гевальдигер (при Главном штабе армии), обер-гевальдигер (при штабе корпуса) и гевальдигер (при штабе дивизии). По вопросу поддержания правопорядка генерал-гевальдигер как начальник военной полиции23 или военный полицмейстер24 подчинялся дежурному генералу. Необходимо отметить, что функции и полномочия генерал-гевальдигера во многом совпадали с функциями и полномочиями военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, проверка документов, удостоверяющих личность военнослужащих и т. п.), но также включали и хозяйственные, не свойственные современному предназначению военных правоохранительных органов.

В частности, он осуществлял контроль за деятельностью гражданских маркитантов в армии. Кроме этого, в соответствии с «Учреждением для управления большой действующей армии» генерал-гевальдигер должен был: 1) охранять благоустройство и порядок в армии; 2) вести списки военнослужащих и всех лиц, принадлежащих к армии; 3) выявлять людей подозрительных, беспаспортных, которых нужно высылать с территории армии или брать под стражу; 4) осматривать лагерь, посылать разъезды для наблюдения, чтобы нигде не было шума, пьянства, карточных игр, нарушителей брать под арест или наказывать; 5) проверять документы всех прибывающих в лагерь25.

После завершения Отечественной войны должность генерал-ге-вальдигера была оставлена только на время военных действий26, а в 1868 году упразднена27.

Формирование регулярной армии Петром I и прежде всего рост численности войск, размещение их в многочисленных гарнизонах на территории страны вызвало

необходимость ввести в ней комендантскую службу. Функции комендантов сводились к контролю за соблюдением дисциплины в войсках, расположенных в данном населенном пункте. Они же отвечали за организацию гарнизонной и караульной службы, содержание арестованных нижних чинов и офицеров.

Также «Учреждением» вводились в действие «Общие правила полевой воинской полиции», составившие вторую главу второй части этого документа. Они подробно регламентировали правоохранительную деятельность в войсках в мирное и военное время, в том числе непосредственно в ходе боевых дей-ствий28. Обязанности военно-полицейской части в действующей армии в 1812 году исполнял Ингерманланд-ский драгунский полк29. Примером важности выполняемых военной полицией задач в Отечественной войне служит приказ от 18 августа 1812 г. № 2 главнокомандующего всеми действующими армиями генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова, в котором отмечалось, что в этот день пойманы «в самое короткое время разбродив-шиеся до 2000 нижних чинов. Сие сделано не старанием начальников, но помощью воинской полиции»30.

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что в 1812 году в самом конце второго этапа развития органов и частей охраны правопорядка в русской армии военная полиция впервые оформилась как правоохранительный орган и получила необходимую нормативно-правовую базу.

Третий этап развития правоохранительных органов в армии Российской империи был связан с созданием постоянных частей, выполнявших военно-полицейские функции, что вызывалось усложнением организационно-штатной структуры сухопутных войск (введение постоянных корпусов и дивизий) и их количественным ростом. Так, если в 1801 году русская армия насчитывала 446 тыс. человек, то в 1812 году — уже 597 тыс.31 Временная военно-полицейская деятельность Ингерманландского драгунского полка в Отечественную войну 1812 года показала необходимость наличия в войсках кадровых частей охраны правопорядка. В 1815 году были сформированы две такие части, получившие название «жандармских» — Жандармский полк и Гвардейский жандармский полуэскадрон32. Жандармами (от французского gens d'armes, букв. — люди при оружии) с XV века в Европе называли тяжеловооруженных всадников, а впоследствии военнослужащих военно-полицейских частей (рис. 3).

Рис. 3. Нижние чины и обер-офицер Гвардейского жандармского полуэскадрона (1840)

Жандармерия как орган охраны правопорядка была впервые создана в революционной Франции в 1791 году, заменив королевскую военную полицию «Марешоссе». Выбор этого термина для обозначения военного полицейского в России определялся, во-первых, французским влиянием на строительство вооруженных сил в Российской империи начала XIX века, не исчезнувшим даже после падения Наполеона I, и, во-вторых, вероятно, необходимостью отличать его от сотрудника выполнявшей контрразведывательные функции «высшей воинской полиции», продолжавшей существовать и ликвидированной только в 1831 году.

В результате исследования установлено, что в Российской империи XIX — начала XX века название «военная полиция», по отношению к частям и подразделениям охраны правопорядка, в армии стало употребляться как собирательное понятие для обозначения всей совокупности этих войск. Так, в «Энциклопедии военных и морских наук», изданной в конце XIX века под редакцией выдающегося русского военного теоретика Г.А. Леера, содержалась короткая статья «Военная полиция», в которой она (полиция) определялась как совокупность жандармских эскадронов и крепостных жандармских команд, существовавших «для поддержания порядка в тылу войск»33.

Базой для создания жандармских частей послужил Борисоглебский драгунский полк, который был переименован в жандармский 27 августа 1815 года34. Позднее, 27 декабря того же года был сформирован Гвардейский жандармский полуэскадрон. Подразделения жандармских частей распределялись для несения военно-полицейской службы при главных квартирах армий, штабах корпусов, в полках. Таким образом, 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1815 года можно считать датой появления первой части военной

полиции в истории нашего государства и началом нового этапа в развитии органов охраны правопорядка в русской императорской армии.

Следует отметить, что организация и задачи этих частей отличались от задач Отдельного корпуса жандармов, который был сформирован 28 апреля 1827 года указом императора Николая I в качестве «высшей полиции» Российской империи. Его формирование произошло в ходе реорганизации органов государственного управления, последовавшей вслед за восстанием декабристов (1825), и предназначался он для борьбы с государственными преступлениями35.

В научной литературе встречается отождествление полевых жандармских частей, выполнявших правоохранительные функции в войсках, со структурными подразделениями Отдельного корпуса жандармов, осуществлявших политический сыск или контрразвед-ку36, потому вопрос подчиненности военно-полицейских частей в XIX — начале XX века требует уточнения.

Обращение к историческим документам этого периода показывает, что Отдельный корпус жандармов находился в оперативном подчинении III Отделению Собственной Е.И.В. канцелярии и лично императору, а с 1880 года — Департаменту полиции Министерства внутренних дел и шефу жандармов. Последним являлся министр внутренних дел, но в инспекторском, строевом и хозяйственном отношении корпус подчинялся Военному министерству и финансировался по его же сметам37. Полевые же жандармские части вели исключительно военно-полицейскую деятельность и подчинялись руководству Отдельного корпуса жандармов чисто номинально, только «в отношении общего заведывания личным составом, штатным устройством и удостоения к наградам»38. С 1887 года они были полностью исключены из подчинения шефу жандармов39.

После переформирования Жандармского полка из Борисоглебского драгунского его эскадроны были распределены для несения военно-полицейской службы в главные квартиры 1-й и 2-й армии, а также в корпуса и пехотные дивизии обеих армий. В 1861 году Жандармский полк был упразднен, а взамен него в мирное время содержались 1-й жандармский эскадрон при главной квартире 1-й армии, 2-й жандармский полуэскадрон при штабе Сводного кавалерийского корпуса и семь жандармских команд при Гренадерском корпусе и 1-м армейском корпусе40.

18 сентября 1876 года высочайшим приказом Гвардейский жандармский полуэскадрон также был расформирован, а вместо него была сформирована Гвардейская жандармская кадровая команда в составе 1 штаб-офицера, 4 обер-офицеров, 30 унтер-офицеров, 2 трубачей, 10 пеших рядовых, 15 нестроевых нижних чинов, 40 лошадей. В Русско-турецкую войну (1877—1878) команда, переформированная по мобилизации в эскадрон, находилась на балканском театре военных действий, где принимала участие в бою при Горном Дубняке 6 октября и в занятии Телиша 16 октября 1877 года. 17 апреля 1878 года эскадрону были пожалованы знаки на головные уборы с надписью: «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов» (рис. 4.). 12 августа 1887 года команда была переименована в Гвардейский полевой жандармский эскадрон.

Рис. 4. Знак на головные уборы Гвардейского полевого жандармского эскадрона

В период Первой мировой войны (1914—1918) вплоть до расформирования в начале 1918 года эскадрон нес военно-полицейскую службу при Ставке Верховного главнокомандующего. Многие чины эскадрона были награждены боевыми наградами.

Четвертый этап в развитии органов охраны правопорядка русской армии ознаменовался созданием новых военно-полицейских частей и был тесно связан с реформированием русской армии при военном министре Д.А. Милютине в 60—70-х годах XIX века, а также с общей реорганизацией Отдельного корпуса жандармов. К этому времени корпус потерял значение «высшей полиции» и перестал подчиняться исключительно императору, перейдя с 1880 года в подчинение Департаменту полиции Министерства внутренних дел41. В этот период структура военно-полицейских органов приобрела

завершенный вид. Военные реформы, приведшие к созданию массовой армии, основанной на всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов, потребовали уделять больше внимания поддержанию правопорядка и дисциплины в войсках: в 1876 году численность сухопутных войск достигла 1037 тыс. человек42. Бурный рост численности Вооруженных Сил привел к увеличению количества кадровых жандармских частей в русской армии. 27 августа 1876 года, согласно именному приказу императора Александра II, объявленному в приказе по военному ведомству от 18 сентября, были сформированы новые кадровые жандармские команды в дополнение к гвардейской43. В военное время они переименовывались в жандармские полевые эскадроны. К началу XX века в русской армии таких частей насчитывалось 6, помимо Гвардейского эскадрона (рис. 5).

Рис. 5. Таблица форм обмундирования Гвардейского и армейских полевых жандармских эскадронов (Шенк В.К. Таблицы форм обмундирования русской армии. СПб., 1910-1911)

17 декабря 1876 года было подписано «Положение о состоящих при войсках жандармских частях», которое определяло порядок формирова-

ния, состав, подчиненность, условия службы, функции и полномочия кадровых жандармских команд44. Приказом по военному ведомству № 202

за 1887 год было введено новое «Положение о состоящих при войсках полевых жандармских эскадронах», утвержденное 10 июля45. Анализ этих документов показывает, что во многом жандармские команды исполняли обязанности, идентичные обязанностям патруля военной полиции, предусмотренным действующим сегодня «Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 161. Так, в их полномочия входило следить за «формой одежды нижних чинов на гуляньях и других подобных собраниях», производить задержание «самовольно отлучившихся нижних чинов» и т. д.46 Помимо поддержания правопорядка в русской императорской армии в 1898—1909 годах чинам армейских полевых жандармских эскадронов пришлось выполнять роль миротворцев на острове Крит. Это более чем на 100 лет предвосхитило миротворческую миссию частей и подразделений военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, решающих аналогичные задачи в Сирийской Арабской Республике. После восстания православных греков на Крите (1895—1896) сводной полевой жандармской команде в составе русского экспедиционного отряда приходилось решать самые разнообразные задачи — помимо умиротворения противоборствующих сторон жандармы участвовали в подготовке местных служителей правопорядка, производили изъятие оружия у населения и т. д.47

Важность решаемых полевыми жандармами задач вынуждала проводить тщательный кадровый отбор в их ряды — кандидаты из числа офицеров должны были иметь безупречную репутацию, не допускались к переводу в жандармские эскадроны привлекавшиеся к суду или след-

ствию, а также имевшие казенные или частные долги48. В качестве нижних чинов в эскадронах служили исключительно сверхсрочнослужащие унтер-офицеры.

Кроме полевых жандармских эскадронов, являвшихся «становым хребтом» правоохранительной деятельности в войсках, в военную полицию входили крепостные жандармские команды, несшие службу по поддержанию правопорядка на территории укрепленных пунктов, положение о которых был утверждено 15 июня 1887 года49. Согласно штатному расписанию на 1910 год в русской армии существовала 21 крепостная жандармская команда.

За поддержание правопорядка в войсках, помимо полевых и крепостных жандармских частей, продолжали отвечать коменданты и функционировавшие при них комендантские управления. Согласно «Уставу гарнизонной службы» 1890 года комендант назначался из частей, находящихся в прямом подчинении начальнику гарнизона, и в своей деятельности подчинялся ему. Комендант был обязан наблюдать за сохранением дисциплины и наружного порядка в войсках, расположенных в данном пункте; за исправным содержанием караулов и точным исполнением гарнизонной службы; за исправным содержанием казенных зданий и т. д.50

Кроме штатных частей, охрана правопорядка организовывалась и силами самих войск. Так, приложение 34 к статье 747 «Устава внутренней службы» 1910 года называлось «Наставление для военно-полицейской службы в отдельных частях войск»51 и определяло несение службы не штатными военно-полицейскими подразделениями, а назначенными приказами командирами полков командами. Старшим должностным лицом для руководства этой деятельностью в полку был «заведывающий военно-полицейской

службой» (или полковой комендант). Во время Первой мировой войны к концу 1915 года, в связи с увеличением преступлений в войсках, неудовлетворительным состоянием воинской дисциплины, вызванным прежде всего количественным ростом Вооруженных Сил и неудачами на фронте, у командования русской армии возникла необходимость увеличения численности частей и подразделений военной полиции. При штабах армий, армейских корпусах, дивизиях и пехотных полках были сформированы дополнительные военно-полицейские органы со своими штатами, которые предусматривали: при штабах корпусов — тылового корпусного коменданта и военно-полицейскую роту с кон-но-полицейской командой; при штабах дивизий — управления дивизионных комендантов и военно-полицейскую роту; при пехотных полках — полковые полицейские команды52.

Для несения военно-полицейской службы районы размещения армий, корпусов, дивизий и полков разбивались на участки для распределения зон ответственности за военно-полицейскими командами, патрулями, разъездами, постами, для чего составлялись схемы военно-полицейской службы53 с пояснительными за-писками54. Например, тыловой район 25-го армейского корпуса был разделен на 5 участков, в каждом участке старшим назначался унтер-офицер. В тыловом районе были выставлены

10 военно-полицейских постов и 4 конных. Ежедневно в смену назначалось 20 человек пеших и 8 конных, что позволяло охватить весь район расположения тыла корпуса55.

Таким образом, на основании рассмотрения исторического опыта деятельности органов и частей охраны правопорядка можно утверждать, что правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах России имеет богатую историю. Как показывает анализ исторических документов и литературы, задачи, выполнявшиеся военной полицией русской армии, во многом соответствуют функциям военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, благодаря чему между военными правоохранительными органами Московского государства, Российской империи и современной России существует историческая сопоставимость и преемственность. С начала XVII по начало XX века органы и части охраны порядка в Вооруженных Силах России, по мнению авторов, прошли четыре этапа развития, на протяжении которых совершенствовались формы и способы выполнения задач военной полицией.

Первый этап (начало XVII — начало XVIII в.) обусловлен появлением первых должностных лиц, ответственных за поддержание правопорядка в войсках — «маршалков» и «профосов», что было вызвано первой попыткой создания в России

Важность решаемых полевыми жандармами задач вынуждала проводить тщательный кадровый отбор в их ряды — кандидаты из числа офицеров должны были иметь безупречную репутацию, не допускались к переводу в жандармские эскадроны привлекавшиеся к суду или следствию, а также имевшие казенные или частные долги. В качестве нижних чинов в эскадронах служили исключительно сверхсрочнослужащие унтер-офицеры. Согласно штатному расписанию на 1910 год в русской армии существовала 21 крепостная жандармская команда.

регулярной армии. Нормативно-правовой базой их деятельности послужили первые уставы русской армии — «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) и «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647).

Второй этап характеризовался введением должностей комендантов гарнизонов и новых должностных лиц охраны правопорядка в войсках — ге-нерал-гевальдигеров (начало XVIII — начало XIX в.) в связи с военной реформой Петра I. Также они заняли постоянное место в организационно-штатной структуре русской армии. Одновременно происходило совершенствование правовых основ их деятельности, завершившееся принятием «Учреждения для управления большой действующей армии» 1812 года, согласно которому военная полиция получила законченное правовое и организационное оформление.

В ходе третьего этапа (1815—1876) формировались первые военно-полицейские (жандармские) части в силу потребностей растущей армии. Развитие частей охраны порядка в войсках в этот период происходило параллельно с реорганизацией общеимперских правоохранительных органов, вызванной необходимостью укрепления основ поддержания правопорядка в государстве и приведшей к созданию Отдельного корпуса жандармов как «высшей полиции».

Четвертый этап характеризовался увеличением численности военно-полицейских частей и созданием завершенной устойчивой структуры органов и частей охраны правопорядка армии (1876—1918). Это было следствием военных реформ в русской армии в 1860—1870-х годах, а также реорганизации органов охраны правопорядка в общем и Отдельного корпуса жандармов в частности, в результате лишившегося статуса «высшей полиции». В 1876 году было

На основании рассмотрения исторического опыта деятельности органов и частей охраны правопорядка можно утверждать, что правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах России имеет богатую историю. Как показывает анализ исторических документов и литературы, задачи, выполнявшиеся военной полицией русской армии, во многом соответствуют функциям военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, благодаря чему между военными правоохранительными органами Московского государства, Российской империи и современной России существует историческая сопоставимость и преемственность.

введено «Положение о состоящих при войсках жандармских частях», которое стало прочной нормативно-правовой базой для их деятельности.

Проведенное исследование показывает необходимость военных правоохранительных органов и частей для Вооруженных Сил России и позволяет выявить две исторические закономерности в их развитии. Во-первых, количественный рост органов и частей охраны правопорядка в войсках происходил под влиянием численного увеличения сухопутных войск и усложнения их организационно-штатной структуры. Так, например, увеличение числа полевых жандармских команд в 1876 году продиктовано военными реформами 60—70-х годов XIX века, приведшими к созданию массовой армии. В военное время по мере выполнения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил возникала необходимость поддержания порядка в войсках, что приводило к увеличению количества частей и подразделений военной полиции. Их количество еще больше увеличивалось, в том числе за счет временных формирований, в случае обострения обстановки в походе или непосред-

ственно во время боевых действий, что диктовалось необходимостью освободить командующих от задач, не связанных с управлением войсками.

Вторая закономерность заключается в том, что эффективная деятельность военной полиции, сопровождавшей войска во время всех войн, которые вела Россия в описываемый период, оказывала положительное влияние на уровень их боеспособности, например, за счет возвращения

в строй дезертиров или отставших военнослужащих, как это происходило, в частности, во время Отечественной войны 1812 года.

Дальнейшее изучение истории развития системы органов и частей обеспечения законности, правопорядка, воинской дисциплины и охраны военных объектов в России, несомненно, имеет прикладное значение для совершенствования форм и способов применения военной полиции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корякин В.М., Минтягов С.А., Под-шибякин А.Н. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности: научно-практическое пособие. М., 2018. С. 7.

2 Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 3 февраля 2014 г.). Ст. 25.1.

3 Киреев И.В. Роль института жандармерии в сохранении государственного строя России в XIX веке: дис. ... канд. ист. н. М., 1994; Минтягов С.А. Историко-правовые основы формирования и деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации // Военное право. 2018. № 6 (52). С. 18—34.

4 Минтягов С.А. Указ. соч. С. 19—20.

5 Корякин В.М. Настольная книга военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: на-уч.-практ. пособие. М., 2015. С. 11.

6 Русская армия // Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 7. Прод-Таджикистан. М., 2003. С. 297—304.

7 Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки. Ч. 1-2. СПб., 1777—1781.

8 Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. СПб., 1904.

9 Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки. Ч. 1. С. 60.

10 Бобровский И.О. Переход России к регулярной армии. СПб., 1885. С. 136.

11 Славнитский Н.Р. Функции комендантов и обер-комендантов крепостей в гг. Северной войны // Петербургский исторический журнал. 2018. № 2. С. 51.

12 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997. С. 88—89.

13 Бородкин М. История Финляндии. Время Петра Великого. С портретами, иллюстрациями и картой. СПб., 1910. С. 199.

14 Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов, и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно. СПб., 1717. С. 122—129.

15 Генерал-гевальдигер // Военная энциклопедия. Т. 7. Воинская честь — гимнастика военная. СПб., 1912. С. 227.

16 Байов А. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоанновны. Война России с Турцией в 1736—1739 гг. Кампания 1739 г. СПб., 1906. С. 53, 72.

17 Масловский Д.Ф. Ставучанский поход. Документы 1739 г. // Сборник военно-исторических материалов. Вып. II. СПб., 1893. С. 53—54.

18 Масловский Д.Ф. Примечания и приложения к запискам по истории военного искусства в России. Царствование Екатерины Великой. Выпуск II. СПб., 1894. С. 38—40.

19 Фукс Е. История российско-австрийской кампании 1799 г. под предводительством генералиссимуса, князя Италийского,

графа Александра Васильевича Суворо-ва-Рымникского. Ч. II. Подлинные акты и официальные бумаги. Печатано по высочайшему повелению. СПб.,1826. С. 296—297.

20 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. XXXII. 1812— 1814 гг. СПб., 1830. № 24975. С. 43—164.

21 См., например: Кубышко В. Восстанавливая историческую справедливость. иКХ: http://www.ormvd.ru/ interview/restoring-historical-justice/ (дата обращения: 16.03.2021).

22 Там же.

23 Отечественная война 1812 г. Отдел 1. Переписка русских правительственных лиц и учреждений. Т. 18. Боевые действия в 1812 г. СПб., 1911. С. 124—125.

24 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. XXXII. С. 53.

25 Там же. С. 53—54.

26 Квадри В.В., Корево А.Э. Краткий исторический обзор императорской главной квартиры в царствование императора Александра I 1801—1825 / под ред. Д.А. Скалона СПб., 1902. С. 57—58.

27 Положение о полевом управлении войск в военное время (введено приказом военного министра от 17 апреля 1868 г. № 109). СПб., 1868. С. 101 — 110.

28 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. XXXII. С. 62—75.

29 Никольский В.П., Поликарпов Н.П. Труды московского отдела императорского русского военно-исторического общества. Том II. Материалы по Отечественной войне. Подробный журнал исходящих бумаг Собственной канцелярии Главнокомандующего Соединенными Армиями генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского в 1812 г. М., 1912. С. 339—340.

30 Отечественная война 1812 г. Отдел 1. Переписка русских правительственных лиц и учреждений. Т. 16. Боевые действия в 1812 г. (август месяц). СПб., 1911. С. 6—7.

31 Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. М., 1973. С. 12, 15.

32 Мартынов В.Ф. Роль военной прокуратуры, военной полиции и военно-исправительных учреждений в укреплении дисциплины в российской армии

в XVIII — начале XX веков // Право и образование. 2012. № 12. С. 139.

33 Энциклопедия военных и морских наук. Т. 6. СПб., 1893. С. 67.

34 Хроника российской императорской армии, составленная по высочайшему повелению. Ч. 7. СПб., 1852. С. 321—326.

35 Киреев И.В. Указ. соч. С. 31—32.

36 См., например: Корякин В.М. Указ. соч. С. 12—15.

37 Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900—1917 гг.). Рязань, 2001. С. 32.

38 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. LI. Отд. 2. 1876 г. СПб., 1878. № 56331. С. 160.

39 Там же. Собр. 3-е. Т. IX. 1889 г. СПб., 1891. № 4650 а.

40 Российский государственный военно-исторический архив (далее — РГВИА). Ф. 16079. Оп. 1. Д. 233. Л. 177.

41 Киреев И.В. Указ. соч. С. 54—55.

42 Бескровный Л.Г. Указ. соч. С. 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. LI. Отд. 2. 1876 г. СПб., 1878. № 56331.

44 Там же. № 56699. С. 515—519.

45 РГВИА. Ф. 2214. Оп.1. Д. 607. Л. 138; Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. IX. 1889 г. СПб., 1891. № 4650 а.

46 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. LI. Отд. 2. 1876 г. СПб., 1878. № 56699. С. 516.

47 Отфиновский К.К. Русские полевые жандармы на острове Крите // Военная быль. 1967. № 84. С. 21—26.

48 Киреев И.В. Указ. соч. С. 76.

49 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. VII. 1887 г. СПб., 1889. № 4595.

50 Устав гарнизонной службы. СПб., 1890. С. 6.

51 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XXX. Отд. 1. 1910 г. СПб., 1912. № 33247.

52 РГВИА. Ф. 2246. Оп. 2. Д. 8. Л. 1—3.

53 РГВИА. Ф. 2228. Оп. 1. Д. 508. Л. 3.

54 Там же. Д. 486. Л. 90.

55 Там же. Д. 508. Л. 1, 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.