Научная статья на тему 'Военная подготовка Россией Босфорской экспедиции в 80-е годы xix'

Военная подготовка Россией Босфорской экспедиции в 80-е годы xix Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная подготовка Россией Босфорской экспедиции в 80-е годы xix»

ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА РОССИЕИ БОСФОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В 80-е годы XIX

В.М. Бакулин

Восточный вопрос — одна из ключевых проблем международной политики XIX — начала XX в. В отечественной и зарубежной историографии убедительно обосновывается многомерность Восточного вопроса, исходя из взаимоотношений народов, составляющих своеобразный треугольник: Османская империя-Балканские стра-ны-Великие державы. Одной из составляющих данной проблемы с XVIII в. является проблема черноморских проливов, которая принимает международный характер после русско-турецких войн в конце этого столетия и получения Россией причерноморских земель. С этого времени начинается движение России к проливам Босфор и Дарданеллы, которое достигает пика в конце XIX в., когда русское командование разрабатывает конкретные планы захвата Проливов и готовит десантный 142 экспедиционный корпус для реализации своей цели.

Активизация внешнеполитической деятельности России на этом направлении в 80-е гг. XIX в. связана, в первую очередь, с укреплением международного авторитета страны после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Теперь с Россией приходилось считаться другим странам, что увеличивало аппетиты царского правительства. Кроме того, пореформенное время характеризовалось ускоренным капиталистическим развитием, увеличением торгового оборота страны, для чего необходимо было обеспечить свободное торговое судоходство по Проливам.

В ходе реализации военно-морской программы правительства в 60—80-е гг., начинается крупномасштабное строительство Черноморского флота, возрождение былой мощи России на юге страны. А это, в свою очередь, несет и увеличение амбиций, притязаний страны на важные для нее территории.

Важнейшим фактором обострения в это время борьбы за Проливы является дальнейшее обострение противоречий на Ближнем Востоке, ослабление Османской империи, которая превращается в слабое полуколониальное государство, практически полностью контролируемое соперницами России в этом регионе. Разложение Турции пугало Россию, ведь в ходе дальнейшего ее падения Проливы могли перейти к недружественному для нее государству.

Наконец, нельзя не учитывать и субъективный момент. Целый ряд военных, дипломатов, политических деятелей этого времени были ревностными сторонниками захвата Босфора - это и российский посол в Константинополе с 1882 г. А.И. Нелидов, и военный министр П.С. Ванновский, и начальник Главного штаба Н.Н. Обручев, и другие.

Для объективного подхода к изучению Восточного вопроса в целом и подготовки Босфорской экспедиции в частности, необходимо рассмотрение соотношения политического и военного решений проблемы Проливов. Они в значительной степени не совпадают из-за различных подходов к ней политиков и военных. Военное пред-

ПреподавательШ_

ВЕК

4 / 2007

ложение решения Босфорской проблемы более радикально и решительно, чем политическое, отталкивающееся от анализа внутри- и внешнеполитического положения страны и позиции Европы. Военные же решали все вопросы с позиции силы, скорости и дисциплины, считая, что это основные компоненты успеха в решении данной проблемы. Правильное понимание предложений и действий по этому вопросу возможно только при детальном анализе как одного, так и другого подхода. Историография и изданные мемуары политических деятелей данного периода дают нам картину политического видения проблемы. Сюда относятся, в частности, следующие книги, статьи и мемуары: Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1, 2. М., 1960; Гожинс-кий Г.Г. Князь Александр Баттенбер-гский в России // Исторический вестник. Спб., 1886, №3; Ламсдорф В.Н. Дневник (1886-1890). М.-Л., 1926; Хвостов В.М. Проблемы истории внешней политики России и международных отношений. М., 1977; Адамов Е.А. Вопрос о проливах и Константинополе в международной поли-тике//Константинополь и проливы. М., 1925-1926; Миллер А.Ф. Турция и проблема проливов. М., 1947; Восточный вопрос во внешней политике России к. XVIII - н. XX вв./Ред. Н.С. Ки-няпина М. 1978; Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991; Золотухин М.Ю. Россия, западноевропейские державы и Османская империя в период международных кризисов на Балканах (1885-1888). М., 1993; Киняпина Н.С. Балканы и проливы во внешней политике России в конце XIX в. М., 1994; Курылёв К.П. Геополитические интересы России в Черноморском регионе // Забелинские чтения 2005. Российские точки опоры: ис-

4 / 2007 -

торический и прогностический анализ. М., 2006.

Вместе с тем литература не дает сколько-нибудь ясного ответа о конкретной политике царского правительства по вопросу о кардинальном решении проблемы Проливов в свою пользу. В частности, отсутствует даже упоминание о готовящейся операции по захвату Босфора военным путем. Тем не менее на протяжении достаточно длительного времени на ее подготовку и попытку осуществления правительство задействовало огромное количество ресурсов и средств. Именно поэтому вопрос о подготовке захвата Босфора требует особого внимания историков.

Архивные документы позволяют восполнить этот пробел. В российских архивах хранятся документы, не введенные пока в научный оборот, в которых описан обширный комплекс политических, организационных, военно-технических, разведывательных, оперативных, учебных и иных мероприятий по подготовке к проведению внезапной десантной операции сухопутных и морских сил России с целью быстрого захвата северной части проливной зоны по обеим ее берегам - европейскому и азиатскому. Сюда относятся материалы Главного штаба и Главного управления генерального штаба Военного министерства, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве и материалы Архива внешней политики Российской империи.

В результате изучения данных архивных документов можно сделать следующие выводы.

1. Организации десантной операции было уделено очень много внимания, сил и средств. Проводились приготовления по всем направлениям подготовки десанта, выделялись зна-

143

Преподаватель.!!

чительные кредиты на эти цели (в 80-х гг. на него был выделен кредит в 8 миллионов рублей, в 90-е гг. — новый кредит). Высшие чиновники Военного и Морского министерств разрабатывали планы экспедиции и контролировали ее подготовку. Замыкались все эти действия на императоре, который лично тщательно контролировал все действия, связанные с предполагавшимся десантом на Босфор. И даже рассматривая дальневосточную и афганскую политику, российское самодержавие всегда держало в поле зрения и даже отталкивалось от радикального решения проблемы Проливов. Все это свидетельствует о том, что Босфорский вопрос был одним из важнейших в 80-е гг. XIX в. Именно решению этой проблемы были подчинены все усилия русского правительства, военных и дипломатов. Таким образом, можно говорить о преобладающем значении проблемы Проливов для России в этот период, в то время как такие важные и независимые направления, как балканское, афганское, дальневосточное и западное, проводились в соответствии с ближ-I44 невосточным. Это означает открытие нового аспекта внешнеполитической деятельности России конца XIX в.

2. Организация десантной операции на Босфор шла комплексно, по всем направлениям, затрагивая все аспекты, которые могли повлиять на исход предстоящей экспедиции. Эти направления были взаимосвязаны друг с другом. Можно выделить следующие виды подготовки десанта:

а) политическая и теоретическая подготовка десантной экспедиции. Датировать это направление следует началом 80-х гг., когда закладывались теоретические основы десанта, разрабатывалась концепция политической подго-

Преподаватель^

товки захвата Босфора, опирающаяся на доскональное изучение запросов различных великих держав с целью привлечения их на свою сторону;

б) военно-техническая подготовка, связанная с организацией Черноморского десантного корпуса. Ее пик приходится на середину 80-х гг. Сюда относится подготовка самих десантных частей для операции, техническая подготовка экспедиции, включающая подготовку артиллерии, инженерную, интендантскую и т. д., а также сбор сведений о проливах, турецких вооруженных силах, английской эскадре Средиземного моря;

в) оперативно-тактическая подготовка, опирающаяся на теоретическую и техническую, начинается, соответственно, со второй половины 80-х годов. Она складывалась из разработки планов проведения десанта и десантных маневров армейских и флотских частей.

Каждое направление основывалось на предыдущем и брало свое начало тогда, когда последнее было в целом оформлено. Исходя из этого, следует считать, что оперативная подготовка являлась высшей формой подготовки захвата Пролива, и именно завершением оформления этого направления можно было считать готовность России к десанту. Для исполнения на практике планов десантной операции с 1885 г. на Черном море проводились десантные маневры войск Одесского военного округа с целью отработки навыков в проведении десантных операций. В осуществлении всех этих мер принимали участие десятки различных учреждений страны.

Тем не менее столь огромная работа по организации захвата Босфора не нашла своего достойного логического завершения. Нереализованность про- 4 / 2007

екта связана как с недостаточной готовностью самого десантного отряда, так и с неготовностью страны к таким серьезным изменениям. К конкретным причинам провала планов проведению десантной операции относятся:

а) незавершенность оперативной подготовки десанта, которой требовалось еще определенное время;

б) отсутствие руководителя десантного корпуса — человека, способного его возглавить.

К тому же, реальные возможности начать операцию были значительно сложнее и не зависели только от сугубо военной готовности экспедиционного отряда. Необходимо отметить также и отсутствие окончательного политического решения и политической воли у руководителей государства. Здесь налицо явный разрыв между стратегией и политикой. Армия и флот активно готовились к исполнению своей, как им казалось, исторической миссии, в Одессе стоял практически готовый к захвату Босфора десантный отряд, а правительство было не готово к столь масштабным предприятиям, ориентируясь на позицию «европейского концерта» по отношению к Восточному вопросу и занимая крайне осторожную позицию по поддержанию «status-quo» в Проливах. Отсюда и активная борьба дипломатов и ряда политических сил в России против нарушения этого состояния на Балканах, и ряд кризисов и провалов России на Балканском направлении в это время. Несогласованность действий военных и политиков, несовпадение их желаний и привело в конечном итоге к провалу планов военного решения Босфорской проблемы. В результате с середины 90-х гг. XIX в. меняется ориентация внешней политики русского самодержавия. Из ближневосточной

4 / 2007 -

она становится дальневосточной, укрепляется влияние России в Китае и Корее, что, в итоге, приведет к столкновению с Японией в начале XX в. Тем не менее даже в это и более позднее время Россия не отказалась от своих великодержавных планов по овладению Проливами вплоть до Первой мировой войны.

Необходимо отметить, что вся проводимая работа, несмотря на нереали-зованность задуманной операции, принесла значительную пользу. В результате подготовки экспедиции Россия укрепляла свои вооруженные силы. Десантные маневры, проводившиеся в Черном море, способствовали повышению выучки и боевой готовности войск Одесского военного округа, что, в узком смысле, было необходимо для десанта, а в широком - для боеготовности армии в целом. В это время практически с нуля осуществлялось строительство Черноморского военного флота, ликвидированного Парижским миром 1856 г. В итоге Россия создала на Черном море свою сильнейшую на начало XX в. эскадру, способную решать различные боевые задачи.

Несомненно и то, что в ходе разве- I45 дывательных мероприятий углублялись знания о нашем южном соседе -Турции.

Еще одной положительной стороной подготовки десанта стало развитие российского хозяйства, дальнейшее развитие русского капитализма на юге и в стране в целом, стимулируемое большими военными заказами. Российские предприятия получали эти заказы, создавались новые рабочие места, осваивались новые территории. Поэтому подготовка Босфорской экспедиции, несмотря на ее неосу-ществленность, несомненно, двинула Россию вперед. ■

Преподаватель.!!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.