Научная статья на тему 'Военная история римской Британии'

Военная история римской Британии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная история римской Британии»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РИМСКОЙ БРИТАНИИ

Эзри Григорий Константинович

студент БГПУ, г. Благовещенск Донченко Алексей Иванович

научный руководитель, доктор культурологии, профессор БГПУ, заведующий кафедрой Всеобщей истории, философии и культурологии, г. Благовещенск

1. Сравнительный анализ британского народного ополчения и римской регулярной армии 1.1 Социальный состав и общая военная организация

Рим располагал на территории острова легионами, вспомогательными войсками и флотилией. В легионы принимали только граждан Рима, а во вспомогательные войска и флот неграждан и «варваров». Численность воинских соединений варьировалась в зависимости от конкретного периода времени, разного рода обстоятельств, но всегда была фиксированной. В период Ранней Империи и вплоть до того момента, как Великое переселение народов начало значительно влиять на историю Рима, состояла из исконно римского и романизированного контингента. С началом процесса «варваризации» армия начинает наполняться нероманизированными элементами. До кризиса III века высшее командование римской армии состояло из сенаторов, средний командный состав рекрутировался из всадников. После же кризиса III века сенаторы по большей части не хотят служить в армии, поэтому их должности упраздняются, а высшие и средние командные должности остаются за всадниками. Рядовые имели тоже некоторые шансы на карьерный рост - центурион, либо в случае военных действий могли занять место и повыше (вплоть до императора - «солдатские» императоры, узурпаторы). Армия размещалась в специально сооруженных и оборудованных лагерях, напоминавших целый город. В войсковые соединения входили пехота и конница. Проходила специальное обучение [4, с.23-146; 5, с.159-176].

Британское народное ополчение не делилась на какие-либо особые соединения. В зависимости от тактики представляла собой либо отряды пехотинцев-партизан, скрывающихся по лесам и совершающих вылазки, либо тех же пехотинцев, в ряде случаев использовавших колесницы, и конницу. Вожди и знать осуществляли командование (кто-то один предводительствовал армией в случае относительно скоординированного выступления, либо племенные нескоординированный выступления под предводительством ряда лиц). Собиралось в случае военной опасности. Пехота рекрутировалась из крестьянского населения. Данные соединения римской властью специально не собирались, а созывались местными вождями и знатью. В состав же регулярных римских войск попало крайне малое число бриттов. По сообщения Цезаря, бритты упражнялись в некоторых видах боя, хорошо знали свою местность. Имели некоторый боев опыт как побочный эффект межплеменной борьбы [7, с.1-32; 8: 3137; 9: 1-38; 10: 15-23; 11: 23-38].

1.2 Тактика

Римская армия имела огромный арсенал тактических приемов, в войне искала только победу. У римской армии были щиты, панцири, шлемы, мечи разной длины,

копья, пики, дротики, лук и стрелы. У римской армии был четко продуман походный порядок продвижения, но оставалось поле и творчеству полководца. Останавливалась где-либо, римская армия обязательно строила лагерь, который обеспечивал ей защиту на необходимый период времени (в местах постоянной дислокации строили постоянные лагеря). Были в армии и инженерные соединения, способные во время похода строить дороги и возводить мосты. Во время походов и сражений армии помогал флот как в сухопутных операциях, так и при отражении флота противника. Римская армия очень тщательно вела осаду: лишала осаждённых подвижности путем строительства стен вокруг крепостей и вела осаду, либо проводила штурм городов, предварительно проводя «артподготовку». Римская армия умела обораться при попадании в окружении и будучи осажденной. В сражении на открытой местности либо на неровной местности римская армия могла продемонстрировать другие знания и умения. Могли использовать особенности конкретной местности, либо слабости противника. Боевой порядок отличался маневренностью и гибкостью при полной упорядоченности действий каждого воина: каждый знал свое место в строе и на поле боя. Строились тремя линиями, сомкнутым строем (в том числе «черепахой»: воины щитами закрывают все подразделение со всех сторон) [4, с.151-217].

Британское ополчение не могло похвастаться таким тактическим разнообразием. Да, оно могли вести партизанскую борьбу, скрываясь по лесам и совершая набеги на оторвавшиеся от основных сил римские части. Могло штурмовать слабо укрепленные римские города на острове, могли биться на побережье, комбинируя удары пехоты и конницы, мешая высадке (тоже не очень неприятный способ ведения боя для Рима), такое же комбинирование распространялось и на битвы, на открытой местности (такие битвы при достаточном числе римских войск не оставляли бриттам шансов). Важным преимуществом бриттов было великолепное знание своей местности, однако, со временем по мере изучения острова римлянами, лишились и этого преимущества. Во время похода Цезаря, бритты примяли необычный способ ведения боя (у Тацита, более позднего, чем Цезаря автора, тоже есть подобные сведения): они использовали колесницы. Британцы на колесницах вклинивались в промежутки римской армии и спешивались, возничий при этом занимал такую позицию, которая позволяла пехотинцу удобно эвакуироваться в случае отступления. Стук колес британских колесниц пугал римских лошадей. Бритты на поле боя сражались рассыпным строем, методом группового навала атаковали противника. В таком случае у бриттов не было шансов: мужество было с обеих сторон, а индивидуальное и командное мастерство обеспечивало победу Рима, опять же при достаточном числе римских

войск и их достаточной подготовленности [8: 31-37; 9: 138; 10: 15-23; 11: 23-38].

1.3 Стратегия

Рим старался предотвращать агрессию, строя различные укрепления и усиливая присутствие армии в особо необходимых местах. Среди защитных укреплений можно обнаружить: укрепления вокруг городов и лагерей, использование в таком качестве непроходимых лесов, болот, рек, специально построенные стены на границах (например, валы Антонина и Адриана в Британии). Рим мог в зависимости от конкретных обстоятельств вести себя по разному в отношении своих врагов: воины с целью захвата территории и уничтожения врагов, привлечение «варваров» на свою сторону в качестве федератов или воинов вспомогательных легионов или шmeri, совершать превентивные операции на территории противника, откупаться, в крайнем случае Рим отбивался на своей территории, в еще более крайнем случае мог отдавать территории, либо их просто покидала римская администрация и войска для консолидации на ином театре военных действий. Против врагов римлян использовал флот либо по прямому назначению, либо как резерв воинов [4, с.219-270; 5, с.59, 113138; 12, с.53].

Бритты специально над вопросами стратегии не задумывались в отличие от римлян, однако и их военная деятельность носит черты стратегической деятельности. Города бритты строили укрепленными и прикрытыми густыми трудно проходимыми лесами. При отступлении отсиживались в лесах и ждали удобного момента для атаки. В ходе римского завоевания и провинциального управления действия бриттов носили стихийно оборонительный характер с попытками перейти в контрнаступление при каждом удобном случае. В принципе, бриттам было нечего противопоставить римской военной организации и экспансионистской политики, однако продвижение римлян остановили пикты благодаря труднопроходимым горам Шотландии (хотя у Агриколы были планы по захвату всего острова, но им было не суждено сбыться). Кроме того, Британия подвергалась романизации, местная знать попадала под влияние Рима и его культуры, что отбивало у знати желание сражаться с Римом, подталкивая их к сотрудничеству с завоевателями [7, с.12-51; 8: 31-37; 9: 1-38; 10: 15-23; 11: 23-38].

Выводы. 1) Британское народное ополчение уступало по боевым качествам регулярной римской армии.

2) Римская военная техника совершенствовалась со временем, а британская нет, что, безусловно, уменьшало шансы на победу бриттов.

3) Римская военная стратегия была хорошо разработанной, давала хорошие результаты во взаимоотношениях с врагами. Стратегия бриттов не была теоретически разработана, складывалась стихийно. Умиротворение завоеванных врагов в провинциях, привлечение их к романизации и мирной жизни приводило к положительным результатам: с покоренными народами, в том числе и с бриттами, удавалось налаживать мирное сотрудничество, что, безусловно, повышало защищенность Рима и его границ.

2. Римская военная экспансия и сопротивление бриттов

2.1 Антиримские вооруженные выступления

Вопрос, связанный с крупными антиримскими выступлениями, уже был рассмотрен автором в статье «Ан-

тичные писатели о Римской Британии: крупные антиримские выступления», поэтому к нему нецелесообразно возвращаться здесь [12, с.47-56].

Временами среди бриттов наблюдалось и небольшое брожение, что не вызывало особо беспокойства римских властей: с этим было справиться не так уж и сложно. Особые опасения вызывали племена пиктов на севере острова (современная территория Шотландия). Пикты регулярно устраивали нападения на римские гарнизоны в приграничной полосе. В пограничной полосе в зависимости от успешности наступления менялась дислокация римской армии: Рим некоторое время попеременно занимал то один вал, то другой, затем граница стабилизировалась. Пиктам удавалась времени оттеснить римскую армию от приграничной полосы и захватывать ряд приграничных территорий. Однако римской армии удавалось переходить в контрнаступление и отвоевывать оккупированные территории. Активные военные действия велись при Ком-моде, Септимии Севере, Каракалле, Гете, Аврелиане, Карине, данные императоры получили титулы «Британский» или «Британский Величайший». С началом кризиса III века в Британии иногда восстают римские солдаты, происходят узурпации. [3: LXXIII. 8(1-6); 4, с.307-308; 7, с.12-51; 9: 1-38].

Таким образом, не смотря на романизацию и налаживание мирного сотрудничества с бриттами, покорить их Рим окончательно был не в состоянии: британцы не переносят несправедливого отношения к себе, что побуждает их биться. С другой стороны, приходилось все время держать войска на одном из валов, чтобы противостоять пиктам, что усложняло удержание острова в качестве провинции.

2.2 Римская армия в Британии

В Британии римский гарнизон размещался на одном из валов (на стене Адриана или Антонина), для армии были построены лагеря (в Инчтьютилле при Флавиях, в Незерби в 222 г., в Ланчестере при Гордиане III), в колониях постоянно проживали ветераны. Непосредственно на острове были расквартированы: II Audiutrix (Вспомогательный) при Флавиях, II Augusta начиная с Клавдия, VI Victrix начиная с Адриана, XX Valeria Victrix начиная с Клавдия [4, с.165, 311].

Нагляднее это выглядит так. В Британии постоянно пребывало три легиона: 15 тыс. отборных пехотинцев, 15 тыс. вспомогательных войск (при Трояне, Антонине, Ка-ракалле), при Клавдии и Веспасиане было расквартировано по 4 легиона: со временем число римских войск в Британии сокращается. Кроме того, в Британии была и флотилия. Увеличение и уменьшение числа войск подтверждают и античные писатели, среди них: Евсевий Пам-фил Кесарийский, Зосим, Дион Кассий Коккейан [1: V. 3, 5; 2: I, 8, 25, IV, 28;; 3: LXXV, LXXVI, LXXVII. 10(6), 13(1-4), 15(1-4); 4, с.39, 269-270, 304].

Из Британии было рекрутировано крайне незначительное число солдат: от Клавдия до Нерона всего 1 человек, а в период от начала правления Адриана до конца III века 4 человека. Немного большее число бриттов попало в менее привилегированные соединения: в алы двое, а в когорты 16 человек. Британцы входили в число тех «варваров», которым Рим не доверял, поэтому они служили вдали от родных земель [4, с.119, 135, 140].

2.3 Ключевые военные события во взаимоотношениях Рима и Британии

1. Походы Цезаря 54 и 53 гг. до н.э., приведшие к экономической и политической зависимости Британии от

Рима: бритты дали требуемое число заложников, дали политические обещания, обязались платить все установленные Римом сборы [10: 15-23; 11: 23-38; 6: V, 3].

2. Завоевание Британии Клавдием в 43-47 гг. Юго-восточная часть Британии была занята римской армией, началось включение острова в состав Римского государства [7, с. 12-51].

3. Деятельность Агриколы на острове в 73-83/84 гг. С бриттами начинает налаживаться мирное сотрудничество, границы провинции расширены до гор современной Шотландии. Началась планомерная романизация [3, с.52; 9: 1-38].

4. Римская администрация и войска покидают остров в 409 г. Еще 50 лет Британия в городах будет походить на романизированную территорию, а затем окончательно вернется к своим племенным обычаям, и начнется уже совсем иная история Британии [7, с.51-55].

Выводы. 1) Римская военная экспансия встретила на всем острове сопротивление, которое подавлялось с трудом.

2) Деятельность Агриколы и его последователей по романизации острова и привлечению населения к мирной жизни дала свои плоды: был установлен относительный мир. Однако замирить пиктов не удалось, война с ними велась Римом до самого окончания римской эпохи в Британии.

3) Рим держал на острове значительные военные силы: 3-4 легиона, флотилию. Это позволяло поддерживать относительный мир на острове среди бриттов и римлян, противостоять агрессии пиктов против Рима и бриттов.

4) Не смотря на столь не впечатляющие цифры, некоторым бриттам удалось быть зачисленными в легионы (5 человек), а во вспомогательные войска попали 18 человек. Их политическая устойчивость вызывала у Рима большие сомнения, поэтому они проходили службу вдали от родных мест.

5) Завоевание и романизация острова проходили планомерно, Британия стала частью римского мира, однако из-за общего кризиса Империи, вызванного экспансией «варварских» германских племен, римской армии пришлось оставить остров ради защиты того, что ослабленный Рим еще был в состоянии защищать.

Список литературы:

1. Зосим. Новая история. [Перевод, комментарии, указатели Н.Н. Болгова]. - Белгород: издательство Белгородского государственного университета, 2010.

344 с.

2. Евсевий Памфил Кесарийский. Жизнь Константина. [Электронный ресурс]. URL:

http://lib.rus.ec/b/389685/read#t2// (Дата обращения - 12.10.2012).

4. Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV - LXXX / пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор - История, 2011. - 456 с. - (Fontes sxripti antiqui).

5. Ле Боэк Я. Римская армия эпохи Ранней Империи / Пер. с франц. М.Н. Челинцевой. - М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. -400 с.

6. Сергеев И. Римская Империя в III веке нашей эры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/sergeev/index.php (Дата обращения - 10.03.2014).

7. Страбон. География в 17 книгах. Книга IV. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/ antlitr/t.htm?a=1267761076// (Дата обращения -12.10.2012).

8. Сэлуэй П. Римская Британия (около 55 до н. э. — около 440 н. э.) // История Великобритании: перевод с английского / ред. К. О. Морган. — Москва: Весь Мир, 2008. — 680 с. — (Национальная история).

9. Тацит Корнелий. Анналы. Перевод А. С. Бобовича, редакторы перевода Я. М. Боровский и М. Е. Сер-геенко. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1340777341// (Дата обращения - 12.10.2012).

10. Тацит Корнелий. Малые произведения. Жизнеописание Юлия Агриколы. Перевод А. С. Бобовича, редактор перевода М. Е. Сергеенко. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/thtm ?a=1346763637// (Дата обращения - 12.10.2012).

11. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне. Книга IV. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/

04.php// (Дата обращения - 12.10.2012).

12. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне. Книга V. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/

05.php// (Дата обращения - 12.10.2012).

13. Эзри Г.К. К вопросу о власти и провинциальной политики в Риме. Сборник статей. Сарбрюкен: изд-во LAP. 2014. 68 с.

KAZAKH MODEL OF INTERETHNIC CONSENT AS A BASIS FOR STABILITY

OF THE STATE

Kalenova ^ S., Abdrakhmanova G.S.

Candidates in Historic Sciences, Associate Professors, L.N.Gumilyov Eurasian National University, Republic of Kazakhstan

In article basics of formation and development of the Kazakhstan model of the interethnic relations are covered. Also here it is spoken about activity of Assembly of the people of Kazakhstan. In offered article the main constants of the interethnic relations reveal.

Keywords: Kazakhstan, international relations, Kazakhstan model, Assembly of the people of Kazakhstan, President of the Republic of Kazakhstan, Nursultan Nazarbayev.

The 90th of the last century was marked by the collapse of the Soviet Union; the collapse of the world socialist

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.