АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Ганиев Т.А.
кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры военного регионоведения ФГКУ «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации
Карякин В.В.
кандидат военных наук, преподаватель кафедры военного регионоведения ФГКУ «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации
ВОЕННАЯ МОЩЬ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЯХ РЕГИОНА БОЛЬШОГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. ЧАСТЬ 3
Аннотация: Статья, состоящая из трёх частей, посвящена современной военной мощи Турецкой Республики и ее роли в обеспечении национальной безопасности и продвижении Турции по пути регионального лидерства. Представлен анализ геополитического и военно-стратегического положения Турции на Большом Ближнем Востоке. Характеризуются геополитические и военно-стратегические взгляды руководства Турции. Исследуются потенциалы сторон, рассматриваются возможные сценарии развития событий в случае возникновения гипотетических военных конфликтов Турции с Ираном, Египтом и Израилем. Проанализированы цели и методы военных операций турецких вооруженных сил на территориях Сирии и Северного Ирака, а также участие Турции в гражданской войне в Ливии и содействие Азербайджану в войне по освобождению Нагорного Карабаха. Обосновывается вывод, что, несмотря на имеющиеся трудности в развитии, вооруженные силы Турции сегодня являются наиболее боеспособными в блоке НАТО и в Ближневосточном регионе и обеспечивают турецкому руководству решение многих военно-политических задач.
Ключевые слова: Турецкая Республика, вооруженные силы Турции, военные операции Турции: «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь», «Источник мира», «Солнце», «Коготь орла», военная помощь Турции Азербайджану в нагорно-карабахском конфликте, участие Турции в гражданской войне в Ливии
Участие Турции в военном конфликте на территории Ливии
После начала наступления сил Ливийской национальной армии (ЛНА) Х. Хафтара на Триполи в апреле 2019 г. Турция выразила глубокую обеспокоенность и осудила его действия за дестабилизацию обстановки в стране.
В ноябре 2019 г. Турция заявила, что подписала соглашение с международно-признанным правительством Ливии о морских границах в Средиземном море в дополнение к соглашению о безопасности и военном сотрудничестве. Это соглашение было опротестовано как нелегитимное правительствами Египта и Греции и было охарактеризовано географическим абсурдом, поскольку Турция сознательно игнорирует греческие острова, в особенности остров Крит, расположенные между Турцией и Ливией. С аналогичным заявлением выступил парламент Ливии и фельдмаршал Х. Хафтар — ливийский военный деятель, назначенный Палатой представителей Ливии верховным главнокомандующим Ливийской национальной армии в противовес силам официальному Триполи.
Страны союзники каждой из противоборствующих сторон в течении зимы и весны начали осуществлять поставки оружия в Ливию. В 2019 г. ООН сообщила, что Иордания, Турция и Объединённые Арабские Эмираты систематически нарушают эмбарго на поставки оружия в Ливию. Добавив, что поставки оружия происходят регулярно и эти страны не прилагают особых усилий, чтобы скрыть происхождение боеприпасов. Кроме того,
Ливийская национальная армия обвинила турецкие власти в поддержке террористических групп в Ливии в течение многих лет, добавив, что поддержка Турции трансформировалась из материально-технической поддержки в прямое вмешательство с использованием военных самолетов для перевозки наемников, а также кораблей с оружием, поставке бронированных транспортных средств и боеприпасов для поддержки террористов в Ливии.
Геополитические и геоэкономические интересы Турции стали угрожать и Франции в северной Африке, потому Франция стала понимать, что турки более энергичны и активны и бывшие колонии со временем могут стать действительно бывшими в ближайшей перспективе.
Таким образом, на территории Ливии развернулось опосредованное военное противостояние между Турцией, которая начала поддерживать формирования Правительство национального согласия (ПНС) (официальный Триполи) и направила на ливийский фронт тысячи сирийских боевиков, советников, боевую технику и ударные беспилотные системы, и, с другой стороны, союзником Турции по НАТО Францией, арабскими монархиями Персидского залива, среди которых особенно выделяются Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и Египтом.
В январе 2020 г. Великое национальное собрание Турции одобрило законопроект о развертывании войск в Ливии для поддержки признанного ООН правительства после того, как силы, лояльные Х. Хафтару начали наступление по всей линии фронта. Законопроект был принят большинством голосов, однако точные детали военной кампании не были раскрыты.
Для обороны столицы Ливии в январе 2020 г. Анкара начала военную в поддержку ПНС, направив 100 офицеров и около 2000 сирийских наемников для усиления обороны столицы Ливии - Триполи.
Рис. 1. Наступление ЛНА Х. Хафтара на столицу Ливии - Триполи (весна 2019 г.)
Сирийская вооруженная оппозиция, поддерживаемая Турцией, направила около 2 тыс. своих бойцов в Ливию для поддержки ПНС Фаиза Сараджа. Об этом сообщила 15 января на своем сайте британская газета «Гардиан». По ее сведениям, около 650 бойцов покинули Сирию в конце 2019 г. и уже прибыли в Триполи. Еще 1350 бойцов прибыли в Турцию 5 января, где часть из них начали проходить обучение в тренировочных лагерях на юге страны.
Как сообщало агентство EADaily, по данным базирующейся в Лондоне неправительственной организации «Сирийская обсерватория прав человека», количество переброшенных в Ливию сирийских боевиков превысило две тысячи.
Утверждается, что число протурецких наёмников из Сирии, уже находящихся в Триполи, выросло до 2100 человек и ещё полторы тысячи проходят тренировки в турецких лагерях. Им якобы обещана зарплата в $2 тыс. в месяц1.
Переброска турецких военных и опекаемых Анкарой боевиков в Триполи осуществляется согласно подписанному в ноябре прошлого года между правительством Турции и ПНС Сараджа соглашению о сотрудничестве в военной сфере.
При этом, как передал канал «Аль-Арабия»2 турецкие силы специального назначения прибыв в столицу Ливии начали обеспечивать защиту высших представителей Правительства национального согласия (ПНС) Ф. Сараджа. Наряду с этим, в Ливию были переброшены 25 офицеров военной разведки Турции для сбора и анализа информации на месте о ситуации на ливийском фронте и представителях командования ЛНА.
В дальнейшем, наращивая военную помощь, Турция перебросила в Ливию боевиков из состава «Дивизии аль-Мутасим», «Бригады Султан Мурад», «Сукур аль-Шамаль» и других группировок, действующих на северо-западе Сирии.
Помимо наёмников из числа «сирийской вооружённой оппозиции» и крупных партий вооружений (боевые машины пехоты ACV-15, 35-мм зенитные установки Korkut, гаубицы T-155 Firtina и др.), разведывательных и ударных БЛА Bayraktar TB2, Турция перебросила в Триполи и необходимое количество «военных советников», армейский спецназ, а также оперативную группу сотрудников Национальной разведывательной организации (MÎT) Турции.
С конца марта 2020 г. Турция значительно расширила масштабы своего военного участия в поддержке правительства национального согласия (ПНС) в Триполи. Ее ВВС и беспилотники совершили десятки боевых вылетов против линий снабжения ЛНА, которые простираются более чем на 1000 км от Восточной Ливии до позиций на западе страны.
Благодаря поддержке ПНС со стороны Турции войска Х. Хафтара к 13 апреля 2020 г. потеряли контроль над всеми крупными городами к западу от Триполи. Турция безусловно добилась стратегического успеха, прорвав годовую осаду ливийской столицы Триполи и отодвинула силы ЛНА фактически к их первоначальным позициям на апрель, а перелом в военной ситуации в Ливии, несомненно, стал результатом того, что Турции оказала непосредственную военную поддержку официальному руководству Триполи. При этом, мощное наступление ПНС при военной поддержке Турции показал, что ЛНА Х. Хафтара и его спонсорам в лице ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта послан ясный сигнал о том, что свергнуть военным путем ПНС в Триполи уже не получится3.
Турция, безусловно, добилась стратегического успеха, прорвав годовую осаду ливийской столицы Триполи и отодвинула силы ЛНА фактически к их первоначальным позициям.
«Аль-Арабия»: Турция перебросила в Ливию спецназ и разведгруппу. URL: https://yandex.ru/turbo/eadaily.com/s/ru/news/2020/01/19/al-arabiya-turciya-perebrosila-v-liviyu-specnaz-i-razvedgruppu-video (дата обращения: 1.12.2021).
2 «Аль-Арабия» — арабоязычный новостной телеканал. Базируется в Dubai Media City в ОАЭ.
3 Ганиев Т.А., Карякин В.В. Гражданская война в Ливии: ход боевых действий и интересы сторон// Архонт, 2020. № 3(18). 2020. С. 14-41.
Gitu Tunisie
' ай,"
Рис. 2. Силы ПНС при непосредственной турецкой поддержке (весна 2019 г.)
Перелом в военной ситуации в Ливии, несомненно, стал результатом того, что парламент Турции согласился в начале года направить турецких военных в поддержку правительства национального согласия.
Важным элементом оперативной обстановки является создание Анкарой инструмента воздействия на ситуацию путем использования двух факторов: обеспечение превосходства в воздухе и применение 10 тыс. сирийских наемников, доставленных из Сирии.
У Хафтара до 2019 г. была почти 25-тысячная армия, но большая ее часть была уничтожена в боях под Триполи входе наступления сил ПНС при поддержке турецкой военной машины в первой половине 2020 г. Для ее восстановления до нормального уровня требуются ресурсы, время и обучение, а подготовка бойцов займёт от полугода до года. У Х. Хафтара не осталось сил проводить широкие наступательные действия, даже при помощи финансового и технического содействия своих союзников1, к тому же, даже по истечении года, если он и сможет восстановить свои силы, то их хватит только для проведения ограниченных военных операций с непредсказуемым исходом. Поэтому стало маловероятным, что Хафтар сможет в течении 2020 г. и даже последующей первой половины 2021 г. начать широкомасштабное наступление, подобно тому, которое он ранее предпринял весной 2019 г. под Триполи.
В июле 2020 г. было подписано и соглашение о военном сотрудничестве Турции и Ливии. ПНС и Турция подписали оборонное соглашение, которое дает туркам мандат на
1 Газета The Wall Street Journal со ссылкой на дипломата, имевшего доступ к конфиденциальному докладу, составленному экспертами комитета Совета Безопасности ООН, сообщила что осенью 2020 г. ОАЭ нарушили эмбарго на поставки оружия и усилили военную поддержку Хафтара чтобы сдержать турецкую поддержку ПНС. Газета сообщила также, что ВВС ОАЭ отправили в период с января по апрель 2020 г. в Ливию около 150 партий боеприпасов и оборонительных систем, по оценкам экспертов ООН; в дополнение к десяткам рейсов, организованных в течение лета 2020 г., с использованием американского грузового самолета С-17. Таким образом, поставки оружия продолжались даже после провала наступательной операции Хафтара на Триполи. В этой связи следует отметить, что оружейные компании ОАЭ являются важным звеном в цепочке поставок военного оборудования для Ливийской национальной армии Х. Хафтара.
прямое вмешательство, в том числе для защиты официального руководства Ливии. В Ливии начали разворачиваться официальные миссии турецких сухопутных войск, противовоздушной обороны, военно-воздушных сил и командование БПЛА. Соглашение также предусматривает создание военной базы Турции и представление турецкому военному персоналу дипломатического статуса. Помимо этого, турецкие советники и офицеры получили полный иммунитет от судебного преследования. Анкара также получила право обучать и оснащать полицию ливийского правительства. Договоренности были заключены во время визита министра обороны Хулуси Акара и главы Генштаба Вооруженных сил Турции Яшара Гюлера в ливийскую столицу.
Вместе с тем создалась угроза того, что Анкара попадёт в опасную изоляцию вследствие складывающейся коалиция ближневосточных и средиземноморских государств, что заставило турецкое руководство приостановить свои действия.
Во-первых, Франция обозначила резкое противостояние с Турцией в Северной Африке. В августе 2020 г. Франция чрезвычайно резко высказалась о турецкой политике в регионе.
Во-вторых, Греция в своем споре по поводу территориальных вод с турками получила неожиданную поддержку со стороны Парижа. 10 августа 2020 г. турецкое геологоразведочное судно «Оруч Реис», сопровождаемое кораблями ВМС Турции, начало бурильные работы около греческого острова Кастеллоризо. Греция, естественно, выразила протест, а президент Франции Макрон 13 августа провел телефонную беседу с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом. В заявлении Елисейского дворца было сказано, что «Франция временно усиливает свое военное присутствие в Восточном Средиземноморье для того, чтобы обеспечить мониторинг региона и убедиться, что международное право там соблюдается». Было также объявлено о направлении эскадрильи военных самолетов Rafale на остров Крит. Французский лидер также предложил ввести экономические санкции Евросоюза по отношению к Турции.
В-третьих, к французско-греческому тандему присоединился и Египет. 6 августа в Каире было подписан Договор о демаркации морских границ между Египтом и Грецией, который фактически аннулирует результаты аналогичного соглашения, заключенного между Турцией и Ливией в ноябре 2019 г.
В-четвертых, египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси на встрече с командующим 2-ой полевой армией, размещенной на западе страны, и начальником Генштаба египетской армии призвал ВС АРЕ «к полной боевой готовности по защите безопасности государства и ведению в ближайшее время боевых действий».
В этом контексте Египет сейчас пошел в так называемый «ва-банк», и пригрозив вмешаться, если ПНС возьмёт нефтеносный район Джуфра и войдет в Сирт, который находится в 900 км. от египетской границы.
Чтобы продемонстрировать свою серьезность, Египет провел военные маневры на египетской стороне границы под кодовым названием «Решающий 2020». Они включали учения, направленные на «ликвидацию наемнических элементов из иррегулярных армий».
Этот призыв египетского президента совпал с заявлением председателя Высшего совета племен Ливии Салеха аль-Фанади о том, что племена дадут египетской армии «зеленый свет» на вход на территорию Ливии в случае, если силы ПНС начнут захват Сирта и Эль-Джуфры. Этот шаг был бы поддержан и Объединенными Арабскими Эмиратами.
Таким образом, Турция потеряла надежду на полное подчинение Ливии, но в силовом пространстве противников Турции проекция турецкой военной мощи дала свои результаты для удержания максимально выгодных для себя позиции.
К тому же в процессе углубления сотрудничества между Турцией и ПНС Ливии, для военного использования Турцией были переданы взлетно-посадочные полосы и ангары военной авиабазы Аль-Ватия. На базе были развернуты БЛА, системы ПВО, которые
доказали свою эффективность против действий армии Х. Хафтара, а также турецкая вспомогательная и тактическая авиация.
При этом, союзник Турции Катар профинансировал создание военных учебных центров в соответствии с соглашением между Турцией, Катаром и официальным Триполи. Трехсторонний координационный центр был создан в ливийской Мисурате. Кроме того, в рамках соглашения в Мисурате планируется создание военно-морской базы Турции.
Как сообщило издание Yeni §afak, Турция достигла больших успехов, когда использовала в Ливии опыт проведения операций ВС Турции на севере Сирии. Наряду с этим, турецкая армия, в отличие от Сирии, использовала флот во взаимодействии с наземными и воздушными частями. В рамках реализации концепции «море-воздух-земля», реализованной в Ливии, у ВС Турции была создана военно-морская оперативная группа у берегов Ливии. Боевые корабли, разведывательные корабли, вспомогательные корабли предотвращали угрозы с моря. При этом линия тылового обеспечения работала бесперебойно, а наземные элементы были снабжены радиолокационными системами и вспомогательными средствами.
Таким образом, катастрофическая неудача армии Х. Хафтара овладеть Триполи после вмешательства Турции была сильным ударом по его союзникам, особенно ОАЭ и Египту. После этого вопрос о взятии столицы Ливии Триполи пришлось отложить на неопределенное время.
Турция в этом конфликте доказала, что она более опытна и искусна в планировании и ведении боевых действий в Ливии, а также в способности вести высокотехнологичную войну чем союзники Х. Хафтара - Египет и ОАЭ. Ее беспилотники уничтожили систему ПВО ЛНА. По мнению ряда военных экспертов, по итогам 2020 г. Ливия стала крупнейшим театром военных действий для БЛА, которые нанесли порядка 1000 ударов по наземным целям. Именно с военной помощью Турции, официальному руководству Ливии удалось отбросить силы Х. Хафтара от Триполи на сотни километров.
Вероятность полномасштабной войны между Египтом и Турцией в Ливии оказалась маловероятной, вследствие демонстрации Турцией поддержки ПНС в контексте преследования своих жизненно важных интересов в регионе путём развертывания на ливийском ТВД серьезного военного контингента.
При действиях на ливийском ТВД Турция учла следующие факторы:
Во-первых, Турция использовала российский опыт действий в Сирии и проецирования ею своих региональных интересов с использованием авиабазы Хмеймим и военно-морской базы Тартус.
Во-вторых, Турция учла опыт своих действий в Сирии. А также реакцию мирового сообщества на её действия в Сирии. Это дало возможность Турции войти в Ливию на постоянной основе и создать там полноценный военный плацдарм.
В-третьих, усиливающееся противостояние между Турцией и блоком противостоящих ей государств в Ливии, а также их возможное участие в конфликте, привело к тому что Турция не стала устанавливать полный контроль над Ливией. Однако трансграничная проекция турецкой военной мощи дала свои результаты в части получения максимально выгодных для Анкары позиции. К тому же, ВС Турции и ее Генеральный штаб впервые получил опыт проведения трансграничной военной операции на ТВД, удалённом более чем 1,5 тыс. км с привлечением сухопутных сил в виде сирийских прокси формирований.
Несмотря на то, что одна из сильных военных держав региона -Египет продемонстрировал решимость ввязаться в ливийский конфликт в случае дальнейших активных действий войск официального Триполи при поддержке Турции, где у Египта на ливийском ТВД есть определенное преимущество над Турцией в логистике: им не надо, как туркам, отправлять солдат и технику кораблями и военно-транспортными самолётами, а достаточно пересечь египетско-ливийскую границу. Тем не менее, у Египта для участия в
военном конфликте в Ливии есть определенные проблемы как внутреннего и внешнего характера, которые в определенной мере связанны и с турецким фактором:
Во-первых, в Египте все еще сильны позиции движения «Братьев мусульман». Вероятность их активизации после вступления Египта в войну с Турцией в Ливии может привести к открытым действиям против политического режима Египта.
Во-вторых, следует учесть непростые отношения Египта с Суданом, а также с Эфиопией, которые находятся на грани войны из-за строительства плотины на Ниле. Напряженность усиливается во многом за счет наличия турецкого фактора в регионе. Судан активно сотрудничает с Анкарой.
Турция стремится повысить свое влияние в регионе, в том числе в сфере международной торговли, проходящей через Суэцкий канал и Персидский залив. Активно проникает Турция и в Эфиопию, наращивая свое сотрудничество с руководством данной страны. Учитывая эти факторы, рискнёт ли Египет, на фоне политики Турции, действующей одновременно в Ираке, Сирии и Ливии, иметь несколько проблемных точек? Видимо в Каире оценивают возможные действия Турции в отношении Судана и Эфиопии в противостоянии с Египтом, если Каир введет свои войска в Ливию, противодействуя Турции.
В-третьих, в разрастающийся военный конфликт на стороне ПНС мог включиться и Алжир. Алжир уже развернул свои ВС на фоне готовности Египта вторгнуться в Ливию и подержать силы ЛНА Х. Хафтара в случае пересечения Египтом границы Ливии.
В тоже время и для Турции возникла бы серьёзная проблема невыгодности ведения широкомасштабной войны. Прежде всего, с точки зрения логистики. Ведь воевать придется в 1500 километрах от турецкой территории. Кроме того, турецкая армия уже задействована в нескольких военных операциях за рубежом в частности в Сирии и в Ираке. В этих условиях чрезмерно отвлекаться на Ливию было бы для Турции опрометчиво.
Суммируя сказанное, следует отметить, что в ливийском конфликте сложилась патовая ситуация, где ни одна из противоборствующих сторон не получила существенного преимущества, позволяющего взять под контроль территорию всей страны.
Однако военная операция Турции в Ливии все же дала положительные результаты. Турция извлекла определенные выгоды для себя позиции с геополитической точки зрения, взяв под контроль часть страны и получив разрешение на открытие своих военных баз, как это сделала Россия в Сирии, что позволило получить определенные экономические выгоды и создать условия для турецкой экспансии в Африку.
Действия президента Р. Эрдогана в Ливии начали обретать контуры заложенного им замысла в отношении будущего Турецкой Республики, которые он начал постепенно реализовывать на протяжении двух десятилетий. Его политика определяет контуры будущей Турции. Очевидно, что это будет уже - не Турция М.К. Ататюрка, а Турция Реджепа Тайипа Эрдогана.
Таким образом, ливийское направление представляет значительную важность для турецкой внешней политики. Это подтверждается значительным объемом ресурсов, затраченных Анкарой на военную кампанию в этой североафриканской стране и теми рисками на которые она способна пойти.
Военные операции Турции на территории северного Ирака
На проведение военных операций Турции на территории северного Ирака вынуждает борьба властей Турции с Рабочей партии Курдистана (РПК) которая длится не одно десятилетие. Основатель Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан отбывает с 1999 г. пожизненное заключение в турецкой тюрьме. Однако, несмотря на это, РПК продолжает действовать, периодически совершая атаки против турецких вооруженных сил и представителей власти.
РПК была основана в 1978 г. с целью создания курдской автономии в составе Турции. С этой целью РПК развернула партизанскую кампанию против Турции в конце 1980-х годов. При этом в качестве базы для отрядов РПК выступила Сирия после того как власти республики согласились пустить на свою территорию курдских повстанцев.
Впоследствии РПК была создана сеть ячеек на территории других стран региона, а также налажено финансирование своей деятельности за счёт пожертвований курдских бизнесменов из разных уголков планеты.
РПК имеет подразделения и в Иракском Курдистане, хотя не входит в парламент и правительство Ирака. По мнению исследователей, именно Иракский Курдистан с момента своего образования в начале 1990-х гг. стал главным плацдармом для РПК, позволяющим организации наращивать активность вдоль турецкой границы.
Не отвечать на эти действия Турция не могла, и в 2007 г. парламент Турции санкционировал первую крупную антитеррористическую операцию на территории Северного Ирака.
Военная операция Турции (16 декабря 2007 г. - 29 февраля 2008 г.) под кодовым название операции «Солнце». Это серия военных операций Турции на территории Ирака (иракского Курдистана). Военная операция была направлена против отрядов Рабочей партии Курдистана. В октябре 2007 г. боевики Рабочей партии Курдистана провели нападения на турецких военных из приграничных районов Ирака. В одном случае турецкое подразделение попало в засаду и потеряло 13 человек убитыми. В ответ на это Турция стянула к турецко -иракской границе около 50-60 тыс., по другим данным около 100 тыс. военных. ВВС Турции нанесли удары с воздуха по базам РПК, находящихся возле границы с Ираком, а турецкий спецназ несколько раз пересекал границу Ирака для проведения операций, однако широкомасштабное вторжение на территорию Ирака турецкие власти не осуществляли.
По данным турецких военных, численность боевиков КРП в северном Ираке составляло на тот момент около 3500 чел. Общие силы вторжения Турции в Ирак составили почти 10 тыс. турецких солдат.
Военная операция ВС Турции (2015-2016 гг.). Причиной является борьба с ИГИЛ (по заявлению Турции). Силы, задействованные для этой операции - батальонная тактической группа (танковый батальон и пехота) при поддержке авиации.
4 декабря 2015 г. турецкий танковый батальон вошёл в иракскую провинцию Найнава с заявленной целью подготовки бойцов курдских народных отрядов, воюющих с террористами. МИД Ирака и министерство обороны назвали присутствие турецких военных «враждебным действием», которое не было согласовано с властями.
16 июля 2016 г. после попытки военного переворота в Турции, турецкая армия вывела часть своих сил из Ирака. Однако уже 20 июля авиация ВВС Турции вновь приступила к бомбардировкам позиций Рабочей партии Курдистана на севере Ирака. 24 августа Турция начала военную операцию «Щит Евфрата» в соседней с Ираком Сирии.
1 октября 2016 г. парламент Турции одобрил запрос правительства о продлении на год полномочий турецких вооруженных сил на проведение операций в Сирии и Ираке.
Военная операция ВС Турции «Penge-Kartal» (Коготь орла). Данная военная миссия была направлена против запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК), основные опорные пункты которой находятся в северных районах Ирака. Данная военная операция проводилась в ответ на атаки и провокации в районе расположения частей ВС Турции.
В Анкаре полагают, что сирийские курды тесно связаны с РПК и действуют заодно с курдскими сепаратистам, базирующимися в Ираке. Стабилизация ситуации в САР позволила Турции переключить внимание на Иракский Курдистан.
До проведения этой операции ВС Турции в течении 2019 г. провели ещё одну серию военных операций. Так, в мае 2019 г. турецкие военные приступили к проведению операции
«Коготь-1» в иракском районе Хакурк. В июле она была расширена и получила название «Коготь-2», в августе турецкие военные перешли к третьей фазе наступления на курдские позиции - «Коготь-3» в районе Синат-Хафтанин. Как заявляли тогда в Анкаре, целью силовых действий было обеспечение безопасности на турецкой границе.
Продолжая операции против курдов на севере Ирака с 15 июня по 5 сентября 2020 г. были проведены военные операции «Коготь орла» и «Коготь тигра». Воздушная часть кампании «Коготь орла» началась 15 июня 2020 г., а наземная часть операции «Коготь тигра» была начата 17 июня. До 17 июня авиации ВВС Турции наносила удары по базам КРП в горных районах Ирака как по ранее выявленным, так и по разведанным в ходе операции. 17 июня турецкие силы специального назначения начали операцию на территории северного Ирака при поддержке боевых вертолётов, ударных и разведывательных беспилотников, а также средств огневой поддержки. Перед началом операции дислоцированные в регионе артиллерийские расчёты ВС Турции подвергли позиции противника массированному обстрелу.
В операции «Коготь орла-2», которая была проведена 10 февраля 2021 г., принимали участие, в том числе, более 40 военных самолетов, беспилотники, самолеты-заправщики. Боевые действия развернулись на территории размером 75 на 25 километров.
В авиационно-ракетных ударах по объектам формирований РПК в Северном Ираке приняли участие самолеты F-16C/D Fighting Falcon и истребители-бомбардировщики McDonnell Douglas F-4E-2020 ВВС Турции.
Кроме того, как сообщали турецкие военные, к этой операции были привлечены самолеты-заправщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
В военном ведомстве Турции сообщили, что наряду с авиацией, задействованной с различных аэродромов страны, в операции на севере Ирака были также использованы беспилотные летательные аппараты «fiayraktar» и «Anka-S», хорошо зарекомендовавшие себя в операциях в провинции Идлиб в Сирии и в Ливии.
Возможно, непосредственно в боевых действиях на случай осложнения ситуации в этом регионе и проведения сухопутной операции приняли бы участие части 7-го армейского корпуса, который является мощным по своему боевому и численному составу. 7-й армейский корпус отвечает за большую часть приграничных провинций с Сирией, Ираном и Ираком.
Оказать какое-либо существенное сопротивление столь мощной группировке и подготовленной по стандартам НАТО, полупартизанские формирования курдов, естественно, не в состоянии. В операции Репфе-Kartal турки обошлись без привлечения соединений сухопутных войск.
Турецко-курдское военное противостояние в целом пока не имеет разрешения, и оно будет длиться еще долго, что периодически будет вынуждать Турцию проводить в этом районе Ирака военные операции различного рода интенсивностей и масштабов.
Турция и военный конфликт в Нагорном Карабахе
Еще одно военная проекция или, можно выразится, участие Турецкой Республики в опосредствованном виде произошло в Закавказье в ходе проведения военной операции Азербайджаном по освобождению Нагорного Карабаха.
В конце сентября 2020 г. возобновилась война между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. Армения начала утверждать, что главную роль в военных действиях играет Турция - стратегический союзник Азербайджана, но официальных сообщений из Анкары об участии ВС Турции в конфликте в Нагорном Карабахе на стороне Азербаджана не было. При этом как Турция, так Азербаджан это официально опровергали. Если представить картину как это было описано в информационном пространстве,то предтставляется следующая картина событий.
Изданием «Коммерсант», было отмеченно, что нынешнее серьезное обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха было намеренно спланировано и спровоцировано Турцией. По его версии, в течение последних месяцев Анкара активно подталкивала Баку на начало боевых действий под обещания всесторонней политико-дипломатической, разведывательной и военно-технической поддержки1. Непосредственное участие Турции в конфликт вокруг Нагорного Карабаха отметили также СМИ США и Франции.
Согласно картине, которую рисует издание «Коммерсант» можно отметить, что по завершении очередных турецко-азербайджанских учений в июле-августе на территории Азербайджана якобы осталась значительная группировка ВС Турции, должна сыграть координирующую и направляющую роль в планировании и проведении наступательной операции в Нагорном Карабахе.
Речь идет о 600 военнослужащих, включая батальонную тактическую группу из 200 человек, 50 инструкторов в Нахичевани, 90 военных советников в Баку (обеспечивали координацию при ведении боевых действий в цепочке бригада-корпус-генеральный штаб); 120 человек летно-технического состава на авиабазе Габала; 20 операторов беспилотников на аэродроме Далляр, 50 инструкторов на аэродроме Евлах, 50 инструкторов в 4-м армейском корпусе (Пирекешкюль) и 20 человек на военно-морской базе и в военном училище имени Гейдара Алиева в Баку2.
Эта группировка якобы включала в себя 18 БМП, одну реактивную систему залпового огня, десять единиц автотехники и до 34 единиц авиационной техники (включая 6 самолетов, 8 вертолетов и до 20 беспилотников), обеспечивавших военную разведку как в районе Карабаха, так и на территории Армении.
Может показаться, что такое количество личного состава во время войны ничего и не решает. Однако исход войны в Карабахе от этих 600 человек зависит в какой-то мере напрямую, так как Турция несколько лет воюет на Ближнем Востоке и получила хороший опыть ведения локальных операций. Например, слаженные действия армии невозможны без качественной связи, а её обеспечением было занято 90 советников из Турции. Кроме этого, около 50 турецких инструкторов обучали азербайджанские подразделения в Нахичеванском районе, граничащем с Арменией. Ещё около полсотни турецких военнослужащих было занято обучением пополнения, призываемого из запаса. На подготовке командиров было задействовано 20 турецких специалистов в военном училище им. Гейдара Алиева. Военные специалисты Турции также присутствовали на авиабазе Габала и двух других военных аэродромах. На авиабазе Габала находились 120 техников и лётчиков. А на аэродроме Далляр была создана база управления БЛА, к которой было приписано 20 операторов из Турции. Так что точные удары с беспилотников, возможно осуществляли более опытные турецкие военнослужащие. И это подтверждается заявлением президента Азербайджана Ильхама Алиева, подчеркнувшего важнейшую роль турецких дронов в Нагорном Карабахе. Кроме многочисленных советников, Турция откомандировала в Азербайджан 200 военнослужащих в составе тактической группы.
О влиянии Турции заявил и глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. «Иностранное вмешательство, в частности вмешательство Турции, подпитывает эту эскалацию, и оно недопустимо», - сказал он. Влияние Анкары на конфликт в Карабахе отметил также
1 Война до турецкого конца. Карабах воюет - Турцию подозревают. Коммерсантъ, № от 30.09.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4511188 (дата обращения: 1.05.2021).
^Принуждение к конфликту. URL:
htlps://www.kommersant.ru/doc/4537733?fbdid=IwAR0dr2FduKzqUadJ4_MOMQ2bYj0ivfSN6kclXdZNzfR8hLrOf8oU1w0h c4#id1960749 (дата обращения: 1.05.2021).
президент Франции Эмманюэль Макрон. Он отметил, что турецкие власти перебрасывают в Азербайджан боевиков из Сирии1.
Об активной роли Турции в конфликте заявил и госсекретарь США Майкл Помпео. «Теперь вмешались турки и предоставили ресурсы Азербайджану, увеличивая тем самым риск эскалации конфликта, подливая масло в огонь исторической битвы в Нагорном Карабахе - небольшой территории, население которой составляет около 150 тыс. человек», сказал он в интервью радиостанции WSB2
Стоит особо отметить, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, категорически опроверг, что на азербайджанской стороне воюют иностранные наемники. «Никто никаких доказательств о наличии иностранных вооруженных формирований на территории Азербайджана, которые принимают участие в нынешних боестолкновениях, нам не предоставил. Наша официальная позиция заключается в том, что никаких иностранных наемников у нас нет», сказал Ильхам Алиев в ходе параллельного интервью «РИА Новости» лидеров Азербайджана и Армении .
С точки зрения военно-технической помощи Турции в этом военном конфлите можно отметить, то, что начиная с сентября 2020 г. Азербайджан стал крупнейшим покупателем вооружений в Турецкой Республике.
В сентябре Турция увеличила экспорт военной и авиакосмической продукции и крупнейшим импортером стал Азербайджан, который активно использовал турецкие вооружения в наступлении на Нагорный Карабах.
По данным Союза турецких экспортеров (Т1М), осенью 2020 г., то есть до начала наступления азербайджанской армии, Турция увеличила по сравнению с августом этого года экспорт продукции оборонного и авиакосмического комплекса страны на 80% - до $282 млн. При этом в лидеры по закупкам вырвался Азербайджан. Он импортировал вооружений на $76,7 млн, отмечалось в информации Т1М. На втором месте оказался Оман ($62,9 млн.), на третьем — США ($62,7 млн.)4.
Турецкое государственное информагентство «Анадолу» отметило, что Азербайджан оказался крупнейшим закупщиком военной и авиакосмической продукции Турции и по объему. В сентябре Азербайджан обошел в закупках США, которые до этого были лидерами по импорту турецких вооружений5.
По другим источникам, за январь-ноябрь 2020 г. поставки вооружения и боеприпасов, военной экипировки из Турции в Азербайджан выросли на колоссальные 610 %. Общий объём турецкого военного экспорта оценивался в сумму $300 млн. Это притом, что общий военный бюджет Республики Азербайджан на 2020 год - составил около $2,2 млрд. По сравнениюи с 2019 годом он вырос более чем на 20%6.
Одна из номенклатурных групп поставок из Турции - это были ударные беспилотники Ваугакаг TB-2 и боеприпасы к ним, а также БЛА разведывательного типа.
Принуждение к конфликту. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4537733? fbclid= IwAR0dr2FduKzqUadJ4_MOMQ2bYj0ivfSN6kclXdZNzfR8hLrOf8oU1w0hc4#id1960749 (дата обращения: 1.05.2021).
2 Принуждение к конфликту. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4537733?fbclid=Iw AR0dr2FduKzqUadJ4_MOMQ2bYj0ivfSN6kclXdZNzfR8hLrOf8oU1w0hc4#id1960749 (дата обращения: 2.05.2021).
3 Алиев опроверг сообщения об участии наемников в боях Нагорном Карабахе. URL: https://ria.ru/20201015/aliev-1580001510.html (дата обращения: 2.05.2021).
4 В сентябре Азербайджан стал крупнейшим закупщиком вооружений в Турции. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/14/v-sentyabre-azerbaydzhan-stal-krupneyshim- zakupshchikom-vooruzheniy-v-turcii (дата обращения: 2.05.2021).
5 Там же.
6 Военный экспорт из Турции в Азербайджан за 11 месяцев вырос на 600 с лишним процентов. URL: https://topwar.ru/177758-voennyj-jeksport-iz-turcii-v-azerbajdzhan-za-11-mesjacev-vyros-na-600-s-lishnim-procentov.html (дата обращения: 2.05.2021).
Наибольшее число поставленных боеприпасов - были противотанковые управляемые ракеты воздушного базирования. Как сообщало EADaily, грузовые самолеты азербайджанской авиакомпании Silk Way совершали ежедневные полеты в Турцию в канун возобновления боевых действий 27 сентября и продолжали это делать после заключения перемирия. Так, по данным навигационного портала Flightradar24, с 10 октября два Ил-76 (регистрационные номера 4K-AZ41 и 4K-AZ40) пять раз совершали полеты в турецкий аэропорт Текирдаг, расположенный в Чорлу на побережье Мраморного моря. Он примечателен тем, что использовался как гражданский, так и военный аэродромы, на котором расположен центр полетов и подготовки Bayraktar Akinci Flight and Training Centre. Он принадлежит компании Baykar Makina, чьи беспилотники Bayraktar TB2 активно использовались в Нагорном Карабахе. Сами мощности производителя ударных беспилотников располагаются в 90 километрах от аэропорта Текирдаг, в пригороде Стамбула1.
Таким образом, одним из путей к победе азербайджанской армии стало содействие присутствующих в ВС Азербайджана опытных военных советников Турции, приобретение турецких беспилотников и в не меньшей степени - современных управляемых боеприпасов к ним.
В этом отношении турецкие ударные беспилотники Bayraktar TB2, а также дроны-камикадзе израильского производства проложили в значительной мере войскам Азербайджана путь к победе. В позиционной войне ни одна из сторон не имела перевеса, но беспилотники сначала полностью подавили ПВО, а затем стали уничтожать укрепрайоны, позиции артиилерийских батарей, РСЗО. Это стало возможным, благодаря современным турецким управляемым боеприпасам, которыми были вооружены беспилотники.
Возможно это были управляемые ракеты Roketsan Cirit с лазерной системой наведения и противотанковые системы большой дальности UMTAS. Эти боеприпасы применялись на различных дистанциях, иногда даже на предельнлй дальности - то есть до 78 километров. При запуске 2-3 ракет одновременно по комплексам ПВО «Оса» и «Стрела-10», которые были размещены в этом районе армянскими войсками. В дальнейшем было также зафиксировано применение малых авиационных бомб MAM, которые поражали легкобронированные цели противника, грузовые машины, временные постройки, блиндажи и др. Далее уже применялись традиционные боеприпасы, поскольку ПВО противостоящей стороны было выведено из строя и контроль воздушного простанства с земли был потерян.
Если расматривать использование возможных наемников, то их чисто боевой потенциал по сравнению с азербайджаскими силами низок и их участие в боевых действиях не предусматривалось изначально, так как это очень затруднительно в силу языковых барьеров и необходимого управления по средствам связи, а это может быть легко перехваченно средствами радиотехнической разведки Ирана, Армении или России, а если перехваченно, то это стало бы потверждением участия наемников, что официальному Баку это было ненужно. Ильхам Алиев как и его отец Гейдар Алиев в этих тонких вопросах войны и политики прошли словно между Сциллой и Харибдой.
Кроме этого, Азербайджану необходимо было проверить на прочность свои вооруженные силы, в которые были вложены очень большие средства за последние десятилетия. Конечно, военная проекция Турции здесь была, и она была серьезной, в виде помощи вспомогательного технического персонала, инструкторов, военных советников в ВС Азербайджана, которая реализовывалась Азербайджаном, в рамках налажненных с Турцией официальных союзнических отношений, в ходе военной операции по освобождению своей ранее захваченной территории. Следует отметить также, что Турция предоставила тот самый военно-политический зонтик, которыйбыл необоходим Азербайджану в это период.
В сентябре Азербайджан стал крупнейшим закупщиком вооружений в Турции. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/14/v-sentyabre-azerbaydzhan-stal-krupneyshim-zakupshchikom-vooruzheniy-v-turcii (дата обращения: 2.05.2021).
Выводы
1. Географическое и геополитическое положение Турецкой Республики имеет важное экономическое и военно-стратегическое значение в регионе. Турции расположена на перекрёстке основных международных морских, воздушных и сухопутных путей из Европы на Средний и Ближний Восток, обладает выходом к важнейшим мировым коммуникациям в Средиземное море, в Индийский океан через Суэцкий канал, а также в Черное море. Турецкая Республика находится вблизи сосредоточения крупнейших запасов углеводородного сырья, что делает ее важнейшим транспортно-коммуникационным узлом между Европой, Ближним Востоком и странами Средиземноморья. Наряду с этим у Турции на Ближнем Востоке имеются сильные в военном отношении государства-соседи: Иран, Израиль и Египет, что создаёт конфликтный потенциал вследствие неурегулированности вопросов, связанных островами в Эгейском море с Грецией и турецкой частью Кипра и с нахождением ВС Турции на территории Сирии.
2. На рост военной активности Турции в регионе определенно влияют и исторические особенности развития страны, так как объективный характер исторического прошлого страны не исчезло без следа, а активно воздействует на современное общество и систему принятия решений руководством государства. В прошлом османские лидеры всегда стремились играть ведущую роль в решении региональных процессов, проводя политику привлечения разнообразных ресурсов для своей страны, среди которых, прежде всего, были сильная армия, ставка на победу и расширение территориального пространства.
В настоящее время политика президента Турции Р.Т. Эрдогана, направленная на становление Турции в качестве региональной державы, привела к охлаждению отношений со странами союзниками по НАТО и с соседями по региону. Турция не скрывает своих амбиций, которые можно выразить словами: «мы напоминаем всем, что являемся потомками империи, которая сделала Средиземное море турецким озером».
3. Правительство Турецкой Республики последовательно инициирует программы, направленные на модернизацию и оптимизацию национального военно-промышленного комплекса, а также на снижение доли импортных ВВТ в вооруженных силах страны. Страна уже обладает возможностями по созданию широкого спектра вооружений собственной разработки.
Возрастающие потребности национальных вооруженных сил в современных образцах ВВТ способствуют ускоренному развитию ВПК. За последние десять лет турецкие специалисты совершили существенный прорыв в ряде отраслей военной промышленности, среди которых системы ПВО, радиоэлектронная, судостроительная и бронетанковая отрасли. Однако, как представляется, стопроцентное оснащение отечественными разработками вооруженных сил Турции - это пока долгосрочная перспектив, так как из-за ограничений в финансовом и технологическом плане Турции предстоит долгий путь в этом направлении.
Турецкой оборонной отрасли пока не хватает научно-технического задела и школы технических кадров, которые могли бы создавать уникальные технологии. Пока в большинстве случаев речь идёт об успешной адаптации иностранных разработок под собственные потребности. Однако, уже сейчас по ряду направлений турецкий ВПК достиг современного уровня, и турки близки в выходу в ряде направлений на собственные технологические платформы. ВВТ для ВС страны- это та продукция, за которую турецкое государство готово много платить. Это продукция, в которой страна нуждается, так как постоянно ведет военные действия как на своей территории, так и за её пределами (Ирак, Сирия, Ливия). Это та продукция, которая востребована в мире, и особенно на Ближнем Востоке, где наблюдается гонка вооружений среди региональных держав в усиливающимся военно-политическом соперничестве.
4. В турецкой военной политике на сегодняшний момент является приоритет национальных интересов над блоковыми. Однако членство в НАТО остается неотъемлемой
частью политики национальной безопасности государства. При этом, военно-политический курс Турецкой Республики на современном этапе направлен на обеспечение ведущей роли страны в решении проблем на Ближнем и Среднем Востоке; налаживанию прочных связей и отношений с тюркскими (родственных по происхождению и языку) государствами; упрочению и сохранению лидирующих позиций Турции в мусульманском (суннитском) мире.
5. В настоящее время Турецкая Республика обладает одним из самых мощных военных потенциалов на Ближнем и Среднем Востоке. Вооружённые силы Турции обладают высоким уровнем боеспособности, значительной численностью и удовлетворительным техническим оснащением. При этом, на фоне армий Ближнего и Среднего Востока турецкая армия хорошо оснащена, а также разделена на основные составляющие структуры, которые помогают ей эффективно реализовывать основные задачи по обеспечению обороны государства и одновременно проводить локальные военные и антитеррористические операции как внутри страны, так и за её пределами, а также участвовать в коалиционных операциях с привлечением всех видов вооружённых сил. Наряду с этим, Турция является большим по численности государством в регионе Ближнего Востока и Европы в целом, что позволяет ей иметь крупные вооруженные силы и значительные мобилизационные ресурсы. Существенный демографический потенциал страны (более 80 млн чел.), мобилизационные возможности и развитая система подготовки резерва позволяют в кратчайшие сроки доукомплектовать вооруженные силы значительным числом военнослужащих всех родов войск.
6. Несмотря на проблемы, возникшие после неудавшегося военного переворота 2016 года и приведшие в результате этого к чисткам в вооруженных силах и к ослаблению в командном плане турецкой армии, перестановки в руководстве, серия военных кампаний ВС Турции в Сирии, Ираке и Ливии постепенно нивелировали возникшие проблемы. Турецкая армия перезагрузилась, обновилась и осталась самой сильной армией региона. К тому же, в связи с увеличивающимися количеством военных операций одновременно ведущихся Турцией на нескольких ТВД, турецкая военная структура стала более прочной и гибкой чем в армиях европейских стран НАТО. Командование и штабы ВС Турции различных уровней планируют и проводят военные операции различных уровней и масштаба, а недочеты и ошибки оцениваются и учитываются в дальнейшем путём внесения соответствующих корректив.
Проведение самостоятельных военных операций ВС Турции на территории Сирии, Ирака и Ливии, использование больших по численности прокси-формирований, эффективное логистическое боевое обеспечение демонстрируют рост опыта применения войск в условиях проведения самостоятельных трансграничных военных операций. Это свидетельствует о возросшей подготовленности турецких ВС и ее штабов различного уровня при проведении военных операций малой и средней интенсивности, уже не опираясь на помощь союзников по НАТО.
7. Анализ проведения самостоятельных военных операций ВС Турции на различных ТВД без опоры на помощь союзников по НАТО говорит о том, что в умах руководства страны утвердилось мнение, что Турция является ведущей региональной державой. Поскольку именно для региональных и глобальных держав характерно наличие геополитических интересов и готовность их отстаивать не только за столом переговоров, но и путём проекции своей военной мощи, а также способность действовать самостоятельно. Однако ситуация заключается в том, что Турция является региональной державой находящаяся в ряду других региональных держав Большого Ближнего Востока. Её экономика, не смотря на проблемы развивается, но еще слаба и уязвима, её военный потенциал - существенен, но имеет немало слабых мест и зависит, в первую очередь, от развития экономической ситуации в стране, которая нестабильна, а строить новую Турцию
как региональную сверхдержаву в такой ситуации будет сложно. Более того, усилия Турции распыляются на много направлений, что чревато попасть под асимметричные действия и удары со стороны своих противников, которых становится больше чем союзников. Если Турция не найдёт возможности эффективно решить свои проблемы, то её ресурсы начнут истощаться, а это в первую очередь повлияет на экономику страны. Тогда общественные настроения в Турции могут изменится и обратится против действующей власти. В этом смысле, руководство Турции применяя свою военную мощь для достижения военно-стратегических или геополитических целей в широком региональном масштабе, ведет весьма рискованную игру для будущего своей страны. При этом, все это осуществляется под давлением серьёзных внутренних и внешних факторов, когда финансово-экономическая ситуация ухудшается, а внешние игроки во главе США и ЕС стремятся купировать геополитические амбиции Р. Эрдогана, или его поменять на другого более лояльного Западу человека. Но если нынешняя Турция во главе с Р. Эрдоганом выдержит это, и успехи будут хотя бы частично достигнуты в решении поставленных целей и решаемых задач, то мы будем иметь дело с совершенно другой Турцией, той самой сверхдержавой уже в первой половине XXI века. Однако, как реализуются эти прогнозы покажет время!
Литература:
1. Аватков В.А, Дружиловский С.Б. Армия Турции. Части 1,2. URL: http://factmil strana/turcija/armija_v_turcii_ch1_2018/29-1-0-1620 (дата обращения: 1.09.2021). http://factmil. com/publ/strana/turcij a/ armija_v_turcii_ch2_2018/29-1-0-1621 (дата обращения: 1.09.2021).
2. Алексеева Н., Лобанов М. Выпустить «когти»: к чему может привести новая турецкая военная операция против курдов в Ираке. URL: https://ru.rt.com/g7db (дата обращения: 1.09.2021).
3. Алиев опроверг сообщения об участии наемников в боях Нагорном Карабахе. URL: https://ria.ru/20201015/aliev-1580001510.html (дата обращения: 1.09.2021).
4. В сентябре Азербайджан стал крупнейшим закупщиком вооружений в Турции. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/14/v-sentyabre-azerbaydzhan-stal-krupneyshim-zakupshchikom-vooruzheniy-v-turcii (дата обращения: 1.09.2021).
5. Война в Сирии: опыт турецкой армии. URL: https://www.gazeta.ru/army/ 2017/05/12/10670423.shtml (дата обращения: 1.09.2021).
6. Война до турецкого конца. Карабах воюет - Турцию подозревают. Коммерсантъ, № от 30.09.2020. URL: https://www. kommersant.ru/doc/ 4511188 (дата обращения: 1.09.2021).
7. Ганиев Т.А., Бондарь Ю.М., Карякин В.В. «Специальное страноведение. Турецкая Республика». - М.: ВУ, 2021. Том 1-2.
8. Ганиев Т.А., Задонский С.М. «Военная мощь Турецкой Республики». - М.: ИБВ, 2018. Том 1-2.
9. Ганиев Т.А., Карякин В.В. Гражданская война в Ливии: ход боевых действий и интересы сторон// Архонт, 2020. № 3(18). С. 14-41.
10. Ганиев Т.А. Военная мощь Турецкой Республики в военных проекциях региона Ближнего Востока. URL: http://csef.ru/ru/oborona-i-bezopasnost/340/voennaya-moshh-tureczkoj-respubliki-v-voennyh-proekcziyah-regiona-blizhnego-vostoka-9401 (дата обращения: 1.09.2021).
11. Ганиев Т.А., Карякин В.В. Военная мощь Турецкой Республики в региональных проекциях трансграничных военных операций. URL: https://ca-c.org/journal/2021/journal_rus/cac-03/05.shtml (дата обращения: 1.09.2021).
12. Ганиев Т.А. Военная мощь Турецкой Республики в геополитических проекциях региона Большого Ближнего Востока// Материалы межвузовской научной конференции «Актуальные вопросы военного регионоведения». - М.: ВУ, 2021.
13. Ганиев Т.А., Задонский С.М., Карякин В.В. Военная мощь Исламской Республики Иран. Военная политика и вооруженные силы страны. - М.: ИБВ, 2020. Том 1-2.http://www.arkhontm/KHrn^ (дата обращения: 1.10.2021).
14. Иванов С. Военный потенциал Турецкой Республики (2021). Зарубежное военное обозрение, 2021. № 3. С. 16-24.
15. Как сирийская армия будет освобождать Идлиб. URL: https://news.rambler. ru/middleeast/40690064/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copyli nk (дата обращения: 1.09.2021).
16. Мотор турецкой экспансии. Турция распространяет свое влияние от Ливии до Кашмира. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/09/04/838781-motor-ekspansii (дата обращения: 1.09.2021).
17. Принуждение к конфликту. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4537733? fbclid=IwAR0dr2FduKzqUadJ4_MOMQ2bYj0ivfSN6kclXdZNzfR8hLrOf8oU1w0hc4#id196074 (дата обращения: 1.09.2021).
References:
1. Avatkov V.A, Druzhilovskij S.B. Armiya Turcii. CHasti 1,2. URL: http://factmil strana/turcij a/armija_v_turcii_ch1_2018/29-1 -0-1620 (data obrashcheniya: 1.09.2021). http://factmil.com/publ/strana/turcija/armija_v_turcii_ch2_2018/29-1-0-1621 (data obrashcheniya: 1.09.2021).
2. Alekseeva N., Lobanov M. Vypustit' «kogti»: k chemu mozhet privesti novaya tureckaya voennaya operaciya protiv kurdov v Irake. URL: https://ru.rt.com/g7db (data obrashcheniya: 1.09.2021).
3. Aliev oproverg soobshcheniya ob uchastii naemnikov v boyah Nagornom Karabahe. URL: https://ria.ru/20201015/aliev-1580001510.html (data obrashcheniya: 1.09.2021).
4. V sentyabre Azerbajdzhan stal krupnejshim zakupshchikom vooruzhenij v Turcii. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/14/v-sentyabre-azerbaydzhan-stal-krupneyshim-zakupshchikom-vooruzheniy-v-turcii (data obrashcheniya: 1.09.2021).
5. Vojna v Sirii: opyt tureckoj armii. URL: https://www.gazeta.ru/army/ 2017/05/12/10670423.shtml (data obrashcheniya: 1.09.2021).
6. Vojna do tureckogo konca. Karabah voyuet - Turciyu podozrevayut. Kommersant", № ot 30.09.2020. URL: https://www. kommersant.ru/doc/ 4511188 (data obrashcheniya: 1.09.2021).
7. Ganiev T.A., Bondar' YU.M., Karyakin V.V. «Special'noe stranovedenie. Tureckaya Respublika». - M.: VU, 2021. Tom 1-2.
8. Ganiev T.A., Zadonskij S.M. «Voennaya moshch' Tureckoj Respubliki». - M.: IBV, 2018. Tom 1-2.
9. Ganiev T.A., Karyakin V.V. Grazhdanskaya vojna v Livii: hod boevyh dejstvij i interesy storon// Arhont, 2020. № 3(18). S. 14-41.
10. Ganiev T.A. Voennaya moshch' Tureckoj Respubliki v voennyh proekciyah regiona Blizhnego Vostoka. URL: http://csef.ru/ru/oborona-i-bezopasnost/340/voennaya-moshh-tureczkoj-respubliki-v-voennyh-proekcziyah-regiona-blizhnego-vostoka-9401 (data obrashcheniya: 1.09.2021).
11. Ganiev T.A., Karyakin V.V. Voennaya moshch' Tureckoj Respubliki v regional'nyh proekciyah transgranichnyh voennyh operacij. URL: https://ca-c.org/journal/2021/journal_rus/cac-03/05.shtml (data obrashcheniya: 1.09.2021).
12. Ganiev T.A. Voennaya moshch' Tureckoj Respubliki v geopoliticheskih proekciyah regiona Bol'shogo Blizhnego Vostoka// Materialy mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii «Aktual'nye voprosy voennogo regionovedeniya». - M.: VU, 2021.
13. Ganiev T.A., Zadonskij S.M., Karyakin V.V. Voennaya moshch' Islamskoj Respubliki Iran. Voennaya politika i vooruzhennye sily strany. - M.: IBV, 2020. Tom 1-2.http://www.arkhont.ru/knigi (data obrashcheniya: 1.10.2021).
14. Ivanov S. Voennyj potencial Tureckoj Respubliki (2021). Zarubezhnoe voennoe obozrenie, 2021. № 3. S. 16-24.
15. Kak sirijskaya armiya budet osvobozhdat' Idlib. URL: https://news.rambler. ru/middleeast/40690064/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copyli nk (data obrashcheniya: 1.09.2021).
16. Motor tureckoj ekspansii. Turciya rasprostranyaet svoe vliyanie ot Livii do Kashmira. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/09/04/838781-motor-ekspansii (data obrashcheniya: 1.09.2021).
17. Prinuzhdenie k konfliktu. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4537733? fbclid=IwAR0dr2FduKzqUadJ4_MOMQ2bYj0ivfSN6kclXdZNzfR8hLrOf8oU1w0hc4#id196074 (data obrashcheniya: 1.09.2021).
MILITARY POWER OF TURKEY REPUBLIC IN MILITARY-STRATEGIC PROJECTIONS OF THE GREAT MIDDLE EAST. PART 3
Ganiev T.A.
Professor of military region studies department of Military University of Russian Federation Defense Ministry, PhD (political) and docent
Karyakin V.V. Lecturer of military region studies department of Military University of Russian
Federation Defense Ministry, PhD (military)
Abstract: In this article that consist of 3 parts examines the modern military power of Turkish Republic and its role in ensuring national security and advancing Turkey on the path of regional leadership. An analysis of Turkey's geopolitical and strategic military position in the Middle East, as well as the geopolitical and strategic military views of the Turkish leadership, is presented. The article examines the military potentials of participants and possible scenarios in the event of a hypothetical military conflict between Turkey, Iran, Egypt and Israel. The goals and methods of military operations conducted by the Turkish armed forces in Syria and Northern Iraq, Turkey's participation in the civil war in Libya and its assistance to Azerbaijan in the war to liberate Nagorno-Karabakh are analyzed. The article concludes that Turkey's modern armedforces, despite certain difficulties in development, are the most combat-ready in the NATO bloc and in the Middle East region and provide the Turkish leadership with a solution to all military and political problems.
Key words: Turkey Republic, Turkish Armed Forces, Turkish military operations: Euphrates Shield, Olive Branch, Peace Spring, Sun, Claw-Eagle, Turkish military assistance to Azerbaijan in Nagorno-Karabakh, participation of Ankara in Libyan civil war
Для цитирования: Ганиев Т.А., Карякин В.В. Военная мощь Турецкой Республики в военно-стратегических проекциях региона Большого Ближнего Востока. Часть 3// Архонт, 2021. № 6 (27). С. 4-20.